Суббота, 2020-10-31, 7:42 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 22 » Скачать Адаптация школьной молодежи к рынку труда в контексте социальных трансформаций. Демьяновская, Ольга Сергеевна бесплатно
9:53 PM
Скачать Адаптация школьной молодежи к рынку труда в контексте социальных трансформаций. Демьяновская, Ольга Сергеевна бесплатно

Адаптация школьной молодежи к рынку труда в контексте социальных трансформаций

Диссертация

Автор: Демьяновская, Ольга Сергеевна

Название: Адаптация школьной молодежи к рынку труда в контексте социальных трансформаций

Справка: Демьяновская, Ольга Сергеевна. Адаптация школьной молодежи к рынку труда в контексте социальных трансформаций : диссертация кандидата социологических наук : 22.00.04 / Демьяновская Ольга Сергеевна; [Место защиты: Сарат. гос. техн. ун-т] - Саратов, 2009 - Количество страниц: 163 с. Саратов, 2009 163 c. :

Объем: 163 стр.

Информация: Саратов, 2009


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ К СФЕРЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
11 Методологические подходы к анализу процесса социально-профессиональной адаптации молодежи
12 Динамика изменений процесса интеграции школьной молодежи в рыночные отношения
Глава 2 АДАПТАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА ТРУДА
21 Образовательные и трудовые намерения школьной молодежи крупного города
22 Трудовая занятость школьников: начальный этап адаптации к рынку труда

Введение:

Актуальность проблемы. В связи с модернизацией российского государства и общества возрастает интерес к проблематике социальной интеграции молодежи и, в частности, адаптации личности к текущим социальным переменам. Одной из важных тем в этом проблемном поле современного общества является адаптация молодежи к рынку труда. Отсутствие единой образовательной и кадровой политики привело к дисбалансу спроса рабочей силы на рынке труда и предложения на рынке образовательных услуг. На фоне диссонанса институтов образования и занятости с особой остротой выступает актуальность проблемы безработицы для молодежной когорты. Обычно уровень безработицы среди молодежи в несколько раз выше уровня безработицы среди взрослого населения, что характерно для большинства стран мира. По данным Федеральной службы государственной статистики, уровень безработицы в возрастной группе до 20 лет достигает 30% и превышает средний уровень безработицы по России в четыре-пять раз.
В условиях современного глобального экономического кризиса в российском государстве происходит резкое сокращение числа вакансий рабочих мест, непосредственно отражающиеся на молодежном рынке труда. На самом деле разрозненные действия ведомств образования и занятости не могут определить необходимые направления исследований методов обучения, эффективности стилей преподавания, позволяющих адаптировать выпускника, чтобы он смог занять достойное место в профессии и обществе. В нынешних социокультурных условиях множество выпускников учреждений профессионального образования не имеют четкой перспективы трудоустройства; от квалифицированной рабочей силы на рынке труда их отличает недостаток компетенций, профессиональных знаний, необходимой квалификации, отсутствие трудовых навыков и нехватка предприимчивости в поисках трудового заработка. Трансформационные процессы, происходящие в социально-экономической сфере, повлекшие радикальные перемены в структуре рынка труда, качестве жизни, социальных и жизненных ориентациях населения, обусловили диверсификацию жизненных и профессиональных ценностей современной молодежи и траекторий социально-трудовой мобильности, являясь ярким индикатором процесса адаптации.
Эти изменения не могли не отразиться на социализации учащихся старших классов общеобразовательных учреждений, находящихся на этапе социального, профессионального и личностного самоопределения. Как раз во время обучения в школе на молодежь возлагается ответственность за способность адаптироваться к различным структурам жизнедеятельности. В то же время школьная молодежь, включающая учащихся муниципальных средних школ и учреждений инновационного типа - гимназий и лицеев, не является пассивным участником рыночных преобразований, мобилизуя собственные социальные ресурсы, она активно встраивается в трансформирующееся общество.
Невозможно игнорировать тот факт, что на государственном уровне до сих пор не решена проблема социальной адаптации школьников как особой социальной группы с целью их социальной интеграции. Принимая во внимание факт неструктурированности социально-профессионального пространства, нелинейность динамики сферы профессиональной деятельности, негарантированный характер занятости, школьная молодежь применяет собственные способы адаптации к рыночным отношениям, пытаясь улучшить свою конкурентоспособность путем повышения уровня восходящей социальной мобильности и встраивания в сферу вторичной занятости для приобретения опыта трудовой деятельности.
Своевременность предлагаемой тематики обусловлена тем обстоятельством, что позиция служения государства индивиду, личности не может рассматриваться без существенной адаптационной увязки с трудоустройством, профессиональной карьерой, занятостью. Актуальна концептуализация стремления общества к профессиональной мобильности и большей адаптивности молодежи, которое должно быть реализовано в сфере образования и занятости как расширение гибкости и универсальности специальностей и профессий. Актуальность диссертационного исследования состоит еще и в ярко выраженном дефиците научной рефлексии феномена адаптации школьной молодежи к рынку труда и необходимости социологической интерпретации адаптационных стратегий учащихся общеобразовательных учреждений в сфере образования и занятости. Ведь в силу рекурсивности занятости и образования общественному устройству эти институты оказывают влияние на социальные процессы в целом, выступая инструментом общества.
Степень научной разработанности проблемы. К идее адаптации человека в обществе обращались классики социологической мысли: М. Вебер, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс. Рассматривают складывающуюся в условиях современного общества относительность и множественность социальных норм, анализируют процессы их институциализации П. Бергер, Т. Лукман, А. Щюц. Трансформационные процессы в сфере образования и занятости с середины 1990-х гг. нашли свое отражение в работах современных исследователей Т. Заславской, С. Константинова, П. Козыревой, Н. Плискевич. Ориентации и новые модели социального поведения молодежи на рынке труда в период трансформаций общества рассмотрены И. Браччи, И. Ильинским, В. Лисовским, Л. Яковлевым. Динамику ценностных ориентаций населения в период социальных трансформаций исследовали Е. Башкирова, В. Гаврилюк, В. Магун, Н. Трикоз, В. Ядов, в том числе динамику ценностных ориентаций выпускников школ А. Довейко, А. Запесоцкий, Ю. Зубок, В. Ильин, О. Кондратьева, Т. Наумова, Ю. Овинова, А. Петров, В. Попов, В. Семенов, В. Чупров, М. Энговатов.
Для дифференциации адаптационных процессов в период нестабильного развития предлагаются различные основания, данные современными авторами. Е. Авраамова и И. Дискин выделяют в качестве оснований способы осознания социально-экономической реальности, Е. Данилова предлагает рассматривать идентификационные стратегии как модели адаптации, М. Шабанова предлагает взять за основу степень вынужденного и добровольного в механизмах социальной адаптации. Проблемы взаимодействия рынков труда и образования в трансформирующемся обществе отражены в работах Л. Аникина, Н. Арсентьевой, В. Бусыгина, JL Гудкова, А. Левинсона, А. Леоновой, И. Харченко, В. Яр-ской. Причины дисбаланса рынка труда и образовательных услуг раскрывают С. Зеленков, С. Константинов, Е. Пряжникова, Г. Резапкина, Е. Шубочкина. Представления старшеклассников о рынке труда рассматривают А. Вечерин, Е. Антонов. Тема профориентации, занятости современных выпускников нашла наиболее полное отражение в работах М. Мустафина. М. Арапов, Б. Дубин, П. Бурдье, Т. Зарицкий и Р. Капелюшников, П. Сорокин уделяли внимание в своих трудах вопросам высшего образования в аспекте культурного капитала. Проблематика вертикальной образовательной мобильности наиболее полно освещена О. Александровой, О. Андреевой, О. Богословской, И. Ивановой, А. Кабацковым, Е. Князевой, М. Красильниковой, В. Кузнецовым, А. Левинсоном, Д. Логиновым, Т. Филипповым, К. Фурсовым, Л. Чижовой. Образовательные траектории школьной молодежи обсуждаются в работах Л. Абросимовой, А. Баранова, Е. Галицкой, Н. Ивановой, Т. Калачевой, Е. Петренко, К. Петренко, Я. Рощиной, Д. Шевченко.
Проблемы занятости нашли наиболее полное отражение в трудах Н. Волковой, 3. Дорофеевой, С. Землянухиной, Е. Илясова, Е. Макаренко, Р. Насибул-лина, И. Перовой, Т. Ратниковой, Н. Свиридова, А. Соловьева, В. Ярской. Исследованием феномена безработицы в постреформенной России занимались Н. Логвинова, Н. Полякова. Вопросу отношения работодателя к качеству рабочей силы посвящены публикации Н. Бондаренко, Ю. Верпаховской, М. Красильниковой. Отдельные аспекты занятости и безработицы среди молодежи отражены в работах Е. Ефимовой, М. Лискаускене, И. Рыжикова, Е. Самсоновой. Проблема адаптации молодежи к рынку труда широко представлена С. Ивченковым, А. Ковалевой, Н. Ловцовой, Н. Федотовой, О. Шиняевой, В. Шуваловой. Исследованию стратегий поведения молодежи на рынке труда в новых социокультурных условиях посвящены работы Г. Иванченко, Г. Мкртчян, И. Поповой, Т. Ручиной, Н. Сокониной, Т. Соловьевой, И. Тартаковской. Поведенческие стратегии школьной молодежи в трудовой сфере отразили Е. Белоногова, О. Виш-так, В. Выборнова, Е. Дунаева, А. Макаров, Г. Осадчая, И. Шурыгина. Темой профессионального самоопределения учащихся занимались И. Винтин, Ф. Канников, Д. Константиновский, Н. Родичев, О. Трунькина, Ю. Флоринская, Г. Чередниченко, Д. Шевченко.
Различные аспекты неформальной занятости описаны Н. Воловской, В. Гимпельсоном, JI. Плюсниной, В. Радаевым, П. Романовым, Н. Удальцовой. Практики неформального трудоустройства анализируются С. Барсуковой, 3. Калугиной, П. Лаврусевич, М. Грановеттером. Возникновение феномена вторичной занятости, его динамику в период общественных трансформаций отметили С. Дудников, Э. Клопов, Г. Соколова, Г. Солодова, И. Харченко, Н. Чер-нина, С. Ярошенко. Проблематика поведения учащейся молодежи в сфере вторичной занятости получила отражение в работах Р. Белоусова, В. Звоновского, Т. Карабчук, И. Перовой, Е. Прониной, Г. Руденко, А. Савелова, О. Самарце-вой, на исследовании мотивации занятости учащейся молодежи фокусируются О. Волкова, М. Ворона, И. Козина, Л. Осиленкер. Особенности, различные формы занятости несовершеннолетних представлены Е. Антоновой, Л. Борисовой, Т. Поддубной, Ю. Шульга. Вторичная занятость учащихся школ показана работами В. Ананишева, Т. Денисовой, С. Сергейчик. Мотивацию, причины детской занятости раскрывают Е. Бреева, А. Бухаров, Т. Карабчук, Т. Ковалева, Н. Меркулова, Е. Пронина, О. Степанова, О. Урбан, С. Щеглова, Е. Шишмако-ва, Е. Шубочкина, Е. Ярская-Смирнова. Особенности регулирования труда несовершеннолетних освещены С. Хмельковым, О. Оберемко.
Несмотря на широкий интерес исследователей к проблемам труда и занятости молодежи, адаптация школьников к сфере труда слабо связывается с системой жизненных ценностей, публикации в основном фиксируют определенность, не допуская вариативности индивидуального поведения. Порой в ряде научных публикаций проблема занятости ограничивается экономическими рамками, несмотря на важность этого понятия в широком смысле как социальной защиты через профессию, регуляции поведения на рынке труда и профессий посредством адаптации и последующей социальной интеграции. Отмечая роль исследователей в анализе мифологемы адаптации молодежи в контексте социальных преобразований в современных условиях, следует признать, что в отечественной социологической науке пока недостаточно исследована проблематика адаптации школьной молодежи к рыночным условиям. К тому же пока отсутствуют четкие критерии успеха в стратегиях занятости, поведения данной молодежной группы на рынке труда, слабо акцентируется то обстоятельство, что политика на рынке труда — лишь составная часть политики занятости, решающая задачи по устранению диспропорций рыночной экономики, смягчению последствий безработицы, повышению конкурентоспособности молодежи. Становится очевидной важность исследования разнообразных жизненных стратегий молодежи в сфере занятости и поиска возможностей их оптимизации. Данная тема характеризуется новизной и нуждается в глубокой проработке средствами социологического анализа.
Целью диссертационной работы является социологическая интерпретация адаптации школьной молодежи к рынку труда в контексте социальных преобразований российского общества. Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие теоретические и эмпирические задачи исследования:
1) провести теоретико-методологический анализ подходов к исследованию социально-профессиональной адаптации молодежи в новых социокультурных условиях;
2) проанализировать специфику адаптации молодежи к рынку труда; проследить динамику изменений процесса интеграции школьной молодежи в рынок труда в контексте социальных трансформаций;
3) разработать программу, инструментарий и провести авторское исследование ключевых аспектов адаптации школьной молодежи на рынке труда; осуществить анализ и интерпретацию полученных данных;
4) рассмотреть специфику образовательных и трудовых намерений школьной молодежи, оценить ее влияние на адаптацию в сфере занятости в будущем; выявить факторы, способствующие и препятствующие процессу трудоустройства молодежи;
5) проанализировать причины и факторы вторичной занятости школьной молодежи; сформулировать основные стратегии занятости учащейся молодежи; определить роль занятости трудовой деятельностью в профессиональном самоопределении школьника;
6) разработать рекомендации по совершенствованию мер молодежной политики в сфере занятости школьной молодежи.
Объектом исследования является процесс адаптации учащихся старших классов общеобразовательных учреждений к требованиям рынка труда в условиях современного российского общества. Предмет исследования - стратегии образовательной и трудовой мобильности школьной молодежи как способ формирования адаптационных стратегий к условиям современного рынка труда.
Эмпирической базой диссертационной работы являются результаты авторского исследования процесса адаптации школьной молодежи к рынку труда, вторичный анализ результатов опросов аналитических центров ФОМ (исследование «Поколение XXI века: опыт социологического исследования» от 09.07.2008 г., февраль-март 2008 г., №=1500 человек + 18 фокус-групп) и ВЦИОМ (исследования «Трудовые будни» от 23.03.2008 г., №=1600; «Работать во время учебы в вузе начинают почти 50% россиян» от 04.07.2008 г., №=1600) и социологических исследований по изучаемой проблеме. Эмпирические данные представляют собой триангуляцию количественных и качественных методов, позволивших углубить друг друга: анализ жизненных ценностей учащихся 9-11-х классов с помощью эссе «Моя жизнь через десять лет» (весна 2006 г., №=48); анкетирование учащихся 8-11-х классов двенадцати общеобразовательных учреждений шести районов г. Саратова (средние общеобразовательные школы № 10, 18, 27, 34, 45, 49, 57, 59, 65, 108, гимназии № 1, 87) (весна 2007 г., №=564); глубинное интервью с учащимися 9-11-х классов указанных школ, имеющими опыт работы во время школьных каникул, либо совмещающими подработку одновременно с учебой в школе (декабрь 2007 - февраль 2008 гг., №=18); фокусированное групповое интервью с учащимися 11-х классов указанных школ, определившимися с выбором профессии и учреждения профессионального образования (апрель 2008 г., №=12).
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют теории адаптации человека в обществе (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс), теории социализации (П. Бергер, Т. Лукман, А. Щюц), теория трансформационного поведения Т. Заславской, концепция вертикальной социальной мобильности П. Сорокина, концепция культурного капитала П. Бурдье, теория социального капитала Дж. Коулмена, теории человеческого капитала (Г. Беккер, Т. Шульц), концепция двойственного рынка труда (П. Де-рингер, М. Пиоре), концепции неформальной занятости (В. Гимпельсон, Р. Ка-пелюшников, В. Радаев), деятельностно-активистский подход В. Ядова, теория потребления М. Фезерстоуна и теория престижного потребления Т. Веблена, теория рационального выбора (Г. Беккер, Дж. Стиглер). На формирование методологической основы работы оказали влияние труды по методологии диссертационного исследования В. Ярской. В разработке методологии прикладного исследования и инструментария использовались разработки С. Белановского, П. Романова, В. Ядова, Е. Ярской-Смирновой, А. Страус и Дж. Корбин.
Основная гипотеза исследования. Успешность адаптации школьной молодежи к рынку труда напрямую зависит от способов формирования адаптационных стратегий к условиям рынка труда в трансформирующемся обществе. Риск оказаться исключенными из системы трудовых отношений первичного сектора экономики в будущем, по окончании учреждения профессионального образования, вынуждает учащихся избирать для себя новые стратегии образовательной и трудовой мобильности во время обучения в школе в качестве способов адаптации к рынку труда.
Научная новизна диссертации заключается в постановке, обосновании и решении задач социологического анализа адаптации школьной молодежи к рынку труда в контексте социальных преобразований российского общества и может быть сформулирована следующим образом:
1) проведен авторский анализ проблемы социальной адаптации школьной молодежи в сфере трудовой деятельности; осуществлена концептуализация процесса адаптации молодежи в новых социокультурных условиях; особенности адаптации школьной молодежи к рынку труда рассмотрены в контексте динамики изменений процессов интеграции в период социальных трансформаций;
2) разработаны авторская программа, инструментарий и проведено оригинальное социологическое исследование с использованием качественной и количественной методологии ключевых аспектов профессионально-трудовой адаптации школьной молодежи на рынке труда;
3) в авторской интерпретации рассмотрена специфика образовательных и профессиональных ориентаций учащихся школ: определена будущая профессиональная и трудовая перспектива школьной молодежи, поведение в ситуации безработицы и будущего трудоустройства;
4) на основе авторских эмпирических исследований проанализированы факторы и мотивы вступления школьной молодежи во вторичную занятость; сформулированы основные стратегии занятости школьников: ориентация на доход, способ занять свободное время, помощь родителям, работа как независимость, интерес к трудовой деятельности, работа как статус;
5) по-новому произведена оценка факта труда для школьника, влияния на учебу в школе, отношения его как субъекта трудовой деятельности и социального окружения на факт занятости; определена роль трудового опыта в дальнейшей профессионально-трудовой перспективе;
6) выработаны авторские рекомендации по совершенствованию стратегий молодежной политики в сфере занятости школьной молодежи по оптимизации мер адаптации школьников, профессиональной ориентации и организации официальной трудовой занятости.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 118 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020 Создать бесплатный сайт с uCoz