Четверг, 2024-03-28, 1:10 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 29 » Скачать Особенности психологического сопровождения учащихся в учреждениях начального профессионального образования. Федосенко, Екатерина бесплатно
11:55 PM
Скачать Особенности психологического сопровождения учащихся в учреждениях начального профессионального образования. Федосенко, Екатерина бесплатно
Особенности психологического сопровождения учащихся в учреждениях начального профессионального образования

Диссертация

Автор: Федосенко, Екатерина Владимировна

Название: Особенности психологического сопровождения учащихся в учреждениях начального профессионального образования

Справка: Федосенко, Екатерина Владимировна. Особенности психологического сопровождения учащихся в учреждениях начального профессионального образования : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 Санкт-Петербург, 2007 220 c. : 61 07-19/331

Объем: 220 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2007


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 проблема психологического сопровождения учащихся Начального профессионального образования в науке Ю
11 Теоретические основы психологического сопровождения
12 Психологическое сопровождение учебного процесса в начальном профессиональном образовании: содержание, формы и методы психологического сопровождения учащихся
13 Психологические особенности учащихся учреждений начального профессионального образования
14 Проблема девиантного поведения учащихся учреждений начального профессионального образования
ГЛАВА II Организация, объем, методы исследования и их обоснование
21 Структура и объем работы, характеристика обследованной выборки и организация исследований
22 Методы исследования и их обоснование
23 Методы математико-статистической обработки результатов исследования
ГЛАВА III Результаты исследования
31 Динамика социально-психологических, психологических и психофизиологических особенностей учащихся начального профессионального образования
32 Психологические особенности учащихся начального профессионального образования
33 Анализ мотивационных установок и профессиональной направленности учащихся начального профессионального образования
34 Особенности психологических защитных механизмов у учащихся начального профессионального образования
35 Разработка прогностической модели для выявления учащихся с высокой степенью риска дезадаптационных нарушений на начальном периоде обучения
36 Психологическое сопровождение учебного процесса в учреждениях начального профессионального образования
37 Комплекс методов оказания психологической помощи учащимся учреждений начального профессионального образования
ВЫВОДЫ

Введение:

Отмечающийся в последнее время в России экономический подъем предполагает совершенствование системы начального профессионального образования (НПО). Так, на заседании Правительства Российской Федерации от 5 июня 2003 года был рассмотрен вопрос «О совершенствовании системы начального профессионального образования», определена государственная политика в области подготовки квалифицированных рабочих кадров. Министерством образования Российской Федерации взят курс на опережающее развитие НПО, однако при этом было отмечено, что современные учреждения НПО испытывают большое количество трудностей, основная из которых -комплектование этих учреждений учащимися, обладающими необходимыми профессионально важными качествами. Особая роль в реанимировании системы НПО отводилась психологической службе, способствующей успешной адаптации к условиям нового учебного заведения и дальнейшей профессиональной деятельности учащихся, большинство из которых - это подростки, относящие к так называемой «группе риска» (Профессиональное образование №9,2003; №1,2004).
Результаты проведенных научных исследований показывают, что за последние 20 лет частота функциональных нарушений, встречающаяся у подростков, обучающихся в профессиональных училищах, возросла до 74,5%, а количество хронических заболеваний на 23% (А.Г. Ильин, 2005).
В последние время среди учащихся учреждений НПО стали чрезвычайно распространены стереотипы поведения, сопряженного с риском для здоровья. В настоящее время более 64% подростков курят, около 75% употребляют различные алкогольные напитки. По данным анкетирования опыт использования наркотических веществ среди учащихся учреждений НПО составил около 75% (А.Т. Глазунов, Т.И. Шульга, К.М. Астахов, 2002).
Среди негативных факторов, влияющих на гармоничное развитие личности учащихся учреждений НПО, необходимо отметить рост нравственной деформации родителей: уклонение от воспитания детей, рост алкоголизации, увеличение распадающихся и распавшихся семей и др. Следствием этого является снижение адаптационных возможностей учащихся, которые влияют на успешность профессионального обучения и дальнейшую профессиональную деятельность.
Обозначенные проблемы не могут быть решены без психологического сопровождения образовательного процесса в учреждениях НПО.
Цель исследования: разработка системы психологического сопровождения учащихся, испытывающих дезадаптационные нарушения во время обучения в учреждениях начального профессионального образования.
Предмет исследования: психологические особенности учащихся учреждений начального профессионального образования, имеющих дезадаптационные нарушения.
Объект исследования: учащиеся учреждений начального профессионального образования и старших классов общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: психологическое сопровождение учащихся на протяжении всего обучения в учреждениях начального профессионального образования способствует предотвращению дезадаптационных нарушений и успешному освоению профессиональной деятельности.
Задачи исследования:
1. Выявить динамику социально-психологических, психологических и психофизиологических особенностей учащихся современных учреждений начального профессионального образования в сравнении с учащимися профтехучилищ середины 80-х годов.
2. Сравнить социально-психологические, психологические и психофизиологические особенности учащихся учреждений начального профессионального образования и старшеклассников общеобразовательной школы.
3. Выявить социально-психологические факторы формирования дезадаптационных нарушений у учащихся начального профессионального образования.
4. Определить основные проявления дезадаптационных нарушений у учащихся начального профессионального образования и оценить способы их компенсации.
5. Разработать систему психологического сопровождения учащихся с дезадаптационными нарушениями применительно в учреждениямх начального профессионального образования.
Теоретико-методологической основой исследования явились: общенаучные принципы методологии познания: принцип системности (Б.Г. Ананьев, В.А. Ганзен, Б.Ф. Ломов), принцип комплексности (К.К. Платонов); теоретические основы психологического сопровождения (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, В.Г. Казанская, А.Г. Маклаков, JI.M. Шипицына); теоретико-методологические основы организации психологической службы (И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова, A.M. Прихожан, А.А. Реан); работы сотрудников НИИ профтехобразования РАО, где затрагиваются дезадаптационные нарушения учащихся профтехучилищ (Э.Ф. Богородская, Т.В. Драгунова, JI.M. Зюбин, Т.Н. Курбатова, А.Г. Соколов, Н.В. Шишина); исследования по изучению психологических защитных механизмов (Ф.Б. Березин, Ф.Е. Василюк, P.M. Грановская, И.М. Никольская, В.А. Ташлыков, 3. Фрейд); исследование акцентуаций характера и проявление девиантных форм поведения (С.А. Беличева, К. Леонгард, А.Е. Личко, В.Д. Менделевич, Ю.В. Попов).
Научная новизна исследования:
Проведено комплексное исследование психологических особенностей учащихся учреждений начального профессионального образования в ходе адаптации к новым условиям обучения и освоения будущей профессиональной деятельности.
Установлены причины и факторы, формирующие дезадаптационные нарушения у учащихся учреждений начального профессионального образования в современных условиях.
Изучены механизмы психологических защит, характерные для учащихся начального профессионального образования и школьников старших классов.
Определены основные ценностные ориентации и мотивационные установки учащихся начального профессионального образования.
Показано значение психологического сопровождения для успешной адаптации учащихся учреждений начального профессионального образования.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в обосновании целесообразности психологического сопровождения в целях адаптации в обучении и освоении будущей профессиональной деятельности. Сформулированы основные принципы и направления психологического сопровождения участников учебного процесса в начальном профессиональном образовании.
Разработаны методы и направления к психологическому сопровождения участников в образовательном процессе учреждений начального профессионального образования.
Построена концептуальная модель психологического сопровождения учащихся на протяжении всего периода обучения.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в применении полученных результатов в разработке программ помощи учащимся в процессе адаптации к условиям начального профессионального образования и успешному освоению будущей профессии.
Разработано и внедрено психологическое сопровождение учащихся в учреждениях начального профессионального образования. Определены основные этапы, формы и содержание деятельности педагогов, мастеров производственного обучения и психологов в процессе психокоррекции учащихся.
Предложен и апробирован комплекс методов оказания психологической помощи учащимся начального профессионального образования.
Апробированный комплекс психодиагностических методик может быть использован для работы социальных педагогов, психологов в образовательных учреждениях.
Положения, выносимые на защиту:
1. В настоящее время наблюдается снижение адаптационных возможностей учащихся учреждений начального профессионального образования, вследствие воздействия комплекса социальных, экономических и психологических факторов. Дезадаптационные нарушения отмечаются в низком уровне общего интеллектуального развития, признаках нервно-психической неустойчивости, деформации ценностных ориентаций и мотивационных установок.
2. У учащихся учреждений начального профессионального образования чаще всего имеют место истероидная и шизоидная акцентуации. Они проявляются в неумении контролировать свои эмоции и поведение в социуме, препятствуют успешной адаптации в обучении и профессиональном становлении.
3. У учащихся начального профессионального образования высок уровень личностной тревожности, что провоцирует дезадаптацию и использование деструктивных видов психологических защит (отрицание, реактивные образования, регрессия и др.).
4. Система психологического сопровождения позволяет выявлять в учреждениях начального профессионального образования дезадаптационные нарушения учащихся, оказывать им своевременно разностороннюю помощь и способствует формированию необходимых профессионально важных качеств.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась разносторонним анализом литературы по представленной проблеме, использованием надежных и валидных методов, адекватным целям и задачам исследования, значительной по объему выборкой обследуемых учащихся, а также применением современных математико-статистических методов анализа экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования
Основные положения диссертационного исследования доложены на:
• Всероссийской научно-практической конференции «Медико-социальные проблемы современной России (Липецк, ЛГПУ, 2005);
• Межвузовской научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» (СПб.: СПбГУ, 2005);
• Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы гигиены труда» (СПб.: ВМедА, 2005);
• Международной научно-практической конференции «X Царскосельские чтения» (СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2006).
Основные положения диссертационной работы обсуждались на заседаниях кафедры психофизиологии и клинической психологии ЛГУ им. А.С. Пушкина.
Материалы исследования нашли отражение в монографии «Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги» (СПб.: Речь, 2006 - 198 е.).
Объем и структура работы. Диссертация содержит 22 таблицы и 35 рисунков. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и практических рекомендаций. Список литературы включает 193 источников, в том числе 5 - на иностранных языках.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 284 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz