Четверг, 2024-04-18, 10:05 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 29 » Скачать Институциональные аспекты механизма трансформации сбережений населения в инвестиции. Смирнова, Ольга Сергеевна бесплатно
9:10 PM
Скачать Институциональные аспекты механизма трансформации сбережений населения в инвестиции. Смирнова, Ольга Сергеевна бесплатно

Институциональные аспекты механизма трансформации сбережений населения в инвестиции

Диссертация

Автор: Смирнова, Ольга Сергеевна

Название: Институциональные аспекты механизма трансформации сбережений населения в инвестиции

Справка: Смирнова, Ольга Сергеевна. Институциональные аспекты механизма трансформации сбережений населения в инвестиции : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.01 Нижний Новгород, 2005 226 c. : 61 05-8/3011

Объем: 226 стр.

Информация: Нижний Новгород, 2005


Содержание:

Введение
Глава 1 Театр как социокультурный институт
§ 1 Особенности социокультурного института театра
§ 2 Специфика социального взаимодействия театра и зрителя
Глава 2 Институциональные аспекты взаимодействия театра и зрителя
§ 1Межинституциональные аспекты взаимодействия театра и зрителя
§ 2 Внутриинституциональные аспекты взаимодействия театра и зрителя

Введение:

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Серьезные преобразования, произошедшие в политической и экономической сферах российского общества, не могли не сказаться на сфере культуры. Важной особенностью существования ее институтов в настоящий момент является функционирование в условиях развития рыночных отношений. Произведения культуры становятся предметом купли-продажи, а существование ее творцов связано с коммерческими факторами, со спросом на их продукцию на рынке. Нынешняя ситуация принципиально отличается от положения дел в советское время. В рамках советской системы существовало централизованное управление культурной деятельностью - через союзные и республиканские министерства, областные и районные управления, находившиеся в иерархической подчиненности центру. Территориально-административное управление сочеталось с функционально-ведомственным (Госкомиздат, Госкино и т.д.). Весь этот механизм находился под постоянным идеологическим и кадровым контролем.
Современная ситуация в культуре характеризуется тенденцией к децентрализации управления культурой, углублением многообразия и состязательности в развитии различных ее направлений, подключением коммерческих механизмов. Все это имеет не только положительные, но и отрицательные последствия.
Сегодня в духовной жизни общества наблюдаются тревожные тенденции. Исследования показали, что среди населения достаточно много людей отвергают серьезные духовные ценности, для них характерны общественная пассивность и отсутствие ответственности. Культурные потребности отошли на второй план, большинство населения озабочено проблемой выживания, преобладают домашние, пассивные формы проведения свободного времени. Эту ситуацию во многом провоцирует падение значимости искусства в обществе. Преодоление существующих ныне острых противоречий в духовной жизни страны требует мобилизации всех внутренних сил общества, максимального использования самых разных факторов, влияющих на развитие личности. Одним из сильнейших в этом ряду является искусство.
Теснейшая связь духовного и социального развития человека с его отношением к искусству обнаруживается при рассмотрении самых разных аспектов: чем более развиты в личностном плане люди, тем заметно чаще встречаются среди них интересующиеся искусством, тем больше посещающих учреждения культуры и т.д. Вместе с тем, духовная ограниченность, пассивность и равнодушие гораздо чаще свойственны людям, которые им не интересуются. Чем выше уровень развития людей, тем активнее воздействует общение с театром, музыкой, литературой на формирование духовного мира личности, тем больше удается человеку почерпнуть для себя. Исследования показывают, что в настоящее время общение с искусством становится более поверхностным, чем в советские времена, ослабевает его развивающая роль и усиливается развлекательно-релаксационная, оно продолжает достаточно широко проникать в общество, но все меньше на него влияет.
Изменения в сфере культуры, произошедшие за последние годы, не могли не коснуться сферы театрального и концертного искусства. До начала перестройки существовали только государственные стационарные театры, строго определялись репертуар, количество премьер, спектаклей для детей, спектаклей по произведениям классиков русской литературы и т.д. В настоящее время существуют не только государственные, но и частные театры; решение о составе репертуара принимается коллективом театра. Появилась новая форма организации театрального дела - антреприза. Театр находится на самоокупаемости, дотации из бюджета не покрывают даже расходов на заработную плату. Работники театра получили большую свободу творчества и самовыражения, но утратили некоторые возможности, чувство стабильности, уверенности в завтрашнем дне. Все эти изменения привели и к положительным, и к отрицательным последствиям для театрального искусства. Изменилось также место театра в культурной жизни общества. Если раньше он был лидером общественной мысли, то сегодня для публики первостепенное значение имеет театр как место отдыха.
Изменение условий деятельности театра требует специального рассмотрения социального взаимодействия общностей в рамках этого социокультурного института, оценки эффективности выполняемых им функций. Отсутствие в отечественной социологической литературе последних лет материалов по этим вопросам делает актуальным рассмотрение современного положения театра. Для дальнейшего использования и углубления его социологического анализа представляется необходимым обратить особое внимание на институциональный подход. Он дает возможность: охарактеризовать театр как социокультурный институт; рассмотреть театр не в качестве изолированного и самодостаточного феномена, а в его связи с обществом в целом и конкретными социальными институтами; раскрыть роль внутри- и межинституциональных факторов, регулирующих деятельность театра; показать влияние социально-политических, экономических, культурных факторов на функционирование и изменение института театра; проанализировать особенности взаимодействия социальных общностей в рамках данного института; рассмотреть взаимосвязь элементов процесса культурной коммуникации с различными компонентами социальной макро- и микросреды. СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ Для того чтобы мог реализоваться весь потенциал искусства, в том числе театрального, необходимо обеспечить соответствующие условия для распространения и освоения художественных ценностей, развития системы учреждений культуры. Последние должны способствовать формированию социально-эффективной структуры культурной деятельности населения, повышению качества его досуга. Для совершенствования деятельности института театра, управления его развитием существенную роль играют социологические исследования.
Изучение проблем культуры и искусства имеет давние и глубокие традиции. Большое значение для нашей работы имели общетеоретические и социологические подходы к исследованию культуры и искусства, которые представлены в работах Ю.Р.Вишневского, Б.С.Ерасова, А.Ф.Еремеева, М.Е.Илле, Л.Г.Ионина, М.С.Кагана, А.С.Кармина, И.Ф.Кефели, Л.Н.Когана, В.А.Куценко, Ю.В.Перова, С.Н.Плотникова, И.Л.Савранского, А.Н.Семашко, К.Б.Соколова, Л.Н.Столовича, Ю.У.Фохт-Бабушкина, В.Т.Шапко и др.
При реализации институционального подхода мы обращались к работам Ю.П.Андреева, Т.Веблена, Г.Е.Зборовского, С.Г.Кирдиной, М.С.Комарова, Г.Б.Кораблевой, Н.М.Коржевской, Н.Б.Костиной, Н.Смелзера, С.С.Фролова, Я.Щепаньского и др. Концепции данных авторов раскрывают основные методологические принципы рассмотрения социальных институтов, их структуры, функций, типологии и могут быть применены к институциональному анализу театра.
В ходе исследования процессов коммуникации и взаимодействия, происходящих в театре, существенное значение для нас имели теории социального взаимодействия, социальной и культурной коммуникации, представленные в работах Г.М.Андреевой, М.Вебера, А.В.Дмитриева, Г.Зиммеля, В.П.Конецкой, Р.Мертона, Ю.И.Мирошникова, А.Моля, Т.Парсонса, П.А.Сорокина, Ю.Хабермаса, Дж.Хоманса, Т.Шибутани и др.
Необходимо отметить, что исследования непосредственно в области театрального искусства имели место в России уже в прошлом веке, но более или менее систематическими они стали после революции 1917 года. В 20-ые годы регулярные исследования театра стали проводиться в театре РСФСР под руководством В. Мейерхольда и в Театре юного зрителя в Ленинграде.
Полученные данные использовались для повышения эффективности работы со зрителем. С середины 20-х годов изучением зрителей стали заниматься научно-исследовательские учреждения и организации. Отличительной чертой первых исследований театра была их практическая направленность на изучение зрительского восприятия спектакля, слабое развитие теоретических и методологических проблем, отсутствие системы точных количественных показателей. В это время самым популярным был метод фиксации реакции зрительного зала. Систематическое наблюдение по фиксированной шкале позволяло регулировать повторяющуюся реакцию и отклонение от неё. Полученные данные учитывались режиссерской группой спектакля при оценке воздействия его элементов на зрителя.
После долгого перерыва изучение функционирования искусства возродилось у нас в период общественной «оттепели» конца 50-х годов. Социологи ставили перед собой задачу определить виды искусства и произведения, интересующие те или иные категории населения, выявить социально-демографические признаки, влияющие на отношение людей к культуре. На этом этапе развития социологии искусства удалось расчленить избранный объект исследования (взаимоотношения искусства и публики) на составные элементы и описать их.
В 70-ые годы исследователи обратились к построению социально-психологической типологии публики. К йонцу 70-х - началу 80-х годов стало постепенно расширяться поле исследовательской деятельности. Функционирование искусства рассматривалось в контексте происходящих социальных процессов, при этом исследователи обращались к таким темам, как искусство и образ жизни, социальная эффективность искусства и т.п.
При анализе специфики театрального искусства, его места в обществе, при описании взаимодействия публики, актеров, режиссеров, администрации театра, при характеристике современного положения театра, экономической стороны его деятельности мы опирались на работы А.Н.Алексеева,
Е.В.Бавриной, В.И.Волкова, В.Н.Головановой, И.Гофмана, Г.Г.Дадамяна,
B.А.Диановой, В.Н.Дмитриевского, Т.Е.Зудиловой, Ю.С.Калашникова, Т.А.Клявиной, И.Л.Куличкова, Г.Лебона, Е.А.Левшиной, А.Я.Рубинштейна, А.П.Свободина, К.С.Станиславского, Г.Д.Суворовой, Г.Тарда, Н.А.Хренова,
C.П.Хршановской и др.
Для анализа состояния и перспектив развития сферы культуры и искусства Свердловской области использовались результаты исследования сферы культуры Большого Урала, проведенного коллективом Института экономики УрО РАН в 2000 году.
Работы, посвященные проблемам театра, публикуются в журналах «Литературное обозрение», «Маркетинг в России и за рубежом», «Общественные науки и современность», «Социологический журнал», «Социологические исследования», «Театр», «Театральная жизнь». Они также стали предметом нашего внимания.
Названные выше источники дают определенную информацию о театре. Признавая большое значение работ упомянутых выше авторов, необходимо отметить, что фронт социологического изучения театра в настоящий момент значительно сократился. Исследования носят единичный характер, практически отсутствуют публикации по данному вопросу. В сложившихся условиях перехода современного российского общества к рыночным отношениям необходим специальный анализ социокультурного института театра и такой острой проблемы,как взаимодействие социальных общностей в его рамках.
ЦЕЛЬ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ состоит в теоретико-методологическом и эмпирическом анализе взаимодействия социальных общностей в рамках социокультурного института театра.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1. Определить основные теоретико-методологические подходы к изучению взаимодействия социальных общностей в рамках социокультурного института театра.
2. Раскрыть содержание понятия «театр как социокультурный институт», выявить особенности развития театра в современной России, осуществить его содержательный и структурный анализ.
3. Раскрыть функции театра как социокультурного института.
4. Проанализировать взаимодействие социальных общностей в рамках социокультурного института театра на материалах конкретного социологического исследования.
5. Выявить специфику культурной коммуникации и взаимодействия, осуществляющегося между социальными общностями в театре.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ диссертационного исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов в области социологии культуры и искусства, социологии театра, социологии личности, социологии коммуникаций, а также в области социальной психологии, философии, культурологии, искусствоведения, касающиеся данного вопроса. В работе использовались законодательные акты Российской Федерации в сфере культуры и театрального дела. Диссертант опирался на теории социальной коммуникации, социального взаимодействия, социальных общностей. Ведущее теоретическое значение в нашей работе имела методология институционального анализа.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Работа написана на материалах конкретно-социологических исследований художественной жизни современного общества в 90-ые годы. Основной эмпирический материал был получен в ходе исследования, проведенного автором совместно с Центром Социальных Технологий «Оптима» под руководством H.H. Маликовой, по заказу Министерства Культуры Свердловской области в ноябре 1998 года. С помощью выборочного метода было отобрано и опрошено 972 зрителя 10 государственных театральных и концертных организаций г.Екатеринбурга, г.Нижнего Тагила и г.Каменск-Уральского. Кроме того, был проведен опрос экспертов, представляющих директорский корпус (13 человек) 9 творческих коллективов города Екатеринбурга. Для сравнения результатов нашего исследования с ситуацией в других городах России использовались материалы исследований, проводившихся Ю. Фохт-Бабушкиным, Г.Дадамяном и др., посвященных изучению художественной жизни современного российского общества в 90-ые годы.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В своей работе автор опирался как на общенаучные теоретические методы, так и на специальные качественные и количественные методы, используемые при проведении конкретно-социологических исследований: анализ документов, фокусированное интервью, анкетный опрос.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ
Положения диссертации, содержащие научную новизну и выносимые на защиту, определяются совокупностью поставленных исследовательских задач и состоят в следующем.
В диссертации осуществлена попытка социологического (теоретического и эмпирического) анализа театра как социокультурного института, позволяющая раскрыть его содержание, структуру, функции, определить методологические подходы к исследованию данного феномена. Театр рассматривается как особым образом организованный социокультурный институт, представляющий собой устойчивую форму организации и регулирования взаимодействия между социальными общностями на основе сложившихся формальных и неформальных норм, правил, образцов поведения. Основной целью театра является производство и трансляция духовных ценностей, реализующиеся через эмоционально-художественную коммуникацию.
• Обоснована актуальность анализа социального взаимодействия общностей в рамках социокультурного института театра, обусловленная: институциональными трансформациями современного российского общества; дисфункциями в сфере культуры, требующей системного (институционального) регулирования; изменениями социальной роли театра в жизни личности и общества; сменой типов взаимодействия театра с другими социальными институтами - политическими, экономическими, образовательными, культурными; обретением им новых социальных функций в условиях становления социокультурных отношений нового типа.
• Выявлены особенности взаимодействия социальных общностей в рамках социокультурного института театра (зрителей, руководителей театров, художественного и артистического персонала, технических исполнителей) путем анализа его специфики и социальных функций. Доказывается, что в этом взаимодействии представители общностей работников театра играют более активную роль, сознательно воздействуя на зрителей, последние же принимают пассивное участие в его процессе, опосредованно, косвенно влияя на создание спектакля. Показана конфликтная сторона взаимоотношений между художественным персоналом и администрацией, между актерами, между актером и режиссером.
• Институциональное взаимодействие общностей раскрывается и конкретизируется посредством анализа понятия «культурная коммуникация». Проанализировано, как в процессе коммуникативного взаимодействия общностей в социокультурном институте театра осуществляются воспроизводство и трансляция духовных ценностей, процессы социализации, индивидуализации и, вместе с тем, ценностно-нормативной дифференциации.
• В работе анализируются функции социокультурного института театра, реализующиеся через социальное взаимодействие. Наряду с выполнением универсальных функций, присущих всем социальным институтам, удовлетворяющим потребности общества в целом - регулятивной, интегративной, социального контроля, в работе выделяются и анализируются специфические функции театра: коммуникативная, развлекательная, познавательная, ценностно-нормативная, творческая, гедонистическая, социализации.
Автор доказывает, что социокультурный институт театра, удовлетворяющий ряд социальных потребностей общества и определенных социальных групп, выполняющий важные социальные функции, нуждается в общественном регулировании, в поддержке со стороны государства, в разработке закона о театре, в формировании новой системы найма актеров, в разработке социальной политики, касающейся всех участников взаимодействия «театр - зритель».
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ
Результаты, полученные в ходе исследования, были переданы в Министерство культуры Свердловской области. На основе этих результатов была проведена коллегия, где обсуждалось состояние зрительской аудитории государственных профессиональных театральных и концертных организаций Свердловской области, перспективы их развития, пути помощи учреждениям культуры области. Полученные данные могут служить основой для выработки государственной политики в отношении театров Свердловской области.
Результаты исследовательской работы могут быть использованы при подготовке лекций и практических занятий по курсам «социология культуры», «культурология», «социология личности» для студентов социологических факультетов и отделений.
СТРУКТУРА И ОБЪЕМ РАБОТЫ
Структура работы обусловлена решением основных задач исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, содержащего 240 наименований. Первая глава посвящена анализу понятия, признаков и функций социокультурного института театра, рассмотрению культурной коммуникации, а также взаимодействия социальных общностей в театре. Во второй главе анализируются внутриинституциональные и

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 216 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz