Суббота, 2024-04-27, 0:50 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 26 » Скачать Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников. Титаренко, Наталья Николаевна бесплатно
0:23 AM
Скачать Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников. Титаренко, Наталья Николаевна бесплатно
Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников

Диссертация

Автор: Титаренко, Наталья Николаевна

Название: Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников

Справка: Титаренко, Наталья Николаевна. Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Челябинск, 2004 159 c. : 61 05-13/24

Объем: 159 стр.

Информация: Челябинск, 2004


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
11 Проблема формирования умений самоорганизации у младших школьников в психолого-педагогической литературе
12 Моделирование содержания самоорганизации учебной деятельности у младших школьников
13 Компенсационно-коррекционная технология формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
21 Организация и содержание опытно - экспериментальной работы
22 Формирование умений самоорганизации у младших школьников в условиях опытно - экспериментального обучения
23 Анализ и оценка результатов опытно - экспериментальной работы
Выводы по второй главе

Введение:

Современное начальное общее образование находится в условиях модернизации и обновления: изменились его приоритеты, цели, содержание и ценности. От ценностей формирования предметных знаний и умений начальная школа переориентируется на ценности развития способностей, умений и желания учиться. «Умение учиться есть характеристика субъекта учебной деятельности, способного к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска общих способов действия в новых ситуациях» (Г.А. Цукерман). Наблюдается тенденция к переводу содержания образования на уровень ключевых образовательных компетенций, что зафиксировано в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. На региональном уровне в Челябинской области в условиях модернизации и обновления содержания образования реализуется программа развития общеучебных умений школьников.
В образовательном стандарте начального общего образования (2004 г.) определено, что важнейшим приоритетом остается формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности младших школьников. Овладение умениями самоорганизации учебной деятельности у младших школьников является обязательным минимумом. Высокий уровень освоения умений самоорганизации учебной деятельности в значительной мере определяет успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования, и в данном контексте проблема формирования умений самоорганизации, являющихся основой обобщенного способа организации учебной деятельности школьников, приобретает особую актуальность.
В условиях личностно ориентированного начального образования актуально формирование именно умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников как личностного, субъектного образования, так как они выступают средством продуктивного усвоения элементов содержания образования, обеспечивают развитие ключевой образовательной учебно-познавательной компетенции, влияют на воспитание личностных качеств инициативности, самостоятельности, организованности) и способствуют становлению рефлексивной деятельности школьников.
В педагогической литературе неоднократно отмечалось, что проблема формирования общеучебных умений сложна и практически чрезвычайно значима. Обобщение и систематизация сведений об умениях представлены в работах Ю.К. Бабанского, Н.Ф. Белокур, Г.А. Дзиды, Л.Б. Ительсон, Н.Ю. Кулагиной, И.И. Кулибабы, Н.А. Лошкаревой, А.А. Люблинской, Е.А. Милерян, В.В. Репкина, А.В. Усовой, Л.М. Фридмана, B.C. Цетлин, Т.И. Шамовой и др. Ряд авторов в классификациях выделяют группу умений организации учебной деятельности как общеучебные умения самоорганизации.
В российской дидактике с 50-х годов двадцатого столетия умения самоорганизации учебной деятельности исследуются как элементы культуры познавательной деятельности школьников (М.П. Ашмутайт, С.В. Бардин, Г.Г. Граник, И.Я. Лернер, В.О. Пунский и др.).
С 60-х годов умения самоорганизации исследуются через системное описание научной организации труда школьников (Ю.К. Бабанский, С.Я. Баты-шев, В.П. Зинченко, И.П. Раченко, Б.А. Русаков и др.).
С 70-х годов умения самоорганизации описываются как компоненты учебной деятельности (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.).
В начале XXI века умения самоорганизации учебной деятельности, являясь структурным элементом содержания начального общего образования, включены в структуру универсальных умений и ключевой учебно-познавательной компетенции школьников (В.А. Демин, Э.Ф. Зеер, В.В. Кра-евский, В.В. Сериков, А.Н. Тубельский, А.В. Хуторской, В.М. Шепель и др.).
Многообразие подходов в педагогической и психологической литературе к характеристике умений самоорганизации учебной деятельности приводит к тому, что школьный учитель затрудняется в теоретическом анализе и практическом использовании сведений об умениях самоорганизации учебной деятельности в начальном образовании.
В современных вариативных учебных программах начального образования предполагается формирование у школьников умений самоорганизации, однако различен их состав, процесс формирования и требования к уровню овладения. Многолетние психолого-педагогические исследования и практика российского начального образования позволяют выделить разнообразные способы формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в образовательных программах систем развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, традиционной системе: «Гармония» (Н.Б. Истомина), «Начальная школа XXI века» (Н.Ф. Виноградова), «Школа 2100» (А.А. Леонтьев).
Изучение опыта работы школы, психолого-педагогической, учебно-методической литературы позволило выявить и сформулировать проблему исследования, которая определяется наличием противоречия между возросшей потребностью в овладении обобщенными способами деятельности и недостаточной теоретической и методической разработанностью процесса формирования умений самоорганизации у младших школьников до уровня обобщенного способа организации учебной деятельности. Возникшее противоречие обусловлено прежде всего несоответствием между:
• потребностью общества в развитии творческой, созидательной личности младшего школьника, умеющего проявлять учебную инициативность, самостоятельность, с одной стороны, а с другой стороны, существующими подходами в отношении к младшему школьнику как к исполнителю, не способному определять цели учебного задания, планировать его, осуществлять контрольно-оценочные действия;
• ростом числа детей, испытывающих трудности в самоорганизации учебной деятельности уже с первых дней занятий в школе, и возможностями начальной школы формировать умения самоорганизации учебной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;
• необходимостью объективной оценки уровня сформированности умений самоорганизации у учащихся с первых дней обучения как способа коррекции и компенсации для регулирования успешности в самоорганизации и фактической диагностикой этих умений на завершающем этапе начального обучения как констатации результата начального образования.
Недостаточная разработанность отдельных аспектов проблемы формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников как в теоретическом, так и в практическом планах обусловливает неэффективность процесса формирования умений и желания учиться, не обеспечивает реализацию возможностей в овладении умениями самоорганизации для личностного развития младших школьников.
Теоретическая актуальность и практическая значимость данной проблемы, ее недостаточная разработанность для начальной школы в современных условиях обусловили выбор темы исследования: «Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников».
Цель исследования - разработка и внедрение форм и методов формирования у младших школьников умений самоорганизации до уровня обобщенного способа организации учебной деятельности.
Объект исследования - учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования - процесс формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников возможно осуществлять успешно, если:
• определено содержание и взаимосвязь умений самоорганизации учебной деятельности;
• применяется компенсационно-коррекционная технология формирования умений самоорганизации учебной деятельности, обеспечивающая овладение обобщенным способом организации учебной деятельности.
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1) выделить умения самоорганизации учебной деятельности на основе анализа психолого-педагогической литературы;
2) разработать структурно-функциональную модель содержания самоорганизации учебной деятельности у младших школьников;
3) разработать технологию формирования умений самоорганизации до уровня обобщенного способа организации учебной деятельности;
4) провести экспериментальное исследование по формированию умений самоорганизации до уровня обобщенного способа организации учебной деятельности у младших школьников;
5) разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по применению технологии формирования умений самоорганизации до уровня обобщенного способа организации учебной деятельности у младших школьников в образовательном процессе начальной школы.
Общей теоретико-методологической основой исследования являются основные положения диалектико-материалистической теории познания; диалектическая теория о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений; синергетические закономерности развития и саморазвития педагогических систем; положение о деятельности как способе реализации личности.
Исследование существенным образом опирается на следующие современные теории: психолого-педагогическая концепция теории деятельности (J1.C. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Н.Ф. Талызина и др.); теория личностно ориентированного обучения (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревский, Э.Ф. Зеер, И.С. Якиманская и др.); теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, А.В. Усова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.); учение об основных типах мышления человека (А.З. Зак, С.Л. Рубинштейн, O.K. Тихомиров и др.); теория функциональных систем психики П.К. Анохина; значительное влияние на наше исследование оказали труды Н.А. Лошкаревой, Н.Н. Тулькибаевой, А.В. Усовой, ГА. Цукерман и др.
Организация, база и этапы исследования
На первом этапе (1996 - 1998 гг.) - диагностическом - было изучено состояние проблемы на теоретическом и практическом уровнях: проведен теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, а также диссертационных работ по проблеме формирования общеучебных умений у младших школьников; был разработан понятийный аппарат, сформулирована рабочая гипотеза, разработаны цели и задачи исследования; определены объект и предмет; намечены пути и средства осуществления процесса формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников; составлен план экспериментальной работы; разработаны методики для проведения констатирующего этапа эксперимента; проведен констатирующий этап эксперимента. Ведущие методы исследования на данном этапе: логико-исторический анализ научной литературы по проблеме, педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование.
На втором этапе (1998 - 1999 гг.) - поисково-констатирующем - осуществлялся поиск подходов к решению исследуемой проблемы; разрабатывалась структурно-функциональная модель содержания самоорганизации учебной деятельности школьников; проводилась апробация отдельных методов и методических приемов формирования умений самоорганизации до уровня обобщенного способа организации учебной деятельности у младших школьников. Ведущие методы исследования: системный педагогический анализ с целью создания эффективной технологии формирования умений самоорганизации учебной деятельности в условиях обучения по любой вариативной системе начальной школы. Методы исследования: диагностика, наблюдение за самоорганизацией учебной деятельности младших школьников, анализ продуктов деятельности учащихся, методы математической статистики.
На третьем этапе (1999 - 2004 гг.) - опытно - экспериментальном -осуществлялся формирующий этап эксперимента по проверке эффективности средств формирования умений самоорганизации учебной деятельности до уровня обобщенного способа организации учебной деятельности - ком-пенсационно-коррекционной технологии формирования умений самоорганизации учебной деятельности; осуществлялась обработка, проверка и систематизация полученных результатов, уточнялись теоретико-экспериментальные выводы, составлялись рекомендации для участников образовательного процесса; проводилось обобщение, систематизация и описание полученных результатов,. внедрение апробированной педагогической технологии в практику работы начальной школы.
Основные методы исследования на данном этапе: длительное фиксирование реальной учебной деятельности младших школьников, диагностика, анализ результатов продуктов деятельности участников эксперимента, методы математической статистики.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Необходимость формирования у младших школьников умений самоорганизации до уровня обобщенного способа организации учебной деятельности обусловлена тенденциями перевода содержания образования на уровень ключевых образовательных компетенций, недостаточной разработанностью исследуемой проблемы в теории и практике начального образования, изменением педагогических приоритетов и, следовательно, изменением требований общества к личности младшего школьника.
2. Результатом овладения умениями самоорганизации у младших школьников является обобщенный способ организации учебной деятельности, под которым мы понимаем самостоятельное осуществление субъектом организации любых видов учебной деятельности.
3. Специально разработанная компенсационно-коррекционная технология формирования умений самоорганизации у младших школьников (целевой компонент, указывающий на необходимость овладения умениями самоорганизации; содержательное обеспечение, включающее знания об умениях самоорганизации и о структуре процесса самоорганизации учебной деятельности; процессуальный компонент, затрагивающий педагогический аспект работы учителя по формированию умений самоорганизации у младших школьников; управленческий компонент, реализуемый в виде регулирования на основе компенсационно-коррекционной помощи младшим школьникам в самоорганизации учебной деятельности) обеспечивает успешное овладение обобщенным способом организации учебной деятельности.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 275 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz