Среда, 2024-04-24, 0:43 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 9 » Скачать Формирование интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству. Полынская, бесплатно
2:57 AM
Скачать Формирование интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству. Полынская, бесплатно
Формирование интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству

Диссертация

Автор: Полынская, Ирина Николаевна

Название: Формирование интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству

Справка: Полынская, Ирина Николаевна. Формирование интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Москва, 1998 314 c. : 61 98-13/923-8

Объем: 314 стр.

Информация: Москва, 1998


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ХАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
11 Своеобразие жизни, быта и культуры хантыйского народа
12 Интерес как психолого-педагогическая проблема в аспекте изобразительной деятельности
13 Специфика формирования интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству
14 Критерии оценки рисунков младших школьников по определению сформированное™ интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения изобразительному искусству в начальных классах
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ХАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
21 Исследование проявлений знаний и интереса к национальной культуре хантов младших школьников на уроках изобразительного искусства (констатирующий этап эксперимента)
22 Формирующий этап эксперимента
23 Методика формирования интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения изобразительному искусству

Введение:

Среди важнейших задач, выдвигаемых перед школой, первостепенное место занимают задачи значительного повышения эффективности эстетического воспитания и художественной культуры, традиций различных поколений.
Как известно, эстетическое воспитание и художественное образование ставит перед собой задачу всестороннего и гармонического развития личности. Специфическая задача эстетического воспитания и художественного образования заключается в формировании творческой, эстетически развитой личности, личности в ее неповторимой индивидуальности.
Необходимо отметить, что искусству принадлежит здесь особая, ничем не заменимая, исключительно активная роль.
В настоящее время искусствознание, эстетика, педагогика рассматривают национальное искусство как один из основных компонентов духовной культуры, представляющих совокупность знаний, опыта народа, являющихся важнейшим средством, развивающим и закрепляющим народный опыт воспитания.
Приобщение к национальной культуре, изучение народного декоративно-прикладного искусства хантов в условиях Крайнего Севера в начальной школе являются актуальным и своевременным. В условиях духовного возрождения общества создались определенные предпосылки качественного изменения содержания образования в районе Крайнего Севера, в частности, Ханты-Мансийского автономного округа. В этой связи народное декоративно-прикладное искусство хантов, имеющее самобытные многовековые традиции, должно быть достойно отражено в содержании современной школы района Крайнего Севера.
Значение данной проблемы определяется все более возрастающей ролью народного искусства в художественно-эстетическом и духовно-нравственном воспитании школьников.
Народное декоративно-прикладное искусство может служить эффективным средством воспитания и обучения детей в общеобразовательной школе, если оно тесно связано с образами родной природы, с отражением жизненного уклада народа, с его культурой и искусством. Декоративно-прикладное искусство хантов в котором отражается окружающая природа, жизнь, быт, национальная культура, является богатым источником материала для формирования различных сторон личности школьников и руководства его изобразительной деятельностью.
Национальная культура хантов является неразрывным звеном мировой культуры. Задача нынешнего поколения состоит в том, чтобы сохранить уникальную культуру и искусство хантыйского народа. Ситуация, в которой оказался хантыйский народ к концу XX века, вызывает тревогу. Эта ситуация характерна и для других малочисленных народов Севера, и она активно обсуждается в научной литературе, средствах массовой информации. Вот как оценивает бюллетень "Сибирские вопросы", выпускаемый Центром по изучению Сибири Института Советского мира в Париже: "Судьба Сибирских народов - это вопрос номер один среди всех тех, которые ставит Сибирь. Народы Сибири и Севера исчезают в результате варварской эксплуатации природных ресурсов, и территории, на которой жили их предки, превращаются в реальные пустыни, перерезанные газопроводами, залитые нефтью и теряющие всякую экономическую ценность. Такого рода пустыни несут к тому же экологическую угрозу планетарного масштаба" (218).
Хант Еремей Айпин в книге "Обреченные на гибель" пишет о трагическом положении малочисленных народов Севера, обреченных на вымирание под натиском нефте- и газодобывающих ведомств, - "Их со всех сторон обложили нефтепромыслами. Сдвинули с насиженных мест. Вот и мечутся коренные обитатели этих мест, убегая от буровых, от трасс нефтепроводов, от зимников и бетонок. С семьями, со всем хозяйством. Пошли на убыль зверь, птица, рыба. Не стало земли" (1,19).
Сокращается территория проживания хантов, манси, ненцев, которые вынуждены перебираться в поселки, где оторванные от родной среды обитания и привычной жизни, деградируют от неспособности найти свое место в чужом им мире, забывают свой язык, культуру.
Поэтому перед цивилизацией и всем человечеством стоит глобальная задача сохранения малочисленных народов, его культуры, искусства. Для школы эта проблема является своевременной и актуальной. Национальная культура малочисленных народов Севера, в частности хантов, может быть сохранена и жить в веках в том случае, если формировать интерес к национальной культуре у молодого подрастающего поколения. Формирование интереса к национальной культуре хантов позволит наиболее полно сохранить и передавать новым поколениям национальные традиции, воспитывать отзывчивость к народной эстетике, приучать школьников к овладению образным языком народного декоративно-прикладного искусства, прививать уважение к другой культуре. Но формирование интереса не должно быть случайным, стихийным, необходимо формировать устойчивый интерес у учащихся, иначе человечество может потерять не только народные традиции, ремесла, рукоделие, но и культуру, и народ как этнос, что происходит в современной жизни Крайнего Севера.
Уникальные произведения народного искусства хантов хранятся в коллекциях музея антропологии и этнографии им. Петра Великого в Санкт-Петербурге, Тобольского государственного музея-заповедника, Томского областного краеведческого музея и музея археологии и этнографии Сибири при Томском государственном университете.
Одно из наиболее сильных впечатлений, которое выносили все, кто соприкоснулся с настоящей жизнью хантов, - это их декоративно-прикладное искусство" - отмечал В.М.Кулемзин (109,128).
Возрождение и сохранение культуры народов Севера является важнейшей проблемой современного общества и школы, в том числе.
Важным и целесообразным является введение в учебный процесс по изобразительному искусству углубленного изучения особенностей народного промысла и декоративно-прикладного искусства той местности, в условиях которой проживают учащиеся, а также разработка методики преподавания изобразительного искусства, учитывая особенности региона.
Прежде всего, чтобы эффективность обучения декоративно-прикладному искусству хантов была высокой, необходимо сформировать интерес к национальной культуре хантов у учащихся.
Проблема формирования интереса к национальной культуре нашла широкое отражение в работах педагогов В.С.Кузина, А.СХворостова, Н.С.Боголюбова, Т.Я.Шпикаловой и др. и рассматривалась как эстетическое воспитание и художественное образование учащихся.
Большие возможности для осуществления формирования интереса к национальной культуре хантов содержит изобразительное искусство, которое в цикле учебных предметов занимает одно из ведущих мест по силе эмоционально-чувственного, воспитывающего, развивающего влияния на учащихся. Следовательно, необходимо так организовать учебно-воспитательную деятельность на занятиях по изобразительному искусству в начальных классах, чтобы она давала как можно больше информации, знаний о жизни и быте коренных жителей, способствовала развитию художественно-творческих способностей учащихся, формировала интерес к национальной культуре.
Психологи - Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Е.И.Игнатьев, В.А.Крутецкий, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др., разрешают проблемы формирования интереса как психологической категории, потребности, мотива, лежащих в основе деятельности учащихся.
В исследованиях педагогов Г.И.Щукиной, А.К.Марковой, Н.Г.Морозовой и др. раскрываются теоретические основы формирования интереса и положительного отношения учащихся к учебной, творческой, общественнополезной видам деятельности.
Анализ педагогической, психологической, методической литературы показывает, что проблема обучения национальному искусству различных народов разработана и освещена с достаточной полнотой, однако вопросы, затрагивающие проблему формирования интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству в начальных классах до настоящего времени не были разработаны. В школах Северного региона, в частности, Ханты-Мансийского округа не проводится работа по приобщению детей к культуре того народа, на территории которой проживают учащиеся, педагоги не знакомят последовательно и систематически учащихся общеобразовательных школ с жизнью и бытом хантыйского народа, его проблемами. Не разработаны по изобразительному искусству и общеобразовательным дисциплинам программы, способствующие формированию интереса к национальной культуре хантов, и не разработаны методические указания по проведению данных занятий. Не подготовлены педагоги в школах по осуществлению данной проблемы.
В практике работы учителями начальных классов и изобразительного искусства не используются методы воздействия на учащихся средствами изобразительного искусства по формирование интереса к национальной культуре хантов.
Если в некоторых школах и дается хантыйская тематика на уроках изобразительного искусства, то это происходит стихийно, случайно, либо по необходимости, например, к предстоящему юбилею или выставке рисунков о родном крае, с целью отчета. Как правило, детские рисунки без систематической и последовательной подготовки на хантыйскую тему, или тему родного края бедны и скучны по содержанию.
Систематической и последовательной работы в этом направлении не ведется. Все это приводит к тому, что уровень сформированное™ интереса к национальной культуре хантов у учащихся остается достаточно низким, а порой учащиеся ничего не знают и не имеют никакого представления о самобытной жизни и своеобразии быта хантыйского народа, его уникальной истории и культуры.
Следовательно, в работе по формированию интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству требует своего обоснования и раскрытия в специальном исследовании теоретических, методических и практических вопросов.
Проблема исследования - заключается в разработке теоретических и методических основ эффективного формирования интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству.
Цель исследования - является разработка путей и методов формирования интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения изобразительному искусству, приобщение детей к художественному творчеству, обучения изобразительной грамоте, развитие образного мышления в начальных классах.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс и художественно-творческая деятельность младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования - пути и средства, методические приемы и условия процесса формирования интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству.
Методологической основой исследования являются научные труды ведущих специалистов в области психологии и педагогики, учебные программы по изобразительному искусству и специальная литература по методике преподавания изобразительного искусства и художественного образования, исследования по этнографии и краеведению.
Задачи исследования:
1) изучить труды ведущих специалистов, психологов, искусствоведов, художников-педагогов, методистов по изобразительному искусству;
2) раскрыть характеристику интереса к национальной культуре в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству;
3) выявить учебно-методические возможности изобразительного искусства, определить содержание, формы и методы формирования интереса к национальной культуре хантов;
4) разработать шкалы оценочных критериев рисунков младших школьников по определению сформированности интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения изобразительному искусству в начальных классах;
5) теоретически обосновать и практически разработать систему упражнений и заданий на занятиях изобразительного искусства по формированию интереса к национальной культуре хантов;
6) разработать и апробировать экспериментальную программу, направленную на формирование интереса младших школьников к национальной культуре хантов в процессе обучения изобразительному искусству.
В результате предварительного знакомства с теорией вопроса, анализа методов преподавания изобразительного искусства, анализа практических работ младших школьников была выдвинута следующая гипотеза: формирование интереса к национальной культуре хантов в начальных классах будет происходить наиболее эффективно, если учебно-воспитательный процесс по изобразительному искусству организован как специальная деятельность, характеризующаяся формированием у младших школьников положительно-эмоционального отношения к хантыйскому народу; если у школьников будет выработана активная познавательная направленность на овладение знаниями о жизни и быте хантыйского народа (его обычаях, обрядах, традициях); если учащиеся поймут значение сохранения культуры хантов как уникальной культуры малочисленных народов Крайнего Севера; если развитие изобразительных способностей учащихся, направлены на создание самостоятельных творческих произведений на хантыйскую национальную тематику. Это возможно на основе организации тесной связи межпредметного обучения, систематического и последовательного обучения в данной проблеме на уроках изобразительного искусства в, частности.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись следующие методы исследования:
1) теоретическое изучение и анализ научных трудов по психолои гии, педагогике, теории изобразительного искусства, эстетике, искусствоведению, этнографии, анализ программ по изобразительному искусству; изучение состояния преподавания изобразительного искусства в начальной школе и экспериментальное преподавание с целью проверки, выдвинутой гипотезы;
2) наблюдение за учащимися в процессе их изобразительной деятельности, беседы с учащимися;
3) критический анализ детских анкет и рисунков, направленных на выявление знаний о жизни и быте хантыйского народа и на выявление интереса к национальной культуре данного народа;
4) разработка методических указаний в виде системы заданий и упражнений направленных на формирование интереса к национальной культуре;
5)возможность практического приобщения младших школьников к предметам хантыйской культуры;
6) обработка полученных данных и обобщение результатов педагогического исследования.
Этапы исследования. Исследование проводилось в общеобразовательных школах №№ 2; 6; 7 города Нижневартовска. Эксперимент охватил 285 учащихся начальных классов. Исследование состояло из нескольких этапов: на первом этапе (1993 - 1995 гг.) определялась проблема, предмет и задачи исследования; был проведен анализ литературы по теме исследования. На втором этапе (1995 - 1997 гг.) осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, проводились констатирующий и формирующий этапы эксперимента. На третьем этапе (1997 - 1998 гг.) осуществлялась систематизация и обобщение результатов исследования и оформление диссертации.
Научно-теоретическая новизна исследования заключается:
1) в раскрытии характеристики интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения изобразительному искусству;
2) в разработке оценки критериев рисунков младших школьников по выявлению сформированное™ интереса к национальной культуре хантов;
3) в выявлении педагогических путей, средств и условий, способствующих эффективному формированию интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству;
4) в разработке и экспериментальной проверке научно-обоснованной методики формирования интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная экспериментальная программа и методические рекомендации по формированию интереса к национальной культуре хантов могут быть использованы в общеобразовательных школах региона; полученные результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего совершенствования этапа формирования интереса к национальной культуре других народов.
Программа, позволяющая в определенной последовательности использовать пути, средства и условия, способствующие формированию интереса к национальной культуре хантов в процессе обучения изобразительному искусству, может оказать педагогам практическую помощь в организации процесса обучения. Материалы исследования могут быть использованы для корректировки учебных планов и программ по изобразительному искусству, при написании учебников и учебных пособий для школ.
Достоверность исследования обеспечивается опорой на теоретические положения психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по художественному развитию и воспитанию детей, экспериментальной проверкой положений данного исследования в условиях средней общеобразовательной школы, объективным анализом полученных исходных и конечных результатов исследования, проверкой эффективности предложенных приемов, условий, путей и средств обучения.
Апробация и внедрение. Основное содержание и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры методики преподавания изобразительного искусства и черчения ХГФ Московского педагогического государственного университета, на заседаниях Совета художественно-графического факультета Mill У, на заседаниях кафедры изобразительного искусства ХГФ Нижневартовского педагогического института.
Научные выводы и рекомендации диссертационного исследования отражены в публикациях.
Основные положения диссертации и материалы, полученные в ходе экспериментальной части исследования внедрены в практику работы учителей начальных классов средних школ № 2; 6; 7 г. Нижневартовска.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Приложение включает ксерокопии наглядных рисунков, выполненных детьми в ходе педагогического исследования.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 249 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz