Среда, 2020-10-28, 0:07 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 19 » Скачать Особенности и развитие эмоциональной устойчивости будущих работников правоохранительных органов в процессе обучения. Хромова, бесплатно
4:00 AM
Скачать Особенности и развитие эмоциональной устойчивости будущих работников правоохранительных органов в процессе обучения. Хромова, бесплатно
Особенности и развитие эмоциональной устойчивости будущих работников правоохранительных органов в процессе обучения

Диссертация

Автор: Хромова, Антонина Сергеевна

Название: Особенности и развитие эмоциональной устойчивости будущих работников правоохранительных органов в процессе обучения

Справка: Хромова, Антонина Сергеевна. Особенности и развитие эмоциональной устойчивости будущих работников правоохранительных органов в процессе обучения : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 / Хромова Антонина Сергеевна; [Место защиты: Иркут. гос. пед. ун-т] Иркутск, 2008 198 c. : 61 08-19/303

Объем: 198 стр.

Информация: Иркутск, 2008


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
ПРОБЛЕМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У БУДУЩИХ РАБОТНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
11 Основные подходы к изучению эмоциональной устойчивости в психолого-педагогической П литературе
12 Эмоциональная устойчивость в профессиональной деятельности работников правоохранительных органов
13 Психологические компоненты и структура эмоциональной устойчивости
14 Концепция исследования эмоциональной устойчивости будущих работников правоохранительных органов
15 Выводы
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ РАБОТНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
21 Организация и методы исследования эмоциональной устойчивости как профессионально значимого качества
22 Результаты исследования работников правоохранительных органов и их обсуждение
23 Анализ факторов структуры эмоциональной устойчивости работника правоохранительной сферы
24 Психологические характеристики эмоциональной устойчивости студентов юридического факультета
25 Выводы
ГЛАВА 3 РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА
31 Психолого-педагогическая программа развития эмоциональной устойчивости студентов юридического факультета
32 Результаты исследования студентов юридического факультета после проведения программы
33 Выводы

Введение:

За последние десятилетия в мировой науке значительно возросло количество научно-практических исследований, посвященных регуляции эмоциональных состояний человека в различных условиях деятельности, в том числе и экстремальных, к которым могут быть отнесены условия деятельности работников правоохранительных органов.
Профессиональная деятельность сотрудников правоохранительной сферы характеризуется рядом особенностей, к которым относятся: исключительная социальная значимость решаемых задач, влияние мощных средовых факторов, своеобразие целей осуществления деятельности, внезапность изменения значимой обстановки. Специфика этой деятельности предъявляет чрезвычайно высокие требования к профессиональной подготовке и психологическим качествам сотрудников.
Профессиональные качества личности работников правоохранительных органов были предметом изучения B.JI. Васильева, М.И. Еникеева, А.Р. Ратинова, В.В. Романова, И.К. Шахриманьяна, Г.Г. Шиханцова и других ученых. Они пришли к общему мнению, что для сотрудников данного профиля особую значимость имеет эмоциональная устойчивость, способствующая эффективности работы в сложных условиях деятельности и быстрой адаптации к различным ситуациям.
Вопросами эмоциональной устойчивости личности занимались многие исследователи: JI.M. Аболин, A.B. Алексеев, Ф.С. Алексеева, Б.Х. Варданян, Б.Х. Гримак, М.И. Дьяченко, П.Б. Зильберман, О.В. Липунова, B.JI. Марищук, Е.А. Милерян, A.A. Напримеров, Я. Рейковский, Т.О. Славнова, A.B. Чудина, JI.B. Шварц, Е.Г. Щукина и др. Знакомство с указанными работами показало, что в настоящее время не выработан общепринятый подход к определению эмоциональной устойчивости, объяснению ее сущности, структуры, компонентов, не определены психологические механизмы и факторы развития данного психологического феномена.
Недостаточная теоретическая разработанность проблемы и отсутствие практических рекомендаций по „развитию эмоциональной устойчивости затрудняют процесс подготовки будущих работников правоохранительной сферы. В результате возникает противоречие между потребностью в специалистах подобного профиля, для которых данное качество является профессионально значимым, и отсутствием необходимой теоретико-методической основы для решения поставленной проблемы. Это противоречие отрицательно сказывается на профессиональной подготовке будущих работников правоохранительных органов в процессе обучения. Данное обстоятельство и определило выбор темы нашего диссертационного исследования.
Цель исследования — выявить особенности эмоциональной устойчивости у студентов юридического факультета и разработать программу развития эмоциональной устойчивости в условиях формирующего эксперимента.
Объект исследования — эмоциональная устойчивость личности.
Предмет исследования — особенности и развитие эмоциональной устойчивости у будущих работников правоохранительных органов в процессе обучения.
Гипотеза исследования - при проведении исследования мы исходили из следующих допущений:
• Эмоциональная устойчивость как интегративное свойство личности имеет уровневую основу и специфическую структуру, состоящую из эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов.
• Эмоциональная устойчивость у студентов юридического факультета имеет ряд особенностей, отличающих их от успешных профессионалов-практиков правоохранительной сферы.
• Важнейшим условием развития эмоциональной устойчивости у студентов юридического факультета является внедрение комплексных психолого-педагогических мероприятий, учитывающих особенности эмоциональной устойчивости и специфики профессиональной деятельности работников правоохранительных органов. Задачи исследования:
1. Определить основные теоретические подходы к изучению эмоциональной устойчивости в психолого-педагогической литературе.
2. Разработать и стандартизировать психодиагностическую методику измерения эмоциональной устойчивости личности.
3. Разработать факторную модель эмоциональной устойчивости и на ее основе определить структуру и особенности проявления эмоциональной устойчивости у студентов юридического факультета.
4. Провести сравнительный анализ эмоциональной устойчивости успешных и неуспешных работников правоохранительных органов, а также студентов юридического факультета.
5. Разработать и апробировать комплексную психолого-педагогическую программу развития эмоциональной устойчивости у студентов юридического факультета.
Теоретико-методологической основой исследования явились основные теоретические и методологические положения отечественной психологии: принцип системности и развития (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, Б.Ф. Ломов и др.); личностно-деятельностный подход (C.JI. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев,
A.B. Брушлинский, К.К. Платонов и др.). Мы также опирались на труды
B.К. Вилюнаса, К. Изарда, Я. Рейковского и др., в которых рассматриваются эмоциональные явления; на положения о природе феномена эмоциональной устойчивости, его развитии и формировании в различных видах деятельности, содержащиеся в трудах Л.М Аболина, П.Б. Зильбермана, О.О. Косяковой,
A.A. Напримерова и других; на работы Е.А. Климова, А.К Марковой,
B.Д. Шадрикова и др. по вопросам профессионального становления личности. Кроме того, мы руководствовались некоторыми положениями из работ В.Л. Васильева, М.И. Еникеева, А.Р. Ратинова, В.В. Романова,
И.К. Шахриманьяна, Г.Г. Шиханцова и др., рассматривающих способности личности к профессиональной деятельности в правоохранительной сфере.
Методы исследования. Решение поставленных задач и проверка гипотезы обеспечивались комплексом взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов таких, как анализ теоретических литературных источников, наблюдение, тестирование, изучение документов, метод экспертной оценки, формирующий эксперимент. Для исследования эмоциональной устойчивости использовался комплекс психодиагностических методик: методика «Дифференциальные шкалы эмоций» по К. Изарду, методика «Диагностики особенностей эмоционального реагирования на окружающую среду» В.В.Бойко, тест «Оценки эмоционального интеллекта» (опросник EQ Н. Холла), опросник Р.Б. Кеттелла (16-FPQ-187), методика «Диагностики уровня невротизации» Л.И. Вассермана, методика «Самооценки реактивной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера и Ю.Д. Хапина, методика «Измерение стрессоустойчивости» Холмса-Раге, тесты «Сила воли» и «Измерение уровня решительности», предложенные H.H. Обозовым, методика «Локус контроля» Дж. Роттера, тест «Мотивация успеха и боязнь неудачи» A.A. Реана, тест «Измерение уровня интеллекта IQ» Г. Айзенка, методика «Измерение рациональности», предложенная О.И. Масляевым, опросник EPQ Г. Айзенка, авторская методика «Диагностика эмоциональной устойчивости личности».
База и этапы исследования. Исследование проводилось в течение 20042008 г.г. на базе филиала ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет» в г. Братске. Психологическим обследованием были охвачены студенты юридического факультета (всего 108 человек), практические работники подразделений ОВД г. Братска — следователи и оперативные работники (более 200 человек). Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе (2004-2005г.г.) была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, определены цель, объект, предмет, методы исследования, сформулированы задачи и гипотеза, подобраны психодиагностические методики и намечен план проведения экспериментальной работы. На втором этапе (2005-2006 г.г.) осуществлялась разработка, стандартизация и апробация авторской методики измерения эмоциональной устойчивости личности; проводилось изучение и сравнение особенностей развития эмоциональной устойчивости у студентов юридического факультета и работников правоохранительных органов. На третьем этапе (2007-2008 г.г.) была реализована комплексная психолого-педагогическая программа развития эмоциональной устойчивости у студентов-юристов; проведена статистическая обработка данных и подтверждена результативность программы.
Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечивались репрезентативностью выборки, комплексным использованием надежных и валидных методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования, взаимопроверкой результатов, содержательным анализом полученных данных, применением методов математико-статистической обработки данных (корреляционный анализ, факторный анализ, ^критерий Стьюдента).
Научная новизна и теоретическая значимость работы.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы разработана обобщающая теоретическая модель эмоциональной устойчивости, дающая целостное представление о ее структуре и основных свойствах.
2. Разработана, стандартизирована и апробирована новая многофакторная методика, позволяющая измерять особенности и уровень развития отдельных компонентов и эмоциональной устойчивости в целом.
3. На основе эмпирических данных представлена факторная модель структуры эмоциональной устойчивости как сложного, полифункционального психического образования, включающего в себя эмоциональный, волевой, интеллектуальный и мотивационный компоненты.
4. Посредством сравнительного анализа установлены особенности развития и специфика проявления эмоциональной устойчивости у студентов-юристов в процессе обучения и практических работников ОВД.
5. Экспериментально подтверждена возможность развития эмоциональной устойчивости на основе реализации психолого-педагогической программы, построенной с учетом выявленных компонентов структуры эмоциональной устойчивости и особенностей ее развития у студентов юридического факультета.
6. Полученные в исследовании данные уточняют теоретические представления о структуре, компонентах и факторах развития эмоциональной устойчивости личности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в работе штатных психологов органов внутренних дел с кадровым составом, в исследовательских целях, а также при разработке и реализации в вузах программ развития эмоциональной устойчивости у будущих специалистов правоохранительной сферы. Полученные практические материалы могут быть применены преподавателями в организации самостоятельной работы студентов юридического факультета при изучении психологических дисциплин. На основе материалов исследования автором предложена новая методика измерения эмоциональной устойчивости личности, комплексная психолого-педагогическая программа развития эмоциональной устойчивости, специализированный курс лекций и практических занятий «Основы развития эмоциональной устойчивости работников правоохранительных органов», которые реализуются на базе филиала Иркутского государственного университета в г. Братске.
Положения, выносимые на защиту:
1. Эмоциональная устойчивость как интегративное свойство личности имеет уровневую структуру, состоящую из эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов, взаимодействующих между собой. Функционирование и динамика эмоциональной устойчивости обусловлены особенностями развития ее компонентов. Системообразующим фактором в структуре эмоциональной устойчивости является эмоциональный компонент. Предложенная автором методика позволяет измерять особенности развития отдельных компонентов и уровень эмоциональной устойчивости в целом.
2. Эмоциональная устойчивость студентов имеет ряд особенностей, отличающих их от успешных профессионалов-практиков. Это проявляется в недостаточной сформированное™ структуры эмоциональной устойчивости студентов, невозможности выявления генерального фактора и определения механизмов, обуславливающих ее развитие, а также в отсутствии значимой динамики в период обучения (с 1-го по 5-ый курс). В связи с этим возникает необходимость применения психолого-педагогических методов развития эмоциональной устойчивости у студентов юридического факультета.
3. Оптимальные условия для развития эмоциональной устойчивости у студентов создаются в тех случаях, когда формирующие мероприятия проводятся комплексно с учетом особенностей структуры эмоциональной устойчивости и специфики профессиональной деятельности работников ОВД.
Апробация работы. Основные результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедр психологии и юриспруденции филиала ГОУ ВПО «ИГУ» в г. Братске, кафедры психодиагностики и дисциплин специализации ГОУ ВПО «ИГПУ»; представлены в докладах на научно-практических конференциях: на ежегодных Всероссийских научно-практических и научно-методических конференциях (Челябинск, 2004; 2005; 2006; 2007); Всероссийской научно-практической конференции ГОУ ВПО «БрГУ» «Совершенствование качества профессионального образования в университете» (Братск, 2005); научно-практической конференции «Научный поиск: парадигмы, проекции, практика» (Москва-Братск, 2005); Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных, общественных и естественных наук» (Иркутск, 2006); Всероссийских научно-практических и научно-методических конференциях филиала ГОУ ВПО «ИГУ» в г. Братске (Братск, 2006; 2007; 2008); межрегиональной научно-практической конференции ГОУ ВПО «ИГПУ»
Состояние и перспективы развития психологии в Восточно-сибирском регионе» (Иркутск, 2007); Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические аспекты культурного развития личности» (Благовещенск, 2007).
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 148 источников, и 5 приложений. В тексте диссертации имеются 14 таблиц и 14 рисунков. Общий объем работы 162 страницы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 169 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz