Пятница, 2020-10-30, 1:03 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 9 » Скачать Парадигмы музыкального мышления в трактате Анонима IV. Чернова, Анна Викторовна бесплатно
2:52 AM
Скачать Парадигмы музыкального мышления в трактате Анонима IV. Чернова, Анна Викторовна бесплатно
Парадигмы музыкального мышления в трактате Анонима IV

Диссертация

Автор: Чернова, Анна Викторовна

Название: Парадигмы музыкального мышления в трактате Анонима IV

Справка: Чернова, Анна Викторовна. Парадигмы музыкального мышления в трактате Анонима IV : диссертация кандидата искусствоведения : 24.00.01 Владивосток, 2004 298 c. : 61 05-17/63

Объем: 298 стр.

Информация: Владивосток, 2004


Содержание:

Раздел 1 Трактат Анонима IV как источник исследования
11 Источники трактатаи сведения об авторе
12 Датировка трактата Структура трактата, ее соотношение с трактатом Иоанна де Гарландии «О мензуральной музыке»
13 Периферическая проблематика трактата Анонима IV
14 Аноним IV как историк музыки
15 Жанр и стиль трактата
Раздел Ритмическая теория в трактате Анонима IV
21 Понятие ритмического модуса
22 Система мензуральных категорий
23 Понятие ордо Перфектные и имперфектные модусы
24 Дробление модусов
25 Нерегулярные модусы
Раздел Теория нотации в трактате Анонима IV
31 Понятия простых и связанных фигур
32 Начертание и классификация фигур
33 Правила чтения нотных знаков
34 Учение о паузах
Раздел Структурно-семантический каталог
41 Триада оппозиций и особенности ее реализации в научной теории и тексте трактата Анонима IV
42 Оппозиция дискретное континуальное в музыкальном мышлении автора трактата

Введение:

Актуальность темы. В истории музыки «мензуральный период» (XIIXV века) - одна из интереснейших эпох. Это справедливо как в отношении музыкальной науки, так и музыкальной практики. В указанный период происходит научное и практическое осознание и освоение временной стороны музыкального искусства, становятся востребованы знания и опыт ученых античности, которые изучали временные искусства - риторику, поэтику, ритмику. Для европейской культуры это - период укрепления государственности, становления «западных» типов производства, юриспруденции, системы образования, национального самоопределения.Это период организации первых европейских университетов, в которых складывались система образования, научное мышление, формы передачи научного знания. Музыкальная наука' в Средние века в рамках университетской системы образования также выполняла одну из ведущих ролей - роль формирования творчески мыслящей личности^, сочетающей в себе знания и навыки в различных, с точки зрения современного человека, областях - богословия, христианских обрядов, эстетики, чтения и исполнения нот и составления музыкальных композиций.Длительный период древней истории музыкально-теоретической науки (Античность, Средневековье) можно назвать «синкретическим», когда она, как и музыкальная практика, по выражению Е.В. Герцмана стремилась «освоить тот "строительный камень"; который по-разному проявлялся в многочисленных музыкальных произведениях, неодинаковых по стилю авторов — звуки, интервалы, индивидуальные по величине и содержанию звуковые системы и взаимодействия между ними» [44, 30]. В Средневековье такое освоение и осознание осуществлялось музыкой в рамках ' Под музыкой автор, опираясь на традиции рассматриваемого периода, понимает именно науку, теоретические основы искусства. ^ Музыка в системе свободных искусств (artes liberales) изучалась на подготовительном факультете университета, который являлся базой, общим образованием, предваряющим обучение на одном из основных факультетов - юридическом, философском (богословском) или медицинском. системы дисциплин («семь свободных искусств»), руководимых философией.Это отразилось в методологической общности, преемственности терминологического аппарата различных наук, жанровой полиморфности и соответствующем стиле музыкально-теоретических трудов.Отмеченные выше особенности, на наш взгляд, в полной мере демонстрирует один из самых объемных по масштабам и проблематике трактатов ХШ века, «De mensuris et discantu», получивший название «Трактат Анонима IV» согласно своему местоположению в наиболее раннем научном издании музыкально-теоретических источников Средневековья и Возрождения [17]. Актуальность данного теоретического источника на момент его составления и для истории культуры в целом, трудно переоценить, так как он представляет собой полное и подробное изложение центральных для XIII века проблем музыкальной науки и практики. В трактате детально рассмотрены проблемы ритма и нотации, изложены особенности составления полифонических композиций, в том числе и в части теории созвучий, их составляющих. Даны указания на имена композиторов, рекомендованный к исполнению канонический музыкальный репертуар, что является большой редкостью для подобных текстов Средневековья. Таким образом, трактат Анонима IV в целом является важным памятником научной мысли, создавая достаточно полное представление о музыкальной жизни Европы в XII-XIII веках.Столь значительный объем работы и обширное содержание в теоретической работе Средневековья встречается впервые именно в виде феномена трактата Анонима IV, это обусловливает его большую историкокультурную ценность. По причине отсутствия полного перевода трактата на русский язык, его детальное изучение до настоящего времени не производилось.Степень разработанности проблемы. Изучение музыкальной теории и практики периода XII-XIII веков привлекало внимание отечественных исследователей достаточно продолжительное время.Изучение памятников музыкально-теоретической мысли Средневековья началось с первых изданий трактатов в конце XVIII - XIX веках [17; 19]. До середины XX века собственно источниковедческий анализ изданных трудов не проводился, но их фактологическая база постоянно использовалась в исследованиях и учебниках по теории и истории музыки[48; 52; 149; 193].Позже появляются специализированные исследования, созданные на основе средневековых трактатов, выходит ряд критических изданий их текстов [155; 168; 184]. Основная задача, стоявшая перед исследователями - достоверное воссоздание деталей эволюции музыкальной истории, значительное количество которых было рассредоточено в подобных источниках.С 60-х годов XX века наступает подъем в отечественной медиевистике и источниковедении, занимающихся изучением научных и культурных памятников Античности и Средневековья, В настоящее время создан ряд глубоких исследований, своим системным и концептуальным подходом корректирующий взгляды более ранних авторов (как отечественных, так и зарубежных), чей описательный метод не следует считать единственно верным для истории музыки.Немаловажным нам представляется факт, что в 70-90 годы XX века на русский язык с древнегреческого и латинского языков переведено значительное количество первоисточников. В Москве, Новосибирске, Владивостоке сложились сообщества историков музыки, занятых изучением теоретических трудов далекого прошлого . Таким образом, можно говорить о традиции, и что еще более важно, формировании культуры отношения к музыкальному искусству и музыкальной науке Античности и Средневековья не только как к феноменам культуры далекого прошлого, но и как к явлениям, созвучным современным поискам путей развития культуры.Формируется и локальная, но не менее важная традиция переводов, которая позволяет установить точные корреляты между введенными в обиход яркий пример - деятельность Коллегии старинной музыки в Москве, образованной в 1992 году. первоисточниками. На настоящий момент сформировался определенный стиль переводов, идет процесс унификации и уточнения терминологии.К трактату Анонима IV историки музыки обращались с момента его первой публикации. Трактат не номинирован, и это являлось серьезной проблемой для ученых Нового времени, так как существовали версии о свободном, не авторизованном пересказе положений трактата Гарландии, которые составили основу трактата Анонима IV. Один из крупнейших исследователей средневековой музыкальной культуры, автор кратического издания трактата Анонима IV, немецкий ученый Фриц Реков опровергает сложившееся в медиевистике мнение об учении Анонима IV только как о парафразе более известного в кругах музыкантов трактата Иоанна де Гарландии «О мензуральной музыке» («De musica mensurabilis»), считая, что в этом случае остаются необъяснимыми знаменитые сообщения Анонима IV о композиторах и композициях, о музыкальной теории и музыкальной практике, нетипичные для музыкально-теоретических источников XIII века [188 l,16-17f.Если обратиться к новейшим по времени медиевистическим исследованиям, нельзя не упомянуть труды американского профессора Джереми Юдкина [205; 206; 207]. Американский автор давно и плодотворно занимается переводами и исследованиями мензуральных трактатов, и в своих трудах делает выводы о самостоятельности и самоценности трактата Анонима IV. Его заслуга - популяризация в США и англоязычных странах трактата и содержащихся в нем сведений.В отечественном музыкознании трактат Анонима IV до настоящего момента не получил достойного отражения по причине отсутствия полного перевода текста, хотя он часто упоминается как в учебниках по истории музыки, так и различных исторических и теоретических трудах. Цитаты и свободные ссылки на текст трактата даны в учебниках по истории музыки [48; * в критическом издании Ф. .Рекова текст трактата дополнен целым рядом конкорданций - текстовых совпадений, найденных издателем при сравнении близких по времени и проблематике трактату средневековых научных трудов. Одна из задач подобного издания - показать сложную систему взаимосвязи текстов музыкально-теоретических источников.61; 82], статьях в Музыкальной энциклопедии и Музыкальноэнциклопедическом словаре [31; 32; 33; 36; 63; 111; 112; 120; 124].В статьях и монографиях отечественных исследователей ( Ю. Холопов, Ю. Евдокимова, Р. Поспелова, В. Федотов - 61; 63; 102; 103; 128; 129; 139) использованы факты, изложенные в трактате Анонимом IV, однако, по общему мнению исследователей XX века, данный трактат не обладает реформаторской значимостью, не отмечает начала новой эпохи в музыкальном мышлении, и в силу ряда особенностей (наличие прямых цитат заимствований из текстов более ранних средневековых и античных трудов, отсылки к текстам других авторов), не может считаться самостоятельным и этапным для соответствующей эпохи^.Автор настоящей работы придерживается другой точки зрения. Перевод трактата с латинского языка был сделан совместно с В. Федотовым, так же, как и краткий источниковедческий обзор центральных проблем, обсуждаемых в трактате. Первый этап исследования позволил сделать предварительные выводы о большой научной и практической значимости трактата Анонима IV и необходимости более глубокого его изучения.Объект исследования Объектом нашего исследования является трактат Анонима IV, а также теоретические и практические феномены музыки соответствующего времени, создающие ему научно-культурный контекст.Предмет исследования Предмет исследования - музыкальное мышление ученых Средневековья, в особенности, теории ритма и нотации и их смены, происходящие под воздействием эволюции музыкальной практики как в части составления и исполнения композиций, так и в части их графической фиксации.Все сказанное выше подтверждает неослабевающий интерес к трактату в англоязычных странах, в особенности, в США. На настоящий момент там сделаны уже два полных перевода трактата с латинского на английский язык. Большой популярностью в США и странах Европы пользуется женский вокальный ансамбль Anonymous 4 из Нью-Йорка, исполняющий музыку Средних веков и Возрождения.Источи и ковая база Автором диссертации были сделаны переводы следующих латинских первоисточников: трактат Анонима IV переводился совместно с В. А. Федотовым (редакция ряда глав и разделов трактата выполнена Р. Л.
Поспеловой); трактаты Анонима «Искусство мензуральной музыки согласно Франко» («Ars musicae mensurabilis secundum Franconem») и Петра Пикардийского «Краткое искусство составления мотетов» («Ars motetorum compilata breviter») переведены совместно с Поспеловой Р. Л.; трактат Магистра Ламберта (переведено мною - А.Ч,).Данные трактаты содержат значительно количество неизвестных современной науке фактов. При переводе мы стремились сохранить аутентичный эпохе стиль авторов, архаизмы, локальные стилистические обороты, оставить в неприкосновенности терминологию, принятую в мензуральных трактатах того времени.Базой исследования также являются музыкальные композиции исследуемой эпохи, которые с одной стороны, могут выступать как иллюстрации и комментарии к научным тезисам и концепциям, с другой стороны, являются результатом теоретического мышления (нотная запись, рационалистическое мышление авторов композиций - более математиков, чем вдохновенных творцов).Географические рамки В центре исследования - средневековый научный Париж и его культурная периферия, «Точки» периферии для данного трактата в сравнении с научными трудами его современников очень многочисленны и включают в себя не только города Франции, но также Англию, Испанию и Италию.Хронологические рамки определены нами с 1150 по 1314 годы - с условно определяемой исследователями даты начала творчества великих композиторов Средневековья Леонина и Перотина до перехода музыкантов к иным жанрам, формам, принципам нотации - т. н .периоду Ars nova «Нового искусства».Методологические основания работы. Для изучения музыкального мышлении Анонима IV мы использовали комплекс методов, в том числе традиционный для музыкальной медиевистики - историко-сравнительный метод. Этот метод включает в себя синхронизацию - соотнесение теоретических трудов друг с другом и с описываемыми явлениями музыкальной практики для более полного и многостороннего их понимания.Применяется и диахронный подход, так как новый для современных российских ученых теоретический труд должен быть введен в научный и культурный обиход не только как источник аутентичных для средневековой культуры знаний, но использован для прояснения единых для научного мышления различных эпох форм отражения реальности. Для более полного понимания специфики музыкальной теории трактата Анонима IV нам представляется необходимым применить также историко-н:исте1мный методе и метод выявления струюурно-семантического каталога как формы соотношения элементов теории, практики, базисных форм мышления в музыкальной науке XII-XIII веков на основе данного музыкальнотеоретического источника.Все названные выше методы мы предлагаем объединить с новым для источниковедения принципом парадигматического анализа. Понятие «парадигма», и метод собственно парадигматического исследования, как нам представляется, для изучения особенностей музыкально-теоретического мышления ученых Средневековья может приобретать интегрирующее значение.^ Традиционно в современной науке используются как понятие «парадигма», так и «парадигмы»*, спектр их смыслов очень широк.Подробнее об этих методах см. 24, 12-31 Парадигма - это по возможности минимальное множество объектов (единиц), откуда мы запрашиваем такой объект или единицу, которые хотим наделить актуальным смыслом. Парадигматический объект характеризуется тем, что он связан с другими объектами своего класса отношением сходства или несходства: две единицы одной парадигмы должны иметь некоторое сходство для того, чтобы могло стать совершенно очевидным различие между ними. (Барт Р.). * Нам представляется, что названные понятия стали использоваться при анализе музыкального текста и музыкального мышления - [60] - закономерно - в конце XX века вновь, как и в античности и в Средние века, на передний план культуры выдвинулась фигура демиурга-творца художественного пространства. т Щ По мнению Л. Дьячковой, «Парадигма выступает как системообразующий принцип, обеспечивающий единство системы» [60, Обратившись к понятию «парадигма музыкального^ мышления», отметим, что мы рассматриваем его как системообразующий принцип, под влиянием которого выстраиваются отношения и оппозиции основополагающих элементов музыкальной науки определенного периода ее развития. На основе этих оппозиций и формируется структурно. семантический каталог мышления.Парадигматический анализ, таким образом, заключается в изучении качеств элементов составляющих основу объекта анализа, выяснении их соотношений и определении особенностей парадигмы на основе системы отношений, оппозиций и иерархии названных элементов.Научной базой работы послужили многочисленные труды российских и зарубежных ученых известных как в области теории, так и истории культуры. Прежде всего, это работы отечественных медиевистов - Р. Грубера, Ю. Холопова, Е. Герцмана, В. Федотова, Р. Поспеловой, В. Цьшина [41; 42; 43; 44; 48; 98-107; 127-130; 137-139; 144], а также фундаментальные - труды западных исследователей - X. Римана, У. Уэйта, В. Апеля, Ф. Рекова, посвященные музыкальной теории и нотации ХП-ХШ веков [154; 155; 158; 187; 188; 192; 193; 201]. Комплексный методологический подход к изучаемым проблемам сложился на основе различных по направленности и жанрам трудах отечественных культурологов и искусствоведов: Ю Лотмана, А. Пелипенко, И. Яковенко, Г. Алексеевой, Л. Дьячковой [85; 108; 24; 60] .Цель работы Выявление парадигмы музыкального мышления Анонима IV, как представителя научной мысли XIII века, чей труд появляется в переломный для средневековой музыкальной науки период. ' Под музыкой мы, опираясь на традиции рассматриваемого периода, понимаем именно науку, теоретические основы искусства.Задачи: 1 Определить подходы к выявлению парадигмы музыкального мышления Анонима IV посредством изучения базовых качеств трактата: имеются в виду время и цели его написания, особенности стиля, жанра, языка, терминологии, проблематики.2 Исследовать особенности теоретической модели музыкального времени и формы ее реализации в трактате как системы ритмических модусов; 3 Рассмотреть качества предлагаемой в трактате Анонима IV нотации - системы записи музыкального текста как проявление парадигмы музыкального мышления средневекового теоретика.4 Выявить структурно-семантический каталог музыкальной науки XII - начала XIII веков на материале трактата Анонима IV и определить на его основе особенности парадигмы музыкального мышления.На защиту выносятся следующие положения: 1. Ведущая парадигма музыкального мышления ученых Средневековья, определяемая нами как переход от континуального к дискретному, ярко проявляет себя в трактате Анонима IV.2. Теоретическая модель музыкального времени функционирует в трактате как система ритмических модусов.3. Нотация в трактате Анонима IV является проявлением парадигмы музыкального мышления. В данном музыкальнотеоретическом источнике формируется единая парадигма модальномензуральной нотации, которая отражает переход от континуального к дискретному.4. Трактат Анонима IV является важным памятником научной мысли, теоретическая концепция, изложенная в нем - самостоятельна и этапна для соответствующей эпохи, имеет большую научную и практическую значимость, 5. Структурно-семантический каталог музыкальной науки ХШ века путем определения ведущих оппозиций демонстрирует специфику парадигмы музыкального мышления.Научная новизна 1 В научный обиход введен новый источник путем представления полного перевода на русский язык трактата Анонима IV с текстологическими комментариями к нему.2 Данный музыкально-теоретический источник включен в научный и практический контекст, соотнесен с современными ему теоретическими трудами и музыкальными рукописями, выявление преемственности в традиции музыкальной теории Античности и Средневековья.3 На материале трактата выявлена и исследована специфика музыкального мышления средневековых ученых, инвариантных и вариативных форм функционирования ритмики и нотации Средневековья, и вариативных форм функционирования ритмики и нотации Средневековья.Практическая значимость работы 1 Исследование научного мышления Исследование научного мышления и специфики научных музыкальных текстов Средневековья имеет важное научное и практическое значение.2 Материалы исследования могут быть включены в учебные курсы истории музыки, истории культуры, музыкальной литературы в музыкальных училищах, колледжах искусств, консерваториях, институтах искусств и культуры.3 Вводимый в научный обиход трактат может служить базой для дальнейших исследований в областях истории и теории искусства и культуры Средневековья, европейского искусства различных эпох, а также является источником аутентичных знаний об эпохе для широкого круга читателей..Апробация работы Результаты исследования докладывались на научной конференции в Московской гос. консерватории *'ARS NOTANDI" (Москва, 1997); научной конференции ДВГАИ «Культура Дальнего Востока, России и стран АТР: Восток—^Запад» (Владивосток, 2000), международной научной конференции ДВГТУ «Новое видение культуры мира в XXI веке» (Владивосток, 2003), региональной конференции «Вологдинские чтения» (Владивосток, 2004), научно-теоретической студенческой конференции (Владивосток, 1992), а также на заседаниях кафедры искусствоведения ДВГТУ. Публикации По теме диссертации опубликовано 5 статей, общим объемом 1,9 п.л.Структура работы Работа состоит из Введения, четырех Разделов, Заключения, Списка литературы и источников и Приложения, включающего в себя перевод трактата Анонима IV, краткий текстологический комментарий и Глоссарий.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 98 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz