Среда, 2020-10-28, 0:56 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 19 » Скачать Мифологизация массового сознания. Филиппова, Ирина Юрьевна бесплатно
4:29 AM
Скачать Мифологизация массового сознания. Филиппова, Ирина Юрьевна бесплатно
Мифологизация массового сознания

Диссертация

Автор: Филиппова, Ирина Юрьевна

Название: Мифологизация массового сознания

Справка: Филиппова, Ирина Юрьевна. Мифологизация массового сознания : диссертация кандидата философских наук : 09.00.11 Ставрополь, 2002 142 c. : 61 03-9/146-X

Объем: 142 стр.

Информация: Ставрополь, 2002


Содержание:

Глава 1 Теоретико-методологические основания исследования процесса мифологизации массового сознания
11 Массовое сознание: понятие, структура, социальные функции
12 Миф как феномен духовной жизни общества
Глава 2 Генезис и эволюция процесса мифологизации массового сознания
21 Детерминанты социального мифотворчества
22 Мифологизация массового сознания: традиции и современность
23 Роль и место мифов в массовом сознании российского общества

Введение:

Актуальность темы исследования. Одним из факторов, определяющих актуальность рассмотрения данной проблемы, является тенденция к преобладанию мифологических представлений в массовом сознании на современном этапе развития общества. Несмотря на то, что на протяжении веков рациональное научное знание вытесняло элементы мифологических представлений из структуры сознания - мифосознание, как форма дзгховного освоения мира, сохраняет свои позиции в сознании наших современников. Интерес к данной проблеме обусловлен необходимостью разработки методологических основ анализа процесса мифологизации массового сознания, выяснения соотнощения и взаимообусловленности мифа и массового сознания в названном процессе, выяснения сущности, места в общественном сознании, социальных функций мифосознания и массового сознания.Мифологический аспект присущ массовому сознанию во все времена, актуализация конкретных мифов происходит в периоды кризисов и социальных конфликтов, что характерно для сегодняшней ситуации в обществе. Современный мир становится все более непонятным для человека, обнаруживается внутренняя недостаточность традиционных способов освоения действительности. В условиях отсутствия привычных ориентиров, социальных идеалов, способных обеспечить мировоззренческую целостность сознания, неуверенности в будущем, отсутствия достоверной информации о происходящих в обществе процессах, создается благоприятная почва для манипулирования массовым сознанием со стороны политических элит, стремящихся мобилизовать в своих интересах широкие слои населения.Перечисленные факторы и обусловили интерес к исследованию причин устойчивости мифов в массовом сознании, выявлению детерминант социального мифотворчества.Исследование данного феномена актуально в теоретическом и социальнопрактическом аспектах. Человечество живет во власти мифа и участвует в процессе мифотворчества на протяжении тысячелетий, но особенности функционирования мифов и их влияния на массовое сознание изучены недостаточно.Интерес к проблеме связан и с тем обстоятельством, что мифологическое сознание восходит к древнейшим временам существования человека, вне изучения мифа невозможно выяснение генезиса искусства, религии, философии как специфических форм общественного сознания. Современная наука накопила огромный фактический материал в области мифологии первобытного и древнего общества, существует обширная литература о мифе, но, несмотря на это, основное в нем остается загадочным. Многие вопросы, связанные с изучением мифа как явления духовной культуры, остаются спорными и невыясненными.В философской литературе существуют многочисленные концепции, объясняющие сущность мифа, мифосознания, но ни одна из них дает целостного представления об этом уникальном явлении. Одни авторы считают мифологию реакционным грузом в духовном достоянии народа, другие - прогрессивным фактором культуры. Данное исследование является одной из попыток свести воедино наиболее значимые, с точки зрения автора, концепции мифа.Столь же неоднозначно в научной литературе толкование массового сознания, которое является благоприятной средой для возникновения, существования и распространения мифов. В данном исследовании предпринимается попытка рассмотрения его сущности, структуры, социальных функций с позиций философского анализа.Рассмотрение сущностных характеристик процесса мифологизации массового сознания предполагает выявление его основных этапов, тенденций эволюции, условий функционирования и результатов взаимодействия элементов названного процесса.Степень научной разработанности проблемы.Тема исследования далеко не исчерпана. Отсутствует согласие между авторами по многим основополагающим вопросам, по критериям выделения массового сознания в качестве самостоятельного объекта анализа. В диссертационном исследовании использованы работы, посвященные философскому осмыслению феномена массового сознания. Это исследования Б.А. Грушина [45], Я.В. Любивого [ПО]. Отдельные аспекты проблемы освещены в трудах Э.Я. Баталова [16], Г.Г. Дилигенского [59], А.К. Уледова [173], Н.М. Кейзерова [85], Н.И. Козловой [90].Выявлению взаимосвязи массового сознания и общественного мнения способствовали работы М.К. Горшкова [41], А. Емельянова [69], В.Э. Бойко [25].Культурологические аспекты проблемы массового сознания разрабатывали А.Г. Ашин [12], А.В. Кукаркин. Социально-психологические и философские аспекты формирования и происхождения массового сознания в различных типах массовых обществ изучались Г.М. Андреевой, Ю.А. Замошкиным, Б.Ф. Поршневым, Н.Н. Козловой [90]. Немалый интерес представляют работы Ю.В. Бромлея, И.С. Кона, в которых освещаются важные общетеоретические проблемы массового сознания.Для изучения истоков массового сознания в России особое значение имеют труды русских философов и мыслителей А.И. Герцена, Н.К. Михайловского, П.Л. Лаврова, М.А. Бакунина, Н.А. Бердяева [18] и других.Важным источником анализа деформаций сознания служат работы отечественных психологов - В.М. Бехтерева [22], А. Рубинштейна, Д.В. Ольшанского [136].Тема масс и массового сознания представлена в работах западных социологов и философов Г. Тарда [165], Г. Лебона [101], Г. Маркузе [116], X. Ортегаи-Гассета [138], Э. Канетти [80], Б. Данэма [56], В. Райха [153].Достаточно разработанной является проблема происхождения мифа, мифосознания. В отечественной науке теории мифа изучались в области этнографических исследований в религиоведческом аспекте и в области филологии.Главным объектом исследований определялось соотношение мифологии и религии, религии и философии, отражение в мифах производственной практики, социальной организации, различных обычаев и верований. Эти аспекты отражены в трудах Л.Я. Штернберга, A.M. Золотарева, А. Токарева [168], А.Ф. Анисимова [6], Ю.П. Францева.Сущности первобытной мифологии и тенденциям ее эволюции посвящены работы Д.М. Угриновича, Ф.Х. Кессиди, М.И. Шахновича.Рассмотрение мифа как самого бытия, реальности, а не предшествующей философии формы общественного сознания, принадлежит А.Ф. Лосеву [107], Н. Булгакову [30].Вопросы о соотношении мифологии древней и современной поставлены в работах A.M. Кондратова [92], П.С, Гуревича [49], В.П. Шестакова [185].В Западной научной литературе можно выделить следующие подходы, касающиеся вопроса о сущности мифологии: натуристический (М. Мюллер, Э. Тайлор, Дж. Фрейзер); «эвгемерический» (Г. Спенсер, эволюционистская школа); биологический (3. Фрейд и его школа); социологический (Леви-Брюль, Б. Малиновский).Идея о том, что сущность мифического кроется в глубинных пластах человеческой психики, и мифы всех народов и эпох имеют общие архетипические корни в коллективном бессознательном человечества, принадлежит К.Г. Юнгу [191] и широко используется в современном научном мире.Предмет, объект, цель и задачи исследования: Объектом данного исследования является массовое сознание как феномен духовной культуры.Предметом - процесс мифологизации массового сознания.Целью - философский анализ закономерностей возникновения и существования, причин устойчивости мифов в массовом сознании.Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи: -исследовать содержание понятий «массовое сознание», «миф», «мифосознание»; - для определения внутренних механизмов и динамики процесса мифологизации рассмотреть сущность, структуру, социальные функции массового сознания, определить его место в структуре общественного сознания; - определить детерминанты социального мифотворчества; - исследовать роль мифосознания как формы и способа духовного освоения мира; - выявить роль и место мифов в массовом сознании российского общества; -показать существенную трансформацию, которую претерпевает миф в процессе эволюции социального мифотворчества от архаики до наших дней.Методологическую основу исследования составляют общефилософские принципы конкретности и всесторонности рассмотрения, принцип историзма, системный метод, метод социального психоанализа, в работе используются результаты научных исследований в области философии культуры, социальной психологи.Научная новизна исследования заключается в том, что в соответствии с целями исследования -осуществлен философский анализ процесса мифологизации массового сознания; -уточнено содержание понятий "миф", "мифосознание", "мифология", "массовое сознание"; -выявлена роль мифов в массовом сознании современного российского общества; - на основании созданной теоретической модели исследования раскрыты причины устойчивости мифов в массовом сознании; - обоснован вывод о том, что процесс мифологизации массового сознания, сопровождая всю историю человеческого общества, во многом определяет характер современной эпохи.Положения, выносимые на защиту: Анализ процесса мифологизации массового сознания с позиций философского знания позволяет сформулировать следующие основные положения: 1. Массовое сознание - это неоднородное, многоуровневое образование, детерминируемое условиями жизни индивидов, включающее в себя рассудочные и эмоциональные элементы, характеризующееся усредненностью, инертностью, упрощенным восприятием действительности.2. Субъектом-носителем массового сознания является масса - совокупность индивидов, включенных в социальную общность, характеризующаяся определенными свойствами: неоднородностью состава, общей направленностью, манипулируемостью извне. Носителем массового сознания может быть и отдельный человек, и человечество в целом.3. Мифосознание - форма общественного сознания, составляющая неотъемлемый компонент структуры массового сознания, проявляется на всех его уровнях («коллективного - бессознательного», эмоционально-чувственном и смыслосозидающем) и отражающая особенности конкретной исторической эпохи.4. Между мифом и массовым сознанием существуют отношения взаимообусловленности: миф поддерживается массовым сознанием, массовое сознание опирается на миф. Массовое сознание является способом функционирования мифотворчества, показывая степень распространения конкретных мифов в обществе, а миф является показателем качественного состояния массового сознания, отражая содержательный аспект данного процесса.5. Особенности протекания процесса мифологизации массового сознания в российском обществе обусловлены спецификой и национальным своеобразием российской социо-культурной действительности, спецификой русского национального характера и влиянием различных народов и культур на ее формирование.Теоретическое и практическое значение исследования состоит в том, что результаты могут быть использованы в целях дальнейшей разработки проблемы мифологизации массового сознания. Теоретические выводы, сделанные на основе исследования проблемы социального мифа, будут способствовать углублению представлений о современном мифотворчестве, создадут предпосылки уточнения ряда положений философской теории, результаты исследования (материалы и выводы) могут быть использованы в процессе изучения курса философии, философской антропологии, при разработке специальных курсов, а также в практике политико-идеологической деятельности и социального управления.Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры философии СГУ, на научных конференциях, в том числе - на международном научном конгрессе "Молодежь и наука третье тысячелетие" (январь-февраль 1996 г.; г. Москва); межрегиональных конференциях "Философские и религиозные проблемы истории и современности " (май 1996 г., г. Ставрополь); "Философско-социологические основы анализа общественного развития России" (апрель 1997 г., г. Ставрополь); "Этнические процессы накануне XXI века" (май 1998 г., г, Ставрополь); «Совместные действия ученых и религиозных деятелей в решении современных проблем Юга России» (май 2001 г., г.Ставрополь); «Философско-мировоззренческие основания единства естественнонаучного и социогуманитарного знания в прошлом и настояп];ем» (май 2002 г., г. Ставрополь) и отражены в публикациях.Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения и библиографии. Объем диссертации 131 с, библиография включает 193 наименования. Общий объем диссертации 142 с.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 162 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz