Пятница, 2024-03-29, 5:33 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 17 » Скачать Духовность в структуре российского менталитета : К вопросу о социокультурной трансформации российского общества. Рёдель, бесплатно
1:54 AM
Скачать Духовность в структуре российского менталитета : К вопросу о социокультурной трансформации российского общества. Рёдель, бесплатно

Духовность в структуре российского менталитета : К вопросу о социокультурной трансформации российского общества

Диссертация

Автор: Рёдель, Алина Ивановна

Название: Духовность в структуре российского менталитета : К вопросу о социокультурной трансформации российского общества

Справка: Рёдель, Алина Ивановна. Духовность в структуре российского менталитета : К вопросу о социокультурной трансформации российского общества : диссертация кандидата философских наук : 09.00.11 Москва, 2003 173 c. : 61 04-9/275

Объем: 173 стр.

Информация: Москва, 2003


Содержание:

Введение
1 Социально-философские проблемы исследования российского менталитета
11 Духовность в структуре российского менталитета как проблема социальной философии ^
12 К определению понятия "российский менталитет"
13Религиозная патриотическая традиция в системе „ 58 российской ментальности = г
2 Особенности структуры духовно-нравственных ценностей граждан
Российской Федерации и проблема общенациональной идеи
21 Специфические черты исследования духовности и российской ментальнорти в России на рубеже
XX-XXI веков
22 Направления динамики ценностных ориентаций россиян в условиях постсоветских реформ
23 Проблема духовной консолидации российского общества: поиск общенациональной идеи

Введение:

Актуальность проблемы. Кризис, переживаемый Россией в последнее десятилетие, охватил экономическую, политическую, социальную, духовно-нравственную и другие сферы общественной жизни и носит неоднозначный характер. К сожалению пострадала материальная база духовно-нравственной сферы, находившаяся ранее на обеспечении государства, - российские библиотеки, музеи, галереи, выставки, театры, кино и т.д. В трудном материальном и социальном положении оказались те, кто создает интеллектуальные и духовные ценности - деятели российского образования, науки, искусства.
Как представляется, наиболее ощутимый удар, последствия которого особенно опасны в долгосрочной перспективе, был нанесен по духовно-нравственным устоям российского общества, по духовности как животворному и соборному началу человеческого бытия. Разоблачение проявлений тоталитаризма в прошлом незаметно перешло в очернительство всего советского периода российской истории, а критика менталитета советского человека (отчасти оправданная) скоро превратилась в негативистское неприятие исконных черт российского менталитета, на которых веками зиждилось единство народа и величие России.
Сегодня, по прошествии этих десятилетий, пришло время разобраться, почему Россия оказалась в такой ситуации. В попытках ответить на этот вопрос недостатка нет: к исходу 90-х годов произошел окончательный перелом в общественном сознании - теперь уже не только "простые" российские граждане, но и большая часть российской интеллигенции расстается с иллюзиями по поводу неолибералистского проекта модернизации России.
Пережив своеобразный "переворот в ценностях", часть представителей российского общества задалась вопросом: как могло случиться, что Россия, страна с богатейшими духовно-культурными традициями, пошла по пути отказа от национально-культурной самобытности? Насколько серьезной для последующего развития оказалась деформация социальных ценностей с российском обществе? Какую роль в становлении современной социальной системы России сыграла утрата ряда прежних идеологических и нравственно-культурных представлений? На социально-философскую составляющую этих вопросов дается ответ в диссертационной работе.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена: во-первых, необходимостью уточнения места и значения социокультурных ценностей в трансформационном процессе российской социальности, а также кризиса российской духовности 90-х годов, начавшегося под напором западных утилитарных ценностей и стандартов жизни, навязываемых россиянам в качестве "универсальных". Сегодня как никогда раньше становится] очевидной насущная общественная потребность - социально-философская реабилитация и защита российского менталитета, а стало быть, и духовности.как его фундаментального элемента. Разумеется, эта задача выдвигается не потому, что российский менталитет лучший в мире (ставить так вопрос было бы нелепо), а потому, что он укоренен в сознании российского народа таким, какой есть, и с ним необходимо считаться.
Во-вторых, важно отметить, что сегодня, в ходе социально-экономических и психологических перемен, связанных с "капитализацией" российского общества, стали возрождаться и укрепляться духовные ценности. Происходит осознание определенной частью российского общества своей ответственности за судьбу страны и ее духовно-патриотическая мобилизация позволяют по-новому взглянуть на роль в духовной жизни общества философии и социологи как гуманитарных дисциплин. В этой связи сегодня необходимо повышенное внимание к духовным факторам развития общества.
В-третьих, актуальность проблемы вытекает из сохраняющегося поныне духовного раскола и разброда в обществе. В этой связи особую значимость приобретает научно-философский поиск путей духовной консолидации социума. Осмысление темы духовных ориентаций российской ментальности приобретает особую значимость в условиях необходимости формирования общенациональной идеи, что отвечает национальным интересам России и ее граждан.
Степень разработанности темы. "Духовность в структуре российского менталитета" - тема, отчасти разработанная преимущественно в отечественном литературоведении1 и культурологии2 (конечно, с той оговоркой, что термин "российский менталитет" приобрел широкое хождение лишь в последнее десятилетие). Рассматривалась она также и в рамках социальной философии, социологии религии и культуры3, философии истории4.
Однако, как показывает анализ, до сих пор отсутствуют работы, в которых духовность в структуре российского менталитета является предметом специального социально-философского исследования. Духовность как таковая (как целостное явление российской общественной психологии) либо вообще элиминировалась как предмет, выходящий за пределы компетенции науки, либо сводилась к определенному набору "ценностей", отождествляемых с поддающимися операционализации и измерению социально-психологическими переменными (выбор, предпочтение, оценка)5.
Социально-философский уровень осмысления проблемы позволяет сформировать представление о смысловом строении социальности, о высших
1 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979; Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья. M., 1964.
2 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991; Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. №7, 9; Нижников С.А. Проблема духовного в западной и восточной культуре и философии. М., 1995.
3 Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб.: РХГИ, 2000; Вебер М. Избранные произведения. М., 1990; Зиммель Г. Философия культуры. М.: Юрист, 1996; Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. Проблемы нравственной философии. М.: Мол. гвард., 1982; Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1983; Scheler М. Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik // Gesmmelte Werke. Hrsg. Von Maria Scheler und Manfrd S.Frings. Bd. 2. Bern: A.Francke AG Verlag.
4 Бердяев H.A. Русская идея. Судьба России. М.: «Сварог и К», 1997; Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры // Сочинения. M.: «Раритет», 1995; Гартман Н. Проблема духовного бытия // Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1995.
5 Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Ин-т нац. модели экономики, 1994. ценностях, целях, идеалах, лежащих в основании общества и направляющих его развитие. Эта социально-философская проблематика отчасти представлена в зарубежной и отечественной научной литературе1, однако сопряжение теории с фактическим материалом не получило достаточного выражения. Подход к анализу социальности, при котором духовность и духовные смыслы, а также ценности и социальные представления исследуются как части "повседневных идеологий", нашел отражение в отечественной философии только в последние годы2.
Объект исследования - менталитет как трансформирующаяся социокультурная ценность российского общества на рубеже XX-XXI вв.
Предмет исследования - духовность как социально-исторический феномен, обусловливающий специфику российской ментальности и выступающий в качестве социокультурного фактора развития российского общества.
Цель диссертационной работы - показать, что духовно-нравственные ориентации сознания россиян, представляя собой исторически-традиционный фундамент российского менталитета, являются в качестве такового социально значимым и действенным субъективным системообразующим фактором трансформации современного российского общества, который необходимо учитывать в общественной практике, и в частности при разработке возможных путей решения конфликтного противостояния традиций духовности процессам практического преобразования российского общества.
1 Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. № 2; Шюц А. Некоторые структуры жизненного мира // Философия языка и семиотика. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 1995; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Academia-Центр, Медиум, 1995; Ионин Л.Г. Понимающая социология. М.: Наука, 1979; Grathoff R. Milieu und Lebenswelt. Einfuhrung in die phanomenologische Soziologie und sozial-phanomenologische Forschung. Fr.a.M.: Suhrkamp 1995. Vaitkus S. How is Society possible? Intersubjectivity and the Fiduciary Attitude as Problems of Social Group in Mead, Gurwitsch, and Schutz. Dordrecht, Boston, London: Kluwer Academis Publishers, 1991; Schutz A. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. Eine Einleitung in die verstehende Soziologie. Fr.a.M.: Suhrkamp, 1981.
2 Бороноев A.O., Смирнов П.И. Россия и русские. Характер народа и судьба страны. СПб.: "Санкт-Петербургская панорама", 2001; Попова И.М. Повседневные идеологии. Как они живут, меняются и исчезают. Киев: Ин-т социологии НАНУ, 2000.
В связи с этим определяются и задачи исследования:
• определить, исходя из уточняемых автором дефиниций понятий "духовность" и "менталитет", место и роль духовных ориентаций в структуре российского менталитета, их значение в качестве системно-организующего фактора в процессе осуществляемой сегодня трансформации российского общества;
• показать динамику духовных ценностей россиян в условиях реформ на основе философско-методологического анализа эмпирического материала.
• дать анализ исследований российской духовности и ментальности в отечественной литературе;
• рассмотреть базовые идеи и ценностные ориентации российской социокультурной эволюции в качестве фундамента формирования национально-государственной идеологии Российской Федерации, условия преодоления духовного раскола и способствования духовной консолидации российского общества.
Теоретико-методологическая база. Методологическую основу исследования составили социально-философские принципы системности и историзма, категориальные и концептуальные разработки отечественной исторической науки, социальной философии, антропологии и этносоциологии1.
В диссертационной работе использовались идеи таких классиков философии и социологии, как М.Вебер, К.Мангейм, К.Маркс, М.Шелер, А.Шюц, Н.Элиас и другие, а также принципы социально-философского осмысления общества, характерные для русских мыслителей XX в.
1 Гуревич А., Вовель М., Рожанский М. Ментальность // 50/50: Опыт словаря нового мышления. М.: Прогресс-Пайо, 1989; Гуревич А.Я. Проблема ментальностей в современной историографии // Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. М.: Наука, 1989. Вып. 1; Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1992; Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. 2-е изд. М.: Наука, 1986; Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс-Академия, 1992; Ле Гофф Ж. Ментальности: двусмысленная история // История ментальностей и историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М.: Ин-т всеобщей истории РАН, РГГУ, 1996; Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусуколов А.А. Этносоциология. М.: Аспектпресс, 1998.
Поскольку рассматриваемая тема анализируется в контексте вопроса о социокультурной трансформации российского общества, важное значение имели работы видных представителей Русской Православной Церкви1, отечественных философов, социологов, историков, этнологов, политологов и экономистов2.
В работе использованы результаты исследований различных государственных и негосударственных научных организаций Российской Федерации, а также в этнографической и этнологической литературе.
Такой подход, синтезирующий социально-философскую методологию и понимающую социологию, дает возможность глубже проникнуть в смысловую структуру социальности, адекватнее понять ее, сформировать ценностный взгляд на общество и его социокультурную трансформацию. Он позволяет поставить актуальные проблемы, представляющие интерес не только для узкого круга интеллектуальной элиты - профессионального сообщества философов и социологов, - но и для всех обществоведческих исследований. Например, проблему обновления исторически укорененных духовно-психологических факторов, обеспечивающих мотивацию всех видов социальной деятельности, вопросы об их "дееспособности" и идентичности современным реалиям.
Научная новизна исследования отражена в целом в постановке проблемы, в структуре ее исследования и в ряде, включающих
1 Алексий Второй, Патриарх Московский и всея Руси. Россия. Духовное возрождение. М., 1999; Социальная концепция Русской Православной Церкви. М.: Даниловский благовестник, 2001.
2 Осипов Г.В. Социология и политика. М., 1995; На перепутье. (Новые вехи). М.: Логос, 1999; Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. М.: Логос, 1998; Панарин А.С. Искушение глобализмом. M.: Русский национальный фонд, 2000; Наумова Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России: Беда, вина или ресурс человечества. М., 1999; Яновский Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. М.: Akademia, 1999; Антонович И.И. После современности. Очерк цивилизации модернизма и постмодернизма. Минск: «Беларуская навука», 1997; Русские. М.: Наука, 1999; Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. М.: Центрполиграф, 2000; Жуков В.И. Российские преобразования: Политика. Социология. Экономика. М., 2003. элементы новизны, положений:
• на базе социально-философского анализа результатов современных исследований уточняется функциональное значение духовности в структуре российского менталитета;
• духовность и российский менталитет квалифицируются как важнейшие социокультурные факторы трансформации российского общества, требующие сегодня своего научного осмысления и идеологической концептуализации и теоретического обеспечения всех элементов массового сознания общества;
• дана авторская характеристика мировоззренческих принципов, идеалов и норм российской ментальности в той форме, в какой они сложились в отечественной социальной философии на рубеже XX-XXI вв.;
• представлена авторская версия специфического содержания < и структуры российского менталитета.
Теоретическая значимость диссертации связана с научной новизной исследования. В работе ставятся актуальные социально-философские проблемы развития общества и его познания, предлагаются некоторые способы их решения. Социально-философские проблемы развития общества и его познания ставятся в диссертации с учетом социально-исторического опыта, приобретенного российским обществом в последнее десятилетие.
В диссертации на основе анализа фактического материала, показываются негативные социальные последствия неолибералистского подхода к практике трансформационных процессов в российском обществе.
Индивидуалистическо-прагматическая тенденциозность определенных политических кругов российского общества рассматривается в контексте противостояния традиционных для россиян ценностных ориентаций и социальных чувств, как: патриотизм, соборность, коллективизм, скромность, нестяжательство и т.д., - идеалам и ценностям вестернизированной определенной части общества. Необходимость преодоления внутреннего социально-культурного раскола российского общества, потребность в духовной консолидации ощущается сегодня крайне остро, так как страна вступает в новую стадию развития, когда на фоне ускорения технического прогресса и социальных изменений образованность, нравственная идейная убежденность, духовная культура, становятся основными системными факторами общественной динамики.
Критический анализ идейных предпосылок радикально-либеральных настроений некоторых политических кругов российского общества, хотя и имеет теоретическую значимость сам по себе, служит в диссертации лишь необходимым условием для выработки позитивной конструктивной альтернативы - и в социальной теории, и в общественной практике. Эта альтернативная позиция, базируясь на идее . диалектического единства традиций и новаций, предполагает адекватную оценку специфики российской социальности, в первую очередь, духовно-нравственных аспектов российского менталитета, которые наряду с другими ментальными элементами так или иначе выражают и определяют социальную реальность.
Позитивная теоретическая разработка темы российской ментальности современной социально-философской и социологической теорией включает в определенной степени восстановление утраченных традиций российского социального мышления и предполагает осуществление поиска путей духовной консолидации российского общества.
Практическое значение диссертации заключается в возможности использовать ряд ее положений и выводов при разработке основ национально-государственной политической идеологии; в различных государственных, общественно-политических и социально-экономических программах; в принятии конкретных политических и управленческих решений - в частности, касающихся проблем информатизации общества, реформирования системы образования, а также в научных обществоведческих исследованиях.
Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждены на заседаниях кафедры философии МГСУ. Основные идеи диссертации изложены в статьях и монографии автора, в выступлениях на Всероссийском научно-педагогическом социальном конгрессе «Воспитательная работа в современном вузе: проблемы, направления и пути совершенствования» (июнь 2003 г., МГСУ) и Международном социальном конгрессе «Глобализация стратегии социального развития России» (ноябрь 2003 г., МГСУ).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (каждая по три параграфа), заключения и библиографии.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 245 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz