Среда, 2024-05-08, 5:47 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 29 » Скачать Методическая подготовка учителя технологии в условиях педвуза с учетом выделения различных специализаций. Патрушева, Людмила бесплатно
4:58 AM
Скачать Методическая подготовка учителя технологии в условиях педвуза с учетом выделения различных специализаций. Патрушева, Людмила бесплатно
Методическая подготовка учителя технологии в условиях педвуза с учетом выделения различных специализаций

Диссертация

Автор: Патрушева, Людмила Климентьевна

Название: Методическая подготовка учителя технологии в условиях педвуза с учетом выделения различных специализаций

Справка: Патрушева, Людмила Климентьевна. Методическая подготовка учителя технологии в условиях педвуза с учетом выделения различных специализаций : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Киров, 1999 191 c. : 61 00-13/442-4

Объем: 191 стр.

Информация: Киров, 1999


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ
11 Теоретический анализ состояния методической подготовки учителей технологии
12 Дидактические основы определения общих и частных вопросов в методике обучения технологии
13 Определение структуры и содержания методической подготовки учителя технологии в условиях различных специализаций в педвузе
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТВКА УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ
В ПЕДВУЗЕ СРЕДСТВАМИ КУРСА «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ»
21 Разработка содержания программы курса
Методика обучения технологии»
22 Формирование методических знаний и умений в процессе лекционных, практических, семинарских занятий и педагогической практики
23 Выполнение творческих работ студентами в процессе методической подготовки
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА СИСТЕМЫ
МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ
31 Организация и проведение педагогического эксперимента по проверке предлагаемой системы методической подготовки будущих учителей технологии
32 Результаты педагогического эксперимента

Введение:

Актуальность исследования. Важным результатом реформирования отечественной общеобразовательной школы является введение новой образовательной области «Технология», имеющей по сравнению с трудовым обучением значительно более сложную структуру, благодаря чему обучение в педагогических вузах будущих учителей технологии осуществляется по различным специализациям. В этих условиях возникают новые требования к структуре и содержанию методической подготовки студентов.
Проблеме методической подготовки учителя как составной части его профессиональной подготовки посвящены многочисленные исследования в области дидактики (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, К.Б. Есипович, Г.А. Засобина, И.Д. Зверев, Т.А. Ильина, Н.В. Кузьмина, В.В. Краевский,
A.И. Мищенко, В.А. Сластенин, В.Г. Разумовский, А.В. Усова, Г.И. Саранцев и др.).
Структура и содержание методической подготовки учителя по различным школьным предметам рассматриваются в работах И.Л. Беленок, Н.М. Верзилина, К.Б. Есипович, В.И. Земцовой, К.Б. Осадчук, Л.М. Панчешниковой, Г.М. Чернобельской и др.
Общие вопросы методики преподавания трудового обучения (технологии) изложены в трудах П.Р. Атутова, В.А. Полякова, Д.А. Тхоржевского, Ю.К. Васильева, В.А. Кальней, А.С. Лынды и др.
Вопросы совершенствования различных аспектов методической подготовки учителя трудового обучения (технологии) рассмотрены в исследованиях: научно-педагогические основы подготовки учителей трудового обучения (технологии) в пединститутах (У.Н. Нишаналиев,
B.Д. Симоненко, ЮЛ. Хотунцев, А.Н. Богатырев, Н.Н. Серебряков,
ГТ.И. Дзюба, Р.А. Галустов, Б.И. Мураков, В.В. Разживин, Дробнис В.Ф.); подготовка учителя к осуществлению политехнического образования (Ю.К. Васильев) и руководство производительным трудом школьников (В.А. Комелина); формирование умений по управлению учебной и трудовой деятельностью школьников (В.Н. Зинченко, Т.И. Шамова); методические основы подготовки будущих учителей к развитию творческих способностей и трудовому воспитанию учащихся (A.M. Плуток, С.И. Манашенков, З.И. Тамарова, В.Н. Назаренко); методические основы графической подготовки учителя (А.А. Павлова, С.А. Смирнов); формирование основ профориентационных умений у будущих учителей (А.И. Андерало); методические особенности подготовки учителя обслуживающего труда (Л.А. Заречная, Г.Н. Некрасова).
Особое значение в формировании профессиональной компетентности учителя технологии имеет его методическая подготовка с учетом специализаций, соответствующих интегративному характеру образовательной области «Технология». В результате анализа диссертационных работ выявлено, что вопросы совершенствования методической подготовки учителя технологии не рассматривались с учетом выделения различных специализаций в педвузе.
Анализ практики преподавания трудового обучения (технологии) в школе, а также исследование, проведенное автором, показали, что даже учителя с большим стажем работы (более 10 лет) испытывают серьезные затруднения в реализации методологических и общеметодических вопросов методики преподавания технологии. Причина этого во многом определяется состоянием методической подготовки студентов в педагогических вузах. Так, например, в ходе констатирующего эксперимента выявлено, что примерно 80 % студентов в период прохождения педагогической практики, а также около 60 % молодых учителей технологии испытывают недостаток знаний в управлении учебной деятельностью школьников, самостоятельном решении возникающих методических проблем.
Таким образом, в настоящее время сложилось противоречие между объективной необходимостью совершенствования методической подготовки учителя технологии с учетом различных специализаций в педвузе, отражающих многоаспектный интегративный характер нового учебного предмета, и реальным ее состоянием в педвузах, а также недостаточным уровнем разработки теории и практики этой проблемы. Отмеченное противоречие обусловило выбор темы исследования и ее актуальность.
Объект исследования - профессиональная подготовка будущего учителя технологии в системе высшего педагогического образования.
Предмет исследования методическая подготовка учителя технологии специализации «Технология обработки тканей, пищевых продуктов и декоративно-прикладное творчество» средствами курса «Методика обучения технологии».
Цель исследования состоит в разработке и обосновании структуры, содержания методической подготовки, формирования методических знаний и умений будущих учителей технологии с учетом различных специализаций в условиях педагогического вуза.
Гипотеза исследования. Методическая подготовка учителя технологии в педвузе будет соответствовать требованиям педагогической науки и практики и нормативным документам при условии:
• разработки структуры, содержания методической подготовки и методики ее реализации с учетом выделения различных специализаций;
• использования специально разработанных учебно-методических материалов, предназначенных ддя формирования методических знаний и умений будущих учителей технологии.
Данная гипотеза позволила поставить следующие задачи исследования:
• проанализировать состояние теории и практики методической подготовки учителя технологии, раскрыть сущность данной проблемы в системе педагогического образования;
• установить соответствие содержания методической подготовки учителя технологии требованиям образовательных стандартов педвуза и общеобразовательных учреждений;
• выявить структуру и содержание методической подготовки будущего учителя технологии на основе анализа моделей деятельности учителя-предметника и учителя трудового обучения;
• определить подходы к общеметодической и частнометодической подготовке будущих учителей технологии с учетом различных специализаций в педагогическом вузе, используя в качестве примера специализацию «Технология обработки тканей, пищевых продуктов и декоративно-прикладное творчество»;
• разработать методику формирования методических знаний и умений студентов в условиях различных специализаций;
• разработать учебно-методические материалы и рекомендации, направленные на формирование методических знаний и умений студентов;
• экспериментально проверить содержание и методику формирования методических знаний и умений будущих учителей технологии.
Теоретико-методологической основой исследования являются концепции: системно-структурного, личностно-деятельностного подхода в обучении (П.Ф. Каптерев, М.С. Каган, С.И. Архангельский, B.C. Леднев, Т А. Ильина и др.); педагогических систем обучения (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, М.В. Кларин, B.C. Данюшенков и др.), моделей специалиста- учителя-предметника (А.И. Щербаков, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин), педагогической деятельности и формирования творческой личности учителя (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, А.К. Маркова, В.Н. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, В.И Загвязинский, и др.).
Методы исследования. Для реализации целей и задач исследования использован следующий комплекс методов эмпирического и теоретического уровней Познания: анализ психолого-педагогической, методической литературы; наблюдение и изучение практической деятельности студентов и учителей технологии; анкетирование; интервьюирование; педагогический эксперимент; метод экспертных оценок; системно-структурный подход при разработке структуры и содержания методической подготовки учителя технологии. Количественные и качественные показатели, полученные в ходе педагогического эксперимента, обрабатывались методами математической статистики.
Исследование проходило в три этапа.
На первом этапе (1992- 1994 гг.) проводилось изучение теории и практики исследуемой проблемы, выявлялись причины недостатков в методической подготовке студентов и учителей технологии, проводился констатирующий эксперимент.
На втором этапе (1994 - 1997 гг.) разрабатывались требования к содержанию методической подготовки учителей технологии с учетом специализаций. На их основе были определены условия формирования методических знаний и умений будущих учителей, осуществлялся формирующий эксперимент.
На третьем этапе (1997- 1999 гг.) были уточнены структура и содержание методической подготовки будущих учителей технологии; внесены изменения в содержание педагогической практики по предмету; проводилась учебная и научно-исследовательская работа студентов. Завершен педагогический эксперимент, подведены его итоги, обобщены результаты и оформлена диссертация.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
• разработана структура методической подготовки учителя технологии с учетом выделения различных специализаций в курсе «Методика обучения технологии»;
• определены инвариантная и вариативная составляющие содержания методической подготовки будущих учителей технологии с учетом различных специализаций в условиях педагогического вуза на примере специализации «Технология обработки тканей, пищевых продуктов и декоративно-прикладное творчество»;
• разработана методика формирования методических знаний и умений будущих учителей технологии в процессе общеметодической и част-нометодической подготовки в системе лекционных, семинарских, практических, самостоятельных занятий и педагогической практики;
• дано научно-методическое обоснование содержания системы практических работ и методики их проведения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
• разработан и экспериментально проверен вариант программы курса «Методика обучения технологии» применительно к выбранной в исследовании специализации;
• разработана система практических работ по общим и частным вопросам методики обучения технологии и даны методические указания к их выполнению;
• составлены методические рекомендации по выполнению курсовых работ и проведению педагогической практики;
• подготовлены дидактические материалы для проверки сформированное™ методических знаний и умений студентов.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивалась применением комплексной методики, адекватной природе изучаемого явления и задачам исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
• структура и содержание методической подготовки будущих учителей технологии с учетом выделения различных специализаций в условиях педвуза;
• методика формирования методических знаний и умений будущих учителей технологии применительно к выбранной специализации;
• учебно-методические материалы по методической подготовке будущего учителя технологии в условиях педвуза.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования докладывались и обсуждались на первой городской конференции-выставке «Перспективы, опыт апробации и внедрения программы «Технология» (г. Киров, март 1996 г.); первой областной научно-практической конференции «Трудовая и технологическая подготовка школьников: опыт, проблемы, перспективы» (г. Киров, май 1997 г.); региональной научно-практической конференции преподавателей и аспирантов вузов «Деятельностный подход в обучении студентов» (г. Киров, ноябрь 1997 г.); пятой международной конференции «Проблемы формирования технологической культуры и социально-трудовая адаптация школьников» (г. Москва, апрель 1999 г.); научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Вятского ГПУ (1996-1999 гг.); на семинарах, посвященных проблемам методической подготовки будущих учителей технологии ( г. Нижний Новгород, июнь 1998 г., апрель 1999 г.; г. Киров, март 1999 г.).
Результаты исследования внедрены в практику работы технолого-экономического факультета Вятского государственного педагогического университета, профессионального лицея № 34 с. Бобино Кировской области, а также использовались в учебном процессе соответствующих факультетов Уральского госпедуниверситета и Елабужского госпединститута. В проверке экспериментальной методики наряду с автором участвовало 6 преподавателей вузов, 17 учителей. Анализировалась методическая подготовка 96 учителей, 275 студентов.
Структура диссертации отражает логику исследования и его результаты. Она состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 238 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz