Пятница, 2024-03-29, 12:00 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 20 » Скачать Особенности интеграции дальневосточных боевых искусств в культуру России XX - нач. XXI вв.. Антоненко, Дмитрий Викторович бесплатно
7:06 AM
Скачать Особенности интеграции дальневосточных боевых искусств в культуру России XX - нач. XXI вв.. Антоненко, Дмитрий Викторович бесплатно

Особенности интеграции дальневосточных боевых искусств в культуру России XX - нач. XXI вв.

Диссертация

Автор: Антоненко, Дмитрий Викторович

Название: Особенности интеграции дальневосточных боевых искусств в культуру России XX - нач. XXI вв.

Справка: Антоненко, Дмитрий Викторович. Особенности интеграции дальневосточных боевых искусств в культуру России XX - нач. XXI вв. : диссертация кандидата культурологии : 24.00.01 / Антоненко Дмитрий Викторович; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена] - Санкт-Петербург, 2010 - Количество страниц: 217 с. Санкт-Петербург, 2010 217 c. :

Объем: 217 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2010


Содержание:

Введение
Глава I Теоретико-методологические основания исследования проблемы
11 Основные понятия исследования
12 Методологическая база культурологического исследования боевых искусств
Глава И Историко-культурный контекст эволюции и функционирования боевых искусств
21 «Восток», «Дальневосточный культурный регион»,
Запад» и место российской культуры в этом понятийном ряду
22 «Картины мира» дальневосточной и западной культур
23 Феномен дальневосточной традиции боевых искусств и его эволюция в условиях обновления культуры
Глава III Процесс инкультурации и результаты освоения боевых искусств в российской культуре
31 Историческое своеобразие интеграции дальневосточных боевых искусств в российскую культуру
32 Результаты и перспективы функционирования дальневосточных боевых искусств в культуре России

Введение:

Диссертация посвящена изучению истории освоения дальневосточных боевых искусств как культурного феномена в России. Основными темами исследования стали вопросы, связанные с выявлением принципиальных особенностей культуры
Дальневосточного региона, позволивших сформироваться уникальной в мировом масштабе дальневосточной традиции боевых искусств, с характеристикой её духовно-философской компоненты, изучением эволюции этой традиции при переходе как от традиционного типа культуры к глобализирующейся и инновационной культуре современности внутри самого Дальнего Востока, так и при пересадке на иную (в данном случае российскую) «культурную почву», и наконец — с ролью дальневосточной традиции боевых искусств как кросс-культурного медиатора и транслятора культурного наследия Дальнего Востока в условиях его взаимодействия с российской культурой.
Актуальность исследования.
В наше время, отмеченное, впечатляющим усилением процессов взаимодействия различных культур, модернизацией и глобализацией, особую значимость, причём не только отстранённо-научную, но и практическую, приобретают исследования, посвященные кросс-культурной компаративистике и коммуникации. Одной из основных тем подобных исследований является проблема соотношения и межкультурного диалога Запада и Востока. Восточная культурно-цивилизационная парадигма на сегодняшний момент остаётся единственной существующей в мире актуальной и жизнеспособной альтернативой парадигме западной, которая в своём европейско-американском варианте претендует на роль и звание общемировой. Причём, в рамках восточного типа именно Дальневосточный культурный регион в наибольшей мере демонстрирует в основополагающих принципах своей культуры полярность Западу. Однако эта взаимная альтернативность Дальнего Востока и Запада проявляется лишь в культурно-типологическом аспекте, а в аспекте конкретно-историческом на наших глазах происходит взаимопроникновение и синтез этих двух глобальных парадигм.
Важной причиной интереса к дальневосточным боевым искусствам вне исконного ареала их генезиса может послужить выполняемая ими функция медиатора межкультурного общения. Распространение боевых искусств в России является одним из существенных факторов, стимулирующих интерес к дальневосточному культурному наследию и способствующих его восприятию широкими слоями населения. Во второй половине XX века в Россию начинают активно проникать различного рода восточные системы, первоначально осознаваемые здесь как относящиеся преимущественно к области физической культуры: боевые и спортивно-боевые (каратэ, у-шу, айки-до, таэквон-до и др.) и оздоровительные (ци-гун, «мягкий» тайцзи-цюань). К началу XXI века количество приверженцев этих систем в России достигает огромных величин. В одних лишь Москве и Санкт-Петербурге число занимающихся достигает 500000, в сети Интернет существует около 1700 русскоязычных сайтов, а на государственном российском телевидении — не менее двух специализированных программ, посвященных данной тематике, годовой доход отечественной индустрии товаров для боевых искусств и спортивно-боевых единоборств составляет более 8000000 условных единиц (US$) и проявляет устойчивую тенденцию к росту1. При этом реальные масштабы распространения этих явлений в современной России ещё значительнее и вряд ли поддаются сколько-нибудь точной оценке.
В результате можно не бояться погрешить против истины утверждая, что в России выросло уже не одно поколение, для которого в массовом восприятии Китай, наряду с Великой Стеной и дешевыми товарами массового потребления, это прежде всего Шаолинь и ушу, Япония, наряду с автомобилями и электроникой -это самурай, катана и каратэ. Являясь одним из важнейших символов всей дальневосточной культуры, боевые искусства неизбежно в значительной степени стимулируют интерес и транслируют содержание того культурного наследия, частью которого они являются.
Наряду с глобальностью, типологическим многообразием, диалогичностью современной культуры
1 Воронов И.А. Психотехника восточных единоборств (Восточно-азиатская классическая концепция психологической подготовки единоборцев)/ И.А. Воронов. - Мн.: Харвест, 2005. с. 18 одной из её важнейших особенностей является телоцентричность. Телоцентризм стал следствием общей смены культурной парадигмы, выразившемся в отходе от классического рационализма с его культом активизма, прагматизма и идеоцентризма, или «логоцентризма», как называл его Ж.Деррида. Идея, «логос» были если и не вытеснены окончательно, то как минимум существенно потеснены в роли системообразующего центра современной культуры телом — источником первичного опыта, и в этом качестве — главной жертвой логоцентризма в культуре прошлого и одновременно главным средством его преодоления в культуре настоящего и будущего.
Вот лишь самые главные особенности современной цивилизации, свидетельствующие о её телоцентричности (по Г.Тульчинскому"):
Телесно-визуа л истекая ориентация социальной и экономической сфер современной культуры, выражающаяся в потребительстве (консьюмеризме), культе здоровья, сексуальной акцентуации, процветающей порноиндустрии, бурном развитии сексуального туризма, формировании и продвижении привлекательных имиджей в рекламе, политике, искусстве, религии и науке, роли новой образности в виртуальной реальности информационных технологий. В значительной мере оторвавшаяся от органичности телесных практик (в первую очередь труда) в традиционных культурах, современная
2 Эпштейн М.Н. Философия тела/ М.Н. Эпштейн. Тело свободы/ Г.Л.
Тульчинский. - СПб.: Алетейа, 2006. с. 203 - 221 4 урбанистическая цивилизация вынуждена в качестве их замены порождать такие эрзацы естественной телесной практики, как спорт, зарядка, фитнес, джоггинг, бодибилдинг и т.д. Забегая вперёд заметим, что боевые искусства выполняют в современной культуре эту же роль, хотя их значение здесь ею далеко не исчерпывается.
Сюда же следует отнести и такие явления, как сексуальная революция с её отменой идеологических запретов на изображение и выражение сексуальной природы человека; эротику, порнографию и проституцию как часть публичной социальной жизни; культ молодости, одним из важнейших проявлений которого выступает стремление как можно дольше сохранять молодость тела с помощью разнообразных физических практик (упражнений, диет, процедур), или хотя бы её видимость с помощью косметических средств и пластических операций. Пластическая хирургия является не только средством визуальной консервации тела, но и средством его «улучшения», модификации в соответствии с желаниями владельца, которые, в свою очередь, определяются стереотипами массовой культуры. И в этом своём проявлении пластическая хирургия становится в один ряд с татуажем, пирсингом, бодибилдингом и бодиартом.
Достижения биологии и медицины радикально меняют отношение к телу. Оно перестаёт быть априорной данностью и становится полем преобразующей деятельности самой личности. Если в традиционных обществах личность была вынуждена находиться» в том теле, которое ей дала природа, то теперь она может радикально перестроить телосложение с помощью достижений спортивной методики и фармакологии (бодибилдинг), изменить черты лица, форму и устройство отдельных органов с помощью пластической хирургии, и даже сменить пол. Противозачаточные средства отменяют безусловную причинно-следственную связь полового акта с деторождением, а развитие методик искусственного оплодотворения и генные технологии отменяют безусловную связь деторождения с половым актом.
Эта ситуация является одним из проявлений всеобщего релятивизма современной культуры: характер личности человека в значительной степени определяется телом, но и характер тела в свою очередь определяется действиями личности в зависимости от её желаний и устремлений.
Всё это не может не порождать множества новых этических и религиозных проблем. Проблема абортов (получившая совершенно новые политические, социально-экономические и научные аспекты), проблема генетической модификации и клонирования человека, проблема донорства половых клеток, проблема фармакологической коррекции поведения — вот лишь некоторые из них. Традиционные формы духовной культуры, являющиеся порождением цивилизации совершенно другого научно-технологического уровня, всё чаще оказываются неадекватными и неприменимыми в современных условиях, что рождает множество трудностей и даже открытых конфликтов.
Совершенно особое, как никогда важное место занимает тело в современном искусстве. Гипертрофия аудио-визуальных каналов в современной коммуникации порождает потребность в специальных телесных, в т.ч. и деструктивных практиках, способных компенсировать недостаток неаудио-визуальной информации. Телесная изобразительность в значительной мере уступает место осязательности. Художественную актуальность приобретают темы расчленения, убийства, смерти, замены живого неживым (киборгизации), путешествий внутри тела. Литература как сфера «логоса» вытесняется на периферию художественного опыта визуальным искусством. В самой литературе игра со словом заменяется игрой с телом, описанием различных телесных ощущений и манипуляций.
В философии интерес к телесности как важнейшему для человека проявлению материальности ярко проявился ещё раньше, в трудах А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, Л.Феербаха, К.Маркса, З.Фрейда, М.Хайдеггера. Впоследствии эта линия была подхвачена и развита в философии постмодернизма с его критикой «логоцентризма» классической европейской рациональности.
При этом телоцентричность отнюдь не является акцидентальной чертой современной культуры, напротив — это закономерное и неизбежное следствие наконец-то свершившегося и продолжающего свершаться «осознания» культурой той основополагающей роли тела и телесности в процессах культурогенеза и культурного бытия, о которой прекрасно написал С.Лем в своей монографии «Сумма технологии»: «Телесностью в выражениях и формах, данных нам Природой, заполнена вся культура и искусство, включая наиболее абстрактные теории. Телесность сформировала каноны всех исторических эстетик, все существующие языки, а тем самым и человеческое мышление в целом. Телесен и наш дух, не случайно само это слово происходит от дыхания. Вопреки иллюзиям нет также ценностей, которые возникли бы без участия телесного фактора. Как нельзя более телесна любовь в её наименее физиологическом понимании»3. «Мозг, наконец, даже и в самой «абстрактной» своей деятельности находится под гораздо большим влиянием тела (которому он и хозяин и слуга благодаря двусторонним обратным связям), чем мы это обычно осознаем. Поскольку он в свою очередь подключен к окружающему миру «при посредстве» этого самого тела, то все закономерности мира он непременно пытается выражать через формы телесного опыта (отсюда поиски того, кто держит на своих плечах Землю, того, что «притягивает» камень к Земле, и т.д.).
Пропускная способность мозга как информационного канала максимальна именно в сфере соматических явлений. Напротив, как только избыток информации, поступающей извне (например, в читаемом тексте), превысит десяток битов в секунду, то такой поток уже блокирует мозг»4.
3 Лем С. Сумма технологии: Пер.с польского./С. Лем.М.:))) «Издательство ACT»; СПб.:Тегга Fantastika, 2004. с. 464
4 Там же, с. 384-385
Боевые искусства как особый синтетический феномен, объединяющий культуру телесности с духовной культурой, наследие культуры традиционной с достижениями культуры современной — заслуживают самого пристального внимания культуролога, занимающегося проблемами культурогенеза и межкультурных взаимодействий.
Всё это делает боевые искусства и родственные им психофизические практики интереснейшим объектом для культурологического исследования, изучение которого может существенно расширить наши знания и углубить понимание не только традиционной культуры их исторической родины, но и современной культуры Запада и России как самих по себе, так и в их диалоге с культурой/ами Востока.
Объектом данного диссертационного исследования являются межкультурные взаимодействия России и Дальнего Востока XX - начала XXI веков, как непосредственные, так и через посредство иных культур Запада.
Предмет исследования — боевые искусства и генетически родственные им психофизические практики дальневосточного происхождения, их функционирование и эволюция как феномена российской культуры физической и психической реабилитации и релаксации, а также влияние на культуру России в целом.
Цель работы — выявить особенности исторического проникновения и инкорпорации дальневосточных боевых искусств в российскую культуру XX — нач. XXI вв., показать их роль в процессе культурного взаимодействия России и стран Дальневосточного региона и результаты этого взаимодействия как для самих дальневосточных боевых искусств в их новом ареале, так и для культуры России.
Задачи работы:
1. Обозначить круг базовых понятий, необходимых для гуманитарного исследования боевых искусств. Проанализировать и в случае необходимости скорректировать или самостоятельно выработать их определения.
2. Предложить методологическую базу культурологического исследования боевых искусств.
3. Дать развёрнутые определения понятиям «Восток», «Запад», «Дальневосточный культурный регион» с точки зрения исторического развития и современного состояния наук о культуре. Выявить взаимные отношения определяемых ими объектов и место российской культуры в этом ряду.
4. Рассмотреть «картины мира» дальневосточной и западной культур в контексте исследуемой проблематики. Выявить те их специфические черты, которые определили причины и особенности возникновения, развития и межкультурной трансляции боевых искусств.
5. Рассмотреть традицию боевых искусств как специфический феномен дальневосточной культуры и его эволюцию в условиях культурной модернизации.
6. Описать историю и особенности интеграции боевых искусств в российскую культуру.
7. Показать результаты и наметить перспективы функционирования дальневосточных боевых искусств в качестве феномена российской культуры.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые с позиций культурологии исследуются дальневосточные боевые искусства как инновационный феномен духовной и физической культуры России. Впервые проведён системный анализ традиционной дальневосточной картины мира с целью выявления того комплекса её особенностей, который обусловил формирование в этом регионе традиции боевых искусств. Впервые выявлены связи между процессами общекультурной эволюции в России XX — нач. XXI вв. с одной стороны, и особенностями заимствования дальневосточных боевых искусств, а также процессом их функционирования и трансформации на новой почве - с другой.
Методология исследования обусловлена спецификой изучаемого материала и задачами исследования. В основу методологи положен системный подход к изучаемым явлениям. Используются историко-феноменологический, историко-типологический, компаративистский и структурно-функциональный методы в изучении феноменов культур Запада, России и Дальнего Востока.
Источниковедческая база и степень нсследованности проблемы:
Используемый культурно-исторический подход, основанный на выделении, описании и сравнении локальных культурно-исторических (культурно-цивилизационных) типов, базируется на концепциях Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А.Дж. Тойнби и JI.H. Гумилёва. Выделение культурно-цивилизационных парадигм более высокого порядка, объединяющих несколько культурно-истрических типов, основано на работах Э.Сэпира, Б.Л. Уорфа, А. Уотса, А.И. Кобзева, Е.А. Торчинова, Г.Ш. Чхартишвили и др.
При определении места российской культуры в мировом культурном пространстве как самобытной части европейской культуры за основу взяты результаты исследований Д.С. Лихачёва.
Поскольку дальневосточные боевые искусства и психофизические практики как целостные культурные феномены в своём возникновении, развитии и функционировании неразрывно связаны с философским наследием Дальневосточной культуры, то в качестве источников • духовной составляющей изучаемых феноменов рассматриваются такие классические философские и религиозно-философские тексты, как И Цзин (Книга Перемен), Дао дэ цзин и другие даосские трактаты, Сунь Цзы, буддийские сутры. К этой же категории источников относятся труды теоретиков и практиков японского Пути воина (бусидо), а также тексты мастеров различных боевых искусств и мастеров дзэн.
В качестве источников информации непосредственно по теории и истории дальневосточных боевых искусств использованы работы наиболее серьёзных отечественных исследователей, таких как Н.В.Абаев, Н.М.Богачихин, И.А.Воронов,
А.М.Горбылёв, А.А.Долин, А.М.Козлов, И.Б.Линдер, А.А.Маслов, Г.В.Попов, В.П.Фомин и др. Эти книги, написанные и изданные в разное время, могут послужить также источником информации о широком спектре и эволюции взглядов на боевые искусства в России. Некоторые из них содержат крайне ценные для тематики данного исследования, хотя и недостаточные по объёму информации разделы, посвященные истории дальневосточных боевых искусств непосредственно в России. Особо следует отметить монографию А.М.Козлова «История боевых искусств Востока», являющуюся на сегодняшний день наиболее полным и научно достоверным исследованием заявленной темы, доступным на русском языке.
Отсутствие на сегодняшний день сколько-нибудь полных исследований по истории дальневосточных боевых искусств и психофизических практик на отечественной почве привело к необходимости собирать и систематизировать разрозненные сведения из описаний и практических руководств по тем или иным дисциплинам, периодической печати и интернета.
Данные и результаты исследования проверяются автором на практике при занятиях психофизическими дисциплинами (тайцзи-цигун) и близким по характеру прикладным рукопашным боем, а также общением с мастерами и адептами соответствующих направлений.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что её результаты имеют значение для более глубокого понимания внутренних процессов в культуре России XX в., самого феномена дальневосточных боевых искусств, процессов межкультурного диалога и глобализации, послужить теоретическим основанием для организации занятий боевыми искусствами и психофизическими практиками в России в соответствии с особенностями национальной культуры и менталитета. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении лекций по культуре России XX в., культуре стран Дальнего Востока, культуре телесности и т.д.
Положения, выносимые на защиту:
1. Российская национальная культура, при всей своей многогранности и самобытности, исторически и типологически принадлежит к культурам Запада, если понимать под последним ту глобальную общность, которая сомасштабна Востоку. Следовательно, наиболее общие и существенные процессы и векторы культурного развития Запада в целом характерны также и для российской культуры.
2. Традиционная дальневосточная и традиционная (классическая) западная картины мира по ряду наиболее глубинных, основополагающих принципов являются диаметрально противоположными, взаимно альтернативными.
3. Быстрая модернизация западной культуры в Новое и Новейшее время привела к её отрыву от своих традиционных основ. Эта ситуация породила глубокий и масштабный кризис, выразившийся в неудовлетворённости человека Запада традиционными для его культуры формами духовности. В России последствия этого, общего для всего Запада, кризиса были многократно утяжелены вначале установлением идеологической монополии государства, последовательно боровшегося с любыми не вписывающимися в его идеологическую систему проявлениями духовности, а потом и крахом этой идеологической системы, создавшим в стране ситуацию «духовно-идеологического вакуума».
4. Традиционная культура Дальнего Востока на парадигмальном уровне оказалась более адекватной современному состоянию западной цивилизации, нежели традиционная (классическая) культура самого Запада. Именно поэтому так велик интерес к дальневосточному культурному наследию, в т.ч. к такой яркой и существенной его части, как боевые искусства.
5. Одним из аспектов общей недуальности мировосприятия на Дальнем Востоке является то, что в его традиционной картине мира отсутствует жесткое противопоставление телесного и духовного, столь характерное для Запада. Именно это позволило сформироваться на Дальнем Востоке уникальной комплексной традиции боевых искусств, не имеющей аналогов в других регионах мира.
6. Дальневосточная традиция боевых искусств ставит своей целью гармоничное развитие как тела, так и духа человека и не противопоставляет, а напротив — тесно увязывает эти задачи. Поэтому ей, в отличие от сугубо прикладных физических дисциплин (боевых техник, спортивных единоборств, оздоровительных систем и т.д.) имманентно присуще собственное духовно-идеологическое содержание. В качестве своей духовно-идеологической базы эта традиция интегрировала в себя прежде всего теоретические и практические наработки таких религиозно-философских учений, как даосизм и дзэн-буддизм, а также, применительно к японской ветви — философское, этическое и эстетическое наследие бусидо.
7. Интегрируясь в западную, в том числе и в российскую культуру, боевые искусства выполняют функцию медиатора в кросс-культурной коммуникации. В этом качестве они способствуют, как непосредственно, так и опосредованно, распространению общемировоззренческих и общеэстетических принципов дальневосточной культуры, а также вышеобозначенных конкретных элементов культурного наследия Дальнего Востока.
8. В России, в силу описанных выше причин, значение подобного влияния особенно высоко. Боевые искусства являются носителем чрезвычайно ценных в современных условиях идей и принципов (целостного, недуального восприятия мира, единства телесного и духовного начал, стремления к активному самосовершенствованию, разумного уважения к традиции, преодоления природной агрессивности, понимания необходимой и достаточной меры насилия и т.д.), способных сыграть и уже играющих немалую роль в заполнении «духовного вакуума» и развитии отечественной духовной культуры.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 226 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz