Среда, 2020-10-28, 5:21 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 14 » Скачать Достижение максимального стоматологического здоровья детей раннего возраста внедрением современных технологий. Корчагина, бесплатно
11:46 PM
Скачать Достижение максимального стоматологического здоровья детей раннего возраста внедрением современных технологий. Корчагина, бесплатно
Достижение максимального стоматологического здоровья детей раннего возраста внедрением современных технологий

Диссертация

Автор: Корчагина, Виктория Васильевна

Название: Достижение максимального стоматологического здоровья детей раннего возраста внедрением современных технологий

Справка: Корчагина, Виктория Васильевна. Достижение максимального стоматологического здоровья детей раннего возраста внедрением современных технологий : диссертация доктора медицинских наук : 14.00.21 / Корчагина Виктория Васильевна; [Место защиты: ФГУ "Центральный научно-исследовательский институт стоматологии"] Москва, 2008 243 c. :

Объем: 243 стр.

Информация: Москва, 2008


Содержание:

Список сокращений, использованных в диссертации
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Состояние проблемы оказания стоматологической помощи детям раннего возраста (обзор литературы)
11 Преодоление отрицательных эмоций у детей раннего возраста на стоматологическом приеме
12 Факторы риска развития кариеса зубов у детей раннего возраста - основание для составления лечебно-профилактических программ на приеме у стоматолога
13 Современные методы лечения и профилактики кариеса у детей раннего возраста
14 Программы лечебной и профилактической помощи детям раннего возрасти и их эффективность
ГЛАВА 2 Материал и методы исследования
21 Общая характеристика обследованных больных
22 Клинические методы исследования
23 Методы статистической обработки полученных данных
ГЛАВА 3 Результаты применения психологической адаптации в достижении оздоровления рта у детей раннего возраста
31 Ситуативное влияние эмоционального фона родителей на поведение ребенка в кабинете стоматолога
32 Влияние эмоциональных проблем ребенка на поведение в кабинете стоматолога
33 Индивидуальные программы психоэмоциональной адаптации и коррекции поведения детей раннего возраста на приеме у стоматолога Программы адаптации для детей, имеющих эмоциональные проблемы
34 Анализ изменения отношения детей раннего возраста к стоматологическому лечению
ГЛАВА 4 Результаты применения современных методов лечения кариеса у детей раннего возраста 106 41 Эффективность применения консервативных, минимально-инвазивных и атравматичных методов лечения кариеса зубов у детей до 3 лег 107 42 Результаты применения стеклоиономерных цементов для реставрации временных моляров у детей раннего возраста
43 Результаты применения методов эндодонтического лечения у детей раннего возраста
44 Результаты протезирования зубов и зубных рядов у детей раннего возраста
ГЛАВА 5 Принципы планирования индивидуальных программ лечения и профилактики кариеса с учетом факторов риска его развития у детей раннего возраста
51 Принципы планирования индивидуальных программ
52 Клинические примеры составления программ профилактики в группе детей до 3 лет

Введение:

Актуальность проблемы
В последние десятилетия на смену предшествующему представлению о том, что у детей до 3 лег кариес зубов не возникает, пришли данные о его распространенности у 62,6% малышей до 2 лет и 70,3% - 85,5% - до 3 лет. К сожалению, увеличивается не только его распространенность, но и интенсивность: 3,7 у детей Южно-Европейскою региона; 3,9 у 70,3% 3-х летних детей, а 13,49% имеют интенсивность кариеса более 8 [72,73,128,130]. Средние значения интенсивности кариеса у детей 3 лег при третьей степени ею активности составляют 11,33±0,76 [64].
Особенностью клинического проявления кариеса у детей раннего возраста являются меловидные или пигментированные (при более легком течении процесса) пятна, формирование дефектов блюдцеобразной формы без тенденции к ограничению, возникающая вследствие этого деформация коронок. Характерными могут быть плоскостная и циркулярная форма поражения со сглаженными краями эмали, влажным пигментированным дентином. Быстрое прогрессирование процесса приводит к тому, что к 3-м годам преимущественное число зубов, пораженных кариесом, полностью разрушается, что влечет за собой потерю функциональной ценности и развитие периодонтитов [12, 13, 63].
Микробиологические исследования, проведенные во время диагностики и лечения периодонтитов, показали наличие в корневом канале и окружающем его периодонте микробных ассоциаций с высокими патогенными свойствами: актиномицет, бактероидов, спирохет, вибрионов, зеленящих и негемолитических стрептококков и т.д. [71]. Продукты жизнедеятельности бактерий воздействуют на клетки, активизируя процесс выделения цитокинов. В результате чего запускается аутоиммунный процесс с поражением здоровых тканей и формированием хронического очага воспаления, который может воздействовать и изменять функции даже отдаленных тканей и органов. Периодонтиты временных зубов признаны источником одонтогенной инфекционной интоксикации и аллергизации организма [166].
Раннее - в 2-3 года - появление очагов хронической инфекции и, нередко, их присутствие до 5-7 лет обусловливает общее неблагоприятное воздействие на организм (у ребенка снижается аппетит, пища, сдобренная микробами, попадает в желудочно-кишечный тракт, лакуны миндалин заполняются микрофлорой, провоцируя частые заболевания носоглотки) и местное - на состояние зубо-челюстной системы. Находясь в непосредственном контакте с формирующимися в челюсти зачатками постоянных зубов, очаги хронического периодонтита (остита) вызывают формирование местной (очаговой) гипоплазии эмали [14,31,64,67,166].
Удаление разрушенных периодонтитом зубов приводит к нарушению функции пережевывания пищи, недоразвитию челюсти, формированию вредной привычки прокладывания языка между зубами, нарушению артикуляционных взаимодействий, эстетическому дефекту и, связанному с этим, развитию психологических комплексов [31, 100]. С другой стороны, стоматологическое лечение обычно бывает сопряжено с целой гаммой эмоциональных состояний, трактующихся как напряжение, страх, тревожность и утомление, что заставляет родителей откладывать обращение к врачу. Профилактика страха лечения зубов у детей - прогрессивное направление детской стоматологии, активно развивающееся в отечественном здравоохранении [90, 91, 207, 226]. Но работ, посвященных эффективному взаимодействию стоматолога с детьми раннего возраста и их родителями, пока нет.
Рост заболеваемости кариесом детей раннего возраста побуд ил к поиску объяснений создавшейся ситуации, разработке методов по его предупреждению и лечению. В качестве причин возрастающей распространенности и интенсивности кариозных поражений временных зубов у детей были названы:
1) снижение резистентности их тканей вследствие:
• нарушений формирования и минерализации зубного зачатка, происходящих под воздействием различных отклонений от физиологического течения беременности [7,12, 86,88,96,187,211,222];
• заболеваний самого ребенка в ранний посгнатальный период, а так же частота и длительность болезней в первые годы жизни [2,13,88,132,159];
• влияния сопутствующей хронической соматической патологии, нередко относящейся к разряд экогений [16,22,35,45,65,155,180,223,358];
• изменения сроков прорезывания временных зубов [76, 230] и особенностей их анатомического строения, выражающихся в количестве и форме ретенционных пунктов на их поверхностях [29,124].
2) вторично действующие, но проявляющие свою повышенную агрессивность в условиях снижения резистентности зубных тканей, факторы риска, а именно:
• повышение числа стрептококков и лактобацилл в зубной бляшке [29, 106, 127, 132, 360];
• неудовлетворительное качество гигиены [1,35,58,114,235,359,361];
• взаимодействие патогенной микрофлоры с углеводами, потребляемыми в неумеренных количествах [24,164,197];
• сохраняющееся более 1 года грудное или бутылочное вскармливание, особенно в ночные часы [262,283,401,422]; ранний перевод на искусственное вскармливание [11, 68, 181, 179, 195, 234, 295, 335, 352, 387, 420], в большинстве своем изобилующее легкоферментируемыми углеводами;
• недостаточное поступление соединений фтора в организм [10,46,54,101,134,162,194].
Совокупное воздействие вышеперечисленных факторов приводит к клиническим проявлениям заболеваний зубов, которые в настоящее время диагностируются как «порок развития твердых тканей» (гипоплазия эмали) или «порок развития твердых тканей зуба, осложненный кариесом» (гипоплазия эмали, осложненная кариесом) [2,31,32,40,99,135].
Лечение детей этого возраста составляет самую большую проблему для стоматолога из-за особенностей: а) строения зубов и распространения патологического процесса; б) физиологии слюноотделения и невозможности удержания статичной позы даже в течение нескольких минут; в) психоэмоционального реагирования ребенка на медицинские манипуляции; г) поведения родителей во время приема, создающих психоэмоциональный фон реагирования ребенка, и находящихся под его влиянием (цепная реакция эмоций в тандеме «родитель-ребенок»).
Вероятно поэтому стоматологическая помощь малышам оказывается с большими ограничениями, вследствие чего и число работ, посвященных стоматологическому лечению детей раннего возраста, также мало. Однако, для определенной категории пациентов до 3 лет при условии рационального подхода, а так же планомерной и грамотной адаптации, проведение лечения не только возможно, но и необходимо. Эта возможность обусловливается наличием в арсенале лечебных технологий средств, предотвращающих прогрессирование кариозного процесса в течение продолжительного времени; способных дезинфицировать патологически измененные ткани, обладающих репаративным потенциалом и создающих условия для нормальной минерализации незрелой или слабоминерализованной эмали; позволяющих обрабатывать ткани зуба с минимальным их повреждением и реставрировать материалами, обладающими свойствами высокой биологической совместимости и химико-физической адаптации к стенкам полости [75,77,94,113,122,123,131,137,161,168,213].
Об успешности использования всех вышеперечисленных достижений стоматологии даже в группах лиц, имеющих высокий риск развития кариеса, в современной литературе имеется достаточно сообщений. Но убедительные данные об объективной эффективности перечисленных технологий при лечении кариеса у детей раннего возраста, полученные на достаточно репрезентативном материале, отсутствуют, равно как и четкие показания к их применению.
В связи с указанным, нами были выбраны доступные для применения у детей раннего возраста средства и методы лечения патологии твердых тканей, способствующие достижению стабилизации заболевания. Исходя из сочетания факторов риска и клинического проявления патологии твердых тканей временных зубов у детей до 3 лет, нами сформулированы цель исследования и его задачи.
Цель исследования:
Разработать алгоритм оказания стоматологической помощи детям раннего возраста с использованием современных технологий лечения и методов психологической коррекции поведения детей и их родителей.
Задачи исследования:
1. Определить степень активности кариеса и нуждаемость в различных видах стоматологической помощи детей в возрасте до 3 лет.
2. Выявить доминирующий тип поведения и возможные причины проявлений экспрессивности детей раннего возраста на стоматологическом приеме.
3. Проанализировать возможность применения методов психо-эмоциональной коррекции состояния детей и их родителей для проведения лечения и профилактики заболеваний твердых тканей зубов.
4. Изучить возможности консервативных, минимально-инвазивных и атравматичных вмешательств при лечении кариеса у детей раннего возраста Определить эффективность их использования при разной степени кариозного разрушения зубов.
5. Изучить влияние сочетания дентингерметизирующеш ликвида со стеклоиог юмерным цементом на качество пломбирования временных моляров
6. Изучить эффективность использования гидроксида меди-кальция для эндодонтического лечения временных зубов у детей раннего возраста.
7. Изучить возможность применения у детей раннего возраста тонкостенных металлических коронок и съемных пластиночных протезов.
8. Определить основные принципы планирования индивидуальных программ профилактики для детей раннего возраста.
9. Определить сроки и кратность диспансерных осмотров детей в зависимости от уровня интенсивности и степени риска развития кариеса, с учетом эффективности применения современных методов стоматологического лечения и профилактики.
10. На основании полученных данных предложить регистрационные формы для составления индивидуальных лечебно-профилактических программ детям раннего возраста.
Научная новизна
Впервые установлено, что 15,83±3,35% детей в возрасте 1 года, 35,91 ±3,85% детей 2 и 47,58±3,05% детей 3 лет позитивно относятся к посещениям стоматолога. 62,81±2,03% детей раннего возраста проявляют различной степени выраженности негативное отношение к стоматологическим манипуляциям.
В результате использования методов психологического наблюдения и тестирования впервые установлено, что на поведение ребенка в стоматологическом кабинете влияют не только его возрастные особенности, но и возникшие ранее эмоциональные проблемы, а так же уровень реактивной тревожности родителей.
Впервые на основании тестирования родителей перед стоматологическим приемом детей выявлено, что 92,45±1,82% родителей, чьи дегга (37,19±2,03%) позитивно реагировали на последующее лечение, обнаруживали низкий или средний уровень ситуативной тревожности. Родители детей с негативным отношением к лечению в 81,01 ±2,08% имели высокий уровень ситуативной тревожности.
Новыми так же являются данные о возможности стоматологической санации детей 3 лет, имеющих эмоциональные проблемы (гиперактивных, аутистов, психастеничных, психосенситивных и др.) в условиях обычного стоматологического приема, благодаря применению специальных методов профессиональной психологической адаптации.
Впервые установлена динамика изменения отношения детей раннего возраста к стоматологическому лечению, благодаря использованию Программы снятия эмоционального напряжения, разработанной специально для них и их родителей. Согласно Программе, методы психологической адаптации — физиологическое отвлечение, игровая, арт, сказкотерапия, проективные методики и суггестивное воздействие на детей и их родителей, впервые в стоматологии детского возраста применяются целенаправленно после выявления психологом индивидуальных особенностей пары «родитель-ребенок» в содружестве со стоматологическим персоналом. Установлено, что наиболее ярко выраженная положительная динамика адаптации к посещениям стоматолога была характерна для детей 2-го года жизни.
Впервые предложено определение коэффициента технологической сложности консервативных, минимально-инвазивных и атравматичных методов лечения кариеса у детей раннего возраста на основании сочетания критериев времени, затрачиваемого на процедуру, ее болезненности, количества используемых инструментов, производимого ими шума. Установлено, что процедуры с невысоким коэффициентом технологической сложности (2-4) хорошо переносятся детьми одного года, а так же детьми, негативно относящимися к стоматологическому лечению, и способствуют их быстрой адаптации.
Впервые установлена эффективность методов консервативной терапии начальных проявлений кариеса у детей раннего возраста, составившая при наличии высокого и среднего уровня интенсивности кариеса 94,33±0,81% при фторировании эмальгермегизирующим ликвидом, 94,95±0,69% при фторировании дентингерметизирующим ликвидом и 97,44±0,79% при неинвазивной герметизации фиссур.
Впервые установлено, что у детей раннего возраста эффективность применения минимально-инвазивных методов лечения составляет 99,47±0,28%, в частности инвазивной герметизации фиссур 95,06±2,42% - 98,81± 1,19% в отдаленные сроки.
Впервые установлена эффективность методов атравматичного лечения кариеса у детей до 3 лет, составившая по окончании одного года наблюдения 86,38±2,24% при профилактическом пломбировании и 76,19±2,69% при адгезивной реставрации, а через 2 года- 84,12±2,51 и 91,09±1,78%, соответственно.
Впервые установлено, что использование денгингерметизирующего ликвида под пломбу из стеклоиономерного цемента при лечении кариозных поражений П-Ш степени временных моляров у детей 1-3 лет в 2 раза повышает эффективность лечения, предупреждая рецидив кариеса и дальнейшее разрушение тканей зуба, а так же развитие осложнений со стороны пульпы.
Впервые установлено, что эффективность минимально-инвазивного лечения обширных кариозных полостей временных моляров, не имеющих клинических и рентгенологических признаков воспаления пульпы и периодонта у детей 1-3 лет составляет 89,11±10,89%.
Новыми являются данные об эффективности применения гидроксида меди-кальция для лечения корневых каналов резцов с несформированной верхушкой (97,26±0,68%-98,17±0,58%). Отдаленные результаты показали формирование дентинного барьера в апикальной части корневого канала в результате сочетания метода его инструментальной обработки, депо гидроокиси меди-кальция и постоянной обтурации цинкоксидэвгеноловой пастой.
Впервые для оценки стоматологического статуса ребенка раннего возраста предложено учитывать интенсивность кариеса в сочетании с риском его развития. На основе этого сочетания выделено 7 диспансерных групп, названных «группами профилактики».
Впервые установлено, что достижение максимального стоматологического здоровья рта ребенка раннего возраста возможно при условии проведения индивидуализированных лечебно-профилактических программ, с учетом психофизиологических особенностей и факторов риска кариозной болезни, присущих данному ребенку.
Впервые на основании результатов исследования предложены регистрационные формы для установления стоматологического статуса, риска развития кариеса и составления лечебно-профилактических программ детям раннего возраста.
Практическая значимость. На основании изучения причин проявления различных типов поведения детей на стоматологическом приеме разработана Программа снятия эмоционального напряжения в паре «родитель-ребенок», а так же Алгоритм действий персонала стоматологической клиники в зависимости от реакции ребенка на стоматологический осмотр. В них предусмотрен приемлемый набор мероприятий, осуществляемых врачом-стоматологом (и/или его помощником) самостоятельно или в содружестве с профессиональным психологом. Перечислены методы психологической коррекции поведения, которые могут быть применены в соответствии с возрастом ребенка и доминирующей причиной проявления негативных эмоций. Одно из предлагаемых решений проблемы адаптации детей — снижение реактивной тревожности их родителей, что помогает ребенку успокоиться и позитивно реагировать на последующие стоматологические манипуляции.
Для детей 2,5—3 лет, имеющих эмоциональные проблемы, предложены варианты индивидуальных программ психоэмоциональной адаптации, предусматривающие элементы работы с детьми, родителями, рекомендации стоматологу.
Определена эффективность использования консервативных, минимально инвазивных и атравматичных вмешательств при лечении кариеса у детей раннего возраста при разной степени кариозного разрушения зубов. Предложен алгоритм выбора методов лечения с учетом возраста ребенка, его отношения к лечению, локализации дефекта и степени кариозного поражения зуба. Работа с использованием этого алгоритма позволяет предупредить развитие и прогрессирование кариеса зубов и иатрогенных стрессов у детей благодаря оптимальному выбору одного или сочетания нескольких методов.
В процессе изучения влияния на качество пломбирования временных моляров сочетания дентингерметизирующего ликвида со стеклоиономерным цементом определено повышение эффективности лечения кариеса Рекомендовано применение дентингерметизирующего ликвида под пломбу из стеклоиономерного цемента в полостях П и Ш степени кариозного разрушения зубов у детей со средним и высоким уровнем интенсивности кариеса.
Для эндодонтического лечения временных зубов рекомендовано применение гидрооксида меди-кальция у детей раннего возраста.
Определены основные принципы составления индивидуальных программ профилактики кариеса для детей раннего возраста и предложены 4 варианта программ, сфокусированных на степени активности и риске развития кариеса
Систематизированы данные о факторах и индикаторах риска развития кариеса у детей раннего возраста, проведена их группировка в соответствии с приоритетностью для развития кариозной болезни и разработан алгоритм определения степени риска развития кариеса у детей до 3 лет.
В связи с изучением эффективности санации рта у маленьких детей сформулирована необходимость разделения этого контингента на 7 диспансерных групп для проведения профилактических программ. Определены сроки и кратность диспансерных осмотров детей, принадлежащих к разным группам, в зависимости от уровня интенсивности и степени риска развития кариеса
Разработанные регистрационные формы для составления индивидуальных лечебно-профилактических программ детям раннего возраста способствуют систематизации данных о соматическом и стоматологическом статусе ребенка, конкретизируют выбор необходимого набора манипуляций. В виду отсутствия в современной отечественной стоматологии документации для пациентов-детей, целесообразно приступить к их подготовке в связи со спецификой стоматологического статуса ребенка раннего возраста.
Научные положения, выносимые на защиту:
1. Полный объем стоматологической помощи может быть оказан детям раннего возраста при условии применения специальных методов психологической коррекции поведения детей и их родителей, которые могут реализовыватъся персоналом стоматологической клиники, после специальной подготовки, и профессиональными психологами, ориентированными на работу в лечебных учреждениях.
2. Эффективность применения технологий минимально-инвазивного, атравматичнош и консервативного лечения кариеса у детей раннего возраста в отдаленные сроки превышает 90%.
3. Эффективность лечения кариеса у детей до 3 лет зависит от интенсивности патологического процесса и факторов риска его возникновения, в соответствии с чем должны строиться индивидуальные лечебно-профилактические программы.
4. Регистрационные формы д ля установления стоматологического статуса, факторов риска развития кариеса и составления лечебно-профилактических программ детям раннего возраста, предложенные на основании проведения исследования, необходимы как составная часть алгоритма оказания стоматологической помощи этому контингенту.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 163 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz