Среда, 2020-10-21, 9:55 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 2 » Скачать Ингушская поэзия начала XX века : Народные традиции. Генезис и поэтика жанров. Далиева, Эсет Хусейновна бесплатно
7:25 AM
Скачать Ингушская поэзия начала XX века : Народные традиции. Генезис и поэтика жанров. Далиева, Эсет Хусейновна бесплатно
Ингушская поэзия начала XX века : Народные традиции. Генезис и поэтика жанров

Диссертация

Автор: Далиева, Эсет Хусейновна

Название: Ингушская поэзия начала XX века : Народные традиции. Генезис и поэтика жанров

Справка: Далиева, Эсет Хусейновна. Ингушская поэзия начала XX века : Народные традиции. Генезис и поэтика жанров : диссертация кандидата филологических наук : 10.01.02 Магас, 2003 160 c. : 61 04-10/332-8

Объем: 160 стр.

Информация: Магас, 2003


Содержание:

Глава I Природно-климатические особенности и их влияние на расселение народа саха
11 Ландшафт исследуемой территории стр
12 Ареал проживания я1сутов и основные стр территориальные образования
13 Формирование духовной культуры саха стр Особенности ритуально-мемориальных сооружений Выводы по первой главе стр
Глава II Возникновение и формирование культуры и зодчества народа саха с XV до середины XVII вв
21 Основные этапы расселения якутов
211 Типы ведения хозяйства стр
212 Расселение якутов, типы поселений стр Особенности планировки усадьбы
22 Жилища саха и хозяйственные постройки стр
23 Архитектурно-планировочные особенности жилища стр и его интерьера
24 Декоративно-прикладное искусство Якутии стр Выводы по второй главе стр
Глава III Эволюция зодчества саха с середины XVII до начала XX века
31 Влияние русской культуры и архитектуры на зодчество стр народа саха, планировку поселений
32 Архитектурно-пространственное решение жилища стр и хозяйственных построек
33 Сакральные сооружения и их типы стр Выводы по третьей главе стр Заключение стр Библиография стр Якутско-русский словарь стр

Введение:

Генезис и формирование зодчества Саха (Якутии) является малоисследованной и особенно актуальной темой в наше время, когда исчезают малые нации со своими обычаями, культурой и искусством.Фундаментальных исследований по истории архитектуры Якутии не существует, имеются лишь исследования по отдельным аспектам, поэтому проведенная научная работа является необходимой и своевременной.Культура и искусство Саха тесно связано с искусством и культурой других народов, обитающих в соседних регионах. Взаимосвязь и взаимовлияние этих культур также мало шучены, поэтому для полноты раскрытия исторического процесса возникновения и развития искусства и зодчества Саха, проведен сопоставительный анализ культур народов Севера, Сибири, Средней Азии, Монголии.История Якутии, как страны отдельно взятой исторической формации, очень разнообразна и интересна. Ее историю исследователи разделяют на следующие этапы: 1 .Появление первобытных охотников на этой территории УШ - XI вв.; 2. Переселение других народов (в данном случае, саха) на эту территорию, которые со временем стали ее коренными жителями с XII в.- до X V века; 3. Присоединение страны, уже с коренными жителями (саха) к русскому государству - вторая половина XVII века.Рассматривая каждый этап, можно столкнуться с совершенно разной культзфой, которая характеризуется новым укладом жизни. Менялись люди, менялся уклад жизни, а это приводило к трансформациям или коренным изменениям предметов обихода, орудий труда, типов жилищ, различных типов построек быта и каждый раз по-новому изменялся мир, так как эта территория удалена от других более развитых стран, от мест скопления большой массы народа. Фактор некоторой изолированности, может быть. способствовал тому, что народ саха сохранил свой быт, свою неповторимую культуру до сегодняшних времен.Каждый регион имеет свои отличительные черты, это касается и территории Саха. Особенностью данной территории, является суровый климат и длительный зимний период, также наличие вечной мерзлоты.Человек живет здесь каждый день в гармонии с силами природы.Оптимальный учет природных факторов при обустройстве быта, для выживания человека - необходимо просто жить, и трудится - это образ жизни всех народов Севера, включая саха, после переселения на эту территорию. Такой образ жизни проникает глубоко в сознание коренному жителю. Здесь, на этой территории человек живет по ритму меняющего сезона, он вынужден, находится под властью могучей силы природы. И так, с прибытием весны и лета, он будет заранее заботиться об устройстве жизни к следующей зиме и готовится к ней. Суровый климат территории также проникал в быт, культуру и мировоззрение того народа, который заселял данную территорию. Развитие своеобразного уклада жизни северных народов в свою очередь меняется по этапам, и каждый раз открывается и изобретается что-то новое. Все это, мы наблюдаем в данном исследовании в быту, культуре и в зодчестве саха.Ареал распространения человека на данной территории, охватывает в основном бассейн реки Лены. Она является почти единственной дорогой проникновения на эту территорию, ее притоки охватывают всю территорию этой «земли».Рассматривая проникновение человека на эту территорию, как выше было оговорено, отметим, что первыми проникли охотники и рыболовы каменного века, о чем свидетельствуют Ленские наскальные росписи палеолита. Первобытные охотники оставили собственную оригинальную культуру. Их верование было связано с основным занятием, т.е. охотой.Здесь надо отметить, что первобытные охотники строили свое жилье из материалов, добытых на охоте, где использовали кости мамонта и носорогов, также и оленьи рога.Для якутов, как и для большинства коренных народов Сибири, характерны три этапа в историческом развитии, на самый ранний из которых до X V века падает период миграции «кочевых» племен саха, язык которых относится к тюркской ветви (уйгурской группе). Затем переход к «полукочевому» образу жизни, с культурой отражаюп];ей систему иерархии родоплеменного союза, формированием раннефеодальных отношений с X V по вторую половину XVII века. Третий этап, начиная со второй половины XVII века, связан с появлением русских на территории Сибири, когда культура Саха, как и других народов сибирского региона, испытала влияние русской.Начиная с ХП-ХУ вв. на этой территории появляется народ саха, повидимому, из южных кочевых народов, что вызывает огромный интерес у историков, этнографов и других исследователей. Миграция этих народов, как пишут они, примерно происходила по нескольким направлениям: с югозапада по реке Лене, с запада по Енисею потом волоком по притоку Лены Вилюю и с юга по Олекме. Переселяясь на эту территорию, якуты начали оттеснять местных аборигенов, так как, они были сильнее, многочисленнее, более развиты и вели, более оседлый образ жизни. Переселяясь на эту территории, народ саха привнес свою культуру и быт. Но уклад жизни, под влиянием особого сурового климата и тяжелых условий жизни, постепенно меняется и приобретает новое качество, кроме этого происходит более веское изменение культуры и быта в результате общения с местными аборигенами.Хотя, до переселения на эту территорию, в культуре и в быту якутов можно наблюдать влияние других культур.Следующий этап появления инородных наций принадлежит русским.Путь проникновения русских на эту территорию происходит также по реке Лене и по его притоку Вилюй. У этих народов, как говорится в преданиях саха: «Глаза - глубокосидящие, синие; носы - высокие, торчащие вперед. острые; лица - обросшие волосами, головы коротко постриженные, одежда тесная, сжимающая, подобно водоросли. Нашего разговора не понимают, а объясняются движениями рук и путем догадок». Происходит следующий этап синтеза культур и быта, незнакомый уже коренным жителям (саха) этой территории. Строятся крепости - остроги; отрожки и зимовья, появляется новый вид оружия с «огненным» вздохом; происходит крещение якутов и еще много не виданных ранее событий и новых открытий.Со времени завоевания русским государством эту территорию признают Якутской губернией. Дальнейшая история Якутии представляется уже не как оторванной территорией, а в единстве с русским государством.Однако, современная Якутия (Саха) - край древней культуры, богатый памятниками и предметами народного искусства. Формирование народного зодчества края тесно связано с культурой древнего тюркского народа, которая несет в себе синтез нескольких культур, как монголоидную, полиазиатскую, культуру северных народностей, а также русскую. Поэтому в историческом освоении Якутии, в начале X X века на ее огромной территории сложилось большое разнообразие форм, приемов и типов в строительстве поселений, усадеб и жилых построек, представляющих большую ценность для истории культуры и народного зодчества для настоящего и последующего поколений.Материальная и духовная культура Саха особенно второго и третьего периодов, проанализированная в данной исследовании, является очень важной для раскрытия ее эволюции, использования ретроспективы в современном культурном развитии народа.Актуальность темы.Зодчество народа саха своеобразно и интересно - это взаимовлияние многих культур, в результате чего и сложилась исконно северное зодчество, принадлежащее этому народу. Оно должно найти соответствующую нишу в истории архитектуры и культуры народов Сибири и России.Для восполнения пробелов в истории зодчества саха необходимы исследования, охватывающие различные исторические периоды, начиная со становления и формирования нации, истории возникновения этноса в целом и по периодам, раскрывающим полную картину эволюцию быта, культуры и зодчества якутов.Возросший интерес, в последнее время, к культуре народа саха историков, этнографов и археологов - проявляется в более углубленном изучении культуры северного народа. Наблюдается постепенная утрата сохранившихся памятников зодчества X V - XVII вв., так как их сносят или уникальные постройки сами разрушаются с течением времени. В данный момент многие виды народного зодчества для нас неизгладимо потеряны, их можно восстановить только по существующим литературным источникам исследователей. Некоторые постройки находятся еще нетронутыми в глухих местах, но и для них «время» берет свое, так они находятся в полуразваленном состоянии и восстановить их очень сложно. В связи с этим возникает проблема изучения, сохранения и фиксации этих исторических памятников архитектуры. Необходимость исследования различных типов построек и ареалов их распространения, учет архитектурной значимости памятников, функциональных особенностей, а в некоторых случаях изучение путей дальнейшего развития архитектуры послужили основанием для проведения данной научной работы.Степень разработанности. Научной основой при исследовании зодчества саха являются работы архитекторов Е. А. Ащепкова, А.П. Окладникова, [36, 37, 38, 39, 40, 41, 42] и А.И. Гоголева [15], которые содержат большой материал, знакомящий с особенностями старинного народного быта. Большой вклад в культурологию был сделан в огромной исследовательской работе В. Л. Серошевского «Якуты» [57]. Наиболее полные материалы по постройкам якутов имеются в работах А. В. Ополовникова [44], Ф. М. Зыкова [21], где рассматриваются жилые и хозяйственные постройки якутов. Типологическую работу по постройкам провела О. В. Ионова, в своей книге «Из истории якутского народа (XVII в.)» [27], затрагиваюпдей данную тему. О Якутии писали выдающиеся ученыепутешественники XVIII века О. Н. Бетлинг [10], Я. И. Линденау [69], Р. К. Маак, А. Ф. Миддендорф [22], Г. Ф. Миллер [33], И. М. Сибиряков и другие, где можно найти отдельные небольшие, но ценные исторические сведения по интересующей теме. Общий обзор зодчества жилых, хозяйственных и крепостных построек Якутии, выполнил Д. К. Сивцев - Суорун Омоллоон.Ему же принадлежит открытие музея архитектуры на правом берегу реки Лены, в селении Соттинцы Усть-Алданского улуса. Исследования проводили Г. В. Ксенофонтов [33] и Л. И. Гумилев [17], писавшие о саха. Архитектор Н. П. Крадин в своей книге «Оборонительные сооружения Сибири» [32], описал деревянные оборонительные сооружения Якутов и подробно исследовал Якутский острог. Принципам планировочной структуры расселения в Центральной Якутии посвящена научная работа архитектора С В . Данилова [18]. Кроме того, Е. Андросов провел исследование такого народного жилища, как берестяная ураса. В последнее время исследовательские работы проводят архитектор О. Г. Карамзин («Архитектура города Якутска») [30] и историк П. П. Петров («Православные церкви Якутии») [46]. И, тем не менее, проведенный обзор исследований показывает, что наследие народного зодчества саха еще недостаточно полно тучош, и они не дают полного анализа о развитии зодчества.Целью исследования является выявление архитектурно-строительного наследия, осмысление его роли и места в культуре народа саха, а также причин изменения в условиях миграции этого народа и устойчивости традиций в период с X V до начала X X вв. Кроме этого, исследование включает комплексный анализ и выявление основных типологических особенностей архитектурно-планировочной организации жилых, бытовых и ритуально-монументальных построек народа саха.Главные задачи исследования: -анализ особенностей эволюции архитектурно-строительных традиций в зодчестве народа саха как синтеза нескольких этнических культур; -выявление принципов организация планировочных структур поселений по историческим срезам; -определение типологических, конструктивных характеристик жилья и других построек, распространенных на территории Якутии.Для сравнительного анализа, были привлечены большие группы поселений в следующих характерных районах: Алтая, Забайкалья, Амурской области. Выбор этих районов определился сходными этапами исторического развития, хозяйственно-экономическим состоянием общества, так как якуты мигрировали с этой территории на север Восточной Сибири. Это вызвало большое разнообразие используемых приемов застройки, способов связей жилья с хозяйственными постройками, строительных конструкций и объемно-пространственных композиций жилища и поселений.Границы исследования определяются целью и поставленными задачами.Исследование ведется по историческим срезам, начиная с формирования искусства и зодчество народа саха с X V до начала X X вв. Географические границы исследования территории Якутии определяются административными: с востока - ограничением по реке Колыме, через горы северо-востока России, хр. Джугджур и Становым хребтом, на западе Среднесибирским нагорьем, с севера - морем Лаптевых и ВосточноСибирским морем, захватывая Новосибирские острова и на юге Амурской областью. В целом Якутия, занимающая площадь 3103,2 тыс. кв. км., расположена в северной части Восточной Сибири, обладает региональными архитектурно-планировочными особенностями в зодчестве, связанными с суровым природным климатом и национальным своеобразием культуры.Хронологические рамки исследования - период с X V до начала X X века, позволяют проследить процесс становление и развитие поселений. архитектурно-пространственную композицию жилых, хозяйственных, сакральных и ритуально-мемориальных сооружений.Объектом исследования являются поселения, жилые и хозяйственные постройки, ритуальные сооружения, декоративно-прикладное искусство народа Саха и историко-культурные традиции.Предметом настоящего исследования являются проблемы генезиса и формирования зодчества, эволюционные процессы их развития.Раскрывая, исторический процесс возникновения, распространения и развития народного жилища якутов в разных районах Якутии, ставятся следующие задачи: -проследить преемственность связей народного жилища якутов с северными и древнетюркскими народами, а также монголоидными и палеоазиатскими группами; -выявить в натуре, зафиксировать и систематизировать характерные образцы жилых построек; -определить основные типы жилища, хозяйственных построек и их основные разновидности; -провести анализ с выявлением планировочных, архитектурнокомпозиционных, конструктивных приемов и декоративного убранства жилища; -наметить районы распространения специфических приемов строительства народного жилища саха.Как показывает анализ эволюция жилища до начала X X в., оно определяется по историческим периодам. С конца XIV до середины XVII вв. в Центральной Якутии появляется новый тип жилища, перенесенный из юговосточной части Сибири и северных соседних районов. В конце X V I в. некоторые приемы строительства жилища северных народов заимствованы якутами. В Центральной Якутии появляется такой тип жилища, как юртабалаган. Разновидности жилища этого времени в основном зависят от предыдущего места проживания переселенцев и конкретных природно11 климатических факторов места. В XVII веке с разрастанием заселения различных климатических районов Якутии и резкой дифференциацией хозяйственной деятельности разных районов возникает множество новых приемов устройства жилища. В конце XVII века в результате проникновения русской культуры происходят значительные качественные изменения в жилищном строительстве.Методология и метод исследования. Работа основывается на теории этноса, рассматривающей особенности традиций в народной культуре в связи с протекающими этническими процессами.Для данного исследования недостаточно обобщенного деления культуры на материальную и духовную в существующих работах, т. к. традиции зодчества сочетают в себе элементы материальной и духовной культуры и утонченного художественного творчества народа в разные историгческие периоды. В исследовании используется сравнительно - исторический и типологический методы, а также системный анализ. Работа основывается на комплексном анализе и систематизации широкого круга исторических, этнографических, иконографических материалов и натурном обследовании.Новизна работы и ожидаемый результат. Проведенный анализ позволяет проследить эволюцию архитектурно - строительных традиций принцип архитектурно - планировочных организаций поселений и определить типологию построек. В работе впервые проводится подробное исследование по определению устойчивости традиций в условиях постоянного контакта с другими этническими группами на основе исторической парадигмы.Данное исследование представляет научно-практическую ценность в современной практике восстановлении, реконструкции и реставрации памятников зодчества якутов, в выявлении их типологических характеристик. Результаты исследования позволят восполнить существующий пробел в истории культуры саха и могут быть использованы в научных работах по истории архитектуры Сибири и Дальнего Востока, а также смежных областях наук - искусствоведами, этнографами, историками.Некоторые выявленные памятники народного жилища и материалы исследования могут быть применены как в деле охраны наследия, так и их музеефикации (организация заповедных зон и пополнении музеев «под открытым небом», создаваемых в Республике Саха).В последнее время стала возникать востребованность в модернизации древних построек якутов, где могут функционировать национальные кухни, клубы национальных обрядов и народного творчества.Фактический материал необходим при разработке методических материалов, программ и учебных курсов школ народной культуры, высших учебных заведений в Якутии.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 144 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz