Четверг, 2024-04-25, 1:22 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 15 » Скачать Классический танец в культурном пространстве Петербурга, XVIII - начало ХХ вв.. Юн Ен Сон бесплатно
10:26 AM
Скачать Классический танец в культурном пространстве Петербурга, XVIII - начало ХХ вв.. Юн Ен Сон бесплатно
Классический танец в культурном пространстве Петербурга, XVIII - начало ХХ вв.

Диссертация

Автор: Юн Ен Сон

Название: Классический танец в культурном пространстве Петербурга, XVIII - начало ХХ вв.

Справка: Юн Ен Сон. Санкт-Петербург, 0 134 c. :

Объем: 134 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 0


Содержание:

Введение3 ГлЛ «Классический танец в системе художественной культуры»
11 Феномен классического танца
12 Основные характерологические черты и стилистика русской школы классического танца
ГлН «Культурные и творческие традиции классического танца в Петербурге ХУШ - начХХ века"
21 Становление и развитие классического танца в "петербургский" период русской культуры как форма культурного диалогаевропейскимиранами 59
22 Роль петербургского балетного образования в развитии традиций классического танца в ХУШ-начХХ вв 84

Введение:

В обстановке глобальных и интенсивных мировых культурных контактов народы мира испытывают потребность дополнить собственные культурные традиции ценностями других народов. Являясь искусством подлинно интернациональным в силу своего художественного языка, современный классический танец переносится из страны в страну, постоянно обогащаясь и развиваясь. Обращаясь к вершинам прошлого и настоящего, он вбирает в себя все непреходящее, способное к национальному переосмыслению, что составляет саму суть его художественных возможностей и культурных традиций. В сокровищницу общечеловеческих «наследственных богатств» культуры (по выражению H.H. Страхова) Россией был внесен существенный вклад. Среди даров русской культуры человечеству не последняя роль принадлежит наследию русской школы академического танца. Рассмотрение исторического материала по русскому классическому танцу в том или ином виде, в котором он может быть представлен наиболее ярко и выразительно, составляет важнейший аспект актуальности данного исследования.
В современной Корее существует потребность в освоении опыта западноевропейской и русской духовной культуры, в частности классического танца. Это стало возможно благодаря глубоким структурным преобразованиям, охватившим в XX веке все стороны жизни общества, сделавшим корейскую культуру более восприимчивой и открытой. В Корее, обладающей собственными традициями танцевального искусства, в настоящее время велик интерес к европейской хореографии; классический танец -искусство относительно молодое для Кореи - пользуется большой популярностью. Изучение классического танца как явления русской и, в частности, петербургской культуры имеет для Кореи большое значение в силу ставшим особенно интенсивными в последние годы культурным контактам с Россией, в том числе и в области хореографического искусства.
Классический танец зародился как явление европейской художественной культуры Нового времени в сфере аристократии того времени и развивался в дальнейшем в связи с общей эволюцией европейской, а в XX веке и неевропейской (в том числе американской и др.) культур. Он представляет собою целостную систему, появление которой во многом стало плодом культурного взаимодействия России и ряда стран Западной Европы (в первую очередь Франции и Италии) в ХУШ - начала XX века. В результате этого сложного процесса возникла система собственно хореографических движений, особенный художественно - выразительный язык пластики, составляющий созидательный материал танцевальной образности. Сам термин «классический танец» возник в России в конце XIX века в результате выделения некоторых видов сценического танца. Введение термина было призвано выявить приоритетное значение данного вида танца в балете. Классический танец, возникший в определенном историческом и социально - культурном контексте, как явление элитарно - аристократической культуры вышел впоследствии из этих узких социальных рамок, оставив за собою, прежде всего, функцию структурной основы синтеза искусств в балете.
Нельзя переоценить также его значение и для развития богатства всех направлений современной танцевальной культуры. Классический танец в своей системе формирует столь совершенные моторные навыки, что при овладении ими открывается свободный выбор поведенческих движений и их сочетаний. Движение предстает в нем в своем высшем, идеальном воплощении, оно лишено случайных элементов и бытовых проявлений. Рассмотрение классического танца как целостного культурного феномена открывает возможности более полного постижения его художественно-творческих возможностей.
Классический танец в основных моментах его развития, в его стилевых особенностях - яркий культурный феномен, востребованный в современном мире. Вместе с тем, ныне он является одним из самых дискуссионных явлений. Развитие современного танцевального искусства идет непростыми путями, отражая общую картину эволюции художественной культуры ушедшего столетия. Уже на рубеже XIX и XX веков с появлением хореографического авангарда в театрально-танцевальной культуре разных стран наметилась тенденция к переоценке ценностей, к отказу от классических традиций. С этих позиций академический танец стал рассматриваться только как «наследие», а классический балет как своеобразный «музей» танца. Вследствие этого в XX веке остро встал вопрос о выразительных возможностях присущего ему художественного языка, о его роли в системе художественной культуры в целом. Однако, несмотря на общий кризис классического искусства, система классического танца, возникшая в определенных исторических и социально - культурных условиях, продолжила свое существование, оставив за собой функцию воплощения категорий возвышенного, поэтического и прекрасного в хореографическом искусстве. Балетный классицизм, в основе которого лежит эта система, продолжает сохранять свое значение как одно из воплощений ценностей гуманистической культуры, ориентированной на освоение античного и общеевропейского наследия и формирование на этой основе духовно богатой личности. Поэтому данный ракурс изучения классического танца также представляется чрезвычайно актуальным.
Россия ныне является одной из немногих стран, где бережно сохранены и развиваются традиции танцевальной классики, явившиеся в свою очередь плодом более, чем двухсотлетней истории освоения и эволюции европейского опыта на ниве русской культуры. Результатом культурного взаимодействия России и ряда стран Западной Европы (в первую очередь Франции и Италии) в «петербургский» период истории русской культуры стало появление академической школы, получившей признание во всем мире. Феномен художественной культуры, привитый благодаря процессу европеизации всех граней русской жизни, и сумевший обрести в силу уникальных социально - культурных условий новые возможности для дальнейшего развития, классический танец занял видное место в иерархии культурных ценностей Петербурга. Классический танец в России стал ярким символом культурного диалога с Европой, открывшегося с началом петровских преобразований. Опираясь на талантливость русских исполнителей, западно-европейские хореографы на протяжении более полутора веков шлифовали и разрабатывали его в России. Процесс развития изобразительно - выразительных средств классического танца в России проходил через различные этапы, сопровождавшиеся становлением собственной его школы, которая заняла к концу XIX века передовое место в мире. В русле формирования национальной традиции классического танца Петербургу принадлежит особая роль. В XX веке балет воспринимался как искусство с русскими, а точнее петербургскими корнями.
Особая культурная атмосфера Петербурга во многом обусловила самобытный стиль сформировавшейся здесь в ХУШ - начале XX века школы классического танца. Балет в свою очередь стал важнейшей частью культурной ауры Петербурга.
На протяжении почти двух столетий в Петербурге складывалось балетное образование, формировались его традиции, во многом сохраняющие свое исключительное значение в развитии мировой культуры танца и сейчас. Старейшая в России петербургская балетная школа является национальной культурной ценностью, зримым символом высших достижений хореографического искусства. В свете вышесказанного осмысление культурных и творческих традиций классического танца в пространстве петербургской культуры представляется особо актуальным.
Объектом диссертационного исследования является классический танец как феномен культуры.
Предмет исследования - классический танец в контексте культуры Петербурга ХУШ - начала XX веков.
Цель работы: исследовать характерные особенности и историческую эволюцию системы классического танца в культурном пространстве Петербурга ХУШ - начала XX веков.
Данная цель определяет следующие задачи исследования:
• осуществить культурологический анализ феноменологии классического танца;
• выявить стилистические особенности художественно - творческого языка классического танца в русле традиций русской академической школы;
• показать генезис и историческую эволюцию классического танца в «петербургский» период истории русской культуры в контексте культурного диалога России и европейских стран (Франции, Италии); рассмотреть важнейшие исторические этапы становления и развития, провести культурно - исторический анализ петербургского балетного образования в период ХУШ - XX вв.
Степень разработанности проблемы: В России за последние 100 лет было опубликовано большое число многообразных материалов по балету: книги К.А. Скальковского, В.Я. Светлова, труды по истории балета С.Н. Худекова, А. Плещеева, публикации в журналах «Мир искусства», «Аполлон», «Солнце России» и других иллюстрированных изданиях. Одним из ведущих критиков дореволюционной России был А.Я. Левинсон. После революции в разных странах вышли книги С.М. Лифаря, М.М. Фокина, Т.П. Карсавиной, В.Ф. Нижинского, Л.Ф.Мясина и других деятелей русского балета, оказавшихся в эмиграции. В Советском Союзе также было опубликовано немало работ по различным аспектам изучения балетной классики. Многократно издавалась книга А.Я. Вагановой, а также разнообразные учебные пособия и материалы по классической хореографии. Среди искусствоведческих и исторических следует назвать публикации A.A. Гвоздева, Б.В. Асафьева, И.И. Соллертинского, А.Г. Мовшенсона, Ф.В. Лопухова, Ю.И. Слонимского, П. Карпа, Н.И. Эльяша, Б.Львова - Анохина и других авторов. Фундаментальные исследования по истории балета принадлежат В.М. Красовской. В последние годы были опубликованы мемуары М.И. Петита, М.Ф. Кшесинской, С.Л. Григорьева, Б.Ф. Нижинской и прочих. В Корее в настоящее время почти нет литературы, посвященной классическому танцу. Редкое исключение составляют переводные издания, в основном англоязычных авторов по истории хореографии, в них, как правило, отмечается выдающаяся роль русской традищш в развитии мирового искусства танца. В последние годы в Англии, США, Франции вышел ряд искусствоведческих работ, в которые включены разделы по русскому балету. Охватывая весь этот массив литературы, следует констатировать, что в большинстве изданий проблема осмысления русского классического танца находится в русле искусствоведческих и исторических изысканий. Его сущность как особого культурного явления отражена неполно, либо затрагивается фрагментарно. Особняком среди работ прошлых лет стоят труды А.Л. Волынского . На рубеже веков XIX и XX веков он одним из первых приблизился к осмыслению классического танца как особого культурного феномена. Удачной попыткой историко-культурного анализа природы и сущности классического танца является написанная ранее и изданная в 1987г. книга Л.Д. Блок «Классический танец: история и современность». О возросшем в последние годы интересе к различным теоретическим проблемам балетного искусства свидетельствуют материалы, публикуемые в Вестнике Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой, а также появление ряда диссертационных работ: Кульвера А. Пресли «Русский балет как феномен духовности», Т.И. Головиной «Мемуары как источник культурологического исследования (на примере балетных мемуаров)», Н.Р. Смирновой «Русская школа классического танца. Период становления» и др. Стремлением ввести балет в общий контекст истории русской культуры отмечены труды Ю.И. Слонимского «Балетные строки Пушкина», Н.И. Эльяша «Пушкин и балетный театр», статья O.A. Петрова «Балет в русском искусстве второй половины XIX века» (Вестник АРБ им.А.Я. Вагановой 1995. № 4).
В преддверии празднования трехсотлетнего юбилея возрастает количество книг и статей, освещающих различные грани истории культуры Петербурга. Среди них следует особо выделить целостное фундаментальное исследование М.С. Кагана «Град Петров в истории русской культуры».
Однако, несмотря на наличие этих многочисленных изданий, до сих пор нет еще работы, посвященной комплексному историко-культурному анализу классического танца в контексте петербургской культуры XYIII - нач. ХХвв. Это определило проблемное поле данного исследования.
Методологические основы и методы исследования. В качестве основной теоретической парадигмы исследования используется культурологический подход; он включает в себя историографический, историко-культурный, философско-теоретический методы; в работе использована также междисциплинарная методология с привлечением элементов искусствоведческого и семиотического анализа.
Методологическую базу исследования составили труды видных теоретиков - культурологов, историков культуры: С.Н. Артановского, С.Н.
Иконниковой, М.С. Кагана и других; теоретико -методологические исследования художественной культуры и ее аспектов С.Т. Махлиной, Л.М. Мосоловой; работы исследователей культуры Петербурга: Н.П. Анциферова, Ю.М.Лотмана, М.С. Кагана; труды по истории и теории классического танца А.Л. Волынского, Л.Д. Блок, В.М. Красовской; историко - культурные исследования частного и общего характера.
Источниковую и исследовательскую базу работы составили: произведения балетного искусства, отражающие принципы петербургской классической школы, иконографические материалы, архивные материалы по истории петербургского балета и балетного образования в Росси.
Положения, выносимые на защиту:
1. Классический танец - исторически сложившаяся в европейском театре танцевальная система - являет собою многогранный культурный феномен, востребованный в современном мире. В художественной культуре классический танец предстает и как форма духовного наследия, и как технологическая база поэтики многообразных жанров танцевального искусства. Его художественно-творческий язык, основанный на «огранке» пластики и движений особыми культурными нормами, с наибольшей полнотой способствует воплощению символическим языком танца возвышенных устремлений человеческого духа, идеальных ценностей культуры.
2. Классический танец интернационален по сути, но способен к национальному осмыслению. Отличительной особенностью и важнейшим художественно-творческим принципом русской школы классического танца являются не только техническое совершенство, но особая одухотворенность, содержательность, выразительность.
3. Перенесенный в начале ХУШ в. на почву имперской столицы -Петербурга - как символ «европейскости» и аристократизма, классический танец развился в России на основе культурного диалога с зарубежными странами (прежде всего Францией и Италией) в национальную школу, получившую к концу XIX столетия международное признание.
4. Особая культурная атмосфера Петербурга, высокий статус классицистического искусства в его культурном континууме способствовали на протяжении двух веков формированию уникального стиля петербургской школы классического танца, имевшей приоритетное значение как для России, так и для развития всего мирового балета в XX столетии.
5. Культурные и творческие традиции петербургского хореографического образования, складывавшегося на протяжении ХУШ - нач. XX веков, представляют собою целостное уникальное явление, во многом определившее в XX веке развитие мировой культуры танца.
Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что его материалы могут быть использованы при изучении истории и теории классического танца, учитывая особенно недостаточность такого рода работ в Корее; полученные результаты могут быть включены в содержание университетских курсов по истории балета, русской и мировой художественной культуры, культуры Петербурга, а также спецкурсов по проблемам классической хореографии, что должно сказаться самым благотворным образом на развитии образования и хореографической культуры в Корее. Самостоятельное научно - практическое значение имеет представленная в работе библиография.
Научную новизну исследования обусловило применение комплексного междисциплинарного подхода в изучении классического танца рассмотрение в работе классического танца как особого культурного феномена, представляющего собою как форму духовного наследия, так и как целостную художественную систему, составляющую основу поэтики современного искусства танца; выявление характерологических особенностей системы классического танца сквозь призму комплексного историко - культурного и теоретике -эстетического анализа; показ становления и эволюции основных принципов и характерологических черт системы классического танца в «петербургский период» истории русской культуры в контексте диалогических процессов развития русской и европейской культур.
Основная гипотеза исследования. Международная привлекательность петербургской школы классического танца как основы технического мастерства и поэтики современного танцевального искусства, ее ценность как неотъемлемой части духовного наследия обусловлены богатством творческих традиций, сформировавшихся в контексте культуры Петербурга Х?Ш - начала XX веков.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 242 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz