Воскресенье, 2020-10-25, 1:54 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 27 » Скачать Дидактические особенности проектирования подготовки педагога профессионального обучения. Кабанова, Лидия Александровна бесплатно
5:39 AM
Скачать Дидактические особенности проектирования подготовки педагога профессионального обучения. Кабанова, Лидия Александровна бесплатно
Дидактические особенности проектирования подготовки педагога профессионального обучения

Диссертация

Автор: Кабанова, Лидия Александровна

Название: Дидактические особенности проектирования подготовки педагога профессионального обучения

Справка: Кабанова, Лидия Александровна. Дидактические особенности проектирования подготовки педагога профессионального обучения : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Нижний Новгород, 2002 148 c. : 61 03-13/1063-5

Объем: 148 стр.

Информация: Нижний Новгород, 2002


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические основы построения процесса обучения в профессионально - педагогическом вузе
11Организационно - дидактические основы построения подготовки педагога профессионального обучения в вузе на современном этапе
12 Основы проектирования процесса обучения в вузе ^ j
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 Проектирование подготовки педагога профессионального обучения в вузе
21Организация подготовки педагога профессионального обучения в вузе ^
22Дидактические особенности проектирования подготовки педагога профессионального обучения в вузе ^
Выводы по второй главе
ГЛАВА 3 Опытно - экспериментальная работа по выявлению эффективности действия дидактических особенностей проектирования подготовки педагога профессионального обучения в вузе
31Результаты педагогического эксперимента по выявлению эффективности действия дидактических особенностей проектирования подготовки педагога профессионального обучения в вузе
320рганизационно — дидактические условия реализации дидактических особенностей проектирования подготовки педагога профессионального обучения в вузе
Выводы по третьей главе

Введение:

Актуальность исследования. Педагогическое образование является приоритетным направлением сферы российского образования. Оно способствует социальной стабильности и развитию общества, определяет качество подготовки кадров для всех сфер функционирования общества и государства.
Современные социально-экономические преобразования в нашей стране обусловили наличие целого ряда проблем социально-экономического, организационно-управленческого, психолого-педагогического, культурологического характера. Создавая условия для подготовки кадров, способных решить данные проблемы, педагогическое образование должно готовить таких педагогов профессионального обучения, педагогическая деятельность которых будет способствовать развитию творческой личности их учеников - будущих специалистов.
Для достижения этого условия подготовка педагога профессионального обучения в вузе должна быть построена с учетом современных тенденций развития профессионального образования, отражающих требования государства и общества к подготовке данного специалиста, и на основе научных исследований, способных реализовать данные тенденции.
Сложилось противоречие между возросшими требованиями, предъявляемыми к выпускнику профессионально - педагогического вуза в новых социально-экономических условиях и уровнем подготовки педагога профессионального обучения в вузе.
Средством для оптимального построения подготовки педагога профессионального обучения в вузе выступает педагогическое проектирование.
Процесс проектирования в сфере образования, как, впрочем, и в других сферах жизнедеятельности человека, стал универсальным дея-тельностным инструментом, позволяющим обеспечить его системность, целеориентированность и результативность, гибкость и вариативность.
Вопросами педагогического проектирования занимаются многие ученые, и, при этом, каждый их них вносит свой вклад в исследование данного процесса: теоретические основы образовательных систем, процессов, технологий разрабатывают В.С.Безрукова, А.П.Беляева, В.П.Беспалько, К.Я.Вазина, В.В.Краевский, В.М.Соколов, В.Э.Штейнберг и др.; возможности совместной проектировочной деятельности как средства для развития педагога и учащихся в учебном процессе изучает В.Бедерханова, исследование формирования у студентов вуза умений проектирования учебных занятий проводит О.В.Тарасюк и т.д.
Анализ данной литературы позволил нам сделать вывод, что при исследовании и при осуществлении процесса педагогического проектирования, ученые в основном обращают внимание на построение концептуальных основ объекта исследования. Говоря о подготовке педагога профессионального обучения в вузе, необходимо определить дидактические особенности проектирования данного процесса, способствующие подготовке данного специалиста в соответствии с требованиями государства и общества.
Особая роль в подготовке педагога профессионального обучения в вузе отводится психолого - педагогическим дисциплинам, определяющим дальнейшие возможности профессионально - педагогической деятельности будущего преподавателя.
Необходимость и возможность решения поставленного противоречия применительно к психолого — педагогической подготовке данного специалиста обусловили выбор темы диссертационной работы и определили актуальность исследования.
Изложенное выше позволяет рассматривать проблему определения дидактических особенностей проектирования подготовки педагога профессионального обучения в вузе (на базе психолого - педагогических дисциплин) как профессионально — педагогическую и отнести объект исследования к области теории и методики профессионального образования.
Необходимость определения дидактических особенностей проектирования подготовки педагога профессионального обучения в вузе позволила нам сформулировать проблему исследования, которая заключается в теоретическом осмыслении сущности построения подготовки педагога профессионального обучения в вузе на основе научных исследований, способствующих реализации современных тенденций развития профессионального педагогического образования и в исследовании процесса проектирования подготовки педагога профессионального обучения в вузе (на базе психолого - педагогических дисциплин).
Цель исследования: научно обосновать и разработать дидактические особенности проектирования подготовки педагога профессионального обучения в вузе.
Объект исследования - процесс подготовки педагога профессионального обучения в вузе.
Предмет исследования: дидактические особенности проектирования подготовки педагога профессионального обучения в вузе.
Гипотеза исследования: профессиональная подготовка педагога профессионального обучения в вузе будет наиболее эффективной если:
• на основе анализа тенденций развития профессионального образования, отраженных в базовых нормативно-правовых документах, будут определены основные методологические подходы к построению подготовки педагога профессионального обучения в вузе;
• установлены основные компоненты дидактических особенностей проектирования подготовки педагога профессионального обучения в вузе, характеризующиеся многофункциональностью в современных условиях развития профессионального педагогического образования;
• определены организационно — дидактические условия реализации дидактических особенностей проектирования подготовки педагога профессионального обучения в вузе.
Реализация поставленной цели и положений гипотезы потребовала решения следующих задач:
• определить и провести исследование ведущих методологических подходов к построению подготовки педагога профессионального обучения в вузе на современном этапе;
• разработать модель дидактических особенностей проектирования подготовки педагога профессионального обучения в вузе;
• экспериментально проверить эффективность действия дидактических особенностей проектирования подготовки педагога профессионального обучения в вузе;
• определить организационно - дидактические условия реализации дидактических особенностей проектирования подготовки педагога профессионального обучения в вузе.
Методологической и теоретической основой исследования явились:
• дидактические основы общего и профессионального обучения (М.Н.Берулава, И.Я.Лернер, О.П.Околелов, В.Оконь, Л.М.Перминова, Б.И.Федоров и др.);
• теория технологического подхода к построению педагогического процесса (В.С.Безрукова, В.П.Беспалько, А.П.Беляева, К.Я.Вазина, М.В.Кларин, М.Кларк, В.М.Монахов, Т.С.Назарова, В.Ю.Питюков, А.Я.Савельев, Г.И.Саранцев, Г.К.Селевко, А.И.Уман, М.А.Чошанов, Н.Е.Щуркова и др.; L.W.Anderson, T.J.Anderson, M.S.Archet, L.J.Briggs, J.H.Block, A.A.Carin, D.Carnine, L.Carey, W.Dick, A.Dreyfus Edward, J.A. Edward, P.D.Eggen, S.Engelmann, R.M.Gagne, S.Kahn, D.P.Kauchak, S.C.Kobasa, D.U.Lewine, S.R.Maddi, J.B.Mannion, R.B.Sund и др.);
• теория системного построения обучения (С.Я.Батышев,
A.П.Беляева, В.П.Беспалько, К.Я.Вазина, В.М.Гараев, Л.Я.Данилюк, Е.М.Дурко, С.И.Куликов, Ю.Н.Семин, М.А.Чошанов, П.А.Юцявичене и др.);
• теория личностно - ориентированного обучения (Н.А.Алексеев, К.Я.Вазина, М.А.Викулина, В.В.Давыдов, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.);
• теория и методология организации взаимодействия участников процесса обучения (Е.В.Бондаревская, К.Я.Вазина, Б.С.Гершунский,
B.К.Дьяченко, А.Г.Кирпичник, Я.Л.Коломинский, М.И.Махмутов, Р.С.Немов, Ю.В.Сенько, Т.П.Скрипкина, Т.К.Цветкова и др.);
• теория проектирования педагогических систем (В.С.Безрукова, А.П. Беляева, Н.В.Березина, В.П.Беспалько, К.Я.Вазина, М.В.Кларин,
C.М.Маркова, М.П.Сибирская, Н.Н.Суртаева и др.);
• теория развивающего обучения (В.В.Давыдов, А.И.Колеченко, И.Я.Лернер и др.; J.Dewey и др.);
• теория деятельностного подхода к организации обучения (М.С.Каган, Н.В.Коноплина, В.С.Лазарев, А.Н.Леонтьев, В.Д.Шадриков и др.);
• теория менеджмента (А.Г.Венделин, В.Р.Веснин, В.П.Симонов и др.; М.Альберт, М.Мескон, Ф.Хедоури и др.);
• теория построения содержания профессионального образования (С.Я.Батышев, В.С.Безрукова, А.П.Беляева, Ю.Н.Петров и др.);
• теория педагогической диагностики (Б.П.Битинас, Л.И.Катаева, Л.П.Качалова и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс различных методов исследования: теоретический анализ и синтез философской, управленческой, педагогической, психологической, методической литературы; анализ нормативных документов федерального уровня, нормативных документов вуза по организации подготовки педагога профессионального обучения; методы абстрагирования, сравнения, проекции, педагогической диагностики, педагогический эксперимент.
База исследования. Базой исследования выступает Волжская государственная инженерно - педагогическая академия.
Этапы исследования. Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико - экспериментального исследования проблемы, которое проводились в течении 1999 - 2002 гг. в три этапа.
На первом этапе (1999 - 2000 гг.) проводилось исследование современных тенденций развития профессионального педагогического образования, изучались и анализировались отечественные и зарубежные источники по методологии, теории, методике и практике обучения, научные исследования по проблемам технологического, системного, личностью — ориентированного и деятельностного подходов к построению обучения в вузе. Особое внимание было уделено изучению и освоению содержания следующих базовых документов: Федерального закона «Об образовании»; постановлений правительства Российской Федерации: «О Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года»; «О программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001 - 2010 годы»; Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, учебных планов и программ по психолого - педагогическим дисциплинам Волжской государственной инженерно - педагогической академии.
Формировалась концептуальная идея исследования повышения эффективности подготовки педагога профессионального обучения в вузе (на базе психолого - педагогических дисциплин) на основе взаимосвязи лич-ностно - ориентированного, системного и технологического подходов к построению обучения.
На втором этапе (2000 - 2001 гг.) разрабатывались аксиологический, онтологический и технологический уровни дидактических особенностей проектирования подготовки педагога профессионального обучения в вузе; определялись основополагающие дидактические принципы проектирования подготовки данного специалиста; разрабатывался алгоритм проектирования подготовки педагога профессионального обучения в вузе; раскрывались дидактические особенности проектирования подготовки данного специалиста.
Также были скорректированы методологическая и теоретическая основы исследования, выявлены противоречия, определена проблема, сформированы цель, объект и предмет исследования.
На третьем этапе (2001 — 2002 гг.) проводился педагогический эксперимент по выявлению влияния на повышение эффективности подготовки педагога профессионального обучения разработанных дидактических особенностей проектирования данного процесса.
На основании результатов проведенного эксперимента разработана система методических рекомендаций к проектированию подготовки педагога профессионального обучения, отражающая в себе организационно — дидактические условия реализации разработанных дидактических особенностей проектирования подготовки педагога профессионального обучения в вузе. Результаты исследования представлены в научных публикациях автора, оформлены в материалы диссертационного исследования (2002 г.) и подготовлены к защите.
Научная новизна исследования:
• разработана модель дидактических особенностей проектирования подготовки педагога профессионального обучения в вузе (на базе психолого-педагогических дисциплин), представленных на аксиологическом, онтологическом и технологическом уровнях;
• разработан алгоритм проектирования подготовки педагога профессионального обучения в вузе;
• определены организационно-дидактические условия реализации дидактических особенностей проектирования подготовки педагога профессионального обучения в вузе.
Теоретическая значимость исследования заключается:
• в реализации личностно - ориентированного, системного, деятель-ностного и технологического подходов к обучению в подготовке педагога профессионального обучения в вузе;
• в разработке структуры дидактических особенностей проектирования подготовки педагога профессионального обучения в вузе;
• в разработке систематизации понятий, необходимых для профессиональной деятельности педагога профессионального обучения в вузе (на базе психолого-педагогических дисциплин). Практическая значимость исследования.
Основные теоретические положения исследования реализованы на практике в процессе проектирования психолого-педагогической подготовки студентов Волжской государственной инженерно - педагогической академии.
Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются избранной методологической основой, использованием комплексной методики теоретического и экспериментального исследования, адекватных целям и задачам, гуманитарной природе изучаемого явления, согласованностью результатов работы с требованиями, которые предъявляются к современным педагогическим исследованиям; воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных экспериментальных данных, работой автора в качестве преподавателя психолого - педагогических дисциплин на кафедре профессиональной педагогики Волжской государственной инженерно - педагогической академии.
На защиту выносятся:
1.Модель дидактических особенностей проектирования подготовки педагога профессионального обучения в вузе, представленных на трех уровнях обобщения: аксиологическом, онтологическом и технологическом.
2. Алгоритм проектирования подготовки педагога профессионального обучения в вузе, технологические операции которого объединены в единый комплекс, обеспечивающий взаимосвязь уровней и компонентов процесса проектирования подготовки данного специалиста в достижении целей обучения.
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе опытно - экспериментальной работы в Волжской государственной инженерно - педагогической академии. Основные положения диссертационного исследования были изложены автором на международных научно -методических конференциях преподавателей вузов, ученых и специалистов «Высокие технологии в педагогическом процессе» (Н.Новгород, 2001, 2002); на всероссийских научно - практических конференциях студентов, аспирантов, соискателей, молодых ученых и специалистов «Актуальные вопросы развития образования и производства» (Н.Новгород, 2001,2002), на межвузовской научно - методической конференции «Высокие технологии в педагогическом процессе» (Н.Новгород, 2000), на научно - практической конференции «Актуальные вопросы развития образования и производства» (Н.Новгород, 2000), на V Нижегородской сессии молодых ученых (Дзержинск, 2001) а также многократно обсуждались на заседаниях кафедры профессиональной педагогики Волжской государственной инженерно - педагогической академии. Всего по теме диссертационного исследования опубликовано 11 научных работ.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, включающей 239 наименований, 13 из которых на английском языке.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 156 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz