Среда, 2020-10-28, 3:22 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 25 » Скачать Концептуальный анализ прилагательных с темпоральными признаками прошлое, настоящее и будущее в современном английском бесплатно
6:33 AM
Скачать Концептуальный анализ прилагательных с темпоральными признаками прошлое, настоящее и будущее в современном английском бесплатно
Концептуальный анализ прилагательных с темпоральными признаками "прошлое", "настоящее" и "будущее" в современном английском языке

Диссертация

Автор: Ушакова, Ирина Богдановна

Название: Концептуальный анализ прилагательных с темпоральными признаками "прошлое", "настоящее" и "будущее" в современном английском языке

Справка: Ушакова, Ирина Богдановна. Концептуальный анализ прилагательных с темпоральными признаками "прошлое", "настоящее" и "будущее" в современном английском языке : диссертация кандидата филологических наук : 10.02.04 Иркутск, 2002 150 c. : 61 03-10/698-7

Объем: 150 стр.

Информация: Иркутск, 2002


Содержание:

Глава
I НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕЬЖЯ СЕМАНТИКИ ТЕМПОРАЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
11 Об основных принципах современных семантических исследований
12 О темпоральном знании и познании
121 «Физическое» время и «человеческое» время
122 Пространственная и «двигательная» метафоры времени
123 Циклическая и линейная модели времени
124 Метафорические связи времени с другими понятиями
13 О прототипической природе категории времени и её составляющих
14 Вопрос об объективности прошлого, настоящего и будущего
15 Выделение английских прилагательных с темпоральными признаками «прошлое», «настоящее», «будущее»
16 О точке отсчёта временных отношений «прошлое / настоящее / будущее»
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Глава
II КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЯДЕРНЫХ ТЕМПОРАЛЬНЫХ ПРИЗЬМКОВ В СЕМАНТИКЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ГРУПП «ПРОШЛОЕ», «НАСТОЯЩЕЕ», «БУДУЩЕЕ»
21 Концептуализация пространственной и «двигательной» метафор времени в семантике прилагательных групп «прошлое», «настоящее», «будущее»
22 Концептуализация признаков линейной модели времени в сочетаниях Adj + N с прилагательными групп «прошлое», «настоящее», «будущее»
221 Концептуализация признаков линейной модели времени в сочетаниях Adj + N с прилагательными группы «прошлое»
222 Концептуализация признаков линейной модели времени в сочетаниях Adj + N с прилагательными группы «настоящее»
223 Концептуализация признаков линейной модели времени в сочетаниях Adj + N с прилагательными группы «будущее»
23 Концептуализация признаков циклической модели времени в сочетаниях Adj + N с прилагательными групп «прошлое», «настоящее», «будущее»
231 Концептуализация признаков циклической модели времени в сочетаниях Adj + N с прилагательными группы «прошлое»
232 Семантико-прагматические различия прилагательных former, old, previous, past в сочетаниях с функциональными именами
233 Концептуализация признака итеративности (повторяемости) в именной группе с прилагательным old
234 Концептуализация признаков циклической модели времени в сочетаниях Adj + N с прилагательными группы «настоящее»
235 Концептуализация признаков циклической модели времени в сочетаниях Adj + N с прилагательными группы «будущее»
236 Семантика темпоральных прилагательных next и following
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Глава
III КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ПЕРИФЕРИЙНЫХ ПРИЗНАКОВ В СЕМАНТИКЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ГРУПП «ПРОШЛОЕ», «НАСТОЯЩЕЕ», «БУДУЩЕЕ»
31 Размытость границ концептов «прошлое», «настоящее», «будущее» и понятие о «фокусном интервале» при анализе темпоральной семантики
32 О степени удаленности прошлого и будущего от настоящего
33 Пересечение сфер «прошлое», «настоящее» и «будущее» в семантике темпоральных прилагательных
331 Признаки актуального настоящего в семантике прилагательного past в составе обстоятельственной группы с именами хронометрических единиц
332 Пересечение сфер «прошлое» и «настоящее» в семантике прилагательных/)гел'еи? и current
333 Специфика семантики прилагательного recent
334 Темпоральная семантика прилагательного new
335 Признаки актуального настоящего в семантике прилагательных группы «будущее»
34 Пересечение сфер «прошлое», «настоящее» и «будущее» со сферой оценки
341 Оценочные компоненты в семантике прилагательных группы «прошлое»
342 Оценочные компоненты в семантике прилагательных группы «настоящее»
343 Оценочные компоненты в семантике прилагательных группы «будущее»
35 К вопросу о статусе и функциональной значимости темпоральных прилагательных
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ

Введение:

Общетеоретической целью настоящей диссертации является концептуальный анализ английских прилагательных, содержащих в своей семантике темпоральные признаки «прошлое», «настоящее» и «будущее».Прощлое, настоящее и будущее являются одними из важнейших составляющих темпоральной сферы. Они входят в ядро общего понятия «время», которое, наряду с такими понятиями, как «пространство», «судьба» и т.п., принадлежит к определяющим категориям человеческого сознания. «Эти универсальные понятия в каждой культуре связаны между собой, образуя своего рода «модель мира» - ту «сетку координат», при посредстве которой люди воспринимают действительность и строят образ мира» (Гуревич 1969, 105). Человек, как и всё в этом мире, живёт во времени. Оно преследует его везде, в различных сферах его жизни, и поэтому требует выражения. Это «выраженное» время - языковое время, отражающее самые различные переживания человека, связанные с его осознанием временных явлений, намного шире и богаче естественнонаучного понятия времени.Сложностью и многогранностью понятия времени и его составляющих объясняется живой, неугасаемый интерес к этим концептам, получающий отражение в исследованиях большого числа учёных (см., например, Кортава 1996; Пространство и время в архаических и традиционных культурах 1996; Категоризация мира: пространство и время 1997; ЛАЯ 1997; Дмитрюк 2000; Prior 1967; Wunderlich 1970; Wekker 1976; Wendorff 1980; Steedman 1982; Lyons 1983; Moens 1988; Temporalsemantik 1988; Friedman 1990; Cann 1994; Klein 1994; Meulen 1995; Barnes 2000 и многие др.) Изучение языкового времени активно происходило, во-первых, в плане выражения его с помощью разноуровневых средств языка, прежде всего глагольных (Бондарко 1971; Резник 1988; ТФГ 1990 и др.)- Комплексному рассмотрению темпоральных языковых средств на материале разных языков посвящены работы Р.А. Жалейко (1980), Т.А. Перминовой (1988), О.Ю. Медведевой (2002). Многие лингвисты обращались к изучению исключительно темпоральной лексики. Лексикосемантические поля темпоральности в разных языках изучались М.И. Рудометкиной (1972), Н.А. Потаенко (1979, 1980, 1997), А.Х. Аскаровой (1992), Д.Г. Ищук (1995), Н.Т. Сороколетовой (2000), Е.В. Тереховой (2000), Е.П. Гилевой (2002). Именной темпоральности посвящены исследования И.В. Волянской (1973), М.В. Всеволодовой (1983), М.А. Кронгауза (1989, 1990), Г.В. Звездовой (1996), В.Е. Глызиной (1999), Л.К. Малимон (1999), Р. Мусан (Musan 1999). Наречия с временной семантикой рассматривались в работах X. Кучеры (Kucera 1975), М. Крессвел (Cresswell 1979), Е.А. Волковой (1981), Ф.И. Панкова (1997а; 19976), Ц.Д. Бидагаевой (2002). Прилагательные с общим семантическим признаком времени исследовались на материале русского языка В.А. Каращук (1978), Е.В. Яковлевой (1992). Исследованию семантики предлогов, выражающих временные отношения, на материале русского и английского языков посвящены работы Г.Е. Крейдлин (1997), И.В. Бариновой (1999), Райе (Rice 1999).Выделяется также ряд исследований, посвященных изучению темпоральной лексики на разных этапах исторического развития английского языка (Лаптева 1988; Коновалова 1994; Плахотнюк 1996; Гурочкина 1997; Бочкарева 1999; Чупрына 2000). Интересны исследования функционирования темпоральной лексики в художественных текстах (см. например, Стрельцова 1995; Капленко 1997), а также исследования темпоральной фразеологии (Мокиенко 1990; Никитина 1992; Рязановский 1997).Таким образом, проблема времени в языке - это одна из наиболее разрабатываемых, актуальных тем современного языкознания, что обусловлено неисчерпаемостью того круга вопросов, который связан с решением этой «многоликой» проблемы. Поэтому, обратившись к проблеме языковой концептуализации времени, мы осознали необходимость выделить тот участок, ту область её анализа, которая заслуживает особого внимания.Из широкого спектра темпоральных понятий мы остановили свой выбор на прошлом, настоящем и будущем, поскольку, согласно психологическим исследованиям и наивным представлениям, они являются одними из основных аспектов осознания времени человеком (Miller, Johnson-Laird 1976, 76). «Прошлое», «настоящее» и «будущее» рассматриваются нами с одной стороны как концепты, «кванты» сознания, а с другой стороны, как соответствующие семантические признаки, входящие в структуру значения различных языковых единиц. Объектом настоящего исследования являются темпоральные прилагательные, содержащие в своей семантике соответствующие признаки. Осуществляя этот выбор, мы руководствовались, прежде всего, общеметодологическим положением о том, что часть (в данном случае - темпоральные прилагательные) несет на себе отпечаток целого (всего широкого спектра способов отражения концептов «прошлое», «настоящее» и «будущее» в языке). Помимо этого, неслучайным представляется использование именно прилагательных (хоть и в субстантивированной форме) в качестве имен рассматриваемых концептов. Справедливо также, на наш взгляд, замечание Г.В. Звездовой о том, что «время как категория философско-лингвистическая наиболее полное выражение получает с возникновением новой ступени абстракции и завершением становления имени прилагательного» (Звездова 1996, 14).Изучение прилагательных представляет особый интерес, поскольку «именно в области прилагательного наиболее очевидна абстрагирующая и анализирующая мыслительная деятельность человека, благодаря которой признак, свойство, качество, любые атрибуты, составляющие неотъемлемую сущность предмета, явления, вещи в самом широком смысле этого слова, мыслятся в отвлечении от неё. Проникая в лингвистическую природу прилагательных, изучая механизмы номинации в сфере адъективных признаковых слов, мы не только уточняем лингвистический статус данной категории лексических единиц, но тем самым углубляем наше знание о когнитивной деятельности человека, устанавливая, с одной стороны, по каким параметрам происходит выделение вещи из класса ей подобных, и определяя, с другой стороны, результаты познавательной деятельности человека, зафиксированные в наименованиях тех или иных свойств, признаков, качеств, присущих вещам в реальной действительности» (Харитончик 1986, 3; Паймакова 1999).Данное диссертационное исследование проводится в русле когнитивного направления в языкознании. Одной из центральных проблем когнитивной лингвистики признается «проблема зависимости строения и организации языка (как в его генезисе, так и в его реальном синхронном состоянии и функционировании) от общих принципов восприятия мира человеком» (Кубрякова 1992, 31). Язык отражает то, как мир увиден и понят человеческим разумом, то есть языковое подчинено концептуальному (когнитивному). При этом когнитологов (в широком смысле этого слова) интересуют, прежде всего, вопросы, связанные с человеческим мышлением, познанием. Но мышление, разум практически недоступны непосредственному наблюдению, а эмпирическая данность языка (его существование в звуковой и письменной формах), напротив, предоставляет богатейший материал для размышлений. Следовательно, исследуя особенности языковых проявлений, мы получаем некоторый доступ к особенностям ментальных структур, процессов и представлений человека о мире. Однако только лингвистических данных недостаточно для ответа на вопросы о том, что есть человеческий разум и как работает человеческий мозг. Это - прерогатива когнитивной науки в целом. Признавая исключительную значимость анализа языка для изучения человеческого сознания и познания, современные лингвисты, тем не менее, подчёркивают, что они имеют дело не просто с сознанием, а языковым сознанием', то есть той областью, «где сознание выражает себя вовне вербально, а также принимает на себя языковые воздействия» (Ушакова 2000, 15).Актуальность данного исследования обусловлена интересом современной лингвистики к общей проблеме языковой концептуализации мира и особым вниманием к проблеме отражения в языке содержательных и структурных особенностей таких основополагающих концептов, как «время», «пространство» и под.Научная новизна настоящей работы состоит в изучении в комплексе такого существенного фрагмента языковой картины мира, как представления носителей английского языка о прошлом, настоящем и будущем, которые отражаются, в частности, в семантике и языковом поведении английских прилагательных временной триады «прошлое / настоящее / будущее». В результате выявлен ядерный характер пространственной и «двигательной» метафор времени, а также формирующихся на основе «двигательной» метафоры циклической и линейной модели времени в структуре концептов «прошлое», «настоящее» и «будущее», выражаемых прилагательными временной триады; доказана «размытость» границ рассматриваемых концептов, в связи с чем: а) проанали' Разработку различных проблем изучения языкового сознания см. в сборниках Института языкознания Рос. АН «Языковое сознание и образ мира» (2000) и «Языковое сознание: формирование и функционирование» (2000). зирован «разноинтервальный» характер признаков «прошлое», «настоящее» и «будущее»; б) исследованы области пересечения (контаминации) семантики прошлого, настоящего и будущего; в) установлена теснейшая связь сфер «прошлое», «настоящее» и «будущее» со сферой оценки.Методологической основой диссертационного исследования являются следующие основные принципы современной (преимущественно когнитивной) парадигмы языкознания^: 1) экспансионизм, который проявляется в использовании данных смежных наук, таких, как психология, философия, герменевтика, антропология, культурология и др.; 2) антропоцентризм, что означает неразрывную связь между языком и его носителем: «Язык, будучи человеческим установлением, не может быть понят и объяснен вне связи с его создателем и пользователем» (Кравченко 1996, 6); 3) функционализм, состоящий в принятии во внимание всего круга функций языка; 4) экспланаторность, то есть преимущественно объяснительный характер лингвистических исследований, что предполагает ответ на вопрос «Почему?»; 5) а также основное положение когнитивной семантики о том, что «значения языковых форм - это определённые структуры знания, это концепты, схваченные языковыми знаками» (Кубрякова 1997, 31), значение - это концептуализация (ментальный опыт) (Martinovski 1997).В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи: ^ Анализ основных тенденций современного языкознания можно найти в следующих публикациях: Алпатов 1995; Кибрик 1995; Звегинцев 1996; Берестнев 1997; Кравченко 2001; Casad 1995; Chomsky 2000 и др.1. Выделяются прилагательные с семантическими признаками «прошлое», «настоящее», «будущее» на основе данных электронного словаря английского языка, традиционных англоязычных толковых словарей и словарей синонимов.2. Исследуется отражение особенностей представлений человека о прошлом, настоящем и будущем в семантике и языковом поведении выделенных темпоральных прилагательных, в связи с чем: а) выявляются ядерные признаки в семантике исследуемых единиц; б) изучаются области пересечения (контаминации) семантики прошлого, настоящего и будущего.3. Анализируется связь семантики темпоральных прилагательных групп «прошлое», «настоящее» и «будущее» со сферой оценки.4. Выясняются факторы, определяющие случаи взаимозаменяемых и взаимоисключающих употреблений прилагательных, являющихся словарными синонимами.5. Определяется статус и функциональная значимость прилагательных временной триады.В диссертации используется комплексная методика исследования, сочетающая гипотетико-дедуктивныи метод, метод концептуального анализа, приемы компонентного анализа, дефиниционного анализа, контекстологического анализа, а также прием экспертных оценок носителей языка.Материалом исследования являются данные толковых словарей, электронной энциклопедии, примеры из художественных и публицистических произведений английских и американских авторов XX века. Привлекались также данные этимологических словарей, словарей цитат и пословиц. Всего проанализировано около 3000 примеров.На защиту выносятся следующие положения: 1. Семантика и языковое поведение прилагательных временной триады есть результат отражения в языке содержательных и структурных особенностей концептов «прошлое», «настоящее» и «будущее».2. Пространственная и «двигательная» метафоры времени, являющиеся ядерными в представлениях о временных отношениях, реализуются в семантике прилагательных временной триады в основном на уровне этимологии и исходного значения слова. Большинство рассматриваемых прилагательных либо происходят от заимствованных слов с пространственным и / или «двигательным» значением, либо являются производными формами слов с семантикой движения.3. Признаки таких ядерных моделей времени, как циклическая и линейная, заложены в семантике прилагательных групп «прошлое», «настоящее» и «будущее» изначально, а проявление в конкретном употреблении признаков той или другой модели обусловлено принципом семантического согласования, то есть зависит от ближайшего семантического окружения и прежде всего от особенностей семантики имени существительного, с которым прилагательное сочетается в данном конкретном случае.4. Возможность употребления прилагательных с профилирующей семантикой одного из трёх концептов (например, прошлого) для моделирования ситуации смежной сферы (для прошлого - это настоящее) и наличие прилагательных с «пограничной» временной семантикой, объединяющей признаки двух смежных сфер (например, recent), свидетельствуют о «размытости» границ концептов «прошлое», «настоящее» и «будущее» и наличия областей их пересечения, в которых происходит контаминация их признаков.5. Одной из важных метафорических связей понятия времени является его связь со сферой оценки, что не может не отразиться в семантике прилагательных временной триады. Большинство анализируемых прилагательных так или иначе содержит в своей семантике качественные признаки с более или менее явно выраженной оценкой «хорошо / плохо».6. Полноценный анализ семантики и языкового поведения рассматриваемых прилагательных невозможен без учёта таких прагматических факторов, как фигура наблюдателя, фигура говорящего, субъект пропозиции, а также фокусный интервал наблюдателя / говорящего.7. Прилагательные групп «прошлое», «настоящее» и «будущее» являются одним из важнейших средств выражения темпоральных отношений. Они выполняют разнообразные функции: от конкретизации временного значения, передаваемого основным предикатом, до качественной оценки предицируемого темпорального признака. Полная реализация функций выражения времени, адекватная потребностям речевой коммуникации (например, отвечающая коммуникативному принципу экономии и лаконичности), без темпоральных, прилагательных была бы невозможна.Теоретическая значимость диссертационной работы определяется её вкладом в разработку теории временной референции в языке. Результаты исследования могут содействовать дальнейшему развитию семантической теории и, в частности, адъективной семантики. Также следует отметить соотнесенность рассматриваемых в диссертации проблем с современными философскими и общенаучными теориями времени, что позволяет использовать её результаты при изучении таких общетеоретических проблем языкознания и философии, как язык и сознание, язык и действительность, язык и культура.Практическая ценность работы заключается в том, что материалы исследования могут использоваться при разработке лекционных курсов по когнитивной семантике, различных спецкурсов и практических занятий, при составлении учебных пособий и при руководстве научноисследовательской работой студентов.Апробация работы. Результаты исследования неоднократно обсуждались на кафедре теоретической лингвистики ИГЛУ, а также были представлены в виде докладов и сообщений на международной научной конференции «Лингвистическая реальность и межкультурная коммуникация» в Иркутском государственном лингвистическом университете (апрель 2000), на научно-практической конференции «Интеллектуальные и материальные ресурсы Сибири» (Иркутск, февраль - март 2001), на 48-ой научной конференции в Хабаровском государственном педагогическом университете (январь 2002). По теме диссертации опубликовано 4 работы.Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 182 наименования, в том числе 45 на иностранных языках, списка использованных словарей и списка источников примеров. Общий объем работы составляет 150 страниц печатного текста.Во введении определяется общее направление исследования, его цель, задачи, характеризуется материал, методы исследования, обосновывается актуальность, научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность работы, выдвигаются положения, выносимые на защиту.В первой главе «Некоторые теоретические проблемы изучения семантики темпоральных прилагательных» рассматриваются основные теоретические проблемы, связанные с изучением семантики временных прилагательных; определяется корпус прилагательных, на анализе семантики и функционирования которых будет сконцентрировано внимание в работе.Вторая глава «Концептуализация ядерных темпоральных признаков в семантике прилагательных групп «прошлое», «настоящее», «будущее»» посвящена изучению реализации ядерных моделей времени в семантике выделенных групп прилагательных. в третьей главе «Концептуализация периферийных признаков в семантике прилагательных групп «прошлое», «настоящее», «будущее»» содержится описание и анализ особенностей периферии семантики прилагательных временной триады, а также рассматривается вопрос о статусе и функциональной значимости темпоральных прилагательных.В заключении обобщаются теоретические и практические результаты проведённого исследования, излагаются основные выводы и определяются перспективы дальнейшей работы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 137 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz