Вторник, 2020-10-27, 0:41 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 1 » Скачать Логопедическое воздействие при нарушениях речи, осложненных минимальными расстройствами слуховой функции. Черкасова, Елена бесплатно
6:39 AM
Скачать Логопедическое воздействие при нарушениях речи, осложненных минимальными расстройствами слуховой функции. Черкасова, Елена бесплатно
Логопедическое воздействие при нарушениях речи, осложненных минимальными расстройствами слуховой функции

Диссертация

Автор: Черкасова, Елена Леонидовна

Название: Логопедическое воздействие при нарушениях речи, осложненных минимальными расстройствами слуховой функции

Справка: Черкасова, Елена Леонидовна. Логопедическое воздействие при нарушениях речи, осложненных минимальными расстройствами слуховой функции : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.03 Москва, 2001 232 c. : 61 02-13/33-5

Объем: 232 стр.

Информация: Москва, 2001


Содержание:

Ш Введение
Глава 1 Теоретические предпосылки изучения речи детей, имеющих минимальное нарушение слуховой функции
11 Современные подходы к изучению слухового восприятия речи в норме и патологии
111 Физический и физиологический аспекты слухового восприятия
112 Психологический подход к проблеме слухового восприятия
113 Слуховое восприятие в свете лингвистических и патолингвистических исследований
12 Анализ проблемы слухового восприятия детей с недостатками речевого развития
13 Обзор методов диагностики нарушений слуха у детей
Глава 2 Состояние речи детей, имеющих легкие периферические нарушения слуха
21 Причины и механизм развития минимального снижения слуха у детей с нарушениями речи
22 Взаимовлияние минимальной слуховой депривации и речевого недоразвития
221 Своеобразие речевого развития дошкольников (4-6 лет)
222 Недостатки речи детей младшего школьного возраста (7-12 лет)
Глава 3 Стратегия логопедического комплексного воздействия при недоразвитии речи и минимальных нарушениях слуха у детей дошкольного возраста
31 Зависимость коррекционных задач обучения детей от состояния их речевого развития и слуховой функции индивидуальный и возрастной аспект)
32 Содержание и организация обучающего эксперимента
33 Результаты обучающего эксперимента

Введение:

Важнейшим приоритетом Института коррекционной педагогики РАО является разработка теоретических основ для комплексной медико-психолого-педагогической диагностики и коррекции нарушений развития детей разных категорий [Малофеев Н.Н., 1996]. В соответствии с данным направлением в лаборатории содержания и методов обучения детей с речевыми нарушениями проведено комплексное исследование развития речевой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих минимальную недостаточность слуховой функции.
Речь, являясь сложной многоуровневой психической деятельностью, включает операции восприятия и порождения речевого высказывания. Формирование речевой деятельности зависит от взаимовлияния многих факторов - активности протекания когнитивных процессов, сохранности речедвигательной сферы, слухового и зрительного гнозиса. Одним из важнейших факторов речевого развития является полноценное восприятие вербальных акустических сигналов, обеспечивающееся нормальным функционированием слухового анализатора. В процессе слухового восприятия различных акустических признаков звуков (интенсивности, громкости, длительности), обобщающихся в фонемах, словесном ударении, интонации, актуализируются слуховые и кинестетические образы слов, словосочетаний, фраз.
В детском возрасте как выраженная, так и минимальная патология в слуховом анализаторе может значительно осложнить овладение языковыми средствами. Влияние выраженных первичных нарушений в центральном отделе слухового анализатора при сенсорных формах ал алии и афазии, а также вторичных фонематических расстройств при дизартрии, ринолалии на речевую функцию глубоко изучалось в логопедии [Бейн Э.А., 1964; Бурлакова М.К., 1997; Винарская Е.Н., 1969; Жаренкова Г.И., 1957; Левина Р.Е., 1951, 1958; Правдина О.В., 1969; Соботович Е.Ф., 1981; Филичева Т.Б., 1987, 1989, 1991;
Хватцев М.Е., 1959; Чиркина Г.В., 1969, 1973, 1987, 1989, 1991; Шаховская С.Н., 1969 и др.]. Влияние патологии в периферическом отделе слухоього анализатора на речевое развитие при глухоте и тугоухости всесторонне исследовалось в сурдопедагогике [Багрова И.Г., 1998; Бельтюков В.И., 1957, 1964; Боскис P.M., 1956, 1963; Волкова К.А., 1980; Зикеев А.Г., 1967, 1975; Миронова Э.В., 1998; Нейман Л.В., 1961, 1977; Пелымская Т.В, 1987; Pay Ф.А., Pay Ф.Ф., 1959; Шматко Н.Д., 1998, 1999 и др]. Данные исследований нашли отражение в теоретическом обосновании широкого спектра применяемых методик, направленных на раннюю диагностику, реабилитацию и интеграцию в речевую среду детей со снижением периферического слуха (от 30-35 до 80-100 дБ) при тугоухости, глухоте и центрального (фонематического) слуха - при сенсорных алалии и афазии, дизартрии, ринолалии.
В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа детей, имеющих «сочетание двух и более дефектов развития, которое представляет собой не просто сумму дефектов, а является качественно своеобразным и имеет свою структуру, отличную от его составляющих», т.е. сложный дефект [Выготский JI.C., 1960, 1982; Мастюкова Е.М., 1992; Певзнер М.С., 1967; Пузанов Б.П., 1996 (Дефектология.); Розанова Т.В., Яшкова Н.В., 1980 и др.], а также осложненные дефекты, при которых возможно выделение ведущего нарушения и осложняющих его расстройств [Мастюкова Е.М., 1992; Певзнер М.С., 1967 и ДРО
Нами рассмотрен особый тип речевого дефекта, осложненный минимальным снижением периферического слуха (до 15-25 дБ).
Итоги предварительного исследования речи и слуха детей в возрасте 4-12 лет показали, что у 28% дошкольников и 27% младших школьников речевое недоразвитие различной степени выраженности осложнено минимальными нарушениями слуховой функции. У большинства детей отмечаются общее недоразвитие речи и минимальное снижение слуха кондуктивного характера, возникшее вследствие воспалительных процессов в носоглотке и ушах.
В научной литературе приводятся данные о том, что незначительное понижение слуха на 15-20 дБ, в том числе и кратковременное, в сензитивных периодах развития ребёнка влияет как на формирование речи ребенка, так и всей личности [Бельтюков В.И., Нейман Л.В., 1957; Боскис P.M., 1956, 1963; Ляпидевский С.С., 1969; Митринович-Моджаевска А., 1965; Нейман Л.В., 1961, 1974; Хватцев М.Е., 1959]. Установлено, что при таком понижении слуха возникают сложности восприятия некоторых согласных звуков уже на самом близком расстоянии (около уха), а на расстоянии 2 м не различается более одной трети согласных, произнесенных голосом разговорной громкости [Бельтюков В.И., Нейман Л.В., 1957]. В связи с этим, как правило, нарушается произношение звуков, не развивается в полной мере словарный запас и грамматический строй, что приводит в ряде случаев к недоразвитию речи [Боскис P.M., 1956, 1963; Ляпидевский С.С., 1969; Хватцев М.Е., 1959].
Недостаточность акустических и кинестетических афферентаций при сочетании легкого снижения слуха и расстройств общего и орального праксиса при дизартрии и ринолалии осложняет овладение правильной речью и процесс коррекции [Митринович-Моджаевска А., 1965; Чиркина Г.В., 1987].
Снижение слуха на 15-20 дБ, влияющее на развитие речи, принимается в качестве условной границы между нормальным слухом и тугоухостью [Ляпидевский С.С., 1969] и рассматривается нами как минимальное нарушение слуховой функции.
Несмотря на то, что созданы некоторые теоретические предпосылки изучения детей, имеющих речевые расстройства и минимальное снижение слуха, до настоящего времени недостаточно разработаны педагогические дифференциальные методы диагностики минимальных нарушений слуха при различных речевых расстройствах; отсутствует комплексная система коррекции данной осложненной структуры речевого дефекта.
Сложившаяся противоречивая ситуация в логопедии, обусловленная, с одной стороны, увеличивающимся числом детей с нарушениями речи и незначительно сниженным слухом, а с другой стороны, отсутствием глубоких теоретических и методических исследований по вопросам ранней диагностики минимального снижения слуха и коррекции, осложненного незначительным снижением слуха, речевого дефекта, ставит перед коррекционной педагогикой проблему и определяет тему нашего исследования.
Проблема исследования: коррекция нарушений речи, осложненных минимальными расстройствами периферического слуха в дошкольном возрасте, как основа пропедевтики речевых расстройств и интеграции этой категории детей в общеобразовательную среду.
Объект исследования: педагогические условия, обеспечивающие формирование речевой деятельности при минимальных нарушениях слуховой функции детей, имеющих полноценное интеллектуальное развитие.
Предмет исследования: система комплексного воздействия на осложненный речевой дефект. k Гипотеза исследования: незначительное снижение слуха сужает сенсорную базу для восприятия акустических признаков неречевых и речевых звуков, что обусловливает, особенно в детском возрасте, формирование и закрепление в памяти неправильных звуковых стереотипов, речевых эталонов. При сочетании артикуляционной диспраксии, фонематического недоразвития и минимального нарушения периферического слуха, вследствие аддитивного их влияния, усиливается выраженность негативных проявлений всех языковых систем, психических функций слуховой модальности (внимания, памяти, контроля). Это обусловливает серьезные трудности коррекции нарушений речевого развития традиционными методами. Преодоление специфических трудностей основывается на интегративном подходе к изучению причин и механизмов нарушения соче-танных центральных и периферических слуховых расстройств в структуре речевой патологии, ранней диагностике осложненного дефекта, выборе оптимальных условий, методов и средств развивающего и коррекционного воздей-» ствия. Индивидуально ориентированная система комплексных медикопсихолого-педагогических мероприятий будет способствовать нормализации, в конечном итоге, как слуха, так и речевой деятельности.
Цель исследования: разработка комплексной системы предупреждения и коррекции сочетанных нарушений речи и слуха детей дошкольного возраста, имеющих осложненную структуру речевого дефекта.
В соответствии с гипотезой и целью исследования определены следующие задачи;
1.Выявить среди категории детей с речевыми расстройствами распространенность сочетанных нарушений речи и минимально сниженного слуха в возрастном аспекте.
2.Определить у детей с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием и дизартрией причины и механизм развития минимального нарушения слуховой функции.
3.Проанализировать структуру речевого дефекта, осложненного минимальным снижением периферического слуха.
4.Разработать педагогические методы дифференциальной диагностики минимальных нарушений слуховой функции у детей с речевой патологией; определить дифференциальные критерии отграничения сочетанного нарушения речи с минимальным снижением слуха от речевых расстройств, сходных по проявлениям.
5.Апробировать комплексную систему коррекционного воздействия на особую структуру речевого нарушения, осложненную минимальным снижением слуха, и оценить эффективность разработанной системы коррекционной работы.
В работе использованы следующие методы: 1. Метод теоретического анализа и синтеза отечественных и зарубежных работ по теме исследования, позволяющий сопоставить различные точки зрения на изучаемую проблему, выявить положения, ставшие основой при по* строении системы коррекционного воздействия.
2. Эмпирические методы: беседа, изучение медицинской документации, субъективные методы исследования слуховой функции (шепотная и разговорная речь, камертональный, тональная игровая аудиометрия, скрининговая аудио-метрия), объективный метод исследования слуховой функции (акустическая импедансометрия), анкетирование, наблюдение, констатирующий психолого-педагогический эксперимент, обучающий эксперимент.
3. Методы обработки результатов исследования: количественный и качественный анализ констатирующих данных, статистический анализ результатов экспериментального обучения.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые была выделена среди детей с нарушениями речи категория детей с речевыми расстройствами, осложненными минимальным снижением слуха; изучена структура данного речевого дефекта; предложены новые педагогические методы его ранней диагностики; разработана комплексная медико-психолого-педагогическая система преодоления нарушений речи при минимальных расстройствах слуховой функции.
Теоретическая значимость исследования:
1. Педагогические аспекты проблемы формирования речевой деятельности у детей с минимальным снижением слуха рассмотрены с учетом физиологических, лингвистических, психологических позиций, на основе которых раскрыта природа и взаимообусловленность нарушений речи и минимальных расстройств периферического слуха.
2. Обоснованы принципы и методы диагностики, а также коррекции нарушений речи, осложненных минимальным снижением слуха.
3. Разработана система комплексной коррекционной работы по преодолению нарушений речи, осложненных небольшим снижением слуха.
4. Доказана эффективность применения комплексной системы логопедического воздействия на осложненную минимальным снижением слуха структуру речевого дефекта.
5. Результаты исследования способствуют дальнейшей разработке теоретических вопросов логопедии, касающихся осложненных речевых нарушений, в целях повышения эффективности логопедического воздействия на осложненную структуру речевого дефекта. Практическая значимость исследования:
1. Предложенные диагностические методики и система коррекционной работы могут быть использованы в практике логопедов системы образования (детские сады, логопункты общеобразовательных школ, школы для детей с тяжелыми нарушениями речи).
2. Методы, приемы диагностики и коррекции, осложненных минимальным снижением слуха, нарушений речи в дошкольном возрасте являются основой пропедевтики подобных расстройств в школьном возрасте; создают предпосылки для интеграции этой категории детей в общеобразовательную среду.
3. Раннее выявление минимальных нарушений слуховой функции у детей с речевыми расстройствами и разработка системы занятий по преодолению осложненного дефекта расширяют поле профессиональной деятельности логопедов, могут быть использованы при подготовке специалистов в ВУЗах, при разработке специализированных семинаров и курсов.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Категория детей с речевыми нарушениями неоднородна и включает значительное число детей с осложненной структурой речевого дефекта, обусловленного сочетанием центральных (фонематических) и минимальных периферических слуховых расстройств.
2.У детей с нарушениями речи сочетание фонематического недоразвития и минимального снижения слуха, вследствие их аддитивного влияния, усиливает выраженность негативных проявлений всех языковых систем (фонетической, фонематической, лексической, грамматической) и психических функций слуховой модальности (внимания, памяти, контроля), что необходимо учитывать в коррекционной работе.
3. Коррекция осложненного незначительным снижением слуха речевого дефекта осуществляется в комплексной системе медико-психолого-педагогического воздействия.
4.Для целенаправленной коррекционной работы необходима ранняя диагностика нарушений речи, осложненных небольшим снижением слуха, и выделение их из группы речевых расстройств, сходных по проявлениям.
5.Эффективность логопедической работы при осложненной структуре речевого дефекта повышается в случаях раннего целенаправленного воздействия на оба нарушения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 169 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz