Воскресенье, 2020-10-25, 3:12 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 22 » Скачать Методика развивающего контроля в формировании у студентов социально-педагогического мышления. Ишимова, Ольга Сергеевна бесплатно
9:05 PM
Скачать Методика развивающего контроля в формировании у студентов социально-педагогического мышления. Ишимова, Ольга Сергеевна бесплатно
Методика развивающего контроля в формировании у студентов социально-педагогического мышления

Диссертация

Автор: Ишимова, Ольга Сергеевна

Название: Методика развивающего контроля в формировании у студентов социально-педагогического мышления

Справка: Ишимова, Ольга Сергеевна. Методика развивающего контроля в формировании у студентов социально-педагогического мышления : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Магнитогорск, 2005 188 c. : 61 05-13/2745

Объем: 188 стр.

Информация: Магнитогорск, 2005


Содержание:

ГЛАВА
I МЕТОДОЛОГИЧЕСКРШ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ И РАЗВИТИЯ У СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
§11 Становление и современное состояние педагогической диагностики и развивающего контроля в системе образования
§12 Социальная рефлексия в социально-педагогическом мышлении
121 Анализ категории «социальная рефлексия» и ее значение в деятельности специалиста по социальной работе
122 Особенности профессионального социально-педагогического мышления специалистов по социальной работе
§13 Модель методики и условия осуществления развивающего контроля в формировании социально-педагогического мышления студентов ^3
Выводы по первой главе 1^^
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИКИ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ В ФОРМИРОВАНРШ СОЦРТАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
§21 Цель, этапы и содержание экспериментальной работы ^
§22 Методика осуществления развивающего контроля в формировании социально-педагогического мышления студентов
§23 Анализ и оценка результатов педагогического эксперимента
Выводы по второй главе

Введение:

Актуальность исследования обусловлена следующими причинами: Во-первых, в соответствии с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (22.08.96) вузы не реже одного раза в пять лет проходят процедуру аттестации и каждая профессиональная образовательная программа (ПрОП) должна сопровождаться специальными аттестационными педагогическими измерительными материалами или заданиями по каждой дисциплине рабочего учебного плана, предназначенными для измерения уровня освоения этих дисциплин студентами в целях аттестации. Поэтому педагогический контроль в системе высшего образования приобретает особое значение. Представляется актуальным преобразование контрольных измерительных материалов в развивающие и познавательные - контролирующие и развивающие не только память, но также познавательные и рефлексивные умения. Это особенно актуально сейчас — в условиях непрерывного и активно внедряемого повсеместно дистанционного, очнозаочного и открытого образования.Во-вторых, на развитой творческой личности, которая формируется сегодня, лежит особая созидательная миссия. Так, характеризуя современные процессы в образовании, В.Г. Ланкин пишет, что человечество в начале третьего тысячелетия стоит перед лицом новой нарождающейся эпохи, и это отнюдь не эпоха безразлично транслирующегося в будущее сегодняшнего постиндустриального технологизма. Скорее, это эпоха поиска и обретения утраченной целостности — целостности сознания, рассыпавшегося на сотни специальных областей знания, целостности обустроенного дома, давшего трещины от замыканий и перегрева технологической экспансии и доламываемого ветрами экологических катастроф; целостности личности, утраченной в обществе отчуждения ее нравственной и духовной полноты. Это время собирать камни. Это время идейного и нравственного поиска образа и парадигмы человека, время развития мыслящей личности, причем личности, мыслящей профессионально: «Если мы будем продолжать обучать знаниям. дисциплинам, предметам, - это тупик» (В.М. Розин). Еще в XIX в. известный методист В.Латышев сказал, что надо обучать не знаниям, а мышлению; профессиональному педагогическому мышлению, добавим мы, и это гораздо важнее, чем давать те или иные знания.Актуальна эта проблема и при подготовке специалистов на социальном факультете, т. к. наряду с владением профессиональными знаниями и умениями, специалист по социальной работе (и социальный педагог) должен обладать интегративными качествами профессионала, выполнять определенные функции: воспитательную, диагностическую, развивающую, прогностическую и другие.Среди общих требований к образованности специалиста можно выделить следующие: быть способным в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к пересмотру собственных позиций, выбору новых форм и методов работы; обладать организационно-деятельностными умениями, необходимыми для самоанализа, развития своих творческих способностей и повышения квалификации. Являясь посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества, специалист по социальной работе (и социальный педагог) влияет на формирование воспитывающих, гуманных, нравственно и физически здоровых отношений в социуме, в сфере семьи, среди детей и взрослых. В этом механизме формы социальной поддержки не определяются "со стороны" и не носят характер благотворительной помощи.Они основываются на потребностях конкретного сообщества людей и реализуются с их непосредственным участием.Социальный педагог, социальный работник не столько поучает и руководит, сколько вдохновляет и побуждает человека к действию, к инициативе, к творчеству. При этом задача специалиста — «разбудить» социальную рефлексию клиента путем развития его социально-педагогического мышления.Здесь можно привести слова К.Д. Ушинского о том, что: «только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». И, как бы в продолжение этой мысли, можно добавить, что, только обладая развитым социально-педагогическим мышлением, специалист сможет осуществить задачу формирования и развития его у клиента.Многие зарубежные исследователи выделяют шесть различных уровней, либо типов компетентности специалиста по социальной работе; 1) концептуальная (научная) компетентность (понимание теоретических основ профессии); 2) инструментальная компетентность (владение базовыми профессиональными навыками); 3) интегративная компетентность (способности личности сочетать теорию и практику); 4) контекстуальная компетентность специалиста (понимание социальной, экономической и культурной среды, в которой осуществляется пра1стика); 5) адаптивная компетентность (умения личности предвидеть изменения, важные для профессии, и быть готовой к ним); 6) компетентность в межличностной коммуникации.Мы полагаем, что если у специалиста развито социальнопедагогическое мышление, то он обладает всеми вышеупомянутыми типами компетенции, поскольку это мышление, направленное на реализацию развивающего образования и самообразования - оно межличностно, субъективноэмоционально и рефлексивно-коммуникативно.Для обоснования актуальности проблемы и темы исследования мы проанализировали работы ученых — методологов образования (Б.С. Гершунский, СИ. Гессен, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров и др.), педагогов и психологов. Из них для нас наиболее важными были научные исследования по разработке деятельностного подхода (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.И. Ильясов, П.И. Пидкасистый и др.), идейно-понятийного, как одной из форм более общего системного, подхода (В.П. Беспалько, Г.Г. Гранатов, И. Г. Пустильник, Г.Н. Сериков, В.П. Симонов, А.В. Усова и др.). Кроме того, для нас существенными были профессионально-педагогические аспекты личностно-ориентированного подхода (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.А. Беликов, Л.И. Божович, А.Н.Леонтьев, Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин и др.), профессионально-деятельностного (Г.А. Бокарева, Г.А. Петрова и др.) и созвучного ему контекстного (А.А. Вербицкий и др.) подходов; исследования по теории педагогической рефлексии (Г.Г. Гранатов, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, Г.П. Щедровицкий, Н.Я. Сайгушев и др.).В своем исследовании мы опирались на психолого-теоретические основы профессионально-педагогического мышления, рассмотренные в трудах К.А. Абульхановой-Славской, О.С. Анисимова, А.В. Брушлинского, В.В. Докучаева, Т.В. Кудрявцева, Л.М. Митина, Е.К. Осипова, Л. Рубинштейна; на исследования педагогического контроля в России (В.П. Беспалько, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Е.П. Перовский, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман и др.) и за рубежом (Т. Guskey, Y.S. Linkoln, М. Scriven); на исследования сущности, структуры и специфики социально-педагогической деятельности и подготовки студентов к ней (М.А. Беляева, Б.З. Вульфов, М.А. Галагузова, В.Н. Гуров, Р.А. Литвак, В.Д. Семенов, Г.Н. Филонов и др.). В этих работах, в частности, определены основные методологические ориентиры совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузах, намечены общие пути его оптимизации. Однако по целому ряду причин (известная консервативность мышления, трудности перехода на новые централизованно введенные стандарты и учебные планы, в связи с появлением новых специальностей (социальная работа) и соответствующих учебных дисциплин и т.п.) их методическая разработка и внедрение в практику профессионального образования происходят крайне медленно. Налицо противоречие между довольно высокой разработанностью методологических основ современного развивающего образования и недостаточным количеством научно-методических работ соответствующего уровня, раскрывающих механизм и практику внедрения и диагностики перспективных методологий и технологий в работу профессионально-педагогических учреждений. Другими словами, наметилось резкое противоречие между большим количеством новых методологий, теорий, технологий и недостаточным числом соответствующих методик, в частности, методик развивающего контроля качества, профессионального образования.Данное противоречие определило проблему нашего исследования: каковы педагогические условия усиления развивающей функции педагогического контроля, обеспечивающего формирование социально-педагогического мышления специалистов по социальной работе. Решение этой проблемы составляет цель исследования.Таким образом, актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы исследования: «Методика развивающего контроля в формировании у студентов социально-педагогического мышления».Объектом исследования является профессионально-педагогическое образование будущих специалистов по социальной работе в университете.Предметом исследования является методика подготовки и реализации развивающего педагогического контроля в профессиональной подготовке специалистов по социальной работе.Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия усиления развивающей функции контроля в формировании у студентов социально-педагогического мышления с использованием элементов метода дополнительности и соответствующей ему системы заданий рефлексивнодополнительного плана.В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены его задачи: 1. Проанализировать развитие и оценить современное состояние педагогического контроля в системе высшего образования и на основе этого анализа рассмотреть научные аспекты его организации и содержания.2. Разработать модель методики развивающего контроля в процессе формирования социально-педагогического мышления студентов при изучении базовых профессиональных и профессионально-педагогических дисциплин с использованием элементов метода дополнительности.3. Разработать соответствующую методику использования развивающих диагностических материалов в формировании социальнопедагогического мышления студентов, и выявить необходимые и достаточные педагогические условия, способствующие ее реализации.4. Провести педагогический эксперимент и оценку его результатов с использованием современных методов диагностики и статистического анализа.5. На основе теоретического и опытно-экспериментального исследований разработать учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов социального факультета.Приступая к исследованию, мы исходили из следующей гипотезы: Методика развивающего контроля в формировании у студентов профессионального социально-педагогического мышления будет эффективной при выполнении следующего комплекса педагогических условий: 1. Общая ориентация на слияние идейно-понятийного, рефлексивноконтекстного и личностного подходов в развитии социально-педагогического мышления студентов.2. Реализация систематических междисциплинарных связей, направленных на интеграцию профессионально-педагогических и специальных, частно-предметных знаний.3. Использование в качестве главного ориентира в формирующем педагогическом эксперименте модели разработанной методики.4. Использование системы специальных развивающих контролирующих упражнений рефлексивно-дополнительного плана, способствующих слиянию познания сущности других объектов с самопознанием.Методологической основой исследования является диалектический метод познания, конкретизированный для педагогического мышления в методе и в «концепции дополнительности» (Г.Г. Гранатов). В этой концепции в рамках обсуждаемой проблемы нам представляется наиболее перспективным слияние личностного и синергетического подходов с идейно-понятийным и рефлексивно-контекстным подходами, которые предполагают, в частности, широкое использование в обучении системообразующих социальнопедагогических идей (и понятий) и их введение в контексте проблемных образовательных ситуаций, в которых познание предметов дополняется самопознанием. Исследование существенным образом опирается также на работы, раскрывающие генезис, структуру, функции общения и отношений межличностного (профессионального) взаимодействия (А.А. Бодалев, М.М. Бахтин, М.С. Каган, Г.А. Кудрявцева, Л.А. Петровская, Л.И. Савва). Для нас значимо то, что в социальной педагогике и социальной работе, которые активно развивают В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, М.А. Галагузова, Р.А. Литвак, А.В. Мудрик, Ф.А. Мустаева, В.Д. Семенов, Г.Н. Филонов, Н.Б. Шмелева, Т.Ф. Яркина и другие, общение рассматривается как категория базовая, профессионально значимая.Исходные методологические позиции исследования определяются важнейшими положениями философской, психологической и педагогической наук о целостной структуре образовательного процесса, о зависимости результатов педагогической деятельности не только от ее содержания, но и от организационно-методического обеспечения процесса обучения.Методологическую и организационно-технологическую работу над диссертационным исследованием позволили осмыслить научные работы: Б.С. Гершунского, В.И. Загвязинского, А.И. Кочетова, В.В. Краевского, А.Я. Наина и др.Методы исследования: теоретический анализ научных источников по педагогике, психологии, философии, социологии, социальной работе; анкетирование, анализ результатов учебной деятельности студентов, изучение рабочей документации кафедры; педагогический эксперимент, моделирование, анализ, обобщение и систематизация полученных данных.Опытно-экспериментальной базой исследования являлись социальный и психологический факультеты Магнитогорского государственного университета. В формирующем эксперименте принимали участие студенты, обучающиеся по специальности «социальная работа».Организация и этапы исследования: Первый этап (2002-2003 гг.) - обоснование проблемы и изучение ее разработанности в науке посредством теоретического анализа психологопедагогической литературы, определения понятийного аппарата, разработки программы исследования. Все это позволило нам сформулировать рабочую гипотезу исследования и наметить его задачи. Проведение констатирующего эксперимента.На втором этапе исследования (2003-2004 гг.) доминировал поисковый (развивающий) эксперимент. Разрабатывалась модель развития социально-педагогического мышления. Осуществлялась ее апробация в практике работы социального факультета при изучении профессиональнопедагогических и специальных дисциплин. Анализ результатов этого этапа способствовал некоторой корректировке рабочей гипотезы и уточнению целей и задач исследования.На третьем этапе исследования (2004-2005 гг.) проводился формирующий эксперимент по проверке эффективности разработанной модели и соответствующей методики развивающего контроля в процессе формирования социально-педагогического мышления студентов. Анализ и обобщение полученных данных в целом подтвердили гипотезу исследования. Здесь было также разработано з^ебно-методическое пособие и завершено оформление диссертации.Научная новизна исследования состоит в том, что: - разработана методика использования метода дополнительности в профессионально-педагогической подготовке студентов социального факультета; - выявлены педагогические условия успешной реализации элементов метода дополнительности в развитии у студентов социально-педагогического мышления.Теоретическая значимость исследования заключается в разработке понятия «социализация личности», категории «социально-педагогическое мышление» и модели методики развивающего контроля в процессе формирования социально-педагогического мышления студентов при изучении базовых профессиональных и профессионально-педагогических дисциплин с использованием элементов метода дополнительности.Практическая значимость исследования заключается: - в возможности использования его развивающих контролирующих материалов в совершенствовании профессиональной подготовки студентов и, в частности, - в развитии у них социально-педагогического мышления при изучении общепедагогических и специальных дисциплин; - в разработке учебно-методического пособия, которое может быть использовано в практике работы учреждений профессионального образования.Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций; применением комплекса методов, адекватных цели, задачам и логике исследования; согласованностью теоретических положений и выводов с экспериментальными данными, использованием методов математической статистики при их обработке.На защиту выносятся: 1. Комплекс педагогических условий, способствующих реализации развивающего контроля в формировании социально-педагогического мышления студентов.2. Модель методики реализации развивающего контроля в формировании социально-педагогического мышления студентов.Апробация и внедрение результатов исследования.Результаты исследования внедрялись нами в практику работы социального и психологического факультетов Магнитогорского государственного университета.По материалам и результатам исследования автор принимал участие в следующих конференциях и семинарах: на внутривузовских научных конференциях преподавателей МаГУ (Магнитогорск, 2002-2005 гг.); шестой pell гиональной научно-практической студенческой и аспирантской конференции факультета психологии и педагогики ОмГПУ «Социальная работа с молодежью: психологические и социально-педагогические аспекты» (Омск, 2003г.); Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 10-летию кафедры психологии развития личности МаГУ (Магнитогорск, 2004г.); I Международной научной конференции «Оптимальные модели управления современным университетом: опыт и новые тенденции» (г.Тамбов, 2004г.); Международной научно-практической конференции «Пути перехода от техногенной к антропогенной цивилизации на современном этапе развития общества» (Горно-Алтайск, 2005г.).Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 109 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz