Среда, 2020-10-28, 3:11 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 25 » Скачать Институциональные основы налоговой политики субъекта Российской Федерации (вопросы теории и практики). Дзагоева, Марина Руслановна бесплатно
6:42 AM
Скачать Институциональные основы налоговой политики субъекта Российской Федерации (вопросы теории и практики). Дзагоева, Марина Руслановна бесплатно
Институциональные основы налоговой политики субъекта Российской Федерации (вопросы теории и практики)

Диссертация

Автор: Дзагоева, Марина Руслановна

Название: Институциональные основы налоговой политики субъекта Российской Федерации (вопросы теории и практики)

Справка: Дзагоева, Марина Руслановна. Институциональные основы налоговой политики субъекта Российской Федерации (вопросы теории и практики) : диссертация доктора экономических наук : 08.00.10 / Дзагоева Марина Руслановна; [Место защиты: ГОУВПО "Дагестанский государственный университет"] - Махачкала, 2006 - Количество страниц: 261 с. 6 ил. Махачкала, 2006 267 c. :

Объем: 267 стр.

Информация: Махачкала, 2006


Содержание:

Введение
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретико-методологические основы анализа налоговой политики
11 Методологические основы институциональных исследований налоговых отношений
12 Содержание и формы реализации налоговых отношений
13 Сущность и принципы формирования налоговой политики
14 Институты власти и собственности как фундамент формирования налоговой политики;
Глава 2 Формирование налогового потенциала субъекта Российской Федерации и его оценка
21Налоговый потенциал и его структура
22 Методические подходы к оценке налогового потенциала региона 89 230ценка налогового потенциала Республики Северная Осетия -Алания
Глава 3 Налоговое бремя субъекта Российской Федерации и его измерение
31 Оценка уровня налогового бремени субъекта Российской Федерации
32 Структура налогового бремени субъектов РФ
33 Механизм переложения налогового бремени по вертикали
34 Оценка соразмерности налогового бремени налоговому потенциалу РСО-Алания
Глава 4 Стратегии и механизмы реализации налоговой политики
41 Содержание стратегий и инструментов налоговой политики субъекта Российской Федерации
42 Поле стратегий налоговой политики
43 Основы формирования стратегии налоговой политики Республики Северная Осетия - Алания
44Инструменты реализации региональной налоговой политики

Введение:

Актуальность темы исследования. В системе государственного регулирования экономики особое место принадлежит финансовой политике, в рамках которой выделяются бюджетная политика, налоговая политика.
Иначе говоря, налоговая политика является составной частью экономической и финансовой политики государства. В основе такой связи -противоречивый процесс формирования, согласования и практической реализации интересов различных субъектов - участников экономических отношений. По своей природе налоговая политика призвана быть действенным инструментом регулирования динамики, структуры, эффективности и качества развития экономики страны. Реализация функций налогов решающим образом сказывается на всей финансовой системе, во многом определяет характер поведения основных хозяйствующих субъектов, отражается на институциональной структуре и важнейших параметрах экономического развития.
Налоговая политика России еще не вышла за рамки процесса становления. Последний усложнен целым комплексом проблем, среди которых выделяются последствия административно-командной системы хозяйствования, приватизации, наличие обременительного государственного долга, незавершенность правового поля налоговых отношений в части налогового администрирования.
Еще сложнее происходит становление налоговой политики в регионах — субъектах РФ в условиях налогового федерализма. Рыночная трансформация экономики России усилила ранее сформировавшуюся тенденцию к регионализации хозяйственной жизни и придала ей противоречивые формы проявления. С одной стороны, каждый регион — субъект РФ заинтересован в разностороннем развитии своего хозяйственного комплекса, обеспечении собственной финансовой самодостаточности, динамичном наращивании экономического потенциала. В этом отношении стремление регионов определить свой курс налоговой политики, сформировать ее стратегии и инструменты реализации, объективно оценить собственные ресурсы ее осуществления - оправдан. С другой стороны, реальные экономические возможности субъектов РФ резко дифференцированы, ибо большинство из них нуждается в ресурсной поддержке.
Налоговая политика современной России адекватна характеру ее экономической системы - финансовая недостаточность многих субъектов Федерации и неразвитость хозяйственных связей между ними в какой-то мере компенсируется концентрацией основных налоговых доходов и инструментов налоговой политики в федеральном центре. Но даже с учетом таких специфических отношений между центром и регионами налоговую политику субъектов РФ следует рассматривать в качестве особого фактора развития экономики. Любая экономическая система функционирует и продвигается вперед на основе внутренней сбалансированности и воспроизводства ресурсных возможностей своих элементов. Поэтому научная разработка проблем определения налогового потенциала регионов - субъектов РФ, выявления соразмерности налогового бремени налоговому потенциалу, обоснования новых подходов к формированию региональной налоговой политики представляется весьма актуальной.
Институциональная теория находит в налоговой политике необходимые условия для реализации своих возможностей, поскольку в ней позиционированы институт власти и институт собственности, организации и нормы налоговых отношений, субъекты налоговой политики и типы их экономического поведения, стратегии и тактические инструменты налоговой политики.
Степень разработанности проблемы. Данное диссертационное исследование базируется на теоретических и методологических разработках проблем формирования и развития налоговой системы и налоговой политики, институтов финансовых и налоговых отношений, представленных в научных трудах отечественных и зарубежных ученых.
Теория налогов и налогообложения, являющаяся составной частью финансовой науки, получила научное обоснование и развитие в классических трудах У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, Ж. Сисмонди, Т. Мальтуса, А. Пигу, Дж. Кейнса. Определенные представления о налогах, и налоговой политике Российской империи нашли отражение в работах отечественных ученых начала XIX века - И. Горлова, И. Канкрина, Н. Тургенева.
В конце XIX века началось формирование различных научных направлений и школ, ориентированных на разработку национальных налоговых систем и теоретических основ национальной налоговой политики. Выделим в этом отношении германскую школу (А. Шеффле, А. Вагнер, А. Роон), французскую (П. Леруа-Болье, Р. Стурм, М. Сей), англо -американскую (У. Джевонс, Э. Сакс, Э. Селигмен), российскую (И. Бунге, С. Витте, И. Озеров, В. Твердохлебов, И. Янжул), шведскую (К. Виксель, Э. Линдаль) и др.
В XX веке финансовая наука с учетом масштабного опыта социальных потрясений сформировала качественно новый - социально-стабилизирующий подход к налогообложению (Дж. Гэлбрейт, X. Дальтон, Дж. Пичлер, Т. Тибольд и др.). В основе такого подхода — использование налога как инструмента реализации принципа социальной справедливости и выравнивания доходов.
Определенное влияние на развитие теории налогообложения и налоговой политики оказали представители институционального направления (Т. Веблен, Г. Мюрдаль, Дж. Стиглер, Дж. Бьюкенен, Р. Коуз, О. Уильямсон), монетаризма (М. Фридмен, Дж. Сакс, М. Миллер), теории предложения (А. Лаффер, Дж. Ваницки).
В процессе рыночных преобразований экономики России сложились условия для возрождения отечественной научной школы налогообложения и налоговой политики. Многообразные трактовки рыночных преобразований сформировали общую экономическую почву для научных дискуссий о вариантах налоговых стратегий, инструментов, ресурсных источников, способов согласования интересов участников процесса налоговой политики современной России. Эта дискуссия нашла отражение в фундаментальных работах Б.Алиева, И.Горского, JI. Лаврова, В.Кашина, В.Князева, С. Лушина, Л.Лыковой, Н. Малиса, Д. Львова, Л.Павловой, А.Паскачева, С. Глазьева, А.Дадашева, В. Панскова, Д.Черника, Т.Юткиной и др. В последние годы появились публикации посвященные исследованию вопросов формирования и реализации региональной налоговой политики отдельных субъектов РФ (М. Кештов, Н. Токаев, А. Чеченов и др.)
Вместе с тем изучение экономической литературы показало, что в работах, посвященных теории налогов и налоговой политики слабо представлены вопросы исследования институциональных основ процесса формирования налоговой политики современного федеративного государства в целом и налоговой политики его субъектов, в частности. В известной мере такая ситуация объясняется инерцией экономического мышления, а также, дефицитом времени у столичных ученых для научного осмысления и обобщения результатов динамично протекающих преобразований в налоговой системе России. Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что российская финансовая наука только начинает осваивать методологию, категорийный аппарат и творческий потенциал новой институциональной теории.
Приведенные выше обстоятельства определили выбор и постановку научной проблемы, предмета, объекта и цели данной работы, ее структуру и логику решения поставленных в ней задач.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в обосновании институционального подхода к исследованию налоговой политики, установлении институциональных основ налоговой политики субъекта РФ и определении основных финансовых стратегий и инструментов данной политики в условиях трансформации российской экономики. Достижение данной цели требует решения следующих задач:
• обоснования развития и целесообразности институциональных основ формирования налоговой политики, на уровне субъекта РФ, в исследовании налоговых отношений;
• раскрытия сущности и форм проявления налоговой политики;
• определения фундаментальных институтов и систематизации базовых принципов формирования налоговой политики;
• определения основных институтов-норм налоговой политики субъекта РФ и обоснования методологических подходов к оценке его налогового потенциала;
• выявления основных сегментов структуры налогового бремени субъекта РФ и их роли в воспроизводстве экономического потенциала региона;
• проведения оценки соразмерности налогового бремени налоговому потенциалу применительно к условиям РСО - Алания;
• установления основных стратегий региональной налоговой политики и обоснование приоритетной стратегии налоговой политики РСО-Алания;
• выявления тактических инструментов налоговой политики применительно к условиям налогообложения РСО-Алания.
Предметом диссертационного исследования являются финансовые отношения, складывающиеся в процессе институционализации налоговой политики субъекта Российской Федерации в условиях рыночных преобразований национальной экономики. Область исследований: 1. Теория и методология финансов: п. 1.5. Институциональные аспекты финансовой системы; п. 1.6. Развитие региональной финансовой системы, ее отличительные особенности, проблемы интеграции в национальную и международную финансовые системы. 2. Государственные финансы: п. 2.3. Бюджетно-налоговая система и бюджетная политика государства в рыночной экономике; п. 2.9. Концептуальные основы, приоритеты налоговой политики и основные направления реформирования современной российской налоговой системы.
Объектом исследования послужила налоговая политика, формируемая и осуществляемая на уровне субъекта Российской Федерации. /
Методологическую и теоретическую основу диссертационной работы составили труды отечественных и зарубежных исследователей институциональной структуры финансовой системы в целом и ее налоговой подсистемы, воспроизводственных процессов, экономических интересов субъектов налоговых отношений, стратегии и тактики финансового управления и др. В диссертации широко использованы труды ученых, представляющих различные концептуальные платформы экономической науки: марксистскую, неоклассическую, кейнсианскую, институциональную и др.
Эмпирическая база диссертационного исследования представлена официальными изданиями статистических органов, материалами Министерства финансов РФ и Министерства Финансов РСО - Алания, данными, опубликованными в работах российских и зарубежных экономистов, а также данными налоговых органов РФ и РСО — Алания.
В диссертационной работе использовались системный и институциональный подходы. В процессе исследования применялись методы финансового анализа, векторного анализа, стратегического планирования, прогнозирования.
Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в обосновании институционального подхода к исследованию налоговых отношений и налоговой политики, установлении основных институтов-норм налоговой политики субъектов РФ: налогового потенциала и налогового бремени региональной экономики, определении основных финансовых стратегий налоговой политики субъектов РФ и тактических инструментов реализации данной политики. Конкретное приращение научного знания, полученное в диссертационном исследовании, представлено следующими результатами:
• установлены начала, соединение которых формирует экономическое содержание налоговых отношений, а также соответствующие этим началам формы проявления содержания налоговых отношений (система налогообложения, налоговое законодательство, налоговая политика); раскрыта сущность отношений, складывающихся в процессе налоговой политики - установление, согласование и реализация экономических интересов трех основных субъектов-участников налоговых отношений: налогоплательщиков, государственных налоговых органов и конечных получателей налоговых бюджетных доходов; определено, что взаимодействие институтов власти и собственности составляет основу формирования элементов институциональной структуры налоговой политики, что позволяет установить экономическое содержание и формы реализации данной политики, раскрыты основные функции института власти, нацеленные на обеспечение трех типов обобществленных потребностей: функционирования общества, развития общества, воспроизводства государственного капитала; установлены фундаментальные институты-нормы налоговой политики субъекта РФ: налоговый потенциал и налоговое бремя территории, соотношение которых определяет характер налоговой политики и формирует меру оценки ее эффективности; выявлены основные сегменты налогового бремени субъекта РФ: внешний (федеральный) и внутренний (региональный); раскрыта роль внешнего сегмента налогового бремени как доминирующего фактора воспроизводства экономического потенциала региона; на основе разработанной методики налогового потенциала субъекта РФ раскрыта зависимость экономического роста от соотношения налогового бремени и налогового потенциала, в частности применительно к условиям налогообложения РСО-Алании, что позволяет реализовать воспроизводственный подход к формированию региональной налоговой политики; определены основные финансовые стратегии налоговой политики региона-субъекта РФ, формирующие институциональное поле стратегий в результате взаимодействия институтов власти и собственности: административная, трансфертоориентированная, социально-поддерживающая, олигархическая, воспроизводственная; в результате идентификации установлено, что в РСО-Алании реализуется смешанная стратегия с элементами трансфертоориентированной и олигархической стратегий; недостатки которых диктуют необходимость перехода к реализации более перспективной воспроизводственной стратегии налоговой политики республики; определен состав тактических инструментов налоговой политики субъекта РФ(финансово-аналитические и оперативные инструменты) ,с помощью которых реализуются установленные стратегии налоговой политики.
Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в формировании концептуальных основ налоговой политики, в установлении фундаментальных институтов налоговой политики субъекта РФ, (института власти и института собственности), определении основных институтов — норм данной политики (налогового потенциала и налогового бремени), базовых стратегий и состава комплекса тактических инструментов ее реализации.
Практическая значимость диссертационной работы состоит в научном обосновании методики расчета налогового потенциала и налогового бремени экономики региона-субъекта РФ, способа оптимизации соотношения налогового бремени и налогового потенциала на основе реализации воспроизводственного подхода к налоговому потенциалу, оптимальной стратегии налоговой политики РСО - Алания, оперативных инструментов налоговой политики РСО - Алания. Сформулированные и обоснованные соискателем рекомендации, адресованы представителям законодательной и исполнительной ветвей власти регионов - субъектов РФ, специалистам финансовых и налоговых органов.
Основные научные результаты диссертационной работы могут быть также использованы в целях совершенствования структуры, содержания и методики преподавания таких дисциплин высшей школы, как «Налоговая политика государства», «Теория и история налогообложения», «Институциональная экономика», а также спецкурса «Основы формирования налоговой политики».

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 143 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz