Вторник, 2020-10-27, 1:32 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 21 » Скачать Эволюция темы творчества в русской лирике первой трети XX века : В.Я. Брюсов, А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак. Богданович, бесплатно
2:37 AM
Скачать Эволюция темы творчества в русской лирике первой трети XX века : В.Я. Брюсов, А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак. Богданович, бесплатно
Эволюция темы творчества в русской лирике первой трети XX века : В.Я. Брюсов, А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак

Диссертация

Автор: Богданович, Ольга Викторовна

Название: Эволюция темы творчества в русской лирике первой трети XX века : В.Я. Брюсов, А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак

Справка: Богданович, Ольга Викторовна. Эволюция темы творчества в русской лирике первой трети XX века : В.Я. Брюсов, А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак : диссертация кандидата филологических наук : 10.01.01 / Богданович Ольга Викторовна; [Место защиты: Магнитог. гос. ун-т] Магнитогорск, 2008 236 c. : 61 08-10/898

Объем: 236 стр.

Информация: Магнитогорск, 2008


Содержание:

ВВЕДЕНИЕС 3
ГЛАВА I Тема творчества в русской лирике XVIII - XIX столетий: освоение и развитие античной традицииС 10
ГЛАВА II Креативная архетипика в лирике ВЯ БрюсоваС 55 —
ГЛАВА III Креативные образы и мотивы в лирике AA Ахматовой С 97 —
ГЛАВА IV Тема творчества в поэзии БЛ Пастернака: своеобразие художественных воплощенийС 136 —

Введение:

Разрушение в конце минувшего столетия идеологических стереотипов и сопровождавшее этот процесс введение в научный оборот ранее недоступных для изучения обширных пластов отечественной литературы обусловило необходимость определённой коррекции взгляда на историю русской художественной словесности в целом и поэзии в частности. Для этого, по мнению С.И. Кормилова [246], А.Н. Николюкина [325], Е.Г. Эткинда [482], требуется всестороннее объективное изучение не только каждого из параллельно развивавшихся в 1920 - 1980-е годы литературных потоков с учётом их определённых связей и взаимодействий, но и состояния литературы предшествующего периода.
Один из продуктивных путей решения столь масштабной задачи предлагает, на наш взгляд, С.И. Кормилов. Согласно его точке зрения, история русской поэзии «должна быть историей не только творческого пути некоторых представляющихся наиболее значительными писателей и литературных направлений, но и тематики, проблематики, типов персонажей, жанров, сюжетов» [246, с. 19]. Именно в русле такого рода конкретных аспектов, без которых не вполне отчётливо просматривается изучаемое целое литературного процесса, осуществляется наше исследование. Оно ориентировано на высвечивание креативной составляющей художественной картины мира, созданной яркими поэтическими дарованиями первой трети XX века на основе античной традиции, освоенной и обогащенной русской поэзией предшествующих полутора столетий.
Авторы концепции креативности - Д.П. Гилфорд, Е.П. Торренс, в нашей стране - Д.Б. Богоявленская определяют эту категорию как «общую творческую способность, базирующуюся на дивергенции, преобразовании и импликации и влияющую на творческую продуктивность независимо от сферы проявления личностной активности» [86, с. 144]; А.Н. Лощилин и Н.П.
Французова, акцентируя внимание на том, что термин «креативность» долгое время использовался в научной литературе именно как «обозначение особого состояния человека, как характеристики его готовности к творчеству» [279, с. 47], отмечают получение им в дальнейшем более широкого толкования, его применение для обозначения творчества вообще как синонима соответствующего понятия. Эта тенденция нашла отражение и в справочных изданиях. Большой психологический словарь констатирует: «Креативность (от лат. creatio — созидание) — творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания» [91, с. 247]. Мы придерживаемся именно такого расширительного толкования рассматриваемого понятия и, перенося его значение на поле поэтического творчества, под «креативными» подразумеваем образы и мотивы, выступающие знаками творческой составляющей художественной реальности, её внешней и внутренней ипостасей.
Объект исследования включает основной корпус лирических произведений, раскрывающих тему творчества, созданных В.Я. Брюсовым, A.A. Ахматовой и Б.Л. Пастернаком1 на основе античной традиции, освоенной и обогащенной отечественной поэзией предшествующих полутора столетий.
Предмет исследования - развитие креативного мотивно-образного комплекса русской лирики первой трети XX века.
Цель работы - выявление новаций художественного воплощения темы творчества в поэзии В.Я. Брюсова, A.A. Ахматовой и Б.Л. Пастернака первой трети XX века.
В число поставленных задач входит:
1 Предпочтение этих персоналий определяется не только значительностью их вклада в разработку темы творчества, но и тем, что они отразили в своей лирике существенные тенденции развития отечественной поэзии рассматриваемого периода.
1. Выявление креативной архетипики и отслеживание процесса её освоения русской лирикой XVIII - XIX веков.
2. Анализ процесса «присвоения» креативных образов и мотивов русской классической поэзии в лирике В.Я. Брюсова, A.A. Ахматовой и Б.Л. Пастернака.
3. Определение изменений в характере осмысления креативной тематики поэтами первой трети XX века.
4. Выделение биографических, исторических и культурологических факторов, влияющих на развитие креативного мотивно-образного комплекса в творчестве рассматриваемых поэтов.
Художественное осмысление темы творчества русской лирикой не раз привлекало внимание отечественных исследователей. Тому подтверждение работы A.B. Западова, И.З. Серман о поэзии М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина; Н.В. Верховской о творчестве Н.М. Карамзина; С.Ю. Баранова, В.А. Кошелева, JI.M. Майкова, Г.П. Макогоненко, Ю.В. Манна, И.М. Семенко, Н.В. Фридмана о стихотворных произведениях К.Н. Батюшкова; Э.Г. Бабаева, Д.Д. Благого, Б.П. Городецкого, Ю.М. Лотмана, Е.А. Маймина,
B.C. Непомнящего, А.Л. Слонимского, Б.В. Томашевского, С.А. Фомичёва о лирике A.C. Пушкина; А.Е. Горелова, Б.К. Зайцева, И.И. Ковтуновой, В.В. Кожинова, A.A. Коринфского, E.H. Лебедева, И.В. Петровой, К.В. Пигарева о поэзии Ф.И. Тютчева; П.А. Висковатова, Л.Я. Гинзбург, Т.П. Головановой,
C.Н. Иконникова, В.И. Коровина, C.B. Ломинадзе, У.Р. Фохт о поэтическом творчестве М.Ю. Лермонтова; Б.Я. Бухштаб, М.М. Гина, В.В. Жданова, Б.О. Кормана, H.H. Скатова о творчестве H.A. Некрасова; И.Л. Альми, С.А. Андреевского, Ю.Н. Верховского, Е.С. Жураковского о стихотворных произведениях А.Н. Плещеева.
К теме творчества и связанным с нею образам обращались в своих работах М.А. Волошин, В.Ф. Ходасевич, И.Г. Эренбург; в монографиях, посвященных поэзии В.Я. Брюсова, - Н.С. Бурлаков, Д.Е. Максимов, Б.В. Михайловский, К.В. Мочульский.
Проблема форм художественного воплощения темы творчества в лирике A.A. Ахматовой первой трети XX века частично освещалась в монографических исследованиях В.В. Виноградова, В.М. Жирмунского, Б.М. Эйхенбаума, Касались данного вопроса Е.С. Добин, А. Хейт, рассматривая эволюцию личностного поэтического мироощущения Ахматовой, характеризуя периоды становления её творческого метода и поэтики.
При изучении лирики Б.Л. Пастернака тема поэтического творчества косвенно рассматривалась в базовых монографиях А.К. Жолковского, Ю.М. Лотмана, в диссертации И.В. Фоменко «Поэтическое творчество Бориса Пастернака 10 - 20-х годов». Выявлению предпосылок философии творчества Б.Л. Пастернака в свете его раннего эстетического самоопределения посвящены исследования Л.С. Флейшмана.
Определяя в самом общем .виде направленность литературно-критических и историко-литературных работ, посвященных осмыслению художественного преломления темы творчества в произведениях Брюсова, Пастернака и Ахматовой, можно отметить, что в откликах начала XX столетия преобладает либо историко-биографический, либо формалистический подход, а в работах 1930 — 1970-х годов преимущественно подход социологический.
В начале 1980-х годов намечается поворот к целенаправленному исследованию поэтики в целом: работы Н.В. Вьялициной «Традиции русской классической поэзии в дореволюционном творчестве А. Ахматовой (сборники "Вечер", "Чётки", "Белая стая")», И.П. Служевской «Проблемы искусства в поэзии Анны Ахматовой 20-х - 60-х годов». В этом направлении во второй половине 1980-х и в 1990-е годы работают В.Е. Ковский, B.C. Баевский, Л.А. Озеров, Ю.Р. Кричевская, Ю.С. Лазебник, Н.С. Сафонова, Р.Д. Тименчик, Е.А. Козицкая, O.A. Клинг, К.В. Мочульский, Н.И.
Харджиев, JI.A. Ходанян, Т.А. Венцлова, Л.Г. Кихней, М.А. Алексеева [37], Н.В. Кузина [257], А.О. Тихомирова [422].
В последние годы XX — начале XXI века исследования поэзии В.Я. Брюсова, A.A. Ахматовой и Б.Л. Пастернака получают новый импульс развития, вызванный переоценкой ценностей на рубеже столетий. В центре внимания исследователей оказывается не только поэтика, но и эволюция взглядов поэтов, рассматриваемая с учётом коррекции общего понимания истории и культуры. В этом русле выдержаны труды С.Г. Исаева, посвящённые проблеме творческих исканий В.Я. Брюсова; диссертационные исследования А.Х. Сатретдиновой «Интертекстуальность поэзии В. Брюсова» [376], Е.А. Казеевой «Эстетика и поэтика символизма в лирике В.Я. Брюсова: 1892 - 1909 годов» [207].
Изучению образно-тематического комплекса поэзии A.A. Ахматовой уделяется внимание в работах B.C. Баевского, O.A. Клинга, С.И. Кормилова, Н.С. Сафоновой. Исследования С.С. Аверинцева, И.В. Ставровской, направлены на рассмотрение принципов зеркальности и двойничества в ахматовском тексте. Вопросам значимости «чужого» слова как культурно-диалогического феномена посвящены работы В.Н. Топорова, Т.В. Цивьян. В аспекте авторской мифопоэтики исследуют поэзию Ахматовой Л.В. Берловская, Л.Г. Кихней, Н.Ю. Грякалова, A.A. Фокин, М.В. Серова. А.О. Тихомирова в диссертации «Раннее творчество A.A. Ахматовой в свете связей с русской поэзией XIX века» делает глубокий анализ направленности раннего творчества поэта к освоению заветов и традиций A.C. Пушкина, Е.А. Баратынского, Ф.И. Тютчева, М.Ю. Лермонтова, H.A. Некрасова. Ю.А. Быченкова в работе «Мир образов ранней Ахматовой: 1909 — 1921» рассматривает образную систему поэта. Ж.Н. Колчина в диссертации «Художественный мир A.A. Ахматовой: Мифопоэтика. Жизнетворчество. Культура» [240] обращает внимание на мифопоэтические, жизнетворческие и культурологические аспекты ахматовского художественного универсума. В частности, автор проводит тщательное исследование поэтической орнитологии» - мифопоэтического контекста образов-мотивов голубя, кукушки, лебедя, рассматривает «комплекс Офелии» в лирике A.A. Ахматовой и A.A. Блока.
Подобный подход (исследование образно-тематического комплекса) к поэзии БЛ. Пастернака доминирует в монографиях В.Н. Альфонсова и B.C. Баевского. Изучению образной системы творчества поэта посвящены работы В.Я. Барлас, M.JI. Гаспарова, JLJI. Горелик, K.M. Поливанова, Е. Фарыно. Предпосылки философии творчества Пастернака в свете эстетического самоопределения получают отражение в работах O.A. Клинга, М.Г. Павловца, Н.И. Харджиева. Многообразие художественных приёмов характеризуется в диссертациях М.А. Алексеевой «Творчество Б. Пастернака 1910 — 1920-х гг.: формирование органической поэтики» [37], О.Ю. Казмирчук «Творчество раннего Пастернака и поэтика символизма» [208], И.Ю. Кондратьевой «Пространственно-временная организация ранней лирики Б. Пастернака» [241], C.B. Шармар «Взаимодействие лексико-семантических полей цвета и света в лирике Б.Л. Пастернака» [471], О.В. Евдокимовой «Гносеологические образы в лирике Б.Л. Пастернака 1920-х годов (на материале книг "Сестра моя — жизнь" и "Темы и вариации"» [175], О.Н. Щедраковой «Функционирование категории вещи в поэзии постсимволизма (на материале ранней лирики Б. Пастернака)» [475], О.В. Сененко « "Темы и вариации" в контексте раннего творчества Б. Пастернака: поэтика лирического цикла и книги стихов» [381].
Суждения исследователей, представленные в вышеперечисленных работах, не позволяют, однако, составить целостного представления о формах художественного воплощения темы творчества в русской лирике рассматриваемого периода, так как они не являлись предметом специального изучения и затрагивались эпизодически. Новизна диссертации проистекает из стремления взглянуть на предмет исследования в синхронии и диахронии, что позволяет приблизиться к более полному осмыслению системы креативных образов и мотивов в их обусловленности жизнетворческими интенциями и историко-культурными реалиями эпохи. В работе впервые отслеживается формирование и развитие креативного мотивно-образного комплекса русской лирики второй половины XVIII — XIX столетий и выявляется то новое, что привносит в этот процесс отечественная поэзия первой трети XX века в лице В.Я. Брюсова, А.А Ахматовой и Б.Л. Пастернака.
Избранный аспект исследования и поставленные задачи предполагают обращение к историко-генетическому, сравнительно-историческому, герменевтическому и типологическому методам. Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют труды по истории и теории литературы ведущих представителей отечественной и зарубежной гуманитарной науки: М.М. Бахтина, А.Н. Веселовского, Х.Г. Гадамера, М.Л. Гаспарова, Л.Я. Гинзбург, Д.Д. Дюришина, В.М. Жирмунского, Ю.М. Лотмана, И.П. Смирнова, Е.Г. Эткинда.
Установка на выявление новаций художественных воплощений темы творчества в поэзии В.Я. Брюсова, A.A. Ахматовой и Б.Л. Пастернака побуждает предварить рассмотрение русской лирики первой трети XX века отслеживанием процесса формирования и развития креативного мотивно-образного комплекса в отечественной поэзии второй половины XVIII - XIX столетий. Этому посвящена первая глава работы. В последующих трёх главах на основе монографического исследования художественных воплощений темы творчества в лирике В.Я. Брюсова, A.A. Ахматовой и Б.Л. Пастернака выявляется тенденция развития креативного мотивно-образного комплекса в русской лирике первой трети XX века.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 177 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz