Пятница, 2020-10-30, 2:36 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 26 » Скачать История изучения феномена синестезии. Кузнецова, Эльвира Ахматбагизетовна бесплатно
0:20 AM
Скачать История изучения феномена синестезии. Кузнецова, Эльвира Ахматбагизетовна бесплатно
История изучения феномена синестезии

Диссертация

Автор: Кузнецова, Эльвира Ахматбагизетовна

Название: История изучения феномена синестезии

Справка: Кузнецова, Эльвира Ахматбагизетовна. История изучения феномена синестезии : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.01 Казань, 2005 193 c. : 61 05-19/481

Объем: 193 стр.

Информация: Казань, 2005


Содержание:

Введение
Глава 1
Феномен синестезии как объект исследования
11 История изучения феномена синестезии как методологическая проблема
111 Особенности применения общенаучных методов к историко-психологическим исследованиям
112 Концептуальные срезы в изучении феномена синестезии
12 Этимология и изменение во времени содержательного аспекта понятия «синестезия»
13 Дифференциация учений о синестезии с позиций нормы и патологии человеческой психики
Итоги главы 1
Глава 2
Отечественные и зарубежные тенденции в изучении феномена синестезии
21 Развитие теорий о природе синестезии
22 Классификация отечественных и зарубежных теорий о природе синестезии
23 Экспериментальный период изучения синестезии
Итоги главы 2
Глава 3
Прикладные аспекты феномена синестезии и их научная интерпретация
31 Проблема «понимания» в психологии и её роль для изучения синестезии
32 Исследование особенностей синестезических метафор в художественном творчестве
33 Анализ синестезических метафор
Итоги главы 3

Введение:

Актуальность. Феномен синестезии известен с начала XVIII века. Его изучение и практическое применение опиралось на частные гипотезы и эмпирику, поэтому на сегодняшний день не существует ни единой теории, ни методологических подходов к его изучению, что предстаёт как мозаичная картина явления, трудноуловимого экспериментальным путём и практически не поддающегося психофизиологической коррекции. Множественность толкований явления обусловлена отсутствием единой методологии самого явления, а также вытекающих из этого нерешённых вопросов: этимологии, истории, различных подходов смежных с психологией наук. Актуальность обусловлена необходимостью в рефлексии существующего знания в этой области психологии, отсутствием общепсихологической концепции, основанной на интеграции взглядов. На периферии предметного поля отечественной психологии неизбежно остаётся терминологическая неопределённость синестезии. Существующие в разных научных дисциплинах определения взаимодополняют друг друга, но не дают чёткого представления о феномене в целом.
За длительный период изучения феномена сложились различные физиологические, психологические, философские, кибернетические концепции о природе синестезии, которые подчас перечеркивают или противоречат друг другу. На сегодняшний день назрела необходимость, если не снять эти противоречия, то, по крайней мере, их минимизировать, что составляет проблему исследования.
Наиболее используемы в истории психологической науки методологические подходы: ступенчатое накопление знаний Б.М. Теплова (1960); категориальный уровневый подход М.Г. Ярошевского (1985); принцип полицентрической интерпретации истории психологии В. А. Якунина (1998); метод когнитивной истории психологии Е.В. Левченко (2003). Ни один из них в отдельности не позволяет установить природу изучаемого явления. Это потребовало разработки авторского системно-концептуального подхода, объединяющего имеющиеся представления о синестезии в смежных науках с учётом узкоспециализированной терминологии.
Предложенный концептуальный подход позволяет рассматривать знания как объект исследования в его развитии, как непрерывный процесс, и фокусировать различные точки зрения на изучаемом объекте. В контексте решения задач каждого из трёх концептуальных срезов показано разнообразие подходов и методологических принципов при разработке гипотез и выдвижении теорий синестезии. Нами выделены три концептуальных среза:
Определение предметных границ понятия «синестезия».
Выявление тенденций отечественной и зарубежной науки в изучении феномена синестезии.
Обоснование прикладных аспектов синестезии с точки зрения современной науки.
Объектом исследования является феномен синестезии.
Предмет исследования:история изучения феномена синестезии.
Цель исследования: унифицировать концепции, объясняющие явление синестезии в отечественной и зарубежной психологии и смежных науках с момента первого упоминания о ней и до настоящего времени.
Гипотезы исследования:
1. Синестезия, как аномальное явление встречается крайне редко и продолжает изучаться преимущественно в медицине и психиатрии. Содержательная сторона понятия исторически изменялась с момента её первого упоминания в 1772 году как патологического явления до метафорического мышления в современной интерпретации феномена.
2. Ведущие модальности восприятия субъектов определяют модальность образов-представлений, которые вербализуются в форме синестезических метафор в художественном творчестве и народном фольклоре.
Задачи:
1. Проанализировать с современных позиций процесс динамики исторически менявшейся терминологии синестезии, отражающей содержание явления на разных этапах его изучения.
2. Установить, насколько корректно сепарирование психофизиологического феномена на нормальное и патологическое.
3. Систематизировать концепции, объясняющие феноменологию синестезии.
4. Определить условия образования синестезических метафор.
Теоретическую основу диссертации составили историографические и методологические подходы к изучению психологии (Б.М. Теплов, М.Г. Ярошевский, В.А. Якунин, Е.В. Левченко); психологические исследования процесса понимания (Л.П. Доблаев, Г.Г. Граник, В.В. Знаков, Г.С. Костюк, Ю.Н. Карандашев, А.Д. Малахов, А.Г. Смирнов, О.В. Соболева, А.Н. Соколов, Г.Д. Чистякова, J.W. Bowers, R. Е. Haskell, J. M. Kennedy) и состояния чувства понимания как ощущаемого смысла (Ю. Гендлин); психосемантический подход изучения структуры сознания субъекта в контексте глубинного синестезического кода (П.В. Яньшин, В.Ф. Петренко); физиологические обоснования превращения чувственных переживаний в символические знаки (И.М. Сеченов); психофизиологическая теория (Г. Аншюц), теории взаимовлияний органов зрения и слуха (П.П. Лазарев, C.B. Кравков, А. Шифман); проективные подходы к изобразительным метафорам (Р. Арнхейм, А.Ф. Лосев, Ч. Пирс, П.В. Яньшин, J. M. Kennedy, M.B. Stevenson, S.L. Friedman, J. Vervaek); теоретические представления об узлах модальных ощущений (В.Л. Леонтьев); теории музыкального искусства в контексте проблем движения звукового тела (Б.М. Теплов, Е.В. Назайкинский) и тембра как эмоционально-метафорической окраски речи (Т.Г. Медведева).
Методы исследования: историографический, сравнительносопоставительный, когнитивно-феноменологический.
Научная новизна исследования:
1. Предложен системно-концептуальный подход, объединяющий имеющиеся представления о феномене синестезии в науках (психология, философия, физиология, медицина, теория искусства, история науки) с учётом узкоспециализированной терминологии, а также переводом её в общенаучную плоскость.
2. Показано, что синестезии существуют на уровне межмодальных взаимодействий, а на языковом уровне представлены в форме синестезических метафор.
3. Систематизированы теории о феномене синестезии и выявлены стержневые тенденции для их дальнейшего развития.
Теоретическая значимость:
1. Установлено, что синестезия как феномен способна проявляться либо без участия мышления, представляя собой перцептивно-сенсорное проявление, доходящая до болевых впечатлений, либо как семантико-познавательное проявление мышления.
2. Обоснованы семь условий образования синестезических метафор для их понимания.
3. Систематизированы и доведены до научной общественности исследования феномена синестезии отечественными и зарубежными учёными с начала XIX столетия.
Практическая значимость. Результаты проведённого исследования и полученные выводы могут использоваться:
1. при конструировании технических устройств, стимулирующих интерференцию ощущений: светомузыкальных синтезаторов, динамических авиа- и корабельных тренажёров, во взаимодействии с которыми у человека возникает конфликт между модальностями разных ощущений;
2. при декодировании отчётов специалистов, работающих в экстремальных условиях сенсорной депривации - космических полётах, глубоководных погружениях, высокогорных восхождениях, спусках в подземельные шахты;
3. в клинической практике при лечении больных с жалобами на аномалии ощущений;
4. при расшифровке принципа действия механизма обработки мозгом сенсорной информации (при имитации чувственного восприятия людей, получивших физические травмы; в создании новых роботов, способных работать в экстремальных для человека ситуациях, но безопасных для машин; при изучении сути гениальности);
5. в искусстве для расширения конструктивно-звуковой, конкретно-образной, обобщённо-эмоциональной ориентации творческого мышления; при использовании средств синестезических ассоциаций для обогащения сферы художества; для углубления внутритекстового содержания и изменения мироощущения;
6. при модернизации учебников нового поколения, учитывающих особенности лево- и правополушарных учеников, развивающих выразительность речи (семантико-смысловую композитности предложения) и коммуникативные умения посредством метафорически-синестезических стратегий, способствующие умению размышлять, активизируя все модальности восприятия.
Апробация работы: Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на III Всероссийском съезде психологов (Санкт-Петербург, 2003), на Всероссийской научной конференции «Проблемы психологии управления в современных условиях» (Набережные Челны, 2003), на Всероссийской научно-практической конференции
Динамика и развитие иерархических (многоуровневых) систем (теоретические и прикладные аспекты)» (Казань, 2003), на Международной научно-практической конференции «Этническое самосознание и кросскультурное взаимодействие народов Поволжья» (Казань, 2003), на IX Всероссийской научно-практической конференции «Молодые учёные в медицине» (Казань, 2004), на Всероссийской научно-практической конференции «Субъектность в личностном и профессиональном развитии человека» (Казань, 2004), на Четвёртом Международном Симпозиуме «Феномены природы и экология человека» (Казань, 2004), а также на методологических семинарах в медицинском и педагогическом университетах г. Казани, в Институте психологии и педагогики профессионального образования РАО.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Теории, обосновывающие патологичность синестезии, базируются на клинических эпизодах реальных соощущений, а у психически здоровых за синестезию принимается способность человека к метафорическому мышлению посредством разнонаправленных модальностей ощущений.
2. Образование синестезических метафор для их понимания должно соответствовать семи условиям: полифункциональность понятия, кросс-модальности ассоциаций, эмоциональной установки субъекта, связности метафорических оборотов, смысловой уникальности метафор, бинарности словообразования, рокировки трафаретных словоблоков.
Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, Зх глав, заключения, списка литературы (201 наименование, в том числе 79 на иностранном языке), приложений, общий объём текста 164 стр.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 220 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz