Среда, 2020-10-21, 10:53 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 18 » Скачать Коррекционно-педагогическая поддержка учащихся младшего школьного возраста с разным уровнем умственной недостаточности в бесплатно
10:57 PM
Скачать Коррекционно-педагогическая поддержка учащихся младшего школьного возраста с разным уровнем умственной недостаточности в бесплатно

Коррекционно-педагогическая поддержка учащихся младшего школьного возраста с разным уровнем умственной недостаточности в условиях интеграции

Диссертация

Автор: Резникова, Елена Васильевна

Название: Коррекционно-педагогическая поддержка учащихся младшего школьного возраста с разным уровнем умственной недостаточности в условиях интеграции

Справка: Резникова, Елена Васильевна. Коррекционно-педагогическая поддержка учащихся младшего школьного возраста с разным уровнем умственной недостаточности в условиях интеграции : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Резникова Елена Васильевна; [Место защиты: Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования] Москва, 2007 223 c. : 61 07-13/2210

Объем: 223 стр.

Информация: Москва, 2007


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМ
УРОВНЕМ УМСТВЕННОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАССА 11 Теоретические аспекты проблемы исследования
12 Предпосылки становления и развития интегрированного обучения в России Интеграция как предмет научного исследования
13 Проблема интеграции детей с разным уровнем умственной недостаточности в коррекционной педагогике и специальной 41 психологии
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЕДУЩИХ ФАКТОРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УМСТВЕННОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ
21 Характеристика участников интегрированного обучения
211 Теоретические аспекты психолого-педагогической характеристики детей с умственной недостаточностью, вовлеченных в социально-образовательную среду
212 Особенности учеников, участвующих в интегрированном обучении
213 Характеристика семей детей, участвующих в интегрированном образовательном процессе
214 Характеристика педагогического коллектива и его готовности к осуществлению интегрированного обучения
22 Методическое обеспечение, организация и процедура экспериментального исследования
23Анализ анамнестических данных групп испытуемых
24 Особенности детско-родительских отношений в семьях младших школьников
25 Изучение эмоционального и личностного реагирования учащихся с разным уровнем умственной недостаточности на отношения в коллективе учащихся
26 Отношение учителей к процессу интегрированного обучения
27Анализ результатов контрольного эксперимента и выводы
Глава 3 ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УМСТВЕННОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
31 Современные представления о коррекционно-педагогической 121 помощи учащимся с разным уровнем умственной недостаточности
32 Основные направления коррекционно-педагогической поддержки учащихся с разным уровнем умственной 129 недостаточности в условиях интегрированного обучения
33 Условия реализации технологии коррекционно-педагогической поддержки учащихся с разным уровнем умственной 136 недостаточности при интегрированном обучении
34 Взаимодействие семьи и школы в реализации технологии коррекционно-педагогической поддержки учащихся с разным уровнем умственной недостаточности в условиях интеграции
35 Результаты контрольного эксперимента и выводы

Введение:

За последнее десятилетие XX века в России произошли большие изменения в устройстве государства, направленные на демократизацию и гуманизацию образования. Гуманизация общества предполагает рациональное использование духовных и физических сил каждого гражданина страны. Сегодня государство гарантирует любому ребенку, не зависимо от национальности, веры исповедания, состояния здоровья, право на получение бесплатного общего образования. Образование один из важнейших этапов в жизни любого человека, и от уровня полученного образования зависит напрямую его будущее.
Актуальность исследования. Новая социальная обстановка, новые гуманистические взгляды педагогов и психологов требуют изменений в сложившейся за многие годы российской образовательной системе, которой нужен иной подход в организации и структуре учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.
В системе образования России, как и в других станах мира, ведущие позиции в обучении детей с проблемами в развитии, все более активно занимает интеграция. Несмотря на различные трудности, связанные с обучением детей с умственной недостаточностью в массовой школе (условно объединим в эту группу детей с задержкой психического развития - ЗПР, с легкой умственной отсталостью), процесс их интеграции в общеобразовательные школы постепенно интенсифицируется. Однако в настоящее время это не является массовым явлением. Интегрированное обучение предполагает почти индивидуальную работу педагогов с ребенком и его родителями, а значит, его успех во многом зависит от согласованности в работе всех участников образовательного процесса, от организации коррекционно-педагогической поддержки учащихся с разным уровнем умственной недостаточности в условиях общеобразовательной школы.
Процесс организации и осуществления интегрированного обучения теоретически обоснован (М.С.Артемьева, А.А.Дмитриев, Е.А.Екжанова,
Л.М.Кобрина, А.Н.Коноплева, Э.И.Леонгард, Т.Л.Лещинская, М.Л.Любимов, Н.Н.Малофеев, Е.А.Стребелева, Л.М.Шипицына, Л.Е.Шевчук, Н.Д.Шматко, Е.А.Шкатова и др.), но содержание и условия оказания специальной поддержки учащихся с ЗПР и с легкой умственной отсталостью в общеобразовательном классе исследованы недостаточно, как в научном, так и в практическом плане.
До сих пор в нашей стране к образовательной интеграции детей с умственной недостаточностью относятся с определенной сдержанностью. Частично на интеграцию резко негативно реагируют родители нормально развивающихся детей, частично - учителя и дефектологи, которые говорят о том, что дети не получат полный набор необходимой специальной помощи, если будут посещать обычные классы в общеобразовательных школах. Следует отметить и то, что по результатам опросов (М.С.Артемьева, А.А.Дмитриев, Л.Е.Шевчук) работники образовательных учреждений понимают необходимость интегрированного обучения. Более всего педагогами обсуждается: все ли дети могут быть интегрированы, и как обеспечить их психолого-медико-педагогическое сопровождение в общеобразовательной школе, возможно ли решить проблему воспитания позитивного отношения к этим детям со стороны нормально развивающихся детей и их родителей. Однако в настоящее время основное внимание исследователей (педагогов и психологов) направлено на определение содержания и условий оказания коррекционно-педагогической поддержки детям с умственной недостаточностью, интегрированным в общеобразовательные учреждения.
Таким образом, актуальным является устранение противоречия между запросом педагогической и родительской общественности на внедрение интегрированного подхода в образовании лиц с интеллектуальной недостаточностью и неразработанностью методологических основ создания эффективных социально - образовательных условий, удовлетворяющих потребности в образовании и последующей социализации детей с умственной недостаточностью.
Цель исследования: теоретически и эмпирически изучить условия эффективности многокомпонентной модели оказания коррекционно-педагогической поддержки учащихся с умственной недостаточностью в младших классах общеобразовательной школы в специально созданной социально - образовательной среде.
Достижение выдвинутой цели обусловило необходимость решения следующих задач:
• изучить теоретические основы интегрированного обучения и воспитания в России и за рубежом;
• апробировать многокомпонентную модель социально - образовательной интеграции, состоящую из четырех блоков: образовательного, коррекционного, развивающего и блока психолого-медико-педагогического сопровождения; подобрать и апробировать серию методик для изучения результатов обученности, состояния здоровья, интересов и эмоционального фона учащихся, вовлеченных в социально-образовательную интеграцию;
• определить содержание и условия эффективной коррекционно-педагогической поддержки учащихся младших классов с разным уровнем умственной недостаточности в условиях интегрированного образования;
• проверить эффективность предложенной модели коррекционно-педагогической поддержки учащихся с разным уровнем умственной недостаточности в условиях интегрированного образования.
Цель и задачи исследования определили его объект и предмет.
Объект исследования - процесс интегрированного обучения учащихся с разным уровнем умственной недостаточности в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - особенности коррекционно-педагогической поддержки учащихся с разным уровнем умственной недостаточности в условиях интегрированного обучения.
Гипотеза исследования - внедрение социально - образовательной интеграции учащихся с разным уровнем умственной недостаточности в условиях общеобразовательного учреждения должно основываться на системе, включающей четыре блока: обучение в условиях общеобразовательных классов (изобразительное искусство, ОБЖ, физкультура, музыка и пение, трудовое обучение), классов коррекционно-педагогической поддержки (математика, русский язык / письмо и развитие речи, чтение / чтение и развитие речи, трудовое обучение, ритмика - в соответствии с программами для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII и VIII видов), системы дополнительного образования и развернутом психолого - медико - педагогическом сопровождении. Именно этот комплекс позволяет детям успешно войти в школьный коллектив, повысить их познавательную и социальную активность, способствует воспитанию у детей с разным уровнем умственной недостаточности эмоционально - личностных качеств, а у родителей -адекватного принятия собственного ребенка и выстраиванию для него позитивных перспектив развития и обучения.
Исходными теоретическими положениями данного исследования являются:
• концепция Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна о единстве биологического и социального факторов в культурно-историческом развитии личности;
• теория А.Н.Леонтьева о деятельностном подходе к становлению личности; теории А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина о значимости каждого возрастного периода в развитии личности ребенка;
• признание единства закономерностей развития детей с разным уровнем психофизического развития (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Б.В.Зейгарник, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, М.Монтессори);
• концепция Е.А.Ямбурга о личностно-ориентированном, культурно-историческом подходе в образовании учащихся, а также о необходимости духовного и ценностного воспитания в современной общеобразовательной школе;
• концептуальные положения гуманистической психологии педагогики о высшей социальной ценности личности, о необходимости включения каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательной пространство (Конвенция о правах ребенка, 1989; Декларация о правах умственно отсталых лиц, 1991; Саламанкская декларация об образовании лиц с особыми потребностями, 1994; Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, 2001).
Методы исследования - анализ литературных источников по теме исследования, изучение состояния проблемы, изучение истории развития детей, личных дел и медицинских карт, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, констатирующий, контрольный, обучающий и эксперименты, анализ и обобщение полученных результатов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Выделена и обоснована структура многокомпонентной модели социально -образовательной интеграции детей с разным уровнем умственной недостаточности в условиях общеобразовательного учреждения; определены условия и содержание коррекционно-педагогической поддержки учащихся с ЗПР и легкой умственной отсталостью; подобран и апробирован набор методик для изучения результатов обученности, эмоционального фона, интересов учащихся, вовлеченных в социально-образовательную интеграцию; изучены отношения в семьях, где воспитываются дети с умственной недостаточностью; изучена позиция . учителей общеобразовательных классов, осуществляющих интегрированное обучение учеников с разным уровнем умственной недостаточности; определены критерии эффективности интегрированного обучения детей с умственной недостаточностью в общеобразовательной школе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на практике реализована многокомпонентная модель социально-образовательной интеграции детей с разным уровнем умственной недостаточности; определены направления и содержание коррекционно-педагогической поддержки учащихся с ЗПР и легкой степенью умственной отсталости в условиях общеобразовательных классов, классов коррекционно-педагогической поддержки, системы дополнительного образования; обосновано содержание психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ЗПР и с легкой степенью умственной отсталости в общеобразовательном учреждении. Материалы исследования могут быть включены в курсы по выбору и повышения квалификации при подготовке учителей начальных классов и учителей - дефектологов в педагогических вузах, а также в процессе подготовки методических пособий, адресованных специалистам в области специальной педагогики.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исследования, его комплексностью, адекватностью методов и методик исследования поставленным цели и задачам, репрезентативностью полученных данных, глубиной анализа полученных результатов и выделения в них частных и общих закономерностей. Обработка результатов проводилась при помощи компьютерной программы Statgrapfics. Для проверки значимости различий и выявления уровня статистической достоверности использовались критерии Стьюдента и F Фишера.
Личный вклад соискателя состоит в теоретическом обосновании и организационно-экспериментальном обеспечении психолого-медико-педагогического сопровождения детей с разным уровнем умственной недостаточности в общеобразовательной школе, в научно-методическом обосновании условий и содержания коррекционно-педагогической поддержки детей с ЗПР и с легкой степенью умственной отсталости в условиях интегрированного обучения. Исследование представляет собой обобщение собственного многолетнего опыта работы с детьми с умственной недостаточностью, результаты экспериментального авторского поиска.
Организация исследования: исследование проводится в МОУ № №73, 33 Металлургического района г. Челябинска. В экспериментальной работе приняли участие 44 учащихся 1-4 классов, из которых 31 ученик с разным уровнем умственной недостаточности, и 13 учащихся с нормой психофизического развития; обследовано 44 семьи; 19 педагогов, из которых 10 учителей интегрированных начальных классов, 5 учителей, осуществляющих обучение нормально развивающихся школьников в обычных классах, 4 учителя специальных (коррекционных) классов.
Опубликованность результатов. Основные положения диссертации и результаты исследования отражены в 10 публикациях и двух сборниках методических рекомендаций.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась при чтении специального курса «Основы интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательных учреждений» студентам Челябинского государственного педагогического университета, факультета коррекционной педагогики; практические рекомендации по оказанию коррекционно-педагогической помощи используются в общеобразовательных учреждениях г. Челябинска и Челябинской области.
Положения, выносимые на защиту: 1. Организация интегрированного обучения требует создания условий для обеспечения коррекционно-педагогической поддержки учащихся с разным уровнем умственной недостаточности в общеобразовательном учреждении.
2. Многокомпонентная модель оказания коррекционно-педагогической поддержки учащихся с разным уровнем умственной недостаточности, состоящая из четырех блоков (обучение в условиях общеобразовательных классов, классов коррекционно-педагогической поддержки, системы дополнительного образования и развернутом психолого - медико - педагогическом сопровождении), обеспечивает эффективность социально-образовательной интеграции детей с ЗПР и с легкой степенью умственной отсталости, основывается на комплексном и личностно ориентированном подходах, отражает функциональную и социальную направленность образовательного процесса, воплощает организацию обучения детей с учетом познавательных возможностей, обеспечивает усвоение объективированных отношений между людьми.
3. Содержание и организация учебно-воспитательного процесса в условиях интеграции предполагает четко структурированное сочетание обучения детей с разным уровнем умственной недостаточности в условиях общеобразовательных классов, классов коррекционно-педагогической поддержки, системного психолого-медико-педагогического сопровождения и развернутой помощи детям в условиях системы дополнительного образования.
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 223 наименований (из них 12 иностранные публикации). Общий объем диссертации составляет 194 страницы, в их число входит 4 таблицы, 40 гистограмм, 1 схема, 12 приложений.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 121 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz