Четверг, 2020-10-22, 1:25 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 29 » Скачать Цели-ценности и медико-социальные параметры здоровьесберегающего поведения молодежи. Биловус, Вячеслав Казьмирович бесплатно
9:23 PM
Скачать Цели-ценности и медико-социальные параметры здоровьесберегающего поведения молодежи. Биловус, Вячеслав Казьмирович бесплатно

Цели-ценности и медико-социальные параметры здоровьесберегающего поведения молодежи

Диссертация

Автор: Биловус, Вячеслав Казьмирович

Название: Цели-ценности и медико-социальные параметры здоровьесберегающего поведения молодежи

Справка: Биловус, Вячеслав Казьмирович. Цели-ценности и медико-социальные параметры здоровьесберегающего поведения молодежи : диссертация кандидата социологических наук : 14.00.52 / Биловус Вадим Казьмирович; [Место защиты: Волгогр. гос. мед. ун-т] Волгоград, 2008 157 c. : 61 08-22/65

Объем: 157 стр.

Информация: Волгоград, 2008


Содержание:

Введение
Глава 1 Социологические основания изучения 13' здоровьесберегающего поведения молодежи
11 Здоровьесберегающее поведение как результат социализации
12 Установки молодежи на здоровьесберегающее поведение
Глава 2 Медико-социальные параметры здоровьесберегающего 58 поведения молодежи
21 Минимальный уровень здоровьесберегающего поведения (На 59 материале социологического исследования профилактики ВИЧ-инфекций у молодежи)
22 Максимальный уровень здоровьесберегающего поведения: 79 соотношение культа тела и культа здоровья в установках современной молодежи
Глава 3 Репродукция как цель-ценность здоровьесберегающего 102 поведения молодежи
31 Медико-биологические факторы репродуктивного поведения 103 молодежи
32 Социальные факторы репродуктивного поведения молодежи 121 Заключение 141 Список литературы

Введение:

Актуальность темы исследования. Проблема состояния здоровья подростково-молодежного контингента, как резерва общества, по-прежнему носит особый, социально значимый характер. Преимущественно в этот возрастной период формируются вредные поведенческие привычки, которые наряду с другими- факторами, включая недостаточный образовательный компонент в области формирования навыков здорового образа жизни, сказываются на качестве здоровья новых поколений. Поэтому актуальной является проблема выявления и профилактики поведения молодых людей, которое может привести к ухудшению качества их жизни. Противоположное ему поведение направлено на развитие физических, социальных и личностных потенций, и его составной частью является здоровьесберегающим, оно включает в себя установку на здоровый образ жизни* культуру питания и питья и т. д. Особенно важно изучение этой проблемы в отношении молодых людей, получающих высшее образование.
Молодежь наиболее продуктивная часть общества в социально-демографическом отношении. Она является необходимой, незаменимой составляющей в природном процессе смены поколений, обеспечении численного обновления населения и достижении его длительного существования. Однако за последние 10 лет число подростков и молодых людей с хронической патологией возросло в 1.5 раза, а среди подростков - 2.1 раза. За время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза - органов пищеварения, в 2 раза -число нервно-психических расстройств. Наиболее значительный* прирост всех нарушений состояния здоровья отмечен* в период от 15 до 24 лет. Разработка и оценка качественных подходов к проблеме сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи как в соматическом, так и в социальном аспекте являются важными задачами, к решению которых должны быть привлечены специалисты различных областей.
К сожалению, проблемой озабочены, в основном, педагогия. Хотя она носит комплексный медико-социальный характер. При этом решать ее пытаются «с конца», исследуя и описывая техники оздоровления, образовательные и воспитательные программы. Подразумевается, что смысл и цель здоровьесберегающего поведения молодежи очевидны — это сохранение здоровья. Здесь явная тавтология превращает благородные цели в ложные посылки. Возможно, поэтому усилия социальных субъектов по формированию у молодежи позитивных установок на здоровый- образ жизни оказываются успешными гораздо реже, чем это необходимо. Даже в Национальном. проекте «Здоровье» проблема формирования здоровьесберегающего поведения молодежи подразумевается, но не конкретизируется.
Все это заставляет искать ответ на простой вопрос: для чего именно необходимо здоровьесберегающее поведение? Какие ценности должны выступать системообразующими при его формировании? Как должны сочетаться медицинские возможности и социальные потребности в этом процессе? Ответ на эти вопросы можно получить на материале комплексного медико-социологического исследования.
Степень разработки проблемы. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют о происходящих неблагоприятных изменениях здоровья россиян, причем, наиболее заметен этот процесс у лиц детского, подросткового и юношеского возрастов (Бурханов А.И. с соавт., Бакирова З.А. с соавт., Дюкарева A.M., Дворецкий Э.Н., Ильин А.Г. с соавт., Кучма В.Р. с соавт и др.). Заболеваемость молодежи, по данным разных авторов, колеблется от 200-700 до 1200 на 10000' человек (Трошева М.Н. и^ соавт., Бурханов А.И. с соавт., Ахмерова С.Г., Поташнюк Р.З. с соавт., Бакировав.А. с соавт., Голенков. A.B., и др.), при этом, с годами состояние здоровья, как правило, ухудшается, а декларативные призывы к молодёжи вряд ли могут быть результативными (Лавриненко Г.В.).
В литературе имеются данные, в которых недостаточно адекватны суждения молодых людей о влиянии малых доз алкоголя на различные параметры здоровья человека (Ляхович A.B. с соавт.); и далеко не все правильно оценивают роль физической культуры и спорта в повышении умственной и физической работоспособности человека (Пивоваров С.С. и соавт., Маглеванный A.B., Ляхович A.B. и соавт., Журбенко С.М. с соавт., Бурханов А.И. с соавт., Дробот В.И. с соавт., и др.). При этом работы по проблеме здорового образа жизни молодежи (Аграновский М.З'. с соавт., Айрапетова Л.Г. с соавт., Бурак E.H. с соавт., Грошева М.Н. с соавт., Кондаков B.C. с соавт., Виноградов П.Б. с соавт., Заборовский Г.И. с соавт., Оруджев Я.С. с соавт., Дворецкий Э.Н., и др.) носят преимущественно констатирующий характер и в меньшей степени рассматривают формирование направленности личности учащихся на ведение здорового образа жизни.
Анализ исследований различного рода в области здоровьесбережения и путей формирования здорового образа жизни (H.A. Амосов, Л.П. Анастосова, H.Bt Барышев, И.И. Брехман, А. Гаврильчук, Д. Давиденко, В.И. Дубровский, Ю.П. Лисицын, В. Марков, A.B. Мартыненко, C.B. Попов, Ю.И. Смирнов, И.И. Соковня-Семенов, Г.М: Соловьев и др.) позволяет сказать, что имеющиеся наработки направлены в основном на решение профессионально-прикладной физической подготовки как предпосылки успешной трудовой деятельности прежде всего в плане собственно физического и психофизиологического, функционального, телесного ее обеспечения, а потому в меньшей степени* в них уделяется внимание проблемам медико-социальной целостности здоровьесберегающего поведения: Не оправдались надежды и на эвристичность идей валеологического цикла-(Т.К. Зайцев« В В. Колбанов, Г.А. Кураев, Л.Г. Татарникова, А.Г. Щедрина и др.).
В ходе исследования мы опирались на генеральную идею И.И. Брехмана о здоровье как основополагающем компоненте человеческой личности, а также на труды известных отечественных ученых, которые послужили основанием современной концепции ЗОЖ (Н.М. Амосов, П.К. Анохин, Л.Г. Апанасенко, В.П. Казначеев, A.B. Коробков,и др.). Интересно, что адекватное теме исследования развитие их идеи получили в работах молодых ученых-социологов последнего времени (Е.В.Вершинин, Е.А.Малейченко, Д.С.Медведев, Я.А.Гойдин, И.А.Сидоренко, С.В.Виноградова, С.М'Белоусова, О.В.Каншцева). В их работах, выполненных в исследовательском поле социологии медицины, рассматриваются различные аспекты взаимосвязи медицинских и социальных компонентов структурирования здорового1 образа жизни (ЗОЖ). Однако системообразующие факторы формирования здоровьесберегающего поведения до сих пор не эксплицированы.
Цель исследования - определить системообразующую цель-ценность здоровьесберегающего поведения молодежи и его медико-социальные параметры для внесения адекватных требованиям времени изменений в национальные и региональные программы формирования здорового образа жизни.
Данная цель достигается решением следующих научных задач: -S Выявить социологические основания изучения здоровьесберегающего поведения молодежи; ?S Проанализировать здоровьесберегающее поведение как результат социализации;
S На материале социологического исследования эксплицировать установки молодежи на здоровьесберегающее поведение; S Определить медико-социальные параметры здоровьесберегающего поведения молодежи; •S Показать смысл репродукции как главной цели-ценностиздоровьесберегающего поведения молодежи; S Дифференцировать медико-биологические и социальные факторы репродуктивного поведения молодежи и обосновать принципы их интеграции на личностном уровне;
Разработать рекомендации по внесению изменений в федеральные и региональные программы формирования ЗОЖ молодежи.
Объект исследования - молодые люди в возрасте 15 - 24 лет.
Предмет исследования - здоровьесберегающее поведение молодежи.
Гипотеза исследования. Мысль о том, что здоровьесберегающее поведение молодежи необходимо для нормального развития^ общества, достаточно тривиальна, возможно, поэтому многочисленные исследования по данному вопросу раскрывают лишь внешнюю сторону проблемы: как сделать так, чтобы молодые люди ориентировались, на. идеал здоровья, не имели вредных привычек и не демонстрировали- адциктивного поведения*. Вне рамок рассмотрения остается, обычно, вопрос о конечной цели желаемого поведения. Да, здоровье обеспечивает хорошую работоспособность, позволяет избежать многих социальных и бытовых конфликтов, ведет к долголетию. Но можно ли все это рассматривать как главную цель здоровьесберегающего поведения? Нет, ибо апелляция к интересам общества здесь достаточно лицемерна, речь, идет об эгоистичной заботе о собственном беспроблемном существовании. С макросоциологических позиций главными функциями общества являются самовоспроизводство и самосохранение. Причем, без самовоспроизводства самосохранение бессмысленно. Следовательно, здоровьесберегающее поведение молодых людей главной своей целью имеет обеспечение воспроизводства здорового поколения, которому они дадут жизнь в ближайшем будущем. Эта цель не актуалтизируется для них как первостепенная, поскольку их усилия направлены, прежде всего, на самоутверждение через образование, трудоустройство и т.п. Поэтому она* должна быть, внедрена в сознание в виде социальных установок при помощи агентов социализации.
Кроме того, само здоровьесберегающее поведение имеет определенные границы. До сих пор принято было считать, что отклонение от стандарта здесь связано с аддиктивным поведением, нарушением «низшей» границы здоровья. Но есть и «высшая» граница, за которой здоровье превращается в самоцель, а это, в конце концов, ведет к социальным дисфункциям, связанным с крайним индивидуализмом и физиологическими нарушениями.
И, наконец, нельзя забывать, что при всей социальной значимости социальных аспектов здоровьесберегающего поведения, его основу -составляют медико-биологические факторы, поэтому только интеграция* медицинского и социального подходов может обеспечить персонифицированные условия здорового образа жизни. Поэтому и< в государственном масштабе проблему оздоровления молодежи нельзя решать ^ отдельно в рамках нацпроекта «Здоровье» и нацпроекта «Образование», как, это происходит сейчас. Должна быть область пересечения этих проектов, определить которую может социология медицины.
НаучнаяV новизна исследования заключается в разработке новых подходов к формированию здоровьесберегающего поведения молодежи на основе интеграции медицинских и социальных условий вокруг единой^ цели-ценности - перспективы полноценной реализации молодыми людьми своей репродуктивной функции.
Диссертант на основе анализа литературы и собственных социологических исследований« обнаружил, что уровень индивидуального здоровья в современной России имеет тенденцию к понижению, а поскольку больное поколение не может воспроизводить здоровых, каждое последующее поколение будет характеризоваться более низким уровнем здоровья. Характерной особенностью населения России является то, что проблемы! здоровья перемещаются с групп престарелого населения в группы, детей: и юношества, что противоречит естественным процессам, когда человек теряет здоровье постепенно с возрастом.
Диссертант определил, что здоровьесберегающее поведение молодёжи, не является предписанным, оно формируется сознательно агентами социализации. При этом самооценка здоровья и поведения, направленного на его сохранение, у молодых людей часто не соответствует реальности.
В работе определены параметры здоровьесберегающего поведения молодежи. Автор показал, что существует низший порог здоровьесберегающего поведения, ниже которого оно не может рассматриваться как таковое, таким низшим порогом является профилактика особо опасных болезней, приобретаемых социальным путем - это венерические заболевания и СПИД.
Высшим уровнем здоровьесберегающего поведения является такое, при котором здоровье выступает как самостоятельная, ценность,' манифестируемая в особом виде поступков - совершенствовании здорового тела. Здесь существует крайность, когда здоровое тело становится самоцелью. Это выход за рамки здоровьесберегающего поведения, потому что здоровье необходимо человеку не само по себе, а для полноценной жизни. Когда оно становится самоцелью, здоровьесберегающее поведение также перестает быть таковым.
Диссертант пришел к выводу, что репродуктивное здоровье молодежи может рассматриваться как главная цель-ценность здоровьесберегающего поведения. В связи с этим необходим пересмотр программ и методик по формированию здорового образа жизни молодых людей таким образом, чтобы установки на рождение-здоровых детей пропагандировались как более важные, чем материальные блага, карьера и либеральные ценности.
Научная новизна исследования раскрывается в положениях, выносимых на,защиту:
1. Феномен здоровья обладает существенной спецификой. Сложность его изучения состоит в том, что в основе поведения, связанного со здоровьем, лежат самые различные потребности. При этом значительная часть видов поведения, оказывающих влияние на здоровье, обуславливается мотивами, никак не связанными со здоровьем. Всё это осложняет изучение поведенческих показателей здоровья и факторов, их обуславливающих.
2. Проведенный среди группы молодежи 15-24 лет опрос о том, зачем именно им нужно обладать хорошим здоровьем, показал, что только 6% респондентов указали целью здоровьесберегающего поведения желание обладать здоровым потомством. Более того, агенты социализации, которые призваны формировать установки на здоровый образ жизни, ставят эту цель лишь на 3-4 место.
3. Забота о своем здоровье, как показал опрос, заключается для молодых людей в следующем: «не пью, не курю» - 31%, «В! случае болезни сразу обращаюсь к врачам, выполняю все их требования» - 28%, «правильно питаюсь» - 16%, «смотрю передачи о здоровье-по телевидению, читаю медицинские книги и журналы» - 16%, «занимаюсь физкультурой, спортом» - 12%, «регулярно проверяю свое здоровье, прохожу диспансеризацию» - 11%. 8% считают себя здоровыми, а 24% просто не обращают внимания не болезни, хотя и не считают себя здоровыми.
4. В конце XX -начале XXI века происходит концептуализация здоровья как созидания и достижения успеха, формируются новые оздоровительные направления, в которых здоровье рассматривается как самоценность. В современной» западной социологии медицины считается, что специальные методики экспериментального развития тела, наиболее перспективны, потому что здесь соприкасаются социальные и физические границы тел. Однако в этом смысле они подпадают под описание нехимических зависимостей.
5. Число молодых людей, регулярно добровольно занимающихся физкультурой и спортом постепенно растет ( с 20%-в 1998 г., 24,5% в 2003 г., 31% в 2007 г.),1 большая-часть из них считают целью занятий здоровье, меньшая - совершенствование тела (8% по ЮФО среди молодежи): Установка на* разделение и- даже противопоставление красивого тела\ и здорового тела является ошибочной и требует изменения.
6. В; функциональном отношении оценка здоровьесберегающего поведения молодежи может и должна проводиться только и исключительно по критерию оптимизации репродуктивных
1 Занятия на уроках физической культуры в школах и вузах не учитывались
10 функций. С физиологической точки зрения они являются маркером всех процессов в организме. С социальной точки зрения они соотносятся с высшей ценностью общества - здоровьем детей и самим их появлением на свет. Молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет составляют особую группу населения. Они наиболее уязвимы в плане сохранения репродуктивного здоровья и демонстрируют наименее последовательное здоровьесберегающее поведение. Поэтому необходима специальная постдипломная подготовка медицинских работников для обслуживания этой группы населения. В ней должны быть предусмотрены психологические тренинги, обучение' навыком социологических опросов и формирования установок на позитивное репродуктивное поведение.
7. В Национальном проекте «Здоровье» необходимо расширить комплекс мероприятий, направленных на решение демографической проблемы за счет распространения их на, подростков и молодых людей. В этом смысле создание Школ будущих отцов для мальчиков не менее, если не более важно, чем военная подготовка. Ежегодная диспансеризация школьников должна заменить формальные медосмотры. Необходимо создавать межвузовские и школьные медицинские центры, которые занимались бы не только лечебной, но и профилактической и образовательной, деятельностью, современные детские поликлиники, с этой функцией не справляются. Что же касается молодых людей старше 15 лет, то они; попадая« в,поликлиники для,взрослых, не могут рассчитывать на особое внимание в указанном нами смысле.
Методологической базой исследования явились нормативные концепции личности в отечественной и зарубежной социологии, и психологии (Андреева,Г.М., Волков Ю.Е., Добреньков В.И., ЗборовскийJF.E., Клейберг Ю:А., Кон И.С., Левада Ю.А., Майерс Д., Немов PiC., Нечипуренко В.Н., Орлов Г.П., Попов A.B., Смелзер Н., Тощенко Ж.Т.), фундаментальные исследования по социологии здоровья (Авдеева H.H., Веселкова И.Н, Дмитриева Е.В., Измеров Н.Ф., Лисицын Ю.П., Петров В.И., Разумов А.Н.,
Решетников A.B., Розин В.М., Седова H.H., Щепин О.П., Юдин Б.Г.), работы, посвященные здоровому образу жизни, в том числе у студентов (Журавлёва И.В., Квартовкина JI.K., Ляхович A.B., Мандриков В.Б., Маркова А.И., Медведь JI.M., Петленко В.П., Рейзин В.М. и др.).
Теоретическая ш практическая значимость работы, состоит в обосновании* нового подхода к формированию здоровьесберегающего поведения молодежи: вокруг центральной- цели-ценности - репродуктивного поведения.
Данный подход может лечь в основу разработки национальных и> г региональных программ формирования^ здорового образа жизни- для внесения изменений в Национальные проекты «Здоровье» и «Образование», а также рассматриваться как методология дополнительного образования медицинских работников, ориентированных на работу с людьми' в возрасте 15-24 лет.
Апробация^ диссертации проходила- на научно-практических конференциях разлисных уровней (Ростов-на-Дону, 2005, 2007; Волгоград, 2004, 2007, Москва, 2006, 2007). Результаты' мониторинга здоровьесберегающего поведения молодежи используются в, организации образовательного процесса и воспитательной работы Южного государственного университета сервиса и туризма. По материалам диссертации разработаны, методические- рекомендации для руководителей молодежных организаций («Формирование здоровьесберегающего поведения I в возрастной группе молодежи 15-24 лет», 2006) и для руководителей, лечебно-профилактических учреждений («Участие медицинских работников в формировании здоровьесберегающего поведения молодежи», 2006). Автором по теме диссертации опубликовано П научных работ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, трех глав; Заключения и списка литературы (192 источника). Объем работы - 157 стр.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 108 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz