Среда, 2020-10-28, 3:29 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 27 » Скачать Цветовое структурирование социального пространства. Потокина, Татьяна Михайловна бесплатно
0:32 AM
Скачать Цветовое структурирование социального пространства. Потокина, Татьяна Михайловна бесплатно

Цветовое структурирование социального пространства

Диссертация

Автор: Потокина, Татьяна Михайловна

Название: Цветовое структурирование социального пространства

Справка: Потокина, Татьяна Михайловна. Цветовое структурирование социального пространства : диссертация кандидата философских наук : 24.00.01 / Потокина Татьяна Михайловна; [Место защиты: Волгогр. гос. мед. ун-т] - Волгоград, 2010 - Количество страниц: 164 с. ил. Волгоград, 2010 164 c. :

Объем: 164 стр.

Информация: Волгоград, 2010


Содержание:

Введение
Глава 1 Эволюция понятия цвета
11 Мифология как основа понятия цвета
12 Цвет как самоценный мир познания
13 Функционально-эстетические особенности цвета
Глава 2 Цвет как элемент формообразования пространства
21 Цвет как элемент построения социального пространства
22 Цветовая организация среды в стиле модерн
23 Цвет в стиле конструктивизм
Глава 3 Цвет и организация пространства ансамбля
31 Ансамбль как целостность мироздания
32 Цвет как основной принцип построения гармонии ансамбля
33 Стилистически-композиционное единство пространства

Введение:

Актуальность данного исследования состоит в том, что цвет в рассматриваемый период фактически или опосредованно оказал заметное влияние на современную социальную среду. Цвет является одним из выразительных средств в организации пространства, позволяющий с одной стороны решать функциональные задачи, а с другой - средствами эстетического, художественного воздействия способствовать развитию гармонии в организации социального пространства.
Социальное пространство наделено особым человеческим смыслом и как бы вписано одновременно в планетарное и космическое пространство. В тоже время оно выделяется из него в виде созданной человеком инфраструктуры освоенных территорий, водного и воздушного бассейнов, ставших в совокупности жизненным пространством человека. «При этом пространственные структуры возникают не сами по себе, не хаотично, а являются результатом объективных процессов эволюции общества и отражают быт и культуру тех или иных народов, их экономический и социальный уровень развития, несут печать определенного времени. Все это запечатлевается в соответствующей архитектуре, преобразованном ландшафте и т. п., составляя так называемую «вторую природу».1
Понятие цвета становится предметом внимания и размышления уже у античных философов, Демокрит, Аристотель, Платон рассматривают цвет с мифологических позиций, в духе того времени. Естественно-научную основу понимания природы цветов впервые в XVII в. вводит И. Ньютон. Феномен цвета обрел физическую основу и утратил связь с мифологией. Систематика цвета И.Гете исходит отчасти из естественно - научных наблюдений, отчасти из обобщения практического применения красок художниками. В XIX в. на базе философии света Гегель и Шеллинг строят учение о цвете как
1 Бучило Н.Ф., Чумаков A.M. Философия. - М.: Знание, 1998. С. 49 - 50. субстанции живописи. Гегель утверждает принципы колорита А. Шопенгауэр трактует цвет как чисто физиологический феномен, результат деятельности глаза.
Достижения XX в. в области цвета дифференцируется в различных областях. Большой вклад в понимание природы цвета внесли русские ученые: П. П. Лазарев, С. В. Кравков, Е. Б. Рабкин и др. В XX в. была создана заново колориметрия наука об измерении цвета. Весьма обстоятельно изложены проблемы колористики в трудах Р. Ивенса, Г. Цойгнера, В. А. Зернова. Впервые объемная система цветов была сконструирована на рубеже XIIIV и XIX в.в. Ф Рунге, затем усовершенствована Г. Гельмгольцем и была упрощена и стала практичной благодаря Г. Максвелу и В. Оствальду.
Особенно вдумчивый и творческий подход к проблемам света и цвета можно встретить в работах А. Ф. Лосева, С. С. Аверинцева, М. В. Алпатова, Б. Р. Виппера. О цвете в живописи писали Н. Н. Волков, С. С. Алексеев, С. А. Зайцев, Г. Шегаль. Вопросы цвета в архитектуре поднимаются в работах Л. Н. Мироновой, А. В. Ефимова, А. В. Иконникова, С.О. Хан-Магомедова. Актуальны размышления и высказывания о влиянии и взаимодействии искусств художников: В. А. Фаворского, А. А. Дейнеки, К. С. Петрова-Водкина, К. С. Малевича. В. В. Кандинского. Много плодотворных идей о цвете в архитектуре содержится в трудах Ле Корбюзье, Ф. Л.Райта, Тео ван Дусбурга, Ф. Леже.
Объектом исследования выступают памятники и проекты архитектуры рубежа XIX и XX в.в. (1900 - 1930 г.г.) архитектурные сооружения и проекты стиля модерн и конструктивизм. Радикальные изменения в обществе привели к усовершенствованию старых и формирование новых типов зданий, которые приобрели те качества, которые позволяют говорить о новом этапе развития и использования цвета в создании социального пространства. Предметом данного исследования является цвет во всем его многообразии формообразующих свойств, роли и значении архитектурной компоненты в организации жизненной среды.
Существенные особенности и своеобразие анализируемых в работе стилей выявляются в их сравнении, на основе фундаментальных характеристик, значимых для любого архитектурного объекта. Каждый из них представляет собой целостный организм, в неповторяемой конкретности которого находят закономерности системы разного уровня - культурно-исторической эпохи, стиля, направления. Общие закономерности, существующие объективно как система идей, своего рода сплав, материализуется в отдельном сооружении.
Целью работы является раскрытие в категориальном поле культурологии понятия «цвет» через его актуализацию средствами архитектуры и влияние на организацию социального пространства.
Художественное единство пространственной среды любого исторического периода, обусловленное спецификой системы архитектурного стиля, базируется на немногих, универсальных принципах, находящих выражение в художественной практике. Существует непосредственная связь между типом архитектурной системы, характером использования образца и принципами организации предметно-пространственной среды рассмотренных ниже стилей. Конструктивно-полезная форма модерна отождествляется с целостностью природного организма, и цветовые отношения развиваются в этом направлении, и при этом используется все многообразие цвета. Иное дело конструктивизм. В моделируемой им картине мира акцентируется лаконичность и простота. В этом плане анализ этого периода является актуальным, позволяющим углубить представления о роли цвета, как таковой, а также обогатить картину расхождений и взаимосвязей в архитектуре конца XIX в. и начала XX в. При всем разнообразии примеров, круг авторов и памятников сознательно ограничен. Анализируются памятники наиболее характерные для этого периода времени.
Автор стремился на основе достижений в области науки о цвете выявить тенденции использования цвета, на основе сопоставления архитектуры разных стилей показать разнообразное использование цвета в построении социального пространства - построения художественного образа частного интерьера особняка и общественного здания. Исследовать причины непосредственной связи между типом архитектурной системы, характером использования образца и принципами организации предметно-пространственной среды рассмотренных стилей.
Основной задачей диссертации является выявление основных параметров понятия «цвет» в философско-культурологической парадигме, развитие понятия цвета и его место в пространственно-временном континууме в философской рефлексии и выявление важности этих достижений для использования в архитектурных сооружениях. Затрагивается проблема художественного использования цвета и его стилевые закономерности. Развивая проблему цвета и рассматривая его как основной фактор восприятия и построения, автор затрагивает все области поисков: пространство, объем, линию, фактуру, исследует основные характеристики цвета, его формообразующую и психологическую роль в построении пространства, на примере выявления эстетических параметров восприятия цвета в искусстве и архитектуре.
Раскрывается эволюция развития и использования цвета в организации жизненного пространства, его концептуальность в достижении тех или иных целей в архитектуре, при этом выявляются этапы обновления и преемственности использования цвета в периоды качественных изменений, в контексте взаимосвязи утилитарных и духовных ценностей.
Научная новизна работы состоит в разработке философско-культурологической концепции понятия « цвет» на основе переосмысления его формообразующих факторов. Проведен развернутый анализ феномена цвета и выявлены его основные характеристики. Осуществлен цветовой формообразующий анализ социально значимых памятников архитектуры и проектов, выявляется связь между состоянием общественной системы и использованию цветовых характеристик в построении пространства.
При анализе эволюции развития цвета важнейшими источниками были труды философов Демокрита, Платона, Аристотеля, обширная литература эпохи Возрождения: труды JI. Б. Альберти, Леонардо да Винчи, Д. Вазари. Философские высказывания Шеллинга и Гегеля, Шопенгауэра, гипотеза о трехкомпонентности цветового зрения М. В. Ломоносова.
При изучении проблем цветоорганизации архитектурного пространства важнейшими источниками были опубликованные книги, переписка, мемуары таких авторов, как С. С. Алексеев, И. А. Азизян. Р. Арнхейм, Б. Р. Виппер, Л.А., А.А., В.А. Веснины, И. Е. Войекова, Н. Н. Волков, З.Гидион, В.Гропиус, М. Дерибере, А. В. Ефимов, А. В. Иконников, В. В. Кандинский, Л. И. Кириллова, Ю. Л. Косенкова. Ле Корбюзье, К. С. Мельников, Л. Н. Миронова, М. В. Нащокина, Е. С. Пономарева, Ф-Л Райт, П. П. Ревякин, Д. В.Сарабьянов, Г. Ю- Стернин, В. Э. Хазанова, С. О. Хан-Магомедов и д.р.
В первой главе подробно рассматривается и анализируемся понятие цвета, его эволюция развития. Вопрос использования цвета решался в тесной связи с вопросом об устройстве космоса, мира богов и людей. Методом познания было воспроизведение действительности и, раскрашивая предметы, человек более активно влиял на нее, при этом используя цвет, он вносил порядок в хаос мироздания. Усложнение культуры и утрата единства способа мышления общества привели к усложнению понятия цвета.
В средневековье цвет обожествляется, в эпоху Возрождения в Европе вводится « практически-живописная» система цветов. Но вплоть до XVII в. классификация цветов строится на основе мифологии и некоторых частных практических выводах. Далее идет период создания научных систем. Открытие И. Ньютона — спектр семи основных цветов в корне меняет положение дел. Феномен цвета обретает физическую почву, а далее Гёте предложил новый способ классификации цвета - по физиологическому принципу.
В XX в. появляются новые цветовые системы, строятся различные цветовые круги, разрабатываются атласы цветов. Проблемы цветовой гармонии переживают качественно новый этап, они опираются на «вечные» ценности и человек ищет общечеловеческие тенденции развития цвета.
Во второй главе цвет рассматривается как элемент формообразования, на примере архитектурных сооружений разных стилей. Архитектура как пространственно организованная среда, в значительной степени формируется с использованием цвета. Цвет в различных аспектах своего проявления способен обогатить среду эмоционально, эстетически, информативно.
Различные цветовые сочетания в объемно пространственной форме, влияют на зрительный эффект формообразования, вызывая ощущение принципиально новой объемно-пространственной формы. Цветовая среда выстраивается на сопоставлениях различных цветовых сочетаний, способности полихромии формировать внутреннее и внешнее пространство. В окружающей нас среде цвет проявляется многообразно. Он может изменить ощущение архитектурного объема или пространства, визуально изменить величину и конфигурацию, чередование цвета может придать динамику пространству.
В стиле модерн происходит переосмысление традиционных способов формообразования и способов применения цвета. Для этого стиля характерно многообразие поисков, а идеей является самоценность искусства. Цветовые композиции модерна изначально динамичны, цельность внутреннего пространства складывается в результате разнохарактерных составляющих. Цветовое разнообразие различных архитектурных зон дается в развитии, а богатство цветовых оттенков, их цветовая палитра выстраивает пространство живописно. В особняке С.П. Рябушинского, архитектор сосредотачивается на выявлении художественно выразительного использования цвета. Главными составляющими этого становятся объем, силуэт, фактурные и цветовые сопоставления и ритмическое единство всех компонентов здания.
В XX в. - веке перемен и социальных потрясений в обществе, в архитектуре на формообразующие процессы большое влияние оказал научно-технический прогресс. В сооружениях усилились рационально-логические черты, которые потеснили эмоционально- эстетические приемы. Примерам могут служить проекты и постройки J1. А., А. А., В. А. Весниных. Цвета, отвечая духу времени, эпохе глобальных перемен, становятся лаконичным и простым по выразительности. Богатая пластика объемов как бы снимает активное вмешательство, но скупая разработка пластических форм все равно не обходится без цветовых акцентов.
В третьей главе рассматриваются художественные принципы использования цвета в ансамбле интерьера. Ансамбль как целостность мироздания на основе синтеза искусств. Цвет ансамбля является одним из средств достижения его художественной выразительности. Колористика ансамбля возникает на основе его структуры, подчинясь его композиционным требованиям. Структура цвета — расположение и взаимосвязь цветовых масс и палитры — цветового ряда.
Подчинение или противопоставление цвета зависит от решения конкретных формальных и содержательных композиционных задач. Ансамбль интерьера возникает как результат синтеза между цветом и формой. В модерне очевидна тенденция согласованности стилевых черт, масштабов, пропорций, ритма элементов здания, монументальных произведений, которая считается залогом успешного осуществления ансамбля. Являясь частью нашего предметно-пространственного окружения, ансамбль есть та социальная среда, которая способна вызывать, порождать те или иные эмоции, психологическое состояние человека.
Архитекторы-конструктивисты внесли вклад в развитие нового направления, расширив диапазон новой формы, ее взаимосвязи с объективными закономерностями восприятия человека и взаимоотношения архитектурной формы и новой функционально-конструктивной основы. Ансамблю всегда предъявляются требования — необходимость поиска новых принципов связей его элементов и частей. Поиски композиционных средств и приемов велись в разных направлениях. Рассмотрен проект Дворца Советов (арх. Б.М. Иофан). В этом проекте в арсенал новых художественных средств включена монументальная живопись. Появляется понятие «цветовой среды», которая является суммой цветовых составляющих окружающей человека среды. В сознании человека в цветовых составляющих окружающей среды отражается сложная знаковая система, которая рассматривается только вместе с человеком — вне способности человека реагировать на цветовые составляющие не будет цветовой среды.
Ответственная роль в создании эстетической выразительности архитектурных сооружений и их интерьеров принадлежит монументальному искусству, которое в синтезе с архитектурой создает для человека единую пространственную материальную среду.
Данное исследование представляет опыт сравнительного анализа двух стилей рубежа XIX и XX в.в. использования цвета в социальном пространстве. Попытка более глубокого проникновения во взаимодействие формы и цвета и его проявления в различных аспектах архитектурного построения. С другой стороны, автор направил изучение проблемы использования цвета в сторону психологического восприятия цвета человеком и построение эстетического пространства. В этом плане была продолжена и углублена работа по изучению психологического восприятия цвета человеком.
Анализ собранного материала, поможет выявить тенденцию использования цвета в преподавании базового курса теории цвета, основ цветоведения и колористики, ряда других дисциплин, а также при подготовке спецкурсов. Классический опыт использования цвета предыдущих стилей дает возможность анализировать и использовать их достижения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 193 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz