Четверг, 2024-03-28, 6:18 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 2 » Скачать Комплексное применение дистанционных и традиционных методов обучения математике учащихся старшей школы как средство реализации бесплатно
7:16 AM
Скачать Комплексное применение дистанционных и традиционных методов обучения математике учащихся старшей школы как средство реализации бесплатно
Комплексное применение дистанционных и традиционных методов обучения математике учащихся старшей школы как средство реализации индивидуального подхода

Диссертация

Автор: Трегубова, Светлана Николаевна

Название: Комплексное применение дистанционных и традиционных методов обучения математике учащихся старшей школы как средство реализации индивидуального подхода

Справка: Трегубова, Светлана Николаевна. Комплексное применение дистанционных и традиционных методов обучения математике учащихся старшей школы как средство реализации индивидуального подхода : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Пермь, 2005 182 c. : 61 06-13/515

Объем: 182 стр.

Информация: Пермь, 2005


Содержание:

Введение
Глава I Теоретические основы обучения математике учащихся старшей школы в условиях комплексного применения дистанционных и традиционных методов обучения как средства реализации индивидуального подхода
11 Сущность и содержание понятия «дистанционные образовательные технологии»
111 Анализ понятия «дистанционное обучение»
112 Анализ понятия «дистанционные образовательные технологии»
113 Классификация дистанционных образовательных технологий
12 Приоритетные подходы к обучению математике старшеклассников в условиях комплексного применения дистанционных и традиционных методов обучения
121 Деятельностный подход к обучению математике учащихся старшей школы в условиях комплексного применения дистанционных и традиционных методов обучения
122 Индивидуальный подход к обучению математике учащихся старшей школы в условиях комплексного применения дистанционных и традиционных методов обучения
123 Компьютерные методы в аспекте их применения в дистанционном обучении математике
13 Дидактическая модель обучения математике старшеклассников в условиях комплексного применения дистанционных и традиционных методов в рамках индивидуального подхода
131 Методологические основы обучения математике в условиях комплексного применения дистанционных и традиционных методов обучения
132 Принципы обучения математике в условиях комплексного применения дистанционных и традиционных методов обучения
133 Характеристика компонентов процесса обучения в условиях комплексного применения дистанционных и традиционных методов обучения
Выводы
Глава II Методика обучения математике старшеклассников в условиях комплексного применения дистанционных и традиционных методов обучения
21 Обучение математике старшеклассников в условиях комплексного применения дистанционных и традиционных методов как средства реализации индивидуального подхода
211 Особенности организации процесса обучения математике старшеклассников в условиях комплексного применения дистанционных и традиционных методов обучения
212 Организационные формы обучения математике в условиях комплексного применения методов обучения
213 Самостоятельная работа как основной вид деятельности учащихся в условиях комплексного применения методов обучения
214 Контроль усвоения знаний и способов деятельности и их оценка при обучении в условиях комплексного применения методов обучения 22 Учебно-методическое обеспечение как компонент обучения в условиях комплексного применения дистанционных и традиционных методов Выводы
Глава III Организация и результаты проведения педагогического эксперимента
31 Организация педагогического эксперимента
32 Результаты педагогического эксперимента Выводы

Введение:

Актуальность исследования. Одной из существенных особенностей современного этапа общественного развития стала смена парадигмы образования: от образования «на всю жизнь» общество переходит к образованию «через всю жизнь». Современному обществу нужны граждане, у которых сформирована потребность постоянного самостоятельного приобретения, обновления и применения своих знаний, что представляется возможным при реализации непрерывного образования.
Основой непрерывного образования на современном этапе являются интенсивно развивающиеся и внедряющиеся в образовательное пространство России дистанционные образовательные технологии, активная реализация которых в настоящее время осуществляется как в вузах, так и в средних школах. Перспективной тенденцией в развитии непрерывного образования, его доступности, личностной ориентации является оптимальное сочетание дистанционных и традиционных форм и методов обучения.
Одним из преимуществ дистанционного обучения (ДО) является реальная возможность наиболее полного учета индивидуальных особенностей обучающихся и их образовательных потребностей при организации учебного процесса, в частности, самостоятельной работы учащихся и создании ситуации успеха для каждого ученика.
В настоящее время дистанционное обучение школьников предлагается использовать
• при изучении базовых курсов различных учебных дисциплин;
• в процессе обучения в рамках дополнительного образования (элективные курсы и спецкурсы по различным дисциплинам);
• в обучении во внеклассной работе (сетевые олимпиады, викторины, турниры школьников);
• при обучении в летних телекоммуникационных школах в городах России и стран ближнего зарубежья (Летняя академия естественных наук (JIAEH), детская Малая академия наук Крыма (МАН) и др.).
Многочисленные исследования (Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.В. Хуторской, Н.А. Варданян, С.Н. Суханова, Н.В. Шкарупа и др.), посвященные разработке методики использования дистанционных форм обучения в школе, не позволяют полностью решить все проблемы, которые возникают при внедрении компьютерных технологий в учебный процесс.
Математика как учебная дисциплина обладает большими возможностями для реализации дистанционного обучения, так как использование компьютеров позволяет усилить прикладную и практическую направленность курса математики и создает условия для реализации индивидуального подхода на качественно новом уровне. Необходимость комплексного использования дистанционных и традиционных методов для обучения математике обусловлена активным внедрением в вузовский и школьный учебные процессы дистанционных образовательных технологий, широким применением компьютерных методов при изучении математических дисциплин, предоставляющих дополнительные возможности (вычислительные, графические, визуализационные, справочно-информационные) для совершенствования и интенсификации процесса обучения.
Многочисленные дидактические и методические исследования Н.Н. Гомулиной, В.П. Беспалько, Е.И. Машбица, Е.С. Полат, И.В. Роберт и др. показывают, что применение современных информационных технологий (СИТ) в процессе обучения обеспечивает необходимые условия для развития познавательной деятельности учащихся. Теоретические проблемы и практические вопросы использования компьютеров в преподавании математики в средней и высшей школе решаются в работах Н.С. Анисимовой, JI. Боревского, В.А. Далингера, А. Демушкина, Н.И. Зильберберга, С.А. Кругликова, Э.И. Кузнецова, И.В. Роберт, Г.Н. Скобелева,
Е.В. Скрыльниковой, Е.К. Хеннера и т.д. Основное внимание в этих работах уделяется не только вопросам создания электронных средств учебного назначения с методикой их применения, но и проектированию информационно-коммуникационной среды, в которую будут встраиваться эти средства. Анализ этих работ показывает, что электронные учебные пособия и компьютерные обучающие программы могут быть использованы для осуществления как дистанционного, так и традиционного подходов к обучению.
В соответствии с концепцией общего среднего образования ученик должен быть реальным субъектом учебно-воспитательного процесса, для этого необходимо, во-первых, обеспечить развитие каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и образовательных потребностей, во-вторых, научить самостоятельно учиться. В связи с этим на первый план выходят проблемы обучения математике на основе индивидуального и деятельностного подхода (Е.С. Заир-Бек, П.В. Зуев, Г.К. Селевко, И.С. Якиманская, О.Б. Епишева, В.П. Беспалько, Т.И. Шамова и др.), которые могут быть решены по-новому в изменившихся современных условиях. Условия, появившиеся в результате технического прогресса, позволяют рассматривать возможности данных подходов обучения с новой позиции.
За последние годы в педагогической науке проведены исследования по различным направлениям в области теории и практики дистанционного обучения студентов и школьников. Среди них можно выделить работы, посвящённые разработке понятийно-терминологического аппарата дистанционного обучения (А.А. Андреев, A.M. Бершадский, М.П. Карпенко,
A.А. Калмыков, И.Г. Кревский, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В.И. Солдаткин,
B.П. Тихомиров и др.), в которых понятие «дистанционное обучение» рассматривается как средство обучения, как форма получения образования на расстоянии, как метод обучения, как совокупность информационных технологий.
Технологии дистанционного обучения и аспекты их применения в учебном процессе высшей и средней школы исследованы в работах Н.Н. Абакумовой, Н.А. Варданян, В.М. Данильченко, А.В. Дмитриевой, М.П. Карпенко, А-.С. Колоколова, А.И. Кузьмичева, Е.С. Полат, С.Н. Сухановой, Т.А.Фадеевой, А.В. Хуторского, Н.В. Шкарупа и др., в которых предлагается осуществлять обучение студентов и школьников базовым и элективным учебным курсам на основе различных дистанционных технологий при использовании разнообразных средств обучения.
Анализ материалов. Интернет показывает, что проблемами развития дистанционного образования для школьников в системе глобального образования сегодня занимается целый ряд межгосударственных, государственных и коммерческих центров. Наиболее полно ресурсы в области дистанционного образования представлены на сервере Евразийской ассоциации дистанционного образования (www.dist-edu.ru). Различные курсы дистанционного обучения предлагают: Московский комитет образования (www.sps.msk.ru); Московский городской дворец творчества детей и юношества (www.mgdtd.ru); московская компьютерная информационная детская сеть (www.mkids.ru); московская школа № 172 (www.infoline.ru/g23/7903/vt/schll72); Институт новых технологий образования (ИНТ), Москва (www.shool.edu.ru); Санкт-Петербургский филиал Института новых технологий образования (ИНТ) (www.nit.spb.ru); информационная система «Молодежь», коллекция школьных серверов (www.techno.ru); Ярославский областной центр ДО школьников (www.edu.yar.ru); Центр дистанционного обучения школьников «Эйдос», пос. Черноголовка Московская область (www.eidos.techno.ru).
В результате анализа теории и практики дистанционного обучения школьников можно отметить необходимость решения следующих вопросов: как организовать обучение математике, повышающее уровень усвоения учебного материала и уровень самостоятельной деятельности учащихся; каким должно быть содержание учебного материала, реализованного средствами дистанционного обучения, и по каким критериям необходимо осуществлять его отбор; как организовать самостоятельную работу учащихся с учетом их познавательных потребностей в условиях комплексного применения дистанционных и традиционных методов обучения; какую дистанционную технологию целесообразно положить в основу дистанционного обучения школьников; какие при этом средства обучения и средства взаимодействия педагога и учащихся наиболее эффективны. Вместе с тем, именно комплексное применение дистанционных и традиционных методов обучения имеет большие перспективы для реализации индивидуального подхода к обучению математике в высшей и средней школе, в то время как при реализации только традиционных методов обучения индивидуальные особенности учащихся и их образовательные потребности учитываются не в полной мере.
Таким образом, сложились следующие противоречия:
• между социальным заказом общества на предоставление возможности его гражданам получить образование в соответствии с их личностно-значимыми образовательными потребностями и недостаточным использованием возможностей дистанционного обучения в реализации этих потребностей;
• между большими дидактическими возможностями комплексного применения дистанционных и традиционных методов обучения как средства реализации индивидуального подхода и недостаточной разработанностью методик его осуществления в обучении школьников.
Необходимость разрешения указанных противоречий обусловливает актуальность данного исследования, а также его проблему: как следует использовать методы дистанционного обучения математике старшеклассников, чтобы реализовать индивидуальный подход в условиях традиционной школы?
Объект исследования - процесс обучения математике в старшей школе.
Предмет исследования - комплексное применение дистанционных и традиционных методов обучения математике учащихся старшей школы как средство реализации индивидуального подхода.
Цель исследования - научное обоснование и разработка методики обучения математике учащихся старшей школы, основанной на комплексном применении дистанционных и традиционных методов обучения с учетом их личностно-значимых образовательных потребностей.
Гипотеза исследования. Если обучение математике учащихся старшей школы будет осуществляться с учетом их индивидуальных особенностей и образовательных потребностей, а методика обучения основываться на комплексном применении дистанционных и традиционных методов, то. это позволит обеспечить:
• повышение уровня усвоения учащимися учебного материала;
• повышение уровня самостоятельной деятельности. .
При определении эффективности предложенной методики учитывалось:
• распределение учащихся по уровням усвоения учебного материала, выделенным В.П. Беспалько (уровни узнавания, алгоритмической деятельности, эвристической деятельности, творческой деятельности);
• распределение учащихся по уровням самостоятельной деятельности, выделенным А.С. Лындой (низкая, средняя, выше среднего, высокая).
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой сформулируем следующие задачи исследования:
1. На основе анализа математической, психолого-педагогической, научно-методической литературы определить состояние проблемы исследования и обосновать её значимость.
2. Выявить возможности комплексного использования дистанционных и традиционных методов обучения математике учащихся старшей школы как средства реализации индивидуального подхода.
3. Определить критерии отбора учебного материала для организации обучения в условиях комплексного применения дистанционных и традиционных методов обучения.
4. Построить дидактическую модель обучения математике учащихся старшей школы в условиях комплексного применения дистанционных и традиционных методов в рамках индивидуального подхода.
5. Научно обосновать и разработать методику обучения в условиях комплексного применения дистанционных и традиционных методов обучения, определить необходимые условия для организации самостоятельной деятельности старшеклассников как одного из аспектов реализации индивидуального подхода.
6. Провести педагогический эксперимент с целью подтверждения эффективности разработанной методики.
Методологической и методической основами исследования являются:
• теория деятельности (C.J1. Рубинштейн, JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев);
• работы в области индивидуализации обучения (Е.С. Заир-Бек, П.В. Зуев, Г.К. Селевко, И.С. Якиманская и др.);
• научные труды по теоретическим и методологическим основам развития и становления дистанционного обучения, в том числе дистанционного обучения школьников (А.А. Андреев, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.В. Хуторской и др.);
• теоретические и методические основы использования информационных технологий в качестве средства обучения математике (Н.С. Анисимова, JI. Боревский, В.А. Далингер, Н.И. Зильберберг, С.А. Кругликов, Э.И. Кузнецов, И.В. Роберт, Г.Н. Скобелев, Е.В. Скрыльникова, Е.К. Хеннер и др.).
Методы исследования. Теоретические методы', изучение и анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по исследуемой проблеме; изучение и анализ теории практики обучения как в системе традиционного, так и дистанционного обучения математике; моделирование, конструирование; анализ государственных образовательных стандартов, программ, учебников, учебных пособий и методических материалов.
Эмпирические методы: педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование; педагогический эксперимент по дистанционному обучению и его анализ, количественные и качественные методы обработки результатов исследования и их интерпретация.
Научная новизна исследования:
1. В отличие от работ B.JI. Внуковой и А.В. Дмитриевой, в которых исследованы возможности методов дистанционного обучения информатике учащихся основной школы и возможности дистанционного обучения математике в высшей школе, в настоящей работе обоснована целесообразность комплексного использования дистанционных и традиционных методов обучения в общеобразовательной школе.
2. Разработана и научно обоснована методика обучения математике старшеклассников в условиях комплексного применения методов, базирующаяся на модели обучения, для создания которой использованы деятельностный и индивидуальный подходы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
• научно обоснована и разработана модель обучения математике старшеклассников в условиях комплексного применения дистанционных и традиционных методов обучения с учетом индивидуального подхода;
• определены критерии отбора учебного материала для дистанционного обучения в условиях комплексного применения дистанционных и традиционных методов обучения (соответствие государственным образовательным стандартам; новизна учебного материала; степень ознакомленности учащихся с учебным материалом раздела или темы; недостаточность учебных материалов дифференцированного характера в традиционных информационных источниках; доступность и трудность учебного материала);
• определены необходимые условия для организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе дистанционного обучения математике на основе комплексного применения дистанционных и традиционных методов обучения с целью достижения более высокого уровня усвоения учебного материала: обучение по индивидуальным планам работы, реализация системы очных и дистанционных консультаций, создание учебно-методического обеспечения, учитывающего уровневую дифференциацию учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические разработки доведены до уровня конкретных методических рекомендаций:
• разработано учебно-методическое обеспечение элективного курса «Задачи с параметрами», включающее программу курса, пособие для учащихся, слайд-лекции, комплексы задач трёх уровней сложности, требования к математической подготовке учащихся по темам данного курса, тексты примерных контрольных работ, методические рекомендации по решению задач, индивидуальные задания для самостоятельной работы школьников;
• разработаны методические рекомендации по организации консультаций, определены объем и содержание консультаций по всему курсу;
• разработано пособие для педагогов по курсу «Задачи с параметрами» для дистанционного обучения в условиях комплексного применения методов обучения.
Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждены:
• всесторонним анализом психолого-педагогической и методической литературы, образовательных стандартов и учебных программ по проблеме исследования;
• длительностью проведения педагогического эксперимента, его повторяемостью и контролируемостью, что позволило получить необходимую репрезентативность выборки;
• результатами педагогического эксперимента со статистической обработкой данных экспериментальной работы, подтвердившего на качественном и количественном уровнях достоверность выдвинутой гипотезы;
• обсуждением на научно-практических семинарах учителей города и области.
Учебно-методические материалы, разработанные в ходе исследования, используются в процессе преподавания учителями математики общеобразовательных школ г. Чайковский Пермской области.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы в средних школах и Гимназии г. Чайковский Пермской области. Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-методических семинарах кафедры прикладной математики Пермского государственного технического университета и кафедры математических и общих естественно-научных дисциплин Чайковского филиала ПГТУ, на II и III Международных научно-практических конференциях «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве» (Пенза, 2003; 2004), на Международной научно-методической конференции «Учебный процесс в современной высшей школе» (Пермь, 2004), на II, III, IV, V научно-практических конференциях в Чайковском филиале Пермского государственного технического университета (Чайковский, 2002; 2003; 2004; 2005), научно-практической конференции южного куста Пермской области «Информационно-коммуникационные технологии в обновлении содержания образования» (Чайковский, 2005); опубликованы в сборниках научных трудов «Вестник ПГТУ. Математика и прикладная математика» (Пермь: Пермский гос. тех. ун-т, 2002; 2004).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. При создании методики обучения математике старшеклассников, основанной на комплексном применении дистанционных и традиционных методов обучения, в условиях реализации новой парадигмы образования необходимо учитывать познавательные потребности и индивидуальные особенности школьников, что в конечном итоге позволит повысить их уровень усвоения знаний и умений.
2. Процесс обучения на основе индивидуального подхода невозможен без проведения педагогической диагностики, реализации индивидуальных планов обучения каждого обучающегося, выполнение которых осуществляется путем проведения консультаций как в очной, так и дистанционной формах, специально разработанного учебно-методического обеспечения, включающего:
• информационный блок, в котором представлена информация об организации учебного процесса; содержательный блок, который содержит конспекты лекций и слайд-лекции, разработки практических занятий, образцы решения типовых задач, методические рекомендации по решению задач, индивидуальные задания трех уровней сложности для самостоятельной работы, примерные варианты контрольных работ; контрольно-оценочный блок, в который включены материалы контрольных и зачетньж работ.
3. Интенсивная контролируемая самостоятельная работа учащихся дает высокий результат обучения только в том случае, когда учтены образовательные потребности и индивидуальные особенности обучающихся, учебные материалы представлены в виде кейсов, обучающее взаимодействие (дистанционно и/или очно) учащихся с преподавателем осуществляется при максимальном использовании современных информационных технологий.
4. Критериями эффективности методики обучения математике старшеклассников в условиях комплексного применения дистанционных и традиционных методов при реализации индивидуального подхода служат:
• повышение уровня усвоения учащимися учебного материала по предмету;
• повышение уровня самостоятельной деятельности учащихся. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав,

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 288 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz