Суббота, 2024-04-20, 4:02 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 2 » Скачать Фольклоризм как стилевая черта творчества А.К. Толстого. Савельева, Татьяна Викторовна бесплатно
7:00 AM
Скачать Фольклоризм как стилевая черта творчества А.К. Толстого. Савельева, Татьяна Викторовна бесплатно
Фольклоризм как стилевая черта творчества А.К. Толстого

Диссертация

Автор: Савельева, Татьяна Викторовна

Название: Фольклоризм как стилевая черта творчества А.К. Толстого

Справка: Савельева, Татьяна Викторовна. Фольклоризм как стилевая черта творчества А.К. Толстого : диссертация кандидата филологических наук : 10.01.09 Челябинск, 2006 179 c. : 61 07-10/556

Объем: 179 стр.

Информация: Челябинск, 2006


Содержание:

Глава 1 ПРОБЛЕМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ФОЛЬКЛОРИЗМА И ИЗУЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРИЗМА АК ТОЛСТОГО
§ 1 К понятию литературного фольклоризма
§ 2 Фольклоризм А Толстого: историография вопроса
Глава 2 ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В СЮЖЕТНО-ОБРАЗНОЙ СТРУКТУРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АК ТОЛСТОГО
§ 1 Источники фольклоризма писателя
§ 2 Образы и мотивы мифологического происхождения в творчестве АК Толстого
§ 3 Тендерные стереотипы русского фольклора в произведениях писателя
§ 4 Мотивы русского героического эпоса и исторических песен в творчестве А Толстого
Глава 3 НЕКОТОРЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОЭТИКИ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ АКТОЛСТОГО
§ 1 Русские народные пословицы и поговорки в творчестве писателя
§ 2 Традиционные художественно-изобразительные средства русского фольклора и их стилистические функции в произведениях А Толстого
§ 3 Жанровая специфика ассимиляции фольклорного материала в творчестве писателя 148 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 156 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

Сегодня изучение взаимосвязи литературы и фольклора имеет значение для сохранения общего культурного наследия человечества и каждого народа, играет роль мощного средства в идентификации и сближении народов, народностей, социальных и возрастных групп. Значимость таких исконных добродетелей, как патриотизм, приоритет духовных ценностей над материальными, не вызывает сомнения, но этот приоритет нуждается в восстановлении. Недостаточный учет особенностей традиционного менталитета может привести и приводит к возникновению межэтнических конфликтов. Традиционная народная культура осуществляет диалог не только разных наций, но и разных поколений, без которого молодежь, взращенная на массовой культуре, обретает денациональные стереотипы, зачастую чувство национальной второсортности. Оторвавшись от корней национальной культуры, общество духовно скудеет, теряет ориентиры в определении нравственных и художественных ценностей. «Сейчас предпринимаются шаги к возрождению национальной культуры, и задачу эту не решить без обращения к фольклору» [49, 3]. Вследствие вышеизложенного АКТУАЛЬНОСТЬ темы нашего исследования не вызывает сомнений.
Изучение фольклоризма творчества русских писателей в фольклористике и литературоведении прошло долгий путь. Современный этап развития этих смежных наук характеризуется наличием разных подходов к литературному фольклоризму. В нашей работе мы опираемся на труды У.Б. Далгат, Д.Н. Медриша, Б.Н. Путилова, А.И. Лазарева, П.С. Выходцева, В.А. Михшокевича, В.Г. Гусева, Л.И. Емельянова.
Анализу фольклоризма отдельных писателей посвящены работы: А.А. Горелова «Лесков и народная культура», И.А. Дергачева «Фольклор в художественной системе Д.Н. Мамина-Сибиряка», В.А. Михшокевича «Русский фольклор в художественной системе Ф.М. Достоевского».
Связь творчества А.К. Толстого с устной народной поэзией не раз становилась объектом исследования отечественных филологов. В XIX веке изучению творчества этого писателя были посвящены работы В.Г. Белинского, Н. Страхова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, JL Вельского, П. Щебальского, О. Миллера, Н.М. Соколова, К.С. Аксакова, О. Батюшкова и др.
В XX веке работу над данной темой продолжили П.К. Амиров, В.А. Смирнов, О.Г. Зенченко, В.Н. Кузьмин, Т.В. Иванова, М.Н. Виролайнен, П.А. Гапогоненко, С.Ю. Николаева, А.В. Федоров, Е.И. Булушева, Е.В. Никульшина.
Тем не менее, тема фольклоризма А.К. Толстого не кажется нам исчерпанной, так как по-прежнему включает в себя малоизученные области: переосмысление писателем фольклорных элементов, включаемых в художественную ткань произведения, фольклор в драматических произведениях, в ранней прозе Толстого, мифологизм его творчества.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются все опубликованные художественные произведения А.К. Толстого. Характер обращения писателя к устному народному творчеству может меняться в зависимости от жанровой принадлежности произведений, поэтому рассмотрение фольклорных основ в творчестве А. Толстого велось по четырем группам: ранние фантастические повести и рассказы, роман «Князь Серебряный», поэтические и драматические произведения. Поэтические произведения, в свою очередь, нами были подразделены так же, как составителями собрания сочинений А.К. Толстого в 4-х томах [22]: на собственно лирические произведения, былины-баллады, сатирические стихотворения.
ПРЕДМЕТ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ - фольклорные основы стиля А.К. Толстого. В процессе работы мы обращались также к статьям поэта о литературе и искусстве, письмам, в которых А. Толстой выражает свои эстетические, философские, социально-политические взгляды, так как проявление фольклоризма писателя зависит, кроме родо-жанровой природы произведения, от его художественной задачи, принадлежности к определенному периоду творчества поэта. Несомненна также связь характера фолькло-ризма с культурологическими аспектами: социальными вопросами и философскими веяниями эпохи, борьбой литературных направлений.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - определить роль обращения А. Толстого к фольклору в формировании стиля, в создании художественного мира писателя. Соответственно ЗАДАЧАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ стали:
• анализ и оценка работ предшественников в разработке проблемы;
• выявление и анализ фольклорных элементов;
• классификация найденных элементов;
• их преобразования в художественной ткани произведения;
• обнаружение и интерпретация новых смыслов, которые вносят фольклорные включения в художественный текст.
Одним из доминирующих направлений в современном литературоведении и фольклористике является системный подход к изучению литературных явлений. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗОЙ нашей работы избраны теоретические положения сравнительно-исторического литературоведения, фольклористики, стилистики и филологической герменевтики. Мы опираемся на труды классиков литературоведческой науки: А.А. Потебни, А.Н. Веселовского, В.М. Жирмунского, В.Я. Проппа, Ю.М. Лотмана. В основу решения поставленных задач положены элементы жанрово-тематического, структурного и мифопоэтического анализа.
НОВИЗНА нашего исследования заключается в том, что мы стремимся осуществить системный подход к осмыслению фольклоризма А. Толстого как стилевой черты его творчества, проследить взаимосвязь фольклоризма писателя и его художественного метода. Новым является стремление интерпретировать ранее не изученные аспекты фольклоризма писателя: тендерный, мифологический, паремиологический. Впервые в нашей работе рассмотрены образы мифологического происхождения в произведениях писателя, персонажи - носители сакрального знания, фольклорный аспект снови5 дений, отражение тендерных стереотипов русского фольклора в творчестве Толстого, функции народных паремий в художественных текстах писателя.
Совокупность аспектов рассмотрения позволяет выработать РАБОЧУЮ ГИПОТЕЗУ:
Обращение к фольклору становится узнаваемой чертой литературного стиля А.К. Толстого. Фольклоризм писателя, обусловленный его мировоззрением, эстетическими взглядами, художественными задачами романтизма, проявляется на смысловом, структурно-композиционном, образном, языковом уровнях произведений. Выявление и категоризация художественно-изобразительных средств устного народного творчества в произведениях Толстого позволяет утверждать, что писатель использует широкую палитру фольклорных поэтических приемов, но нигде не ограничивается простым воспроизведением фольклорных текстов, а подчиняет их своим художественным задачам. Творческую индивидуальность поэта также определяет система сквозных фольклорных образов и тем в его произведениях. Фольклоризм Толстого является стилевой чертой творчества писателя в его целостности и динамике.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ работы заключается в определении дальнейших путей изучения фольклорных мотивов в творчестве А.К. Толстого, в возможности разработки на основе полученных результатов лекций и практических занятий, заданий, тестов для спецкурса «Литература и фольклор», предполагающего активное, самостоятельное и осознанное участие студентов-филологов в процессе освоения богатств русской национальной культуры.
Достигнутые результаты имеют прикладное методическое значение для изучения литературы в средней школе, так как творчество А. Толстого является неотъемлемой частью школьной программы. Учебник литературы В.П. Полухина для 6 класса [153] знакомит с поэзией Толстого стихотворением «Где гнутся над омутом лозы.». Учебная хрестоматия «В мире литературы» под редакцией А.Г. Кутузова [129] для 7 класса включает в раздел лирики стихотворение Толстого «Край ты мой, родимый край.» и балладу «Илья Муромец» в раздел «Эпические мотивы русской поэзии». Баллада «Садко» дается для дополнительного изучения. Для внеклассного чтения рекомендуется роман «Князь Серебряный». Творчество А.К. Толстого входит в раздел «Поэзия «чистого искусства» в 10 классе. Изучение фольклорных элементов литературного стиля А.К. Толстого поможет правильной интерпретации художественного смысла его произведений.
Обширная картотека фольклорно-этнографических единиц, найденных нами в произведениях Толстого, обосновывает достоверность полученных результатов: 189 отфольклорных мотивов, 39 традиционных для русского фольклора сравнений, 152 тавтологических повтора, 117 употреблений народных пословиц и поговорок, 314 употреблений постоянных эпитетов.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 263 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz