Пятница, 2020-10-30, 0:54 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 29 » Скачать Организация исследовательской деятельности школьников в 5-11 классах в процессе изучения творчества Н.С. Лескова. Хахулина, бесплатно
1:30 AM
Скачать Организация исследовательской деятельности школьников в 5-11 классах в процессе изучения творчества Н.С. Лескова. Хахулина, бесплатно
Организация исследовательской деятельности школьников в 5-11 классах в процессе изучения творчества Н.С. Лескова

Диссертация

Автор: Хахулина, Лидия Владимировна

Название: Организация исследовательской деятельности школьников в 5-11 классах в процессе изучения творчества Н.С. Лескова

Справка: Хахулина, Лидия Владимировна. Организация исследовательской деятельности школьников в 5-11 классах в процессе изучения творчества Н.С. Лескова : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Южно-Сахалинск, 2006 211 c. : 61 07-13/886

Объем: 211 стр.

Информация: Южно-Сахалинск, 2006


Содержание:

Введение
Содержание
Глава I Теоретические основы организации исследовательской деятельности школьников в процессе изучения творчества
H С Лескова
I1 Воспитательное значение творческого наследия Н С Лескова для нравственного становления современных школьников
12 Организация исследовательской деятельности школьников в трудах педагогов, методистов, психологов
13 Методическая система изучения творчества Н С Лескова на основе организации исследовательской деятельности школьников (констатирующий эксперимент)
Выводы по I главе
Глава II Опытно-экспериментальная проверка системы изучения творчества Н С Лескова на основе организации исследовательской деятельности школьников
21 Организация исследовательской деятельности в 5-7 классах на примере изучения творчества Н С Лескова
22 Совершенствование навыков исследовательской деятельности в 8-9 классах в процессе изучения прозы Н С Лескова
23 Специфика исследовательской деятельности школьников в 10-11 классах в процессе изучения творчества Н С Лескова
24 Результаты обучающего эксперимента (контрольный эксперимент)
Выводы по II главе

Введение:

Актуальность исследования
Модернизация образования в базовом звене предполагает создание условий для повышения качества общего образования при помощи использования эффективных методов обучения, обеспечение дифференциации и индивидуализации образования, совершенствование системы государственной оценки его качества.
Обновление школьного литературного образования сегодня требует совершенствования традиционных образовательных технологий, поиска новых подходов к обучению литературе.
Литература как общеобразовательный предмет объективно содержит возможности развития вариативности мышления, творческой и исследовательской самостоятельности, вносит свой вклад в решение задач осмысления процессов осознанного саморазвития в образовательном процессе средней школы.
В настоящее время вопросы организации исследовательской деятельности школьников занимают одно из ведущих мест в теории методики преподавания литературы, поскольку она предусматривает достижение таких учебно-воспитательных задач, как развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков, формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований, выявление одаренных учащихся и обеспечение реализации творческого потенциала, воспитание целеустремленности и системности в учебной деятельности.
Но практика обучения показывает, что у учащихся массовой школы слабо сформированы, прежде всего, именно экспериментальные умения и навыки, знания методологии исследования. Это, в конечном счете, сказывается на недостаточно осознанном изучении основ литературы и проявляется в пассивности ученика в процессе обучения. Особенно актуальна эта проблема в основной школе, когда закладываются базовые экспериментальные умения и навыки, формируется элементарная исследовательская культура, направленная на обеспечение учащихся базой специальных знаний о способах и источниках получения научной информации, технологиях поисково-творческой деятельности, развивающая готовность и стремление учащихся к самостоятельной исследовательской работе, т.е. мотивацию к учению.
Задача современного урока литературы - научить школьников внимательному, глубокому прочтению не только программных произведений, но и литературы в целом, а также самостоятельной исследовательской работе над постижением поэтики как одного художественного произведения, так и творчества отдельного писателя.
К сожалению, имя Н. С. Лескова в настоящее время лишь эпизодически появляется в школьных программах по литературе (С. А. Зинин, В. Я. Коровина, Т. Ф. Курдюмова, А. Г. Кутузов, В. Г. Маранцман и др.). Но постоянно возрастающий читательский и исследовательский интерес к творчеству этого писателя знаменует собой естественный процесс длительного и сложного освоения обществом художественного наследия Н. С. Лескова.
Понятие исследовательской деятельности и организация учебно-воспитательного процесса на ее основе рассмотрены с разных сторон: труды по философии исследовательской деятельности (В. Ф. Асмус, Ю. У. Бабушкин-Фохт, Ю. М. Викторов, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. И. Загвязинский, М. В. Кларин, А. Н. Леонтьев, Б. С. Мейлах, Л. Г. Жабицкая, О. Н. Никифирова, А. В. Леонтович, Л. Н. Лесохина, 3. П. Макаренко, Р.
Славин и др.); труды по возрастной и педагогической психологии и психологии индивидуальности и личностно-ориентированной педагогике (А. А. Бодалев, JI. И. Божович, А. В. Брушлинский, А. Валлон, И. С. Кон, И. Ю. Кулагина, Р. С. Немов, Д. И. Фельдшьейн, Д. Б. Эльконин, М. П. Якобсон и др.); труды по литературоведению (JL Аннинский, О. Анкудинова, М. М. Бахтин, Б. Я. Бухштаб, С. Г. Бочаров, М. Бэринг, И. Видуэцкая, Г.
A. Гуковский, А. А. Горелова, М. С. Горячкина, JI. П. Гроссман, Г. Гунн, Б. С. Дыханова, Б. М. Другое, В. И. Коровин, А. М. Левидов, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, И. В. Столярова, С. А. Фомичев, В. Хализев, Б. Эйхенбаум, Н. И.Якушин и др.); труды по дидактике (Ю. К. Бабанский, С. И. Высоцкая, Г. Гецов, В. В. Давыдов, В. А. Зеленков, Б. Г. Зильберман, Я. А. Каменский, М. Г. Качурин, М. В. Кларин, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, П. И. Пидкасистый, Р. Славин, М. Н. Скаткин и др.); труды по теории и методике обучения литературе в школе (Г. И. Беленький, О. Ю. Богданова, Ф. И. Буслаев, В. В. Голубков, Г. А. Гуковский, А.
B. Доновский, С. А. Зинин, И. С. Збарский, Л. Г. Жабицкая, В. А. Кан-Калик, М. Г. Качурин, Н. О. Корст, Н. И. Кудряшев, Т. Ф. Курдюмова, А. Г. Кутузов, С. А. Леонов, В. Г. Маранцман, Р. Р. Майман, И. А. Подругина, В. П. Полухина, 3. Я. Рез, Я. А. Роткович, М. А. Рыбникова, Л. В. Тодоров, В. Ф. Чертов, Р. В. Якименко и др.).
К сожалению, бесспорные достижения научной мысли не исчерпывают всех современных проблем, обозначенных выше. Особое значение на современном этапе развития методики преподавания литературы в основной школе имеют проблемы, связанные с реализацией временных требований к минимуму содержания и результатам обучения литературе.
Большое количество исследований по методике обучения литературы (О. Ю. Богданова, С. А. Зинин, О. А. Иншакова, А. Н. Бренчугина-Романова, В. А. Кан-Калик, М. Г. Качурин, Н. И. Кудряшев, Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, М. И. Махмутов, В. Г. Маранцман, И. А. Подругина, С. В. Федоров, В. И. Хазан, В. Ф. Чертов и др.) рассматривают вопросы, связанные с обучением учащихся методам научного исследования, возможностями организации творческой деятельности, взаимосвязью учебных и внеклассных занятий, путем оптимизации учебного процесса. Но, как правило, проблема организации исследовательской деятельности учащихся не раскрывается полностью, что не приводит к снятию проблемы формирования исследовательских навыков школьников в процессе обучения литературе.
Таким образом, можно выделить ряд противоречий, существующих в теории и практике обучения литературе, между: новыми образовательными целями и традиционным обучением литературе;
• наличием большого количества работ по теории и методике обучения литературе, посвященных исследовательской деятельности учащихся, и их недостаточной эффективностью в практике обучения;
• необходимостью развития исследовательских умений и навыков учащихся и современным состоянием материально-технической базы оснащенности уроков литературы.
Названные противоречия, а также необходимость создания методики изучения творчества Н. С. Лескова в общеобразовательной школе на основе организации исследовательской деятельности свидетельствуют об актуальности нашего исследования на современном этапе развития методики обучения и воспитания литературе.
Цель работы - научно обосновать практическую значимость организации исследовательской деятельности школьников и, в соответствии с этим, разработать методическую систему изучения особенностей поэтики Н. С. Лескова в 5-11 классах средней общеобразовательной школы, способствующую становлению и развитию исследовательских навыков учащихся.
Объект исследования - организация исследовательской деятельности учащихся в процессе литературного образования в школе.
Предмет исследования - выявление эффективных приемов работы по развитию исследовательских навыков учащихся 5-11 классов на уроках литературы в процессе изучения особенностей поэтики Н. С. Лескова.
Изучение данных вопросов в теории и практике методики преподавания литературы, литературоведении, педагогике и возрастной психологии, анализ результатов констатирующего эксперимента позволили выдвинуть следующую гипотезу: полноценное выполнение исследовательских заданий по литературе школьниками в процессе изучения творчества Н. С. Лескова возможно, если:
• выделены основные черты поэтики творчества Н. С. Лескова и определена последовательность их усвоения с 5 по 11 класс;
• осуществляется поэтапность в работе по формированию и развитию исследовательских навыков в процессе изучения литературы;
• работа на уроках и внеклассных занятиях включается в единый процесс обучения и воспитания на всех этапах изучения литературы;
• методика работы, предлагаемая учащимся, формы занятий стимулируют исследовательскую деятельность учащихся, вызывают интерес к ней; приобретение навыков исследовательской работы осуществляется при непосредственном контроле и руководстве со стороны учителя.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-дидактической и методической литературы с целью изучения опыта организации исследовательской деятельности при изучении литературы в школе.
2. Опираясь на труды дидактов, психологов, ученых-методистов, раскрыть содержание понятия "исследовательская деятельность".
3. Разработать и научно обосновать методическую систему изучения творчества Н. С. Лескова в школьном литературном образовании на основе исследовательской деятельности учащихся.
4. Экспериментально проверить эффективность предложенной методической системы.
5. Проследить динамику развития исследовательских навыков у учащихся в процессе изучения литературы.
Методы исследования В соответствии с выбранной темой и поставленными задачами, были выбраны следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической, литературоведческой, методической литературы по проблеме исследования.
2. Анализ действующих программ общеобразовательной школы, учебных и методических пособий по литературе.
3. Педагогический эксперимент (констатирующий срез, опытное обучение).
4. Анкетирование и интервьюирование учителей и школьников, анализ творческих работ учащихся.
5. Качественно-количественный анализ данных.
Исследование проводилось в три этапа:
• Первый этап (2003 г. - 2004 г.) - изучение педагогических, психологических, литературоведческих, методических работ; проведение констатирующего эксперимента; разработка методической системы изучения творчества Н. С. Лескова на уроках и внеклассных занятиях по литературе в 5-11 классах.
• Второй этап (2004 г. - 2005 г.) - подготовка и проведение обучающего эксперимента диссертантом и учителями средних школ №№ 1, 3, 16, 21, 22, гимназия № 2 г. Южно-Сахалинска, лицея "Надежда" г. Холмска (цель - проверка эффективности разработанной методической системы).
• Третий этап (2005 г. - 2006 г.) - анализ, обобщение, систематизация полученных данных, оформление работы.
Новизна и теоретическая значимость работы
Диссертантом выделены: основные черты поэтики творчества Н. С. Лескова, являющиеся фундаментом школьного изучения творчества писателя в 5-11 классах средней общеобразовательной школы; предложена методическая система целостного изучения творчества писателя на основе организации исследовательской деятельности школьников в процессе литературного образования; поэтапно описан процесс организации школьного исследования в процессе изучения творчества Н. С. Лескова в 5-11 классах; определены дидактические средства для формирования исследовательских умений учащихся основной школы при обучении литературе.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их использования в процессе совершенствования школьных программ, учебников, в общих курсах по методике преподавания литературы, в специальных курсах, посвященных изучению творчества Н. С. Лескова. Материалы диссертации могут быть использованы на курсах повышения квалификации учителей.
Кроме того, созданы методические рекомендации по изучению творчества Н. С. Лескова в процессе литературного образования; систематизирован и отобран литературоведческий материал, который должен стать основой для изучения творчества писателя в школе; обобщен методический опыт изучения творчества Н. С. Лескова на уроках литературы; создана литературная концепция изучения творческого наследия этого писателя.
Достоверность результатов обеспечивается тем, что работа опирается на современные исследования и достижения теории и методики обучения литературе, педагогики, психологии, литературоведения, данные констатирующего и обучающего экспериментов, проводившихся диссертантом и учителями литературы гг. Южно-Сахалинска, Холмска. Результаты работы оценивались на основе данных анкетирования, бесед с учителями и учащимися, письменных ответов и творческих работ школьников.
Апробация материалов исследования осуществлялась посредством публикаций в педагогической печати, во время выступлений автора на научно-практических конференциях педагогических работников среднего профессионального образования Сахалинской области (2005 г.), на научнои практических семинарах кафедры русской и зарубежной литературы института филологии СахГУ в 2004-2006 гг., на научно-практических конференциях кафедры методики преподавания литературы ЮСПК СахГУ (2004-2006 гг.).
Методические рекомендации внедрены в практику школ №№ 1, 3, 16, 21, 22, гимназии № 2 г. Южно-Сахалинска, лицея "Надежда" г. Холмска и получили положительную оценку.
На защиту выносятся следующие положения:
1) последовательное освоение черт поэтики творчества Н. С. Лескова в школе способствует формированию у учащихся целостного представления о сложности духовно-эстетического феномена писателя и осознанию центральной темы его творчества - "праведничества", утверждающей духовные ориентиры, не совпадающие с современными ему идеями века;
2) изучение творчества Н. С. Лескова с точки зрения особенностей его поэтики и организация исследовательской работы школьников в процессе его изучения развивает исследовательскую культуру учащихся в течение освоения как творческого наследия писателя, так и всего курса литературы в целом;
3) поэтапность в работе по формированию и развитию исследовательских навыков в процессе изучения творчества Н. С. Лескова в 5-11 классах является необходимым условием продуктивности и эффективности организации подобного вида работ.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 182 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz