Четверг, 2020-10-22, 1:15 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 28 » Скачать Дифференциальная психография в ориентации молодежи на специальности юридического профиля. Чепурко, Юлия Владиславовна бесплатно
3:31 AM
Скачать Дифференциальная психография в ориентации молодежи на специальности юридического профиля. Чепурко, Юлия Владиславовна бесплатно

Дифференциальная психография в ориентации молодежи на специальности юридического профиля

Диссертация

Автор: Чепурко, Юлия Владиславовна

Название: Дифференциальная психография в ориентации молодежи на специальности юридического профиля

Справка: Чепурко, Юлия Владиславовна. Дифференциальная психография в ориентации молодежи на специальности юридического профиля : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.03 / Чепурко Юлия Владиславовна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова] Москва, 2008 260 c. : 61 08-19/321

Объем: 260 стр.

Информация: Москва, 2008


Содержание:

ГЛАВА
I ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОГРАФИЯ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ х
11 Понятие психографии в контексте дифференциальной психологии ВШтерна
12 Психография в психологическом профессиоведение Подходы и методы исследования
13 Классификация профессий в целях профориентации
Выводы по главе I
ГЛАВА
II ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОГРАФИРОВАНИЕ ТРУДА ЮРИСТОВ
21 Опыт исследования юридических профессий в отечественной ЗУ психологии
22 Дифференциальное профессиографирование труда юристов 4У разного профиля
Выводы по главе II
ГЛАВА
III ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОГРАФИЯ В ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ НА СПЕЦИАЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
31 Программа эмпирического исследования субъектных свойств юристов разных профилей
32 Особенности интеллекта (методика Р Амтхауэра) в группах юристов разного профиля
33 Оценка мотивационно-потребностной сферы юристов сравни-ваемых групп
34 Дифференциальная психография на основе ранжирования дос-товерных различий признаков субъектных свойств юристов разных профилей
35 Взаимосвязь представлений о характеристиках профессиональных задач и параметров структуры интеллекта у юристов раз- ного профиля
36 Взаимосвязь представлений о характеристиках профессиональных задач и мотивационно-потребностной сферы у юристов разного профиля

Введение:

Актуальность темы исследования. В период становления новой государственности, обновления законодательства, правовой реформы российского общества — возрастает социальная значимость профессии юриста. Важным вопросом является кадровое обеспечение правовой реформы, предполагающее создание стройной системы оценки, подбора, воспитания, подготовки и переподготовки юристов, принимаемых на работу в различные правоохранительные органы, государственно-правовые структуры. В условиях эффективно действующей рыночной экономики профориентация должна помочь не только в выборе профессии, но и содействовать балансу интересов человека и рынка труда, способствовать росту профессионализма личности, развитию индивидуального потенциала, удовлетворенности трудом.В настоящее время в отечественной психологии юридического труда накоплен большой материал по изучению частных видов труда юриста [Васильев В.Л., 1970; 1971; 1997; Кроз М.В., 1999; Котов Д.П. и др., 1977; Чуфаровский Ю.В., 1999; 2000; 2003; Столяренко A.M., 2003; Гранат Н.Л., Ратинов А.Р., 1978]. Исследователи занимались разработкой профессиограмм следующих юридических специальностей: судья [Васильев В.Л., 1997; Павловский В., Степанов О., 2004; Матеров Ы., 2004; Радутная Н.В., 1977; Пейсиков В., 2004; Столяренко A.M., 2000], адвокат [Васильев В.Л., 1997; Тихомирова Л. В., 1997; Семеняко Е., 2003 и др.], следователь [Шиханцов Г.Г., 1970; 1977; 1998; Кроз М.В., 1999; Филонов Л.Б., 1979, 1982; 1992 и др.]. В работах В.Л. Васильева представлены краткие психологические характеристики деятельности эксперта-криминалиста, государственного арбитра, юрисконсульта, нотариуса, инспектора уголовного розыска, инспектора таможни, инспектора отдела по борьбе с экономическими преступлениями, участкового инспектора, инспектора ГИБДД [Васильев В.Л., 1997].Исследование Н. Федотова посвящено изучению деятельности оперуполномоченного и младших офицеров МВД [Федотов Н., 2001].В настоящее время уделяется большое внимание профессиографии и психографии, которые исторически являются разделами психологии труда и дифференциальной психологии. В современной литературе встречаются многочисленные описания видов юридического труда, которые представлены относительно изолированно, разрозненно, как частные тексты, без сопоставления с другими родственными профессиями. Работа по классификации видов юридического труда находится в самом начале, выделены шесть ключевых видов деятельности юристов (социальная, поисковая, (ре)конструктивная, коммуникативная, удостоверительная, организационная), из сочетания которых складывается любая частная разновидность юридического труда, но эти модули, с нашей точки зрения, являются слишком обобщенными и не раскрывают специфику конкретных форм деятельности юристов разного профиля. Отсутствие классификации видов юридического труда, выявляющей внутрипрофессионные различия, затрудняет работу психологов-практиков, занимающихся профориентацией.Для того чтобы оптимизировать работу по профориентации на юридические профессии, необходимо провести исследование по составлению дифференциальных психограмм юристов разного профиля. С этим связана актуальность темы настоящего исследования.Профессия «юрист» не утратила своей популярности и престижности, что подтверждается постоянным ростом количества поступающих на юридические факультеты. Впечатления об этой профессии у молодежи нередко складываются поверхностные, основанные на романтических представлениях, сформированных по фильмам, литературе и т.д. В реальной жизни труд юристов характеризуется, общими и специфическими профессиональными задачами. Отсутствие информации о внутри-профессиональных различиях порождает не всегда верное решение о выборе молодыми людьми той или иной специальности юридического профиля. Несформировавшиеся у первокурсников представления о содержании видов деятельности юриста усложняют в дальнейшем выбор специализации, который студенты должны осуществить уже на третьем курсе обучения. Проблема выбора заключается в том, что студентам до прохождения производственной практики, в условиях дефицита информации о будущей профессиональной деятельности, о профессиональных задачах, необходимо принять решение - выбрать специализацию. В связи с этим выбор специализации не всегда является верным, и впоследствии, при трудоустройстве молодой специалист обнаруживает несоответствие субъектных свойств требованиям профессиональных задач. В результате возникает "миграция" в рамках юридической деятельности -переход из одного вида в другой или смена профессиональной деятельности - уход из профессии.Высшее юридическое образование предполагает подготовку специалиста по единой модели, в соответствии с государственным образовательным стандартом, квалификация специалиста — «юрист».Проблема в том, что в условиях многообразия юридических специальностей, студенты мало обеспечены общей информацией о внутри-профессиональных различиях, задачах и субъектных свойствах успешного юриста-профессионала. Проблема профессиональной ориентации студентов остается мало разработанной, хотя известно, что в жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место.Труд юристов разного профиля изучался во многих работах, но не все материалы, собранные в советский период и представленные в учебных пособиях по юридической психологии, в достаточной мере отражают труд юриста в современной России. Поэтому задача их сравнения и сопоставления ложится на плечи карьерных консультантов, б психологов, которые занимаются профориентацией, и эта задача трудно разрешима без опоры на достоверный эмпирический материал, отображающий реальную картину. Недостаток состоит в том, что представленный в литературе профессиографический материал содержит в большей степени нормативные представления о социально-желательных свойствах профессионалов, тогда как в реальной жизни возможны отклонения от этих теоретических моделей.Все вышеизложенное определяет необходимость проведения дифференциального психо- и профессио-графического исследования юристов разного профиля в целях профориентационной работы с молодежью. Дифференциальная психография, согласованная с дифференциальной профессиографией в рамках профориентации, возможно, будет полезна оптантам при построении личных профессиональных планов, вариантов карьеры. Все вышесказанное определило цель нашего исследования.Цель исследования — составление дифференциальных психограмм успешных юристов разного профиля, согласованных со спецификой их труда.Объект исследования - юристы разного профиля.Предмет исследования - внутри-профессиональные различия субъектных свойств юристов разного профиля (особенности когнитивной и мотивационно-потребностной сферы), выполняющих специфические профессиональные задачи.Гипотеза исследования — существуют внутри-профессиональные различия субъектных свойств юристов разного профиля, выполняющих разные профессиональные задачи. Общая гипотеза конкретизирована в частных гипотезах: 1) дифференциальное профессиографирование труда юристов разного профиля позволяет выявить специфичные характеристики, выполняемых ими задач; 2) дифференциальное психографирование может отражать профессионально специфичные различия субъектных свойств юристов как представителей разных профессиональных групп; 3) между характеристиками видов представлений о профессиональных задачах и субъектными свойствами юристов разного профиля могут существовать закономерные взаимосвязи.В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой в работе поставлены следующие задачи: 1) на основе теоретического анализа научной литературы обосновать положение о том, что дифференциальная психография может выступать в качестве основы для ориентации молодежи на специальности юридического профиля; 2) выявить внутри-профессиональные различия профессиональной деятельности и ее условий, отображенные в сознании представителей различных юридических специальностей; 3) провести дифференциально-психографическое исследование субъектных свойств юристов разного профиля; 4) сопоставить данные дифференциальной профессиографии (в форме специфических представлений юристов о своем труде) и дифференциальной психографии (в форме сравнительных психограмм юристов разных специализаций) - и исследовать возможные взаимосвязи их параметров.Методологической основой исследования выступили следующие положения: принцип единства сознания (психики) и деятельности (С.Л. Рубинштейн; А.Н. Леонтьев); концептуальные положения дифференциальной психологии, сформулированные в работах В.Штерна, общей и дифференциальной психологии, психологии личности (Б.Г. Ананьев; А.Г. Асмолов; М.С. Егорова; К. Нартова-Бочавер и др); концепция профессионального развития (Е.А. Климов; Э.Ф. Зеер; Е.М.
Иванова); теория единства профессионального и личностного развития (Э.Ф. Зеер; Е.А. Климов; Н.С. Пряжников; Ю.П. Поваренков; Е.С.
Романова); системный подход в исследовании юридической деятельности во взаимосвязи со структурой личности (В.Л. Васильев; А.В. Дулов; Б.Ф. Ломов; Ю.В. Чуфаровский; Г.Г. Шиханцов; В. Д. Шадриков); теоретические положения о психологических аспектах профессиональной деятельности юристов (В.Л. Васильев; М.И. Еникеев; Г.Г.Шиханцов; В.В. Романов; В.Ф. Енгалычев и др).Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотез использовалась совокупность методов, включавших в себя: профессиографическое анкетирование, тестирование. В исследовании использована анкета, основа которой была разработана Е.А.Климовым и далее модифицирована М.А.Дмитриевой. Первая часть анкеты, содержащая закрытые вопросы, использовалась для получения количественных показателей представлений юристов о профессионально-специфичных особенностях их деятельности. Вторая часть анкеты является авторской, она содержала ряд открытых вопросов, ответы на которые анализировались методом контент-анализа. Диагностика структуры интеллекта осуществлялась с помощью теста Р. Амтхауэра (1ST). Для диагностики мотивационной структуры личности использовался опросник В.Э. Мильмана, опросник изучения аффилиации А. Мехрабиана, опросник для определения уровня мотивации достижения успеха, цели (Т. Элерса), опросник на «склонность к риску» Г. Шуберта; для оценки удовлетворенностью работой использовался опросник В.А. Розановой.Организация и база исследования. Психологическим обследованием было охвачено 134 человека. Юристы-профессионалы имели стаж работы от 2 до 25 лет, возраст варьировал от 24 до 58 лет, среди них 56,7% мужчин и 43,3% женщин. Все обследуемые были рекомендованы руководством, как успешные работники. Исследование проводилось в г. Ангарске (Управлении Внутренних Дел — УВД, экспертно-криминалистическом центре при УВД, исправительных учреждениях, коллегии адвокатов, агентствах недвижимости); в г.Иркутске (в следственном отделе Свердловского Района Отдела Внутренних Дел, арбитражном суде) и в оперативном отделе Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области.Исследование было осуществлено в три этапа.. На первом этапе (2003-2005 гг.) было выполнено профессиографическое анкетирование и диагностика субъектных свойств юристов-профессионалов; на втором этапе (2005-2006 гг.) были выявлены внутри-профессиональные различия субъектных свойств юристов разного профиля; на третьем этапе (2006-2008 гг.) проводилась обработка и интерпретация, полученных результатов, подготовка текста диссертации.Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась применением надежных и апробированных в отечественной психологии психодиагностических методик, использованием статистических методов обработки данных, включающих U-критерий Манна-Уитни, ранговую корреляцию Спирмена, многофункциональный непараметрический ф-критерий Фишера.Статистический анализ результатов проводился с помощью программ «Биостат», SPSS-11.00.Научная новизна и теоретическая значимость представленного исследования состоит в том, что был впервые выстроен и реализован методический прием (дифференциальная психография), который позволяет эмпирически выявлять внутри-профессиональные различия субъектных свойств успешных юристов как типичных представителей разных профессиональных групп (в области структуры интеллекта, склонности к риску и показателей мотивационно-потребностной сферы). Эти различия можно соотносить со свойствами уникальной личности каждого оптанта, с его намерениями, склонностями и способностями. Дифференциальная психография, согласованная с дифференциальной профессиографией, может быть полезным методическим средством в профориентации и карьерном консультировании по отношению и к другим сложным профессиям.Практическая значимость и внедрение результатов.Выявленные внутри-профессиональные различия юристов разного профиля, соответствующие своеобразию выполняемых ими задач и их представлениям о деятельности, — полезно учитывать в целях профессиональной ориентации молодежи (абитуриентов и студентов юридических факультетов вузов). Результаты исследования используются в процессе психологического сопровождения обучения студентов на юридическом факультете Сибирского института права, экономики и управления - ННОУ «СИПЭУ» (г. Иркутск). Материалы диссертационного исследования внедрены в процесс преподавания следующих дисциплин — «Психология и педагогика профессиональной деятельности юристов», «Юридическая психология» для студентов юридического факультета очного и заочного обучения ННОУ «СИПЭУ». Данные диссертационного исследования используются при отборе студентов четвертого курса дневного отделения для работы с населением в рамках проекта «Юридическая клиника». Материалы исследования применяются в процессе проведения собеседований с абитуриентами, желающими поступить на юридический факультет, в консультировании студентов при распределении по специализациям.Результаты исследования послужили материалом для написания авторского учебного пособия по дисциплине «Юридическая психология» для студентов факультета психологии СИПЭУ. Теоретические положения и результаты исследования могут быть использованы в школьной психологической службе при профориентационной работе со старшеклассниками. Кроме того, возможно использование полученных результатов в подготовке научно-методических материалов, направленных на совершенствование работы по развитию профессионально-важных качеств студентов, обучающихся на юридических факультетах.Положения, выносимые на защиту.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 190 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz