Суббота, 2024-04-20, 4:25 PM
Коллекция материаловГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Октябрь » 1 » Правовые проблемы труда и занятости населения в Республике Казахстан. Димитрова, Светлана Аркадьевна
1:50 AM
Правовые проблемы труда и занятости населения в Республике Казахстан. Димитрова, Светлана Аркадьевна
Правовые проблемы труда и занятости населения в Республике Казахстан

Диссертация

Автор: Димитрова, Светлана Аркадьевна

Название: Правовые проблемы труда и занятости населения в Республике Казахстан

Справка: Димитрова, Светлана Аркадьевна. Правовые проблемы труда и занятости населения в Республике Казахстан : диссертация доктора юридических наук : 12.00.05 Алматы, 1998 302 c. : 71 99-12/11-4

Объем: 302 стр.

Информация: Алматы, 1998


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I Занятость как социально-экономическая и правовая категории
§ 1 Понятие занятости населения 18
§ 2 Содержание занятости и классификация ее видов 41-
§ 3 Институт занятости в системе права64
ГЛАВА II Право и занятость: история, состояние, проблемы
§ 1 Занятость населения в Казахстане и законодательство о занятости до провозглашения независимости республики80
§ 2 Занятость населения и ее правовое регулирование в Казахстане после провозглашения независимости республики94
ГЛАВА III Занятость населения и ее правовой режим
§ 1 Понятие правового режима занятости населения123
§ 2 Права человека и гражданина и режим занятости населения142
ГЛАВА IV Основные формы занятости населения
§ 1 Рынок: свобода труда и свобода предпринимательства172
§ 2 Трудовой договор 196

Введение:

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Казахстан со времени обретения независимости твердо встал на путь развития рыночных отношений в экономике. Переход к рыночным отношениям и обусловленный рядом причин экономический спад породили ряд экономических и юридических проблем занятости населения. Важными принципами лежащими в основе формирования отношений занятости являются принципы добровольности свободы выбора в реализации каждым своей способности к труду в той или иной сфере трудовой деятельности в рамках форм собственности, закрепленных в Конституции Республики Казахстан.
В послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», где определена стратегия развития Казахстана до 2030 года, указывается, что актуальной задачей данного периода является решение вопросов занятости и бедности. В частности предусматриваются внедрение системы микрокредитов; развитие малого и среднего бизнеса; приоритетное развитие трудоемких отраслей и активного привлечения в них иностранных инвестиций и национального капитала; жесткий подход к проблемам занятости при договорах и контрактах, бюджетных закупках; развитие общественных работ, прежде всего строительства дорог и лесопосадок; снятие всех ненужных административных барьеров на пути частного предпринимательства; энергичное развитие сферы услуг и особенно туризма.1
Правительством Республики Казахстан в 1996 г. утверждена Концепция государственной политики занятости населения,2 ежегодно разрабатывается Республиканская программа содействия занятости населения. В них делается акцент на сочетание государственного регулирования с формированием свободного рынка труда.
В этой связи следует заметить, что правовые средства, направленные на развитие занятости населения, должны быть тесно увязаны с общими правовыми механизмами, опосредующими развитие экономики республики, поскольку они включаются в единую систему правовых средств регулирования экономики. Эти меры должны учитывать существование рынка труда, товарный характер рабочей силы. Стимулирование занятости населения должно происходить прежде всего за счет расширения производства, создания новых производств, наиболее выгодных в условиях Казахстана.
В то же время должны расширяться возможности договорного определения условий труда и трудовых гарантий работников, что будет способствовать стабилизации рабочих мест, более полному учету интересов как работников, так и предпринимателей.
1 См.: Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана. Алматы. 1997. Отдельное издание. С. 16, 22.
2 См.: САПП РК, 1996, № 22, ст. 197.
В условиях перехода к рыночной экономике и развития конкуренции существующее трудовое законодательство требует серьезного обновления, в том числе в отношении регулирования занятости населения, что обуславливает актуальность научной разработки юридических проблем занятости.
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Проблема занятости населения вызывает постоянный интерес ученых-правоведов. Изучению отдельных правовых аспектов проблем занятости населения были посвящены некоторые работы Г.Александрова, Л.Ю.Бугрова, Л.Я.Гинцбурга, А.Д.Зайкина, С.А.Иванова, Р.З.Лившица, С.П.Маврина, В.И.Никитинского, Ю.П.Орловского, А.С.Пашкова, Л.А.Сыроватской, А.И.Ставцевой, К.П.Уржинского. Хотя во многих работах часто и не применялся термин «занятость населения», в них были заложены теоретические основы подготовки, распределения (перераспределения) и использования кадров, т.е. рассматривались проблемы занятости в широком смысле. Немногочисленные публикации посвящены анализу занятости населения в узком аспекте, без достаточной научной проработки самого понятия занятости, ее видов, правового режима.
Обстоятельное исследование проблем занятости в работах О.М.Медведева посвящено, в основном, вопросам возникновения и прекращения занятости граждан на основе российского законодательства. В Казахстане некоторые проблемы занятости рассматривались Е.Н.Нургалиевой. Вместе с тем комплексного исследования правовых проблем занятости в свете новой
Конституции Республики Казахстан, закрепившей право на свободу труда и свободу предпринимательской деятельности, не проводилось, а законодательство о занятости населения нуждается в совершенствовании. Все это делает актуальным исследование проблем занятости населения.
ПРЕДМЕТ И ЦЕЛЬ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Предметом настоящего диссертационного исследования являются отношения занятости населения, взятые в единстве их экономического и правового содержания. Исследуется понятие занятости, ее виды и режим.
Целью диссертации является комплексное исследование занятости населения. В связи с указанной целью автор ставил перед собой следующие основные задачи:
• определение понятия занятости, анализ ее основных видов;
• установление связи между экономическим содержанием и правовой формой понятия занятости;
• определение института занятости в системе права;
• анализ основных этапов правового регулирования занятости населения до провозглашения независимости и после провозглашения независимости Республики Казахстан;
• изучение и освещение соотношения трудового, гражданского и административного законодательства о занятости населения;
• определение понятия правового режима занятости населения;
• исследование прав человека и гражданина и режима занятости населения;
• исследование рынка труда с позиции свободы труда и свободы предпринимательства;
•определение понятия трудового договора через его содержание как основной правовой формы занятости;
•определение сторон трудового договора с позиции занятости в условиях рыночных отношений;
•поиск путей совершенствования трудового законодательства.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что диссертация является первым в Республике Казахстан комплексным научным исследованием проблем правового регулирования занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике.
В диссертации формулируются следующие выводы и предложения, составляющие новизну научного исследования и выносимые на защиту:
1. Важным выводом настоящего исследования можно назвать положение о том, что юридическое понятие занятости населения основывается на таком срезе экономических отношений, как отношения производства, распределения, обмена и потребления. Воздействие права на занятость осуществляется всеми юридическими средствами, способствующими подъему экономики и ее прогрессивному развитию. Право является эффективным средством воздействия на занятость и поэтому совершенствование правовых норм занятости представляется актуальной задачей правовой науки.
2. Установлено, что действующая Конституция Республики Казахстан, закрепившая свободу труда, в отличие от предыдущих
Конституций, не говорит прямо о праве человека на труд. Но это право вытекает из самого права каждого на свободу труда. Право на свободу труда включает в себя и право на труд, ибо само право на свободу труда немыслимо без права на труд, как необходимой составляющей права на свободу труда. Право на труд следует понимать как элемент правосубъектности гражданина, а не как право требовать от кого-либо предоставления определенной работы у определенного работодателя или от государства и его органов. Конституционное право на свободу труда включает в себя и право на труд. Такое понимание права на труд соответствует статье 23 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, установившей, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы.
Что касается права на труд в трудовом законодательстве, то формулировка статьи 2 КЗоТ Казахской ССР нуждается в переработке в свете новой Конституции Республики Казахстан, как и вообще весь КЗоТ, требующий приведения его в соответствие с реалиями перехода экономики Казахстана к рыночным отношениям. Несомненно, что трудовая правосубъектность граждан является в любом случае необходимым юридическим условием реализации труда наемных работников, и, следовательно, права на труд как элемент правосубъектности граждан, но не субъективное право должно быть зафиксировано в будущем трудовом законодательстве.
Право на свободу труда не закреплено в действующем КЗоТ Казахской ССР. Между тем все нормы КЗоТ должны исходить из существования этого права. Поэтому в «Общих положениях» будущего Трудового Кодекса должна быть помещена норма о праве на свободу труда применительно к наемному труду как предмету регулирования трудового законодательства, а все остальные нормы должны формулироваться с учетом права на свободу труда.
3. Предложено в рамках реформирования трудового законодательства закрепить в нем для наемных работников с помощью императивных норм минимума социальных гарантий, соответствующего экономическим возможностям определенного этапа развития экономики Казахстана. Это, в частности, касается рабочего времени, отдыха, минимума заработной платы, условий охраны труда, материальной ответственности работников, сроков выплаты заработной платы, недопустимости замены ее денежной формы натуральными выплатами и некоторых других условий.
Причем императивными нормами должны быть установлены именно минимальные гарантии с тем, чтобы эти нормы не исключали возможности повышения гарантии при заключении коллективных и трудовых договоров.
Императивными нормами должны быть установлены и минимальные гарантии интересов работодателей. Другие нормы трудового законодательства должны носить, как правило, диспозитивный характер и представлять сторонам необходимые возможности для их свободного усмотрения, при заключении трудового договора. При этом, по мере экономического прогресса страны, нормы трудового законодательства должны пересматриваться с тем, чтобы они соответствовали экономическим возможностям определенного этапа экономического развития.
4. Показано, что к нормам права о занятости в сфере наемного труда, по существу, относятся все нормы трудового законодательства, а не его отдельный внутриотраслевой институт. Иное дело, нормы о занятости населения, понимаемые в широком смысле. Такие нормы имеются не только в трудовом, но также и в гражданском, и административном праве, и даже в гражданском процессуальном праве. Указанные нормы структурируются в комплексный межотраслевой институт занятости, в который помимо норм трудового права включаются нормы гражданского права для физических лиц, осуществляющих деятельность, направленную на получение дохода (нормы о предпринимательской деятельности граждан), а также нормы административного права, относящиеся к процессу обучения граждан, и некоторые другие нормы.
5. Предложена система классификации занятости в зависимости от характера занятости, степени охвата ею территории, в зависимости от профессий граждан и по субъектам.
6. Раскрыта история становления и развития законодательства о занятости в условиях обретения Республикой Казахстан независимости и перехода ее к рыночной экономике.
7. Выработано понятие режима занятости населения, определяемое комплексом, системой норм частного и публичного права, регулирующих занятость. На основе анализа частноправовых и публично-правовых норм, регулирующих занятость наемных работников, показано, что соотношение частно-правовых и публично-правовых норм в трудовом праве меняется в пользу частно-правовых.
8. Установлено, что содержание права на занятость имеет значительно больший объем, чем право на труд и соотносится с последним как род и вид, что позволяет правовую природу права на занятость, его сущность определять родовыми чертами юридической правосубъектности. Отсюда право на занятость как элемент конституционной правосубъектности, как и другие элементы конституционной правосубъектности, характеризуется следующими чертами:
• это равные права каждого человека, а в отношении специфической правосубъектности гражданина - это равные права каждого гражданина Республики Казахстан;
• возникновение права на занятость как права человека с момента его рождения, а права на занятость гражданина - с момента приобретения гражданства. Моменты возникновения права на занятость человека и права на занятость гражданина совпадают, если человек от рождения является гражданином Республики Казахстан;
• каждый может защищать свое право на занятость всеми законными способами, включая право на судебную защиту.
9. Показана необходимость различения трудовой правосубъектности физических лиц, которая в силу Конституции Республики Казахстан возникает от рождения человека, является абсолютной, равной для всех и не отчуждаемой и условиями реализации правосубъектности, представляющими по своей правовой природе юридические факты.
10. Занятое трудом население, получающее доход, можно подразделить на две группы: 1) работающих на базе средств труда, являющихся государственной собственностью; 2)работающих на базе средств труда, находящихся в частной собственности. Все лица, занятые в государственных организациях, работают на базе государственной собственности и являются наемными работниками. При этом виде занятости свои способности к труду работники уступают за вознаграждение государственным организациям, в которых и реализуются эти способности, соединяясь со средствами труда, находящимися в государственной собственности и закрепленными за государственными организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Лица, работающие на базе частной собственности, могут быть как самодеятельно занятыми, так и наемными работниками. Это зависит от юридических форм занятости на базе частной собственности.
11. Показана роль трудового договора как основной правовой формы занятости населения, поскольку преобладающая часть занятого возмездным трудом населения - это наемные работники.
Юридически с по мощью трудового договора человек включается в число занятого населения, являющегося наемными работниками. Договором также определяются условия занятости. Стабильность занятости населения во многом зависит от этих условий, поскольку только трудовой договор может определить индивидуальные условия занятости, приемлемые для каждого занятого человека.
12. Показано, что свобода трудового договора является производной от конституционно закрепленного в Казахстане принципа свободы труда. Свободу трудового договора как акта двух сторон нельзя сводить только к свободе лишь одной из сторон договора - работника, как это часто делалось в литературе. Свобода трудового договора предполагает договорную свободу не только работника, но и работодателя, без чего невозможна свобода самого трудового договора, как единого волевого акта его сторон.
13. Показана неудовлетворительность применительно к условиям рынка существующего законодательного определения сторон трудового договора, обоснована необходимость законодательного закрепления в качестве сторон трудового договора - работодателя, которым может быть как юридическое, так и физическое лицо и работника, который может быть только физическое лицо. При этом недопустимо признавать работодателем орган или представителя юридического лица.
14. Показана необходимость упорядочения законодательства о коллективных договорах в части сторон этих договоров. Одной из сторон этого договора всегда выступает работодатель в виде юридического или физического лица, а не собственник предприятия и не его администрация, которая является лишь органом юридического лица. Другой стороной коллективного договора выступает коллектив работников юридического лица, который может вступать в договор через своих представителей.
15. Выработаны, сформулированы и аргументированы предложения к проекту Трудового Кодекса Республики Казахстан, которые включены в качестве авторских глав и статей.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ДИССЕРТАЦИИ послужили идеи о демократическом и социальном государстве. В процессе написания диссертационной работы автор использовал частно-научные методы исследования с использованием системно-структурного и системно-функционального подходов, методов сравнительного анализа, логического, нормативно-догматического обоснования.
Поставленные в исследовании задачи потребовали правового анализа проблем других отраслевых правовых наук, прежде всего теории государства и права, гражданского и административного права. При этом также исследовались научные работы в области экономики и экономические категории.
С целью широкого исследования проблем занятости был проведен анализ истории развития законодательства о занятости до провозглашения независимости и после провозглашения независимости Республики Казахстан.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ послужили труды ученых философов, экономистов, правоведов и ученых других отраслей наук. Автор диссертации в своих научных поисках опирался на труды таких видных представителей правовой науки как: Алексеева С.С., Васина Ю.Г., Баймаханова М.Т., Зиманова С.З., Иванова С.А., Керимова Д.А., Лившица Р.З., Матузова Н.И., Медведева О.М., Михайленко Н.Т., Молодцова М.В., Мухитдиновых Н.Б. и А.Н., Никитинского В.И., Нургалиевой Е.Н., Орловского Ю.П., Пашкова А.С., Покровского Б.В., Сапаргалиева Г.С., Скобелкина В.Н., Смирнова О.В., Сулейменова М.К., Сыроватской Л.А., Уварова В.Н., Уржинского К.П., Фарбера И.Е., Халфиной P.O., Хохлова Е.Б., Шайбекова К.А., Шайкенова Н.А., Шахова В.Д., Явича Л.С., Якушева B.C. и др.
Эмпирической базой исследования послужило законодательство Республики Казахстан, Российской Федерации, Кыргызстана, а также нормы бывшего Союза ССР, действующее на территории Республики.
СВЯЗЬ ДИССЕРТАЦИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПЛАНАМИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ.
Тема диссертационного исследования утверждена Ученым Советом Института государства и права Национальной Академии наук Республики Казахстан 25 мая 1992 г.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Выводы и предложения исследования могут представлять практический интерес для разработки трудового законодательства и законодательства о занятости населения. Положения диссертации могут быть также использованы в учебном процессе, а также для проведения дальнейших исследований по данной проблематике и совершенствования законодательства.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ И ВНЕДРЕНИЕ НАУЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. Основные положения, выводы и рекомендации автора диссертации изложены в опубликованных работах, его докладах и научных сообщениях на научно-практической конференции 21-28 марта 1997 г. «Законотворческий процесс в Республике Казахстан: состояние и проблемы»,организованной Парламентом Республики Казахстан, на научно-теоретической конференции 19-20 апреля 1995г. «Актуальные проблемы правовой реформы в Республике Казахстан», на научно-практической конференции «Административный район в системе рыночных отношений (Алматы, 1992), на научно-теоретической конференции «Актуальные проблемы правового регулирования общественных отношений в условиях перехода к рыночной экономике (Барнаул, 1991), на республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы радикальной реформы в условиях Казахстана (ноябрь, 1989), на Всесоюзной научной конференции «Совершенствование законодательства о народном хозяйстве в условиях интенсификации общественного производства (Москва,1987), на Всесоюзном научно-координационном совещании юристов (Москва, 1981г.) и др.
Идеи и положения, развитые в диссертации, также нашли свое отражение в учебниках «Основы государства и права Республики Казахстан»- раздел «Труд и право» (Алматы, 1993 г.), раздел «Основы трудового права» (Алматы, 1996г.) Теме диссертации автором посвящена глава «Договоры о труде» в монографии «Договор в народном хозяйстве» (Алматы, 1987г.), глава «Правовые вопросы привлечения и рационального использования трудовых ресурсов в межхозяйственных предприятиях», в монографии «Правовое положение межхозяйственных предприятий » (Алма-Ата, 1987), а также специальная монография «Правовые проблемы труда и 'занятости» (Алматы, 1997).
Обобщения научного исследования были использованы диссертантом в разработке и чтении ею учебного курса по трудовому праву и в опубликованных по данной дисциплине учебно-методических пособиях и программах.
Предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан были использованы при даче заключений в Министерство юстиции и Министерство труда Республики Казахстан на проект новой редакции закона «О занятости населения» (1995- 96 гг.)
В 1994-1996 гг. диссертант приняла участие в разработке проекта Трудового Кодекса РК (вариант, подготовленный Министерством юстиции Республики Казахстан»), проектов законов «О миграции»,»0 коллективных трудовых спорах и забастовках», в 1996 году участвовала в качестве эксперта по проекту Трудового Кодекса Кыргызской Республики, совместно с экспертами Международной Организации Труда (МОТ) участвовала в обсуждении проекта Трудового Кодекса Республики Казахстан, подготовленного Министерством Труда Республики Казахстан - во всех этих работах также использовались выводы, полученные в ходе диссертационного исследования.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1662
Пароль: 1662
Скачать файл.
Просмотров: 259 | Добавил: Диана33 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz