Среда, 2024-04-24, 3:05 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 27 » Скачать Формирование творческой педагогической деятельности студентов педагогического колледжа. Воробьева, Наталья Александровна бесплатно
5:28 AM
Скачать Формирование творческой педагогической деятельности студентов педагогического колледжа. Воробьева, Наталья Александровна бесплатно
Формирование творческой педагогической деятельности студентов педагогического колледжа

Диссертация

Автор: Воробьева, Наталья Александровна

Название: Формирование творческой педагогической деятельности студентов педагогического колледжа

Справка: Воробьева, Наталья Александровна. Формирование творческой педагогической деятельности студентов педагогического колледжа : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Москва, 2003 295 c. : 61 03-13/1725-7

Объем: 295 стр.

Информация: Москва, 2003


Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
11 Творческая активность личности как общепсихологический феномен
12Педагогическое творчество; его признаки и сферы проявления в деятельности учителя
13 Структура, содержание и условия формирования у студентов педагогического колледжа творческой деятельности
Выводы к первой главе
2 ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА КАК ВЕДУЩАЯ ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОАНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ
21 Состояние проблемы творческой активности студентов педагогических колледжей
22 Содержание и методика формирования творческой педагогической деятельности студентов педагогического колледжа
23 Анализ результатов экспериментального обучения
Выводы ко второй главе

Введение:

Актуальность исследования. Школе сегодня требуются учителя, обладающие творческим потенциалом, гибкие, инициативные, поэтому приоритетной задачей современного образования становиться подготовка специалиста, владеющего определенным багажом знаний, умений и навыков, стремящегося к творческому поиску, умеющему нестандартно мыслить и творчески работать.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема подготовки педагогических кадров через формирование у них творческой педагогической деятельности. А это, в свою очередь подталкивает к необходимости более глубокого изучения условий, при которых возможно приобретение этого, разработки путей формирования у студентов педагогического колледжа творческой педагогической деятельности.
Социальные, политические, культурные изменения в обществе обнажили пробелы учебно-воспитательном процессе современного образования. В современной системе образования выделяют переход к творческой самореализации всех участников учебно-воспитательного процесса. Традиционные пути решения уже не подходят для решения этих проблем. Определение перспектив дальнейшего развития педагогической системы требует творческого подхода.
Вопрос профессионально-творческой подготовки студентов один из самых сложных. Однако это та сфера, в которой заложены дальнейшие возможности повышения эффективности профессиональной подготовки студентов. Ориентация на личность студента, его индивидуально-творческое развитие может рассматриваться как одно из условий совершенствования профессиональной подготовки высококвалифицированных творческих кадров. Потребность современной системы образования в активных, творческих специалистах, обладающих способностями к самосовершенствованию, саморазвитию, к творческому поиску, лабильных, умеющих нетрадиционно подходить к решению различных ситуаций, организовывать свою деятельность на творческой основе, способных к планетарному мышлению определила выбор темы диссертации: "Формирование творческой педагогической деятельности студентов педагогического колледжа". Именно эти вопросы в настоящее время оказались недостаточно изучены, и их решению уделяется мало внимания в системе среднего профессионального образования. В колледжах по-прежнему преобладают традиционные формы, методы и приемы деятельности, сохраняется репродуктивно-массовый принцип обучения, и как следствие практически отсутствуют творческие подходы, в результате остаются неиспользованными индивидуальные потенциалы личности.
В настоящее время наукой накоплено много материала в области педагогической деятельности. Но вопросы становления творческой направленности студентов к педагогической деятельности остаются по-прежнему актуальными. Современная наука не располагает достаточным количеством теоретического и практического материала для решения этого вопроса. Освещены отдельные аспекты этой проблемы. Проблемам творчества в деятельности учителя уделяли внимание В.И. Андреев, В.И. Загвя-зинский, В.А. Кан-Калик, Ю.Л. Львова, Н.Ю. Поталюк. Подготовка будущих учителей к творческой деятельности была исследована В.В. Краевским, В.Г. Максимовым, Н.Д. Никандровой, Я.А. Пономаревым, М.М. Поташником, В.А. Сластениным и др. М.Я. Виленский, Е.А. Климов, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Г.С. Сухобская занимались исследованием закономерностей развития профессионально значимых качеств личности учителя. Совершенствование педагогической техники и технологии как важнейшее направление педагогического творчества рассматривалось в работах В.П. Беспалько, М.В. Кларина, М.И. Махмутова, Г.К. Селевко, М.А. Чошанова, А.И. Ума-на, Н.Е. Щурковой. Однако комплексно, структурно вопрос профессионально-творческой подготовки студентов в педагогических колледжах до сих пор не решен. Не достаточно разработаны также и технологии обучения творческой педагогической деятельности.
Проблема творчества в большей степени очень активно изучалась психологической наукой (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, P.C. Немов, А.П, Нечаев, Ю.П. Платонов, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, И.В. Страхов, С.Л Рубинштейн и другие). В педагогическом аспекте эта проблема, по выражению В.А. Сухомлинского, являлась одним из участков педагогической целины. В ряде работ В.И. Загвязинского, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Ку лютки на, Н.Д. Никандрова, М.М. Поташника, Р.Х. Шакурова и других отечественных и зарубежных исследователей творчество рассматривалось в рамках изучения педагогического, педагогического мастерства, в качестве предмета теоретического осмысления сущности и специфики творчества. Изучением, обобщением и анализом передового педагогического занимались A.C. Батышев, A.M. Гель-монт, В.И. Загвязинский, М.И. Махмутов, И.П. Раченко, Л.И. Стрелец и другие.
Педагогическую науку интересовали также отдельные аспекты творчества. Серьезное внимание уделяется формированию педагогических умений (O.A. Аббдулина, В.Г. Боброва, Э. Граф, В.А., С.И. Кисельгоф, H.H. Кузьмин, Н.В. Кузьмина, И.П. Огородников, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, C.JI. Суворова, Л.Шиффлер, А.И. Щербаков и другие).
Интерес представляют работы, касающиеся формирования профессионально-творческой активности студентов высших учебных заведений (В.И. Андреев, H.JI. Баграмянц, К.Г. Браже, Г.Н. Валькова, Л.Н. Кубашичева, Т.Н. Черняева, J1.JI, Шевченко, и др.); развитие мотивационно-личностного компонента формирования творческой педагогической деятельности и интереса к будущей профессии (В.В. Арнаутов, H.H. Демиденко, О.М. Краснорядцева, М.А. Петрова, Ю.В. Прошунина, И.Н. Розовская.).
В целях становления творческой активности студентов рассматриваются отдельные компоненты повышения профессиональных умений будущих учителей в условиях педагогической практики (И.П. Коновалова, Д.Л. Опрошенко, Л.И. Павлова, Н.Д. Ряховских, H.A. Соловьева и другие); внеучебных мероприятий (В.В. Горбенко, Е.В. Милькова, А.Н. Чиж и другие); в рамках самостоятельной работы студентов (И.П. Копотюк, Г.Г. Левченко, Т.М. Никитина, П.И. Пидкасистый и другие); исследовательской деятельности студентов (Г.В. Денисова, И.Г. Копотюк, Е.В. Набиева, Т.И. Торгашина и другие).
Вместе с тем, анализ психолого-педагогической литературы показывает, что хотя и накоплен определенный опыт исследований формирования творческой педагогической деятельности, он не дает однозначного ответа о формировании данной деятельности у студентов педагогических колледжей, а также о педагогических условиях их развития.
В нашей стране и за рубежом имеется много новаторских идей в деле воспитания и обучения молодого поколения. Это, например идеи, которые относятся к 80 годам XX столетия Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, Т.И. Гончаровой, E.H. Ильина, С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова и других педагогов-новаторов. Но как сделать так, чтобы эти идеи были использованы студентами, чтобы студенты могли свободно оперировать ими. Здесь будет недостаточно простого ознакомления с передовыми идеями педагогики, методики преподавания, т.к. в этом случае показываются лишь отдельные внешние методы, приемы, средства деятельности. А для того, чтобы студенты захотели и смогли применить эти идеи на практике необходимо раскрыть суть системы в целом, связать успехи в практической деятельности с объективными закономерностями психологической и педагогической науки, показать причинно-следственные связи между целями, задачами, методами, средствами и результатами деятельности.
Несмотря на то, что в педагогических колледжах много внимания уделяется педагогической практике, необходимо более четко уяснить, при каких условиях теория и практика станут союзниками, сольются в единую систему. А это предполагает также и активность студентов, осознанную потребность в новых начинаниях, творческий подход к решению этой проблемы.
К сожалению, студенты не всегда используют на практике важнейшие положения педагогики и психологии. Многие знания так и остаются теоретическими, не подкрепленными соответствующими умениями и навыками.
Педагогическому творчеству можно и нужно учить студентов. Несмотря на то, что формулы творчества нет, можно говорить, по словам В.И. Загвязинского, о примерных процедурах поиска, принятия и воплощения в жизнь творческого педагогического решения. Необходимо сознательно формировать, стимулировать творческий поиск, а для этого нужно показать студентам элементы, этапы творческого процесса, максимально оптимизировать процесс обучения, т.е. отказаться от шаблона, трафаретности.
В связи с обострившимися межнациональными разногласиями в нашей стране и в мире усилились миграционные процессы. Особенно остро вопросы многонационального характера образования стоят в Московском регионе. Москва и Московская область, с традиционным преобладанием русского населения, превратились в многонациональные и многоконфессиональные образования. Значительно увеличилось число инонациональных диаспор, которые продолжают пополняться за счет притока мигрантов из зон межэтнических и региональных конфликтов. По данным Г.Г. Абдулка-римова [1] в Москве проживают представители 150 национальностей; каждый десятый житель столицы — нерусский. Поэтому система образования должна учитывать эту ситуацию. В Законе "Об Образовании" Российской Федерации (2002 год), одним из принципов государственной политики выдвинут принцип защиты и развития системы образования национальных культур, региональных культурных традиций в условиях многонационального государства. В связи с этим центральной проблемой в общей структуре формирования творческой педагогической деятельности студентов педагогических колледжей должна рассматриваться проблема готовности студентов к осуществлению воспитания культуры межнационального общения, воспитания патриотизма, веротерпимости, толерантности, подготовка студентов к работе в школе с многонациональным составом учащихся.
В школах с многонациональным составом учащихся необходимо учитывать своеобразие социально-психологических процессов, так как они существенным образом влияют на поведение и действия учащихся, и на эффективность воспитательной работы среди представителей различных народов. Принимая во внимание национальные особенности учащихся, можно рассчитывать на положительные результаты в образовательном процессе. В противном случае, учитель оказывается в затруднительном положении. Необходимы серьезное осмысление и целенаправленный учет свойственных для поведения и взаимоотношений учащихся различных этнических общностей ценностей. При этом не должно быть бездумного следования за настроениями и поступками учащихся различной национальности, требуется систематическое прогнозирование их поведения.
Ведущим принципом построения отношений между представителями разных этносов должен стать принцип толерантности. B.C. Кукушкин и Л.Д. Столяренко толерантность определяют как терпимость к кому-либо или чему-либо, веротерпимость, расовая терпимость, национальная терпимость [83]. Нетерпимость же, напротив, проявляется в запальчивости, требовательности, непостоянстве и других действиях, которые носят оттенок не продуманности, импульсивности, незрелости.
В отечественной и зарубежной политологической и философской литературе имеется ряд работ, рассматривающих понятие толерантности (B.C. Библер, М.Ганди, А. Гжегорчик, A.A. Дергач, МЛ. Кинг, М.С. Коган, Ж. Саймон, А.Д. Сахаров, В.А. Тишков и др.). В педагогической науке также уделялось внимание толерантности. Это прежде всего, идеи и подходы "Гуманистической педагогики " (Ш.А. Амонашвили, М.А. Данилов и др), "Педагогики сотрудничества" (О.С. Газман, И.П. Иванов, С.Т. Шацкий и др.), "Педагогики ненасилия" (А.Г. Козлова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и др.), "Педагогики культуры мира" (М.В. Кабатченко, Э.С. Соколова, З.К. Шнекен-дорф и другие).
Исследования О.Б. Скрябиной показали [149], что у большинства учащихся старших классов преобладает поляризированное сознание, конфликтность, методы прямого, силового воздействия в решении конфликтных ситуаций, то есть отсутствует толерантное сознание. В свою очередь, и учителя не готовы к формированию толерантного сознания у учащихся.
Для того чтобы добиться мира на земле, познавать мир, творить, необходимо воспитать в каждом человеке межнациональную, межрасовую толерантность, интерес к культуре других этнических народов. Об этом же говорил и И.С. Кон, когда писал [45], что для того, чтобы понять характер народа недостаточно применять только индивидуально-психологические методы исследования, нужно изучать, прежде всего, историю, общественный строй и культуру народа.
В связи с этим, одной из первоочередных задач современной воспитательной политики является формирование у подрастающего поколения толерантного сознания, в частности, этнической толерантности. К сожалению, на сегодняшний день, постоянным спутником развития российского общества стало воспроизводство межнациональных противоречий. Цена межнациональной нетерпимости и противостояния очень велика. Это и беспризорные дети, и разрушенные семьи, и погибшие люди. Обострение этих противоречий приводит к сохранению негативных этнических установок у значительной части населения, и, в первую очередь, в детской и молодежной среде.
Для сохранения самобытности России как традиционно многонационального государства у подрастающего поколения необходимо сформировать осознание того, что оно живет в многонациональном государстве, где каждая народность имеет свою культуру, традиции, менталитет, свой язык, где все народности равны.
За последние 10 лет деятельность ЮНЕСКО по межкультуральному воспитанию направлена на сохранение культурной открытости детей посредством конструктивного диалога культур - источника взаимного обогащения. Воспитание детей в духе мира должно осуществляться в том же направлении. Его цель — избежать в процессе культурной идентификации закрытости, непонимания, нетерпимости, неприятия того, что является иным.
Поэтому, школа, как никогда нуждается в учителях, способных к работе с многонациональным составом учащихся. В связи с этим центральной проблемой в содержании и методах подготовки студентов педагогических колледжей, будущих учителей, должна рассматриваться проблема готовности студентов к осуществлению воспитания культуры межнационального взаимодействия, подготовка студентов к работе в школе с многонациональным составом учащихся. Этой проблеме в нашей стране уделяется неоправданно мало внимания. В основном исследования касаются изучения философского и психологического аспекта изучения национального характера, мышления, самосознания (B.C. Агеев, Л. Гумилев, Л.М. Дробижева, И.С. Кон, В.И. Козлов, А. Цюрупа, и др.). Ряд работ посвящены исследованиям отдельных этнических групп: их обычаям, национальной культуре (С.Ш. Гаджиева, И.И. Георги, П.А. Головинский, Н. Деметр, Н.Ф. Дуюровин, А.Э. Измаилов и др.). В последние десятилетия появились исследования в области этнопедагогики (З.П. Васильцова, Г.Н. Волков, Е.П. Жирков, B.C. Кукушкин, М.Г. Тайчинов). Однако глубоких научных исследований, касающихся подготовки профессиональных специалистов для работы в многонациональных школах России на сегодняшний день нет.
Учителя часто, особенно на начальном этапе своей профессиональной деятельности, испытывают серьезные затруднения в управлении межнациональными отношениями в классе. Объясняется это, в первую очередь тем, что при подготовки студентов к педагогической деятельности отсутствует работа в этом направлении. Студентам не разъясняются формы и методы руководства многонациональными коллективами, не проводится работа по знакомству студентов с многонациональным составом нашей страны, не формируется толерантное сознание студентов. Поэтому, в настоящее время молодые учителя школ оказываются практически беспомощными, сталкиваясь на первых порах с различными психолого-педагогическими ситуациями, возникающими в многонациональных коллективах. Исследования Э.А. Саракуева и В.Г. Крысько показали [149], что только через 4-5 лет после начала педагогической деятельности у учителей появляются достаточные знания национально-психологических особенностей детей, с которыми им приходиться работать, и только потом формируются устойчивые умения и навыки регулирования межнациональных отношений.
Итак, современная образовательная ситуация в колледжах характеризуется рядом противоречий:
• возрастающей потребностью общества в творчески активной личности учителя, в необходимости совершенствования его профессиональных качеств и недостаточной теоретической и методической разработкой процессуальной стороны формирования творческой педагогической деятельности студентов;
• объективный рост численности учащихся различных национальностей в Российских школах, с одной стороны, и отсутствие в рамках формирования педагогического творчества эффективных механизмов подготовки студентов в работе в школах с многонациональным составом учащихся.
Исходя из наличия данных противоречий, определена педагогическая зона исследования, цель которого - предложить пути формирования творческой педагогической деятельности студентов.
Таким образом, проблема исследования требует разработки такой технологии обучения, которая обеспечила бы теоретическую и практическую подготовку студентов колледжа к осуществлению творческой педагогической деятельности и являлась бы научно-обоснованной методикой формирования и совершенствования творческой профессиональной деятельности.
Таким образом, проблема исследования требует разработки технологии обучения, обеспечивающей теоретическую и практическую подготовку студентов колледжа к осуществлению творческой педагогической деятельности и являющийся научно-обоснованной методикой формирования и совершенствования творческой профессиональной деятельности.
Недостаточная глубина научно-методической разработанности проблемы определила тему исследования: "Формирование творческой педагогической деятельности студентов педагогического колледжа".
Цель исследования: разработка модели формирования творческой деятельности студентов педагогического колледжа.
Объект исследования - процесс формирования творческой педагогической деятельности будущих учителей.
Предмет исследования - педагогические условия и средства формирования творческой педагогической деятельности студентов педагогического колледжа.
Гипотеза исследования - процесс формирования творческой деятельности у студентов педагогического колледжа будет прогнозируемым и управляемым, если:
• определить четкую и диагностически заданную цель;
• обеспечить содержание деятельности в виде системы комплексного воздействия на студентов на протяжении всего учебно-воспитательного процесса;
• обеспечить развитие мотивационно-ценностного отношения студентов к профессии учителя;
• создать в колледже духовно насыщенную образовательную среду, стимулирующую у студентов потребность в творческой педагогической деятельности;
• проанализировать и определить педагогические условия, влияющие на эффективность процесса формирования творческой педагогической деятельности.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:
• проанализировать степень разработанности проблемы формирования творческой педагогической деятельности студентов педагогического колледжа в рамках подготовки их к работе в многонациональной школе;
• выявить сущность и педагогические условия формирования творческой педагогической деятельности у будущих учителей;
• разработать показатели сформированности творческой педагогической деятельности студентов педагогического колледжа;
• разработать программу формирования творческой педагогической деятельности студентов педагогического колледжа для дальнейшей их работы в многонациональной школе;
• разработать научно-обоснованные методические рекомендации по организации деятельности колледжей по формированию у студентов творческой педагогической деятельности.
Общей теоретико-методологической базой исследования являются:
• концепция формирования личности учителя (Н.В. Кузьмина, В.Г. Максимов, А.Е. Маркова, J1.M. Митина, Н.Ю. Посталюк, А.И. Щербаков);
• положения личностно ориентированного подхода в педагогическом процессе (В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская, Е.В. Куканова, И.С. Якиманская);
• психологические теории развития творческого мышления (А.Н. Леонтьев, P.C. Немов, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, С.Л. Рубинштейн);
• технологический подход к обучению (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, П.Е. Решетникова, Г.К. Селевко, А.И. Уман, Д.В. Чернилевский).
Решение поставленных задач обеспечивалось комплексом методов исследования: теоретические - анализ и обобщение данных психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение передового педагогического опыта; эмпирические - педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, изучение продуктов деятельности студентов, статистическая обработка данных (t-критерий Стьюдента).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
• определены и научно обоснованы уровни педагогического творчества (адаптивный уровень, уровень профессионализма, уровень творчества);
• дан научный анализ содержания понятия "развитие педагогического творчества студентов" как активного преобразования студентами своих личностно-профессиональных качеств, способностей, профессиональных знаний и умений, приводящего к их дальнейшему развитию и усовершенствованию;
• разработана и обоснована целостная педагогическая система формирования у студентов педагогических колледжей творческой педагогической деятельности;
• выявлены содержание и технологические компоненты данного процесса как системы поэтапного воздействия учебно-воспитательной среды, позволяющей формировать и совершенствовать педагогическую творческую деятельность будущих учителей;
• теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены оптимальные уеловия, влияющие на эффективность процесса формирования творческой педагогической деятельности студентов педагогических колледжей; - обоснована научная целесообразность использования дидактических принципов подготовки творчески мыслящих учителей (принцип субъектности, принцип системности, последовательности условий и целей формирования творческой педагогической деятельности студентов, принцип комплексного взаимодействия всех субъектов обучения и воспитания, принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности студентов, принцип единства, целостности и преемственности, принцип связи обучения с практической деятельностью студентов, принцип гуманизации процесса развития личности студентов). Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе эксперимента данные могут быть использованы и уже нашли применение в организации учебно-воспитательного процесса в педагогическом колледже в рамках факультативных курсов: "Профессиональное творчество учителя", "Формирование интеллектуальных и личностных качеств с помощью компьютерных технологий", "Развитие толерантного сознания", в организации творческих лабораторий студентов, а также в организации педагогической практики студентов. Данные, полученные в исследовании, могут быть использованы в работе педагогического колледжа по формированию у студентов творческой педагогической деятельности. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при чтении курса педагогики.
Методики, приведенные в экспериментальной части диссертационной работы, могут быть использованы для анализа работы педагогического колледжа по формированию творческой педагогической деятельности студентов.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены общей методологией работы, системным анализом изучаемых явлений, использованием современных концепций, методологических основ развития творческой деятельности, личной опытной работой с применением комплекса взаимодополняемых методов исследования, поэтапным количественным и качественным анализом полученных данных по ^критерию Стьюдента, ведением педагогических исследований в единстве с практической деятельностью, подтвердившей положительные результаты в формировании у студентов творческой педагогической деятельности. В эксперименте участвовало 356 студентов экспериментальной группы и 332 студентов контрольной группы, а также 35 преподавателей Московского педагогического колледжа №6, начиная с 1997 года и по 2002 год.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Процесс формирования творческой педагогической деятельности обеспечивается взаимосвязью теоретической подготовкой студентов и педагогической практикой на протяжении всего учебно-воспитательного процесса.
2. Эффективность педагогических условий эффективности формирования творческой педагогической деятельности студентов педагогических колледжей обеспечиваются личностно-ориентированным подходом в обучении и воспитании студентов с позиции педагогического сотрудничества, созданием коллектива единомышленников, созданием эмоционально благоприятной атмосферы в коллективе, высокой включенностью студентов в самостоятельную творческую деятельность, развитием стремления к изучению культуры своего народа и культуры представителей других этносов, стимулированием интереса к расширению кругозора, раскрытием способностей, установлением доверительных товарищеских взаимоотношений с представителями различных народностей.
3. Формированию творческой педагогической деятельности студентов будет способствовать система методических рекомендаций для преподавателей педагогических колледжей по формированию у студентов творческой педагогической деятельности, основанная на принципах подготовки творчески мыслящих учителей.
База исследования — Московский педагогический колледж №6, Московский педагогический колледж №9, Волховский педагогический колледж Орловской области, Мезенский педагогический колледж Орловской области.
Апробация исследования. Содержание и ход эксперимента докладывался на заседаниях педагогического совета Московского педагогического колледжа №6; на городской научно-практической конференции преподавателей педагогических колледжей: "Личностно ориентированное взаимодействие педагогического профессионального образования" (Москва, 1996 год); на научно-практической конференции преподавателей и студентов Московского государственного областного университета (Москва, 2002 год); на городской научно-практической конференции: "Педагогическое мастерство в образовательном процессе" (Москва, 2002 год); на городской научно-практической конференции преподавателей педагогических колледжей: "Станов л ение профессионализма студентов педагогического колледжа " (Москва, 2002 год).
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (1996-1997гг) осуществлялось теоретическое осмысление изучаемой проблемы, велся анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; выявлялись особенности педагогического творчества, определялись основные направления методики формирования педагогического творчества у студентов колледжей.
На втором, экспериментальном, этапе (1997-2000гг.) определялось содержание, структура, этапы формирования педагогической творческой деятельности студентов; формулировались задачи по этапам обучения, выявлялись условия, способствующие формированию творческой педагогической деятельности. Осуществлялась экспериментальная проверка модели и организационно-педагогических условий формирования творческой педагогической деятельности у студентов педагогических колледжей.
На третьм этапе (2000-2003гг.) завершился эксперимент, осуществлялись систематизация, анализ и обобщение полученных данных, разработка и внедрение научно-практических рекомендаций, определение дальнейших направлений исследования, оформление диссертации.
Во введении обосновывается актуальность проблемы, характеризуется предмет диссертационной работы, определяется цель и задачи диссертационного исследования, формируется гипотеза, дается краткая характеристика основных методов исследования, обосновывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе "Психолого-педагогические механизмы творческой деятельности педагога" анализируются психолого-педагогические механизмы творчества, дается характеристика понятия "педагогическое творчество", рассматриваются его признаки, структура и сферы применения. На основе анализа литературных источников выделены принципы подготовки творчески мыслящих специалистов, условия, способствующие развитию у студентов творческого потенциала, разработана структура формирования творческой педагогической деятельности студентов педагогического колледжа. Особое место в данной структуре принадлежит формированию у студентов культуры межнационального общения, толерантного сознания и планетарного мышления.
Во второй главе "Формирование творческой педагогической деятельности студентов педагогического колледжа как ведущая проблема профессиональной подготовки учителей" определяются критерии сформированности педагогического творчества, детально описана программа формирования у студентов творческой педагогической деятельности, раскрывается содержание обучающего эксперимента и приводятся его результаты.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту; намечены перспективы дальнейшей работы.
Структура и объем диссертации Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы (199 наименований) и десяти приложений. Объем диссертационного исследования - 236 страниц, включая 38 таблиц, 11 диаграмм, 2 графика, 2 рисунка. В приложениях содержатся программа курса "Профессиональное творчество учителя", программа курса "Формирование интеллектуальных и личностных качеств с помощью компьютерных технологий", программа курса "Развитие толерантного сознания программа творческой лаборатории, план психолого-педагогической практики, бланки анкет, содержание психолого-педагогической олимпиады, рекомендации к самостоятельной работе студентов по курсу "Психология".

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 279 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz