Воскресенье, 2020-11-29, 10:28 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 4 » Скачать Когнитивно-коммуникативная методика формирования профессионально-педагогических навыков студентов-филологов. Сорокоумова, бесплатно
10:51 PM
Скачать Когнитивно-коммуникативная методика формирования профессионально-педагогических навыков студентов-филологов. Сорокоумова, бесплатно

Когнитивно-коммуникативная методика формирования профессионально-педагогических навыков студентов-филологов

Диссертация

Автор: Сорокоумова, Валентина Николаевна

Название: Когнитивно-коммуникативная методика формирования профессионально-педагогических навыков студентов-филологов

Справка: Сорокоумова, Валентина Николаевна. Когнитивно-коммуникативная методика формирования профессионально-педагогических навыков студентов-филологов : диссертация доктора педагогических наук : 13.00.02 Орел, 2005 411 c. : 71 05-13/149

Объем: 411 стр.

Информация: Орел, 2005


Содержание:

Глава
I ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
1 Специальная подготовка будущих учителей русского языка
3 Роль методической подготовки учителя русского языка в системе высшего профессионального образования
Выводы к главе
Глава
II ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТРШНОЙ МЕТОДИКИ
2 Проблема когнитивности в логике, психологии, лингвистике
3 Теоретическое обоснование коммуникативности в психологии, лингвистике формирования речевых навыков
5 Освещение проблемы педагогического общения в методической литературе с точки зрения когнитивно-коммуникативной методики
Выводы ко IIглаве
Глава
III СОДЕРЖАНИЕ КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ
1 Структура когнитивно-коммуникативной методики
2 Этапы формирования профессионально-педагогических навыков студентов -филологов
3 Система когнитивно-коммуникативных знаний и умений
4 Когнитивные и коммуникативные методы обзд1ения студентовфилологов как основа формирования профессиональных навыков
4 Взаимозависимость когнитивности и коммуникативности в процессе Профессионально-педагогическая подготовка студента-филолога
2 Состояние системы высшего филологического образования в России
341 Методы обучения I ступени развития когнитивной и коммуникативной способности
342 Методы обучения II ступени развития когнитивной и коммуникативной способности
343 Методы обучения III ступени развития когнитивной и коммуникативной способности
Выводы к III главе
Глава
IV ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВФИЛОЛОГОВ В АСПЕКТЕ КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ
1 Организация экспериментального обучения студентов-филологов
2 Реализация когнитивно-коммуникативной методики формирования профессионально-педагогических навыков студентов-филологов в предметах методического цикла
3 Система занятий экспериментального обучения
431 Система занятий по «Теории и методике обучения русскому языку»
432 Система занятий по «Истории и методологии предмета»
433 Система занятий по «Научным основам школьного курса русского языка» школьного курса русского языка»
4 Анализ результатов экспериментального обучения студентовфилологов
Выводы кIVглаве ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ |369 394 г
434 Содержание

Введение:

В условиях всё возрастающих требований к уровню специальной подготовки выпускников вузов, смены общеобразовательных парадигм, фиксирующих переход от массово-репродуктивных форм и методов преподавания к индивидуально-творческим, возникает необходимость усовершенствования системы подготовки будущих специалистов к профессиональному, компетентному вхождению в современный рынок труда с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании и саморазвитии. Высокий уровень профессиональной подготовки специалиста характеризуется развитой способностью к рещению профессиональных задач, т.е. развитым профессиональным мышлением и сознанием. Но любому профессиональному мыпшению угрожает опасность догматизма, нарушающего целостность и всесторонность развития личности. В этом случае профессиональная подготовка становится средством, исключающим узкий профессионализм. Нужно отметить, что исследование проблем формирования профессиональных навыков в высшей школе одно из наиболее востребованных направлений отечественной педагогической науки. В области профессиональной подготовки будущих специалистов разработан ряд концептуальных положений о закономерностях, целях, методах и принципах обучения (СИ. Архангельский, А.А. Вербицкий, М.Г. Гарунова, E.G. Гершунский, В.А. Попков и А.В. Коржуев, Л.Г. Сёмушкин, Д. Смирнов, Ю.Г. Фокин), об организации и содержании общепедагогической подготовки учителя (О.А. Абдуллина, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин), о методике подготовки учителя в системе непрерывного образования (Е.П. Белозерцев), о системном подходе к реализации технологий обучения творческой педагогической деятельности (Ю.Н. Кулюткин, М.М. Левина, Ф. Янушкевич), о профессионально-педагогической культуре преподавателя (И.Ф. Исаев, Н.И. Лифинцева, Л.Н. Макарова), о речевой коммуникации в зебном процессе и риторических моделях педагогического общения (Л.В. Ассуирова, Н.Д. Десяева, Т.А. Ладыженская, Т.А. Лебедева). Методика высшей школы за последние 10 лет вышла на уровень приоритетных областей педагогической науки. Появляются исследования по различным проблемам: педагогика и психология высшей школы, общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования, профессионально-педагогическая культура преподавателя вуза и другие. Появляются также исследования, связанные с формированием профессиональных навыков у будущих учителей русского языка и предполагающие овладение системой знаний и умений, предусмотренной Государственным образовательным стандартом высшего профессионаньного образования, а также комплексом специальных умений, связанных со способностью донести эти знания до учащихся средней школы. Между тем современная организация подготовки будущих учителей русского языка имеет целый ряд существенных недостатков: постановка целей и отбор содержания обучения методике преподавания русского языка во многих случаях осуществляется интуитивно, без учёта закономерностей современного процесса профессиональной подготовки, междисциплинарных связей внутри образовательной области «Филология» и конкретной ситуации обучения; не учитываются психолингвистические особенности развития современных студентов-филологов, вследствие чего в процесс подготовки специалистов вводят неэффективные методы и приёмы; развивающий потенциал курса теории и методики обучения русскому языку реализуется явно недостаточно; не в полной мере используются возможности методики преподавания русского языка для формирования когнитивных способностей, а также для формирования профессиональной речи будущих учителей; традиционные подходы к методике преподавания русского языка не позволяют научить студентов-филологов ориентироваться в учебно-научной литературе и адаптировать извлечённый материал в конкретной учебной ситуации. Таким образом, сложилось противоречие между потребностями общества в высококачественных специалистах (учителях русского языка) и существующим, не всегда эффективным, уровнем их профессиональной подготовки в вузе. Одна из главных причин такого положения дел познавательные затруднения, представляющие собой барьер в понимании, осознанном усвоении, воспроизведении и продуктивном использовании различных фрагментов учебного материала, в осмыслении сущностных связей и отношений зависимости между изучаемыми объектами, явлениями и фрагментами описывающего их знания: законами, частными закономерностями и т.п. Более пристальное рассмотрение учебного процесса в вузе позволяет обозначить обстоятельства возникновения познавательных затруднений, испытываемых студентами: недостаточно высокий уровень предметной подготовки студентов, отсутствие у них мотивации приобретения профессиональных навыков, несовершенство учебных планов. Между тем методика русского языка особая наука, изучаемая в вузе, которая, кроме сообщения теоретических сведений, предполагает формирование профессиональных умений, навыков и готовит студентов к учительской деятельности. Предмет изучения данной науки педагогический процесс, представляющий собой механизм взаимодействия между учителемсловесником и учащимися. Именно этот курс позволит студентам филологического факультета осмыслить этот механизм, стать полноправным его организатором и участником. Особенностью методики русского языка как учебного предмета в университете является не простое изложение материала методистом и его заучивание студентами, а активное восприятие изучаемого как руководства ведущей профессиональной деятельности. Именно поэтому курс методики русского языка должен способствовать развитию профессионально-педагогического мышления, речи будущего специалиста, а также развитию методического чутья, которое основано на понимании материала, умении отобрать его для занятий и изложить в доступной для учащихся форме, на знании психологических, педагогических, лингвистических особенностей усвоения изучаемого материала, а также методов и приемов обучения. Вместе с тем анализ уровня знаний у студентов, степени восприятия ими предлагаемого материала со всей убедительностью показывает, что представленный в огромном множестве учебников и пособий материал требует существенной переработки. На наш взгляд, развитие когнитивных и коммуникативных умений, приобретаемых в процессе изучения студентами-филологами дисциплин методического цикла, существенным образом повлияет на формирование профессиональных навыков будущих учителей русского языка. Нужно отметить, что в предшествующих исследованиях по методике высшей школы проблема формирования профессионально-педагогических навыков студентов за счёт развития когнитивных и коммуникативных умений не ставилась. Это обстоятельство и определило проблему данного исследования, состоявшую в разработке методики, которая обеспечивает усвоение глубоких и прочных знаний по дисциплинам методического цикла и формирование соответствующих умений и навыков у студентов без увеличения учебной нагрузки и при сокращении аудиторного времени в соответствии с учебными планами последних поколений. Мы выделяем 3 этапа в профессионально-педагогической подготовке учителя-словесника. Первый этап овладение основными понятиями лингвистики, психологии, педагогики, знакомство с учебным процессом во время пассивной практики и демонстрация использования знаний по лингвистике, психологии и педагогике на уроках русского языка во время этой практики; второй этап изучение теории и методики преподавания русского языка; третий этап конкретная педагогическая деятельность на профессиональном уровне во время педагогической практики и углубление и расширение профессионально-педагогические знаний и умений. Таким образом, актуальность выбранной нами проблемы определяется тем, что в современном обществе возникла необходимость усовершенствования системы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей. Объектом исследования является процесс изучения вузовского курса методики преподавания русского языка на основе когнитивности и коммуникативности, деятельность преподавателя методики русского языка и студентов филологического факультета в процессе формирования у последних профессиональных навыков. Предметом исследования выступает когнитивно-коммуникативная методика формирования профессионально-педагогических навыков студентовфилологов. Гипотеза исследования основана на предположении: если в основу изучения вузовских дисциплин методического циюта положить когнитивнокоммуникативную методику, то процесс формирования профессиональнопедагогических навыков студентов-филологов без увеличения учебной нагрузки и при сокращении времени на обучение станет более целенаправленным и сознательным. Цель исследования: разработать когнитивно-коммуникативную методику обучения студентов-филологов свободной профессиональной речевой деятельности на основе формирования системы профессиональнопедагогических знаний. Ядром такой системы становится курс «Теория и методика преподавания русского языка» со всеми примыкающими дисциплинами (это объединение дисциплин вузовского обучения в дальнейшем мы будем именовать методическим циклом). Именно при изучении этого курса у студентов-филологов должны развиваться и совершенствоваться все виды речевой деятельности в их профессиональном аспекте (чтение, письмо, аудирование, говорение) В соответствии с этим методический цикл должен выстраиваться на основе когнитивно-коммуникативной методики, помогающей подготовить специалиста, умеющего быстро и качественно обучить любую аудиторию. А это значит такой специалист всегда будет востребован на современном «рынке труда». Задачи исследования: 1) проанализировать исследования по проблемам профессиональной подготовки в современной высшей школе и систему вузовской подготовки учителей русского языка; 2) разработать когнитивно-коммуникативную методику профессиональной подготовки будущего учителя русского языка, определить систему когнитивно-коммуникативных методов, обеспечивающих формирование профессионально-педагогических навыков; 3) проверить разработанную систему обучения с помощью лонгитюдного эксперимента, проводимого с начала III курса и заканчивающегося в начале V курса, когда завершается изучение предметов лингво-дидактического направления. Кроме основных задач исследования, решались дополнительные, связанные с определением особенностей современного учебного процесса в высшей школе и проблемами мотивации формирования профессиональнопедагогических навыков у студентов-филологов. Для решения поставленных задач были выбраны методы и исследовательские подходы, адекватные природе исследуемого феномена: системно-структурный сущностный подход к анализу изучаемых явлений; методы теоретического межпредметного анализа систем знаний (ретроспективный, сравнительно-сопоставительный); прогностические методы (моделирование учебного процесса в вариативных педагогических контекстах); обсервационные методы (наблюдения, анализ учебных и программных материалов); экспериментальные методы (экспериментальное обучение); статистические методы (анкетирование, опросы); праксиметрические методы (анализ ответов, смоделированных учебных ситуаций, контрольных работ). Теоретической и методологической основой исследования явились: фундаментальные труды по методике преподавания русского языка Ф.И. Буслаева, П.О. Афанасьева, Л.В. Щербы, A.M. Пешковского, В.А. Добромыслова, К.Б. Бархина, Е.С. Истриной, Е.А. Бариновой, А.В. Текучёва и др.; основные идеи личностно-развивающего и проблемного обучения Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.В. Бондаревской, К.Б. Есилович, Е.Н. Шиянова, И.Б. Котовой и др.; концептуальные подходы формирования интеллектуальных, когнитивных (познавательных) способностей Дж. Андерсона, Дж. Брунера, Л. Рубинштейна, Н.В. Виденеева, П.Я. Гальперина, И.Я. Лернера, В.В. Давыдова, Ж. Пиаже и др.; концептуальные подходы изучения речевых способностей В.Г.Костомарова, Т.А. Ладыженской, Е.А. Ножина и др.; ряд психолого-лингвистических положений формирования когнитивного стиля обучающегося Е.С. Кубряковой, М.Д. Холодной, Д. Слобина, P.M. Фрумкиной, Д.И. Изаренкова и др.; основные положения теории речевой деятельности Дж. Брунера, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, И.А. Зимней, Н.И. Жинкина, A.M. Шахнаровича и др.; методики речевого и языкового развития обучающихся Л.В. Щербы, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, СИ. Львовой, Е. В. Любичевой, Е.Н. Пузанковой, О.В. Филипповой и др.; обоснование речевого поведения Т.Е. Винокура, Э.Г. Гельфмана, М.А. Холодной, Л.Н. Демидовой, О.Я. Гойхмана и др.; учения о психолингвистических закономерностях владения и овладения речью П.Я. Гальперина, А.А. Леонтьева, И.А. Зимней, Е.М. Верещагина, Ю.Н. Караулова и др.; психолого-педагогические теории о формировании профессиональных качеств К.М. Гуревича, З.Ф. Есаревой, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, СД.Смирнова и др.; труды по когнитивной лингвистике Н.Н. Болдырева, В.З. Демьянкова, Н. Хомского и др.; системы гармоничного образования и комплексного обучения родному языку Е.А. Быстровой, А.Д. Дейкиной, СИ. Львовой, Е.В. Любичевой и Др.; системы подготовки учителей русского языка Е.А. Бариновой, Г.И. Блинова, Б.Т. Панова, Т.В. Напольновой, П.С. Пустовалова, Ю.Г.Федотовой и др.; обоснование современного высшего образования В.А. Попкова и А.В. Коржуева, В.А. Садовничего, В.В. Белокурова и др. Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов. 1. 1992 г. 1998 г. Теоретическое и практическое исследование проблем формирования профессионально-педагогических навыков студентовфилологов, тенденций и путей перестройки системы вузовского образования; изучение состояния современного высшего образования в России. 2. 1992 г. 2004 г. Отработка понятийного аппарата; выбор методологии исследования, формулирование рабочей гипотезы; определение методики организации исследования; экспериментальное обучение в Орловском государственном университете, апробация полученных результатов, написание и издание статей, учебных пособий, программ. 3. 2001 г. 2004 г. Систематизация и обобщение результатов исследования, их внедрение в систему высшего образования; написание статей, монографии и учебного пособия для студентов-филологов по теории и методике обучения русскому языку; оформление результатов исследования в виде диссертации. Научная новизна исследования заключена в том, что реализована стратегия профессионально-педагогического обучения в рамках профессионально-когнитивной, профессионально-коммуникативной, профессиональнодеятельностной, личностно-ориентированной парадигм современного образования. В связи с этим 1) определена многоуровневая система профессиональнопедагогической подготовки будущего учителя русского языка в вузе; 2) разработана когнитивно-коммуникативная методика формирования профессионально-педагогических навыков будущих учителей русского языка; 3) предложена модель системно-предметной организации профессионально-педагогической подготовки студентов, реализующая когнитивнокоммуникативную методику в системе предметов методического цикла и позволяющая студентам-филологам поэтапно овладевать навыками организации процесса обучения школьников русскому языку; 4) уточнены когнитивные и коммуникативные умения, а также разработаны когнитивно-коммуникативные методы обзения студентов, формирующие профессионально-педагогические навыки; 5) определена зависимость качества процесса профессиональнопедагогической подготовки от совершенствования когнитивнокоммуникативных способностей студентов.Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нём проведен всесторонний, комплексный анализ психолингвистических, лингвистических и методических закономерностей и специфики формирования профессионально-педагогических навыков студентов-филологов. В работе получили современную интерпретацию многие положения методической науки, сформулированы новые подходы к построению системы обучения студентов-филологов с точки зрения формирования педагогических навыков: соотнесены условия образования, воспитания и развития когнитивных и коммуникативных способностей студентов и задачи формирования у них профессиональных навыков; выявлены различия между традиционным содержанием курса «Теории и методики обучения русскому языку» и содержанием дисциплин методического циьспа, реализующего когнитивно-коммуникативную методику формирования профессионально-педагогических навыков; проанализированы возможности развития когнитивных и коммуникативных способностей студентов-филологов, показана зависимость становления их профессионализма от совершенствования познавательных и речевых умений будущих учителей русского языка; предложена классификация когнитивно-коммуникативных методов профессиональной подготовки студентов-филологов в зависимости от этапа обучения. Разработанная концепция и система ее реализации позволяют создавать методики обучения студентов различных специальностей, направленные на формирование профессионально-педагогических навыков на основе развития когнитивно-коммуникативных способностей. Практическое значение исследования определяется тем, что его результаты вносят существенный вклад в развитие вузовского профессионального обучения: профессиональноопределены содержание и методы обучения, которые обеспечивают успешное усвоение знаний в области методики преподавания русского языка и формирование соответствзющих педагогических умений и навыков на когникативно-коммуникативной основе; даны рекомендации для учета индивидуального познавательного стиля студента в процессе решения им коммуникативных и когнитивных учебных задач, предложена обобщающая схема анализа параметров ситуации обучения, позволяющая построить модель обучения, максимально учитывающую потребности и возможности субъектов учебного процесса, а также корректировать ее в дальнейшем, анализируя изменяющиеся факторы, разработана коммуникативных поэтапная система в использования процессе когнитивнометодов обучения профессионально- педагогической подготовки студентов-филологов. Процесс формирования когнитивных и коммуникативных умений влияет на развитие педагогического мышления и профессиональной речи будущих специалистов и позволяет сократить количество часов на изучение курса «Теории и методики обучения русскому языку», что согласуется с особенностями построения современного учебного плана вузовской подготовки специалистов. Достоверность полученных научных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положений; использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его целям и задачам, природе изучаемых процессов; сопоставлением результатов исследования с практикой профессионально-педагогической подготовки студентов. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в соответствии с его основными этапами. Написанные на основе исследования

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 167 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz