Суббота, 2024-04-27, 6:09 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 20 » Скачать Основные категории хозяйственной этики современного русского православия: анализ социально-экономических доктрин РПЦ и хозяйственной бесплатно
1:43 AM
Скачать Основные категории хозяйственной этики современного русского православия: анализ социально-экономических доктрин РПЦ и хозяйственной бесплатно
Основные категории хозяйственной этики современного русского православия: анализ социально-экономических доктрин РПЦ и хозяйственной практики монастырских общин

Диссертация

Автор: Забаев, Иван Владимирович

Название: Основные категории хозяйственной этики современного русского православия: анализ социально-экономических доктрин РПЦ и хозяйственной практики монастырских общин

Справка: Забаев, Иван Владимирович. Основные категории хозяйственной этики современного русского православия: анализ социально-экономических доктрин РПЦ и хозяйственной практики монастырских общин : диссертация кандидата социологических наук : 22.00.03 Москва, 2006 171 c. : 61 06-22/310

Объем: 171 стр.

Информация: Москва, 2006


Содержание:

ГЛАВА 1 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЭТИКИСОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ
11 Постановка проблемы исследования Веберовская традиция
12 Понятия хозяйства, этики и хозяйственной идеологии
13 Разработка инструментария исследовання
ГЛАВА 2 ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГОПРАВОСЛАВИЯ
21 Доктрннальный уровень Сравнение католической и православной хозяйственных доктрин
22 Пастырская литература, специально посвященная хозяйству
23 Материалы интервью со священниками и монашествующими
24 Резюме
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЭТИКИ ПРАВОСЛАВИЯ,АКТУАЛИЗИРУЮЩИЕСЯ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННЫХМОНАСТЫРСКИХ ОБЩИН РПЦ
31 Вопрос о принципиальном благе и принцнпнальной возможности его достижения Понятие оБожьей воле
32 Вопрос о конкретной форме человеческого действия, способствующего достиженнюпринципиального блага Категории «послушание» и «смирение»
33 Резюме

Введение:

Актуальность темыВ конце XX - начале XXI вв., в ситуацин трансформации российского общества иускоренной модернизации российской экономики, важной составляющей нолемикипо поводу направления экономических реформ является признание необходимостиучитывать особенности исторического опыта России. В этой связи большоезначение придается православной религии, господствовавшей в России напротяжении большей части ее истории и возрождающейся в наши дни как один изсамых влиятельных институтов идейной и социальной жизни.По данным социологических исследований, в современном российском обществесуществует значительный проправославный консенсус: «очень хорошее» илипросто «хорошее» отношение к православию высказывают 94% населения', чтозначительно превышает одобрение других религий. Кроме того, значительнойчастью населения России православие, вероятно, воспринимается не столько какрелигия в собственном смысле слова, «сколько как символ русского своеобразия инекоей духовной ценности этого своеобразия, как что-то, что может быть сгордостью противопоставлено другим и ценность чего эти другие тоже в какой-томере признают»^.Таким образом. Русская православная церковь, в силу своего доминирующегоположения, может оказывать большое влияние на действия россиян. Это относитсяи к хозяйственной деятельности. До сих пор, однако, нет полной ясности по поводутого, в каком направлении сегодня осуществляется или будет осуществлено этовлияние. Пользуясь терминологией Макса Вебера, мы можем сформулировать этотвопрос следующим образом: каковы используемые православными «религиозными' См.: Каариайнен К, Фурман Д. Религиозность в России в 90-е годы // Старые церкви, новыеверующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. / под ред. К. Каариайнена и Д. Фурмана - СПб.; М.: Летний сад, 2000. См. 11-16. По данным того же исследованияприверженцами православия в 1999 году считали себя 82% всех русских респондентов, аверующими - 42%. Людей, общающихся со священниками РПЦ, принимающих церковныетаинства или регулярно (не реже раза в месяц) посещающих храмы, исследователи насчитываютот 2 до 7 % от всего российского населения. К сожалению, нам неизвестно, имеется ли здесьсобственно церковная статистика. Однако, следует отметить, что ни приводимые данные, ни ихинтерпретация не были оспорены ни в научной, ни в церковной среде.^ Там же. 16.виртуозами» категории осмысления хозяйства и места человека в хозяйственном"космосе", которыми действительно руководствуются в хозяйственнойдеятельности остальные верующие ("религиозная масса") в конкретныххозяйственных ситуациях.Разработанность проблемыК настоящему времени существует большое число исследований, посвященныхроли ценностной составляющей в становлении российской экономики. Эти работызадают общую рамку обсуждения проблемы. Таковы, например, исследованияА.С. Ахиезера, К.Касьяновой, Н.И.Лапина, Н.М.Лебедевой, Л.Г. Почебут,О.И. Шкаратана, Е.Г. Ясина и других. В ряду исследований культурного влиянияна экономику России существует значительное число работ, посвященных именнорелигиозной, и более узко - православной специфике. Особо стоит отметитьработы Т.Б. Коваль и Н.Н. Зарубиной. Также определенный вклад в разработкунроблемы внесли Э.В. Афанасьев, Ю.М. Бородай, А.Бусс, A.M. Верховскнй,Н.К. Гвоздев, М.И. Гельвановский, А.В. Глаголев, Г.Д. Гловели, Е.В. Жижко,В.Г. Кандалинцев, Н.А. Митрохин, А.В. Назарчук, Д.Н. Нлатонов, В. Симонов,А. Соболевская, В.К. Фальцман, В. Холодков, и другие.К настоящему времени в научных работах, посвященных хозяйственной этикерусского православия, при достаточно большом общем разнообразии работ ивзглядов на проблему, существует выраженная доминирующая позиция(Т.Б. Коваль, В.К. Фальцман, Е.С. Элбакян и др.), описывающая эту этикуследующим образом.1. В православии сложился особый тип хозяйственной этики. Существуетнабор инвариантных этических идей или, по крайней мере, внутриправославной этики нет резких различий между разными . Эти идеигруппируются вокруг категорий «любовь к ближнему», «социальноеопрощение» (в т.ч. любовь к бедности), «хождение перед Богом»,«безвозмездный труд», «сочетание труда и молитвы».2. Монашество, как центр православия, несло высокие идеалы. Миряне немогли жить так же, как монахи, поэтому православная этика в миру незакрепилась.3. Православие обращено к иному миру и не дает указаний о том, какдействовать в «этом мире».Однако существует и другой корпус литературы, в основном, посвященныйхозяйственной практике православных акторов. В этих текстах показываютсяпрактики и хозяйственные ситуации, которые не следуют из этики, описаннойавторами, защищающими первую позицию. Больщинство подобных работпринадлежит историкам (И. Будовниц, А. Зимин, В. Ключевский, В. МилютинА. Савич, и др.). Основные контртезисы, которые можно сформулировать наоснове этих текстов, таковы.1. Православие имело также и посюстороннюю, мирскую ориентацию, имножество православных успещно хозяйствовали. Хозяйственнойдеятельностью занимались как монахи (обычно приводится в пример ИосифВолоцкий), так и миряне (чаще других в этой связи называют купцов икрепких крестьян, иногда сосредоточивают внимание на хозяйственныхуспехах общины).2. Монашество только декларировало высокие идеалы аскезы, любви ипослущания. Однако, действия монахов были совсем другими. Описываютсяэксплуатация крестьян монастырями, практики вкладов в монастыри пожалования в монастыри земель или денег в «обмен» на номинание дущидающего в течение определенного срока (и требования таковых со сторонымонахов), конкуренция основателей монастырей за место для монастыря,концентрация богатств в монастырях и при этом отсутствие соразмернойзаметной благотворительной деятельности.3. Поведение верующих мирян, даже если оно внещне соответствовалоканонам религиозности, внутренне было ей чуждо. Таковы обрядовомагические действия православных мирян применительно к хозяйственнымпрактикам (без специфического религиозного содержания), вроде молебново дожде, выносе икон на посев и т.д.Очевидно, что эти позиции не просто во многом противоположны. Они позволяютакцентировать те или иные стороны реального бытования православия, но одногоэтого недостаточно для полноценного социологического описания. Резюмируя,можно сказать, что до сих пор не ясно следующее.• Какие из православных этических идей актуализированы в сегодняшнейхозяйственной практике? Является ли актуализированная в практикеправославная этика однородной? Другими словами, различается лихозяйственная этика монахов и мирян только по силе выраженностиопределенных (но одинаковых) компонентов, или же этика мирян имеетпринципиально иную мотивацию и выражение (принциниально иной наборсоставляющих), нежели этика монахов?• Каковы хозяйственные практики (прежде всего самих религиозных акторов),восходящие непосредственно к подобной этике? Насколько сегодняшняяпастырская практика и (хозяйственная) жизнь православпых христианопределяются догматическими или этическими положениями, выработаннымидо советского периода в истории России?Дополнительные сложности в исследования данной темы возникают еще из-затого, что практически все работы, касающиеся собственно этики православия(они написаны преимущественно в последние полтора десятка лет), вынолнены, восновном, на базе анализа лситий святых или ряда второисточников попроблеме. Практически все конкретно-эмпирические исследования, то есть работы,использующие систематические обследования эмпирического материала илиисточников, сделаны историками, которые лишь попутно и то далеко не всегдазатрагивают проблемы этики. Поэтому организация и проведение эмпирическогоисследования православной этики хозяйства становится самостоятельной важнойзадачей.Кроме того, отдельной актуальной задачей является выделение сугубоидеологической составляющей православного дискурса о хозяйстве. Нужновыяснить, какие идеи действительно руководят хозяйственной практикой (хотя бырелигиозных акторов), а какие используются только в качестве идеологическихтезисов, то есть не используются религиозными акторами ни как мотивысобственных хозяйственных действий, ни при попытках стимулировать мотивациюсвоих хозяйствующих контрагентов"'.^ В данном исследовании, опирающемся преимущественно на методологию М.Вебера, неанализируется институциональный аспект проблемы. Мы не разбираем специально «этику» РПЦкак института и хозяйственные практики этого института в целом (например, размещениецерковью своих средств на счетах в банках и т.д.). Это отчасти сужает возможности исследованияЦель и задачи исследованияЦель исследования: выяснение современной хозяйственной этики православия,актуализирующейся в хозяйственной практике православных акторов. Говоря осовременности, мы подразумеваем использование источников, датированных 19902004 годами, и коммуникацию с сегодняшними носителями традиции. Длядостижения поставленной цели были сформулированы следующие задачиисследования.1. Выделить основные категории, использующиеся для описания смыслахозяйства, с точки зрения православия, на уровнях (1) официальнойхозяйственной доктрины РПЦ, (2) пастырской литературы РПЦ.
2. Выяснить основные категории, артикулируемые православными акторами вситуации коммуникации «священник—мирянин».3. Реконструировать этические категории, которые актуализируются в реальнойхозяйственной практике православных акторов монастырских общин (сиспользованием метода включенного наблюдения).4. Описать и схематизировать основные хозяйственные практики религиозныхакторов, в которых значительную роль играет этическая составляющая.Показать роль хозяйственной этики при решении православными акторамипрактических хозяйственных задач.5. Сопоставить хозяйственную идеологию с этикой, актуализированной вхозяйственной практике православных акторов.Теоретические и методологические основы диссертацииВ диссертации использованы следующие «группы» теоретических иметодологических ресурсов. (1) Методология социальных наук, разработаннаяМ. Вебером в работе «Протестантская этика и дух капитализма» и всопутствовавших ей методологических сочинениях. (2) Идеи как сторонников, таки критиков подхода, предложенного в «Протестантской этике», например,Б. Тернера, Р. Беллы и др. (3) Подход К. Поланьи, посвященный анализунекапиталистических хозяйственных систем. (4) Работы представителейэкономической социологии, посвященные экспликации и развитию веберовскогоподхода к анализу хозяйства, в первую очередь, Р. Сведберга. (5) Методологияи ограничивает значимость его результатов. Но это не оказывает решающего влияния на7выделения категорий, актуализированных в практике акторов, предложеннаяА. Строссом (па основе анализа текстовых материалов, полученных по итогамвключенного наблюдения).Методы исследованияДля сбора данных, на основе которых осуществлялось выделение основныхкатегорий хозяйственной этики современного русского православия, былопроведено этнографическое обследование хозяйственных общин монастырей РПЦметодом включенного наблюдения. Были обследованы сообщества 8-мимонастырей на территориях Архангельской, Курской, Барнаульской и Алтайской,Тобольской и Тюменской, Красноярской и Енисейской, Читинской иЗабайкальской, Владивостокской и Приморской, Южносахалинской епархий.(Выборка монастырей проводилась из списка, представленного в издании:Монастыри русской православной церкви. Справочник-путеводитель. Выпускпервый. Изд-во Московской патриархии, 2001). В каждом из монастырей авторселился вместе с трудниками и проживал на одном месте 7-10 дней. Основной этапсбора этнографического материала: июль - сентябрь 2004 г.Для реконструкции хозяйственной этики были использованы тексты дневниковнаблюдения автора, в которых описаны действия и высказывания религиозныхакторов в тех или иных хозяйственных ситуациях. Для интерпретации полученныхданных использовалась литература двух типов: догматические тексты конфессии ипастырская литература по общим вопросам, не связанная напрямую с вопросамихозяйства (33 источника).Для реконструкции хозяйственной идеологии проводился анализ доктрин РПЦ,посвящепных хозяйственной тематике: (1) официальные документы,представляющие церковь для стороннего наблюдателя; (2) пастырскаялитература - тексты, дающие конкретные рекомендации массам верующих, нопри этом в обязательном порядке следующие общей линии церкви, поскольку онипоявляются в публичном поле (68 источников); материалы микроинтервью с"религиозными виртуозами" современного русского православия, священниками имонашествующими (18 интервью) - тексты о смысле хозяйства с точки зренияправославия, появляющиеся в ситуации коммуникации мирянина и священника.постановку проблемы, ход исследования и его основные выводы.Для работы с текстовыми материалами (транскринтами интервью, дневникомнаблюдения, а также с доктринами и настырской литературой) был иснользованкачественный полуформализованный анализ текстов. Применялась методикаоткрытого, осевого и селективного кодирования, предложенные А. Строссом и егоколлегами"*.Научная новизна исследованияНаучная новизна отражена в следующих положениях.1. В результате анализа трех типов православных текстов — социальноэкономических доктрин, пастырской литературы, интервью со священниками ииеромонахами о смысле хозяйства, с точки зрения православия, - удалосьзафиксировать социологически значимую постоянную, не изменяющуюся отисточника к источнику составляющую хозяйственной идеологии современногорусского православия. Основные идеи, описывающие смысл хозяйства с точкизрения православия, таковы: идея нравственного самосовершенствования, идеялюбви к ближним, идея самообеспечения.2. В результате включенного наблюдения в хозяйственных союзах монастырскихобщин удалось реконструировать этические категории, которыеактуализируются в реальной хозяйственной практике православных акторов.Таковыми являются категории послушания, смирения, благословения.3. В результате включенного наблюдения в монастырях РПЦ выявлен комнлексхозяйственных практик православных акторов, в которых используютсяэтические категории православия. Показана роль этической составляющей вмотивации хозяйственного действия православного актора (например, в такихдействиях, как найм на работу, смена работы православным актором,коммуникация между православными акторами по хозяйственным вопросам,каждодневные хозяйственные практики трудников в монастырских общинах идр.).4. В результате включенного наблюдения в монастырских общинах РПЦзафиксирована фактическая роль этической составляющей в формированиисетевых структур современного православия. Показано формирование данныхсетей на основе специфической хозяйственной этики. Указанные социальные'' Strauss А., СогЫп J. Basics of Qualitative Research. Grounded Theory Procedures and Techniques.9сети позволяют ее участникам решать достаточно широкий круг такиххозяйственных проблем, как вопросы о найме рабочей силы (трудников),редистрибуции (например, перераспределение «внутрицерковного» налога),реципрокного обмена различных благ и информации между узлами сети.5. Посредством анализа православной литературы, посвященной средствамхристианского спасения, было зафиксировано, что набор категорий,использующийся православными авторами в наставлении мирян по поводудостижения ими спасения, идентичен набору категорий, которыеактуализируются в реальной хозяйственной практике монастырских общин.Другими словами, авторы РПЦ, монахи и священники, описывают должноеповедение мирян в хозяйственной жизни при помощи категорий, которые имеютхождение внутри монастыря.6. Удалось показать, что категории, использующиеся в православнойхозяйственной идеологии, отличаются от категорий, использующихся вреальных хозяйственных практиках (по крайней мере, в практикахправославных монастырских общин). С другой стороны, можно утверждать, чтохозяйственная практика православных акторов (в монастырских общинах)регулируется теми же категориями, что и общие практики достиженияспасения.Практическая значимость исследованияПредставленные в диссертации результаты могут быть использованы длядальнейщих исследований, посвященных национальной специфике в областимотивации труда, проблемам истории хозяйства в России.Отдельные положения диссертации могут быть применены для разработки моделинациональной этики хозяйствования, с последующим ее использованием вуправлении и деловых межкультурных коммуникациях.Представленный в работе теоретический и практический материал можетиспользоваться при разработке лекционных курсов по экономической социологии,социально-экономической антропологии, хозяйственной (деловой,предпринимательской) этике.Sage, 1990. Glaser В., Strauss А. The Discovery of grounded Theory. Chicago: Aldine, 1967.10Апробация результатов исследованияОсновные положения диссертации были апробированы в научных публикацияхавтора, а также в докладе, сделанном на Второй международной конференцииМосковской высшей школы социальных и экономических наук «Векторы развитиясовременной России» (Москва, 2005).Материалы диссертационного исследования использовались автором припроведении семинарских занятий но курсу «Социальная и экономическаяантропология» в Государственном университете - Высшей школе экономики.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 293 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz