Четверг, 2024-04-18, 6:48 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 30 » Скачать Особенности ценностно-смысловой сферы профессиональных музыкантов и любителей музыки. Бондарь, Кирилл Владимирович бесплатно
2:16 AM
Скачать Особенности ценностно-смысловой сферы профессиональных музыкантов и любителей музыки. Бондарь, Кирилл Владимирович бесплатно
Особенности ценностно-смысловой сферы профессиональных музыкантов и любителей музыки

Диссертация

Автор: Бондарь, Кирилл Владимирович

Название: Особенности ценностно-смысловой сферы профессиональных музыкантов и любителей музыки

Справка: Бондарь, Кирилл Владимирович. Особенности ценностно-смысловой сферы профессиональных музыкантов и любителей музыки : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.13 / Бондарь Кирилл Владимирович; [Место защиты: Юж. федер. ун-т] - Ростов-на-Дону, 2010 - Количество страниц: 177 с. ил. Ростов-на-Дону, 2010 177 c. :

Объем: 177 стр.

Информация: Ростов-на-Дону, 2010


Содержание:

Введение
Глава I Теоретические подходы, посвященные проблемам ценностносмысловой сферы, в контексте музыкальной психологии
11 Ретроспективно-исторический анализ транспозиции психологии музыкального восприятия
12 Восприятие музыки и личность музыканта
13 Основные подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности
Выводы по главе 1
Глава II Описание этапов и методик исследования
21 Этапы и процедуры исследования, выбор участников 82 исследования
22 Описание диагностических мероприятий исследования
Выводы по главе II
Глава III Эмпирическое исследование приобщённости к музыкальной культуре
31 Проверка валидности анкеты
32 Корреляционный анализ субшкал методик
33 Дискриминантный анализ значимых различий
Выводы по главе III

Введение:

Актуальность исследования. В настоящее время музыка играет важную роль в повседневной жизни миллионов людей и, прежде всего, ее образовательный и воспитательный аспекты, влияющие на становление и развитие личности, ее ценностных ориентаций. Определение феноменов музыки, формулирование её законов занимают центральное место в научной работе многих учёных. Социологи, психологи, искусствоведы, музыкальные педагоги и просто обычные люди, все они в той или иной мере подвержены постоянно меняющимися музыкальным тенденциям. Отчасти эти тенденции и подтолкнули психологов на более детальное изучение взаимосвязи человека и музыки и выделение из общей психологии самобытной отрасли -музыкальной психологии, или психологии музыки. Область музыкальной психологии является пограничной между сферой искусства и сферой науки о человеке (В.И. Петрушин). В современной музыкальной культуре можно констатировать наличие некоторых изменений, как структурных, так и функциональных.
Проблеме понимания того, что есть музыка, рассмотренной сквозь призму психологии, были посвящены теоретические разработки выдающихся музыкантов, психологов и педагогов — А.А. Алексеева, J1.JT. Бочкарева, Г.М. Когана, А.Ф. Лосева, Г.Г. Нейгауза, В.И. Петрушина, Г.С. Тарасова, Б.М. Теплова, Е.Е. Федорова и др.
Несмотря на определенную разработанность этой темы, существующий научный плюрализм не позволяет считать эту тему досконально изученной. Ныне мы встречаемся с настоящим взлетом музыкально-психологических изысканий. Вышли в свет программы по психологии для музыкальных вузов, хрестоматии, альманахи, защищен ряд диссертационных работ (И.Е. Виноградова, Я.Т. Жакупова, Е.А. Глазкова). Появились психологи музыки, которая понимается ими как отрасль психологии искусства, изучающая воздействие музыки на человека и его активную музыкальную деятельность (М.С Старчеус). Музыкальная психология исследует проблемы процессов формирования, развития и определения музыкальных способностей; психологических механизмов сочинения, исполнения, восприятия и обучения музыке; применения музыки как массового средства коммуникации (в концертах, спектаклях, кино, на телевидении, радиовещании); влияние функциональной музыки на производительность труда; лечебного воздействия музыки на человека; профессиональной деятельности музыканта: его обучение, воспитание профессиональных и артистических качеств (умение общаться с публикой и воздействовать на нее); эстетической, нравственной и воспитательной роли музыки в формировании подрастающих поколений; влияния музыки на повышение творческого потенциала личности. Одним из направлений музыкальной психологии является психология музыкальной деятельности, которая изучает основные ее виды: слушание (восприятие), исполнение, сочинение и преподавание музыки.
Особый аспект - изучение ценностно-смысловых особенностей музыкантов: специфика, креативная направленность, выявление индивидуальных центраций. Теоретический анализ и исследования ценностно-смысловой сферы на различных уровнях создали необходимость использования понятий и методологических оснований смежных научных дисциплин. Ценностно-смысловая сфера личности включает два основных компонента: ценностные ориентации и систему личностных смыслов (А.В. Серый, М.С. Яницкий). Оба компонента неразрывно связаны с понятием личность, поскольку тесно соприкасаются с изучением человеческого поведения и побуждений. Как общенаучные понятия, они способствует объединению исследуемых объектов различных наук.
Вследствие этого психологическая практика требует осмысления теоретических установок психологии музыки. Анализ исследований, посвященных изучению ценностно-смысловой сферы музыкантов, показал, что проблема процесса создания музыкального образа, актуализирующегося ценностно-смысловым содержанием музыканта как субъекта музыкального переживания, изучена недостаточно. Именно ценностно-смысловая сфера определяет особенности инициации креативного процесса в музыкальной деятельности, опосредуя специфические, свойственные именно данной личности музыкальные образы.
Таким образом, исследование ценностно-смысловой сферы людей, с разным уровнем приобщённости к музыкальной культуре обусловлено рядом противоречий:
•между усилением потребности в стимуляции эмоционально-эстетического развития и отсутствием реальных технологий достижения;
•между реальным механизмом восприятия музыки на уровне индивидуальной ценности и отсутствием описаний в психологии механизма психосемантического эффекта;
•между технологией интеллектуальной стимуляции и отсутствием направленного воздействия на принятие музыки как ценностной единицы.
Выявленные противоречия определили актуальность проблемы, которая состоит в необходимости исследования ценностно-смысловой сферы, определяющей особенности инициации креативного процесса в музыкальной деятельности, опосредуя специфические, свойственные именно данной личности музыкальные образы.
Цель работы - исследовать ценностно-смысловую сферу профессиональных музыкантов и любителей музыки
Объект исследования - профессиональные музыканты и любители музыки в возрасте от 18 до 30 лет.
Предмет исследования - ценностно-смысловая сфера профессиональных музыкантов и любителей музыки.
Гипотезы исследования:
•ценностно-смысловая сфера профессиональных музыкантов может отличаться от ценностно-смысловой сферы любителей музыки;
•профессиональные музыканты и любители музыки могут иметь различные смысложизненные ориентации, образ мира и способы взаимодействия с ним;
•принадлежность к музыкальной культуре может оказывать существенное влияние на смысловые центрации и жизненные приоритеты;
•принадлежность человека к разным музыкальным группам может определяться субъективным и объективным критериями, обусловленными интенсивностью взаимодействия личности с музыкальной культурой и уровнем ценностно-смыслового отношения к ней.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ исследований по проблеме смысложизненных и ценностно-смысловых ориентаций личности с целью определения понятий «смысл», «ценности» в контексте изучения ценностно-смысловой сферы профессиональных музыкантов и любителей музыки.
2. Провести исторический обзор умозрений и работ учёных в разных культурно-исторических эпохах относительно музыкального восприятия.
3. Рассмотреть особенности восприятия музыки людьми в зависимости от их личностно-типовых особенностей.
4. Подобрать и апробировать методики исследования ценностно-смысловой сферы.
5.Разработать анкету-опросник, направленную на выявление приобщённости к музыкальной культуре. б.Обобщить результаты эмпирического исследования, направленного на изучение ценностно-смысловой сферы личности профессиональных музыкантов и любителей музыки.
Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили следующие психологические работы:
• теории о ведущей роли креативности личности в музыкально-творческом процессе (Я.А. Зак, К.Н. Игумнов, Г.Г. Нейгауз, Е.М. Тимакин);
• исследования творческой личности и ее развития в художественной деятельности (A.J1. Готсдинер, Г.Л. Ержемский, В.В. Медушевский, М.И. Меерович, В.И. Петрушин, Я. А. Пономарев, П.А. Просецкий, В.А. Селиченко, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов, Л.И. Шрагина, П.М. Якобсон);
• положения о специфической роли образного ассоциирования в музыкальной деятельности (Н.И. Анчукова, О. Мессиан, Е.В. Назайкинский, Г. Орлов, В.Г. Ражников, И.Д. Рудь, Н.Н. Токина, И.И. Цукерман, Г.М. Цыпин); акмеология (К.А. Абульханова-Славская, Е.Н. Богданов, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.А. Коваль, Н.В. Кузьмина, В.Н. Маркин); изучение ценностно-смысловой сферы взрослых в различных профессиональных контекстах (И.В. Абакумова, В.Н. Дружинин, Я.Л. Коломинский, Л.Н. Коган, А.В. Серый, М.С. Яницкий, В.А. Ядов). Методы исследования:
• теоретический анализ психологических, культурологических и музыковедческих источников по проблеме исследования;
• диагностическое эмпирическое исследование с использованием личностных тестовых методик, оценочных шкал;
• анализ, обобщение; статистическая обработка данных: ранговая корреляция по Спирмену, U-критерий Манна-Уитни, дискриминантный анализ. Для компьютерной обработки эмпирически полученных данных использовались стандартные статистические методы и программы «Microsoft Excel 7.0» и «STATISTIKA Stat Soft 6.0».
С учетом цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования использовались следующие методики психологической диагностики:
Определение жизненных ценностей личности (Must-тестХП.Н. Иванов, Е.Ф. Колобова);
• Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова);
• Экспресс - диагностика социальных ценностей личности;
• Тест смысложизненных ориентации СЖО Д.А.Леонтьева;
Методика «ценностные ориентации» М.Рокича;
Анкета-опросник (К.В. Бондарь, И.В. Абакумова).
База исследования: Экспериментальная часть исследования проводилась в феврале - апреле 2010 года. Всего в исследовании приняли участие 150 человек. Из них 75 женщин и 75 мужчин в возрасте от 18 до 30 лет. В первой группе представлены музыканты города Ростова-на-Дону, регулярно гастролирующие и участвующие в музыкальных мероприятиях. Вторую группу составили люди, не являющиеся музыкантами, но регулярно посещающие концерты и другие музыкальные мероприятия, имея богатую палитру музыкальных пристрастий. В третью группу вошли люди, не имеющие музыкальных пристрастий и индифферентно относящиеся к музыкальной культуре.
Научная новизна исследования.
• выявлены особенности трактовки восприятия музыки в контексте различных культурологических и психологических теорий учёных разных культурно-исторических эпох;
• конкретизированы научные представления о содержании, структуре, критериях и уровнях развития смысловой сферы личности, показана специфика ценностно-смысловой сферы людей, у которых в профессиональном контексте преобладают тембральные и образно-ассоциативные компоненты;
• выявлено и категоризировано понятие «приобщенность к музыкальной культуре», показана зависимость ценностно-смысловых особенностей личности от особенностей позиционирования музыки как индивидуально-личностной ценности;
• выделены и описаны содержательные характеристики особенностей смысловой сферы личности профессиональных музыкантов и любителей музыки. Опираясь на классификацию Т.Адорно, составлена типология людей, слушающих музыку. Выделены характерные типы отношения, характерные модусы реакции (такие как тип эксперта, буржуазный тип, тип эмоционального слушателя, тип «рессантиментного слушателя», тип развлекающегося слушателя, равнодушный тип);
• проанализированы особенности смысловой сферы (самооценка, направленность личности, приоритетные ценности) личности профессиональных музыкантов, любителей музыки и тех, кто не относится к музыкальной культуре как личностной ценности; выявлено, что ценностно-смысловая сфера профессиональных музыкантов характеризуется субъективным критерием, ориентированным на отношение к музыкальной культуре и определяющимся принятием ценностей в процессе аутогенной рефлексии.
Теоретическая значимость исследования.
Теоретический анализ и обобщение диагностического материала позволило конкретизировать особенности ценностно-смысловой сферы музыкантов как специфической профессиональной выборки, для которой характерны особенные формы восприятия реальности через тембрально насыщенные мыслеобразы как основы индивидуального семантического пространства. Выявлено, что личностные особенности музыкантов в значительной степени зависят от осознания им целей и смыслов музыкального творчества, собственной роли и роли окружающих в этом процессе, а также от направленности взаимодействия на развитие мотивационно-потребностной, познавательной, эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков, которые формируются у них в процессе реализации профессиональной деятельности.
Практическая значимость исследования.
Разработана и апробирована анкета-опросник для анализа выводов о тенденциях осмысления современной музыкальной действительности людьми с разным уровнем приобщённости к музыкальной культуре.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы музыкантами, педагогами и психологами детских музыкальных школ, музыкальными теоретиками, а также при разработке учебных пособий по курсу «Психология музыки и музыкального восприятия» в средних и высших музыкальных и психологических учреждениях образования, на курсах повышения квалификации.
Достоверность полученных результатов исследования гарантирована:
• общей логикой построения исследования и целостным подходом к решению проблемы; методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования;
• подбором комплекса диагностических методик, использованием проверенных стандартизированных методик и корректной организацией опытно-экспериментальной работы; статистическими методами обработки полученных в ходе эксперимента данных; результатами экспериментальной работы, практическим подтверждением основных положений исследования.
Этапы исследования
Первый этап — научно-теоретический(2008-2009): были сформулированы основные методологические положения, на которых строилось наше эмпирическое изучение проблемы. В процессе реализации данного этапа нас особо интересовали общее представление о музыке сквозь й призму психологии на разных исторических этапах, теоретические представления о ценностно-смысловой сфере людей.
Второй этап - организационный (2008-2009): осуществлялось планирование научного эмпирического исследования, были сформулированы его цель, гипотезы и задачи, сформирована выборка, разработан методический инструментарий по сбору эмпирического материала, разработана и апробирована анкета- опросник и проведены пилотажные исследования.
Третий этап — психодиагностический (2009-2010): проводилось психологическое изучение трёх групп (музыканты, слушатели и не слушатели) по выделенным нами личностным параметрам.
Четвертый этап — констатирующий (2010): включал обобщение полученных результатов, выявление особенностей ценностно- смысловой сферы у людей с разным уровнем приобщенности к музыкальной культуре . На этом этапе работы были сделаны выводы, сформулированы положения, выносимые на защиту.
Апробация работы.
Диссертационное исследование выполнено в рамках проблематики НИР кафедры психологии развития и акамеологии факультета психологии ЮФУ «Акмеологические проблемы профессионального развития» (20052010). Диссертация завершена в 2010 г.
Данные, полученные в исследовании, используются в работе преподавателей психолого-педагогических дисциплин: «Педагогическая психология», «Возрастная психология», «Психология искусства», «Педагогика» в Южном федеральном университете.
Материалы исследования используются также при организации семинаров для преподавателей музыкальных школ и ГОУ СПО РО «Ростовский колледж культуры» г. Ростова-на-Дону.
Материалы диссертации докладывались на «Неделях науки» в ЮФУ (2008-2010 гг.), а также на международных и региональных конференциях: 1У съезд Российского психологического общества (Ростов-на-Дону, 2007); XXVII психолого-педагогические чтения Юга России «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона Ростов-на-Дону» (Сочи, 2008), Межрегиональная научно-практическая конференция «Одаренность: стратегия инновационного развития» (Ростов-на-Дону, 2009); Международный педагогический форум «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности - основа социальной технологии развития современной России» (Ростов-на-Дону, 2009); Международная научно-практическая конференция «Методология и практика образовательных технологий в условиях модернизации высшего образования» (Таганрог, 2009); XXVIII психолого-педагогические чтения Юга России «Развитие личности в образовательных системах Юга России, Центральной Азии и Казахстана» (Ростов-на-Дону, 2009).
Положения, выносимые на защиту:
1. Музыкальная деятельность как профессиональный жизненный контекст оказывает существенное влияние на когнитивные, эмоциональные и личностные особенности и обуславливает ряд психологических особенностей, характерных именно для данной профессиональной группы.
2. Профессиональные музыканты и любители музыки имеют различные смысложизненные ориентации, образ мира и способы взаимодействия с ним, специфика которых обусловлена особенностями тембрально насыщенного мировосприятия и образным ассоциированием, которые детерминированы контекстом музыкальной деятельности;
3. Профессиональная принадлежность к музыкальной культуре трансформирует ценностные ориентации личности как систему оценочных отношений потребностного происхождения, непосредственно связанные с интересами, идеалами, самоотношением личности и представляющие собой высшие, смыслообразующие мотивы, а именно, осознанные человеком смыслы его жизни, которые несут в себе потенциальную готовность стать побуждающим мотивом в выборе основных жизненных ценностей;
4. Принадлежность человека к группам с различным ценностными установками по отношению к музыкальной культуре можно рассматривать как критерий уровня приобщенности к музыке. Уровень приобщенности к музыкальной культуре определяется субъективным и объективным критериями, при этом объективный критерий - это интенсивность взаимодействия личности с музыкальной культурой. Субъективный - это критерий, ориентированный на уровень ценностно-смыслового отношения к музыкальной культуре определяющийся ценностно-смысловым принятием музыки в процессе аутогенной рефлексии. Публикации.
По теме диссертации опубликовано 7 работ общим объёмом 3,9 п.л., из них 1 работа опубликована в журналах по перечню ВАК. Структура и объем диссертации:
Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, глоссария и приложений. Основной объём работы изложен на 158 страницах, содержит 12 рисунков и 3 таблицы. Список литературы содержит 202 наименования, из них 15 источников на английском языке, 8 ссылок на интернет-ресурсы и 1 аудиоучебник. Глоссарий содержит 14 терминов, приложения содержат 7 наименований.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 253 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz