Пятница, 2020-10-23, 0:40 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 11 » Скачать Обеспечение взаимосвязи репродуктивного и творческого компонентов самостоятельной работы студентов как условие ее эффективной бесплатно
5:22 AM
Скачать Обеспечение взаимосвязи репродуктивного и творческого компонентов самостоятельной работы студентов как условие ее эффективной бесплатно
Обеспечение взаимосвязи репродуктивного и творческого компонентов самостоятельной работы студентов как условие ее эффективной организации в вузе : На материале педагогических дисциплин

Диссертация

Автор: Пономарева, Татьяна Михайловна

Название: Обеспечение взаимосвязи репродуктивного и творческого компонентов самостоятельной работы студентов как условие ее эффективной организации в вузе : На материале педагогических дисциплин

Справка: Пономарева, Татьяна Михайловна. Обеспечение взаимосвязи репродуктивного и творческого компонентов самостоятельной работы студентов как условие ее эффективной организации в вузе : На материале педагогических дисциплин : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Тула, 2001 196 c. : 61 02-13/310-5

Объем: 196 стр.

Информация: Тула, 2001


Содержание:

ГЛАВА
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
§1 ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
§2 МОДЕЛЬ ОРГ^АНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО , ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ ЕЕ РЕПРОДУКТИВНОГО И ТВОРЧЕСКОГО КОМПОНЕНТОВ ВыЕЮДы по ГЛАВЕ I ГЛАВА Н ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ САмбсТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
§1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ
1'ЕПРОДУКТИВПОГО И ТВОРЧЕСКОГО КОМПОНЕНТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ 1'АБ0ТЫ СТУДЕНТОВ
§2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОС! И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОГЫ СТУДЕНТОВ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
Выводы по ГЛАВЕ

Введение:

Модернизация системы образования требует от современного учителя инициативы, творческой деятельности, готовности к инновационным преобразованиям школы на основе гуманистической парадигмы. Педагог сегодня призван научить учащихся самостоятельно мыслить, воспитать умение отстаивать свои взгляды, убеждения, сформировать у школьников потребность в самообразовании и самовоспитании, подготовить их к успешной самореализации в различных видах деятельности. Продуктивно решить эти задачи может лишь тот учитель, который сам постоянно развивается и самосовершенствуется. Поэтому возникает необходимость такой организации образовательного процесса в педагогическом вузе, которая способствовала бы не только глубокому усвоению профессиональных знаний, умений и навыков, личностному развитию студента, но и была направлена на формирование у будущего учителя умений самообразовательной деятельности. Если эти умения сформированы в недостаточной степени, то выпускник педагогического вуза, став учителем, работает только привычными методами, не видит новых подходов, затрудняется в выборе оптимальных средств для решения педагогических задач, У него вырабатывается стереотипное мышление, а деятельность носит в основном репродуктивный характер.Важную роль в развитии творческого потенциала будущего учителя играет самостоятельная работа. Педагогические дисциплины в педвузе занимают особое место как базовые в профессиональной подготовке специалиста. При должной организации самостоятельная работа студентов в процессе изучения педагогических дисциплин может обеспечить полное, глубокое, активное и творческое усвоение знаний, формирование общепедагогических, специальных профессиональных, познавательных умений и навыков, способствовать развитию креативности, ответственности. инициативности студентов, закладывает основы индивидуального стиля будущей профессиональной деятельности.В психолого-педагогической литературе проблема самостоятельной работы учащихся общеобразовательной школы освещена достаточно полно.Так, психологические аспекты самостоятельной работы рассмотрены в трудах В.В.Давыдова, Н.А.Менчинской, А.В.Петровского, Н.Ф.Талызиной и др.Обоснование систематического применения самостоятельной работы в учебном процессе представлено в педагогических трудах Р.М.Микельсона, Е.Я.Голанга, П.Н.Груздева, а несколько позднее в работах Б.П.Есипова, ^' И.Т.Огородникова, М.Н.Скаткина, М.П.Кашина и др.Благодаря работам Б.П.Есипова сложилось представление о том, что самостоятельная работа организуется как выполнение определенных заданий, над которыми учащиеся работают без непосредственного участия учителя на уроке или дома с целью повышения качества знаний и развития познавательных сил и способностей. Дальнейшая разработка этой проблемы расширила и углубила понятие самостоятельной работы (П.И.Пидкасистый, 1^ О.А.Нильсон и др.) как о дидактическом явлении, которое выступает и как I учебное задание, и как форма проявления соответствующей деятельности памяти, мышления при выполнении задания, являясь в то же время ji специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся.В контексте дидактики высшей школы выявлению сущности самостоятельной работы студентов посвящены работы И.Архангельского, М.Г.Гарунова, П.И.Пидкасистого, Н.И.Гелашвили, М.В.Булановой% Топорковой и др. Вопросы организации самостоятельной работы студентов рассматриваются также в исследованиях Г.Е.Ромашевой, А.Г.Чуйкова, Л.А.Рязановой, В.А.Козакова и др. Основной акцент они делают на разработке содержания, формировании умений, навыков, различных видах и формах самостоятельной работы студентов. Есть также исследования, посвященные самостоятельной работе студентов педагогического вуза'. В частности, Л.В.Григоренко в диссертации^ рассматривает вопросы организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам с точки зрения формирования их готовности к профессиональной деятельности.Рассматривая взаимосвязь репродуктивного и творческого компонентов самостоятельной работы, важно учесть, что в психологии и педагогике существует несколько подходов к выявлению соотношения творческого и репродуктивного в познавательном процессе, важной составляющей которого является мыслительная деятельность обучающихся.Так, Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинской, А.М.Матюшкин считают, что в силу направленности мышления на приобретение новых знаний, оно носит творческий характер. Д.Б.Богоявленская, О.К.Тихомиров относят репродуктивное мышление к факторам, тормозящим развитие, противопоставляя, таким образом, творческий компонент репродуктивному. »1 Л.С.Выготский, З.И.Калмыкова полагают, что основу творчества составляет умение комбинировать старое, создавая новые сочетания. В соответствии с этой точкой зрения, творческая деятельность является усложнением репродуктивной, то есть репродуктивное и творческое включены друг в друга. П.И.Пидкасистый, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина предлагают рассматривать творческий и репродуктивный компонент в познании как уровни познавательной деятельности, где репродуктивный компонент i' 1^ средство, а творческий - цель.Итак, существует достаточно много психологических и педагогических исследований, в которых рассматриваются проблемы самостоятельной работы студентов. Однако вопрос о ее эффективной организации при изучении педагогических дисциплин, предполагающей реализацию важнейших функций самостоятельной работы студентов (развитие познавательного интереса к изучению педагогических дисциплин, углубление педагогических знаний, формирование учебной деятельности, ^ развитие общепедагогических умений, личностное становление будущего учителя и др.), все еще остается малоизученным.Таким образом, можно вычленить следующие противоречия: - между необходимостью развития творческого потенциала будущего учителя и существующей технологией преподавания педагогических дисциплин, которая ориентирована в основном на простое воспроизведение программного материала; - между необходимостью эффективной организации самостоятельной работы студентов при изучении педагогических дисциплин, обеспечивающей взаимосвязь ее репродуктивного и творческого компонентов, и недостаточной разработанностью проблемы.Необходимость преодоления обозначенных противоречий определяет *' проблему настоящего исследования, которая состоит в выявлении условий, обеспечивающих эффективную взаимосвязь репродуктивного и творческого компоиегггов самостоятельной работы студентов при изучении педагогических дисциплин в вузе.Тема исследования: '^Обеспечение взаимосвязи репродуктивного и творческого компонентов самостоятельной работы студентов как условие ее эффективной организации в вузе (на материале педагогических IjH, дисциплин)".Объект исследования - процесс изучения педагогических дисциплин в вузе.Предмет исследования - педагогические условия, обеспечивающие эффективную взаимосвязь репродуктивного и творческого компонентов самостоятельной работы студентов в ходе изучения педагогических дисциплин в вузе.Цель исследования: теоретически обосновать и опытным путем *^^ проверить модель организации самостоятельной работы студентов при изучении педагогических дисциплин, обеспечивающую эффективную взаимосвязь ее репродуктивного и творческого компонентов; выявить условия ее успешного функционирования. I Гипотеза исследования: эффективность организации самостоятельной работы студентов при изучении педагогических дисциплин обеспечивается взаимосвязью ее репродуктивного и творческого компонентов, которая будет оптимальной, если: - обеспечение этой взаимосвязи вычленено как специальная задача организации самостоятельной работы студентов; - содержание самостоятельной работы ориентировано на становление субъектности будущего учителя и развитие устойчивого интереса к изучению педагогических дисциплин и будущей профессиональной деятельности; - разработана и внедрена система заданий, обеспечивающая оптимальное соотношение репродуктивной и творческой деятельности студентов на основе диагностики их реальных учебных возможностей; - технология организации самостоятельной работы способствует развитию познавательных и профессиональных умений студентов (ставить и корректировать цели деятельности, осознавать мотивы, планировать свою деятельность, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их); - выявлены педагогические условия, определяющие результативность *lK самостоятельной работы студентов, на основе оптимизации взаимосвязи ее репродуктивного и творческого компонентов.Исходя из цели и гипотезы исследования, определялись следующие задачи: 1. Проанализировать сущность, структуру, место самостоятельной работы студентов при изучении педагогических дисциплин и на этой основе систематизировать ее функции.2. Разработать модель организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам, обеспечивающую оптимальную взаимосвязь ее репродуктивного и творческого компонентов.3. Разработать задания для самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам, обусловливающие оптимальное соотношение репродуктивной и творческой деятельности студентов.4. Спроектировать технологию организации самостоятельной работы студентов, способствующую развитию познавательных и профессиональных умений будущего учителя.5. Выявить и в опытной работе проверить комплекс педагогических условий эффективной организации самостоятельной работы студентов при изучении педагогических дисциплин.Для решения поставленных задач были использованы следующие **' методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической литературы по проблеме; наблюдение за деятельностью студентов; беседа; анкетирование; тестирование; изучение продуктов I самостоятельной деятельности студентов; моделирование; хронометраж; I педагогический эксперимент; статистические методы обработки полученных I результатов.Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого. В ней участвовали 458 студер^та и 9 преподавателей вуза.Теоретическую основу исследования составляют положения педагогических и психологических концепций: личности и деятельности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.); оптимизации обучения (Ю.К.Бабанский); активизации творческой деятельности учащихся (М.Н.Скаткин, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина и др.); педагогической подготовки (О.А.Абдуллина, Е.П.Белозерцев, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, А.А.Орлов, А.И.Пискунов, В.А.Сластенин и др.); самостоятельной работы в обучении (М.А.Данилов, Б.П.Есипов, Р.А.Низамов, О.А.Нильсон, И.Т.Огородников, П.И.Пидкасистый, Т.И.Шамова и др.).4% Этапы исследования. В разработке проблемы можно выделить три этапа.На первом этапе (1994 - 1996 гг.) изучалась философская, психолого-педагогическая литература по проблеме исследования.На втором этапе (1996 - 1999 гг.) были определены тема исследования, его объект, предмет и гипотеза; сформулированы теоретические основания построения модели организации самостоятельной работы с гудентов при изучении педагогических дисциплин, обеспечивающей оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности будущего учителя; была проведена опьпно-экспериментальная работа, •^ ставившая целью выявить педагогические условия эффективной организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам.На третьем этапе (1999-2001 гг.) систематизировались, анализировались, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, осуществлялось текстовое оформление диссертационного исследования.Научная новизна и теоретическая значимость исследования Y заключается в том, что: - уточнена цель, систематизированы функции самостоятельной работы ^ студентов при изучении педагогических дисциплин в процессе реализации Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (развитие познавательного интереса к изучению педагогических дисциплин, углубление педагогических знаний, развитие общепедагогических умений, формирование учебной деятельности, личностное становление будущего учителя и др.); * - обеспечение взаимосвязи репродуктивного и творческого компонентов самостоятельной работы студентов рассматривается как необходимое условие ее эффективной организации в процессе изучения педагогических дисциплин; 'V II - разработана модель организации самостоятельной работы студентов при изучении педагогических дисциплин, обеспечивающая взаимосвязь ее репродуктивного и творческого компонентов и включающая в себя: уточненные цель и задачи самостоятельной работы; ее содержание, ориентированное на становление субъектности будущего учителя и обеспеченное системой заданий репродуктивного и творческого характера; технологию организации самостоятельной работы, предполагающую формирование элементов учебной и будущей профессиональной деятельности; критерии оценки эффективности самостоятельной работы студентов при изучении педагогических дисциплин; - выявлен комплекс педагогических условий эффективной организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам на основе оптимизации взаимосвязи ее репродуктивного и творческого компонентов (осуществление индивидуально-дифференцированного подхода, создание ситуаций успеха, моделирование будущей профессиональной деятельности студентов и др.); - основные теоретические результаты исследования обеспечивают ц^ определе}пюе приращение знаний в области дидактики высшей школы.Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и результаты диссертации могут быть использованы в образовательном процессе педагогического вуза, а также в системе повышения квалификации вузовских преподавателей педагогических дисциплин.Достоверность результатов исследования обусловлена его теоретической основой; соблюдением в ходе проведения исследования требовании методологии педагогики; использованием комплексной методики исследования, методов исследования, адекватных его целям и задачам; объективной оценкой результатов, полученных в ходе опытной работы.На защиту выносятся следующие положения: 1. Самостоятельная работа студентов при изучении педагогических дисциплин - важнейшая составная часть педагогической подготовки будущего учителя, способствующая развитию его творческого потенциала.Она представляет собой сложный, многоаспектный компонент педагогического процесса, который целесообразно рассматривать и как форму организации обучения (внеаудиторная работа студентов), и как метод обучения (использование самостоятельной работы на аудиторных занятиях), и как средство обучения (система заданий для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы). При эффективной организации самостоятельной ^ работы она выполняет следующие функции: формирование познавательного интереса к изучению педагогических дисциплин и будущей профессиональной деятельности, позитивного отношения к педагогическому jii знанию; углубление общепедагогических знаний; формирование учебной деятельности студентов; развитие общепедагогических умений; становление важнейших профессионально-личгюстных качеств; формирование I мотивационной, когнитивной и организационной готовности будущего iL учителя к профессиональному самообразованию; развитие способности к Р рефлексивной оценке собственной личности, деятельности и ее результатов. * 2. Цель, содержание, структура познавательной и профессиональной деятельности будущего учителя адекватно отражаются в соответствующих компонентах предлагаемой модели организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам, обеспечивающей взаимосвязь ее репродуктивного и творческого компонентов. Модель включает в себя такие компоненты, как цель самостоятельной работы студентов, содержание •^ самостоятельной работы, технология организации самостоятельной работы студентов при изучении педагогических дисциплин (диагностика субъектов, постановка целей деятельности, планирование времени и распределение заданий для самостоятельной работы, инструктирование исполнителей. стимулирование деятельности студентов, промежуточный контроль и корректирование, подведение итогов самостоятельной работы студентов при изучении педагогических дисциплин), когнитивные, деятельностные и личностные критерии оценки эффективности самостоятельной работы.Данные компоненты модели организации самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам определяются целью изучения педагогических дисциплин, их содержанием и технологией преподавания.3. Система репродуктивных и творческих заданий для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, реализуемая на основе диагностики их реальных учебных возможностей, способствует результативности познавательной деятельности будущих учителей. При этом системообразующим фактором является цель - обеспечение взаимосвязи репродуктивной и творческой деятельности обучающихся.4. Эффективная реализация модели организации самостоятельной работы студентов при изучении педагогических дисциплин возможна при coбJпoдeнии комплекса следующих педагогических условий: - осуществление индивидуального подхода на основе диагностики уровня подготовленности студентов к самостоятельной учебнопознавательной деятельности; - дифференциация заданий для самостоятельной работы с учетом форм довузовской подготовки студентов; - создание ситуаций успеха для формирования у студентов интереса к педагогическому знанию, положительного отношения к самостоятельной работе в процессе изучения педагогических дисциплин; - использование системы заданий репродуктивного и творческого характера, направленных на формирование учебной деятельности студентов; - моделирование будущей профессиональной деятельности студентов в учебных педагогических заданиях; - обеспечение взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы по педагогическим дисциплинам, в том числе с научно-исследовательской деятельностью студентов; - развитие педагогической рефлексии будущего учителя.Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях: "Психолого-педагогические проблемы разработки и реализации новых образовательных технологий в подготовке учителя" (Тула, 1994), "Развитие педагогических систем в регионе: личностноориентированиое образование" (Волгоград, 1994), "Интегративные процессы в психо;юго-педагогической, культурологической и предметнометодологической подготовке учителя" (Тула, 1996), "Самостоятельная работа студентов: новые подходы к организации и руководству" (Рязань, 1998); на международных научно-практических конференциях: "Проблемы становления и развития ценностных ориентации учителя на рубеже XXI века" (Тула, 1997), "Обновление содержания и инновационные методы преподавания гуманитарных наук в высшей школе" (Тула, 1997), "Динамика \ педагогического образования: от института - к университету" (Тула, 1998), 1^ "Педагогика как наука и учебный предмет" (Тула, 2000), "Методология и \ технология воспитания в современных условиях и проблемы подготовки учителя" (Москва, 2001).Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, \ заключения, библиографии, включающей в себя 215 источников, \ приложений.Результаты исследования отражены в 13 опубликованных работах, основными из которых являются: 1. Игра как средство создания личностно-ориентированных ситуации в процессе изучения педагогической технологии // Развитие педагогических систем в регионе: Личностно-ориентированное i образование: Тез, докл. науч.-практ. конф. - Волгоград, 1994. - 171 173.2. Возможности использования ролевой игры для формирования профессионально-педагогических умений будущего учителя // Разработка теоретических основ и прикладных средств измерения и оценки качества психолого-педагогической подготовки учителя. - Деп. в НИИ ВО № 40-68/36 от 02.04.96. - М., 1996.3. Роль педагогической рефлексии в интегративных процессах при изучении педагогических дисциплин // Интегративные процессы в психолого-педагогической, культурологической и предметнометодологической подготовке учителя: Тез. докл. науч.-практ. конф. Ч.
1.-Тула, 1996.-C.213-215, 4. Самостоятельная работа студентов как средство формирования творческого мышления будущего учителя // Обновление содержания и инновационные методы преподавания гуманитарных наук в высшей школе: Тез. докл. Междунар. науч.-метод, конф. - Тула, 1997. - 330 332.5. Возможности самостоятельной работы студентов в формировании профессионально-педагогических умений и навыков будущего учителя // Самостоятельная работа студентов: новые подходы к организации и руководству: Тез, докл. Пятых Рязан. пед. чтений. - Ч. 1. - Рязань, 1998. - 22 - 24.6. Индивидуально-дифференцированный подход в организации самостоятельной работы студентов при изучении педагогических дисциплин // Образование как ценность: Сб. науч. тр. аспирантов и докторантов. - Тула, 1998.-С. 111 - 117.7. Место самостоятельной работы по педагогическим дисциплинам в подготовке учителей технологии, предпринимательства и экономики // Технология, предпринимательство, экономика: Межвуз. сб. ст. - Тула, 2000.-С. 238-243(всоавт.).8. Организационные аспекты самостоятельной работы студентов при изучении педагогических дисциплин // Шаг в будущее: Материалы третьей ежегод. науч. конф. аспирантов и соискателей психол.-пед. каф.ТГПУ им. Л.Н.Толстого. - Тула, 2000. - 50 - 53.9. Технология организации самостоятельной работы студентов при изучении педагогических дисциплин // Педагогика как наука и учебный предмет: Тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф. Ч. 1. - Тула, 2000.С. 201 -203.10. Самостоятельная работа студентов по педагогическим дисциплинам как средство формирования готовности будущего учителя к воспитательной работе // Методология и технология воспитания в современных условиях и проблемы подготовки учителя: Сб. докл.Междунар. науч.-практ. конф. - М., 2001. - 149 - 154.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 146 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz