Пятница, 2020-10-23, 0:39 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 27 » Скачать Фортепианный квинтет. Вопросы становления жанра.. Симонова, Наталия Владимировна бесплатно
5:06 AM
Скачать Фортепианный квинтет. Вопросы становления жанра.. Симонова, Наталия Владимировна бесплатно
Фортепианный квинтет. Вопросы становления жанра.

Диссертация

Автор: Симонова, Наталия Владимировна

Название: Фортепианный квинтет. Вопросы становления жанра.

Справка: Симонова, Наталия Владимировна. Фортепианный квинтет. Вопросы становления жанра. : диссертация кандидата искусствоведения : 17.00.02 Киев, 1990 241 c. : 61 90-17/145-4

Объем: 241 стр.

Информация: Киев, 1990


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ^ ЖАНРОВ (НА МАТЕРИАЛЕ КАМЕРНО-ИНСТШШТАЛЬНОЙ
АНСАМБЛЕВОЙ МУЗЫКИ
11 Постановка проблемы
12 Закономерности формирования нормативных и инвариантных признаков жанра на этапе его становления
13 Стабилизация жанровой нормы
14 Жанровый инвариант и его функции (этап дестабир лизации жанра)
ГЛАВА 2 ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВЫХ ПРИЗНАКОВ ФОРТЕПИАННОГО
КВИНТЕТА
21 О методе исследования
22 Предпосылки возникновения клавирного квинтета в инструментальной музыке П половины ХУП-I половины ХУШ вв
23 Клавирный/фортепианный квинтет в аккомпаниро-ванной клавирной музыке 60-70-х гг ХУШ столетия Ю
24 Кристаллизация жанровых признаков фортепианного квинтета классического типа

Введение:

Так или иначе все явления искусства имеют свою преемственность. Некоторые шаги | новаторов бывают очень стремительны, и тем не менее для полного понимания их необходимо знать и все бывшее. Кажущиеся противоречия искусства делаются еще более обоснованными, когда мы знакомимся с их истоками"
Н.Рерих)
Жанр живет настоящим, но всегда помнит свое прошлое, свое начало"
М.Бахтин)
It Изучая музыкальный жанр, исследователи пытаются выделить его специфические особенности, мобильные и стабильные признаки, осуществить внутрижанровую типологию по образно-содержательному и стилевому признаку, проследить исторический путь развития. Избираемые авторами аспекты исследования находятся в русле актуальных проблем современной теории жанров и связаны, как правило, с выявлением определенных содержательных и структурных констант, сохраняющихся неизмененными на протяжении всех стадий развития жанра и обеспечивающих его жизнеспособность в постоянно меняющихся условиях, обнаружением его "генетического кода", расшифровкой его "генетической памяти". В подобного рода исследованиях особенно плодотворным оказывается синтез теоретического и исторического подходов. Устойчивый интерес музыковедов к такой научной интеграции подкрепляется появлением в разные годы двух сборников:"Теоретические наблюдения над историей музыки" /154/ и "Исторические аспек ты теоретических проблем в музыкознании" /63/, в которых очерчивается целый комплекс проблем научных изысканий в отмеченном направлении, в частности, выработка методологических основ исследования теории исторических процессов и исторического подхода к теоретическим проблемам, изучение музыкального явления и его внутренних закономерностей в исторической обусловленности и выведение его сущностных характеристик.
Примером таких подходов являются диссертации, статьи, монографии, в которых происходит обнаружение специфических жанровых критериев симфонии /6/, Pas.sions.mus.ik /31/, партесного концерта /36/, органной прелюдии /139/, фортепианного трио /23/, камерно-инструментальной сюиты /110/ и т.п.
Обширная музыковедческая литература, освещающая тем или иным образом обозначенные наш проблемы, может быть условно разделена на несколько групп.
Первая группа - фундаментальные работы общеметодологического характера по теории музыкального жанра. В них ведется поиск новых универсальных определений понятия "музыкальный жанр" /139/, выдвигаются идеи дифференциации, классификации и типологии жанров /140/, намечаются задачи и перспективы дальнейших исследований /144/. Значительно пополняют теоретическое музыкознание работы, в которых центральными становятся проблемы соотношения понятий стиль и жанр, форма и жанр /38,91,137/, анализа сложных жанров /103/, изучения сквозь призму жанра категориальных понятий музыкального мышления /66,92,138,168/.
Интересные суждения высказывают авторы ряда статей последних лет. Так, М.Арановский предлагает теоретическую и эстетическую разработку проблемы жанра как проблемы устойчивого типа I произведений и пытается раскрыть механизм исторической эволюции жанра через определение внешней.и внутренней структуры /7/. Такое разделение автор допускает, исходя из природы данного явления. Действительно, образующийся на стыке "музыкального" и "внемузыкального" жанр объединяет в себе "искусственное", присущее художественной деятельности, и "естественное", свойственное условиям существования. Опираясь на этот тезис, исследователь дифференцирует структуру жанра на внешнюю (объединяющую те стороны жанра, которыми он "соприкасается с внешним миром") и внутреннюю (соединяющую те свойства, которые "обусловливают его имманентность" и обеспечивают устойчивость во времени)/7, 9-10/. Для глубинного познания жанра детальный, последовательный анализ этих подструктур бесспорно важен. Но
1 более ценным, на наш взгляд, является синтез полученных знаний и изучение результатов их (структур) взаимодействия, которые реализуются в признаках, качествах, свойствах жанра и суть типовые по отношению к их индивидуализированному выражению в конкретных музыкальных произведениях. В таком случае более целесообразно было бы вести речь о внешних и внутренних признаках жанра, а не о структурах как таковых. Своеобразным продолжением начатого разговора является статья М.Старчеус, в которой оценка современной ситуации в жанровой системе осуществляется в соотнесенности с жанровой традицией, отражающей исторический опыт развития отдельного жанра, и жанровым архетипом, трактуемым как совокупность жизненного опыта деятельности, восприятие I переживания, общения, своеобразно преломляемого в лексике и семантике /147/. Особенно ценной для нас является мысль автор; о способности жанра в современных условиях неустанно обновлят память о своем прошлом /там же, с.58/.
Вторую группу составляют работы, связанные с проблемами развития инструментальных.и, в частности, камерно-инструментальных ансамблевых жанров. В трудах Г.Римана, Б.Асафьева, Т.Ливановой, В.Конен /8,69,81,82,126/ серьезному анализу подвергается инструментальная литература. ХШ-ХУЩ веков, которая явилась питательной средой, подготовившей возникновение кла с-сического инструментального ансамбля. Отдельным жанрам пред-классического периода посвящены работы Л.Бутира, Н.Зейфас, И.Кузнецова, А.Петраш, Г.Сахаровой, И.Шараповой и др. /21,52, 71,109,133,139/. В целом ряде исследований по истории инструментального исполнительства параллельно с центральной проблемой рассматриваются вопросы формирования отдельных жанров инструментальной ансамблевой музыки. Причем в круг изучаемых явлений вовлекаются и вопросы социальных условий бытования музыки, форм музицирования и их влияния на процесс зарождения и эволюции тех или иных жанров. Значительно расширяют общую картину развития инструментальных ансамблей монографии, статьи, посвященные камерно-инструментальному > творчеству различных эпох, стран, отдельных композиторов /13,26,30,46,53,65,68,70, 105,106,116,121,122,178,180,185,189,196/. .
Заметно усилился интерес ученых к проблемам дальнейшей разработки теории камерных жанров и, .шире камерной музыки, основы которой были заложены еще Асафьевым в книге "Музыкальная форма; как процесс". Так, в статье В.Розина изучаются особенности восприятия камерной музыки, вскрывается взаимосвязь и взаимообусловленность форм бытования (внешний фактор) и специфичности музыкального содержания (внутренний фактор) камерных произведений /128/. Исследования, посвященные изучению процессов, происходящих в современной жанровой системе, ставят во прооы о взаимосвязи камерных и других инструментальных жанров (концерт, симфония), расценивая эти явления как результат реализации "подсознания" жанра, активного действия "генетического кода", как выражение тенденции к "восстановлению прав музыки" /5,152/. Предпринимаются попытки определить природу камерного ансамбля, выявить комплекс специфических особенностей камерно-инструментального письма /28/, типологию принципов ансамблевого концертирования и связанное с ниш многообразие типов многоголосной фактуры в различных жанрах камерной ансамблевой музыки /10,40/. Появились исследования, целью которых является изучение в различных аспектах отдельных жанров инструментальных ансамблей: квартета /41,43/, фортепианного трио /24/, фортепианного квартета /192/.
Одним из важных источников, существенно дополняющих инте-I ресующую нас тему может стать группа работ по вопросам камерноансамблевого исполнительства /16,17,118/. Следует отметить, заметно возросший интерес к этим проблемам в музыковедческой литературе последних лет /41,129,178/. Объясняется это, прежде всего, тем, что роль исполнительской культуры, пожалуй, ни в каком другом жанре не оказывает столь решающего влияния на его развитие как в инструментальном ансамбле. Отсюда требования чег кого понимания исполнителем дифференциации жанров по признакам однородности и неоднородности инструментальных составов, типу соотношения партий в ансамбле и их функциональной подчиненноет, (например, тип ансамблей с сопровождением) и т.д.
Отдельную группу образуют труды, которые тем или иным образом касаются вопросов развития интересующего нас жанра. Несмотря на то, что за многие годы в отечественном и зарубежне музыковедении накоплен определенный фактологический и аналитический материал по исследуемой теме, фортепианный квинтет не был объектом специального изучения. Рассмотрение квинтета как самостоятельного жанра соответствует современным подходам к вопросам жанровой дифференциации в теоретическом музыкознании.Мно-гоуровневость типологии жанров позволяет исследовать фортепианный квинтет внутри более крупной подсистемы - камерно-инструментальной ансамблевой музыки и,в частности,фортепианных ансамблей.
В обзорных статьях музыкальных энциклопедий /190/,.работах популяризаторского характера /32, 149/, содержится справочный материал, расширяющий наши познания в области истории жанра. . Наибольшую ценность и интерес представляет аналитический материал. Фортепианному квинтету уделено внимание в ряде монографий и статей, посвященных камерно-инструментальному творчеству отдельных композиторов /1,2,13,34,70/. В исследованиях по теории музыки, методике преподавания и исполнительства авторы, анализируя квинтеты, так или иначе затрагивают проблемы его жанровой специфики /30, 157/. Однако ни в одном из них не выдвигается в качестве центральной задача обнаружения нормативных критериев жанра, его жанрового инварианта, сохраняющегося неизменным в процессе эволюции. Не предпринимались попытки проследить на широком музыкальном материале пути становления фортепианного квинтета, вскрыть его типизированный, нормативный слой и индивидуализированный, свойственный, присущий только данному стилю, данному композитору. Решение этих вопросов помогло бы, на наш взгляд, уяснить причины устойчивого интереса к этому жанру исполнителей, композиторов и слушателей сегодня.
Выбор в качестве объекта настоящего исследования фортепианного квинтета, жанра ансамблевой камерно-инструментальной музыки определяется необычайно расширившимся предетавительст
41 вом камерной музыки в творчестве композиторов века, как отечественных, так и зарубежных. Можно говорить о "камерности" как стилевой черте эпохи, о разработке ее нового значения как более гибкого, подвижного, легко трансформирующегося камерного начала. Об этом свидетельствует включение в область камерной музыки жанров, ранее казавшихся недостушйши ей. Так появились камерные оперы, симфонии, кантаты, балеты. Наряду с этим из поля зрения современных композиторов не уши и традиционные жанры ансамлевой музыки: дуэт, трио, квартет, квинтет и т.д. Причины их жизнеспособности, неизменного соответствия запросам как слушательской аудитории, так и профессиональных музыкантов, требуют своего научного осмысления.
Необходимость такого подхода к проблемам жизйи и эволюции жанров подтверждается и другими процессами, происходящими .в
I современном музыкальном творчестве. Активное взаимодействие жанров, размывание четких границ между ними, их йреобразование и синтез, рождение новых жанров выдвигают и новые историке теоретические аспекты исследования. В качестве важнейших отече ственное музыковедение выделяет: происхождение фнров в свете практики общественного бытования музыки в разные эпохи, эволюция их в связи с изменением условий исполнения и других культ рологических факторов /144/, трактовка жанра кщ устойчиво! о щающей категории, обладающей определенной системой закономерных связей, изучение этих связей, образующих структуру жанра /7/, создание энциклопедии музыкальных жанров /99/. Общим зв« ф ном, объединяющим практически все перечисленные аспекты, ста) вится поиск стабильного, неизменяющегося ядра жанра, который получает в научной литературе различные терминологические и понятийные толкования. Прояснение и уточнение Дефиниций таки категорий, как норма, канон, инвариант является актуальной задачей дальнейших методологических разработок.
Таким образом, появлению данной работы способствует само развитие современной науки. Кроме того, объект исследования, фортепианный квинтет, представляет собой жанр, стоящий несколько особняком во всей ансамблевой камерно-инструментальной литературе в силу своей изначальной природной синтетичности. Подчиненные самостоятельным стилистическим закономерностям сочинения этого жанра единичны в творчестве Моцарта, Бетховена, Шумана, Брамса, Танеева, Шостаковича, Лятошинского. Но как раз этот факт усиливает их значение по отношению к авторским стилям, дает основание для рассмотрения квинтетов как отдельных целостных явлений.
Фортепианный квинтет имеет интересную и богатую историю. I Ранние образцы его относятся ко второй половине ХУШ века. Однако само соединение столь разнородных инструментов как фортепиано и четыре, мелодических (струнных, духовых либо смешанный состав) инструмента встречалось и ранее и явилооь результатом длительного развития инструментальной музыки предшествующих эрох.
В ХУ и даже ХУ1 веках при употреблении нескольких инструментов их "старались соединять более по семействам (аккорд, Siimmwerk), чем смешивать вообще вместе (оркестр)"/106,16/. Только в ХУЛ столетии с развитием гомофонно-гармонического стиля к "клавесину стали присоединять другие инструменты, об-I разовывая дуэты, трио, квинтеты и т.д." /там же3 18/. В этот период начинают оформляться выразительные средства инструментальной музыки и выявляться специфические особенности техники каждого инструмента, что нашло непосредственное отражение в ансамблевых жанрах. Клавир, исполняя цифрованный бас, по-на-чалу оказывает необходимую функционально-гармоническую поддержку одного-двух мелодических инструментов. Иногда к ним присоединяется басовый струнный инструмент, призванный лишь усилить партию клавира. Постепенно необычайно развившиеся возможности I* мелодических инструментов позволяют отказаться от bass.о сопи о , что вызывает, с одной стороны, рождение сольной сонаты и сюита, с другой - смычкового ансамбля (трио). Параллельно этому происходит освоение клавира, раздвигаются его тембровые, динамические возможности.И с 30-х годов ХУШ века оформляется новая ветвь камерной музыки, т.н. аккомпанирован-ная клавирная музыка (клавирная соната с сопровождением или облигатной партией клавира и мелодических инструментов), став* шая питательной средой будущих фортепианных ансамблей.: трио, квартетов, квинтетов.
Как закономерный процесс развития общей инструментальной культуры и совершенствования инструментария выдвигается жанр сольного клавирного концерта. Восприняв многое от существовавших в то время жанров - сопсег4а hoss?)? концертной симфонии, отдельных типов трио-сонаты, он органично соединил в себе черты и концертноети, и камерности.
Так, оркестр-ансамбль раннего доклассического концерта своим составом обязан трио-сонате. У И.С.Баха концерт зачастую исполняется струнным квартетом и солирующим клавесином, даже в 80-е годы ХУШ столетия Моцарт пишет свои ранние фортеt пианные концерты с сопровождением преимущественно струнного квартета.
На фоне этих процессов и складывается жанр фортепианного квинтета, формируются его инструментальный состав, специфические содержательные и структурные признаки. В ходе исторической эволюции квинтет приобретает новые характерные свойства., сохраняя при этом совокупность связанных между собой коренных признаков, которые передаются от одного поколения произведений другому и позволяют каждый раз возобновлять сочинения определенного типа, определенного жанра. Анализ современной жанровой ситуации показывает, что на стадии дестабилизации фортепианного квинтета (третий этап эволюционного процесса) происходит как бы '-растворение" нормативных признаков, постепенное сближение жанра с эталонами глубоких исторических пластов. .Смешение различных норм при этом носит далеко не случайный характер, а определяется генетическими связями жанра. Возобновление. их действия стимулирует и направляет процесс дальнейшего развития. В связи с этим.наиболее актуальным, представляется исследование фазы становления жанра, выявление его типологических черт, изучение генетических связей. Среди всего обилия литературы о камерно-инструментальной музыке специальной работы, посвященной изучению фортепианного квинтета в указанном аспекте нет.
Исходя из вышеизложенного целью настоящего исследования становится дальнейшая разработка историко-теоретических проблем эволюции музыкальных жанров.
Методологической основой диссертации являются положения о единстве исторического и логического методов познания, необходимости моделирования, схематизации и упрощения всякого движения, понятия,^ при его мысленном изображении (В.И.Ленин); теоретические положения работ по проблемам инвариантности (Н.Абрамова, А.УрсулX, теории, жанра в литературоведении (Д.Лихачев М.Бахтин, Л.Чернец), художественной нормы и ее роли в изучена эволюционных процессов (В.Лефевр, Г.Щедровицкий, Ю.Рагс, А.Лейкин), музыкального восприятия (Е.Назайкинекий,М.Стар-чеус), анализа музыкальных произведений (М.Михайлов, М.Скреб-кова-Филатова, Л.Закс).
В диссертации выдвигается гипотеза, согласно которой ис-^ следование этапа становления жанра должно рассматриваться как базисное в построении историко-теоретической модели эволюционных процессов, а воссоздание генетических связей - как ключевой момент в раскрытии механизма обновления жанра на современном этапе.
На основе этого формулируются следующие задачи: - осуществить построение историко-теоретической модели эволюции музыкального жанра на материале камерно-инструментальной ансамблевой музыки;
• исследовать основные пути формирования фортепианного квинтета, определить нормативные и инвариантные признаки жанра классического типа.
На защиту выносятся:
• концепция эволюции музыкального жанра, базирующаяся на выявлении наиболее общих закономерностей в соотношении нормативных, канонических, инвариантных признаков жанра на этапах его становления, стабилизации и дестабилизации;
• положение о самобытности и специфичности жанра фортепианного квинтета, конкретизируемое при помощи впервые сформулированных признаков откристаллизовавшегося жанра; ш г - определение понятия "жанровый инвариант".
Научная новизна диссертации определяется самим объектом исследования и проблемными ракурсами:
• динамика эволюционных процессов исследуется на основе выявления закономерностей в соотношении жанровой нормы, жанрового канона и жанрового инварианта на всех этапах эволюции жанра;
• фортепианный квинтет рассматривается как самостоятельный жанр формулируются его типологические жанровые признаки, уточняются исторические границы зарождения жанра;
• предлагается методика анализа жанровой специфики камерно-инструментальных ансамблей с участием фортепиано;
• дается определение термина "жанровый инвариант";
• вводятся в научный обиход малоизвестные произведения И.К.Баха, С.Сторейса, Т.Джордани, И.Гайдна, Ф.Хоффмейстера, Я.Дуссека и др.
Практическое значение работы состоит в возможности использования ее материалов в курсах анализа музыкальных произведений, истории исполнительства и методики преподавания камерного ансамбля, деятельности музыкантов-исполнителей, преподавателей вузов и училищ.
Структура исследования. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы и Приложения (нотные примеры, нотографические таблицы, партитуры квинтетов).

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 121 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz