Воскресенье, 2020-10-25, 1:47 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 11 » Скачать Научно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г. И. Дзасохова. Блейх, Надежда Оскаровна бесплатно
6:02 AM
Скачать Научно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г. И. Дзасохова. Блейх, Надежда Оскаровна бесплатно
Научно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г. И. Дзасохова

Диссертация

Автор: Блейх, Надежда Оскаровна

Название: Научно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г. И. Дзасохова

Справка: Блейх, Надежда Оскаровна. Научно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Г. И. Дзасохова : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Владикавказ, 2000 175 c. : 61 01-13/1485-6

Объем: 175 стр.

Информация: Владикавказ, 2000


Содержание:

ГЛАВА J ГИДЗАСОХОВ - АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В КОНЦЕ XIX НАЧАЛЕ XX ВВ / / Общая характеристика школы и общественной мысли в Осетии в конце XIX начале XX в
12 Жизненный путь просветителя педагога и общественного деятеля
13 Первые выступления ГИДзасохова в печати по педагогическим и общественным вопросам
14 Начало педагогической деятельности ГДзасохова и его участие в российских революциях 1905-1907 гг
15 Литературно-публицистические статьи педагога
16 Г Дзасохов о Коста Хетагурове как прогрессивном деятеле
ГЛАВА
II ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛ И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ НАРОДОВ В ПЕ -ДАГОГИЧЕСКИХ ТРУДАХ ГИДЗАСОХОВА
21 Г Дзасохов о роли и значении передовой русской культуры для прогрессивного развития горцев
22 Критика ГДзасоховым просветительской политики правительства на Кавказе и сословно-классовой и духовной школ
23 Выступления ГДзасохова против ранней специализации образования и защиты им идеи общественного воспитания
24 Воззрения Г Дзасохова на проблему национальной народной j школы _^ 2,5, Вопросы женского образования в творчестве ГДзасохова
26 ГДзасохов о насущных задачах реформирования школы
27 Взгляд ГДзасохова на желательный тип школы и систему образования для горских народов Северного Кавказа
ГЛАВА
III ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ГИДЗАСОХОВА
31 Дидактические положения ГДзасохова I 32 ГДзасохов о совершенствовании форм и методов обучения
33 Воззрения ГДзасохова на роль двуязычия (русского и родного языков) в обучении горских детей
3^ Взгляд ГДзасохова на проблему учебника
35 Высказывания ГДзасохова о связи школы с жизнью, с семей-ным воспитанием
36 Выступления ГДзасохова по проблеме педагога [^ i 7 Творческое содружество ГДзасохова с видными прогрессив-м!| и| ными педагогами Северного Кавказа
38 Вклад ГИДзасохова в современную педагогику

Введение:

Актуальность исследования. Знаменем нашего времени является духовное обновление общества, повышение его культуры, определенный дефицит которой мы сегодня испытываем; у людей возрастает интерес к своей истории, к своей культуре, что вполне понятно, ибо история - это память человечества, ее важно изучать, знать и помнить, она многому учит. Познание истории позволяет не только глубже осмыслить настоящее, но и предвидеть будущее. Отсюда столь повышенный интерес к отечественной истории образования, и к педагогическому наследию выдающихся представителей кавказских народов.Это важно, прежде всего, потому, что в период обновления нашего общества нужны новые подходы к оценке педагогического наследия, преодоление односторонних идеологических установок относительно этого наследия и духовных ценностей общества.С присоединением Северного Кавказа к России интерес русских ученых к его истории, этнографии, этнопедагогике и культуре резко возрос. Вместе с позитивными переменами, произошедшими после исторического акта присоединения Кавказа к России, менялись взгляды и характер деятельности народных просветителей и горцев этого региона.Решающая роль в сборе историко-этнографического материала о кавказских горцах, в становлении и развитии кавказоведения и просвещения в крае принадлежала русской науке в лице ее передовых ученыхкавказоведов, к которым следует отнести историков: Н.Ф. Дубровина, Н.И.Надеждина, М.М.Ковалевского; этнографов и языковедов: П.К. Услара, В.Ф.Миллера, Ф.И.Леонтовича, а также видных русских педагогов-кавказоведов: Д.Д. Семенова, Я.М. Неверова, Л.Н. Модзалевского и того же П.К.Услара.Достижения современной северокавказской школы являются результатом развития педагогической мысли и образовательно-воспитательного опыта народов нашей страны и, в частности, самих северокавказских народов.Одним из прогрессивных последствий присоединения Северного Кавказа к России было появление среди горцев этого региона своей народной интеллигенции, наиболее видные представители которой обучались в российских учебных заведениях и формировались под влиянием освободительного движения и передовой русской культуры; одним из ярких представителей передовой горской интеллигенции был и Г.И.Дзасохов (1880 -1918 гг.).Общественно-политические взгляды и революционная деятельность Г.И.Дзасохова изучены достаточно хорошо. Что касается его просветительско-педагогического наследия как наследия видного педагога горских народов конца XIX и начала XX веков, то оно до сих пор не подвергалось специальному исследованию.Первые отзывы об общественно-политической деятельности Г.И. Дзасохова относятся к 1926 году, когда в московском журнале «Новый Восток» появилась статья В.Апухнина «Революционное движение 1905 года среди горцев Северного Кавказа», в том же году имя Дзасохова упоминается в сборнике документов «1905 год на Северном Кавказе», изданном совместно в городах Ростове-на-Дону и Краснодаре. В этом сборнике дается высокая оценка общественно-политической и публицистической деятельности Г.И.Дзасохова.Попытку же рассмотреть просветительско-педагогическую деятельность Г.И.Дзасохова в самых общих чертах предпринял профессор М.С.Тотоев в работе «Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Осетии» (Орджоникидзе, 1962). Но в ней этому вопросу посвящен лишь один небольшой параграф. I Важной источниковой базой для решения проблемы нашего исследования является сборник статей и очерков Г.И.Дзасохова, выпущенный в издательстве «ИР» Северной Осетии в 1970 году под редакцией Х.С.Булацева, что дает нам возможность проанализировать и привести в систему педагогические воззрения педагога-просветителя. При этом автор указанного сборника не ставил своей целью сделать предметом исследования просветительско-педагогическую деятельность и педагогические воззрения Г.И.Дзасохова.Частично вопросы, касающиеся педагогическо-просветительской деятельности Г.Дзасохова, затронуты в докторской диссертации профессора Е.Е.Хатаева «Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа (вторая половина XIX в. - 1917 г.) (М., 1996), в которой в рамках одного параграфа дана краткая характеристика педагогической деятельности педагога-публициста. Вышеприведенные статьи и очерки М.С.Тотоева, Х.С.Булацева, Е.Е.Хатаева не решают проблему научно-просветительской и педагогической деятельности Г.И.Дзасохова. Анализ указанных трудов показывает, что их авторы не ставили своей задачей раскрытие педагогических воззрений Г.И.Дзасохова, который являлся одним из крупных и талантливых педагогов северокавказских народов, и несмотря на это до сих пор в Северной Осетии о нем нет защищенных диссертаций, нет и опубликованных монографий, в которых так или иначе бы была раскрыта его разносторонняя научно-публицистическая и просветительскопедагогическая деятельность. Вне поля зрения исследователей остаются педагогические воззрения Г.И.Дзасохова, его общепедагогические и дидактические положения, не выявлены его творческие контакты с северокавказскими просветителями по созданию народных школ для детей горцев и не обозначен его вклад в дело воспитания и образования северокавказских народов. Все вышеизложенное и побудило нас избрать темой исследования «Научно-педагогическую деятельность и педагогические воззрения Г.И.Дзасохова».Педагогическое наследие Г.И.Дзасохова многогранно. Будучи видным просветителем прогрессивной северокавказской интеллигенции начала XX века, он критиковал противоречивую школьную политику правительства на Кавказе, делающую приоритетным направлением в системе школьного образования этого края духовно-православное просвеш,ение населения.В своих публицистических выступлениях Г.И.Дзасохов отмечал как определенные сдвиги, достигнутые правительством в деле развития П1кольного образования на Северном Кавказе, так и порочные стороны жизни и деятельности дореволюционных школ: догматизм, схоластику, бессмысленное зазубривание учебного материала, отрыв обучения от жизни, бездушно-бюрократическое отношение к духовным запросам горцев со стороны чиновников учебно-духовного ведомства, призванных, по выражению Г.Дзасохова, «заботиться о маленьких народностях», о воспитании и обучении детей этих народностей.Педагогические воззрения Г.И.Дзасохова адекватны прогрессивным тенденциям развития педагогической мысли России и Запада рассматриваемого периода, выдвигались им с позиции неимущих сословий, поэтому оказали благотворное влияние на развитие народной школы Северного Кавказа. * Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью научного подхода к изучаемой проблеме, ее неразработанностью, отсутствием по ней монографий или учебных пособий. Григорий Иванович Дзасохов был славным сыном осетинского народа, талантливым представителем его учительской интеллигенции, связавшим свою судьбу с борьбой за подлинно демократическую школу, и внес в ее развитие неоценимый вклад, что еще более актуализирует выбранную нами проблему исследования. Никто до настоящего времени не пытался систематизировать его научно-педагогическую биографию и педагогические воззрения полномасштабно. Эти вопросы требуют своего научного подхода и неотложного решения.Объект исследования - школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа второй половины XIX - начала XX вв.Предмет исследования - научно-педагогическая деятельность и педагогические воззрения Г.И.Дзасохова.Проблема исследования - особенности научно-просветительской и педагогической деятельности Г.И.Дзасохова, обусловленные характером обш,ественно-педагогического движения народов Северокавказского региона в конце XIX начале XX вв. Решение этой проблемы и составляет цель исследования.В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи: - раскрыть сущность просветительской политики царского правительства, проводимой им на Северном Кавказе; - показать этапы научно-просветительской и педагогической деятельности Г.Дзасохова и проанализировать его взгляды на роль и назначение народной школы; - произвести анализ педагогической публицистики Г.И.Дзасохова; - на основе историко-педагогического анализа и обобщения исследуемого процесса обосновать научно-просветительскую значимость выводов и положений диссертации для современной северокавказской народной школы и практики вузовского обучения.Методологические основы диссертационного исследования составляют философские положения о взаимосвязи общественного развития и школы, учение о диалектике и принципе историзма, о творческом и бережном отношении к духовному наследию прошлого. Автор исходит из того принципа, что при оценке духовного наследия недопустимо какое бы то ни было перечеркивание исторического прошлого и заслуг осетинского народа.В процессе работы над диссертацией автором использованы следующие методы исследования: - изучение и теоретический анализ архивных источников; - теоретический анализ историко-педагогических, историкоэтнографических, философских, литературных трудов до и послереволюционных авторов о культуре и просвещении народов Северного Кавказа; - изучение и теоретический анализ учебных планов и программ дореволюционных церковно-приходских школ и гимназий Северного Кавказа; - изучение и анализ трудов дореволюционных и современных авторов по истории школы и педагогической мысли народов Северной '\L Осетии.Основными источниками исследования являются: - архивные материалы и документы Отдела рукописных фондов Северо-Осетинского института гуманитарных и социологических исследований (фонды 11, 12, 19, 102), Центрального архива республики Северная Осетия-Алания (фонды 49, 102, 150, 802). В них отображается научно-публицистическая и педагогическая деятельность Г.И. Дзасохова, его участие в общественно-политическом и педагогическом движении и революциях 1905 и 1917 гг. Многие архивные документы вводятся в научный оборот впервые; - педагогические и другие периодические издания России и Кавказа дореволюционной поры об истории школы и педагогической мысли горских народов; I» f ;4i - учебники, учебные планы и программы школ дореволюционной Северной Осетии; - печатные труды по истории педагогики, диссертационные исследования, посвященные проблемам истории генезиса и развития народного образования Северной Осетии и Северного Кавказа; - очерки и статьи Г.И.Дзасохова.Организация и этапы исследования: 1. 1997 1998 гг. - предварительное ознакомление с проблемой развития народной школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа. Определение основных направлений научного поиска.2. 1998-1999 гг. - определение методологии, методов, задач, источниковой базы исследования, сбор научной информации и сведений, содержащихся в историко-педагогических, архивных, литературных и публицистических источниках.3. 1999-2000 гг. - систематизация и обобщение материалов, подготовка и издание статей и историко-педагогических пособий по результатам исследования.Основные положения диссертации, выносимые на защиту: - Решающим фактором формирования прогрессивно-демократического мировоззрения Г.И.Дзасохова стали влияние прогрессивной русской культуры и педагогики России, освободительное движение, развернувшееся в стране и на Кавказе в конце XIX и начале XX веков. - Для формирования прогрессивных педагогических воззрений Г.И. Дзасохова решающее значение имели, в особенности, педагогические идеи К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, Л.Н.Толстого и других выдающихся представителей русской демократической педагогики XIX века. - В своей деятельности Г.И.Дзасохов, как педагог и публицист всегда исходил из интересов интернациональной дружбы и солидарности между народами России и Северного Кавказа. - в трудах, очерках и статьях, посвященных проблемам общественно-политической и духовной жизни горцев Северного Кавказа, Г.И. Дзасохов изобличал произвол, учиняемый чиновниками Кавказской администрации и учебно-духовного ведомства над простыми тружениками, народными учителями. - Г.И. Дзасохов настаивал на необходимости создания для горцев подлинно демократической системы школьного образования, в которой преподавание предметов велось бы на родном и русском языках. Педагог-гуманист выступал против оторванности школы от жизни, от народа. Он был за внедрение в практику активных методов обучения. - В своих педагогических статьях и очерках Г.И.Дзасохов писал о засилье духовенства в школьных делах, вскрывал сущность антипедагогических методов работы священнослужителей, осуждал догматизм и i схоластику в обучении. - Г.И.Дзасохов писал о тяге горцев к свету, образованию, но вместе г|^ с тем, он выступал против устаревших обычаев и традиций, мешавших f прогрессивному развитию горцев. - Г.И.Дзасохов критиковал просветительскую политику правительства на Кавказе, которая не всегда учитывала национально-бытовые особенности горцев и была на страже интересов имущих граждан. - Для начального периода обучения горских народов Г.И. Дзасохов намечал широкую общеобразовательную программу, предусматривающую изучение горцами родного и русского языков, арифметики, истории, письмоводства, педагогики, греческого и иностранных языков.Важнейшим условием успешности школьного обучения Г.И.Дзасохов считал совершенствование системы психолого-педагогической подготовки учительских кадров.Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что обобщенные и систематизированные понятия. идеи, характеризующие научно-педагогическую биографию Г.И. Дзасохова расширяют и углубляют наши представления и знания о прогрессивной педагогической мысли народов Северного Кавказа конца XIX начала XX вв.В диссертационной работе раскрыты прогрессивно-педагогические взгляды Г.И.Дзасохова на школу и просвещение многонационального Северокавказского региона в рассматриваемый период.В работе проанализирована педагогическая публицистика Г.И. Дзасохова, исследованы его взгляды на идеал, цель и задачи воспитания подрастающих поколений, определяющие факторы всестороннего их формирования.Обобщены взгляды педагога-публициста на систему школьного образования, его высказывания о желательных типах учебных заведений для горских народов Северного Кавказа.В диссертационной работе охарактеризованы средства, методы и приемы воспитания и обучения детей в школе, выявлен вклад Г.И. Дзаf сохова в развитие прогрессивной педагогической мысли северокавказских народов.Введены в научный оборот новые малоизвестные материалы, способствующие устранению пробелов в педагогической биографии Г.И. Дзасохова.Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем положения и выводы автора могут быть использованы в современной северокавказской школе, при чтении спецкурсов по истории школы и педагогической мысли северокавказских народов, а также в системе подготовки и переподготовки учительских кадров.Теоретические положения и выводы автора могут быть использованы студентами при написании ими курсовых и дипломных работ. Они f ' i :*| расширяют наши представления об истории просвещения и педагогической мысли народов дореволюционного Северного Кавказа.Достоверность научных результатов обеспечена широкой источниковой базой, соответствием методов и поставленных задач цели исследования.Апробация и внедрение в практику осуществлялось по мере подготовки и издания материалов исследования в печати. Основные положения и выводы диссертации отражены в монографии «Научнопросветительская деятельность и педагогические взгляды Г.И. Дзасохова» (Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000); в учебно-методических пособиях: «Основные научно-педагогические воззрения Г.И.Дзасохова» (Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000), «Начало педагогической деятельности Г.Дзасохова и его участие в российских революциях» (Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000), «Г.И.Дзасохов о Коста Хетагурове как прогрессивном деятеле» (Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000), «Вопросы организации школ и школьного образования северокавказских народов в педагогических трудах Г.И.Дзасохова» (Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000), «Дидактические взгляды Г.И.Дзасохова» (Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000); в статье Григорий Дзасохов - видный педагог-просветитель кавказских народов» (Карачаевск, 1999), используемых студентами при изучении ими спецкурса «Просветители горских народов XIX - начала XX в.», а также учителями общеобразовательных школ.Результаты исследования регулярно обсуждались на межвузовских и региональных конференциях во Владикавказе, Нальчике, Пятигорске и других городах.ГЛАВА Ь Г. И, ДЗАСОХОВ - АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА / . / . Общая характеристика школы и общественной мысли в Осетии в конце Х1Х-начале XX вв.Исследование деятельности такого выдающегося осетинского педагога-просветителя, как Г.И.Дзасохов, важно провести в контексте с временем, в котором он жил и творил. Прежде всего, необходимо рассмотреть просветительскую политику монархии, проводимую в Осетии в исследуемый период (конец XIX - начало XX вв.), поскольку она наложила отпечаток и на творчество как самого Г.Дзасохова, так и других видных осетинских просветителей.Начало XX века для осетинского народа, как и всех народов Кавказского региона, характеризуется резким обострением социально-экономической, политической обстановки в крае и развернувшимся освободительным движением. Активное участие принимало в нем прогрессивное учительство в лице лучших его представителей (Г.Дзасохова, М.Гарданова, Х.Уруймагова и др.), требовавшее проведения демократических школьных реформ. «Исследование конкретных форм влияния политики правительства на развитие народного образования в Осетии позволяет выявить два основных направления деятельности центральной власти, обраш;енной на инородческую школу: изменение структуры и изменение содержания народного образования, - отмечает кандидат педагогических наук Ф.Н. Цораева. - Эту деятельность предваряло разрешение ключевой проблемы - сохранение или уничтожение особых черт в организации школьного дела в крае»[96, 37]. Иными словами, выбор целесообразного (для империи) пути развития кавказской школы. И здесь уместно вернуться к истокам школьного дела в Осетии.Как известно, до присоединения к России, ни у осетин, ни у других многочисленных кавказских народностей не было своих алфавитов и письменности. Только после присоединения осетины, как и другие народы Кавказского наместничества, получили право на знания. Кавказовед А.Краснов отмечал, что «осетины - один из немногочисленных народов Кавказа, не только способный к быстрому восприятию культуры, но делавший на этот поприще большие успехи. Осетины жаждут образования»[167].Несмотря на то, что имперская политика в области образования строилась на принципе целесообразности и выгодности, мы можем утверждать на тысячах примерах, что Россия духовно обогащала Кавказ. «Присоединение к России, независимо от целей, преследуемых русским царизмом, - отмечает профессор Б.А.Цуциев, - имело для осетинского народа, как и для других народов Кавказа с точки зрения дальнейшего экономического, политического и культурного развития объективно прогрессивное значение; оно дало право осетинам пользоваться благами русской материальной и духовной культуры и тем самым вырваться из состояния глубокого экономического и культурного застоя, в котором они пребывали в течение многих веков»[96;21-22]. Нельзя не согласиться с мнением кавказоведа Л.С.Гатаговой, о том, что «история российско-кавказских отношений полна драматическими поворотами, которые сегодня нередко используют в беспринципных политических играх»[16, 4]. Однако наиболее привлекательным выглядит путь извлечения примеров, дающих позитивную перспективу, ибо «в пробуждении общественного самосознания горской молодежи неоценимую роль сыграли передовая общественная мысль России, ее прогрессивная наука и культура»[6, 3]. с присоединением Кавказа к России в жизни северокавказских народов произошли значительные перемены. Менялись также взгляды и характер деятельности просветителей этих народов, в том числе и горцев, получивших образование в русских учебных заведениях и испытавших на себе влияние передовой русской культуры [9, 6].Стремление к знаниям среди осетин заметно усиливается в начале XIX века. Академик Ю. Клапрот писал, что осетины «являются, вероятно, наиболее легко поддающимся цивилизации народом Кавказа» [51; 17]. Этому высказыванию адекватна статья, помещенная в газете «Кавказ» от 1887 года, отмечавшая, что «благодаря трудолюбию, все больше и больше проникающему в массу осетин, и трезвости взгляда их лучших людей, понявших истинное значение русского владычества на Кавказе, они значительно опередили соседних кабардинцев и чеченцев в умственном отношении»[58, 232].В начале XIX века общее образование в России было представлено малыми и главными училищами, созданными в 80-х годах XVIII в.К 1800 году насчитывалось 315 училищ, в которых обучалось 18128 учеников мужского и 1787 женского пола [63, 339-340]. Наиболее распространенными типами школ Северного Кавказа до начала пореформенного периода были общественно-приходские и уездные училища. Кроме того, действовали Ставропольская и Екатеринодарская гимназии с пансионом для горцев.Однако нехватка школ по-прежнему ощущалась очень остро, особенно в горной местности. «В горах, - отмечал профессор М.С.Тотоев, в среднем на 300-400 человек приходился один, с трудом умевший читать и писать грамотный человек. Человек, который мог бы написать жалобу или прошение на имя начальства, был для горцев находкой в полном смысле этого слова. Если же такого человека не было в приходе, то его приходилось искать в плоскостных селах за 30-50 км.»[72; 138]. Огромный вклад в устроение школ внесло «Общество восстановления православия на Кавказе». Им был открыт целый ряд школ христианского направления, магометане же оставались по-прежнему без школ. На это обратил внимание Г.Баев, который писал, что и в магометанские селения должно приходить просвещение, причем по инициативе самих сельчан. «Вот факты, над которыми стоит остановить свое внимание каждому интересующемуся жизнью горцев Кавказа, - отмечал видный осетинский общественный деятель. - Видно начало осуществляться то, во что так глубоко верил составитель кабардинской грамматики Шор-Бекмурзин Немов (Ногмов), который еще в 30-х годах говорил: «Сердечное убеждение говорит мне, что придет время, когда в душе грубого горца вспыхнет чудное чувство, светильник жизни, любовь к знанию. Ударит и для нас час, когда мы примемся за грамоту, книги и письмо!» [101].Развитие школьного дела на Северном Кавказе проходило под напором общественно-политического и педагогического движения, вызвавшего общественно-политическую активность педагогов и учащихся.Демократическое движение было направлено также против противоречивой школьной политики правительства на Кавказе, ограничивающей детям бедных горцев доступ в средние учебные заведения. Материальная необеспеченность широких слоев народа, сословный характер системы просвещения, отсутствие преемственности на разных его ступенях - все это делало образование фактически недоступным для огромного большинства [95, 314]. Проводимая политика в области народного просвещения создавала особые образовательные привилегии для княжескофеодальных сословий, и тем самым сохраняла сословнокрепостнические пережитки в системе школьного образования, что не всегда отвечало интересам социально-экономического развития не только Осетии, но и всего кавказского региона и противодействовала переменам, происходящим здесь в пореформенный период.Вторая половина XIX века стала важнейшей вехой в истории образования в регионе, повлекшей за собой более быстрое развитие школ по сравнению с дореволюционным периодом. Как отмечалось в кавказской прессе, «осетины больше других горцев прониклись идеей необходимости широкого развития среди себя школьного образования, справедливо видя в нем залог будущего развития населения как в духовном, так и в материальном отношении» [58, 4] . Однако школа еще далеко не всегда отвечала возросшим требованиям времени и потребностям местного населения, и потому предстояло сделать еще немало, чтобы решить эту важнейшую задачу.Правительство же проводило политику русификации кавказской школы без учета местных особенностей. Несоответствие такой правительственной политики школьным нуждам горских народов подтверждается периодически меняющимися положениями об управлении школами Кавказа.В связи с упразднением в I860 году Кавказского учебного округа, функции последнего были переданы местным губернаторам и Кавказскому наместнику. Однако такое нововведение в школьных делах не оправдало себя. Вот почему в 1864 году правительство снова вернулось к этому вопросу, учредив здесь должность главного инспектора учебных заведений, а с 1867 года полностью восстановило учебный округ.Менялись управленческие органы, вносились изменения в школьную систему, что было обусловлено главным образом реформами 60-х годов, проводимыми сверху под напором общественно-педагогического движения.В соответствии с «Положением об учебной части на Кавказе» от 1867 года, Северо-Кавказские гимназии делились на классические (Ставропольские), полуклассические (Кубанская с одним классическим классом) и реальные (Владикавказская) [84; 1-17]. Изменения коснулись и народных училищ, которые руководствовались ' 'Положением о народных начальных училищах".Согласно "Положению об учебной части на Кавказе" от 1867 года, в гимназиях Северо-Кавказского региона вводились подготовительные классы и горские отделения с целью лучшего усвоения гимназического курса и этнографии Кавказа. В целях воспитания у горцев верноподданнических чувств к России, в 60-х годах учреждались горские школы, готовившие их к служебной деятельности и продолжению образования в гимназии.В 60-х годах появились также женские учебные заведения - училища. Первая женская школа в Северной Осетии была открыта в 1862 году видным осетинским просветителем Лксо Колиевым в собственном доме. Позже она была преобразована в "Осетинский женский приют", а затем - во Владикавказскую женскую Ольгинскую гимназию [5, 7].В целом во второй половине XIX столетия на Северном Кавказе появились церковно-приходские мужские, женские, специальные школы, а также школы грамоты, воскресные и вечерние школы для взрослых. Обществом восстановления православного христианства на Кавказе в рассматриваемый период открывались духовные училища и семинарии, а также средние педагогические учебные заведения [86, 7-10].Но такая идиллия в области распространения школьного образования длилась недолго. Новый Устав гимназий 1871 года перечеркнул все прогрессивные начинания Устава 1864 года и узаконил классическую гимназию в качестве основного типа среднего учебного заведения.В школах устанавливался надзор над деятельностью народных учителей, изучение горских языков и проведение учительских съездов запрещалось. В годы реакции стали закрываться и те немногочисленные женские школы, которые были открыты в разных местах Северного Кавказа [72, 144].Развитию школьного дела на протяжении всей истории горского просвещения в значительной мере способствовала деятельность различных культурно-просветительных организаций. Таковыми на Северном Кавказе были «Осетинская духовная комиссия», «Общество восстановления православного христианства на Кавказе», различные благотворительные общества и приюты для престарелых и сиротских детей во Владикавказе, Пятигорске, Грозном, Моздоке, Нальчике и других городах. Симпатиями населения пользовались общества попечения о сиротских, бедных детях, общества народных чтений [195].Наиболее же значительной просветительской организацией было "Общество распространения образования и технических знаний среди горцев Терской области", основанное в 1883 году видными деятелями культуры М. Кипиани, К. Хетагуровым, В. Шредере, М. Дальгатом и др.Говоря о народном просвещении горцев в конце XIX - начале XX веков, нельзя не отметить ту огромную роль, которую сыграла передовая инородческая интеллигенция, разрабатывавшая отдельные стороны науки и культуры своего народа. Она живо интересовалась судьбами всего Кавказа, и особенно своей Родины - Осетии, по силе возможности вмешивалась в обсуждение и решение важных общественно-политических вопросов, которые в той или иной степени затрагивали интересы народного просвещения. Она заботилась о культурном развитии своего народа, старалась приобщить его к русской культуре. Она подготовила почву для более обширной и плодотворной деятельности на поприще становления и развития культуры своего народа следующему поколению, а именно народившейся в 80-е годы XX века светской интеллигенции [70, 61-62].Просветители-педагоги осуждали порочные стороны деятельности дореволюционных школ: догматизм, схоластику, бессмысленное зазубривание учебного материала, отрыв обучения от жизни, бездушнобюрократическое отношение чиновников учебно-духовного ведомства к проблемам воспитания и обучения детей, их судьбе. Не зря по этому поводу В.И.Ленин говорил, что «массы народа были ограблены в смысле образования» [42, 127] .Педагогические идеи передовых осетинских просветителей, в том числе, Г.И.Дзасохова, были адекватны прогрессивным тенденциям развития педагогической мысли рассматриваемого периода, и поэтому оказали благотворное влияние на развитие народной школы Северного Кавказа. «Таким образом, если в развитии образования и культуры в начале XX века был сделан дальнейший шаг, то это во многом было результатом плодотворной деятельности представителей «старого» и «нового» поколений передовой осетинской интеллигенции», - делает вывод М.С. Тотоев. - Молодое поколение подхватило хетагуровские идеи: горячую любовь к Родине, своему народу, бесстрашную борьбу за подлинно народную демократическую школу, за просвещение горцев. Оно не только возглавило демократическое движение, но своей просветительской деятельностью способствовало дальнейшему развитию в Северной Осетии педагогической мысли» [70, 6].В истории Осетии наступил период непосредственной полной деятельности трудящегося народа. Это был период пробуждения мысли и разума угнетенных, период их революционного движения и исторического творчества, - делает вывод профессор Ш.Ф.Джигкаев в монографии «Осетинская литература» [23, 3].Школьное дело в дореволюционной Северной Осетии достигло такого высокого уровня, что созывались съезды учителей. Эти съезды состоялись в 1888, 1901 и 1904 годах. В них большое место заняли вопросы улучшения материального положения учителей: освобождения сельских обществ от платы жалованья учителям с переводом последних на государственное обеспечение, уравнение учительниц в жаловании и во всех правах с учителями и, наконец, удаления наблюдателя церковно-приходских школ округа Л.Кодзаева, являющегося типичным охранителем самодержавия и его антинародной политики в крае [58, 8].Таким образом, петиции учительских съездов содержали требования, направленные на усиление в школе светского образования, демократизацию управления ею, меры, которые, которые могли создать возможное развитие общей и национальной культуры.Эти требования, по мнению литератора А.К.Джанаева, выходили за рамки школьного дела, сближали интеллигенцию с народом, отвечали интересам прогресса в школьной политике [22, 181].Многочисленные выступления К.Л.Хетагурова, видных педагогов - Г.И.Дзасохова, Г.М. Цаголова, М.К. Гарданова, X. Уруймагова и дру« I I гих - печатались в разных изданиях Северного Кавказа и посвящались состоянию школьного дела, проблемам роли двуязычия в обучении, совершенствованию форм и методов работы педагогов, вопросам школьных учебников и положению учителя в обществе [124].Таким образом, развитие школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа в пореформенный период и, в особенности, в конце XIX - начале XX веков обуславливалось освободительным движением в России и теми социально-экономическими переменами, которые происходили в жизни горцев в эти периоды.Настоящее исследование является попыткой обобщения истории педагогической мысли конца XIX - начала XX века, и не претендует на исчерпывающее изложение всех проблем эпохи. Однако даже сравнительно короткий обзор историко-педагогической мысли в Северной Осетии начала XX века свидетельствует о богатстве духовной жизни осетинского народа и о ее связях с духовной жизнью русского народа.В целом осетинская просветительская мысль в лице таких видных своих представителей, как Г.Дзасохов, Д.Гибизов, Х.Уруймагов, Г. Цаголов, показала себя зрелой, оказалась на уровне требований и задач российского педагогического движения. Она помогла своему народу приобщиться к великому демократическому движению русского народа и внести свою лепту в дело народного просвещения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 128 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz