Вторник, 2020-10-27, 11:38 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 14 » Скачать Формирование художественного образа в изобразительном творчестве подростков. Дмитриева, Анастасия Алексеевна бесплатно
11:18 PM
Скачать Формирование художественного образа в изобразительном творчестве подростков. Дмитриева, Анастасия Алексеевна бесплатно
Формирование художественного образа в изобразительном творчестве подростков

Диссертация

Автор: Дмитриева, Анастасия Алексеевна

Название: Формирование художественного образа в изобразительном творчестве подростков

Справка: Дмитриева, Анастасия Алексеевна. Формирование художественного образа в изобразительном творчестве подростков : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Москва, 1984 256 c. : 61 85-13/68

Объем: 256 стр.

Информация: Москва, 1984


Содержание:

ВВИЩЕНИЕ
Глава I ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ОШТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
11 Вопросы художественно-образной природы изобразительной деятельности в дореволюционной педагогической теории и практике концаХГХ-начала XX вв
12 Задачи художественно-творческого развития школьников в советской педагогике
Глава П ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ У УЧАЩИХСЯ 4-6 КЛАССОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
21 Теоретико-понятийный аппарат исследования проблемы формирования художественного образа у учащихся
22 Методология и методика исследования
Глава Ш ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ОБРАЗОМ
31 Работа по памяти как средство изучения художественно-творческих проявлений подростков
32 Особенности эстетического восприятия учащихся 4-6 классов ?
33 Особенности процессов художественного обобщения у учащихся 4-6 классов
34 Особенности воображения и фантазии учащихся
4-6 классов
35 Принципы и критерии формирования художественного образа у учащихся 4-6 классов

Введение:

Одной из главных проблем коммунистического строительства является проблема взаимосвязи экономического прогресса с социально-политическим и духовным прогрессом общества.
Партия постоянно заботится о подрастающем поколении, которое в дальнейшем станет ответственным за судьбы общества.
Формировать, возвышать духовные потребности человека, активно влиять на идейно-политический и нравственный облик личности - важнейшая миссия социалистической культуры",сказал К.У.Черненко на Пленуме ЦК КПСС в июне 1983 года.
Свидетельством заботы партии является школьная реформа, где, в числе других вопросов, акцентировано внимание на развитии чувства прекрасного, формировании здоровых художественных вкусов, умении правильно понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Для этого необходимо "лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу".хх^
С первых лет существования советской школы эстетическое воспитание было одной из основных частей воспитания школьников.Однако, сфера воспитательного воздействия предмета "Изобразительное искусство", который со временем приобрел учебно-прикладную направленность, значительно сузилась, в противоположность возрастающей роли самого искусства в коммунистическом строительстве. х) Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983г.- М.: Политиздат, 1983, с. 47. хх) Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы.- Правда, 14 апреля,1984.
Излишнее акцентирование учебных задач, преобладание отвлеченных схем и понятий, значительно удалили данный предмет от решения воспитательных задач, свойственных предметам эстетического цикла, а именно: расширения духовного крутозора и формирования духовных запросов советского школьника.
Усиление творческой нацравленности предмета, опора на художественно-образную сторону искусства способны значительно повысить воспитательные возможности курса, увязав их реализацию с общей системой воспитательной деятельности школы.
Художественное творчество - не только увлекательный путь познания мира, но и сложный путь познания самого себя. В процессе творчества формируются эмоциональные, интеллектуальные и моральные стороны личности. В художественном образе, как известно из марксистско-ленинской теории отражения, заложены возможности осуществления главной функции искусства - идеологической функции.
В процессе посильного создания художественного образа учащимися формируются гражданские позиции и нравственные убеждения, развиваются творческие задатки и изобретательность. Процесс этот нисколько не противоречит формированию трудовых и технических навыков, выработке точных зрительных представлений, умению наблюдать предмет в натуре и грамотно воспроизводить его в рисунке.
В теории художественного воспитания существует ряд мнений относительно того, когда учить грамотному изображению, а когда вводить учащегося в ситуацию творчества. В одном случае предлагают сначала поставить глаз и руку и лишь потом вести творческий диалог с натурой; в другом - параллельно заниматься и учебными, и творческими заданиями. Мы присоединяемся к мнению тех теоретиков эстетического воспитания (Г.В.Лабунская, Е.Е.Рожко-ва, Н.П.Сакулина, Б.С.Щербаков, Б.П.Юсов), которые считают, что отделение технических навыков от творческих неправомерно. Нельзя отдавать предпочтение формированию и тренировке какой-то одной сферы сознания человека занимающегося искусством, к примеру, сферы зрения или моторики руки, ибо ими не исчерпывается его деятельность в искусстве. Необходимо формировать навык, в основе которого были бы все компоненты художественно-творческой деятельности, как лежащие на ее поверхности, так и скрытые от глаз педагога. Несмотря на то, что проектная фаза создания художественного образа является идеальной фазой, первоначальное цредставление о будущем произведении уже содержит в себе черты графического образа, а последний - черты эмоционально-интеллектуальных проявлений творящего.
Когда курс предмета "Изобразительное искусство" наделен преимущественно на выработку моторных навыков и навыков зрительного контроля, ученик приобретает способность правильно изображать цредмет, но не способен развернуть образ, овладеть его внутренней динамикой, трансформировать согласно идее, смыслу и художественной задаче.
Проблема, формирования художественно-образного мышления школьника в 1970-80 годы являлась одной из главных проблем исследования лаборатории преподавания изобразительного искусства в школе НИИ художественного воспитания АПН СССР по теме "Изобразительное искусство в системе художественного образования и эстетического воспитания школьников".
4 декабря 1970 года Коллегия Министерства просвещения СССР приняла решение "0 мерах улучшения эстетического воспитания".На основе этого решения НИИ художественного воспитания АПН СССР совместно с Союзом художников СССР подготовили программу, которая в 1981 году была одобрена в качестве типовой МП СССР.
В ее основу положен принцип "систематического развития у учащихся способности восцриятия художественного образа и его посильного создания в собственных художественных работах".
Длительный педагогический поиск решения этой проблемы в совокупности с задачами научно-исследовательской работы лаборатории определил тему нашего исследования - "Формирование художественного образа в изобразительном творчестве подростков".
В связи с тем, что сфера данного исследования - особенности развития художественного сознания детей, необходимо было привлечение теоретических положений из области философии, психологии и искусствоведения.
Основополагающее значение в подходе к проблеме имела марксистско-ленинская эстетика как единая теория художественного творчества.
Важную роль в решении вопросов, связанных с особенностью художественного отражения, сыграли труды А.И.Бурова, Е.С.Громова, А.Я.Зися, М.А.Лифшица, А.Ф.Лосева, Б.С.Мейлаха, А.С.Мигунова, А.А.Потебни, В.А.Разумного, С.Х.Раппопорта, М.Б.Хралченко.
Особый вклад в понимание психологической структуры личности и характера психических механизмов творчества внесли труда Б.Г. Ананьева, П.П.Блонского, А.А.Бодалева, Н.Н.Вожова, Л.С.Выготского, A.B.Запорожца, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева, А.А.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, П.В.Симонова, Д.Б.Эльконина, П.М.Якобсона.
Координирующее значение в разработке подходов к анализу возрастных и индивидуальных форм художественно-творческих проявлех) Программы восвиилетней школы. Изобразительное искусство.- М.:
МП СССР, 1981, с.2. ний учащихся и в установлении общих закономерностей их творчества имели труды ученых, педагогов и искусствоведов, специалистов в области эстетического воспитания: В.В.Алексеевой, А.В.Ба-кушинского, Н.А.Дмитриевой, Г.В.Лабунской, П.Я.Павлинова, Е.Е. Рожковой, Н.П.Сакулиной, Ф.И.Шмита, В.С.Щербакова, А.В.Щербакова, Б.П.Юсова.
Объект исследования - художественно-творческая деятельность учащихся 4-6 классов на занятиях изобразительным искусством.
Предметом исследования является процесс формирования художественного образа в художественно-творческой деятельности учащихся 4-6 классов.
Цель исследования - совершенствование педагогического руководства художественно-творческим процессом на уроках и факультативных занятиях с подростками.
Для достижения цели нами предусмотрены следующие задачи:
• изучить художественно-творческие проявления учащихся 4-6 классов в процессе работы над образом;
• разработать педагогическую модель исследования процесса формирования художественного образа;
• определить специфику и сформулировать понятие о максимальных и оптимальных возможностях подростков в этой области, предпосылках и условиях их формирования;
• выработать соответствующие практические рекомендации по совершенствованию педагогического руководства творческим процессом психолого-педагогическими методами.
Гипотеза исследования.
В противоположность точке зрения, что творчеству нельзя научить, мы полагаем, что возможна разработка педагогически- целесообразной системы развития навыков художественного мышления учащихся подростков.
Уровень развития художественного творчества учащихся зависит от трех компонентов их эстетического развития: 1)целена-правленного эстетического восприятия и переживания изображаемого; 2) качества отражения данных восприятия и переживания объектов и явлений в художественной деятельности детей;3)уров-ня сознательного заинтересованного восприятия образной стороны произведений искусства.
Художественно-творческий процесс всегда заканчивается материальным продуктом, однако образ в процессе его создания периодически локализуется то в сознании художника, то в материальном объекте творчества. Образ формируется в три этапа?идеальный этап, этап порождения и этап претворения. Так как процесс порождения образа в значительной степени скрыт от педагога, отсутствие его успешного решения учеником он чаще объясняет низким уровнем знаний, умений и навыков и, реже, скудным запасом образных представлений, их эстетической бедностью и творческой неопределенностью.
Мы полагаем, что на идеальной стадии процесс формирования художественного образа обладает сложной структурой компонентов, обусловленной мироощущением, мировоззренческими позициями, представлениями об эстетическом идеале, а также сенсорным, интеллектуальным и эмоциональным опытом личности.
Этап порождения образа характеризуется определенной иерархией и типологией перцептивных, продуктивных и обобщающих словесно-образных компонентов, связанных с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, содержанием курса, методом педагогического руководства, а также уровнем владения учащихся языком и средствами данного вида искусства. Активизировать этот этап можно посредством отбора определенного содержания, соотносимого с жанрами изобразительного искусства, и психолого-педагогичеекого метода художественного стимулирования процессов восприятия, образной памяти, мышления и воображения.
В исследовании применялись следующие методы:
• историко-теоретический анализ,
• естественный эксперимент,
• комплексный метод стимулирования художественной деятельности,
• педагогическое наблюдение,
• беседы,
• изучение детских рисунков,
• анализ анкет, сочинений, рецензий, ремарок к рисункам,
• экспертная оценка фактического материала.
На первом этапе разрабатывалась программа, исследования. Закладывались основы теоретико-понятийного аппарата и концептуальной основы, базовых понятий, терминов, вырабатывалась система методов и подходы к решению главных проблем исследования.
На втором этапе проводился формируще-констатирующий эксперимент, направленный на выявление художественно-творческих ресурс сов изобразительной деятельности подростков, учащихся 4-6 классов, в условиях экспериментального обучения и вне его.
На, третьем этапе вырабатывались практические рекомендации по активизации и стимулированию внутренних процессов изобразительного творчества учащихся 4-6 классов. Оцределялся характер стимулов, с психологической и художественной стороны их воздействия на различные стороны психики подростков в процессе работы над образом.
Исследование проводилось в течение семи лет (с 1978-79 по
1983-84 учебный год). С 1960 по 1978 год исследователь наблюдал и обобщал художественно-творческие проявления подростков в собственной педагогической практике.
Опытно-экспериментальная работа велась, в основном, в 4-6 классах школ № 624 и № 600 г.Москвы.
Возрастные особенности художественного мышления подростков исследовались в 4, 5, 6-ых классах в условиях работы по экспериментальной программе НИИ художественного воспитания АШ СССР и программе МП СССР 1981 года.
Влияние стимулирующих заданий на развитие процессов художественно-образного мышления подростков рассматривалось на примере экспериментальной работы в 5-ых классах, где один из классов был экспериментальным, а три - контрольными.
Отдельные задания опробовались в группе детей, обучающихся по другим программам в разных школах г.Москвы, на базе пионерского лагеря "Маяк" АПН СССР и во вспомогательной школе № 895 г.Москвы.
Исследованием было охвачено 362 учащихся. В процессе эксперимента собрано 4331 рисунок, 1342 анкеты.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 120 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz