Пятница, 2020-10-23, 0:21 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 27 » Скачать Духовно-нравственный базис системы педагогической деятельности. Варгина, Елена Алексеевна бесплатно
5:30 AM
Скачать Духовно-нравственный базис системы педагогической деятельности. Варгина, Елена Алексеевна бесплатно
Духовно-нравственный базис системы педагогической деятельности

Диссертация

Автор: Варгина, Елена Алексеевна

Название: Духовно-нравственный базис системы педагогической деятельности

Справка: Варгина, Елена Алексеевна. Духовно-нравственный базис системы педагогической деятельности : диссертация кандидата философских наук : 09.00.11 / Варгина Елена Алексеевна; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т] - Нижний Новгород, 2008 - Количество страниц: 183 с. Нижний Новгород, 2008 183 c. :

Объем: 183 стр.

Информация: Нижний Новгород, 2008


Содержание:

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
11 Духовно-нравственные основания педагогической деятельности '
12 Структура духовно-нравственного базиса педагогической деятельности
ГЛАВА 2 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРНЫХ МОДУЛЕЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО БАЗИСА СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
21 Духовно-нравственное функционирование модуля образования
22 Духовно-нравственное функционирование модуля обучения
33 Воспитание как интегративная духовно-нравственная функция системы педагогической деятельности
ГЛАВА 3 ПРАКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО БАЗИСА СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
31 Личность как духовно-нравственное отражение практической направленности системы педагогической деятельности
32 Средовые единицы закрепления духовно-нравственных основ , педагогической деятельности

Введение:

Актуальность исследования.В современных условиях возрастает социальная эффективность педагогической деятельности. Она зависит от системы ее внутренней организации, которая обусловлена содержанием образования, обучения, воспитания. Ориентация этого содержания на личность придает особое значение ценностным основаниям педагогической деятельности, которая является важнейшим атрибутом человеческого бытия.Включенность личности в педагогические отношения является исходным моментом определения духовно-нравственных основ педагогической деятельности.Педагогическая деятельность является условием преемственной связи поколений. Она «вырастает» из культуры своей эпохи, сообразна этой культуре, направлена на ее сохранение и воспроизводство. Но вместе с тем она является предпосылкой и условием дальнейшего развития культуры, возникновения в ней принципиально новых явлений. Подлинные педагоги любой эпохи озабочены не только передачей, трансляцией имеющегося опыта, накопленных знаний, но и развитием творческого потенциала личности своих учеников, их способности и умения преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы стереотипов деятельности, создать условия для успешного развития тех, кто способен не только к воспроизводству знаний, но и к творчеству.Специфичность духовности как явления одновременно объективной и субъективной реальности порождает противоречие и крайности в понимании ее подлинной сущности. Духовная жизнь человека тесно связана с практической материальной стороной, а роль и место духовного в его реальной жизнедеятельности определяются условиями его образования, обучения и воспитания, а также собственной активностью личности.Таким образом, духовная парадигма имеет большое теоретическое и практическое значение, так как позволяет осуществлять дальнейшую разработку и развитие теории духовности в рамках единой концептуальной модели и способствует удовлетворению насущных потребностей практики, в частности образования, обучения и воспитания подрастающего поколения в условиях все усложняющихся отношений человека с окружающим миром.Обращение к духовно-нравственным основам педагогической деятельности в контексте современного образования, обучения и воспитания, позволяет сделать эти процессы полноценнее и содержательнее, что поможет изменить отношение к ' человеку, участвующему в любой сфере педагогического процесса в качестве объекта, субъекта и агента культуры.Органичность места педагогической деятельности в системе социума (его духовной сферы) предполагает исследование духовно-нравственных основ педагогической деятельности. Ценностное отношение исторически рассматривается в контексте социокультурного существования человека, а педагогическая деятельность формирует в процессе своего развертывания духовно-нравственные ценности, соответствующие потребностям общества.Актуальность выявления структуры духовно-нравственного базиса педагогической деятельности связана с общенаучным подходом к развитию системных исследований любого типа: в экологии и кибернетике, экономике и социологии, в теории моделирования и военной области и т.п. Структурная методологияЪсеболее утверждается в самых "различных науках. Стремление найти определяющие связи трансформации "хаоса в порядок" - характерная черта нашего времени. Это относится и к социально-философскому аспекту педагогической деятельности. Он включает в себя проблемы внутренней организации процесса этой трансформации и ее системно-структурных результатов.По мере возрастания проблем в информационном обществе усложняется и поиск их решения в социальной философии. Социализация личности представляет собой исследовательское поле для изучения ее становления при доминировании духовно-нравственных оснований процесса непрерывного образования, обучения и воспитания, что позволяет выводить эти основания в качестве фундамента или базиса непрерывности, последовательности, системности и целеполагания.Состояние исследования проблемы.Сегодня стремительными темпами идет накопление методологического потенциала социально-философского анализа социальных явлений и процессов, общества в целом. Педагогическая деятельность является предметом исследования многих обществоведческих дисциплин. В работах общефилософского характера отражаются как мировоззренческие позиции, так и определяются методологические основания анализа педагогической деятельности и ее духовно-нравственных основ. В них определяется статус сферы педагогики в социуме, генетическая заданность способностей и потребностей человека, фиксируются основные факторы проблемности в педагогике, предлагаются альтернативные программы педагогической деятельности, методологические принципы ее исследования по отношению к другим сферам социума. Это работы В.А. Сластенина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Филипповой, Ю.А. Лебедева, Л.А. Зеленова, Б.С. Гершунского, В.В. Краевского, А.А. Владимирова, К. Булдакова, О.Л. Краевой, В.А. Глуздова, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, А. Маврина и др. Особое влияние на разработку темы и проведение исследования оказали идеи социализации личности Л.А. Зеленова. —Анализ—научной философской литературы показывает, что существенные признаки понятий "структура" и "система" раскрываются в работах В.Г. Афанасьева, В.П. Беспалько, И.В. Блауберга, Л.В. Загрековой, Т.А. Ильиной, А.Н. Кочергина, В.П. Кузьмина, В.Н. Садовского, В.П. Симонова, Э.Г. Юдина и других. Многие исследователи указывают на возможность выделения инвариантного признака в существующих определениях понятия "система". Таким инвариантным признаком в содержании этого понятия является идея взаимодействия множества компонентов и интеграция их в целое. Всестороннее изучение системы предполагает рассмотрение ее структурного строения.Формирование духовно-нравственной природы личности возможно в триединстве образования, обучения и воспитания, которое составляет единую педагогическую систему. Подобная уникальность триединства и составляла затруднения в их осмыслении, как разных качественных состояний педагогической деятельности. Эта уникальность позволяет открыть скрытый ресурс педагогической деятельности.Сложность педагогических систем и проблема управления ими ставит задачу их формализации и моделирования. В исследованиях отечественных ученых (Н.П. Капустина, П.И. Третьякова, Н.В. Кузьминой, Т.И. Шамовой, В.А. Якунина и др.) указывается на то, что функциональный подход должен быть доминирующим при определении и выделении ведущего фактора или критерия, образующего любую социальную систему, в том числе и педагогическую1. Для формирования системы принципиально важным является взаимодействие множества элементов при получении интегрального или общего эффекта, результата, цели, ради которых и благодаря которым вовлекаемые элементы множества организуются в систему".Структурно-функциональный анализ духовно-нравственного базиса системы педагогической деятельности предполагает дополнение структурного подхода функциональным, но ориентированного на личность.Эта ориентация позволяет связать структурно-функциональный подход с духовно-нравственным базисом педагогической деятельности, выделив в ее системе компоненты целостности и интегративности.Предмет и объект исследования.Предметом исследования является система педагогической деятельности и её влияние на духовно-нравственные качества личности.Объектом исследования выступает духовно-нравственный базис педагогической деятельности.Цель исследования определяется избранным объектом исследования и состоит в определении системной духовно-нравственной взаимосвязи педагогических модулей образования, обучения и воспитания.Для достижения поставленной цели в диссертационном исследовании решаются следующие задачи: 'Якунин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Якунин. - М., 2000. " Управление образовательными системами: учеб. пособие / Под ред. Т.И. Шамовой. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 21. - выявление духовно-нравственных оснований и факторов духовно-нравственной детерминации педагогической деятельности; обоснование духовно-нравственного базиса педагогической деятельности как основы для её осуществления; - раскрытие системной специфики педагогической деятельности; - выявление структурных модулей духовно-нравственного базиса системы педагогической деятельности; - определение модульно-функциональных особенностей духовно-нравственного базиса системы педагогической деятельности; - определение практической значимости духовно-нравственного влияния системы педагогической деятельности на личность в средовых единицах.Методологические и теоретические основы исследования.Важность методологии исследования определяется сложностью и многогранностью самого объекта анализа. Как надёжный инструмент нами избран диалектический метод в совокупности его законов, принципов и категорий. При обобщении объёмного теоретического материала главное значение для нас имели такие принципы диалектического анализа как объективность, развитие, детерминация, поляризация, принцип взаимосвязи с выходом на принцип системности. В сопоставлении различных подходов к объекту исследования мы опирались также на метод сравнительного анализа, кроме того, применили структурно-функциональный метод.В исследовании мы акцентируем внимание на теоретических разработках ряда отечественных учёных по социально-философским и гуманитарным проблемам педагогики.Научная новизна диссертационного исследования может быть обозначена следующими положениями: - выявлены духовно-нравственные основания и факторы духовно-нравственной детерминации педагогической деятельности в её системном измерении; - духовно-нравственный базис системы педагогической деятельности представлен как пространственно-временная основа для её осуществления: знания — умения - установки; произведён анализ духовно-нравственного базиса системы педагогической деятельности; осуществлён функциональный анализ модулей духовно-нравственного базиса системы педагогической деятельности: образование -обучение - воспитание; - выявлена внутренняя логика практической реализации духовно-нравственных основ педагогической деятельности.Положения, выносимые на защиту.1. Духовно-нравственный базис системы педагогической деятельности представляется основой для её осуществления, целеполагающим результатом которой является развитый индивид. Это обеспечивает предметный подход к педагогической деятельности в целом и её духовно-нравственному базису, в частности. Потому как результатом педагогической деятельности является получение и усвоение индивидом общих и профессиональных знаний, умений и навыков, а сутью духовно-нравственного подхода в этой деятельности- выступает личность с ценностными для общества знаниями, умениями и установками, реализация которых позволит ей самовыражаться в системе «личность - социум - общество».2. Анализируя различные подходы к пониманию педагогической деятельности, в исследовании конкретизируется её система как структурированный состав, включающий образовательную деятельность, обучающую деятельность и воспитательную деятельность, представляющую интегративную духовно-нравственную функцию педагогической деятельности в целом.3. Анализ структуры духовно-нравственного базиса системы педагогической деятельности, проделанный в исследовании и основанный на объективном характере педагогических отношений, позволяет определить её как совокупность ценностных отношений, отражающихся в личности, что способствует её творческому развитию, дальнейшему самообразованию, самообучению и самовоспитанию.4. Модульный принцип духовно-нравственного базиса позволяет предметно анализировать процесс, состояние и уровень современного образования, обучения и воспитания в стране применительно к средовым единицам: вузам, ссузам, школам, лицеям, колледжам.5. В работе показано, что духовно-нравственный базис системы педагогической деятельности — объективная основа для её осуществления, он представляет самостоятельное ненадстроечное явление педагогической деятельности. Духовно-нравственная основа системы педагогической деятельности является фундаментом формирования всесторонне развитой личности с высокими потребностями и аналогичными способностями их осуществления.Теоретическая и практическая значгтостъ исследования.В теоретическом отношении результаты исследования духовнонравственного базиса системы педагогической деятельности и праксиологического его проявления через технологизацию педагогической деятельности в пространстве школ и вузов может оказаться полезным для разработки ряда разделов современной философии образования и социальной педагогики.Полученные результаты исследования могут использоваться для выработки практических шагов по формированию духовно-нравственного потенциала человека в сфере образования, восстановлению духовного процесса в вузе и школе; формированию духовного компонента в различных сферах жизни общества. Представленный материал исследования является позитивно значимым для построения спецкурсов по философии образования, для учебно-педагогической работы по социальной философии.Апробация основных положений работы.Основные положения диссертационного исследования были апробированы на лекциях и семинарах по курсу «Культурология», «Этика», «Эстетика» со студентами Нижегородского филиала Московского гуманитарно-экономического института. Результаты исследований представлены автором в научных статьях, материалах, опубликованных в сборниках научных трудов, представлены в выступлениях на научных конференциях и симпозиумах, используются в преподавательской и учебно-методической работе.Всего по теме диссертации опубликовано 13 работ.Различные аспекты проблематики диссертации были положены в основу докладов и сообщений, сделанных на международной (Мин. Воды, 2007), региональных (Нижний Новгород, 2002, 2003) и вузовских (Нижний Новгород, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007) научно-практических конференциях.Диссертация обсуждена на кафедре философии и политологии ННГАСУ 21 мая 2008 года, Протокол № 6 и рекомендована к защите.Структура диссертации.Работа состоит из 3-х глав, введения, заключения и библиографического списка. Общий объём диссертации составил 183 с , библиографический список включает 217 наименований.В главе 1 «Теоретико-методологические основы исследования», состоящей из 2-х параграфов исследуются духовно-нравственные основы педагогической деятельности. Теория деятельности рассматривается в соотнесении с анализом предметного и структурного содержания духовно-нравственных основ системы педагогической деятельности.В главе 2 «Функциональный анализ структурных модулей духовнонравственного базиса системы педагогической деятельности», состоящей из 3-х параграфов анализируется взаимосвязь структурных и функциональных компонентов системы педагогической деятельности, которая обеспечивает их целостность и интегративность.В главе 3 «Праксиологическое проявление духовно-нравственного базиса системы педагогической деятельности», состоящей из 2-х параграфов исследуется духовно-нравственный базис системы педагогической деятельности в контексте социализации личности. Определяется праксиологическое проявление духовно-нравственных основ системы педагогической деятельности, имеющее личностную направленность. и

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 139 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz