Суббота, 2020-10-24, 1:31 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 30 » Скачать Дидактические особенности изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств. Шилова, бесплатно
7:24 AM
Скачать Дидактические особенности изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств. Шилова, бесплатно
Дидактические особенности изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств

Диссертация

Автор: Шилова, Ольга Евгеньевна

Название: Дидактические особенности изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств

Справка: Шилова, Ольга Евгеньевна. Дидактические особенности изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Москва, 2006 176 c. : 61 07-13/714

Объем: 176 стр.

Информация: Москва, 2006


Содержание:

Введение
Глава I Теоретические основы изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в контексте профессиональной подготовки в вузе
§ 1 Арт-менеджмент как учебная дисциплина в структуре профессиональной подготовки студентов музыкальных специализаций
§ 2 Специфика освоения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций
Глава И Оптимизация методики изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций
§ 1 Методика изучения арт-менеджмента в современной профессиональной подготовке студентов в вузе культуры и искусств
§ 2 Экспериментальная методика изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций
§ 3 Модель современного специалиста-музыканта, арт-менеджера

Введение:

Актуальностьисследования обусловлена социальноэкономическими, культурологическими изменениями происходящими в нашей стране. В духовном обновлении российского общества возрастает роль культуры, музыкального искусства, где главная роль принадлежит творчески развитому человеку. Наша страна обладает огромным потенциалом музыкальной культуры. Однако вследствие недостатка эффективных методик вовлечения людей в мир прекрасного, формирования у них эстетических представлений, отсутствия последовательной просветительской политики у многих нет соответствующей нравственно-эстетической ориентации в искусстве и потребности следовать культурным традициям. Не все могут ориентироваться в новых современных культурных проблемах, позволяющих не только творчески подходить к социальным явлениям, но и управлять их дальнейшим развитием. Особую роль в этом процессе играет музыкальное искусство, которое способствует формированию духовного мира личности, ее творческого потенциала, эмоционально-волевой сферы, развитию познавательной и деловой I активности и т.п.
Современная музыкальная деятельность обширна и многообразна, она не только сохраняет свои традиционные особенности, но и требует грамотного управления, экономического сопровождения в условиях рыночной экономики, умения противостоять жесткой конкуренции, без чего в современном мире не выживет даже самый высококвалифицированный музыкальный коллектив. Только благодаря синтезу творческого и управленческого подходов к музыкальной деятельности в самом широком смысле слова можно донести до слушателей подлинную красоту творений великих мастеров как прошлого, так и современного музыкального искусства. А они, в свою очередь, оказывают сильнейшее благотворное влияние на эстетическое, духовно-нравственное состояние людей, способствуют раскрытию их творческих возможностей, помогают понять истинно прекрасное не только в музыке, но и в действительности. Сегодня необходим такой специалист, который способен не только профессионально разбираться в музыкальном искусстве, но и помочь другим воспринимать ценностно-смысловое содержание того или иного музыкального произведения, эффективно организовать деятельность коллектива музыкантов, собственную деятельность или деятельность отдельного исполнителя. От современного специалиста требуются профессиональные знания в области арт-менеджмента, маркетинга, помогающие в организации и участии в театрализованных представлениях и концертах, проведении фольклорных праздников.
В связи с этим на первый план выдвигаются проблемы, связанные с профессиональной подготовкой современного специалиста - музыканта, состоявшегося как творческая личность, владеющего в то же время в полном объеме знаниями, умениями и навыками социально-психологического, экономического управления творческими процессами, необходимыми для эффективной организации музыкальной деятельности.
С этой целью необходимо организовать эффективную систему профессиональной подготовки арт-менеджеров в области музыкального искусства. Исследование показало, что в отрасли культуры и искусства наблюдается острая нехватка таких специалистов, которые смогли бы наладить взаимоотношения музыкального коллектива с соответствующими общественными и административными структурами, от позиций которых зависит финансирование отрасли, контакты с меценатами и спонсорами, заинтересованными в судьбах отечественного музыкального искусства.
Необходимость обучения студентов музыкальных специализаций арт-менеджменту обусловлена социальными проблемами, а именно: повышением эстетических, нравственных, патриотических, духовных потребностей широкого круга слушателей и способов их реализации. Современному дирижеру оркестра или руководителю хорового коллектива недостаточно создать коллектив и профессионально его подготовить. Ему необходимо донести свою «продукцию» до слушателей, создать культурное пространство, вовлечь людей в культурно-творческую деятельность, т.е. уметь осуществлять менеджерскую деятельность в области искусства.
Являясь организатором и руководителем коллектива, выпускник вуза далеко не всегда представляет, что в практической деятельности он столкнется с множеством проблем, среди которых, помимо решения сугубо хозяйственных задач - приобретения музыкальных инструментов, концертной одежды, обуви, - организация концертно-исполнительской деятельности, поиск средств финансирования коллектива, пропаганда своей «продукции».
Опрос студентов музыкальных специализаций различных вузов России показал, что они ощущают недостаток знаний в области управленческо-экономической деятельности, особенно те, которые работают руководителями музыкальных коллективов.
В результате сегодня можно наблюдать противоречие между характером учебной подготовки и реальной профессиональной деятельностью специалиста в области музыкального искусства.
Анализ учебных планов указанных специальностей показал, что только по специальности «Дирижирование» в учебном плане в цикле общепрофессиональных дисциплин предусмотрены курсы «Менеджмент» и «Маркетинг» как дисциплины по выбору студентов в объеме 70 часов (из них аудиторных - 34 час., форма отчетности - контрольный урок).
Исходя из «Требований к разработке и условиям реализации основной образовательной программы выпускника» (Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства) «осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, профессиональную специфику.» нами была разработана программа курса «Музыкальный менеджмент» для студентов специальности
Народное художественное творчество», специализации «Академический хор» квалификации «Художественный руководитель академического хора»; специальности «Дирижирование», специализации «Дирижирование народным хором», квалификации «Руководитель народного хора (ансамблем)»; специальности «Инструментальное исполнительство», специализации «Оркестровые духовые и ударные инструменты», квалификации «Дирижер духового оркестра».
Осмысление накопленного опыта, изучение учебно-методической документации, анализ функционирования музыкальных коллективов определили основную проблематику настоящего исследования.
Актуальность данной темы обусловлена противоречиями между потребностью в специалистах, владеющих знаниями, умениями и навыками в области арт-менеджмента, и недостаточностью их получения в условиях профессиональной подготовки, а также неразработанностью методики изучения арт-менеджмента в вузах культуры.
Степень разработанности проблемы. Рассматриваемая в диссертации проблема в той или иной степени являлась предметом научного исследования в философии, культурологии, социологии, психологии, педагогике.
Для нашего исследования важным являются взгляды и положения о человеке как субъекте и объекте социального развития, саморазвития и деятельности. В философии проблема взаимоотношения личности, культуры и творчества нашла свое отражение в трудах Вл. Соловьева, H.A. Бердяева, И.А.Ильина, В.В.Розанова
Вопросы философии образования разрабатывались Б.С. Гершунским, В.Д. Шадриковым, Ю.Г. Щедровицким. Раскрывая воспитательную деятельность как многоуровневое полиструктурное образование, В.Д. Шадриков определил в ней такие уровни, как личностно-целевой, компетентно-целевой, индивидуально-психологический и психофизеологический, а в генезисе (процессе развития) психологической системы воспитательной деятельности выделил формирование мотивов профессиональной деятельности.
Значение и место культурологических процессов в системе образования представлены в работах A.A. Аронова, А.И. Арнольдова, З.А. Баллера, В.А. Волобуева, JI.C. Зориловой, В.М. Межуева, А.Я. Флиера и др.
Личность как самостоятельный субъект познания, труда и общения рассматривалась такими учеными, как A.B. Брушлинский, С.А. Рубинштейн, Ю.А. Стрельцов. Психолого-педагогические проблемы образования раскрывались в работах Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, JI.C. Выготского, В.В. Давыдова, Н.В. Кузьминой, А.Н. Леонтьева, В.А. Сластенина и др.
Социологический аспект проблем образования представлен в работах A.A. Артюхова, И.В. Бестужева-Лады, М.М. Поташника.
Большой вклад в развитие социально-педагогической теории воспитания внесли Ю.А. Азаров, В.Г. Афанасьев, Л.П. Буева, В.И. Загвязинский, A.B. Мудрик, В.А. Сухомлинский, С.Т, Шацкий и др.
Многие философы, психологи и педагоги отмечают, что на сознание и деятельность индивида влияют полярные силы: внешние (среда) и внутренние (собственная воля, желание и стремление). Эта мысль прослеживается в работах B.C. Библера, Л.С. Выготского, B.C. Мухиной и др. В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльковин внесли свой вклад в теорию развивающего обучения.
Идеи личностного образования, связанные с адекватными представлениями человека о себе, других людях, особенностями межличностных взаимоотношений, творчества, развития, самореализации, разрабатывали К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Бондаревская, И.В. Дубровина, В.П. Зинченко, Е.А. Климов, A.A. Леонтьев, Б.Г. Мещеряков, Н.М. Никольская, В.А. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская.
Большое внимание проблемам высшей школы, перспективам ее развития уделено в трудах Ш.А. Амонашвили, С.И. Архангельского, Т.И. Баклановой, Б.П. Беспалько, В.В. Краевского, вопросам профессионального образования - К.Я. Гальперина, А.Д. Жаркова, JI.C. Жарковой, JI.B. Занкова, А.Г. Казаковой, Н.В. Кротовой, Н.П. Лапшина, И.Я. Лернера, В.А. Сластенина, B.C. Садовской, Н.А Слядневой, Ю.А. Стрельцова, В.М. Чижикова.
Выбор содержания образования, адекватного профессиональной деятельности, представлен в работах C.B. Сидоренко. Особенности формирования знаний, умений, навыков специалиста как необходимых условий обучения, приближенных к практике, теорию управления познавательной деятельностью раскрывают в своих работах Н.Ф. Талызина, Н.В. Кузьмина.
В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, И.Ф. Исаев и др. характеризуют педагогическую деятельность как творческий процесс. Г.А. Балл, А.И. Мищенко, Л.Ф. Спирин и др. утверждают положение об активности личности в процессе педагогической деятельности.
Современными педагогами (В.Н. Беспалько, В.И. Боголюбов, И.Ф. Исаев, А.Г. Казакова, М.М. Левина, Т.Е. Решетников, Г.К. Селевко и др.) разработаны общие основы педагогической технологии в системе образования.
И.Ф. Исаев рассматривал педагогическую технологию как целостный процесс организации деятельности педагогов и обучающихся, направленный на совместные решения образовательных задач. Он выделил в структуре педагогической технологии такой элемент, как технология педагогической деятельности, включающий совокупность приемов и способов целостной учебно-воспитательной деятельности преподавателя. В.И. Боголюбов, анализируя зарубежные и отечественные источники, показал динамику развития представлений о педагогической технологии: от «технологии з образовании» - к «технологии образования» - и в итоге к «педагогической технологии». Г.К. Селевко разработал классификацию педагогических технологий на основе активизации и идентификации деятельности обучающихся: игровые, проблемного обучения, коммуникативные и др. П.И.
Самойленко ввел термин «обобщенные технологии обучения», в число которых входят: проблемные, развивающие, дифференцированные, концентрированные, модельные, дидактические игры. А.Г.Казакова рассматривала педагогические технологии в профессиональной подготовке специалистов.
О.С. Анисимов, М.К. Кларин, Б.Т. Лихачев, В.М. Монахов определили технологию обучения как систему, где представлены все личностные, инструментальные и методологические средства и способы их использования в виде целостной модели, направленной на достижение цели.
Для нашего исследования большое значение имеют теоретические и практические положения менеджмента в трудах зарубежных авторов: М. Альберта, Б.Бермана, М. Вудкока, М. Мескона, Дж.Эванса, Ли Якокки, Ф. Котлера, Д. Френсиса.
Изучению особенностей менеджерской деятельности, условий и факторов достижения в ней успеха посвящены труды Е.М. Борисовой, В.А. Карпова, A.A. Ситникова и др.
Управленческую деятельность раскрывали исследователи О.С. Виханский, А.И. Наумов, Р.Л. Кричевский и др.
Ситников А.П. выделил гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский компоненты менеджерской деятельности, которые целостно используются при осуществлении всех функций менеджмента.
Проблемам подготовки менеджеров посвящены работы B.C. Весника, Е.И. Ждановой, Е.В. Клеппер, B.C. Кабанова, М.М. Лебедевой и др.
Проблемам подготовки музыкальных просветителей, пропагандистов музыкального искусства, посвящены труды Б.В. Асафьева, О.Апраксиной, Н.А.Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского. Вопросы профессиональной музыкальной подготовки в вузе освещены в трудах Б.В. Асафьева, Э.Б.Абдуллина, Л.Г. Арчажниковой, О.А.Блоха, С.Л. Гинзбурга, Л.С.
Зориловой, H.A. Дощечко, М.Т. Картавцевой, В.Г. Кузнецова, Г.М. Цыпина и др.
С развитием шоу-бизнеса встал вопрос о подготовке кадров для этой сферы деятельности. C.B. Иванов в своей диссертации исследовал проблему обучения студентов вузов культуры менеджменту музыкального шоу-бизнеса. Проблемам персонального менеджмента в становлении профессионально-управленческой культуры музыканта посвящено исследование Т.П.Житеневой. А.К. Акчурина разработала систему обучения экономистов-менеджеров промоутерству в шоу-бизнесе.
Повышение менеджерской подготовки для туристического бизнеса исследовали в своих диссертационных работах М.Г. Воронцова, Г.Н. Лаврова, Л.П. Овчинникова, И.В. Черниченко и др.
Формированию профессионально-управленческой направленности мышления, компетентности менеджеров социально-культурной деятельности посвящены исследования A.B. Асаиновой, Л.Н. Сидельникова, Е.В. Чижиковой; профессиональной подготовке менеджеров в процессе освоения конфликтологии - К.О. Староверовой; подготовке менеджеров для некоммерческого сектора - М.С. Латкова.
Анализ перечисленных источников свидетельствует о недостатке работ, посвященных изучению арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в процессе их профессиональной подготовки в вузах культуры и искусств.
Цель исследования - выявить дидактические особенности изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций вузов культуры и искусств и разработать эффективную методику его освоения, объединяющую творческие и управленческие начала профессиональной подготовки будущих специалистов музыкальной сферы.
Объект исследования - профессиональная подготовка студентов музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств.
Предмет исследования - теоретико-практический процесс выявления дидактических особенностей изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций будет более эффективным, если содержание дисциплины «арт-менеджмент», базируясь на фундаментальных знаниях общенаучных и специальных дисциплин, будет комплексно объединять управленческие и творческие компоненты профессиональной подготовки современного музыканта. Задачи исследования:
• раскрыть современное содержание арт-менеджмента, формирующего управленческо-творческие знания, умения и навыки будущих специалистов;
• выявить дидактические особенности изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций; разработать и апробировать экспериментальную методику изучения арт-менеджмента, опирающуюся на систему практических заданий, способствующих развитию управленческо-творческих умений студентов;
• обосновать эффективность предложенной методики изучения арт-менеджмента и разработать рекомендации по её применению;
• сконструировать модель современного специалиста-музыканта в области арт-менеджмента.
Теоретико-методологической основой исследования явились философские концепции, связанные с ведущей ролью деятельности в развитии личности, о диалектическом единстве теории и практики, общенаучные принципы деятельностного и личностно-ориентированного подходов к изучению педагогических явлений, идеи о творческом развитии личности Вл. Соловьева, В.В. Розанова, И.А. Ильина, H.A. Бердяева, философские основы образования Б.С. Гершунского, общие основы теории управления, труды Н.В.Кротовой, Е.И. Ждановой, Н.П. Лапшина, H.A. Слядневой, общенаучные принципы деятельностного и личностноориентированного подходов А.Н.Леонтьева, А.Д. Жаркова, А.Г.Казаковой, а также концепция личностно-ориентированного обучения, разработанная Ш.А. Амонашвили, теории управления познавательной деятельностью Н.Ф. Талызиной и поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, положение о целостности образовательного процесса, которое обусловлено целостностью личности студента и реализуется, в частности, через единство процессов обучения, воспитания и развития личности (положение Е.В. Бондаревской), теория содержания образования, предложенная В.В. Краевским, И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, И.К. Журавлевым, Л.И. Зориной, теория развивающего обучения Л.С. Выготского, В.В.Давыдова, Л.В. Занкова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.
В процессе исследования значительную роль играли труды, связанные с творческой деятельностью, среди которых: работы Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, исследования в области музыкального искусства Б.В. Асафьева,
A.Ф. Лосева, Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Л.С. Зориловой, A.C. Соколова, Г.М. Цыпина, Т.Г. Мариупольской, Е.Б.Долинской, И.В. Казуниной; научные труды, посвященные профессиональной подготовке специалистов в области культуры и искусства А.А.Аронова, А.Я. Айзенберга, Т.И. Баклановой, Ю.А. Стрельцова, Л.С. Жарковой, Н.В.Кротовой, В.В. Волобуева, Ю.С. Савельева,
B.П. Подвойского, В.М. Чижикова, H.H. Ярошенко и других.
В процессе проведения исследования использовались теоретические и эмпирические методы.
Теоретические методы исследования включали:
• изучение и анализ научной литературы по философии, психологии, социологии, культурологии, педагогике, экономике, менеджменту и маркетингу. методы синтеза, индукции и дедукции, сравнения и сопоставления различных точек зрения ученых.
Эмпирические методы исследования включали:
• наблюдение; беседы;
• анкетирование студентов;
• опрос посетителей музыкальных программ;
• изучение и анализ стандартов и учебных планов по специальностям «Дирижирование», «Народное художественное творчество», «Инструментальное исполнительство»;
• метод моделирования как элемент педагогического проектирования.
• педагогический эксперимент, включающий исследования конкретных педагогических ситуаций (разработка и апробация учебной программы «Музыкальный менеджмент»);
•диагностику профессиональной подготовленности студентов музыкальных специализаций в области арт-менеджмента;
• сравнительный анализ полученных результатов, раскрывающих эффективность проведенной экспериментальной работы.
Базы исследования: Московский государственный университет культуры и искусств, Казанская государственная академия культуры и искусств, Челябинская государственная академия культуры и искусств . В этих вузах проводилось исследование по теме: «Дидактические особенности изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств». Общее количество опрошенных студентов составляло - 323 человека. Помимо этого, в процессе исследования были опрошены руководители хоровых и оркестровых коллективов - 15 человек и посетители музыкальных программ - 204 человека. Исследование проводилось в течение пяти лет и включало три этапа исследования.
Этапы исследования. На первом этапе (2001-2002 гг.) анализировалась литература по философии, культурологи, социологии, психологии, педагогике, экономике, истории и теории менеджмента, определялся понятийный аппарат, объект и предмет, цели и задачи исследования, гипотеза, изучался учебно-воспитательный процесс в вузах культуры и искусств, выявлялись дидактические особенности как профессиональной подготовки студентов в целом, так и изучения арт-менеджмента.
Второй этап (2003-2004 гг.) был посвящен разработке методики изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций. Осуществлялось наблюдение за процессом профессиональной подготовки студентов, определялась подготовленность студентов музыкальных специализаций по социально-экономическим и специальным дисциплинам Для этого проводился опрос студентов Московского государственного университета культуры и искусств, Казанской государственной академии культуры и искусств, Челябинской государственной академии культуры и искусств, обучающихся по специальности «Дирижирование», «Народное художественное творчество», «Инструментальное исполнительство». Было опрошено 323 человека, из них на наше предложение изучать менеджмент музыкального искусства в системе профессионального образования откликнулись 145 человек: среди них - руководители оркестров народных инструментов (33 человека), руководители академического хода (35 человек), дирижеры духового оркестра (36 человек), руководители народного хора (41 человек).
Проводилась разработка «Программы курса арт-менеджмента для студентов музыкальных специализаций» в рамках учебного плана вуза. Программа включала историко-теоретический анализ менеджмента, определение сущности менеджмента, его цели, функций, направлений деятельности, требования к личности менеджера музыкального искусства.
На третьем этапе (2004-2006 гг.) в Московском государственном университете культуры и искусств был осуществлен педагогический эксперимент по внедрению эффективной методики обучения студентов по арт-менеджменту и проверке усвоения программы курса. Для этого: выявлялся исходный уровень имеющихся знаний, умений и навыков студентов музыкальных специализаций в области арт-менеджмента (экспериментальной и контрольной групп); осуществлялось формирование знаний, умений и навыков, объединяющих творческие и управленческие компоненты в процессе изучения содержания курса и выполнения творческих ситуативных задач; проводился сравнительный анализ эффективности экспериментальной методики по разработанным показателям.
На этом этапе осуществлялось оформление исследования, обрабатывались, обосновывались его выводы и результаты.
Научная новизна заключается в том, что: - в процессе исследования уточнено понятие «арт-менеджмент» как многопланового содержательного явления, раскрывающее определенный специфический вид управленческой деятельности, включающее организационно-управленческий, культурологический, информационно-коммуникативный, творческо-исполнительский компоненты, позволяющие обеспечить жизнедеятельность музыкального коллектива; выявлены дидактические особенности изучения арт-менеджмента, сочетающие формирование как общетеоретических знаний, умений и навыков в области арт-менеджмента, так и творческих направлений применения этих знаний в условиях практической деятельности музыканта; определен синтез психолого-педагогических и экономических факторов практической деятельности музыканта - арт-менеджера, включающий работу над музыкальным произведением, поиск высокохудожественного репертуара, доступного для исполнителей и слушателей, формирование творческого микроклимата музыкального коллектива, раскрытие творческого потенциала, имиджа как отдельного музыканта, так и коллектива в целом, а также пропаганда музыкальных продуктов и услуг, позиционирование, промоутерство, фандрайзинг, спонсорство, меценатство и др. разработана эффективная методика изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций, предполагающая использование интерактивных форм и методов обучения (деловые и ситуационные игры, диспуты, тренинги), включающая систему заданий по арт-менеджменту, содержание которых опирается на систему знаний, умений и навыков специальных дисциплин. разработана модель специалиста-музыканта в области арт-менеджмента, сочетающая следующие структурные компоненты различных видов деятельности: руководителя музыкального коллектива, педагога, исполнителя-музыканта, аналитика, стратега, маркетолога, промоутера, фандрайзинолога, предпринимателя.
Теоретическая значимость заключается в том, что:
В диссертационном исследовании рассмотрено содержание профессиональной подготовки студентов по специальностям «Дирижирование», «Народное художественное творчество», «Инструментальное исполнительство» в вузах культуры и искусств с позиций современных требований целостного творческого подхода к формированию личности, когда общий творческий уровень подготовки определяет направленность изучения и освоения всего цикла дисциплин. В результате у будущего специалиста формируются устойчивые знания, умения, навыки, позволяющие эффективно «творить по законам красоты» и функционировать в современном социокультурном пространстве.
Рассматривая проблему освоения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств, в диссертации выявлены и обобщены дидактические особенности, которые представлены в виде взаимодополняющего творческого и управленческого комплекса, направленного на формирование специалиста, что послужило основанием для создания модели. Ее содержание представляет целостную картину практической деятельности современного музыканта - арт-менеджера.
Практическая значимость исследования состоит в том, что автором диссертации разработана программа курса «Музыкальный менеджмент», которая апробирована в вузах культуры и искусств Москвы, Казани, Челябинска.
Разработанная автором методика изучения арт-менеджмента апробировалась на занятиях со студентами музыкальных специализаций (специальности «Дирижирование», «Народное художественное творчество», «Инструментальное исполнительство»)
Основные идеи, положения, методические рекомендации, сделанные в диссертации, могут быть использованы в системе среднего и высшего профессионального образования, а также в системе дополнительного профессионального образования для написания диссертационных работ, связанных с профессиональной подготовкой специалистов - музыкантов в целом, а также в процессе подготовки арт-менеджеров в сфере театрального и хореографического искусств.
Материалы, представленные в исследовании, могут быть использованы для разработки учебных курсов, программ, окажут пользу преподавателям в подготовке к лекциям, семинарам и другим формам учебно-воспитательной работы.
Достоверность результатов исследования обеспечена теоретико-методологической обоснованностью исходных позиций , разнообразием источников научной информации, адекватных логике настоящего исследования, включающего теоретическую разработку проблемы, а также апробацией экспериментальной методики, анализирующей профессиональную подготовку студентов музыкальных специализаций в вузах культуры и искусств. Репрезентативность исследования обеспечивалась масштабом опрошенных студентов различных регионов России, изучением практики, опросом руководителей функционирующих коллективов и посетителей музыкальных мероприятий.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены на различных научно-практических конференциях в процессе изложения основных положений и выводов исследования.
Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс в Московском, Челябинском, Казанском вузах культуры и искусств, о чем свидетельствуют «Акты о внедрении». В них говорится о том, что предложенная автором исследования программа «Музыкальный менеджмент» успешно применяется в учебном процессе на кафедрах музыкального образования названных вузов.
Материалы исследования отражены в 5 публикациях автора, в том числе в журнале «Вестник Московского государственного университета культуры и искусств» (2006, №3).
На защиту выносятся следующие положения:
1.Современная профессиональная подготовка музыкантов в вузах культуры и искусств не может осуществляться без глубокого и всестороннего изучения арт-менеджмента. Опережающее развитие будущего специалиста -арт-менеджера - залог успеха системы профессиональной подготовки в области музыкального искусства;
2.Арт-менеджмент - многоплановое содержательное явление, обозначающее определенный специфический вид управленческой деятельности, включающей организационно-управленческий, культурологический, информационно-коммуникативный, творческо-исполнительский компоненты, обеспечивающие жизнедеятельность музыкального коллектива.
3. Дидактические особенности педагогического процесса изучения арт-менеджмента заключаются в выработке у обучающихся общетеоретических и практических управленческих знаний, умений и навыков, сочетающихся с творческой направленностью их применения в деятельности музыканта и музыкального коллектива.
4. Методика изучения арт-менеджмента студентами музыкальных специализаций предполагает использование интерактивных форм и методов обучения (деловые и ситуационные игр, диспуты, тренинги), включающие систему заданий, содержание которых согласуется с исполнительско-творческой деятельностью будущих специалистов. Оптимизация методики обусловлена логикой построения учебного курса «Арт-менеджмент» с учетом изменений социально-экономической и культурной политики.
5. Модель музыканта - специалиста в области арт-менеджмента -выстраивается на основе сочетания структурных компонентов его практической деятельности как руководителя музыкального коллектива, педагога, исполнителя, аналитика, стратега, маркетолога, промоутера, фандрайзинолога, предпринимателя.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 160 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz