Пятница, 2024-03-29, 2:11 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 20 » Скачать Новоапостольская церковь как социально-религиозный феномен. Якуба, Оксана Витальевна бесплатно
1:31 AM
Скачать Новоапостольская церковь как социально-религиозный феномен. Якуба, Оксана Витальевна бесплатно
Новоапостольская церковь как социально-религиозный феномен

Диссертация

Автор: Якуба, Оксана Витальевна

Название: Новоапостольская церковь как социально-религиозный феномен

Справка: Якуба, Оксана Витальевна. Новоапостольская церковь как социально-религиозный феномен : диссертация кандидата философских наук : 09.00.13 Москва, 2005 146 c. : 61 05-9/563

Объем: 146 стр.

Информация: Москва, 2005


Содержание:

Введение
Раздел I Социальные условия и идейные предпосылки возникновения Новоапостольской церкви
Раздел II Основные этапы формирования Новоапостольской церкви
Раздел III Вероучение и культовая практика Новоапостольской церкви

Введение:

Актуальность темы исследования.
Возникновение и распространение в современной России нетрадиционных для нее религиозных движений и организаций есть симптом кризиса исторически укорененных религиозных систем. Этот процесс стимулируется также потерей четких идеологических ориентиров и установок в обществе, сложным морально-психологическим климатом, обусловленным негативными процессами в социальной и экономической сферах. Все это способствует поиску, в том числе и, в рамках религии . адекватных ответов на вызовы современности, нравственных опор в жизни общества. Определенная часть россиян находит их в идейных основах и социальной практике такой религиозной организации как Новоапостольская церковь.
Новоапостольская церковь является относительно новым религиозным феноменом в конфессиональном пространстве России, чем и обусловлена слабая его изученность. Поэтому его исследование — есть актуальная научная задача.
На сегодняшний день Международная Новоапостольская церковь (НАЦ) ведет свою проповедническую деятельность (по данным организации) в 190 странах мира и имеет 10 миллионов последователей, а в Германии является третьей по численности своих последователей. Активная миссионерская деятельность в африканских странах вызвала недовольство со стороны Католической церкви, обвиняющей Новоапостольскую церковь в прозелитической деятельности.
Несмотря на достаточно продолжительный срок своего существования и многочисленность своих адептов, для России Новоапостольская церковь является новым религиозным институтом. Недостаток информации затрудняет всестороннее и достаточно глубокое ее исследование. Конфессионально ангажированные авторы часто оценивают учение и деятельность Новоапостольской церкви предвзято, с позиции жесткой критики. Подобные отзывы можно найти не только во многих Интернет-изданиях, но и в документах и выступлениях как представителей некоторых традиционных религиозных организаций, так и органов государственной власти. В них Новоапостольская церковь называется не иначе, как «сектантской общиной» с «лжехристианским и псевдорелигиозным» учением. Все это обусловливает актуальность научного исследования Новоапостольской церкви.
Исследование Новоапостольской церкви актуально и с точки зрения прогноза возможных перспектив ее дальнейшего распространения в России, социальной среды влияния, выстраивания отношений с другими конфессиями и обществом в целом.
Существенный научный интерес представляет выявление социальных предпосылок возникновения и канонического устройства исследуемой религиозной организации. Важное значение имеют проблемы типологизации и определения места Новоапостольской церкви в системе христианских организаций. Для этого необходим анализ специфических черт ее вероучения, культа и организационной структуры.
Малоизученность и противоречивость истории Новоапостольской церкви делают актуальным объективное религиоведческое исследование специфических особенностей эволюции вероучения и деятельности этой религиозной организации в контексте истории западного и отечественного протестантизма. Поэтому особую актуальность имеет не только изучение основных положений вероучения и канонов Новоапостольской церкви, но и социально-философский анализ эволюции ее идеологии и культа. Степень научной разработанности.
Анализ имеющейся научной и научно-популярной литературы, посвященной Новоапостольской церкви, показывает, что содержащаяся в ней информация, достаточно скудна. Во многих отечественных исследованиях, посвященных протестантизму в России, нет даже упоминаний о Новоапостольской церкви.
В дореволюционной литературе можно выделить работы А.С. Пругавина1. В них проанализированы социальные истоки вероучения Новоапостольской церкви, даются некоторые представления о богослужебной деятельности Католической апостольской общины (предшественнице Новоапостольской церкви) в Санкт-Петербурге. Кроме того, в книгах приводятся выдержки из бесед автора с первым священнослужителем петербургской общины, которые дают ценный материал для анализа социально-исторических процессов, способствовавших появлению исследуемой религиозной организации. В других изданиях отсутствуют какие-либо сведения о Новоапостольской церкви2.
Антирелигиозная политика советского государства привела к тому, что немногочисленные апостольские общины, существовавшие в 20-30-е годы на территории СССР, прекратили свою деятельность. В связи с этим в публикациях, посвященных «сектантским» организациям, нет сведений о
1 См.: Пругавин А.С. Раскол внизу и раскол вверху. - СПб., 1882.; Он же: Раскол вверху. Очерки религиозных исканий в привилегированной среде. - СПб., 1909.
2 См.: Цветаев М. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. Историческое исследование. — М., 1890; Красножен М. Иноверцы на Руси. Т. 1. Положение неправославных христиан в России. — Юрьев, 1910; Буткевич Т.И. Протестантство в России: (из лекций по церковному праву). — Харьков, 1913; Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. - М., 1995 и др.
Новоапостольской церкви1. Упоминание о предшественнице Новоапостольской церкви - Католической апостольской церкви (КАЦ) -есть лишь в работе А.Н. Чанышева2, в которой автор говорит о КАЦ как о новой форме протестантизма «неопророческого» типа.
В постсоветский период изучение Новоапостольской церкви отечественными религиоведами также практически не проводилось. В энциклопедических изданиях, учебной, справочной литературе и словарях информация об этой Церкви практически отсутствует . Лишь в некоторых изданиях, кафедры религиоведения РАГС, о ней дается краткая информация4.
Справочный материал о Новоапостольской церкви — ее распространении в мире, структуре, о ее Управленческом центре в России — содержится в словаре «Религии народов современной России»5.
Несколько более подробная информация о Новоапостольской церкви дается в статье А. Струковой1. В ней представлен материал об
1 См.: Бонч-Бруевич В.Д. Из мира сектантов. Сборник статей. - М., 1922; Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России. - М., 1965; Гараджа В.И. Протестантизм. -М., 1971; Москаленко А.Т. Идеология и деятельность христианских сект. - Новосибирск, 1978; Современная религиозность: состояние, тенденции, пути преобразования. - К., 1987 и др.
2 Чанышев А.Н. Протестантизм. - М., 1969. - С. 97.
3 См.: Христианство: Словарь/ Под общ. ред. Митрохина JI.H. - М., 1994; Барсов Н.И. Протестантизм в России и христианство: Энциклопедический словарь. Т. 2. — М., 1995. С. 406-411; Новые религиозные культы, движения и организации в России. - М., 1998; Религиозные объединения Московской области: Справочник. - М., 1998; Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. — М., 2000; Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение: Учебное пособие для высших учебных заведений. - Ростов н/Д, 2003; Лобазов О.Ф.^Религиоведение: Учебник. — М., 2004 и др.
4 См.: Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. Справочник. - М., 1997. - С. 237-239; История религий в России: Учебник. - М., 2004. -С. 452.
5 Религии народов современной России: Словарь/ Редкол.: Мчедлов М.П. (отв. ред.), Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. - М., 1999. - С. 293,304-305. организационной структуре, истории возникновения и распространения новоапостольского движения и превращении его в международную религиозную организацию. В работе также представлены некоторые сведения о первых руководителях международной Новоапостольской церкви и первых последователях этой религиозной организации в России.
Из зарубежной литературы о Новоапостольской церкви, можно выделить книгу немецкого теолога Г. Обета2. В ней содержится материал по истории исследуемой религиозной организации от момента ее создания в XIX в. до 1949 года. Слабым моментом книги можно считать скудность сведений о религиозных предпосылках возникновения Новоапостольской церкви в Западной Европе и США.
Указанные работы, бесспорно, представляют интерес. Однако в исследовании Новоапостольской церкви как социально-религиозного феномена сохраняются «белые пятна». Нет специального труда, посвященного комплексному исследованию НАЦ.
Объектом исследования является Новоапостольская церковь.
Предмет исследования - социальные и идейные предпосылки, возникновения и эволюции Новоапостольской церкви, ее доктрина, культовая практика и организационная структура.
Целью диссертационного исследования является комплексное исследование Новоапостольской церкви как социально-религиозного феномена.
Достижения поставленной цели, предполагает решение следующих задачи:
1 Струкова А. Новоапостольская церковь (НАЦ)// Современная религиозная жизнь России: Опыт систематического описания. 2 т. Т. 2. Отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов. — М, 2003. -С. 400-414.
2 Obst Н. Apostel und Propheten der Neuzeit. Grunder Religionsgemeinschaften des 19-20 Jahrhunderts. - Berlin, 1981. - S. 17-155.
• проследить социальные и идейные предпосылки возникновения и эволюции Новоапостольской церкви;
• выявить влияние различных христианских течений на формирование вероучения Новоапостольской церкви, становление ее организационной структуры;
• проанализировать основные положения вероучения и культ Новоапостольской церкви, выявить их особенности в сравнении с аналогичными протестантскими установлениями;
• определить социальную базу и место Новоапостольской церкви в конфессиональном пространстве современной России.
Источниковая и эмпирическая база исследования. Основным источником по истории и современному состоянию Новоапостольской церкви в мире и в России, ее вероучению и проповеднической деятельности служат издания самой Церкви: вероучительная и церковно-историческая литература, видеозаписи, периодические издания, уставы местных и региональных организаций, а также личные наблюдения диссертанта.
Методологическая основа и методика исследования. Теоретико-методологической основой диссертации являются общенаучные принципы изучения социально-идеологических явлений: объективность, историзм, системный и комплексный подход. Комплексный характер проблемы обусловил необходимость междисциплинарного подхода к ее изучению — философского, исторического, социологического, с применением соответствующих методов исследования, основной из которых — компаративный метод.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и новизна диссертационного исследования заключаются в том, что данная работа является первым в российском религиоведении диссертационным исследованием Новоапостольской церкви как социально-религиозного феномена. В связи с этим в диссертации: исследованы социальные и религиозные истоки, а также основные этапы организационного становления исследуемой конфессии; проанализированы основополагающие положения вероучения, канонов и элементов культовой практики Новоапостольской церкви; в результате сравнительного анализа выявлена доктринальная, богослужебная и каноническая специфика Новоапостольской церкви по сравнению с другими протестантскими конфессиями. На этой основе сделан вывод о том, что Новоапостольская церковь является протестантской организацией, вероучение и культ которой заключает в себе синтез элементов различных направлений христианства; изучен социальный и национальный состав Новоапостольской церкви в России. В работе показано, что в настоящее время преобладающее большинство адептов исследуемой религиозной организации составляют представители городской интеллигенции, российские немцы и иностранцы.
Научная и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что содержащиеся в нем материалы, теоретические материалы и выводы вносят определенный вклад в развитие религиоведческого знания.—
Результаты исследования, его выводы и рекомендации могут быть использованы научно-исследовательскими учреждениями в дальнейшей разработке проблем протестантизма, а также в процессе преподавания курсов религиоведения, культурологии и других дисциплин в высших учебных заведениях. Они также могут быть использованы в практической деятельности федеральных и муниципальных органов власти при формировании как базы данных о религиозных организациях, так и общего представления об истории, вероучении и организационной структуре Новоапостольской церкви как разновидности протестантизма в России.
Апробация исследования. Основные положения диссертации излогались автором на международных и региональных конференциях и научно-практических семинарах.
Теоретические и практические выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, представлены в научных публикациях общим объемом 2,2 п.л.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите.
Структура работы продиктована последовательностью решения поставленных автором задач. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы, и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 261 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz