Воскресенье, 2020-10-25, 2:03 AM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 30 » Скачать Адаптивные экономические механизмы управления вузом в условиях рынка. Арутюнова, Диана Владимировна бесплатно
7:56 AM
Скачать Адаптивные экономические механизмы управления вузом в условиях рынка. Арутюнова, Диана Владимировна бесплатно
Адаптивные экономические механизмы управления вузом в условиях рынка

Диссертация

Автор: Арутюнова, Диана Владимировна

Название: Адаптивные экономические механизмы управления вузом в условиях рынка

Справка: Арутюнова, Диана Владимировна. Адаптивные экономические механизмы управления вузом в условиях рынка : диссертация кандидата экономических наук : 05.13.10 Таганрог, 2005 220 c. : 61 06-8/338

Объем: 220 стр.

Информация: Таганрог, 2005


Содержание:

1НРОБЛЕМЫ И ИУТИ ТРАНСФОРМАЦИИ ВУЗОВСКОГОМЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ РЫНКА
11 Формирование новых принципов управления ВУЗами в условияхрынка
111 Специфика управления и экономики ВУЗа в условияхрыночной экономики
112 Совершенствование управления как основополагающийфактор развития ВУЗов
12 Методы и подходы к трансформации внутривузовскойуправленческой системы в современных условиях
121 Формирование адаптивного стратегического подхода к^ управлению ВУЗом
122 Основные модели внутривузовского менеджмента в современноймировой практике
123 Анализ перспективных направлений совершенствования системыстратегического управления ВУЗом
2АДАИТИВНОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УНРАВЛЕНИЕ КАКФАКТОР РАЗВИТИЯ ВУЗОВ 59^ 21 Концептуальные подходы к разработке и реализации стратегическогоменеджмента организации в современных условиях
211 Содержание процесса разработки и реализации стратегииорганизации
2,12 Методология системного и адаптивного подходов вформировании и реализации стратегии организации
22 Особенности организации стратегического менеджмента ВУЗа
221 Формирование стратегии развития ВУЗа (стратегическиепланирование)
222 Децентрализация как методологический подход и практическоесредство совершенствования системы управления ВУЗом
23 Адаптивный подход к реализации стратегии развития ВУЗа
3 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСИЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГОУПРАВЛЕНИЯ: ИСНОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ BSC ДЛЯФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯВУЗА (НА ИРИМЕРЕ ТРТУ)
31 Система сбалансированных показателей (BSC) как инструментадаптивного подхода к реализации стратегического управленияВУЗом
32 Настройка карты сбалансированных показателей для реализациистратегии развития ВУЗа
321 Формирование BSC ВУЗа
322 Интеграция BSC в процесс управления ВУЗом
33 Формирование стратегии развития гуманитарно-технического ВУЗа сиспользованием карты сбалансированных показателей на примереТРТУ :

Введение:

Актуальность темы исследования. Конъюнктурные изменениярынка научных и образовательных услуг формируют новые требования кдеятельности вузов. В современных условиях вуз становитсямногопрофильной организацией, деятельность которой подразумеваетреализацию задач социального характера в совокупности с развивающимсякоммерческим началом. Решение проблем, вытекающих из противоречия#, между консервативными методами управления и складывающейсясоциально-экономической ситуацией, влечет за собой реакцию адаптациивузов к изменениям, что ставит под сомнение эффективность иреализуемость существующих механизмов управления, и обусловливаетнеобходимость внедрения принципов, формирующихся поднепосредственным воздействием вектора трансформации социальноэкономических условий. В качестве наиболее актуального научногонаправления выделяется формирование системы адаптивного управлениявузами, основанной на экономическом механизме разработки и реализациистратегии развития.Теоретические и практические аспекты управления вузами глубокоизучены в работах таких зарубежных авторов как М. Аткинс, К. Бартлетт,С. Гощал, П. Гумпорт, Л. Кронталер, П. Лоуренс, Б. Спорн, К. Таверньи идр. Значительный вклад в вопрос формирования исходного типаорганизации вузов внесен Б. Кларком, обосновавщим необходимостьперехода от классической профессиональной организации в сторонууниверситета предпринимательского типа. Использование зарубежногоопыта управления в российских вузах обусловило появление новыхмоделей и инструментов, позволило создать возможности для разработкипроцедур гибкого управления, а также, потребовало дополнительногоанализа и рассмотрения вопросов эффективного внедрения механизмовреализации управленческих технологий.5Поставленная задача достижения адаптации предпринимательскихпринципов менеджмента в сфере управления высшим образованием РФоснована на переходе от долгосрочного планирования к стратегическомууправлению, с целью определения задач развития, и формированиямеханизмов их реализации в условиях глобализации и обостренияконкурентной борьбы. Современные аспекты совершенствованиястратегического управления организацией как сложной социальноэкономической системой в рамках адаптивного подхода занимают1». ключевое место в работах К.А. Багриновского, А.В. Бандурина,О.С. Виханского, Г.Б. Клейнера, В.Е. Ланкина, М. Мескона, Г. Минцберга,Н.Н. Тренева и других. В настоящее время особую актуальность вуправлении и реализации стратегии приобрела система сбалансированныхпоказателей (BSC), разработанная Д. Нортоном и Р. Капланом и развитая вработах таких отечественных и зарубежных исследователей какП. Арвесон, П. Нивен, Н. Ольве, В. Толкач, П. Хорват, А. Шнейдерман.Актуальность трансформации системы управления высшей школой,ее переход на принципы стратегического менеджмента в контекстесознательного управления изменениями с помощью экономическиобоснованных механизмов и адаптации к требованиям внешней среды,занимает важное место в тематике исследований Н.Г. Багаутдиновой,М.А. Боровской, А.Л. Гаврикова, В.В. Глухова, А.О. Грудзинского,Н.Р. Кельчевской, А.К. Клюева, Е.А. Князева и др. Особое вниманиеуделяется таким перспективным направлениям как созданиеуниверситетских комплексов, управление на основе системы качества,рациональное использование потенциала вуза, совершенствованиеорганизационной структуры управления, использование маркетинговых иинформационных технологий, бенчмаркинг. Несмотря на проработкутеоретических вопросов, а также накопленный опыт управления, вузявляется организацией, недостаточно изученной с точки зренияпрактического менеджмента: отмечен дефицит единых научно6обоснованных и апробированных технологий, подходов и методовуправления в сфере высшего образования, что акцентирует внимание наразвитии данного направления. В основу нового подхода к управлениювузом должна быть заложена концепция формирования экономическогомеханизма, базирующаяся на принципах системности и адаптивности, чтопозволит рассматривать вуз как развивающуюся систему, эффективновзаимодействующую с окружающей средой, а так же формироватьпрактические рекомендации по организации управления.Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследованиязаключается в разработке адаптивного экономического механизмареализации стратегии развития вузов в соответствии с особенностямисовременной российской экономики и новой парадигмы управления. Входе реализации цели поэтапно решались следующие задачи:- выявление особенностей экономики и управления вуза как субъектасовременных социально-экономических отношений, обоснованиеактуальности совершенствования системы управления какосновополагающего фактора развития вуза в современных условиях;- анализ современных методов, подходов и перспективныхнаправлений совершенствования внутривузовской управленческойсистемы, обоснование целесообразности формирования стратегическогоподхода к развитию вуза;- анализ методов стратегического управления, основанных напринципах системности, адаптивности, самоорганизации и индикативногорегулирования с целью выявления возможности их применения в вузе;- адаптация принципов стратегического менеджмента к задачамуправления вузом, формирование и реализация стратегии развития вуза наоснове адаптивного подхода к управлению;- разработка экономического механизма совершенствования систем ипроцедур стратегического управления развитием вуза;7- адаптация к задаче реализации стратегии вуза концепции BSC;методическое обеспечение внедрения экономического механизмауправления.Объект и предмет исследования. Объектом исследованиявыступают системы управления вузом во взаимодействии с динамичнойсредой. Предметом исследования являются модели адаптивногостратегического управления вузом.Рабочая гипотеза диссертационного исследования заключается всовокупности теоретических, методологических положений и научнойпозиции автора, согласно которым российские вузы обладаютнереализованными динамическими возможностями развития,заключающимися в несовершенстве систем управления, недостаточноэффективном использовании современных стратегических технологий.Внедрение адаптивного экономического механизма позволит организоватьуправление, направленное на стратегическое развитие вуза черезвзаимосвязанное решение экономических и социальных задач с учетомвнутренних и внешних потребностей.Теоретико-методологической основой исследования послужилифундаментальные исследования ведущих отечественных и зарубежныхученых в области экономики высшего образования, разработки и принятияуправленческих решений, теории стратегического менеджмента,системного анализа, теории хаоса и самоорганизации, представленные внаучных трудах, официальных докладах, материалах конференций. В ходеисследования широко использовались рекомендации, методическиематериалы к федеральным и международным программам и проектам вобласти управления вузами по построению эффективных организационныхструктур, поддержке адмипистративного управления, рациональномураспределению ресурсов и т.д.Информациоино-эмиирическая база исследования представленаданными статистической отчетности РФ, законодательными и8нормативными актами, международными и федеральными программами всфере высшего образования, в частности Темпус-Тасис, Айрекс,программами «Поддержка административного управления вузами»,«Совершенствование управления в вузах», проектом «Университеты», атак же результатами наблюдений и экспертной информации полученной входе социологических и экономических исследований управленческогоперсонала и профессорско-преподавательского состава вуза, проведенныхна основе авторского мониторинга.Инструментарно-методический аппарат. В работе использовалисьпринципы системного подхода в управлении, методы экономического,статистического анализа, социологического исследования. В частности:-методы экспертно-аналитического оценивания, позволившиеформализовать опыт специалистов по управлению вузами;-метод средних и относительных величин, метод группировок дляопределения оценочных характеристик деятельности и ее систематизации;-методы балансировки показателей BSC вуза с помощьюпреобразования в количественно сопоставимые величины путемнормирования по условному максимуму значений и ранжирования постепени их влияния на конечную цель;-SPACE-метод графического отображения, позволяющий повыситьнаглядность и обеспечить возможность количественного сопоставленияпоказателей BSC в координатах зеркального двухмерного пространства.Основпые положепия, выпоспмые на защиту.1. Предпосылки социально-экономического развития страны вконтексте новой парадигмы управления обусловили необходимостьреорганизации и реформирования системы управления вузов,направленной на переход от стратегии выживания к стратегии развития, засчет реализации внутренних организационных и экономическихвозможностей.92. Анализ современных подходов к управлению вузами выявилсущественные недостатки, не позволяющие рещать задачи комплексногоразвития, мобилизации внутренних ресурсов и создания механизмовпривлечения внещних ресурсов. Для повыщения эффективностиуправления вузом предложен алгоритм трансформации системыуправления, основанный на формировании адаптивнойпредпринимательской концепции, учитывающей перспективыдинамического развития внещних и внутренних условий.4^ 3. Формирование адаптивной предпринимательской концепции вузаподразумевает выделение двух этапов:- адаптация принципов стратегического управления в рамках вузов;- наличие экономического механизма реализации процессауправления.4. С учетом специфики внутривузовского управления адаптацияпринципов стратегического менеджмента формирует необходимостьрассмотрения вуза как саморазвивающейся системы. В качестве^) составляющих процесса адаптации, с одной стороны, выделяетсякомплексное стратегическое планирование (определение миссии, целей,формулирование стратегии развития вуза, системы внутривузовскогопланирования), а с другой - наличие организационной структуры вуза,адекватной поставленным целям и задачам, что предопределяетвозможность их реализации в динамической среде. В качестве адаптивнойструктуры предлагается организационная децентрализация, основанная наделегировании ответственности по уровням, управляемым по «конечномурезультату». Эффективное функционирование вуза на основе центровответственности способствует созданию условий для высокогопотенциала, а основой нивелирования потери управляемости являетсяналичие разработанной стратегической линии развития, а так жефинансовый механизм, регулирующий внутривузовские отнощения.105. Адаптивный экономический механизм реализации стратегическогоуправления вузом подразумевает разработку базовых принциповдостижения стратегических целей в условиях постоянных изменений засчет внутренних и внешних возможностей. Механизм основан наиспользовании способности структурных единиц вуза к самоорганизации,в связи с чем, происходит переход на качественно новый уровеньформирования стратегии (управление не организацией, а процессамисамоорганизации на основе индикативного регулирования с помошьюэкономических показателей развития), что позволяет не толькопланировать цели на основе возможных «возмунхений», но главное реализовывать, контролировать и корректировать процесс управления,исходя их задач, диктуемых изменениями внешней и внутренней среды.6. Реализация принципов, заложенных в адаптивном экономическоммеханизме возможна с использованием концепции Balanced Scorecard(BSC), как наиболее универсальной методики реализации стратегии всовременных динамичных условиях. Целесообразность внедренияметодологии BSC в процесс управления вузами обусловлена ориентациейна долгосрочные цели с одновременным описанием и учетомэффективности внутренних процессов и внешней среды, с фокусировкойна управлении в рамках четырех направлений: финансы, маркетинг,внутренние процессы, обучение и развитие.Научная новизна диссертационного исследования. Наиболеесущественные научные результаты, полученные автором, состоят вследующем:-структурированы меры по развитию субъектов системы высшегообразования, как главных институтов в рамках политики социальноэкономического развития страны;-уточнены и углублены понятия развития вуза и стратегическогоуправления вузом в контексте адаптивной предпринимательскойконцепции, как комплекса разработки стратегии и соответствующих ей11системы и структуры управления вузом, что позволяет оптимизироватьраспределение функций и экономических ресурсов для достижениястратегической цели;-предложен механизм внедрения принципов стратегическогоменеджмента в деятельность вузов: разработаны методы формированиястратегии вуза и механизм совершенствования системы стратегическогопланирования, сформулированы принципы развития вуза на основедецентрализации управления, учитывающие существующее4) экономическое состояние вуза и возможности по достижению цели;-предложен адаптивный подход к реализации стратегии, основанныйна принципах системности, самоорганизации и индикативногорегулирования, как системы взаимосвязанных факторов первичнойинформации (о внещней среде и «группах влияния») и управляющихвоздействий, характеризующих особенности внутривузовских отнощений;-обоснована целесообразность формирования BSC иусовершенствована методика внедрения данной концепции в контексте^ адаптивного экономического механизма управления, что позволитповысить эффективность реализации стратегии развития вуза.Теоретическая и практическая значимость исследования.Теоретическая значимость исследования заключается в развитии теориивнзггривузовского управления с учетом комплекса усовершенствованных вработе моделей, основанных на идеях стратегического менеджмента,формирования организационной структуры, экономического адаптивногомеханизма реализации стратегии с использованием BSC. Методическиеподходы к оценке задач и реализации стратегии развития вуза могутявиться теоретической основой программных разработок информационныхмоделей систем управления.Практическая значимость исследования состоит в возможностииспользования административно-управленческим персоналом российскихвузов принципов, заложенных в адаптивном экономическом механизме12управления как для анализа и выявления основных тенденций состояниявуза, так и при составлении комплексных программ, реализации задачразвития, в том числе за счет реформирования организационной4)структуры. Результаты исследования можно рекомендовать киспользованию в организациях, ведущих разработки посовершенствованию вузовского управления, а так же к использованию вучебном процессе при изучении дисциплин «Теория организации»,«Стратегический менеджмент», «Маркетинг».^) Аиробация результатов исследования. Результатыдиссертационного исследования докладывались на международных,российских и региональных конференциях, научно-практическихсеминарах, таких как Всероссийская научная конференция «Техническаякибернетика, радиоэлектроника и системы управления» (Таганрог, 2002,2004 гг.). Международная научно-практическая конференция «Системныйанализ в проектировании и управлении» (С.-Петербург, 2003, 2004гг.),Научно-техническая конференция ТРТУ (Таганрог, 2003-2005гг.),^ Всероссийская научно-практическая конференция «Молодежь. Образование. Экономика» (Ярославль, 2004г.), Всероссийская научнопрактическая конференция «Современное состояние и перспективыразвития экономики России» (Пенза, 2004г.) и др.Результаты исследования внедрены при реализации стратегииразвития Таганрогского государственного радиотехническогоуниверситета. По результатам исследования опубликовано 14 печатныхработ общим объемом 2,7 п.л.Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоитиз введения, трех глав, заключения, приложений, выводов поисследованию. Работа содержит 187 страниц машинописного текста, 34рисунка, 15 таблиц, 20 приложений и библиографический список из 182наименований.131. ПРОБЛЕМЫ И ПУТП ТРАПСФОРМАЦИИ ВУЗОВСКОГОМЕПЕДЖМЕПТА В УСЛОВИЯХ РЫПКА

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 143 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz