Суббота, 2020-10-24, 1:26 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 21 » Скачать Язык в коммуникативном пространстве этносов. Сафиуллина, Ирина Михайловна бесплатно
7:39 AM
Скачать Язык в коммуникативном пространстве этносов. Сафиуллина, Ирина Михайловна бесплатно
Язык в коммуникативном пространстве этносов

Диссертация

Автор: Сафиуллина, Ирина Михайловна

Название: Язык в коммуникативном пространстве этносов

Справка: Сафиуллина, Ирина Михайловна. Язык в коммуникативном пространстве этносов : диссертация кандидата философских наук : 09.00.13 Нижний Новгород, 2004 169 c. : 61 05-9/28

Объем: 169 стр.

Информация: Нижний Новгород, 2004


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЭТНОСОВ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
§1 СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА ЭТНОСОВ 12
§2 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА31
ГЛАВА II ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
КОММУНИКАЦИИ
§1 ФИЛОСОФСКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФЕНОМЕНУ КОММУНИКАЦИИ54
§ 2 ПОНИМАНИЕ В КОНТЕКСТЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СИТУАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА76
ГЛАВА III СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА ЭТНОСОВ
§ 1 ЯЗЫК И КУЛЬТУРА В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЭТНОСОВ: ДИАЛЕКТИКА СВЯЗИ И РАЗЛИЧИЯ98
§ 2 КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА ЭТНОСОВ124

Введение:

Актуальность темы исследования
Обращение к исследованию феномена языка в коммуникативном пространстве этноса в качестве одного из системообразующих факторов обусловлено особенностями современной исторической ситуации. Своеобразие этой ситуации применительно к России заключается в политических, социально-экономических и культурных трансформациях, начавшихся на рубеже столетий. Технологический переворот, основанный на компьютеризации всех сфер общественной жизни, знаменует переход к информационной цивилизации, в условиях которой решение проблемы межэтнической стабильности в поликультурном коммуникативном пространстве переходит в разряд непосредственно связанных с национальной безопасностью России.
Современный человек сталкивается с проблемой несоответствия темпов технического развития изменениям социокультурных компонентов коммуникативного пространства этноса. В философии с неподдельной тревогой звучат мысли о снижении роли традиционных смыслообразующих ориентаций человека, об отказе от культурных классических ценностей, на смену которым, к сожалению, приходят ценности массовой культуры, не всегда влияющие на общество позитивно.
Необходимость адаптации человека к изменяющейся коммуникативной ситуации информационного общества, постоянное существование в условиях поликультурной среды, а также" потребности в коммуникативной компетентности для осуществления эффективной межкультурной коммуникации, определяет актуальность исследования роли языка в коммуникативном пространстве этносов, а также проблемы коммуникативной личности в межэтническом взаимодействии.
Рассматриваемые проблемы играют существенную роль в диалоге культур, когда непременным условием консенсуса является взаимопонимание между сторонами. Актуальность выбранной темы также обусловлена необходимостью всестороннего анализа структуры и механизмов функционирования коммуникативного пространства этноса как одного из важнейших факторов сохранения этнической идентичности и условия обеспечения институциональной целостности и устойчивости поликультурного государства.
Степень разработанности проблемы
Характеризуя степень изученности проблемы языка в коммуникативном пространстве этносов в философии и гуманитарных науках, следует отметить большое количество работ, посвященных исследованию языка как основного средства общения, и малую разработанность вопросов, связанных с феноменом коммуникативного пространства в целом и коммуникативного пространства этносов в частности.
В исследовании проблемы языка в коммуникативном пространстве этносов автор опирался на работы языковедов, в которых отражены вопросы связи языка и культуры (И.Г. Гердер, А.А. Потебня, В. Гумбольдт, Э. Сепир, Б.Л. Уорф), языка и самосознания (А.Н. Портнов и др.), языка как социального явления (В.В. Виноградов, Б.А. Ларин, В.М. Жирмунского, Ф. Де Соссюр, А.Д.Швейцер, Ю.Н. Караулов и др.), а также языка как средства коммуникации (семиотические модели Р. Якобсона, Ю. Лотмана, У. Эко и др.).
В предпринятой попытке рассмотреть язык в коммуникативном пространстве этносов мы исходим из работ И.Г. Гердера, Э. Сепира и Б.Л.Уорфа, которые занимают центральное место в философско-лингвистических исследованиях проблемы языка и культуры. Среди отечественных исследователей выделяются работы Л.Н. Гумилева (связь этнического и социального в человеке), Ю.Н. Караулова, В.И. Карасика, С.Г.Воркачева, Г.И. Богина, С.А. Сухих и др. (роль языка в формировании языковой личности), М.Н. Алпатьева, В.Ю. Михальченко, М.Н. Губогло, М.И.Исаева (проблема функционирования языков в поликультурном пространстве), С.Г. Тер-Минасовой, В.Г. Зусмана, З.И. Кирнозе и др. (язык и межкультурная коммуникация).
Ряд авторов выходит за пределы классической философии, и, как следствие, появляются новые подходы к феномену языка: фундаментальная онтология Хайдеггера (язык есть дом бытия), феноменология Гуссерля (проблема интерсубъективности и метода понимания Чужого Я и Другого), а также герменевтика, с которой чаще всего отождествляют проблему понимания в философии. Эти и другие направления так или иначе замыкаются на языке.
Большой вклад в разработку проблемы понимания внесли В. Дильтей, Ф.Шлейермахер, М. Хайдеггер, Г. Гадамер. Проблема понимания в контексте языка и речи рассматривается в работах А.Г. Волкова, Н.И. Жинкина, Ю.С.Степанова, В.Д. Тункеля, Н. Хомского. Ю. Хабермасом сформулирована теория коммуникативного действия как средства достижения взаимопонимания. Роль языка в общественном развитии, в воспитании человека, функционирование языка как универсальной системы, организующей мир опыта, рассматривают В.А. Звегинцев, А.А. Леонтьев, Г.А. Чупина, Е.П.Савруцкая.
Язык становится предметом исследования в связи с широко представленными проблемами дискурса: Т.А. ван Дейк (воздействие социокультурных факторов на язык), А.Ж. Греймас, Ж. Куртэ (структурно-семиотическое направление), представители школы М.М. Бахтина (диалогический характер дискурса), теоретики школы Л. Апьтюссера (анализ теории дискурса), Ж. Лакан (анализ дискурса посредством анализа скрытых значений), М. Фуко (понятия о «дискурсивных формациях»). Среди исследователей по проблематике современного масс-медийного дискурса в контексте рассмотрения теорий социального взаимодействия, принципиально важными представляются взгляды М. Вебера, Х.-Г. Гадамера, К.-О. Апеля, Ю.Хабермаса.
К наиболее разработанным в отечественной литературе вопросам относится проблема исследования социальных механизмов стабилизации коммуникативных процессов. К таким механизмам относятся обычаи, обряды, традиции, которые играют первостепенную роль в трансляции культурного опыта поколений, упорядочении общественных процессов. В этом плане рассматриваемая в диссертации структура коммуникативного пространства этносов напрямую связана с изучением работ М.М. Громыко, И.В. Суханова, Д.М. Угриновича, Е.П. Савруцкой, А.В. Терехина и др.
Особенности современных цивилизационных условий отражены в исследованиях зарубежных философов и социологов — Д. Белла, О. Тоффлера, С.Хантингтона, Ф. Фукуямы, М. Кастеллса, а также отечественных исследователей - Ф.С. Тумусова, Л.Д. Реймана, М. Мунтяна, И.С. Мелюхина, В.ПЗаболотского, Г.Х. Шахназарова, И.Н. Терентьевой, Б.П. Шулындина, Е.П.Савруцкой, Н.Н. Васиной. В работах этих авторов представлено видение последствий переустройства миропорядка и развития глобальной информационной системы.
Объект и предмет исследования. Объект исследования - коммуникативное пространство этносов как социокультурное явление. Предметом исследования выступает культурообразующая роль языка в коммуникативном пространстве этносов.
Цели и задачи
Цель данной работы состоит в исследовании места и роли языка в коммуникативном пространстве этносов, а также закономерностей влияния языка на процессы формирования личности и культуры этноса в контексте современных цивилизационных процессов.,
Достижение цели диссертационного исследования предполагает решение следующих конкретных задач:
• проанализировать общее и особенное в содержании понятий информационное и коммуникативное пространство, показать их роль в культурном процессе;
• определить и исследовать компоненты коммуникативного пространства этносов с учетом их роли в формировании и сохранении этнокультурной идентичности;
• выявить особенности современного коммуникативного пространства и определить характер их влияния на процесс духовного становления личности;
• выявить роль культуры понимания в стабилизации коммуникативной ситуации современного общества;
• исследовать диалектику связи языка и культуры как структурообразующих компонентов коммуникативного пространства этносов;
• конкретизировать понятие коммуникативной личности и исследовать ее роль в осуществлении межэтнического взаимодействия и формирования культуры этносов.
Методологические и теоретические основы исследования
Теоретическую основу диссертационной работы составляют произведения отечественных и зарубежных философов, исследующих различные аспекты языка в культурно-коммуникативном взаимодействии этносов. Философское исследование роли языка в коммуникативном пространстве базируется на данных междисциплинарного подхода и опирается на достижения многих конкретных наук и эмпирических материалов социологии, языкознания, психологии и других.
В методологическом плане работа основывается на диалектико-материалистических методах познания, в основе которых заложены следующие принципы: принцип сравнительно-исторический, позволяющий рассмотреть коммуникативное пространство этносов как социальное явление в его генезисе; принцип всесторонности, способствующий решению исследуемой проблемы с различных точек зрения и интеграции знаний в смежных областях; принцип системности, дающий возможность определить место, роль и значение языка в формировании культуры этносов. Кроме этого в работе использованы принципы развития, взаимосвязи, преемственности. Эмпирическую базу работы составили данные социологических исследований, статистики, прессы, материалы государственных документов, относящихся к теме.
Научная новизна диссертационного исследования:
• выявлены специфические особенности смыслообразующей роли языка в коммуникативном пространстве этносов;
• осуществлен комплексный анализ структуры и социальных механизмов функционирования коммуникативного пространства этносов;
• сформулировано определение коммуникативного пространства этносов как сферы коммуникативного взаимодействия субъектов исторически сложившейся общности людей;
• рассмотрены основополагающие характеристики коммуникативной личности с целью установления роли последней в стабилизации поликультурного коммуникативного пространства;
• показана диалектическая связь культуры понимания и эффективности коммуникативного взаимодействия в условиях поликультурного коммуникативного пространства;
• выявлены причины и механизмы распределения социальных сфер функционирования языков в условиях двуязычия;
• рассмотрена роль языка повседневного и делового общения в формировании культуры этноса, его менталитета, а также этнической картины мира.
Положения, выносимые на защиту:
• Обосновывается определение коммуникативного пространства этносов как сферы коммуникативного взаимодействия субъектов исторически сложившейся общности людей, образующейся в результате формирования общности их территории, экономических связей, языка, особенностей культуры и социальных механизмов этнокультурной идентификации.
• Доказывается положение о том, что основными механизмами функционирования коммуникативного пространства этносов являются язык, обычаи, ритуалы, обряды, традиции, идентифицирующие этнос на разных этапах исторического развития в потоке постоянно меняющихся условий жизни.
• Формулируется и обосновывается концептуально важное положение о структуре коммуникативного пространства этносов, представленной в виде системы, компонентами которой являются: 1) субъекты коммуникативного пространства, 2) средства коммуникации, 3) факторы материальной и духовной культуры, а также социальные механизмы функционирования рассматриваемого феномена.
• Аргументируется положение о целесообразности исследования коммуникативной личности в качестве субъекта коммуникативного пространства этносов, основополагающей характеристикой которой является коммуникативная компетентность, проявляющаяся в способности использования личностью адекватного коммуникативного кода с учетом этнокультурных, региональных, социально-групповых и др. компонентов, характерных для партнера по межэтническому взаимодействию.
• Доказывается, что культура понимания является условием и средством достижения межэтнической толерантности и консенсуса, осуществления диалога культур, стабилизирующих коммуникативное пространство этносов.
• Определяется важность обращения к проблеме исследования системообразующей роли языка в упорядочении коммуникативного пространства этносов, что способствует сохранению институциональной устойчивости общества.
Теоретическая и практическая значимость работы
Теоретическая значимость работы определяется возможностью использования результатов проведенного исследования места и роли языка в коммуникативном пространстве этносов для дальнейшего развития концептуальных знаний при изучении проблем, возникающих в ходе межэтнического взаимодействия. Полученные выводы и положения, разработанные путем обобщения основных философских подходов к проблеме функционирования коммуникативного пространства этносов, а также анализа места и роли языка в формировании и упорядочении поликультурного коммуникативного пространства, раскрывают особенности влияния языка межэтнического взаимодействия и культуры понимания на коммуникативные процессы современности; указывают на особую роль языка повседневного общения в формировании культуры этносов; содействуют переосмыслению значимости элементов духовной культуры и историко-культурного опыта предшествующих поколений в условиях углубляющейся интеграции, информатизации и усиления тенденций глобализации.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для подготовки лекций по философии, культурологии, межкультурной коммуникации и философии языка. Фактический материал и теоретические положения диссертации могут быть представлены в виде методических и учебных пособий, спецкурсов по культурологии, связям с общественностью, теории коммуникации, в работе методологических семинаров, а также для написания студенческих рефератов и курсовых работ. Выводы, сделанные в работе, могут способствовать выработке новых подходов к решению проблем межэтнического взаимодействия.
Апробация работы
Основные положения диссертации прошли апробацию в публикациях автора в журнале «Bridge» («Мост») (№№12,13 2003-2004 гг.), а также в выступлениях на 3-х международных (научно-практическая конференция «Культура и проблемы межэтнической коммуникации. Роль НКО в оптимизации межэтнических отношений», Нижний Новгород, 2002г.; научно-практическая конференция «Язык. Культура. Деятельность: Восток - Запад», Набережные Челны, 2002г.; П-я научная конференция «Язык и культура», Москва, 2003г.) и на 2-х всероссийских конференциях (научно-практическая конференция «Межкультурная коммуникация: Язык-Культура-Личность», Саранск, 2003г.; научно-практическая конференция «Современные тенденции в преподавании иностранных языков», Набережные Челны, 2003г.).
Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, подразделяемых на параграфы, заключения и библиографии. Общий объем текста - 169 страниц. Список литературы содержит 334 наименования.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 141 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz