Четверг, 2024-03-28, 5:11 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 4 » Скачать Педагогическая антропология В. А. Сухомлинского: опыт воспитания человеческой индивидуальности. Старцева, Ирина Александровна бесплатно
1:56 AM
Скачать Педагогическая антропология В. А. Сухомлинского: опыт воспитания человеческой индивидуальности. Старцева, Ирина Александровна бесплатно
Педагогическая антропология В. А. Сухомлинского: опыт воспитания человеческой индивидуальности

Диссертация

Автор: Старцева, Ирина Александровна

Название: Педагогическая антропология В. А. Сухомлинского: опыт воспитания человеческой индивидуальности

Справка: Старцева, Ирина Александровна. Педагогическая антропология В. А. Сухомлинского: опыт воспитания человеческой индивидуальности : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Екатеринбург, 2002 231 c. : 61 02-13/1690-8

Объем: 231 стр.

Информация: Екатеринбург, 2002


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Педагогическая антропология как предмет научно-педагогического исследования
11 Сущность педагогической антропологии как отрасль педагогического знания
12 Теоретические основания исследования педагогической антропологии
13 Историко-генетический - анализ становления идей педагогической антропологии ВАСухомлинского
ГЛАВА 2 Педагогическая антропология ВАСухомлинского как научно-педагогическое явление
21 Истоки и методологические основания педагогической антропологии ВАСухомлинского
22 Генезис понятийно-терминологического аппарата педагогической антропологии в наследии ВАСухомлинского
23 Основные идеи педагогической антропологии ВАСухомлинского и пути их реализации в его практической деятельности
24 Направления развития идей педагогической антропологии ВАСухомлинского в современных теоретических и прикладных исследованиях

Введение:

Актуальность проблемы и темы исследования состоит в необходимости обращения современного общества к проблемам гуманизации, когда социальные процессы должны иметь в своей основе целостное представление о человеке, внутренний мир которого символизируется в различных формах его деятельности, являя его, человека, существом социальным, общественным. В центре исторической перспективы вновь находится человек. Проблема человека интересовала исследователей во все времена, но особенно остро она стоит сегодня. Обусловлено это тем, что перед обществом, как уже не раз случалось в истории, встают новые задачи, проблемы, которые не могут быть решены в рамках традиционных методов и требуют формирования нового стиля мышления, нового мировоззрения. Такие проблемы возникают из возрождающегося стремления к утверждению гуманных ценностей и идеалов как высших ценностей жизни на Земле.
Гуманистическая ориентация — ведущая тенденция современного образования и научно-педагогического сознания конца XX — начала XXI столетия. Важной предпосылкой успешной разработки современных образовательных парадигм является преемственность, сочетание лучших традиций прошлого и достижений настоящего.
Теоретическим выражением гуманистической ориентации современного образования является антропологический подход, определяющий в педагогике новую методологию, теорию и практику, в основе которых лежат представления о человеке. Отношения на основе антропологического подхода строятся на доверии к природе ребенка, потенциально большим возможностям его развития, его личному опыту.
Современная антропологическая доминанта в образовании обусловливает аксиологическую сущность педагогической науки и формирует ее фундаментальное направление — педагогическую антропологию, в основе которой лежат представления о природе и сущности человека, о природе его воспитания.
Антропологический подход, составляя одну из главных аксиом педагогики с момента ее зарождения, присутствовал в трудах многих педагогов прошлого, но лишь В. А. Сухомлинский возвысил его до уровня главной цели воспитания.
В связи с этим актуальной проблемой является новое прочтение В. А. Сухомлинского, дальнейшее развитие его идей.
Известные широкой общественности факты биографии В. А. Сухомлинского, его высказывания, архивные материалы, служебные документы — все это позволяет утверждать: личность В. А. Сухомлинского и значение его педагогических идей не были до сих пор нами оценены в должной мере. Сегодня развитие творчества выдающегося педагога в педагогической теории и практике необходимо вывести на новый уровень на основе анализа его опыта, с учетом новых философских, социально-психологических, педагогических и других знаний современной науки. В настоящее время следует идти по пути восхождения к антропоцентричной педагогике В. А. Сухомлинского. Выстроить этот путь возможно через осмысление, изучение его идей, воплотивших в себя идеи классического гуманизма, демонстрирующих собственно проблематику педагогической антропологии.
Педагогическую антропологию В. А. Сухомлинского мы рассматриваем как авторскую педагогическую систему, выверенную многолетней практикой, противопоставляющей технократическому обществу гуманистическую ориентацию, объявляющую Человека высшей ценностью на Земле, Средствами своей педагогики он пытался решить глобальные проблемы цивилизации: Человек и мир, Человек и общество, Человек и природа. Человек и человек. Его антропологический подход к воспитанию — это вера в общечеловеческие ценности и неповторимость человеческой индивидуальности, талантливость и самобытность каждого.
Изучению педагогической деятельности В. А. Сухомлинского посвящено множество научно-популярной литературы, статей, брошюр (Ю. А. Азаров,
A. М. Борисовский, К. Н. Григорьев, А. Г. Дзеверин, О. Н. Иванчикова, М. И. Любицина, Е. Г. Родчанин, И. А. Зязюн, Б. С. Тартаковский, Г. П. Туюкина, М. И. Мухин, С. А. Соловейчик, Г. Б. Медынский). Высок интерес к уникальному наследию педагога международных исследователей: А. Кокерель (Австралия); С. Тодоров, Л. Милков (Болгария); А. Петрикаш (Венгрия); Г. Веттштед, У. Грош, Э. Гюнтер, Ю. Полцин, Р. Штайник (Германия); Би Шу-джи, Ван И-гао, Тан-Чи-цы (Китай); М. Быблюк (Польша); Т. Идзюин (Япония) и др. Труды В. А. Сухомлинского изданы на 60 языках народов мира общим тиражом около 13 млн. экземпляров, лучшая книга «Сердце отдаю детям» выдержала 55 изданий на 29 языках мира. Сейчас, когда педагогическая общественность страны решает стратегические задачи модернизации содержания общего и профессионального образования, идеи и практический опыт выдающегося педагога, думается, сыграют свою продуктивную роль. О повышенном внимании к наследию павлышского педагога свидетельствует тот факт, что различные аспекты его деятельности освещены в кандидатских и докторских диссертациях. Но ни в одном из проанализированных нами исследований мы не нашли систематизированного изложения антропологических воззрений В. А. Сухомлинского.
Это обстоятельство приводит к определению основного противоречия между потребностью современной педагогики иметь представление о природе и сущности человека, природе его воспитания и отсутствием такого представления и связи между этими понятиями.
Из анализа актуальности и противоречия вытекает проблема рассмотрения
B. А. Сухомлинского как ученого-антрополога, сумевшего обосновать необходимость связи природы и сущности человека и природы его воспитания. В данном аспекте творчество В. А. Сухомлинского не исследовано. Он не представил систематического изложения своего творческого вклада в разработку важнейших проблем педагогической антропологии. Однако оно объективно присутствует в его многочисленных трудах, в педагогическом творчестве его учеников и последователей.
Анализ актуальности, противоречий и проблемы позволил определить тему исследования: «Педагогическая антропология В. А. Сухомлинского: опыт воспитания человеческой индивидуальности».
Объект исследования — педагогическая антропология В. А. Сухомлинского.
Предмет исследования — опыт воспитания человеческой индивидуальности в педагогической антропологии В. А. Сухомлинского.
Цель исследования: с историко-философских и психолого-педагогических позиций раскрыть, определить и обосновать сущность фундаментального направления современного образования — педагогической антропологии — и на этой основе выявить истоки, систематизировать и обобщить теоретические представления В. А. Сухомлинского в области педагогической антропологии.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что педагогическая антропология В. А. Сухомлинского— это авторская педагогическая система, ведущими компонентами которой являются: а) идея воспитания человеческой индивидуальности; б) идея формирования воспитывающей гуманистической среды; в) идея становления гуманистической компетентности педагога.
Исходя из цели и рабочей гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1 Для выявления исторических предпосылок педагогической антропологии В. А. Сухомлинского осуществить историко-генетический анализ гуманистической традиции воспитания.
2 Рассмотреть педагогическую антропологию В. А. Сухомлинского как авторскую педагогическую систему. з. Определить вклад В. А. Сухомлинского в развитие гуманистической педагогики в России и показать возможность творческого использования его наследия в обогащении теории и практики современного воспитания и образования.
Методологическая и теоретическая основы исследования.
Теоретико-логический уровень исследования опирался на человековедческие положения античной философии, христианской, философии Ренессанса, Р. Декарта, И. Канга, И. Гердера, Г. Гегеля, J1. Фейербаха; представителей русской религиозно-философской мысли: Н.А.Федорова, B.C. Соловьева, П.Ф.Флоренского, Н. А. Бердяева; положения экзистенциализма, герменевтики, философии Ф. Ницше, философской антропологии о человеке как самоценности М. Шелера и Г. Плеснера, об организации человеческого бытия и структуре человеческого универсума Ю. М. Федорова; педагогические антропологические положения «классиков» педагогических течений М. И. Демкова, В.А.Вагнера, П. Ф. Каптерева, В. М. Бехтерева, А. П. Нечаева, Н. Е. Румянцева, В.П.Вахтерова, С.Т.Шацкого, А.П.Фортунова, П. Г. Мижуева, П. А. Кропоткина, К. В. Вентцеля, П. П. Блонского; положения культурно-исторической теории J1. С. Выготского, В. В. Давыдова;
Проблемно - генетический уровень исследования определяли положения комплексного изучения человека Н.А.Бердяева, В.С.Мерлина, Б. Г. Ананьева, С. Ангелова, М. Бубера, В. Лепенисса, М. Лидтке, философско-педагогические антропологические положения «классиков» философской антропологии Г Ноля, Г. Депп-Форвальда, О. Ф. Больнова, В. Лоха, И. Дерболава, Г. Рота; педагогические антропологические положения К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, П. Ф. Лесгафта; положения проблемы единства биологического и социального в человеке К. Маркса, И. Т. Фролова, Э. В. Ильенкова, Г1. Н. Федосеева, С.Л. Рубинштейна, Б. М. Те плова, Б. Ф. Ломова, положения отечественных психологов по проблеме личности Л. С. Выготского, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, В.Л. Мясищева, Л. И. Божович, К. А.
Абульхановой-Славской, И. С. Кона, Э. В. Ильенкова, Д. Б. Эльконина, А. В. Петровского, В. В. Давыдова; зарубежных психологов К. Роджерса, Г. Олпорта, Д. Келли; положения Г. Щедровицкого, В. И. Гинецинского, В.Ф. Сержантова, Б.М. Бим-Бада.
Историко-генетический уровень исследования включал в себя рассмотрение генезиса гуманистической традиции в воспитании, где мы опирались на труды Сократа, Протагора, Аристотеля, Платона; представителей эпохи Возрождения — Т. Мора, Т. Компанеллы, Я. Коменского, Леонардо да Винчи, В. Ратке, И. Г. Песталоцци; в российской педагогике - В. Мономаха, И. Пересветова, И. Федорова, П. Мстиславца; в более поздний период — А. Н. Радищева, Н. И. Новикова, М. В. Ломоносова, И. И. Бецкова, И. Н. Добролюбова, Л. Н. Толстого, П. Ф. Каптерева, Н. К. Крупской, Луначарского, А. С. Макаренко, К. Э. Циолоковского, Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильенкова, С. Н. Лысенковой, В. Ф. Шаталова.
В современной педагогике изучались труды B.C. Библера, С. Ю. Курганова -«Школа диалога культур»; В. И. Тюпы, Ю. Л. Троицкого - «Школа коммуникативной дидактики»; Н.А.Алексеева, И. С. Якиманской, В. В. Серикова -Личностно-ориентированное обучение; Е. В. Бондаревской -«Социально-культурная концепция»; А. В. Петровского, Л. В. Занкова-«Личностно-ориентированная дидактика; Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова -«Развивающая модель»; А.С.Белкина - «Витагенное образование»; М. Н. Дудиной - «Этическая педагогика», Н. И. Сакуровой - «Гуманистическая концепция образования Михаила Пселла». Этапы исследования
На первом этапе (1997—1998) был проведен анализ философской, психологической, педагогической литературы с целью разработки теоретико-методологических основ исследования; определялась тема, ведущие проблемы, объект, предмет, цель исследования; формулировалась рабочая гипотеза, конкретизировались задачи, накапливался эмпирический материал.
На втором этапе (1998—2000) определены теоретические основы педагогической антропологии, уточнялся ее понятийно-категориальный аппарат, обобщался и систематизировался теоретический и накопленный эмпирический материал по проблеме исследования. Было определено место педагогической антропологии в системе наук о человеке, рассмотрена иерархия представлений о человеке в педагогической антропологии, определена логическая структура педагогической антропологии В. А. Сухомлинского, разработана программа спецкурса «Основы педагогической антропологии» для студентов педагогических вузов, составлен тематический сборник «Педагогическая антропология
В. А. Сухомлинского в терминах и понятиях».
На третьем этапе (2000—2002) проводилась корректировка разработанных теоретических положений, оформлялись материалы диссертации.
Методы исследования. В ходе исследования были использованы методы: изучение первоисточников, архивных материалов, историко-педагогической литературы; теоретический, историко-педагогический анализ, обобщение и систематизация материалов исследования.
Источники диссертации включают: педагогические труды В. А. Сухомлинского, архивные материалы, публикации российских и зарубежных исследователей о деятельности и творческом наследии педагога, материалы периодической печати. Использованные диссертантом источники подбирались с учетом цели исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1 Осуществлена попытка реализации системного подхода к исследованию педагогической антропологии на основе идей В. А. Сухомлинского.
2 Выявлен круг ведущих идей педагогической антропологии В. А. Сухомлинского, определяющих антропологическую, гуманистическую ориентацию воспитания:
• воспитание человеческой индивидуальности;
• формирование воспитывающей гуманистической среды;
• становление гуманистической компетентности педагога. з. Выявлены исторические пути генезиса основных научных идей В. А. Сухомлинского.
4 Установлены связи педагогической антропологии В. А. Сухомлинского с современными педагогическими идеями и теориями.
Теоретическая значимость исследования
1 Раскрыты представления о сущности педагогической антропологии, определено ее место в системе наук о человеке.
2 Представлена система авторских трактовок педагогических понятий, раскрывающих сущность основных идей педагогической антропологии В. А. Сухомлинского.
Практическая значимость исследования
1 Выявлены пути практического воплощения идей педагогической антропологии В. А. Сухомлинского в практической деятельности современных педагогов, в аспекте формирования их гуманистической компетентности.
2 На основе проделанной работы разработан спецкурс «Основы педагогической антропологии» для студентов педагогических вузов. з. Систематизированы авторские трактовки ключевых понятий педагогической антропологии В. А. Сухомлинского, что поможет педагогам и студентам педагогических вузов сориентироваться в педагогическом опыте В. А. Сухомлинского.
На защиту выносятся следующие положения:
1 Педагогическая антропология — фундаментальное основание педагогической теории и практики.
2 Педагогическая антропология В. А. Сухомлинского в систематизированном изложении включает в себя три круга научно-педагогических идей:
• воспитание человеческой индивидуальности;
• формирование воспитывающей гуманистической среды;
• становление гуманистической компетентности педагога. з Рассмотрение компонентов педагогической антропологии В. А. Сухомлинского основывается на выделении взаимосвязанных кругов идей, отраженных в содержании авторских трактовок, понятий.
Достоверность научных результатов обеспечивается использованным комплексом методов, адекватных поставленным в исследовании задачам, методической доказательностью сделанных выводов.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе преподавания курса «Основы педагогической антропологии» в Нижнетагильском государственном педагогическом институте, в практике работы с педагогами и детьми гимназии высшей категории (№ 86) г. Нижнего Тагила.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 267 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz