Суббота, 2024-04-20, 9:49 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 4 » Скачать Организационно-педагогические условия становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном бесплатно
1:21 AM
Скачать Организационно-педагогические условия становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном бесплатно
Организационно-педагогические условия становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном процессе вуза

Диссертация

Автор: Шихалева, Мария Сергеевна

Название: Организационно-педагогические условия становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном процессе вуза

Справка: Шихалева, Мария Сергеевна. Организационно-педагогические условия становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном процессе вуза : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Шихалева Мария Сергеевна; [Место защиты: Ом. гос. пед. ун-т] Омск, 2008 291 c. : 61 08-13/575

Объем: 291 стр.

Информация: Омск, 2008


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
11 Становление успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном процессе вуза
12 Организационно-педагогические условия становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном процессе вуза
13 Реализация организационно-педагогических условий становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога посредством разработки и обоснования технология педагогического сопровождения в образовательном процессе вуза
Выводы по главе I
Глава II ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ УСПЕШНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО
ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
21 Диагностика становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном процессе вуза
22 Внедрение и анализ результативности технологии педагогического сопровождения, обеспечивающей организационно-педагогические условия становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном процессе вуза
Выводы по главе IIL

Введение:

В условиях глобальных изменений в мире конца ХХ-начала XXI веков - изменения в структуре и характере рынка труда, вхождения России в Болонский процесс [11,13], образование не может не ориентироваться на новое качество своего результата. В докладе Европейской комиссии «Европейский доклад о показателях качества непрерывного образования. Пятнадцать показателей качества» (2002 г.) фиксируется, что «качество образования . трактуется как высший, политический приоритет. Высокий уровень знаний, компетенций и умений рассматривается как базисное условие активного гражданства, занятости и социальной сплоченности» [11].
В целом, как отмечается в аналитическом обзоре 2003 года «Реформы образования», «.в условиях глобализации мировой экономики смещают акценты с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных учреждений» [205]. В этой связи и в контексте Болонского процесса в последние годы и особенно после публикации текста «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [104] в России происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся.
Еще в 1996 году на симпозиуме по программе Совета Европы в обобщающем докладе Хутмахера В. (НийпасЬег \Valo) было отмечено, что понятие «компетенция», «компетентность» ближе к понятийному полю «знаю, как», чем к полю «знаю, что» [244]. Таким образом, перед высшей школой стоит цель научить студента использовать, полученные знания в реальной жизни, тем самым подготовить будущего специалиста к успешной профессиональной деятельности.
Особая роль в процессе профессионального становления отводится стадии подготовки студента в образовательном процессе вуза. Одним из показателей эффективности обучения является успешность студента.
Современный рынок труда предъявляет высокие требования к успешности будущего специалиста. Как отмечает Вербицкий A.A. [37] выпускник современного вуза даже владеющий теорией, но не способный применять ее на практике, представляет собой невысокую «потребительную стоимость» для работодателя и низкую «меновую стоимость» на рынке труда. В связи с этим, актуальными остаются проблемы всесторонней подготовки студентов к успешной профессиональной деятельности, оказания им помощи в профессиональном становлении. Процесс и результаты профессионального становления для будущих педагогов не всегда оказываются личностно значимыми, так как в образовательном процессе вуза не предполагается совместная работа студента и преподавателя по оцениванию образовательных и личностных достижений.
Феномен достижения, имеет на сегодняшний момент несколько значений. Но в широком смысле слова, достижение - это объективная характеристика продукта деятельности (в виде результата) и субъективное переживание этого результата, как значимого положительного события. То есть, чаще всего понятие достижения понимается как конечный результат деятельности, достижение - успех. В оценке успешности личности четко прослеживаются две позиции: субъективный и объективный успех. Субъективный успех соотносится с личностными критериями успеха -неуспеха. С другой стороны, объективный успех обусловлен социальными стереотипами успешности, стремлением быть признанным в социальной группе, самоутвердиться в ней. Таким образом, в процессе подготовки будущего педагога необходимо создать условия для двойственной оценки успешности студента: самооценки себя как будущего профессионала и оценки профессиональным сообществом (педагогами вуза и других образовательных учреждений, сокурсниками и так далее).
Вместе с тем, традиционное понимание педагогического образования в высшей школе, направленного только на подготовку специалистов-предметников уже не соответствует современным требованиям педагогической теории и практики. Ведущей концепцией подготовки специалиста в области образования, является концепция профессионально-личностного становления будущего педагога. Так, например, Анцыферова Л.И., исследуя психологические механизмы становления личности, говорит о переживании человеком профессиональной деятельности как выражения своего подлинного «Я», как воплощения и доказательства своей уверенности. «В ходе успешного профессионального становления происходит наиболее полное развитие личности» [8,С.8-18].
Тем самым, актуальным становится формирование нового типа личности со следующими характеристиками: личностная ответственность за свои поступки, высокая адаптированность, желание достичь успеха в профессиональной деятельности. Анализ данной проблемы предполагает сосредоточение внимания на том типе взаимодействия личности со средой, который включает в себя идею достижения. Мотивация достижения представляет собой большой интерес для исследователей всего мира уже не первое десятилетие (Аткинсон Дж. [239], Маслоу А. [254], Хекхаузен X. [214,215]). В России эта проблематика приобрела особенную значимость в последние несколько лет в связи с переходом к рынку, со всеобщей увлеченностью вопросами конкурентоспособности, карьеры и успешности. Вместе с тем, данная ситуация характеризуется недостаточностью исследования организационно-педагогических условий, детерминирующих становление успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном процессе вуза. Исходя из этого, анализ развития современной образовательной ситуации в высшей школе позволяет выявить противоречия:
• между высокой потребностью общества в компетентных, конкурентоспособных, ориентированных на достижение успеха и умеющих самостоятельно строить свою профессиональную деятельность специалистах образовательной сферы и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий, способствующих становлению успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном процессе вуза;
• между возрастающими требованиями к профессиональной деятельности современного специалиста образовательной сферы и отсутствием разработанной педагогической технологии, направленной на реализацию организационно-педагогических условий становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном процессе вуза.
Названные противоречия определили проблему исследования: каковы организационно-педагогические условия, способствующие становлению успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном процессе вуза?
Все вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «Организационно-педагогические условия становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном процессе вуза».
Объект исследования: образовательный процесс в вузе, направленный на становление успешной профессиональной деятельности будущего педагога.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия, обеспечивающие становление успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном процессе вуза.
Цель исследования: теоретически выявить, обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия, способствующие становлению успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном процессе вуза.
Гипотеза исследования: становление успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном процессе вуза будет возможным, если:
• раскрыто содержание понятия «становление успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном процессе вуза»;
• выявлены организационно-педагогические условия становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном процессе вуза;
• организационно-педагогические условия становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога будут реализованы посредством технологии педагогического сопровождения в образовательном процессе вуза;
• определены критерии результативности технологии педагогического сопровождения становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа философской и психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном процессе вуза.
2. Выявить организационно-педагогические условия становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном процессе вуза.
3. Реализовать организационно-педагогические условия становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога посредством разработки и внедрения технологии педагогического сопровождения.
4. Определить критерии результативности технологии педагогического сопровождения становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном процессе вуза.
Для опытной проверки гипотезы и решения поставленных задач использовался комплекс методов научного исследования, объединенных в четыре группы: теоретические методы: анализ и синтез философской, социологической, методологической и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, классификация, систематизация; эмпирические: наблюдение, анализ документации, анкетирование, тестирование; экспериментальные: констатирующий и формирующий педагогический эксперимент; методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Ведущая идея исследования сводится к следующим положениям: становление успешной профессиональной деятельности будущего педагога является процессом и результатом развития личности в образовательном процессе вуза, высоко оцененным объективно (профессиональным сообществом) и субъективно (самим человеком) — в учебной деятельности академического типа, квазипрофессиональной, внеучебной и учебно-профессиональной деятельности; направленным на развитие компетенций успешного педагога: гностической (исследовательской) и самообразовательной, конструктивно-проектировочной, организационно-коммуникативной, социально-личностной, адаптивной. Становлению успешной профессиональной деятельности будущего педагога способствует совокупность организационно-педагогических условий: актуализация субъектной позиции личности будущего педагога, реализация индивидуально-образовательного маршрута, создание ситуаций успеха и стимулирование рефлексии в ситуации неуспеха, учет личностных достижений будущего педагога. Реализация данных условий возможна посредством теоретически обоснованной технологии педагогического сопровождения становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога в работе кафедр педагогического вуза.
Методологические основания исследования:
• личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса (Выготский Л.С., Зимняя И.А., Леонтьев А.Н., Сериков В.В.);
• компетентностный подход (Казакова Е.И., Козырев В.А., Макареня A.A., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Радионова Н.Ф., Суртаева H.H., Тряпицына А.П.);
Теоретические основания исследования:
• идеи педагогов-исследователей Абульхановой А.К., Зеера Э.Ф., Кузьминой Н.В., Марковой А.К., Митиной JI.M., Реана A.A., Чекалёвой Н.В., посвященные процессу профессионального становления будущего педагога;
• теория и технология контекстного обучения (Вербицкий A.A.);
• научные идеи педагогов, раскрывающие природу сущности понятий «успех» и «личностные достижения» (Белкин A.C., Заир-Бек Е.С., Илюшин JI.C., Казакова Е.И., Тряпицына А.П. и другие); психологов (Аткинсон Дж., Макклелланд Д., Тульчинский Г.А., Хекхаузен X.); мотивационной сферы личности (Вилюнас В.К., Ильин Е.П., Маслоу А.);
• теория педагогического сопровождения развития (Бережнова JI.H., Богословский В.И., Семикин В.В.);
• идеи о совокупном субъекте деятельности (Брушлинский A.B., Зимняя И.А., Журавлев A.JL);
• концепции управления в образовании, определяющие его содержание, структуру, технологии (Конаржевский Ю.А., Поташник М.М., Шипилина Л.А.);
• концепция рефлексивного обучения (Кулюткин Ю.Н., Шаров A.C., Щедровицкий Г.П.);
• идеи личностной, индивидуализированной концепции профессиональной педагогической деятельности будущего педагога (Абдуллина O.A., Гогоберидзе А.Г., Маркова А.К., Сластёнин В.А.);
• конструктивистская теория обучения (Выготский Л.С., Дьюи Д., Пиаже Ж.).
Научная новизна исследования заключается:
• в определении организационно-педагогических условий становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном процессе вуза: актуализации субъектной позиции личности будущего педагога, реализации индивидуально-образовательного маршрута будущего педагога, создании ситуаций успеха и стимулирования рефлексии в ситуации неуспеха, учете личностных достижений будущего педагога;
• в проектировании технологии педагогического сопровождения, обеспечивающей организационно-педагогические условия, на основании идей менеджмента: адаптации технологий «Центр Развития и Оценки», коучинга;
• в выявлении и обосновании групп критериев (внешние и внутренние) и показателей результативности технологии педагогического сопровождения становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном процессе вуза.
Теоретическая значимость исследования: теория и методика профессионального образования обогащена знанием:
• о содержании понятия становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном процессе вуза как процесса и результата развития личности в образовательном процессе вуза, высоко оцененного объективно (профессиональным сообществом) и субъективно (самим человеком) — в учебной деятельности академического типа, квазипрофессиональной, внеучебной и учебно-профессиональной деятельности; направленного на развитие компетенций успешного педагога: гностической (исследовательской) и самообразовательной, конструктивно-проектировочной, организационно-коммуникативной, социальноличностной, адаптивной;
• об использовании идей менеджмента в разработке технологии педагогического сопровождения становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога: адаптации технологий «Центр Развития и Оценки», коучинга.
Практическая значимость исследования заключается:
• в описании диагностических процедур, позволяющих произвести субъективную и объективную оценки становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога (портфолио достижений, сочинение-эссе).
• в разработке технологии педагогического сопровождения становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога в основе, которой лежат идеи менеджмента: адаптация технологии «Центр Развития и Оценки», включающей в себя игровые методы с применением затрудняющих условий (временных ограничений, внезапных запрещений, новых вариантов, информационной насыщенности и недостаточности), элементы диалоговых (тренинговые упражнения) и исследовательских методов (проектирование); технологии коучинга в деятельности кафедр педагогики, психологии, методики в образовательном процессе педвуза;
• в разработке структуры и содержания модулей, ориентированных на создание организационно-педагогических условий становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога: «Тайм-менеджмент», «Стресс-менеджмент», «Эффективные коммуникации», «Лидерство», «Проектирование профессионального успеха» и другие;
• в разработке учебно-методических пособий «Современные методы учета достижений будущих педагогов в контексте конкурса «Студент года», «Технология организации конкурса «Студент года», программы педагогической практики «Коучинг педагогического успеха», программы дополнительного образования «Школа вожатского мастерства», программ курсов по выбору «Педагогическое проектирование», «Имидж в карьере педагога».
Положения, выносимые на защиту:
1. Становление успешной профессиональной деятельности будущего педагога - это процесс и результат развития личности в образовательном процессе вуза, высоко оцененный объективно (профессиональным сообществом) и субъективно (самим человеком) — в учебной деятельности академического типа, квазипрофессиональной, внеучебной и учебно-профессиональной деятельности; направленный на развитие компетенций успешного педагога: гностической (исследовательской) и самообразовательной, конструктивно-проектировочной, организационно-коммуникативной, социально-личностной, адаптивной.
2. Становление успешной профессиональной деятельности будущего педагога в образовательном процессе вуза предполагает создание комплекса организационно-педагогических условий: актуализация субъектной позиции личности, реализация индивидуально-образовательного маршрута, создание ситуаций успеха и стимулирование рефлексии в ситуации неуспеха, учет личностных достижений будущих педагогов.
3. Организационно-педагогические условия могут быть реализованы посредством внедрения в образовательный процесс вуза технологии педагогического сопровождения как поэтапной деятельности педагогов и студентов, направленной на помощь субъекту становления (студенту) в решении проблем, представленной четкой, однозначно понимаемой последовательностью операций, действий с учетом реальных условий образовательного процесса, позволяющей достигнуть поставленных целей и желаемых результатов, которые могут быть быстро выявлены.
4. Технология педагогического сопровождения становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога осуществляется командой педагогов на уровне кафедры как совокупной общности специалистов образования: кафедры педагогики, кафедры психологии, кафедр методики. Технология включает в себя идеи менеджмента: адаптацию технологий «Центр Развития и Оценки», коучинга, что позволяет обеспечить организационно-педагогические условия становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога;
5. Внешние критерии технологии педагогического сопровождения становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога:
• востребованность услуг технологии (вовлеченность студентов и удовлетворенность участием в процессе реализации технологии становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога); методическое обеспечение (наличие обогащенных учебных программ, программ дополнительного образования, программы педагогической практики, учебно-методических пособий); достижения студентов в образовательном процессе (академическая успеваемость; достижения во внеучебной деятельности);
Внутренние критерии становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога: удовлетворенность выбором профессионального становления (направленность как совокупность устойчивых мотивов в образовательно-профессиональной деятельности); совокупность компетенций успешного педагога: гностическая (исследовательская) и самообразовательная, конструктивно-проектировочная, организационно-коммуникативная, социально-личностная, адаптивная компетенции.
Основные этапы исследования:
Первый этап (2003 - 2004 гг.) включал в себя теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; формулировались цель, гипотеза и задачи исследования; определялся замысел экспериментальной работы.
Второй этап (2004 — 2006 гг.) - осуществлялась реализация организационно-педагогических условий становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога посредством разработки и внедрения технологии педагогического сопровождения; была проведена диагностика исходного уровня достижений студентов в образовательном процессе, удовлетворенности выбором профессионального становления, развития компетенций успешного педагога.
Третий этап (2006 - 2007 гг.) включал завершение эксперимента, обобщение и систематизацию полученной информации по проверке результативности технологии педагогического сопровождения становления успешной профессиональной деятельности будущего педагога; формулировку выводов, оформление текста диссертационного исследования.
Базой исследования являлся Омский государственный педагогический университет. В эксперименте принимали участие 160 студентов: 55 студентов физического факультета, 65 - исторического и 40 студентов филологического факультета в период обучения 2-5 курс; преподаватели кафедры педагогики, кафедры психологии, кафедры технологии и методики преподавания технологии, кафедры правоведения и методики преподавания права, кафедры истории русского языка и методики его преподавания ОмГПУ, учителя Гимназии №19, Нововоршавской гимназии, специалисты в области оценки и развития персонала методом «Ассесмент Центр».
Апробация и внедрение результатов исследования: Ход исследования, основные теоретические положения и практические результаты обсуждались на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета (2004 -2007 гг.); на научно-практической конференции аспирантов и магистрантов «Инициативы молодых исследователей в решении проблем образования в 21 веке» (г. Омск, ОмГПУ - 2004 г.); на Всероссийской научно — практической конференции «Связи с общественностью в российских регионах» (г. Омск, ОмГТУ - 2005 г.); на научно-практической конференции «Развитие социальной активности и инициативы студентов: опыт, проблемы, перспективы» (г. Омск, ОмГПУ — 2006 г); на научно-практической конференции аспирантов и магистрантов «Современное университетское образование в контексте Болонского соглашения» (г. Омск, ОмГПУ — 2006 г.); на Межрегиональной научно-практической конференции «Социальные коммуникации и социальные науки в Сибирском регионе» (г. Омск, ОмГТУ —
2006 г.); на научно-практической конференции «Воспитание конкурентоспособной личности будущего специалиста» (г. Омск, ОмГПУ
2007 г.); на Всероссийской олимпиаде аспирантов по педагогическим наукам (г. Санкт-Петербург, РГПУ им. Герцена — 2007 г.); на Конкурсе работ студентов, аспирантов, молодых ученых по актуальным вопросам реализации приоритетных национальных проектов в Омской области (г. Омск, Правительство Омской области, Министерство образования Омской области - 2007 г.); в разработке концепции Конкурса «Студент года» (г. Омск, ОмГПУ — 2006,2007 г.г.); в деятельности научного консультанта участника конкурса «Лидер в образовании» - 2008 г. (Департамент образования Администрации г. Омска); а также путем публикаций материалов исследования, при проведении учебных занятий, консультаций и педагогических мастерских на физическом, историческом и филологическом факультетах. Результаты исследования также прошли апробацию на базе филиала ОмГПУ г. Тара.
Обоснованность и достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается теоретически и методологически обоснованной логикой исследования, применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, цели и задачам исследования, количественным и качественным анализом полученных данных для обработки результатов исследования; личным участием автора в организации экспериментальной работы (разработка содержания и проведение оценочных сессий, основанных на идеях технологии «Центр Оценки и Развития», конкурса «Студент года», педагогической практики с использованием адаптированной технологии коучинга, разработки программы дополнительного образования «Школа вожатского мастерства», программ курсов по выбору «Имидж в карьере педагога», «Педагогическое проектирование», модулей обогащения учебных программ).
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографии, приложений. Текст иллюстрирован 18 таблицами и 12 рисунками, отражающими основные положения и результаты исследования, количество страниц 199.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 210 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz