Среда, 2020-10-28, 3:47 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 2 » Скачать Манипулятивный компонент массовой коммуникации в современной политике. Тимофеев, Сергей Анатольевич бесплатно
6:53 AM
Скачать Манипулятивный компонент массовой коммуникации в современной политике. Тимофеев, Сергей Анатольевич бесплатно
Манипулятивный компонент массовой коммуникации в современной политике

Диссертация

Автор: Тимофеев, Сергей Анатольевич

Название: Манипулятивный компонент массовой коммуникации в современной политике

Справка: Тимофеев, Сергей Анатольевич. Манипулятивный компонент массовой коммуникации в современной политике : диссертация кандидата социологических наук : 22.00.04 Москва, 2006 182 c. : 61 07-22/41

Объем: 182 стр.

Информация: Москва, 2006


Содержание:

Введение
Глава I Методологические основы массово-коммуникативного воздействия
§ 1 Массово-коммуникативное воздействие и его специфика
§ 2 Манипуляция сознанием как феномен социальной действительности
§ 3 Политическая реклама как специфический метод массово-коммуникативного воздействия
Глава II Массовая коммуникация в контексте современных политических процессов
§ 1 Специфика воздействия массовой коммуникации на массовое сознание (на примере парламентских выборов 2003 года и президентских выборов года)
§ 2 Деятельность современной российской власти в отражении общественного мнения в 2005 году
§ 3 Массовая коммуникация и ее роль в политических событиях на Украине в 2004 году

Введение:

Актуальность темы исследования
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена многими важными причинами, среди которых необходимо выделить следующие.
Во-первых, в настоящее время существует множество точек зрения на тему массово-коммуникативного воздействия и манипуляции сознанием, однако единой позиции среди ученых не существует. Это можно объяснить тем, что любой человек в повседневной жизни постоянно сталкивается с проявлениями манипуляции. Манипуляция пронизывает все стороны человеческого общения. Одни ученые считают, что это благо, направленное на поддержание социального порядка в обществе, другие полагают, что с точки зрения психологии манипуляция является негативным явлением, так как действует скрыто.
Во-вторых, в современном российском обществе эти процессы имели и имеют свои специфические формы проявления. Многие сегодняшние кризисные явления - основа того, что манипуляция массовым сознанием превращает выбор граждан из свободного сознательного решения в формальный акт, заранее запрограммированный специалистами по формированию массового сознания, т.е. становится очевидным, что современные манипуляторы, осознавая огромную роль масс в политическом процессе, умело используют закономерности массовой психологии. Субъектам политической деятельности, предлагающим обществу конкретную тактику социального развития, необходимы сторонники и поддержка от населения. Соответственно, общество нуждается в конкуренции программ различных политических субъектов, в своеобразной их соревновательности, т.е. в выборе. Такая ситуация влечет за собой все большую политизированность общества в плане столкновения интересов разных общественных групп, лоббирования этих интересов в борьбе за власть, повышения роли участия масс в выборах политических лидеров и т.д. Естественно, что все это находит отражение и в содержании массовой коммуникации, что открывает широкие возможности субъектам политической деятельности для манипулирования массовым сознанием.
В-третьих, особую актуальность теме диссертационного исследования придает то, что в настоящее время в России можно найти множество подтверждений применения массово-коммуникативной деятельности в целях манипулирования мнением и поведением людей. Особенно это явление проявляется в период избирательного процесса, поскольку он затрагивает практически все социально-политические институты государства и общества. При этом заинтересованные политические группы применяют различные манипулятивные технологии, эффективность которых достигается благодаря их проявлению на разных уровнях воздействия, -межличностном, групповом, массовом. Субъекты политической деятельности манипулируют не только сознанием аудитории, но и друг другом. Так, картину применения указанными субъектами массово-коммуникативной деятельности для достижения единственной цели - власти, можно было наблюдать в России в период президентских, а также парламентских выборов в 2003 - 2004 году. Кроме того, это явление распространилось и на постсоветском пространстве: в частности, можно было наблюдать не менее интересную борьбу за власть субъектов политической деятельности в процессе президентских выборов на Украине. Можно с достаточной степенью уверенности сказать, что на Украине были применены новейшие технологии по воздействию на массовое сознание аудитории. Так, одна из основных таких технологий вошла в историю под названием «оранжевая революция». В связи с этим названные вопросы требуют своего аналитического исследования, что и определило тематику, а также содержание данного диссертационного исследования.
Состояние и степень разработанности проблемы
Рассматриваемая тема уже давно является объектом пристального внимания политологов, социологов, психологов, историков и специалистов в области массово-коммуникативной деятельности, поэтому специфика диссертационного исследования была во многом предопределена широким диапазоном научной литературы, которую условно можно разбить на следующие группы.
Первая группа представлена авторами, посвятившими научные труды анализу форм политического поведения и информационного воздействия на политическое сознание аудитории, наиболее выдающимися из которых являются Платон, Аристотель, Протагор, Цицерон, Ли Гоу, Н. Макиавелли, Ш.Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, К. Маркс, О. Конт, Гегель, С. Московичи, Г. Тард, Г. Лебон, П. Сорокин и др1.
Вторую группу составляют исследования проблем и направлений массовой коммуникации, а также проблем коммуникативного взаимодействия человека и общества. Здесь можно выделить работы
Т. Адорно, П. Лазарсфельда, М. Маклюэна, В. Шрамма, Ю. Хабермаса, Г. Лассуэлла, Р. Миллса, Р. Мертона. Отечественные разработки данной проблемы представлены работами таких авторов, как В.М. Березин, Ю.П. Буданцев, С.И. Беглов, В.П. Конецкая, И.М. Дзялошинский, И.И. Засурский, Ю.А. Левада, Т.В. Науменко, Л.Н. Федотова, Б.М. Фирсов2.
В третью группу входят исследования политических манипуляций, их сущности, особенностей формирования. Можно сказать, что степень разработанности данной проблемы на сегодняшний день достаточна высока. Методологические основы структурно-функционального анализа политического поведения, а также структурные компоненты управления и манипулирования общественным сознанием разрабатывались рядом представителей западной социологической школы в конце XIX - начале XX века. Наиболее значимыми в области исследования проблем формирования общественного мнения, массового поведения стали работы таких специалистов, как Г. Лебон, С.Московичи и Г. Тард, являющихся родоначальниками теории «психологии толпы». В раскрытии интересующей нас проблемы большую роль сыграли также работы X. Ортеги-и-Гассета, которые определили особую роль понятий «массы» и «толпы» в формировании массового сознания3.
Изучению особенностей формирования, проявления и роли общественного мнения, а также манипулирования посвятили свои работы Г. Маркузе, А. Де Токвиль, Г. Шиллер, JI. Войтасик. Изучению сути социально-политических манипуляций, их содержания и форм, также посвящены работы И.Л. Викентьева, Д.А. Волкогонова, И.А. Гольдмана,
Е.А. Доценко, Л.Г. Ионина, С. Кара-Мурзы, А.Н. Кочергина4.
Объектом исследования является массовая коммуникация как средство управления процессом функционирования политической сферы общества.
Предмет исследования - влияние манипулятивности массовой коммуникации на политические процессы.
2002, Засурский И И Масс-медиа второй республики М , 1999, Левада Ю П Лекции по социологии М,1969, Науменко ТВ Массовая коммуникация теоретико-методологический анализ М, 2003, Федотова ЛН. Социология массовая коммуникация Спб , 2004, Фирсов Б М Пути развития средств массовой коммуникации. М, 1977.
3 См: Лебон Г Психология масс Минск, 2000, Московичи С Век толп М , 1996, Ортега-и-Гассет X Восстание масс М, 2002, Тард Д Царство толпы Л, 1990.
4 См Маркузе Г Эрос и цивилизация Философское исследование учения Фрейда Киев, 1995, Токвиль А. де Демократия в Америке Пер с франц М , 1994, Шиллер Г Манипуляторы сознанием М , 1980, Войтасик Л Психология политической пропаганды М, 1981, Викентьев ИЛ, Приемы рекламы и public relations СПб, 1998, Волкогонов ДА Психологическая война М, 1983, Гольдман И А Добробабенко Н С Практика рекламы Новосибирск, 1991; Доценко ЕЛ Психология манипуляции феномены, механизмы и защита СПб, 2003, Ионин Л Г. Основания социокультурного анализа M, 1996, Кара-Мурза С Г Манипуляция сознанием M, 2003, Кочергин A H Моделирование мышления M , Наука, 1969
Цели и задачи исследования
Целью диссертационного исследования является анализ применения массово-коммуникативной деятельности в целях воздействия на сознание и поведение аудитории, в том числе формирования и проявления политических технологий манипулирования массовым сознанием.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• исследовать массовую коммуникацию с точки зрения специфики деятельности по транслированию и внедрению оценок субъектов политической деятельности в массовое сознание в целях ориентации последнего в необходимом для субъектов направлении;
• определить виды массово-коммуникативной деятельности;
• изучить становление и эволюцию манипулятивных технологий современного информационного воздействия на сознание массовой аудитории;
• дать сравнительный анализ теорий, лежащих в основе манипулятивных технологий, применяемых при формировании политического сознания и поведения реципиентов СМИ;
• исследовать конкретные приемы и методы массово-коммуникативного воздействия на массовую аудиторию и провести анализ их потенциальной эффективности.
Теоретико-методологическая база исследования
Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы объективности и системности научного знания, принципы старизма, структурно-функционального и субъектно-деятельностного подходов, методологические аспекты теории коммуникации, теории массовой коммуникации, массово-коммуникативной деятельности, массового сознания и общественного мнения, манипулирования сознанием и поведением массовой аудитории, а также совокупность общенаучных и специальных методов, комплексный политологический анализ трудов зарубежных и российских авторов, который предопределил направленность, ракурс и методологическое обеспечение всех этапов исследования.
Результаты диссертационного исследования и их научная новизна
В рамках настоящего исследования были достигнуты следующие, имеющие научную новизну, результаты:
• доказано, что массово-коммуникативное воздействие, имеющее целью изменение состояний объекта, содержит в себе манипулятивную компоненту, манипуляция сознанием имеет двойственную природу;
• установлено, что современные средства массовой коммуникации постепенно берут на себя манипулятивно-управленческие функции, влияя на культурные и социально-психологические ценности масс, изменяя их установки, модели поведения и восприятие действительности;
• отмечено, что массовая коммуникация как средство манипуляции является одним из ключевых в функционировании политических процессов;
• проанализирована и обобщена практика применения субъектами политической деятельности современных приемов и методов массово-коммуникативного воздействия на массовую аудиторию в свете последних наиболее важных политических событий (парламентские и президентские выборы в России в 2003 - 2004 году, а также президентские выборы на Украине).
Положения, выносимые на защиту
1. Двойственная природа манипулирования сознанием заключается в том, что, с одной стороны, манипуляция сознанием способствует управлению и оптимизации социальных процессов, сохранению стабильности общества, предотвращению анархии, массовых волнений, революций и войн (социологический контекст рассмотрения проблемы); с другой стороны, психологический контекст рассматриваемой проблемы обусловливает вывод о том, что манипуляция является негативно окрашенным социально-психологическим явлением.
2. Роль массовой коммуникации как средства манипуляции в управлении политическими процессами постоянно возрастает. По сути, средства массовой коммуникации уже не являются средством информирования, просвещения и развлечения. Массовая коммуникация является важным источником политической социализации - процесса овладения политическими знаниями, установками, ценностями и формами политического участия. Именно средства массовой коммуникации поставляют населению наибольшее количество не только информации, но и оценок актуальных политических событий, воздействуя при этом на формирование оценок людей и на их действия в политической сфере. С помощью массово-коммуникативного воздействия субъекты политической деятельности программируют мнения и поведение людей, устанавливая управление и контроль над ними. Ключевую роль массово-коммуникативное воздействие играет в процессе избирательных кампаний. Средства массовой коммуникации для заинтересованных сил и лиц являются инструментом для достижения и удержания власти. Таким образом, можно с достаточной степенью уверенности говорить о том, что информационная компонента средств массовой коммуникации отходит на второй план. Роль манипулятивно-управленческой компоненты постоянно увеличивается.
3. В современных политических процессах России средства массовой коммуникации в основном являются проводниками воли субъектов политической деятельности. В частности, на данное обстоятельство указывают последние значимые политические события, а именно: парламентские выборы 2003-го и президентские выборы 2004 года. Для достижения и удержания власти субъекты политической деятельности использовали различные методы и приемы массово-коммуникативного воздействия на массовое сознание.
4. В политических событиях на Украине в 2004 году массовая коммуникация сыграла одну из самых важных ролей. Этому способствовало, во-первых, систематическое использование заинтересованными силами возможностей СМИ в целях манипулятивного воздействия на политические взгляды и ориентации аудитории. Во-вторых, важнейшая роль массовой коммуникации заключалась в интерпретации результатов, так называемой, «оранжевой революции». В итоге, украинской и мировой общественности результаты этих выборов, невзирая на очевидную чёткую и комфортную внешнюю организованность Майдана как политического явления, были преподнесены как дружное, массовое и долгожданное волеизъявление украинского народа.
Апробация результатов работы
Диссертация обсуждалась на заседании кафедры социологии коммуникативных систем социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Основные теоретические и практические положения диссертации обсуждались на Ломоносовских чтениях, проводимых в МГУ им. М.В. Ломоносова. По теме диссертационного исследования опубликован ряд работ общим объемом 3.1 печатного листа.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 151 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz