Четверг, 2024-04-25, 9:59 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 4 » Скачать Ценностные детерминанты содержания принимаемых личностью решений. Кузнецова, Юлия Николаевна бесплатно
11:04 PM
Скачать Ценностные детерминанты содержания принимаемых личностью решений. Кузнецова, Юлия Николаевна бесплатно

Ценностные детерминанты содержания принимаемых личностью решений

Диссертация

Автор: Кузнецова, Юлия Николаевна

Название: Ценностные детерминанты содержания принимаемых личностью решений

Справка: Кузнецова, Юлия Николаевна. Ценностные детерминанты содержания принимаемых личностью решений дис. канд. психол. наук : 19.00.05 Казань, 2007 c. :

Объем: стр.

Информация: Казань, 2007


Содержание:

Глава 1 Теоретические проблемы исследования процесса принятия 13решений
11 Основные концепции и модели процесса принятия решений
12,Особенности принятия решений в условиях неопределенности
Глава 2 Психологические детерминанты принятия решений
21 Личностные факторы принятия решений
22Це[1носпшя детерминация в процессе принятия решений
221 Проблема ценности в психологических науках
222Ценностная регуляция при принятии решений
Глава 3 Содержание принимаемых решений во взаимосвязи с ценно- 79стными приоритетами и личностными свойствами
31 Методика и выборка исследования
32 Анализ ситуаций и принимаемых решений
33 Взаимосвязь принимаемых решений с ценностями личности
34 Взаимосвязь принимаемых решений с личностными свойствами

Введение:

Актуальность проблемы. Проблемы, связанные с процессами принятия решений (decision making), относятся к числу важнейших для наук, занимающихся человеком и обществом. Это объясняется тем местом, которое онизанимают в общей регуляции деятельности индивидуального субъекта, социальных фупп и общества в целом. С одной стороны, принятие решения является ментальным актом, и в этом аспекте оказывается внутренним, когнитивным процессом. С другой стороны, оно непосредственно предшествуетпредметной деятельности и, следовательно, становится тем, что соединяетментальное и внешне деятельностное. Таким образом, можно сказать, чтожизнь каждого человека, целых групп, обшеств и кулыур зависит от того,какие будут приняты ими решения. Если говорить об отдельной личности,то, начиная с раннего возраста, она ежедневно принимает различные решения, и, чем старше она становится, тем более важными они являются, тембольшее влияет каждое из них на ее собственное будущее.Таким образом, практическая, самой жизнью обусловленная актуальность изучения проблем принятия решений, не вызывает никаких сомнений.Очевидно, что их изучение в рамках психологической науки предполагаетвнимание к двум важнейшим вопросам. Во-первых, речь должна идти о психологических механизмах принятия решения (процессуальная сторона вопроса), во-вторых, - о том, какие и почему принимаются решения (содержательная сторона вопроса).Процессуальный аспект проблемы принятия решений давно и плодотворно изучается, причем, не только психологами. В этой области известныработы, выполненные зарубежными и отечественными математиками, экономистами, специалистами по системному анализу (М. Алле, О.С. Анисимов,Э.И. Вилкас, В.В. Власов, Л.Г. Евланов, В.И. Жуковский и B.C. Молоствов,В.И. Иваненко и В.А. Лабковский, Р.Л. Кини, А.Ф. Кононенко, А.Д. Халезови В.В. Чумаков, О.И. Ларичев, И.М. Макаров, К. Райнио, X. Райфа, Т.Л. Саа4ти, В.М. Сергеев и В.Л. Цымбурский, Э.А. Смирнов, Р.И. Трухаев, П. Фишберн, W. Samuelson и R. Zechhaiser Н. Simon и Н. March и др.). Имеется такжецелый ряд получивших широкое признание психологических исследованийпроцессов принятия решений (П.К. Анохин, В.В. Голубинов, Ю.М. Забродин,Д.Н. Завалишина, В.П. Зинченко, В.В. Знаков, Д. Канеман и А. Тверски, А.В. Карпов, Ю. Козелецкий, Т.В. Корнилова, Ю.Н. Кулюткин, Б.Ф. Ломов, Плаус, И.Г. Скотникова, В.А. Терехов, М.Н. Bazerman, Н. Einbom и R.J-logarth, R. Goldsmith и N. Sahlin, I.L. Janis и L. Mann, J. Kuhl, B.A. Mellers, A.Schwartz и D.J. Cooke, P. Slovic и др.).Первые теоретические модели процесса принятия решений представляли собой формализованные схемы, подчиняющиеся принципам математической логики. Главной чертой теоретических построений такого типа являетсянамеренное исключение из процессов принятия решения субъективных факторов. Первая математическая модель основывалась на классической теорииожидаемой полезности. Еще одним формализованным подходом к построению моделей принятия решений стала теория оптимальных статистическихрешений. Третий подход связан с теорией иф, основной идеей которой является поиск равновесных решений в конфликтной ситуации.Согласно этим моделям человек в идеале всегда действует строго рационально, то есть выбирает наиболее выгодный с математической точкизрения вариант решения. Однако зачастую именно эти "рационально выгодные" решения оказываются для личности, принимающей решение, субъективно менее предпочтительными. Чтобы исключить этот недостаток, сталиразрабатываться модели принятия решений, в которых учитываются некоторые индивидуальные особенности их пользователя, что привело к ещё больщему усложнению таких моделей.Однако и этот, казалось бы, очень важный щаг в соверщенствованиимоделей принятия решений не позволил приблизить нормативное описание креальному психологическому процессу. И главная причина здесь сосгояла втом, что такие модели, учитывающие индивидуальную направленность лич5носги, продолжали действовать исключительно по законам классической логики, в то время как реальный человек действует в соответствии с субъективной интерпретацией всей ситуации в целом.Дело в том, что зачастую процесс реального выбора сопровождаетсямногочисленными противоречиями, непоследовательностью, нарушениямитранзитивности, выбором неоптимальных вариантов, упрощением задачивыбора и многочисленными другими эффектами и феноменами. Кроме этого,как отмечал Б.Ф. Ломов, все математические модели, по существу, относятсятолько к одному компоненту психики - "уму", не учитывают эмоциональнуюи волевую составляющие [88].Так на первый план выдвинулась проблема отражения активным и целостным субъектом деятельности стоящей перед ним задачи. Это привело кпоявлению дескриптивных моделей принятия решений, отдающих приоритетное место вопросам субъективных преобразований. Как обобщение такогорода эффектов и феноменов в последнее время оформилось одно из направлений поведенческой теории принятия решений - "психология познавательных уклонов", или "эвристика и смещение".Центральное место в дескриптивных моделях принятия решений занимает явление субъективной вероятности. Субъективная вероятностная модель, имеющаяся у личности, является динамическим образованием, в ходедеятельности она постоянно сравнивается с действительностью и корректируется. Субъект, накапливая информацию на неосознаваемом и/или осознаваемом уровнях, пытается уменьщить субъективную неопределенность ситуации.Несмотря на все эти усилия, в изучении процессуальных аспектов принятия решений до сих пор остается немало трудностей, а существуюшие математические модели и описания отличаются приблизительностью. Связаноэто с тем, что понимание различных особенностей процессов принятия решений невозможно без раскрытия психологических особенностей человека,заложенных в закономерностях организации и функционирования психики.6Именно в процессах принятия решений можно наиболее отчетливо и всесторонне проследить специфические особенности восприятия, интерпретации,переработки информации субъектом, которые, в свою очередь, зависят отличностных характеристик человека. Одной из таких характеристик являются его ценностные предпочтения. Они играют важную роль при оцепке человеком всего происходящего, при принятии решения, при совершении действий.Очевидно, что психологические особенности личности, в том числе содержание ее внутреннего, субъективного мира оказывает значительное влияние и на содержание принимаемых личностью решений. Однако эта сторонавопроса в отличие от процессуальной изучена гораздо меньше. Вообш,е выглядит несколько странным, что ученые больше интересуются тем, как принимаются решения, но почти не обращают внимания на то, какие принимаются решения. Между тем, многочисленные "нарушения" математическихмоделей принятия решений как раз и вызваны тем, что люди в реальностипринимают не те решения, которые "предписываются" теоретическими моделями. Они часто принимают "неправильные", "ошибочные", "бесполезные"и т.д. решения.Все это и обуславливает наш интерес, прежде всего, к содержательнойстороне принимаемых людьми решений. Содержание же решения обусловлено вшимодействием ситуативных и личностных факторов. Любая ситуацияхарактеризуется набором некоторых параметров, которые ограничиваютвозможность выбора решения (по этой причине человек в нормальном состоянии останавливается перед обрывом и не делает шага вперед). Однакоситуация только ограничивает, но не устраняет выбор. Некоторые возможные варианты решения всегда имеются, и их выбор зависит уже от личностных особенностей.Как известно, личность формируется с раннего детства в рамках организованных социальных групп со своей культурой, нормами и ценностями.Поэтому каждое принимаемое решение представляет собой итог всей ее пре7дыдущей жизни. Планируя свое будушее, намечая конкретные события планы и цели, человек исходит, прежде всего, из определенной иерархииценностей, представленной в его сознании.Ценности являются тем фактором, который определяет выбор человеком одного из многих возможных на каждый данный момент вариантов решения и удерживает в рамках этого направления. Ценности отражаются всознании в форме ценностных представлений и ценностных ориентации, ислужат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей иповедения индивида. Они занимают определенное место в отношениях людей, принимаюших эти ценности в качестве предельных оснований своихмыслей и действий, а также являются, как отмечает Б.С.Алишев, той "аксиоматической" основой, на базе которой выстраивается рациональность субъекта [7].Итак, одной из важнейших субъекгивных детерминант, определяюшихсодержание и характер принимаемых личностью решений выступают индивидуальные ценности субъекта. Но это обстоятельство недостаточно учитывается в научных исследованиях. На сегодняшний день в зарубежной и отечественной психологии сушествует всего лиигь несколько статей, в которыхрассматривается влияние ценностей на принятие решений (Ю.М. Жуков, Д. Канеман и А. Тверски, D.J. Frizsche, Р. Slovic), но и в них рассматривается ихвлияние не на содержание принимаемых решений, а на их процессуальныеаспекты. В частности, это характерно для работ Д. Канемана и А. Тверски,одна из которых переведена на русский язык [54].На основании всего выше сказанного нами была сформулирована проблема исследования, - влияют ли, и как влияют ценностные предпочтенияличности на содержание принимаемых ею решений, а также сушествует лисвязь между личностными свойствами и принимаемыми решениями?Цель исследования: изучить влияние особенностей структуры ценностей личности на содержание принимаемых ею решений на уровне межлич8ностных взаимодействий и определить связь содержания принимаемых решений с некоторыми свойствами личности.Объект исследования: студенты высших учебных заведений (ВУЗ) ввозрасте от 16 до 21 года.Предмет исследования: взаимосвязь ценностных предпочтений иличностных свойств студентов ВУЗ с содержанием принимаемых решений вситуациях межличностного взаимодействия.Гинотезы исследования:1. На содержание принимаемых студентами решений оказывают влияние особенности структуры их ценностей и их устойчивые личностные свойства.2. Влияние ценностей и личностных черт на содержание принимаемыхрешений в большей степени выражено в том случае, когда принимаются"марг ина1гьные", нестандартные решения, отличающиеся от типичных дляситуаций данного типа.3. Влияние ценностей и личностных черт на содержание принимаемыхрешений усиливается в ситуациях, характеризующихся повышенной меройнеопределенности, и обусловленной этим невозможностью их однозначнойинтерпретации.Задачи исследования.1) изучить существуюшие в современной науке основные теоретические и эмпирические разработки по проблемам принятия решений и личностных ценностей;2) разработать концептуальные аспекты исследования взаимосвязеймежду содержанием принимаемых решений и ценностными приоритетамиличности;3) разработать методику изучения содержания принимаемых личностью решений в неопределенных ситуациях межличностного взаимодействия;94) выявить варианты принимаемых студентами решений в различныхситуациях межличностного взаимодействия;5) изучить взаимосвязь между содержанием принимаемых ими решений, с одной стороны, и особенностями структуры их ценностей и личностных свойств, - с другой.Методологической и теоретической основами исследования являются:современное общенаучные концепции и модели, описывающиепроцесс принятия решений в условиях риска и неопределенности (ВласовВ.В., Евланов Л.Г., Иваненко В.И., Кини Р.Л., Кононенко А.Ф., Ларичев О.И.,Макаров И.М., Райнио К., Райфа X., Саати Т.Л., Смирнов Э.А., Трухаев Р.И.,Фишберн П. и др.);основные концепции и модели процесса принятия решений в современной психологии (П.К. Анохин, Д.Н. Завалишина, В.П. Зинченко, В.В. Знаков, Д. Канеман и А. Тверски, А.В. Карпов, Ю. Козелецкий, Ю.Н. Кулюткин, Б.Ф. Ломов, Г.В. Суходольский, В.Д. Шадриков и др.);результаты исследований и выводы отечественных и зарубежныхпсихологов, полученные ими при исследовании связи личностных переменных и индивидуальных особенностей процессов принятия решений (Ю.М. Жуков, Ю.М. Забродин, Г.Е. Залесский, А.В. Карпов, Т.В. Корнилова, М.А. Котик, В.В. Кочетков, И.Г. Скотникова, Р. Кэттел, Д. Роттер, П. Словиц иДР-);теоретические идеи, связанные с разработкой проблемы ценностей и ценностной регуляции в психологии (Б.С. Алишев, М.И. Бобнева, С. Бубнова, А.Г. Здравомыслов, Д.А. Леонтьев, Н.И. Непомнящая, М.Г. Рогов,B.C. Собкин, В.А. Ядов и др.).Методы нсследования. Основными методами эмпирического исследования стали анкетирование, тестирование, методы математической статистики, качественный анализ результатов. Среди конкретных методик исполь10зовались: методика изучения структуры ценностей личности, разработаннаяи предложенная Б.С.Алишевым, многофакторный опросник 16 PFР.Б.Кепелла и авторская методика проективного типа для изучения содержания принимаемых решений. При статистической обработке данных использовался стандартный пакет программы Excel. Выборку исследования составили 324 студента высших учебных заведений г. Казани мужского и женского пола в возрасте от 16 до 22 лет.Научная новизна исследования.1. На теоретическом уровне разработана идея, в соответствии с которой влияние ценностей и психологических свойств (черт) личности на содержание принимаемых решений в ситуациях межличностного взаимодействия меняется в зависимости от параметров самих этих ситуаций.2. Разработана и апробирована авторская методика проективноготипа для изучения содержания принимаемых решений в ситуациях межличностного взаимодействия в условиях неопределенности,3. Эмпирически доказано наличие связей между ценностными приоритетами и психологическими свойствами личности, с одной стороны, и содержательными особенностями принимаемых ею решений в ситуациях межличностного взаимодействия, - с другой. Показано, что наиболее отчетливоэта связь проявляется в ситуациях, отличающихся неопределенностью, и вслучае принятия личностью нестандартных, "маргинальных" решений.Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит вклад в развитие психологических теорий, описывающих процессы принятия решений. В работе получила развитие идея ценностного детерминирования этих процессов и влияния на них личностных характеристик субъектадеятельности. Полученные результаты имеют значение также для дальнейшего научного анализа целостного психологического механизма саморегуляции личности в деятельности.ИПрактическая значимость исследования:- полученные в исследовании данные могут быть использованы дляпрогнозирования динамики межличностного взаимодействия между конкретными субъектами в их совместной деятельности в условиях неопределенности;- результаты исследования могут использоваться в высших учебныхзаведениях в процессе преподавания различных социально-психологическихкурсов;- разработанная авторская методика проективного типа может бытьиспользована для научных и прикладных исследований в области изученияособенностей принятия решений в ситуациях межличностного взаимодействия;- полученные результаты могут найти применение в работе практических психологов с лицами юношеского возраста.Достоверность и обосиованность результатов исследования обеспечена разработкой и использованием комплекса методов, адекватных логикеисследования; разработкой концептуальных положений исследования с опорой на общепризнанные в современной психологии методологические идеи;соблюдением требований к формированию выборки, иснользованием для эмнирической проверке гипотезы статистических методов обработки полученных данных.Апробация и внедрение результатов исследования.Основные положения и результаты исследования докладывались на XМеждународной научно-практической конференции, посвяш,енной 60-летиюРоссийской Академии образования «Гуманистические традиции и инновациив педагогике», Казань, 2003 г.; на Всероссийской научно-практической конференции «Воспитательный потенциал учебных дисциплин предметной подго говки в формировании личности будущего учителя», Казань, 2004 г.; на IМеждународной научно-практической конференции «Актуальные проблемыобеспечения прав и свобод человека и гражданина в современном мире». Ка12зань, 2005 г. Диссертация обсуждалась на заседаниях лаборатории психологии ИПП ПО РАО. Материалы диссертационного исследования используются при чтении лекций студентам Татарского государственного гуманитарнопедагогического университета. Результаты проведенных исследований отражены в 9 научных публикациях автора.На защиту выносятся.1. Теоретические положения, в рамках которых дается обоснованиеценностной детерминации содержания принимаемых личностью решений вситуациях межличностного взаимодейсгвия и показывается, что выраженность этой детерминации меняется в зависимости от объективных параметров самих ситуаций.2. Разработанная и апробированная авторская методика проективноготипа для изучения особенностей процесса принятия решений в ситуацияхмежличностного взаимодействия в условиях неопределенности.3. Результаты проведенного исследования, показывающие, что существуют связи между ценностными приоритетами личности, степенью выраженности некоторых ее психологических свойств и содержательными особенностями принятых ею решений в ситуациях межличностного взаимодействия вусловиях неопределенности.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 275 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz