Суббота, 2020-10-31, 7:51 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 17 » Скачать Культурно-просветительная деятельность музеев русского зарубежья: историко-педагогический анализ. Мелентьева, Елена Витальевна бесплатно
8:39 PM
Скачать Культурно-просветительная деятельность музеев русского зарубежья: историко-педагогический анализ. Мелентьева, Елена Витальевна бесплатно
Культурно-просветительная деятельность музеев русского зарубежья: историко-педагогический анализ

Диссертация

Автор: Мелентьева, Елена Витальевна

Название: Культурно-просветительная деятельность музеев русского зарубежья: историко-педагогический анализ

Справка: Мелентьева, Елена Витальевна. Культурно-просветительная деятельность музеев русского зарубежья : историко-педагогический анализ : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Мелентьева Елена Витальевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств] - Москва, 2008 - Количество страниц: 217 с. ил. Москва, 2008 217 c. :

Объем: 217 стр.

Информация: Москва, 2008


Содержание:

Введение
Глава первая Культурно-просветительная деятельность музеев русского зарубежья как педагогическая проблема
§ 1 Исторические и социально-культурные предпосылки становления музеев русского зарубежья
§ 2 Педагогическая сущность культурно-просветительной деятельности музеев русского зарубежья
Глава вторая Организация культурно-просветительной деятельности музеев русского зарубежья: история и современность
§ 1 Организационно-педагогическая и содержательная специфика культурно-просветительной деятельности эмигрантских музеев
§ 2 Социально-культурное взаимодействие музеев русского зарубежья с архивными и библиотечными учреждениями (на примере Европы и США)

Введение:

Актуальность исследования определяется обращением к историко-педагогическому анализу одного из наименее изученных этапов развития отечественной культурно-просветительной деятельности, которая осуществлялась многочисленными музеями русского зарубежья и способствовала реальному сохранению национальной духовности, языковой и ментальной среды, культурных традиций россиян, оказавшихся в странах изгнания. Всестороннее изучение и осмысление педагогических результатов культурно-просветительной работы музеев русского зарубежья может помочь обновлению современных технологий социально-культурного воспитания, повышению их эффективности в ситуации усиления процессов глобализации и экспансии культуры постиндустриального общества.
В условиях русской эмиграции была предпринята уникальная попытка создать особую систему культурно-просветительной деятельности, максимально соответствующую национальным традициям, и характеру русского народа. В' этом опыте были синтезированы, методологические и методические идеи социального и культурного« воспитания, которые сформировались в России к началу XX столетия. Культурно-просветительная деятельность различных учреждений, в том числе и музеев, играла особую роль в* духовной жизни эмигрантов, была плодом подвижнической, бескорыстной деятельности интеллигенции русского зарубежья. С 1918 года по 1939 год по всему миру было создано большое количество музеев русской эмиграции: во Франции, Чехословакии, Китае, Болгарии, Германии, Тунисе, Югославии, США, Латвии, Ватикане и других государствах. Многие из этих музеев пережили Вторую мировую войну и действуют до сих пор. Также русское зарубежье в послевоенный период создало ряд музеев, продолжающих просветительскую работу не только в русских общинах, но и среди местного населения стран, принявших русских изгнанников.
Музей - это важнейший канал ретроспективной информации, ориентированный на поиск, сохранение и экспонирование природного и предметного окружения человека, сохранение национально-культурных традиций и наследия мировых цивилизаций.
В условиях эмиграции музеи стали не просто собирателями частиц утраченной Родины, но и активными пропагандистами русской культуры, центрами борьбы с денационализацией русских детей. Музеи русского зарубежья были тесно связаны с другими учреждениями внешкольного образования, общественно-политическими организациями эмигрантов.
Историко-педагогический анализ культурно-просветительной деятельности музеев русского зарубежья дает возможность с современных' позиций раскрыть её источники и своеобразие, определить общие и частные педагогические закономерности реализации в конкретно-исторических условиях.
Научное исследование культурно-просветительной деятельности музеев русского зарубежья актуализируется рядом нерешенных противоречий:
• между необходимостью построения целостного научного, представления- о педагогической истории социально-культурной деятельности и недостаточной изученностью ее отдельных периодов;
• • между потребностью в углублении педагогической истории русского зарубежья и недостаточной изученностью отдельных направлений воспитательной работы среди русских эмигрантов, в том числе средствами культурно-просветительной деятельности музеев;
• между имеющейся в теории социально-культурной деятельности потребностью в обобщении методов культурно4 просветительной деятельности различных эмигрантских 4 учреждений и выделении специфики этой деятельности по институциональному признаку, в том числе на основе анализа деятельности музеев.
Таким образом, основная* проблема данного диссертационного исследования заключается в недостаточном педагогическом осмыслении культурно-просветительной? деятельности как одного из важных направлений работы эмигрантских музеев в странах русского рассеяния.
Потребность в решении этой проблемы отражает нацеленность современной теории социально-культурной деятельности на разработку непротиворечивой и полной истории научно-педагогических концептов и практики отечественного социально-культурного воспитания.
Степень разработанности проблемы. Исторические, политические, историко-культурные аспекты российского зарубежья отражены в многочисленных работах представителей русской интеллигенции, оказавшихся в эмиграции (Б.Н. Александровский, А.В. Амфитеатров, Н.Н. Берберова, Н.А. Бердяев, B.C. Варшавский, 3.\Н. Гиппиус, Л.И. Еременко, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, П.Е. Ковалевский, Н.О. Лосский, П.Н. Милюков, Г.П. Струве, Н.С. Трубецкой, Н.В. Устрялов, Г.В. Флоровский, С.Л. Франк, М.И. Цветаева, Л.И. Шестов и др.). В научно-исторических и историко-публицистических работах О.Д. Волкогоновой, Р.А. Гальцевой, П.П. Гайденко, М.А. Маслина, М.В. Назарова, Ю.А. Полякова, М.Д. Раева; В.А. Сендерова, В.М1. Селунской, Г.Ю. Стернина, Г.Я. Тарле, М.В. Финько, Е.П. Челышева исследуются проблемы истории русской эмиграции, её культурно-историческое значение, взгляды отдельных мыслителей, особенно на миссию России в мире.
Вместе с тем эмиграция как историческое и духовное явление долгое время не получала комплексного и всестороннего освещения в советской философской и историко-педагогической литературе. Лишь в конце XX - начале XXI века появились работы, посвященные различным проблемам российской эмиграции, сформировалась традиция глубокого, продуктивного и взвешенного научного анализа.
Сегодня российское зарубежье активно изучается как феномен, составляющий часть российской культуры, науки, искусства, литературы, национальной жизни в целом. Анализ идей русских мыслителей, оказавшихся в эмиграции, содержится в философско-культурологических работах А.А. Аронова, А.В. Вадимова, С.Н. Иконниковой, С.Т. Махлиной,
A.А. Пелипенко, А.Я. Флиера и др.
В фундаментальных исследованиях по истории педагогики русского зарубежья раскрыта принципиальная преемственность педагогических воззрений и практического педагогического опыта, развернутого в различных учреждениях образования и культуры (М.В. Богуславский, С.Н. Васильева, В.А. Сластенин, З.И. Равкин, Е.Г. Оссовский,
B.Г. Пряникова, П.В. Горностаев, Э.И. Моносзон, М.Ф. Шабаева и др.).
Специальный анализ педагогической деятельности представителей русской эмиграции представлен в ряде диссертационных исследований, посвященных философско-педагогическим концепциям представителей русского зарубежья (О.Н. Гулюкиной, В.Е. Дерюга, В.В5. Кузнецова, Е.Е. Седовой и др.); истории общественно-педагогического движения в эмиграции (О.Е. Осовского, Е.В.1 Кабанова, И.Л. Сухачева и др.); концепциям национального воспитания педагогов русского зарубежья (С.Н. Дубровиной, В.А. Мосолова, Г.И. Ризз и др.); деятельности различных учебных заведений в эмиграции (A.M. Бегидова, Н.М. Мамомедова и др.).
Некоторые аспекты внешкольного образования русского зарубежья рассматривались в публикациях В.А. Аевкиной, Е.Г. Осовского. А.В. Семченко, В.А. Сухачевой и др: Однако культурно-просветительная деятельность эмиграции в целом и её отдельные аспекты изучены недостаточно. Имеются работы по истории музеев, составу их коллекций 6
Б. Брежго, Л.П. Муромцева, В.Б. Перхавко, Е.С. Докашева, М.Ю. Досталь и др., но как особое культурно-просветительное учреждение музеи русской эмиграции ранее не рассматривались.
Поэтому для автора имели принципиальное значение труды отечественных исследователей теории и истории социально-культурной деятельности, которые четко определяют институциональную и функциональную специфику деятельности различных учреждений культуры, в том числе и музеев (М.А. Ариарский, Т.И. Бакланова, Г.М. Бирженюк, Е.И. Григорьева, А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова,
A.С. Каргин, Ю.Д. Красильников, Н.В. Кротова, Е.Л. Кудрина, Е.В. Литовкин, А.П. Марков, Н.Ф. Максютин, Н.В. Нагорский,
B.C. Садовская, Ю.А. Стрельцов, А.А. Сукало, В.Я. Суртаев, В.Е. Триодин, В.В. Туев, В.М. Чижиков, Н.Н. Ярошенко и др.).
Вместе с тем можно констатировать, что в историко-педагогической литературе в недостаточной мере раскрыты теоретические основы культурно-просветительной деятельности музеев, русского зарубежья как педагогического' явления; отсутствуют конкретно-исторические исследования содержания просветительной деятельности музеев русского зарубежья; недостаточно осмыслены основные направления культурно-просветительной деятельности музеев русского зарубежья; не определена сущность и специфика методов культурно-просветительной деятельности музеев русской эмиграции.
Различные формы культурно-просветительной деятельности, музеев эмиграции способствовали пропаганде русской культуры, обеспечивали общекультурное развитие разных групп русских эмигрантов, повышали интерес к музейным экспозициям. При этом содержание работы музеев эмиграции было четко ориентировано на восстановление духовных связей с утраченной Родиной.
Вот почему, обращаясь к опыту создания и функционирования музеев русского зарубежья, представляется важным выделение организационно-педагогической и содержательной специфики культурно-просветительной деятельности эмигрантских музеев. Такая постановка вопроса дает возможность разработки целостного историко-педагогического представления о культурно-просветительной деятельности музеев русского зарубежья.
Цель исследования - разработка историко-педагогической концепции культурно-просветительной деятельности музеев русского зарубежья, отражающей целостность её организационно-педагогических и содержательных компонентов в уникальных исторических, социально-культурных и социально-педагогических условиях.
Объект исследования — музеи русского зарубежья как социально-культурное явление.
Предмет исследования - культурно-просветительная деятельность музеев русского зарубежья.
Задачи исследования:
• с позиций историко-педагогического подхода уточнить понятие «музей русского зарубежья»;
• выявить предпосылки становления музеев русского зарубежья как социально-культурной, системы;
• раскрыть педагогическую сущность культурно-просветительной деятельности музеев русского зарубежья;
• на конкретно-историческом материале определить организационно-педагогическую и содержательную специфику культурно-просветительной деятельности музеев русской эмиграции как институтов культурно-просветительного, историко-патриотического и нравственно-эстетического воспитания;
• определить сущность и специфику методов культурно-просветительной деятельности музеев русской эмиграции, их значение для обновления современной социально-культурной деятельности.
Гипотеза исследования строится как предположение о том, что целостность организационно-педагогических и содержательных компонентов культурно-просветительной деятельности музеев русского зарубежья определяется:
• особыми конкретно-историческими! предпосылками возникновения, формирования и развития в условиях эмиграции, тесно связанными с идейно-политическим, социально-культурным, социально-психологическим и другими контекстами общественной жизни русского зарубежья;
• педагогической спецификой, которая проявляется в социокультурной обусловленности, функциональной природе, педагогических средствах образования личности, обеспечения ее социализации, индивидуализации. и духовно-творческой самодетермин ации;
• высоким уровнем интеграции культурно-просветительной деятельности музеев русского зарубежья в общественно-политическую, религиозно-воспитательную, национально-патриотическую, социозащитную, культуротворческую и другие направления социально-культурной деятельности русской эмиграции, что в целом обеспечило выдвижение ее в число первостепенных средств борьбы с денационализацией, разрушением языковой и культурной среды русского зарубежья. Методологическую основу исследования составляет конкретноисторический подход, который позволяет уделить внимание последовательному изложению конкретных, строго выверенных фактов педагогической истории. Этот подход характеризуется тем, что сама педагогическая история рассматривается ведущими отечественными исследователями истории педагогики и образования как совокупность 9 историко-педагогических фактов, представленных в широком социокультурном контексте (М.В. Богуславский, З.И. Равкин, В.А. Сластенин и др.).
Исследование осуществлялось также с позиций целостного подхода, с применением идей аксиологического, культурологического и цивилизационного подходов к изучению историко-педагогического процесса исходя из законов диалектического материализма, достижений отечественной философской, культурологической, педагогической, исторической и историко-педагогической науки, связанных с изучением развития народного образования, национальной культуры, социально-экономическим и общественно-политическим развитием России в XX столетии. При этом музей определяется как необходимый связующий элемент между человеком и культурной средой (А.И. Арнольдов, А.А. Аронов, А .Я. Ахиезер, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, А.А. Пелипенко, А.Я. Флиер и др.), поскольку своими средствами и методами он доносит до индивида комплекс духовных ценностей, идей, эмоций, присущих определенному временному и ситуационному диапазону, помогает человеку идентифицировать себя с воспринятой им культурой.
Применение комплекса методологических подходов позволило рассмотреть музей русского зарубежья как центр духовной жизни, раскрыть процесс его становления как открытой педагогической системы и его место в реальной социально-культурной среде (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, JI.C. Жаркова, Ю.Д. Красильников, А.П. Марков, Н.В. Нагорский, Ю.А. Стрельцов, В.Е. Триодин, Н.Н. Ярошенко и др.).
Теоретическая основа исследования в совокупности представлена положениями, идеями, концепциями и теориями: общей методологии педагогики и истории педагогики (Ю.К. Бабанский, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, В.В. Краевский, Э.И. Моносзон, A.M. Новиков,
Н.Д. Никандров, М.Н. Скаткин,, Г.П. Щедровицкий, Д.И. Фельдштейн и ДР-)
Теоретическую основу исследования составили исследования по философии, культурологии и педагогике (М.А. Ариарский, А.И. Арнольдов, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, В.Т. Пуляев, Э.В. Соколов и др.); научные работы о сущности воспитания (В.А. Караковский, Н.В. Кузьмина, Б.Т. Лихачев, В.А. Разумный и др.); концепция, исходящая из того, что человек и закономерности его жизнедеятельности и развития всегда остаются высшей ценностью общества, первоосновой экономических, политических, духовных и любых иных процессов. Синтез философско-культурологических (А.П. Валицкая, М. Вебер, П.С. Гуревич, Б.С. Ерасов, В.В. Краевский, А.Я. Флиер и др.), психолого-педагогических (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Н.В. Бордовская, Н.Д. Никандров, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.), культурно-исторических (А.Г.Асмолов, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко,
A.П. Марков, A.M. Панченко и др.) и культурно-аксиологических (В.П. Борисенков, Г.П. Выжлецов, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев и др.) концепций позволил в полной мере осмыслить музей как институт социальной памяти и явление культуры, увидеть в нем непреходящие ценности человечества, существенно расширить представление о его педагогических функциях и культуросозидающем потенциале; о соотношении социализации, развития, воспитания и обучениям (М.А. Галагузова, Г.Ф. Кумарина, Р.А. Литвак, А.В. Мудрик, Л.Я. Олиференко и др.); определяющие гуманистические ориентации в образовании и воспитании (А.Г. Асмолов, В.И. Беляев, О.С. Газман,
B.В. Давыдов, М.И. Мухин и др.).
Особую группу теоретических источников составляют работы по истории, теории, методике и организации социально-культурной деятельности, в которых раскрывается воспитательный потенциал учреждений социально-культурной сферы (М.А. Ариарский, И
В.З. Дуликов, А.Д. Жарков, Е.М. Клюско, Е.В. Литовкин, В.М. Рябков, Е.В. Триодин, Б.А. Титов, Ю.А. Стрельцов, Н.Н. Ярошенко и др.).
Методы исследования. Исследование проводилось на основе системы взаимодополняющих методов историко-культурного и историко-педагогического анализа.
При решении задач диссертационного исследования применялись:
• теоретические методы исследования (анализ философских, исторических, педагогических и других источников по теме исследования, анализ и обобщение музейно-педагогического опыта, моделирование и аналогия);
• эмпирические методы: опытно-экспериментальная работа, включающая анкетирование, наблюдение, диагностику, индивидуальные и групповые беседы с аудиторией разных возрастных и профессиональных групп, изучение различных документов, связанных с русским зарубежьем.
В качестве источников исследования выступили документы, отражающие деятельность музеев и других учебно-воспитательных и культурно-просветительных заведений в эмиграции; труды мыслителей русского зарубежья по проблемам сохранения культурной самобытности русской диаспоры, воспитания и борьбы с денационализацией подрастающего поколения; зарубежная периодическая печать русской эмиграции (журналы: «Бюллетень Педагогического бюро», «Вестник Педагогического бюро», «Русская школа за рубежом», «Вестник Русского студенческого христианского движения» и мн. др.); социологические и статистические источники, воспоминания; работы справочного характера; современные исследования по анализируемой проблеме.
Важнейшим источником для написания данной диссертации послужили материалы Государственного архива Российской Федерации (фонды "Пражского архива").
Организация исследования. Исследование проходило в три этапа:
1-й этап исследования (2003-2004), включал изучение философской, культурологической, педагогической, психологической литературы, обобщение русского и зарубежного опыта музейно-педагогической работы, формирование научного аппарата, разрабатотку инструментария опытно-экспериментальной работы.
2-й этап исследования (2004-2005), включал комплексное исследование музеев, библиотек и архивов; русского зарубежья. Результатом этого этапа стало участие диссертанта в. разработке анкеты «Музеи русского зарубежья» и проведение анализа данных анкетирования.
3-й этап исследования' (2005-2007) был посвящен подведению итогов, завершению работы над текстом диссертации и апробации её результатов в научных публикациях.
Научная новизна диссертации определяется тем, что она представляет собой обобщающее историко-педагогическое исследование уникального опыта музеев русского зарубежья, которое заполняет пробелы в педагогической истории-' русской эмиграции. Диссертационное исследование, опираясь на современные положения теории социально-культурной деятельности, впервые осмысляет сущность и специфику культурно-просветительной деятельности музеев русского зарубежья;и!их вклад в формирование историко-культурного и педагогического контекста жизни русских эмигрантов. При этом:
• с позиций историко-педагогического подхода уточнено понятие «музей русского зарубежья» как общественное или частное учреждение культуры, занимающееся собиранием, изучением^ хранением, экспонированием и просветительством на основе ценностей русской культуры;
• дано определение культурно-просветительной деятельности музеев русского зарубежья как целенаправленной работы по приобщению русских эмигрантов и их детей к ценностям отечественной культуры, науки и образования;
• выявлена организационно-педагогическая и содержательная специфика культурно-просветительной деятельности музеев русского зарубежья.
Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении научной теории социально-культурной деятельности выводами о закономерностях формирующего педагогического воздействия форм и методов культурно-просветительной деятельности, интегрированных в педагогическую систему музеев русского зарубежья. При этом:
• обосновано педагогическое представление о музее русского зарубежья как институте социально-культурного воспитания;
• выявлены исторические и социально-культурные предпосылки становления музеев русского зарубежья: социально-политический контекст; потребности русских эмигрантов в сохранении исторического наследия, в социально-психологической консолидации, в преодолении денационализации; историко-культурная традиция внешкольного образования, которая предусматривала включение музеев в процесс культурно-просветительной работы;
• уточнена периодизация развития музеев русского зарубежья на протяжении XX столетия;
• расширено научно-педагогическое представление о специфике средств, форм и методов культурно-просветительной деятельности музеев русского зарубежья.
Практическая значимость исследования. Рассмотренный в диссертации опыт работы русских музеев за рубежом позволяет увидеть преемственность и разрывы в развитии традиций культурнопросветительной деятельности музеев. Обобщение опыта культурно
14 просветительной работы русских музеев за рубежом позволяет в современных условиях обосновать исключительную важность их опыта национального, историко-патриотического и нравственно-эстетического воспитания.
Результаты исследования могут быть использованы при разработке современных технологий социально-культурного воспитания на основе приобщения личности к культурным ценностям и культурному наследию.
Собранный и проанализированный в диссертации материал по истории внешкольного образования русского зарубежья, сделанные выводы могут стать методологической основой исследований в области теории и практики социально-культурной деятельности. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы для разработки новых разделов учебных курсов по социальной и музейной педагогике, посвященных общему развитию- и воспитанию личности в условиях деятельности культурно-просветительных учреждений.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе участия автора в многочисленных научно-практических конференциях, на которых докладывались результаты работы. Результаты диссертационного исследования отражены в шести научных публикациях автора, в том числе в статье, опубликованной в научном журнале «Вестник Московского государственного университета культуры и искусств», рекомендованного ВАК РФ для публикации результатов диссертационных исследований по педагогике и психологии. Отдельные положения используются в курсе «Социально-культурная деятельность» (раздел «История социально-культурной деятельности») в Московском государственном университете культуры и искусств, Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина, Смоленском государственном институте искусств и культуры. Результаты диссертационного исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс Российского отделения Ассоциации всемирного образования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Музей русского зарубежья - это общественное или частное учреждение культуры, занимающееся собиранием, изучением, хранением, экспонированием предметов, которые тем или иным образом попали за пределы России, и культурно-просветительной деятельностью, направленной на освоение новыми поколениями русских эмигрантов ценностей русской культуры.
2. Становление музеев русского зарубежья обусловлено историческими и социально-культурными предпосылками: исторические предпосылки - социально-политический контекст, определявший положение русских эмигрантов, экономическое положение и особенности интеграции в социально-экономическую инфраструктуру стран, принявших русских изгнанников; социально-культурные предпосылки -высокая потребность русских эмигрантов в сохранении исторического наследия России в условиях эмиграции, потребность в социально-психологической консолидации отдельных групп эмигрантов (представителей разных сословий, бывших военных, научной и* творческой интеллигенции и др.); потребность в преодолении денационализации россиян, оказавшихся в эмиграции; историко-культурная традиция внешкольного образования, которая предусматривала включение музеев в процессе культурно-просветительной работы.
3. В ходе развития на протяжении XX столетия музеи русского зарубежья как социально-культурная система обрели: особый, во многом уникальный, состав компонентов (фонды, экспозиция, персонал, здание), который характеризовался практически на всех этапах становления высокой неустойчивостью, подвижностью, зависимостью от внешних обстоятельств и (лишь после Второй мировой войны уцелевшие музеи получили гарантированный статус и необходимую стабильность); развернутую структуру социально-культурного взаимодействия коммуникации) с общественностью, русской диаспорой, государственными структурами стран, приютивших русских изгнанников; уникальный набор функций, в котором, наряду с традиционными музейными функциями, активно развивались функции, способствующие повышению социальной востребованности музейных коллекций, усилению влияния музеев на процессы образования русских детей, в борьбе с их денационализацией, а также культурно-просветительной деятельности среди населения стран, принявших русских изгнанников.
4. Культурно-просветительная деятельность музеев русского зарубежья — это целенаправленная* работа по приобщению русских эмигрантов и их детей к ценностям отечественной культуры, науки и образования. Появлению музеев русского зарубежья предшествует большая коллекционная и собирательская деятельность отдельных лиц и социальных групп, оказавшихся в условиях эмиграции, которая строилась на основе принципа частной инициативы и гражданского участия. Педагогическая сущность культурно-просветительной деятельности музеев русского зарубежья проявляется в создании особой социально-культурной коммуникации, способствующей воспроизводству культуры, взаимодействию эпох и культурных общностей, развитию социально-культурной активности русских изгнанников. Культурно-историческая среда, организуемая музеями русского зарубежья, - одна из действенных форм социально-культурной практики, способствующей сохранению артефактов и традиций русской культуры.
5. Организационно-педагогическая специфика культурно-просветительной деятельности музеев русского зарубежья обусловлена её глубокой интегрированностью в общественно-политическую, религиозно-воспитательную, национально-патриотическую, социозащитную, культуротворческую и другие направления педагогической деятельности русской эмиграции; использованием совокупности специфических средств и методов воспитания и просвещения, ориентированных на аккультурацию личности русского человека. Содержательная специфика культурно-просветительной деятельности музеев русского зарубежья определяется непосредственной связью с культурно-историческим наследием Родины, сохранность которого во многом зависела и зависит от его оценки, понимания и восприятия новыми поколениями детей русских эмигрантов.
Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 113 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz