Среда, 2020-10-28, 5:23 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 27 » Скачать Формирование готовности студентов к освоению современного репертуара в классе сольного народного пения. Мякишева, Минниямал бесплатно
11:18 PM
Скачать Формирование готовности студентов к освоению современного репертуара в классе сольного народного пения. Мякишева, Минниямал бесплатно
Формирование готовности студентов к освоению современного репертуара в классе сольного народного пения

Диссертация

Автор: Мякишева, Минниямал Мухарамовна

Название: Формирование готовности студентов к освоению современного репертуара в классе сольного народного пения

Справка: Мякишева, Минниямал Мухарамовна. Формирование готовности студентов к освоению современного репертуара в классе сольного народного пения : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Мякишева Минниямал Мухарамовна; [Место защиты: Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств] - Краснодар, 2009 - Количество страниц: 190 с. Краснодар, 2009 190 c. :

Объем: 190 стр.

Информация: Краснодар, 2009


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ НАРОДНОГО ПЕВЦА К ОСВОЕНИЮ СОВРЕМЕННОГО РЕПЕРТУАРА
11Современный репертуар как феномен профессионального народно-певческого образования: содержательная направленность, функции и факторы отбора
12 Сущность и структура готовности народного певца к освоению современного репертуара
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ОСВОЕНИЮ СОВРЕМЕННОГО РЕПЕРТУАРА В КЛАССЕ СОЛЬНОГО НАРОДНОГО ПЕНИЯ
21 Принципы и методы формирования готовности студентов к освоению современного репертуара
22 Задачи, содержание и результаты опытно - экспериментального исследования

Введение:

Во всех областях высшего профессионального образования в нашей стране сегодня происходят серьезные преобразования, вызванные потребностями духовного и культурного обновления жизни отдельного человека и общества в целом. Главной особенностью наблюдающихся перемен в сфере высшего образования выступает усиление в нем гуманистической направленности, значительное повышение роли национальных духовных и культурных традиций. С наибольшей отчетливостью эти тенденции дают о себе знать в тех сферах вузовского образования, которые осуществляют подготовку специалистов художественно-творческой ориентации, в том числе - народных певцов.
Несмотря на то, что отечественная система народно-певческого образования как самостоятельная сформировалась относительно недавно (вторая половина прошлого века), она оказала мощное воздействие на возрастание общественного интереса к историческим корням национальных традиций, важнейшей из которых является народно-певческое искусство.
Профессиональная подготовка будущих народных певцов связана с решением многих актуальных задач, в число которых входит задача расширения профессионально-творческого потенциала исполнителя данной квалификации, его функций в современной музыкальной действительности. В настоящий момент развитие народно-певческого искусства и образования, сохраняя свою специфику, идет по пути установления еще более тесного взаимодействия с другими областями музыкального творчества и образования, вбирает в себя сложившийся в них опыт художественного познания окружающего мира. На этой основе в современной музыкальной культуре складывается новая певческая парадигма, сущностной характеристикой которой становится ориентация на профессионализм в освоении, сохранении и передаче новым поколениям отечественной певческой традиции.
Современный подход к обучению народных певцов в системе профессионального образования (Н. К. Мешко, JI. В. Шамина, М. В. Медведева и др.) предполагает систематическое и последовательное обогащение репертуара народного певца в период его обучения в вузе, формирование у последнего готовности к творческому освоению различных по стилю и жанру музыкальных произведений, в особенности - вокальных произведений современных композиторов, что всегда отличало творческую практику широко известных представителей данной сферы исполнительства (JL Зыкина, Н. Бабкина, А. Литвиненко, Н. Кадышева, В. Пономаренко, В. Савельева и др.).
В соответствии с представлениями, сложившимися в теории и практике профессионального музыкального (в том числе народно-певческого) образования, понятие «современный репертуар» может быть истолковано в двух значениях: 1)как особый пласт народной и профессиональной музыки, созданный и функционирующий в данный исторический момент, то есть в период XX — начала XXI веков; 2) как определенная совокупность вокальных произведений народной и профессиональной музыки этого периода, составляющая профессионально-личностный фонд народного певца. В широком плане современный репертуар заключает в своем содержании вокальные произведения различной жанровой и стилевой направленности (фольклорные, авторские обработки и оригинальные сочинения), предусматривает более свободный (в сравнении с аутентичным) творческий подход к их интерпретации. Со своей стороны мы разделяем сложившийся в теории и практике народно-певческого образования подход к определению сущности, роли и классификации современного репертуара народного певца, но приоритетное место в содержании данного феномена мы прежде всего отводим вокальным сочинениям профессиональных композиторов.
Специально проведенный нами анализ показывает, что выдвигаемая новой народно-певческой парадигмой идея о необходимости отражения выделенного аспекта современного репертуара в содержании вузовской подготовки народного певца разделяется многими специалистами, которые считают данное требование вполне обоснованным с точки зрения потребностей современной социокультурной практики. В идеале, как мы полагаем, за годы профессионального обучения народный певец должен обрести свой индивидуально-личностный репертуарный фонд, основу которого составят вокальные сочинения не только традиционной, но и современной направленности, отражающие в себе поиски новых средств музыкальной образности и выразительности.
Правомерность и необходимость обогащения репертуара народного певца новыми современными вокальными сочинениями обусловливается целым рядом факторов и прежде всего тем, что в ходе их освоения расширяется и углубляется профессиональный опыт народного певца, совершенствуются разные по стилю способы исполнительского интонирования, появляются новые возможности для самореализации в концертно-исполнительской практике.
Кроме этого, по нашему убеждению, освоение народным певцом лучших образцов вокальных сочинений современных профессиональных композиторов (разумеется, наряду с фольклорными) выполняет еще одну функцию, важность которой трудно переоценить: будущий исполнитель, следуя терминологии Б. В. Асафьева, проникает в современный «интонационный словарь», более глубоко и осознанно на практике постигает суть тех или иных происходящих в нем преобразований и благодаря этому еще более полно ощущает свою причастность к многообразным явлениям как музыкально-творческой, так и культурной жизни в целом. Это помогает ему избежать «цеховой замкнутости», способствует расширению его художественного кругозора, служит (что особенно важно) обогащению различных сторон его музыкального слуха (интонационного, архитектонического, этнического), позволяющего ему с должной умелостью ориентироваться как в традиционных, так и новых стилях и направлениях музыкального искусства.
К сожалению, как показали специально проведенные нами наблюдения, вокальные сочинения профессиональных композиторов слабо представлены в профессионально-личностном опыте народного певца, что заметно сказывается на качестве выполняемых им функций в учебной и концертно-исполнительской практике.
Сегодня еще нередко можно столкнуться с инертным отношением народного певца к расширению своего репертуара, особенно - в плане освоения вокальных сочинений профессиональных композиторов. В силу этого появляются и негативные моменты, например такие, когда манера исполнения народной музыки со всеми присущими ее интонированию особенностями в неизменном виде переносится певцами на исполнение композиторских вокальных произведений. Причина этого, как мы полагаем, кроется в том, что исполнитель в полной мере не осознает своеобразия композиторского произведения, не умеет в соответствии с его спецификой «перемещаться» в иную сферу исполнительского интонирования, а в результате - не достигает необходимой глубины и выразительности в раскрытии его смыслового содержания.
Изучение состояния профессионального обучения народных певцов в вузе (с позиции формирования у них готовности к освоению современного репертуара) позволяет выделить ряд наблюдающихся противоречий между: 1) потребностями социокультурной практики в исполнителях с широкими профессиональными возможностями в плане освоения и пропаганды образцов современной народной и композиторской музыки и существующей системой вузовского обучения будущих специалистов, недостаточно ориентированной на реализацию этих потребностей; 2) признанием важности и необходимости формирования готовности народного певца к освоению современного репертуара и отсутствием научно-теоретических представлений о сущности, структуре и функциях данной готовности;
3 воспитательным потенциалом, которым располагают современные вокальные сочинения (в том числе - произведения композиторов Кубани) в обогащении -профессионального опыта специалиста данной квалификации и состоянием разработанности педагогических условий использования этого потенциала в существующей практике вузовского народно-певческого обучения.
Выявленные противоречия обусловили проблему исследования, которая сформулирована следующим образом: при выполнении каких педагогических условий процесс формирования готовности народного певца к освоению современного репертуара будет действенным и эффективным?
Степень научной разработанности проблемы исследования. В современной педагогике общего и музыкального профессионального образования проблема готовности будущего специалиста к различным аспектам профессиональной деятельности рассматривается с позиций системно — целостного подхода, в контексте которого данный феномен характеризуется как важное профессиональное качество и как психическое состояние личности народного певца, позволяющее ему успешно решать многообразные профессионально - творческие задачи (Э. Б. Абдуллин, JI. Ф. Афонченко, К. М. Дурай-Новакова, М. И. Дьяченко, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Е. В. Чугунов и др.).
В теории и практике профессионального образования народного певца изучаются различные аспекты совершенствования его готовности к профессионально-творческой деятельности: повышение общей и вокально-исполнительской культуры (JI. А. Петрова, JL А. Шашкина и др.); формирование этнослуха народного певца как условия и результата его творческой самореализации в исполнительстве (И. И. Земцовский, JI. В. Шамина); развитие музыкально-исполнительских способностей и навыков, необходимых для художественно яркого воплощения смыслового содержания музыки (Ж. Д. Кривенко, М. В. Медведева, Е. В. Никольская, А.
Ю. Патошина, С. В. Щербинина и др.); овладение принципами отбора музыкального репертуара (А. Б. Гениуш, Е. А. Поддубный и др.) и т. д.
Благодаря сложившейся к настоящему времени системе народно-певческого образования возникло новое видение профессионального облика народного певца, представление о нем как о носителе духовных основ национальной культуры, ориентированного на музыку различной стилевой и жанровой традиции. В этой связи придается все большее внимание проблеме освоения исполнителями данной квалификации вокальной музыки современных композиторов (JL В. Шамина, JI. Б. Дмитриев, В. А. Бурлаков, Е. В. Кудрицкая и др.), то есть того пласта музыки, где своеобразно, в ярко индивидуальной форме воплощаются приметы нашего времени, чувства и мысли современного человека. Однако теоретические и практические пути реализации данной проблемы остаются неразработанными, что как раз и подтверждает важность и актуальность избранной нами темы исследования.
Объектом исследования выступает целостный процесс обучения исполнителя в классе народного сольного пения в системе высшего профессионального образования.
Предмет исследования — педагогические условия организации данного процесса, обеспечивающие успешное формирование готовности народного певца к освоению современного репертуара.
Цель исследования состоит в выявлении и научном обосновании педагогических условий эффективной организации процесса формирования готовности народного певца к освоению современного репертуара как важной и необходимой составляющей его профессионально-творческой деятельности.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие исследовательские задачи:
•обосновать статус и функции современного репертуара в содержании вузовского народно-певческого образования;
•раскрыть сущность и структуру, определить показатели готовности народного певца к освоению современного репертуара;
•выявить педагогические условия эффективной организации процесса формирования готовности народного певца к освоению современного репертуара в период вузовского профессионального обучения;
•опытно-экспериментальным путем проверить эффективность предлагаемых в диссертации принципов и методов формирования исследуемой готовности студентов в классе сольного народного пения.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой успешность и эффективность формирования готовности народного певца к освоению современного репертуара обеспечиваются определенными педагогическими условиями, в которые входит: 1) осознание исследуемого феномена как одного из важных компонентов содержания современного народно-певческого образования, выполняющего двуединую задачу: сохранение традиций в обучении народно-певческому искусству и одновременно расширение их функций, приведение в соответствие с новыми условиями современной музыкальной и социокультурной действительности; использование художественного и педагогического потенциала народной и профессиональной музыки, составляющей основу современного репертуара народного певца, для обогащения его личностного и профессионального опыта; в) опора на специальные педагогические принципы и методы, выступающие теоретико-методической основой эффективной организации процесса формирования готовности студентов к освоению современного репертуара в классе сольного народного пения.
Методологической основой исследования явились: -методология изучения культуры и национальных традиций, базирующаяся на культурно-историческом и этнонациональном принципах (Н. А. Бердяев, П. Г. Богатырев, И. А. Ильин, Д. С. Лихачев, М. С. Каган и др-);
•концептуальные идеи музыкознания об интонационной природе музыкального искусства, сущностных особенностях, ценностном значении и функционировании народной и профессиональной музыки в современной социокультурной действительности (Э. Е. Алексеев, Б. В. Асафьев, Г. Л. Головинский, И. И. Земцовский, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, А. Н. Сохор и др.);
•основополагающие идеи и положения современной парадигмы народно-певческого искусства и образования в интерпретации Н. К. Мешко и Л. В. Шаминой;
В качестве теоретических оснований исследования выступили: -работы по психологии искусства и творчества, теории музыкального исполнительства, освещающие художественно-эстетический, творческий характер профессиональной деятельности музыканта-исполнителя (Б. В. Асафьев, И. В. Арановская, Л. Б. Дмитриев, Д. К. Кирнарская, Н. П. Корыхалова, И. Е. Герсамия, С. X. Раппопорт, Г. М. Цыпин, Б. Л. Яворский и др-);
•исследования по педагогике и психологии общего и профессионального образования, составляющие основу в осмыслении сущности готовности будущего специалиста (в том числе — музыканта-исполнителя) к осуществлению профессиональной деятельности (К. М. Дурай-Новакова, М. И. Дьяченко, В. В. Кравец, И. В. Прокофьева, В. А. Сластенин, Е. В. Чугунов и др.);
•научно-теоретические и методические основы вокального искусства и образования (И. Ю. Алиев, Ю. А. Барсов, Л. Б. Дмитриев, Л. Л. Куприянова, М. В. Медведева, Н. К. Мешко, В. П. Морозов, А. В. Нежданова, Л. Д. Ротбаум, М. Б. Сидорова, Л. П. Христиансен, В. П. Чаплин, Л. В. Шамина, В. И. Юшманов и др.).
В изучении ведущих категорий исследования важное значение для нас имели работы по теории и истории отечественной музыкальной фольклористики (А. Д. Кастальский, Е. Э. Линева, Н. М. Лопатин, А. В.
Руднева, П. П. Сокальский и др.), суждения музыкантов прошлого и настоящего (композиторов, исполнителей, критиков) о ценностной роли и взаимосвязи фольклора с профессиональным музыкальным творчеством.
Весьма ценными с позиции поставленных в нашем исследовании задач оказались работы, посвященные научно-педагогическому обоснованию региональной системы общего и профессионального образования (Е. Г. Вакуленко, Т. С. Ковалева, Н. Р. Туравец, В. А. Штурба и др.), теоретические и методические рекомендации специалистов по использованию воспитательного потенциала произведений композиторов Кубани в учебно-образовательной практике (Е. В. Бабенко, В. Г. Комиссинский, Е. В. Покладова и др.).
Методы исследования. Реализация поставленных в диссертации задач осуществлялась в опоре на комплекс взаимодополняющих методов: метод теоретического анализа философской, общенаучной и специальной литературы по проблеме исследования; диагностические методы (анкетирование, тестирование, анализ творческих работ); обсервационные (прямое, косвенное и включенное наблюдение) и экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперимент, статистическая обработка полученных результатов) методы.
Базой опытно-экспериментальной работы со студентами явилась кафедра сольного народного пения консерватории Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Личный вклад автора состоит в теоретической разработке основных идей и положений по избранной проблеме, а также в непосредственном осуществлении опытно-экспериментальной работы, в которой использовался собственный педагогический опыт.
В организационном плане научно-исследовательская деятельность осуществлялась с 2002 по 2008 годы и включала в себя ряд этапов.
Первый этап (2002-2003 гг.) - поисково-теоретический - включал в себя теоретический анализ философской, искусствоведческой, психологопедагогической, музыкально-педагогической литературы по избранной проблеме; рассматривалось состояние изучаемой проблемы в теории и практике народно-певческого образования; разрабатывались общая концепция исследования, понятийный аппарат, определялись цель, задачи, методологические основы, рабочая гипотеза и методы исследования.
Второй этап (2003-2007 гг.) - опытно-экспериментальный - был связан с разработкой теоретико-методических основ организации процесса формирования готовности народного певца к освоению современного репертуара и проверкой их эффективности в реальных условиях вузовского образования.
На третьем этапе (2007-2008 гг.) - заключительном — происходило обобщение, систематизация и апробация полученных в ходе диссертационного исследования результатов, формулировались основные выводы и рекомендации по их использованию на практике.
Научная новизна исследования состоит: в научном обосновании современного репертуара в качестве важного специфического компонента содержания современного народно-певческого образования; определении сущности и структуры исследуемой готовности будущего специалиста; выявлении педагогических условий, обеспечивающих успешное формирование готовности исполнителя к освоению современного репертуара в классе сольного народного пения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в диссертации научные знания и представления о сущности и структуре исследуемой готовности народного певца вносят вклад в теорию и практику его профессиональной вузовской подготовки, содействуют интенсификации личностно-профессионального опыта специалистов данной квалификации, в том числе, развитию их музыкально-исполнительских способностей и умений, художественно-эстетического вкуса, творческого потенциала.
Практическая значимость исследования заключена в разработке целесообразных и эффективных педагогических условий по реализации требований, выдвинутых современной парадигмой народно-певческого обучения, предусматривающей значительное повышение профессионализма будущих специалистов, расширение их концертно-исполнительского опыта, посредством включения современного репертуара в содержание их профессионального обучения. Полученные в диссертации результаты теоретического и практического плана могут быть использованы в различных сферах обучения народного певца (училище, вуз, курсы повышения квалификации).
Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обусловливаются: наличием необходимой методологической и теоретической базы, интегрирующей научные разработки в области философии, эстетики, искусствознания, физиологии, психологии, педагогики, теории музыкального исполнительства, методологии и методики преподавания музыки; опорой на комплекс исследовательских методов, позволяющих с необходимой полнотой и точностью фиксировать особенности, исходный и последующие уровни искомой готовности певца в процессе его обучения в классе сольного народного пения.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Готовность к освоению современного репертуара выступает сложным, интегративным по характеру качеством личности и профессиональной деятельности народного певца, на основе которого исполнитель более глубоко постигает интонационные, жанровые и стилевые особенности современного музыкального искусства, обогащает собственный художественный и общекультурный опыт. В профессиональном становлении народного певца данный феномен призван способствовать: развитию его интонационного слуха, осознанию специфики, ценностной роли современной народной и профессиональной вокальной музыки, овладению соответствующими каждой из этих сфер способами художественно-исполнительского интонирования.
2.Структуру готовности народного певца к освоению современного репертуара составляют следующие взаимосвязанные между собой компоненты:
•мотивационный, характеризующий профессионально-ценностные установки и потребности специалиста в области вокально-певческого искусства, его интерес к освоению современного репертуара;
•содерэ/сателъный, заключающий в себе совокупность знаний и представлений певца об особенностях современной народной и профессиональной вокальной музыки, о соответствующих этим областям типах художественно -исполнительского интонирования;
•.худод1сественно-операциональный, основу которого составляют специальные художественно-исполнительские умения, навыки и способности, способствующие адекватному по стилю и смыслу исполнению произведений, входящих в современный репертуар народного певца.
3.Педагогическими условиями формирования исследуемой готовности народного певца являются:
•выявление художественного и воспитательного потенциала вокальных сочинений, составляющих основу современного репертуара народного певца;
•формирование заинтересованного, личностно-ценностного отношения студентов к различным по жанровой и стилевой направленности вокальным произведениям, к процессу их освоения в классе сольного народного пения;
•внедрение специальных научно-педагогических принципов (интонационно-слуховой активности; личностно-творческой направленности; единства художественного и технического) и методов (моделирования художественно-исполнительских действий; интонационно-слухового анализа; творческой интерпретации), способствующих эффективной организации процесса формирования готовности студентов к освоению современного репертуара в условиях вузовского обучения сольному народному пению.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех этапах проведения научной работы по нескольким направлениям:
•при проведении практической работы со студентами в классе сольного народного пения в консерватории Краснодарского государственного университета культуры и искусств;
•в ходе выступлений с докладами и сообщениями на различных научно-практических конференциях (всероссийской, региональной, межвузовской и др.);
•через публикацию статей и материалов по исследуемой проблеме; -путем обсуждения основных положений диссертационного исследования на заседании кафедр музыковедения, композиции и методики музыкального образования и педагогики и психологии КГУКИ.
Структура диссертации в себя включает введение, две главы, список литературных источников, приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 152 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz