Четверг, 2020-10-22, 2:02 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 29 » Скачать Организационно-педагогические условия управления инновационными процессами в региональном вузе. Передков, Вячеслав Михайлович бесплатно
1:32 AM
Скачать Организационно-педагогические условия управления инновационными процессами в региональном вузе. Передков, Вячеслав Михайлович бесплатно
Организационно-педагогические условия управления инновационными процессами в региональном вузе

Диссертация

Автор: Передков, Вячеслав Михайлович

Название: Организационно-педагогические условия управления инновационными процессами в региональном вузе

Справка: Передков, Вячеслав Михайлович. Организационно-педагогические условия управления инновационными процессами в региональном вузе : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Тамбов, 2005 204 c. : 61 06-13/337

Объем: 204 стр.

Информация: Тамбов, 2005


Содержание:

введение
глава 1 Теоретико-методологические подходы к управлению инновационными процессами в высшей школе
11 Анализ проблемы управления инновационными процессами в высших учебных заведениях в научно-педагогической литературе
12 Инновационные процессы в образовании: сущность, виды, структура
13 Современное состояние проблемы управления инновационными процессами в вузе
14 Научно-педагогические подходы к управлению инновационр ными процессами в вузе
Выводы по первой главе
глава 2 Моделирование процесса управления инновационной , деятельностью в региональном вузе
21 Модель управления инновационными процессами в региональном вузе
22 Организационно-педагогический механизм реализации эффективного управления инновационными процессами в региональном вузе
Выводы по второй главе
глава 3 Практика организации управления инновационными процессами в региональном вузе
31 Организация инновационной деятельности в региональном вузе на примере ТГУ им ГР Державина
32 Организационно-педагогические условия функционирования модели управления инновационными процессами в региональном вузе
Выводы по третьей главе

Введение:

Актуальность исследования. В условиях развития рыночных отношений и конкуренции на рынке образовательных услуг особую значимость приобретают вопросы эффективной организации инновационной деятельности в вузе. Это обуславливает профессиональную подготовку специалистов, в частности, менеджеров для инновационной сферы, которые смогли бы реализовать весь комплекс инновационных преобразований, обеспечить эффективное управление инновационными процессами. В данном случае создаются предпосылки к необходимости управлять инновационными процессами внутри самих учебных заведений, что, в свою очередь, требует глубокого научного обоснования этого процесса, выявления условий и механизмов эффективного управления инновациями. В этой связи представляется актуальным выявление организационно-педагогических условий управления инновационными процессами в региональном вузе, способствующих повышению эффективности инновационной деятельности вуза.
К настоящему времени проведен целый ряд исследований, раскрывающих различные аспекты, связанные с инновационными процессами и проблемами управления ими. Инновации, инновационные процессы в образовании освещаются в работах современных ученых-педагогов: К. Ангеловски, А.Ф. Балакирева, М.С. Бургина, В.И. Загвязинского, А.Г. Кругликова, А.Я. Наина, JI.C. Подымовой, О.Г. Хомерики, Н.Р. Юсуфбековой и других. Проблемам управления инновационными процессами в образовании посвящены исследования М.В. Артюхова, В.А. Бордовского, К.Я. Вязиной, А.П. Волчковой, Т. Ворониной, Б.С. Гершунского, В.В. Давиденко, O.A. Добрыниной, JI.A. Ивановой, Е.М. Михайловой, С.Э. Зуева и других авторов. В зарубежной педагогике проблемы планирования инноваций и управления инновационными процессами изучают Р. Адам, X. Барнет, Ш. Ковач, А. Николлс, Э. Роджерс и другие. В трудах ряда ученых-экономистов (В.М. Аньшина, И.Т. Балабанова, A.A. Бовина, В.Н. Гунина, П.Н. Завлина, С.Д. Ильенковой, A.M. Мухамедьярова, JI.H. Оголевой, P.A. Фатхутдинова, A.A. Харина, Ю.В. Шлёнова и других) исследуются проблемы управления инновационными процессами в современных условиях.
Вместе с тем, анализ монографической литературы, выступлений участников международных и российских научных конференций по проблемам управления инновационными процессами, изучение практического опыта инновационной деятельности вузов позволили выявить следующее: подавляющее большинство современных исследований и практической деятельности в данной области касались в основном совершенствования организационно-структурных механизмов инновационной деятельности и материальной заинтересованности в ускорении внедрения инноваций. В последнее время стали появляться работы, раскрывающие возможности организационно-педагогических условий в повышении эффективности управлении инновационными процессами в различных педагогических системах (публикации В.А. Анищенко, А.П. Волчковой, Г.П. Жилина, Л .Я. Казаковой, Е.А. Шатохина и других).
Однако исследования в данной области фрагментарны, не в полной мере отражают системное видение проблемы и требуют дополнительного изучения. В настоящее время появились определенные предпосылки для качественных изменений в системе управления инновационными процессами в высших учебных заведениях. Необходимость инновационного развития вуза предъявляет новые требования к содержанию, организации, формам и методам управленческой деятельности. Оно диктует поиск новых эффективных путей управления инновационными процессами, создания условий для повышения эффективности инновационной деятельности регионального вуза, условий для подготовки преподавателей, аспирантов и студентов к участию в этой деятельности и, прежде всего, выявления организационно-педагогических условий управления инновационными процессами в вузе. Данные изменения требуют более глубокого научного обоснования процесса управления инновационной деятельностью, выявления организационно-педагогических условий и разработке механизмов управления инновационными процессами в региональном вузе.
Таким образом, обобщение практики управления инновационными процессами в вузе, анализ современного состояния проблемы управления инновационными процессами, отраженного в научной литературе, позволил выявить следующие противоречия:
1) с одной стороны, вуз имеет существенный потенциал в инновационной деятельности, с другой стороны, этот потенциал не реализуется в силу "непроработанности" в педагогической науке проблемы управления инновационными процессами;
2) с одной стороны, вуз испытывает потребность в изменении содержания и форм подготовки специалистов с учетом внедрения инновационных разработок и технологий, с другой — не обоснованы организационно-педагогические условия управления инновационными процессами в вузе.
Необходимость разрешения перечисленных противоречий обусловили постановку научной проблемы, которая состоит в выявлении организационно-педагогических условий управления инновационными процессами, позволяющими решать задачи повышения эффективности этого процесса.
Поиск путей решения данной проблемы обусловил цель исследования: выявить организационно-педагогические условия управления инновационными процессами в региональном вузе.
Объект исследования - инновационные процессы в региональном вузе.
Предмет исследования — организационно-педагогические условия управления инновационными процессами в региональном вузе.
Гипотеза исследования заключается в том, что уровень управления инновационными процессами в региональном вузе может быть повышен, если:
• инновационный процесс приведен в соответствие с закономерностями и тенденциями функционирования современной социально-экономической среды;
• теоретически обоснована и разработана модель управления инновационными процессами в региональном вузе;
• разработан организационно-педагогический механизм реализации эффективного управления инновационными процессами в региональном вузе;
• определены организационно-педагогические условия управления инновационными процессами в региональном вузе, способствующие повышению эффективности управления и активности взаимодействия вуза с региональными субъектами инновационной деятельности;
• разработан критериальный аппарат, позволяющий диагностировать состояние управления инновационными процессами в региональном вузе.
Реализация поставленной цели и основных положений гипотезы потребовала решения следующих задач:
1. Уточнить сущность, определить содержание и структуру инновационного процесса в образовании и инновационного процесса в вузе.
2. Разработать модель управления инновационными процессами в региональном вузе и механизм её реализации.
3. Определить критерии оценки эффективности управления инновационными процессами в региональном вузе.
4. Выявить и экспериментально обосновать систему организационно-педагогических условий управления инновационными процессами в региональном вузе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: философские концепции деятельностной сущности личности, многоаспектной природы человеческой деятельности; общенаучные положения теории управления; системный, личностно-деятельностный, синергетический, акмеологический и диалоговый подходы к управлению инновационными процессами; теория и принципы инновационного менеджмента.
В работе использованы положения, определяющие содержание системного (И.В. Блауберг, А.Н. Дахин, Т.А. Ильина, Ю.А. Конаржевский, B.C. Лазарев, A.M. Моисеев, JI.H. Оголеза, В.П. Симонов, П.И. Третьяков и др.); личностно-деятельностного (В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев и др.) подходов к управлению инновационными процессами в вузе; рефлексивного (В.Г. Буров, Т.М. Давыденко, Н.Г. Иванцивская, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, Г.П. Щедровицкий и др.); диалогового
Ю.Н. Кулюткин, И.Л. Федотенко и др.) подходов к управлению педагогическими системами.
Основные положения диссертации опираются на выводы специалистов в области инноваций: К. Ангеловски, А.Ф. Балакирева, Ф.Ф. Бездудного, М.С. Бургина, Г.С. Гамидова, В.И. Загвязинского, Н.И. Лапина, Н.И. Наина, А.И. Пригожина, В.А. Сластенина, О.Г. Хомерики, М.С. Чвановой и других; в области управления: Б.С. Гершунского, П. Друкера, Н.В. Казаковой, М.Х. Мескона, A.M. Моисеева, Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова и других; в области управления инновационными процессами: М.В. Артюхова, И.Т. Балабанова, В.Н. Гунина, С.Д. Ильенковой, A.M. Мухамедьярова, Л.Н. Оголевой, Е.М. Михайловой, A.M. Мухамедьярова, A.A. Харина, Ю.В. Шлёнова и других.
В качестве источниковедческой базы использовались нормативные документы, монографическая литература, материалы конференций, диссертационные исследования, а также материалы, полученные на основе информационного поиска в Интернете. Среди них: электронные каталоги диссертационного зала РГБ, электронная документация на сервере Министерства образования и науки Российской Федерации "Информика", материалы международных, российских и региональных сетевых конференций, размещенных в Интернете по проблеме исследования.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовалась теоретические и эмпирические методы исследования. Теоретические методы (аналогия, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному, системный подход) позволили выявить специфические для исследуемой проблемы противоречия, обосновать средства их предупреждения или снятия, спроектировать модель управления инновационными процессами в региональном вузе. Эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, изучение результатов деятельности, документации, обобщение педагогического опыта, эксперимент) позволили подготовить материал для оценки эффективности управления инновационными процессами в региональном вузе и обосновать комплекс организационно-педагогических условий совершенствования данного процесса, проверить эффективность модели и обоснованных условий.
Экспериментальная база исследования: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина". Исследованием были охвачены ученые и профессорско-преподавательский состав 19 кафедр из 8 институтов и академий ТГУ им. Г.Р. Державина.
Такая база обеспечивает репрезентативность статистически достоверной выборки и обусловливает расширение границ распространения выводов исследования, которое проходило в несколько этапов.
На первом этапе (2001-2002 гг.) проводилось накопление эмпирического материала. Определялись методологические подходы к управлению инновационными процессами в региональном вузе.
На втором этапе (2003-2004 гг.) изучалась научная и учебно-методическая литература, анализировался и обобщался отечественный и зарубежный опыт в организации инновационной деятельности в вузах и в управлении инновационными процессами. На данном этапе были сформулированы гипотеза, цели и задачи исследования, разработана модель управления инновационными процессами в региональном вузе и организационно-педагогический механизм ее реализации.
На третьем этапе (2005 г.) с целью проверки гипотезы была разработана методика исследования; организована опытно-экспериментальная работа, на основе которой осуществлялась проверка и уточнение рабочей гипотезы и теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы. Сформулированы выводы, завершено оформление диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что уточнена сущность, определено содержание и структура инновационного процесса в образовании и инновационного процесса в вузе; разработана модель управления инновационными процессами в региональном вузе; разработан организационно-педагогический механизм реализации эффективного управления инновационными процессами в региональном вузе; определены критерии оценки эффективности управления инновационными процессами в региональном вузе; выявлены и экспериментально обоснованы организационно-педагогические условия, способствующие повышению эффективности управления инновационными процессами в региональном вузе.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в уточнении потенциала организационно-педагогических условий в управлении инновационными процессами в вузе; в использовании положений известных методологических подходов (системного, личностно-деятельностного, си-нергетического, акмеологического и диалогового) к управлению инновационными процессами в региональном вузе; в теоретическом обосновании модели управления инновационными процессами в региональном вузе; в обогащении критериального аппарата оценки эффективности управления инновационными процессами; в определении организационно-педагогических условий, способствующих повышению эффективности управления инновационными процессами в региональном вузе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная модель управления инновационными процессами в региональном вузе может найти применение при выборе целесообразного варианта осуществления инновационной деятельности в вузе; разработанные в исследовании практические положения и выводы могут быть использованы в практике управления инновационными процессами в вузе.
Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается обоснованностью теоретико-методологических позиций; единством теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предмету, цели и задачам; целенаправленным анализом реальной практики участия в инновационной деятельности и управления этим процессом на уровне регионального вуза; комплексным характером опытно-экспериментальной работы и применением в процессе обработки ее результатов методов математической статистики.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Сущность инновационного процесса проявляется в том, что он представляет собой целенаправленную цепь действий по инициации инноваций, по разработке и производству новых продуктов, услуг и технологий, по их реализации на рынке и дальнейшей диффузии, что, собственно, и определяет его структуру. Инновационный процесс в вузе представляет собой деятельность, направленную на получение нового знания, превращения его в новый продукт, услугу, технологию, на их выдвижение на рынок, а также на подготовку специалистов для выполнения этих функций.
2. Модель управления инновационными процессами в региональном вузе, спроектированная на основе рефлексивного подхода к управленческой деятельности и реализуемая с помощью коммуникаций творческого типа, имеет сложную иерархическую структуру и обеспечивает упорядочение и взаимосвязь субъектов инновационной деятельности внутри вуза; показывает связи вуза с регионом; определяет место и роль организационно-педагогических условий в управлении инновационными процессами в региональном вузе; определяет уровни сформированности педагогической рефлексии преподавателей, занятых инновационной деятельностью. Целостность модели, как системного объекта, обеспечивается посредством взаимосвязанных этапов, обеспечивающих взаимодействие всех субъектов инновационной деятельности на уровне кафедры, вуза, региона.
3. Организационно-педагогический механизм реализации эффективного управления инновационными процессами в региональном вузе - это совокупность организационных, педагогических, управленческих, финансовых, правовых, информационных, технических и морально-психологических элементов, способствующих успешному осуществлению инновационной деятельности и повышению эффективности её результатов. Он включает следующие основные элементы: 1) организационно-педагогические формы инновационных отношений; 2) методы управления инновациями; 3) методы финансирования инноваций; 4) порядок формирования и использования инновационных фондов;
6) законодательную базу в области инноваций; 6) методы оценки эффективности результатов инноваций; 7) морально-психологические методы воздействия на инновационную активность; 8) меры информационно-технического оснащения инновационного процесса.
4. Система организационно-педагогических условий управления инновационными процессами в региональном вузе включает:
• на уровне кафедры: 1) подготовку руководителя кафедры к использованию методов педагогической рефлексии в управлении инновационными процессами; 2) подготовку педагогического коллектива кафедры к использованию методов педагогической рефлексии в инновационной деятельности; 3) подготовку преподавателя к использованию методов педагогической рефлексии в инновационной деятельности и педагогической практике; 4) создание условий для обмена мнениями и опытом работы между преподавателями кафедры на основе открытости результатов их инновационной деятельности; 5) разграничение функций управления инновационными процессами между администрацией вуза, факультета и руководством кафедры; 6) наличие системы стимулов по вовлечению преподавателей кафедры в инновационную деятельность; 7) наличие документа, гарантирующего свободу прав и невмешательства в творческий процесс преподавателей кафедры.
• на уровне вуза: 1) формирование мотивационной готовности руководителей и преподавателей вуза к использованию методов рефлексии в управлении инновационными процессами; 2) кадровую поддержку реализации инновационных процессов; 3) финансовое и материально-техническое обеспечение инновационных процессов; 4) обеспечение инновационных процессов современными информационными технологиями и коммуникативными средствами; 5) разработку системы внутри вузовской распорядительной документации, обеспечивающей координацию деятельности факультетов, кафедр и функциональных служб, занятых инновационной деятельностью.
5. Критерии оценки эффективности управления инновационными процессами в региональном вузе (педагогических подсистем, подверженных управленческим воздействиям в процессе инновационной деятельности) разделены по следующим признакам: по признаку целостности педагогической подсистемы; по уровню сформированности педагогической рефлексии преподавателей, занятых инновационной деятельностью.
Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация результатов исследования осуществлялась на базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Теоретические идеи и материалы исследования нашли свое отражение в научных публикациях и докладах автора. Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры информатики и информационных технологий ТГУ им. Г.Р. Державина. Основные идеи исследования обсуждены и получили одобрение на Всероссийских научно-практических конференциях: "Актуальные проблемы информатики и информационных технологий" (Тамбов, 2003), "Проблемы федерально-региональной политики в науке и образовании" (Тамбов, 2003), "Интеграционные процессы в системе воспитания и образования" (Тамбов, 2005); региональной научно-практической конференции "Социальное партнерство в сфере профессионального образования" (Тамбов, 2004).
Материалы и выводы диссертационного исследования использовались при разработке Межведомственной программы инновационного развития Тамбовской области.
Основные результаты исследования опубликованы в научно-методических статьях региональных изданий, в межвузовском сборнике научных трудов. По теме исследования опубликовано 15 работ общим объемом 4,6 п.л.
Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 147 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz