Пятница, 2020-10-30, 1:28 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 25 » Скачать Методы системного подхода к организации социальной защиты населения крупного города. Язвенко, Светлана Александровна бесплатно
1:26 AM
Скачать Методы системного подхода к организации социальной защиты населения крупного города. Язвенко, Светлана Александровна бесплатно
Методы системного подхода к организации социальной защиты населения крупного города

Диссертация

Автор: Язвенко, Светлана Александровна

Название: Методы системного подхода к организации социальной защиты населения крупного города

Справка: Язвенко, Светлана Александровна. Методы системного подхода к организации социальной защиты населения крупного города : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.05 Санкт-Петербург, 2001 181 c. : 61 02-8/2147-1

Объем: 181 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2001


Содержание:

ГЛАВА
I СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В КРУПНОМ ГОРОДЕ КАК ОБЪЕКТ СИСТЕМНОГО И КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
11 Социальная защита населения: уточнение системных позиций
12 Специфика проблем и проблемных ситуаций социальной защиты населения в крупном городе
13 Факторы риска в крупном городе и их социальная специфика
14 Категории городского населения в системе социальных факторов риска
Выводы по главе
ГЛАВА
II ФОРМИЮВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В КРУПНОМ ГОЮДЕ
21 Центральный потенциал как системообразующий фактор социальной защиты населения
22 Формирование нормативного потенциала социальной защиты населения
23 Жилищно-коммунальное хозяйство как ядро центрального потенциала социальной защиты населения
24 Общие принципы формирования и развития организационно-технологического потенциала жилищно-коммунального хозяйства
Выводы по главе
ГЛАВА
III ФОРМР1РОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ИНТЕГРАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ В СИСТЕМУ КРУПНОГО ГОРОДА
31 организационно-методические основы интеграции системы социальной защиты населения в систему крупного города
32 Комплекс социально-трудовой реабилитации инвалидов как способ их интеграции в систему крупного города
33 Целевые комплексные программы социальной защиты населения в системе крупного города
34 Организационно-методические принципы разработки показателей эффектавности мероприятий по социальной защите населения крупного города
Выводы по главе

Введение:

Актуальность темы исследования. Социально-экономические преобразования в стране сопровождаются возникновением и развитием ряда общественных явлений, далеко не всегда благоприятно влияющих на социальную сферу, уровень и качество жизни щироких масс населения. Эти преобразования не подкреплены совершенной законодательной базой, четкой исполнительной и судебной властью, заш^1щающей человека, социальные группы и слои населения от негативных сторон рыночных преобразований. Меры по социальной запщте населения имеют хаотичный, разрозненный характер и чаще всего не финансируются в полном объеме.Мировой опыт показывает, что построение эффективной рыночной экономики требует и создания системы социальной защиты населения - любая рыночная экономика должна быть социально ориентированной (социальной), в связи с тем, что общеизвестны многие недостатки экономики рыночного типа.Рынок не гарантирует право на труд и доход; не обеспечивает перераспределение совокупных доходов; не ориентирован на производство социально необходимых товаров; не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования; инициирует производство товаров недоброкачественных, которые могут реализовываться в странах со слабой социальной защитой потребителей. Рынок способствует активному производству продукции, разрушающей нравственность человека, его этические нормы; подвержен нестабильности, инфляции, толкает к переделу сфер экономического влияния; не способствует сохранению, бережному использованию и эффективному воспроизводству невосполнимых ресурсов; не создает эффективного механизма запщты окружающей среды от разрушительной деятельности общества.Таким образом, многие проблемы общественной жизни, в том числе и проблемы социальной защиты населения (СЗН), не могут быть решены при помопщ только рыночных механизмов. Рынок сам по себе не может создать мощной социальной сферы. Рынок и социальная защита в определенной степени являются антиподами, поэтому необходимо формирование определенных действенных механизмов защиты человека от проявления как рыночных, так и социальных стихий. Решением этих задач должно заниматься госудгфство, различные общественные организации и движения и т.д.В условиях тяжелого кризиса, проявляющегося во всех сферах жизнедеятельности, особенно остро встает вопрос о мерах, которые принимаются и должны быть предприняты по социальной защите населения от стихии рыночных отношений, формированию системы СЗН, которая является механизмом регулирования взаимоотношений в государстве.Как показал анализ, опыт построения системы социальной защиты населения в развитьпс зарубежных странах нельзя безоговорочно переносить на нашу страну. Модель социальной помопщ в промышленно развитых странах отражает длительный исторический процесс формирования рыночных отношений в стране, экономическую и политическую ситуацию, культурно-национальные традиции, психологический настрой населения.В настоящее время не существует единого методологического подхода к созданию системы СЗН в стране в переходный период: отсутствует последовательно проработанная концепция построения социально-ориентированного государства; нет разработанной стратегии построения системы социальной защиты в стране; нормативно-правовые аспекты СЗН не имеют должной глубины проработки и взаимосвязи, системного и комплексного характера.До сих пор не разработан системный и комплексный подход к формированию в этгой сфере системы нормативно-правовых актов законодательной, исполнительной и судебной власти, как для различных категорий населения, так и населения в целом. Особенно остро встает вопрос о необходимости формирования комплексной системы СЗН и дальнейшей её интеграции в экономику страны и, в частности, в систему 1фупного города.В литературе социальная защита часто понимается в суженной форме, преимущественно в качестве пособий, трансфертных платежей, других видов помощи малоимущему населению. В настоящее время в России существуют структуры исполнительной власти, выполняющие фунюции социальной защиты населения, которые реализуют лишь их узкий крут (начисление пенсий, пособий на детей, компенсаций, оформление путевок в лагеря, санатории для пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и т.д.).Однако СЗН должна пониматься как существенно более объемная проблема, которой должны заниматься не только специальные службы социальной защиты, но и само государство на всех уровнях управления, во всех сферах деятельности, отраслях народного хозяйства, а также различные общественнополитические движения и организации.Проблемам организации системы социальной защиты населения, преобразованиям и реформированию социальной сферы в стране посвящены работы Бурджалова Ф.Э. [17], Когута А.Е. [42, 43], Коренченко Р.А. [49], Лабейкина А.А. [53], Лебедева О.Т. [14, 15, 60], Нестеренко А. [76], Олимских Н.Н. [78], Пузыни К.Ф. [87, 90], Ройка В.Д. [93-95], Фоминой В.П. [119] и других авторов.В крупном городе проблемы социальной защиты населения приобретают особое содержание. Это связано со спецификой городов как социальных, территориальных, многофакторных и многосвязных систем, сосредоточивающих на своей территории производственные и экономические возможности, концентрирующих большие массы населения.Проблемам крупных городов, их развитию, преобразованию, проведению в них социальных реформ посвящены работы Авдеева В.А. [2], Боголюбова B.G. [11-15], Занадворова B.C. и Ильиной И.П. [64], Когута А.Е. [41»43], Рохчина В.Е. [41-43, 97], Таги-Заде Ф.Г. [114], Чекалина B.C. [97, 124, 125], Чернышева Л.Н. [126-128], Яновского В.В. [139] и ряда других исследователей.В крупных городах проявляются и обостряются качественно новые проблемы, решение которых требует разработки и применения новых подходов, методов управления крупными городами. Возникновение и развитие негативных процессов, связанных с нерешенностью общеэкономических, организационных и других проблем, порождает новые проблемные сферы и проблемные ситуации социальной защиты населения в крупном городе. К таким явлениям следует отнести процессы маргинализации больших масс населения, развитие негативных процессов в сфере здравоохранения, науки, образования, культуры, воспитания, возрастание опасности возникновения и развития чрезвычайных и экстраординарных ситуаций, связанных с антропогенными и техногенными процессами: последствиями развития технических аварий и катастроф, эпидемий, стихийных выступлений населения, мошенничеств, этнических столкновений и т.д.Являясь сложным территориальным объектом, крупный город представляет собой сферу, в которой действует множество факторов, усиливающих связность процессов и влияющих на всю жизнь социума, а также на окружающее пространство. В связи с этим каждый житель в крухшом городе в той или иной степени оказывается включенным в сложнейшую систему взаимосвязей, в значительной степени ограничивает свободу своего поведения и выбора, вынужден считаться с системностью города для того, чтобы обеспечить безопасность своего существования, выживание и развитие.В общественной жизни непрерывно происходят процессы вероятностной и даже непредсказуемой природы. Их множество порождает определенные риски, т.е. вероятность свершения событий, которые могут создавать различные чрезвычайные, экстраординарные, непредвиденные ситуации. В условиях крупного города для любого жителя резко возрастает угроза рисков, т.е. ситуаций, когда его правовое или имущественное положение, жизнь или здоровье подвергаются действию негативных факторов внешней среды. Риски объективно существуют для каждого из жителей, независимо от его имущественного положения, социального статуса, места жительства, должностного положения и т.д. Однако до настоящего времени городская среда как источник факторов социального риска не рассматривалась. Важно, что в условиях крупного города, в силу исключительной связности процессов, любой из факторов риска является социальным фактором риска (если даже это технический, технологический, экономический или экологический фактор риска). В литературе чаще всего риски рассматриваются с точки зрения управления фифмой, разработки и peaг лизации инвестиционных проектов, оценки эффектгивности принимаемых решений и т.д.С этих позиций явно недостаточно исследовалось жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), которое формирует основную сферу жизнедеятельности и жизнеобеспечения населения, должно служить уменьшению вероятности проявления факторов риска, поэтому состояние ЖКХ, направления его совершенствования и развития должны являться центральным ядром СЗН. Существующее состояние ЖКХ внушает большие опасения, поскольку отрасль, и ранее находившаяся на остаточном финансировании, находится в состоянии глубочайшего 1физиса, который охватил её материально-техническую базу, финансы, всю сферу экономических и правовых отношений. Поэтому глубокое реформирование данной сферы, являющейся источником разнообразных социальных рисков, выступает в качестве первоочередной цели проводимой социальноэкономической реформы и требует поэтапного проведения тщательно выверенной системы мероприятий.Однако в современной литературе проблемы рисков в крупных городах с точки зрения социальной защиты населения исследуются явно недостаточно.Не исследованы в достаточной степени механизмы интеграции системы социальной защиты населения в систему управления крупным городом.Целью диссертационного исследования является разработка методов системного подхода к организации социальной защиты населения и её интеграции в систему крупного города.В соответствии с выбранной целью поставлены следующие задачи: 1. уточнить понятие социальной защиты населения крупного города как объекта системного и комплексного анализа; 2. исследовать структуру проблематики социальной защиггы населения 1фупного города; 3. проанализировать крупный город как системную сферу с высоким уровнем связности процессов и источник факторов социального риска для населения; 4. уточнить и классифицировать социальные риски и установить их удельные веса для различных категорий населения; 5. исследовать методические подходы к формированию потенциалов социальной защиты населения крупного города; 6. выявить возможности использования программно-целевого подхода к разрешению проблем социальной защиты отдельных категорий городского населения.Предметом исследования выступили методы системного подхода к организации социальной защиты населения крупного города.Объектом исследования является сфера социальной защиты населения крупного города.Теоретической, методологической и информационной основой исследовамйя являются достижения и труды ученых отечественной и зарубежной экономической теории, законы РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства Российской Федерации, данные Госкомстата России, Министерства экономики. В работе использованы методы теории больших систем, системного анализа, а также методы статистического анагшза, сравнений и группировок, экспертных оценок.Научная новизна заключается в следующем: - уточнено понятие социагаьной защиты населения с позиций теории больших систем и системного анализа; - уточнен классификационный подход к исследованию проблематики и факторов рисков социальной природы в крупном городе; - обосновано и введено понятие центрального потенциала социальной защиты населения крупного города; - развит методический подход к формированию потенциала социальной защиты населения и исследованы факторы, снижающие уровень социальных рисков; - исследованы организационно-экономические аспекты интеграции системы социальной защиты отдельных категорий населения в систему крупного города; ^ - выявлена возможность использования элементов программно-целевого управления для интеграции системы социальной защиты отдельных категорий городского населения в систему крупного города; - предложен методический подход к формированию системы показателей социально-экономической эффективности социальной защиты отдельных категорий городского населения.Практическая значимость исследования заключается в разработтсе кон1фетных организационно-методических и практических рекомендаций, направленных на совершенствование системы СЗН крупного города.Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации апробированы на II - V Межл^пнародных научно-практических конференциях «Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей» (Санкт41 Петербург, СПбГТУ, 1997-2000 гг.), научно-практической конференции «Менеджмент и экономика в творчестве молодых исследователей» (СанктПетербург, СПбГИЭА, 1999).По теме диссертации опубликовано 12 научных работ, издано два учебных пособия: Социаппьная защита населения. - СПб.: СПбГИЭА, 1999. - 115 с. (в соавт.); Основы системного анализа. - СПб.: СПбГИЭА, 2000. - 111 с. (в соавт.), на основе которых проходила апробация работы. Пособия предназначены для I студентов экономических специальностей ВУЗов, а также для тех, кто интересуется вопросами, связанными с исследованием современных социально-экономических проблем и формированием системы социальной защиты населения в стране. п

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 182 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz